Самбуру народ
Эта статья требует дополнительных цитат для проверки . ( март 2016 г. ) |
![]() | |
Общая численность населения | |
---|---|
333,471 [ 1 ] | |
Регионы со значительным населением | |
Округ Самбуру ( Кения ) | |
Языки | |
Самбуру , Суахили , английский | |
Религия | |
Христианство , традиционные убеждения | |
Связанные этнические группы | |
Другие нилотические народы |
Часть серии на |
Культура Кении |
---|
![]() |
Кухня |
Самбуру - северо нилотичный народ -центральной Кении . Это полугодные скотоводы , которые в основном становятся скотом, но также держат овец, коз и верблюдов. Они называют себя Lokop или Loikop , разнообразными интерпретациями среди Самбуру. Некоторые считают, что это означает «владельцы земли» («lo», что означает право собственности и «NKOP», означающую землю), в то время как другие имеют разные интерпретации.
Самбуру говорит на диалекте Самбуру на языке MAA , нилотическом языке , который также говорил другие 22 под племенами сообщества MAA, обычно известные как масаи . Некоторые западные антропологи [ ВОЗ? ] попытались классифицировать Самбуру как отдельное племя, отдельное от масаи, точка зрения, которая кажется, кажется, [ Нейтралитет оспаривается ] что некоторые люди Самбуру принимают сегодня. [ Цитация необходима ]
Национальный заповедник Самбуру является одним из известных игровых парков в этом районе. В рамках общины Маа в Кении и Танзании субтурирование Самбуру является третьим по величине после Кисонко (Исикирари) Танзании и Пурко из Кении и Танзании.
История
[ редактировать ]Вото (иногда Отто, [ 2 ] *Делать, чтобы и делать) - это место, которое Самбуру считают их родиной. Woto означает север в Самбуру . [ 3 ] Точное местоположение неизвестно. Как правило, он был идентифицирован как к северу от озера Туркана и был постулирован как где -то на юге Эфиопии . [ 2 ]
Культурные связи
[ редактировать ]У Нанди есть традиция, что первый человек, который практиковал обрезание в Нанди, как говорят [ 4 ] (в других отчетах, указывающих на интервенции календзин *D звук - самое близкое произношение TTO).
История гласит, что у Кипкенио было несколько братьев и сестер, которые все погибли, когда они достигли половой зрелости, поэтому Кипкенио решил, когда у него было много своих детей, чтобы «изменить» их всех в этом возрасте. Поэтому он обрезал их, и, поскольку ни один из его детей не умер, Нанди последовал за его примером, в результате чего обрезание стало общим.
- Холлис, Ак, Нанди - их язык и фольклор, 1909
Это соответствует лингвистическим исследованиям, которые указывают на значительный культурный перенос между южными нилотами и восточными кушитами во время интенсивного взаимодействия до южного нилотического поселения в Западной Кении. [ 5 ]
Культура
[ редактировать ]
Социальная организация
[ редактировать ]Самбуру - геронтократия . Сила старейшин связана с верой в их проклятие, лежащая в основе их монополии на заключение браков и приобретения дальнейших жен. Это за счет незамужних молодых мужчин, чье развитие до тридцати лет находится в состоянии социальной подвески, продлевая их подростковый статус. [ 6 ]
Одежда
[ редактировать ]
Мужчины носят ткань, которая часто розовая или черная и обернута вокруг своей талии таким образом, как шотландский килт . Они украшают себя ожерельями, браслетами и ножками, как и другие подплинные племена сообщества масаи. Члены возраста Морана (то есть «Воины») обычно носят свои волосы в длинных косы, которые они бреют, когда становятся старейшинами. Это может быть окрашено с помощью красной охры. Их тела иногда украшают охрой. Женщины носят два куска синей или фиолетовой ткани, один кусок обернулся вокруг талии, второй обернут над грудью. Женщины держат свои волосы и носят многочисленные ожерелья и браслеты. В последнее десятилетие традиционные стили одежды изменились. Некоторые мужчины могут носить стиль красной тартанской ткани 1980-х годов, или они могут носить темно-зеленую/синюю клетчатую ткань вокруг своих талий, называемых «kikoi», часто с шортами внизу. Марани (Lmuran) [ 7 ] (Воины) Носите ткань, которая может быть цветочной или пастельной. Некоторые женщины все еще носят два куска синей или красной ткани, но стало модным носить ткани с животными или цветочными узорами в глубоких цветах. Женщины также могут часто носить маленькие майки с его тканью, а юбки в клетку также стали обычными. [ 8 ]
Еда и общество
[ редактировать ]
Традиционно Самбуру полагались почти исключительно на свои стада, хотя торговля со своими соседями и использование диких продуктов также была важной. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Перед колониальным периодом корова, коза и овечье молоко были ежедневным основным продуктом. Устные и документальные данные свидетельствуют о том, что небольшие запасы были значимыми для диеты и экономики, по крайней мере, с форварда восемнадцатого века. В двадцать первом веке крупный рогатый скот и небольшие запасы по-прежнему имеют важное значение для экономики и социальной системы Самбуру. Молоко все еще является ценной частью современной диеты Самбуру, когда она доступна, и может быть пьян свежим или ферментированным; «Созребленное» молоко часто считается превосходным. Мясо от крупного рогатого скота едят в основном в церемониальных случаях или когда корова умирает. Мясо из небольшого запаса едят чаще, хотя и все еще не регулярно. Сегодня Самбуру все чаще полагается на приобретенную сельскохозяйственную продукцию - с деньгами, полученными в основном в результате продаж скота, - и чаще всего кукурузное блюдо превращается в кашу. [ 12 ] Чай также очень распространен, принимается с большим количеством сахара и (когда это возможно) с большим количеством молока, и является основным продуктом современной диеты Самбуру. [ 13 ] Кровь взята у живых животных и собирается у убитых. Существует как минимум тринадцать способов, которыми может быть подготовлена кровь, и может образовать целую еду. Некоторые Самбуру в наши дни обратились к сельскому хозяйству, с различными результатами.
