Голод 1899 года в центральной Кении.
Голод в центральной Кении в 1899 году считается разрушительной катастрофой в Кении истории . Он быстро распространился с 1898 года в центральном регионе страны вокруг горы Кения после нескольких лет подряд небольшого количества осадков . Распространение саранчи , болезней крупного рогатого скота , которые уничтожили поголовье скота, и растущий спрос на продовольствие со стороны путешествующих британских , торговцев суахили и арабских караванов также способствовали нехватке продовольствия. Голод , сопровождался оспы эпидемией которая привела к депопуляции целых регионов.
Число жертв неизвестно, но, по оценкам немногочисленных европейских наблюдателей, оно составило от 50 до 90 процентов населения. Пострадали все люди, проживающие в этих регионах, хотя и в разной степени.
Голод произошел одновременно с установлением британского колониального правления , из-за чего жители центральной Кении не воспринимали его как следствие естественных причин. Вместо этого они рассматривали это как проявление всемирного кризиса, нарушившего баланс между Богом и обществом и проявившегося также в колониальном правлении.
Голод привел к социальной реорганизации, которая способствовала установлению британской колониальной власти и европейских миссионерских обществ в Кении. Этот процесс способствовал расизации страны и вызвал коллективную травму среди населения, которая продолжает оказывать влияние и сегодня.
Центральная Кения в конце 19 века.
[ редактировать ]Социальная организация
[ редактировать ]К концу XIX века Центральная Кения уже была густонаселенным регионом из-за плодородных почв и дождливого климата, особенно в высокогорье. Помимо территории вокруг озера Виктория , этот регион был самым густонаселенным в Британской Восточной Африке , численность населения которого оценивалась примерно в один миллион человек. [ 1 ] : 5 Высокогорная территория между горой Кения и холмами Нгонг была преимущественно заселена общинами Кикую , Эмбу , Меру , Мбире и Огиек . На востоке низменный регион переходил в полузасушливую степь и был заселен преимущественно камбинскими группами. К югу от Нгонга и к западу от гор Ньяндаруа кикую, огиек и масаи эту местность населяли . Жители плодородных высокогорий в первую очередь полагались на сельское хозяйство как источник средств к существованию, тогда как жители засушливых степей занимались главным образом скотоводством. [ 1 ]
В отличие от картографического изображения этих групп на картах, созданных в 20 веке, данные свидетельствуют о том, что они не населяли территории, которые были четко очерчены. Напротив, они были тесно переплетены в культурном и социальном отношении. За исключением нилотского языка Маа , их языки были языками банту и поэтому были тесно связаны. [ 1 ] : 4 Однако, помимо языка, члены одной и той же языковой группы имели минимальные общие характеристики. Они не были объединены общей политической властью и лишь время от времени объединялись общими ритуалами . Было бы неточно охарактеризовать этническую идентичность в том виде, в каком мы ее знаем сегодня, как ярко выраженное явление. Например, от членства в общине масаи можно было отказаться путем переселения или смены образа жизни, например, со скотоводства на сельское хозяйство . [ 1 ]
Люди жили небольшими общинами, организованными в кланы , семьи или деревенские группы. Такие группы также могут состоять из людей разного языкового происхождения . Они часто организовывались вокруг покровителя, влиятельного главы семьи, который знал, как привязать к себе людей, предлагая им защиту внутри сообщества. Эти общины обычно идентифицировали себя по своему географическому положению, основателю своей общины, который в основном идентифицировался как общий, иногда мифический, предок , или по своему образу жизни, который часто включал земледелие , охоту или скотоводство . Военные действия между разными единицами одной языковой группы происходили с такой же частотой, как и между представителями разных этнических групп . [ 1 ]
Региональный обмен и контакты