Обрезание
[ редактировать ]Практика Самбуру мужской обход (плоть) и женская обход (клитор). Укалечивание на женских половых органах является незаконным в Кении. Мальчики обрезаются в подростковом возрасте, и большинство девочек подвергаются обрезанию женщины до брака. Девочки, которые не подверглись обрезанию женщин, будут изнасилованы как часть практики, называемой «бисером», и им не разрешается иметь детей. [ 14 ] [ 15 ]
Религия
[ редактировать ]Религия Самбуру традиционно фокусируется на своей многогранной божественности ( NKAI ). Нкай (женское существительное) играет активную роль в жизни современного Самбуру. Дети и молодые люди, особенно женщины, нередко сообщают о видениях NKAI. Некоторые из этих детей пророчествуют в течение некоторого периода времени, и некоторые из них получают репутацию пророчества на протяжении всей своей жизни. Помимо этих спонтанных пророков, у Самбуру есть ритуальные дивнеры или шаманы , называемые « Лобонок », которые божественны причины отдельных заболеваний и несчастья и направляют воинов. [ 16 ]
Самбуру считает, что Нкай является источником всей защиты от опасностей их существования. Но Нкай также наносит наказание, если старейшина прокляет младшего за некоторое демонстрацию неуважения. Гнев старейшины рассматривается как апелляция к Нкай, и это НКАЙ, который решает, оправдано ли проклятие. Столкнувшись с несчастью и после некоторого проявления неуважения к пожилую человеку, жертва должна приблизиться к своему старшему и предложить репарацию в обмен на его благословение. Это успокаивает гнев старшего и восстанавливает защиту Нкай. [ 17 ] Однако для старшего необычайно проклинать младшего. Проклятия зарезервированы для случаев крайнего неуважения. [ 18 ]
Многие Самбуру - христиане. [ Цитация необходима ]
В западной популярной культуре
[ редактировать ]Самбуру широко изображены в популярной культуре, начиная от голливудских фильмов, главных телевизионных рекламных роликов и основной журналистики. Такие изображения хорошо используют красочные культурные традиции Самбуру, но иногда за счет точности. Одним из предыдущих выступлений в фильме Самбуру было в 1953 году «Классик Джона Форда Могамбо» 1953 года , в котором они служили фоном для таких звезд, как Кларк Гейбл, Грейс Келли и Ава Гарднер. [ 19 ]
В 1990 -х годах 300 Самбуру отправился в Южную Африку, чтобы сыграть напротив Кевина Бэкона в баскетбольной комедии The Air Up , в которой Самбуру изображается как группа под названием «Winabi», чей принц - потенциальная звезда обручей, которая будет продвигать бекон к Глава колледжа. Дополнительные данные Samburu использовались для изображения членов близкородственной, но более известной этнической группы Maasai, как в фильме «Призрак» и «тьма» с Майклом Дугласом и Вэл Килмер. [ 20 ] Фильм 2005 года «Белый масай» - о швейцарской женщине, влюбленной в мужчину из Самбуру, - в то же время связывает две этнические группы, главным образом потому, что авторы и директора полагали, что никто не слышал о Самбуру.
Танцы Самбуру были включены в рекламу MasterCard. Бегуны Самбуру были известны в рекламе Nike в конце 1980 -х годов, в котором слова мужчины Самбуру были переведены на английский как слоган Nike «просто делай это». Это было исправлено антропологом Ли Кронком, который видит, как рекламный ролик предупредил Nike и СМИ, которые мужчина из Самбуру сказал: «Я не хочу этого. Дай мне большие туфли ». Nike, объяснив ошибку, признался, что импровизировал диалог и заявил: «Мы думали, что никто в Америке не знает, что он сказал». [ 21 ]
реалити -шоу США Племя в третьем сезоне выжившего , которое было снято в Кении в 2001 году, было названо Самбуру.