[ редактировать ]Несмотря на языковые границы, эти небольшие общины поддерживали активное общение и торговлю . Они часто вступали в брак и влияли на образ жизни друг друга, особенно в тех районах, где жили вместе как соседи. Этот контакт был необходим для выживания местного населения. Плодородная высокогорья служила житницей всего региона. В случае нехватки продовольствия в отдельных районах из-за засухи люди совершали торговые поездки в высокогорье. Эти поездки будут включать обмен домашним скотом , включая коз , овец и крупный рогатый скот , а также ядами для стрел и табаком . Инструменты и оружие, металлы, соль и лекарственные травы , мед и даже рабочая сила также будут обмениваться на такие продукты питания, как просо и ямс , фасоль , кукуруза и бананы . В трудные времена целые семьи иммигрировали в высокогорье, где жили и работали на земле богатого фермера, обеспечивая тем самым свое выживание в трудные времена. [ 2 ]
Более того, отдельные регионы на юге этой области поддерживали активный обмен с большими караванами, направлявшимися вглубь страны с восточноафриканского побережья за слоновой костью . В центральной Кении возникло несколько торговых узлов, где посредники закупали продовольствие у местного населения и перепродавали его большим караванам в качестве продовольствия для дальнейшего пути. [ 1 ] : 50–72
Отсутствие дождя, чума крупного рогатого скота и нашествие саранчи
[ редактировать ]В большинстве регионов Восточной Африки 1880-е и 1890-е годы характеризовались нерегулярностью и скудностью осадков . [ 3 ] Засуха в центральной Кении в конечном итоге была вызвана сильным явлением климатического явления Ла-Нинья в 1898 году. Это событие в сочетании с особенно сильным явлением Эль-Ниньо в 1896 году и еще одним Эль-Ниньо в 1899 году также привело к засухе и отсутствию продовольственной безопасности. в других регионах Африки. [ 4 ] Помимо вышеупомянутых климатических факторов, на центральный регион Кении повлияли и некоторые другие неблагоприятные условия. В 1890-х годах стаи саранчи опустошили и без того плохие урожаи как в бесплодных, так и в плодородных районах из-за отсутствия дождей. [ 1 ] : 96, 122
Кроме того, эпизоотия уже чумы крупного рогатого скота опустошила значительную часть поголовья крупного рогатого скота в 1891 году. Эта болезнь животных , зародившаяся в Азии, была завезена в Эфиопию итальянскими войсками с индийским скотом в 1887 году. Впоследствии она распространилась оттуда в Восточную Африку. не было иммунитета и, наконец, в Южную Африку, где от него . Потери скота среди владельцев крупного рогатого скота в Кении оцениваются в 90%. Падение скота оказало глубокое влияние на регион. Употребление их мяса было нечастым. Скот считался ценным объектом престижа и часто использовался как выкуп за невесту и как средство покупки продуктов питания в плодородных регионах. В скотоводческих обществах падеж крупного рогатого скота оказал значительное влияние на рацион детей и молодых людей. Их в основном кормили смесью молока и крови с травами , кровью, взятой из сонной артерии коровы. [ 1 ] : 96
Последствия особенно сильно пострадали от масаи , скотоводческого общества, в котором скотоводство было центральным элементом. После разрушения их экономической основы погибли тысячи людей и распались целые общины. Те, кто выжил, искали убежища прежде всего у соседнего Кикую . В этот период наблюдался заметный рост боевых действий и применения насилия. Чума крупного рогатого скота превратила до сих пор гордых и внушающих страх масаи в нищих, и они пытались остановить социальный упадок, занимаясь крупномасштабным кражей скота и женщин из соседних деревень, чтобы восстановить свои семьи. [ 5 ]
Вестники колониальной власти
[ редактировать ]Первоначальные попытки британской колониальной державы закрепиться в Кении стали важным фактором, способствовавшим последующим катастрофам. С 1889 года Имперская Британская Восточно-Африканская компания установила несколько административных постов вдоль существующего торгового пути от портового города Момбаса до озера Виктория . Немецкое влияние в регионе закончилось к 1890 году, после передачи Виту . Их целью было обеспечить обширные торговые караваны компании, которые могли насчитывать до тысячи человек, пропитанием для их последующего путешествия. С этой целью у местного населения закупалось значительное количество продовольствия, иногда силой. Кроме того, движение караванов способствовало распространению ранее неизвестных заболеваний, таких как чума крупного рогатого скота . [ 6 ] : 3