Недавние конфликты
[ редактировать ]В статье 2009 года MSNBC взял читателей в тур по местам, в которых якобы находились в округе Самбуру , в то же время утверждая, что конфликты между Самбуру и соседними людьми Pokot были результатом голода обеих сторон, потому что у них было больше скота, чем у паттернов могли поддержать. [ 22 ]
Вооруженный конфликт между племенами Самбуру и Покот усилился с 2010 года, и он почти полностью сосредоточен на снижении пастбищ, доступных для увеличения размеров стада крупного рогатого скота, насчитывая сейчас до 1500 крупного рогатого скота в одном стаде. С повторяющимися засухами с 2010 года и катастрофической засухи 2017 года, битвы за пастбища привели к тому, что обе стороны вторглись в природу консервативности округа Лайкипия . Вооруженный конфликт подстрекается политиками со всех сторон, которые используют его в качестве средства для улучшения своих полномочий среди скотоводных сообществ.
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Население населения и жилищной переписи 2019 года. Объем IV: распределение населения по социально-экономическим характеристикам» . Кении Национальное бюро статистики . Получено 24 марта 2020 года .
- ^ Jump up to: а беременный Где оригинальный дом Самбуру? «Сад Эдема»
- ^ Наш Самбуру, Самбуру The Online
- ^ Hollis, ac, нанди - их язык привет и фольклор, Оксфорд, 1909
- ^ Эрет, Кристофер. Африканский классический возраст: Восточная и Южная Африка в мировой истории 1000 г. до н.э. до 400. Университет Вирджинии, 1998, с.179
- ^ Спенсер, Пол, 1965, Самбуру: исследование геронтократии в кочевом племени , Рутледж и Кеган Пол, Лондон. Спенсер, Пол, 1973, кочевники в Альянсе: Симбиоз и рост среди Рендиля и Самбуру из Кении , издательство Оксфордского университета, Лондон.
- ^ Множество Морана, как написано народом Самбуру. Lesas, David Ltadale, 2014, член Lmasula (Iltarrosero) клана Samburu Sub Tribe
- ^ Прямо, Билинда. 2005. Время сокращения: бусы, секс и песни при создании памяти Самбуру Масаи. Стр. 267-283 В качествах времени: временные аспекты социальной формы и человеческого опыта. Венди Джеймс и Дэвид Миллс (ред.). Серия монографий ASA, Берг. [1]
- ^ СОБАНА, Нил. 1980. Историческая традиция народов бассейна Восточного озера Туркана c. 1840-1925. Доктор философии Диссертация, Школа восточных и африканских исследований, Лондонский университет.
- ^ СОБАНА, Нил. 1988. Пребы: натуральные, выживаемые и культурные изменения в северной Кении. Журнал Африканской истории 29 (1): 14-40.
- ^ СОБАНА, Нил. 1991. Пистолет, голод и друзья: обмен девятнадцатого века и этническая принадлежность в регионе Восточного озера Туркана. Стр. 118-142 в Джоне Дж. Галати и Пьер Бонте (ред.). Boulder, CO: Westview Press.
- ^ Хольцман, Джон. 2009. Неопределенный вкусы: память, амбивалентность и политика еды в Самбуру, Северная Кения. Беркли: Университет Калифорнии Пресс [2] .
- ^ Хольцман, Джон. 2003. «В чашке чая: товары и историю среди пасторалистов Самбуру в северной Кении». Американский этнолог 30: 136-59
- ^ «Обряды прохода Самбуру: бисера, обрезание женского и мужского пола» . Изменить понимание . 2012-05-15 . Получено 2018-07-09 .
- ^ Дэвид Маккензи (2011-05-11). «Активистские сражения кенийская традиция изнасилования« бисера » . CNN .
- ^ Прямо, Билинда. 2007. Чудеса и необычный опыт в северной Кении. Филадельфия: Университет Пенсильвании Пресс. [3]
- ^ Спенсер, Пол, 2003, Время, пространство и неизвестные: конфигурации мощности и провидения Масаи. Рутледж, Лондон. (с.67-97, «Провидение и космология несчастья».)
- ^ LESAS, Дэвид Ltadale, 2014, член клана Lmasula в Самбуру.
- ^ Ченевикс-Тренч, Чарльз 1993 Мужчины, которые правили Кении. Лондон: IB Телец.
- ^ Askew, Kelly 2004. «Удар Самбуру и безумная корова: приключения в Антрополливуде». Стр.31-68 в вне сцены/демонстрируется: близость и этнография в эпоху общественной культуры, отредактированная Эндрю Шрайком. Стэнфорд, Калифорния: издательство Стэнфордского университета.
- ^ «Мнение | темы времени; если обувь не подходит» . New York Times . 1989-02-15. ISSN 0362-4331 . Получено 2023-02-09 .
- ^ «Мировой блог - Кенианс битва за ресурсы с оружием и мечами» . Архивировано из оригинала 2012-03-19 . Получено 2011-05-15 .
Дополнительное чтение
[ редактировать ]- Найджел Павитт, "Самбуру", ISBN 1-85626-429-7