Тем не менее, первоначальное влияние британцев было относительно скромным и ограничивалось избранным количеством станций и ограниченным радиусом действия. Ситуация изменилась со строительством железной дороги. После приобретения Британской Восточной Африки Великобританией в 1895 году, в 1896 году началось строительство Угандийской железной дороги с целью создания железнодорожной линии, соединяющей Момбасу с Угандой . По мере продвижения завершенной линии страна становилась все более доступной для европейцев, которые могли добраться до внутренних районов. К 1899 году железная дорога достигла Найроби , который был построен в 1896 году как склад строительных материалов и, таким образом, также до южной территории Кикую в центральной Кении. Число европейцев в стране, следовательно, росло в геометрической прогрессии: поселенцы , администраторы, миссионеры , авантюристы, бизнесмены и ученые прибывали в значительных количествах. [ 6 ] : 8–11
Для африканцев строительство железных дорог имело еще одно измерение. С начала строительства в 1896 году на обширные строительные площадки было привлечено значительное количество рабочих. Они нанимались в качестве разнорабочих , чтобы заработать деньги на покупку европейских торговых товаров, которые пользовались большим спросом. В их число входили хлопчатобумажные ткани и одежда, банки для табака, огнестрельное оружие и жемчуг . Большинство этих железнодорожников были индийскими рабочими по контракту, но на железной дороге также работали африканцы со всей Восточной Африки, в том числе многие из центральной Кении. Преимущественно мужская рабочая сила, занятая на железной дороге, не могла заниматься сельским хозяйством, что еще больше снизило урожайность . [ 6 ] : 15–17
Великий голод
[ редактировать ]Великий голод, как его впоследствии назвали, распространился среди населения Кении во второй половине 1890-х годов. Его воздействие ощущалось по всему региону, от горы Кения до Килиманджаро . К концу 1897 года урожаи в низинных восточных регионах уже были плохими, даже в тех районах, которые обычно могли производить излишки продовольствия. 1898 год начался с очередного периода засухи , в результате которой голод распространился на южные районы. Нашествие саранчи и новая вспышка чумы крупного рогатого скота, в результате которой погибло около 30% поголовья крупного рогатого скота , еще больше усугубили последствия недостаточного количества осадков. К середине 1898 года число смертей от голода достигло значительной части населения. Осадки в этом году выпали позже и в меньшем количестве, чем обычно. Наконец, на полях начали засыхать посевы в восточном высокогорье и южном районе Кикую, которые раньше орошались. [ 1 ]
Тем не менее, к середине 1898 года нехватка продовольствия в центральной Кении еще не достигла своего пика. Торговцы продолжали продавать запасы продовольствия с высокогорья проходящим караванам или посредникам, чтобы приобрести пользующиеся большим спросом товары, такие как одежда, бусы, оружие или медная и латунная проволока (из которой изготавливались украшения). [ 7 ] Предполагалось, что продовольствия не хватает только среди менее обеспеченных слоев населения в определенных районах, и в случае чрезвычайной ситуации его можно было закупить за счет торговли с центральными горными районами. В отчете британского миссионера Гарри Лики с миссионерской станции Кабете недалеко от Найроби говорилось, что:
«Ужасы этого события были значительно усилены тем фактом, что примерно в это время огромное сафари с нубийцйскими войсками прошло прямо через страну Кикую. проволока, американи и бусы, но для них это означало катастрофу, потому что, когда наконец после двух бесполезных посадок, если не трех, выпало достаточно дождя, чтобы дать урожай, в зернохранилищах почти не осталось зерна, которое можно было бы положить в почву. " [ 7 ] : 865
Была ли торговля продовольствием причиной нехватки продовольствия, остается предметом споров. Антрополог заметила , Грет Кершоу что от голода также пострадали районы, которые не вели торговлю с большими караванами. [ 8 ] : 74–75 Историк с Чарльз Эмблер описывает ход голода как смещающуюся границу, которая перемещалась вместе беженцами . Как только голодные мигранты переместились в район, еще не затронутый голодом, там возник дефицит продовольствия. Это привело к созданию новой когорты беженцев, которые впоследствии переселились в новые регионы, тем самым вызвав нехватку продовольствия и в этих районах. [ 1 ] : 135
Горная местность между горой Кения и горами Ньяндаруа , известная обильным количеством осадков, не пострадала от голода. В этом регионе урожаи также были меньшими, хотя некоторые излишки продовольствия продолжали производиться, что позволило беженцам из голодающих районов выжить.
В 1898 году строительство железной дороги дошло до района Камбы и высокогорья. Значительное количество коз и овец, бобов, кукурузы и зерна было закуплено в окрестностях для питания строительного персонала, при этом на некоторых строительных площадках проживало до 4000 человек. Поскольку строительные площадки были перенесены ближе к дому, количество наемных рабочих , в том числе женщин, значительно увеличилось. Это произошло потому, что многие мужчины уже работали чернорабочими на отдаленных строительных площадках. Более того, многие мужчины работали носильщиками в расширяющейся караванной торговле, что приводило к растущей нехватке рабочей силы в сельском хозяйстве. Из-за непрекращающейся засухи те, кто оставался дома, часто были слишком слабы, чтобы принять дополнительные меры по облегчению голода. [ 1 ]
В начале 1899 года голод достиг самой жестокой фазы. Помимо голода, эпидемия оспы и появление песчаных блох ухудшению положения в регионе способствовали , ранее неизвестных в центральной Кении. Блоха быстро распространилась, еще больше усугубляя кризис. Для тех, кто уже был изнурен, незнаком с песчаными блохами, заражение насекомым , въедавшим кожу в плоть, часто приводило к покалечению конечностей или даже смерти. [ 1 ] : 124–126
Стратегии выживания
[ редактировать ]Торговля и охота
[ редактировать ]Поскольку посевы на полях засыхали, а запасы истощались, самым важным средством выживания был домашний скот, особенно крупный рогатый скот . Их молоко и кровь давали пищу без промедления и усилий. предмет Что еще более важно, из-за своей ценности крупный рогатый скот можно было продавать как престижный для получения продуктов питания из горной местности. В трудные времена браки аннулировались, чтобы вернуть себе скот, уплаченный в качестве выкупа за невесту. В других случаях девушек спешно выдавали замуж, чтобы завести в хозяйство скот. Однако, несмотря на повсеместный голод, скот редко забивали из-за в нем мяса содержания ; это был семейный капитал, и к нему относились как к валюте, а не как к еде.
Однако путешествовать в высокогорье за едой было рискованно. Путешествие длилось несколько дней, требовало еды и питья и включало пересечение бурных рек. Во многих местах по сельской местности бродили банды бандитов , нападая на путешественников и грабя их товары. Ослабленные голодом путешественники часто не добирались до места назначения и умирали по пути. [ 9 ] : 248
Наиболее уязвимые семьи, не имеющие скота, первыми испытывали голод и вынуждены были ежедневно сталкиваться с проблемами выживания. Многие фермерские семьи обратились к охоте как к источнику пищи, используя ловушки для ловли газелей и ящериц поблизости. Мужчины формировали группы и предприняли опасную охоту на крупных млекопитающих, таких как капский буйвол или слоны, - практика, которая обычно не одобрялась в центральной Кении. Те, кто не мог заниматься охотой или другими видами добывания пищи, в том числе женщины с детьми, старики и немощные, были вынуждены питаться корнями, травами, дикорастущими плодами и листьями. Чтобы выжить, они прибегали к отчаянным мерам, в том числе кипячению кожи и тыквы в течение нескольких дней, чтобы сделать их съедобными, и превращению древесного угля в муку. [ 1 ] : 127–128
Миграция
[ редактировать ]Дождливые центральные высокогорья, северный регион Кикую и окрестности горы Кения не испытывали недостатка в продовольствии, что привлекало тысячи мигрантов из соседних регионов. Многие из этих мигрантов умерли по дороге или вскоре после прибытия. Выжившие пытались преодолеть голод, работая чернорабочими на полях все еще плодородных районов.
Важной стратегией выживания было предоставление женщин и девочек в качестве залога. Когда семьи испытывали нехватку продовольствия, они часто одалживали своих женщин другим домохозяйствам, у которых была еда. В результате были спасены как мужчины, получившие взамен еду, так и женщины и девочки, переехавшие в хорошо обеспеченные семьи. Этот метод получил широкое распространение, несмотря на потенциальную возможность серьезного психологического стресса среди вовлеченных женщин, которым часто приходилось покидать не только свои семьи, но и привычную культурную и языковую среду. Между 1898 и 1900 годами тысячи женщин и девочек, в основном из общин масаи и камба , переселились в языке кикую семьи, преимущественно говорящие на , проживающие в центральных и плодородных высокогорьях. Кроме того, многие женщины самостоятельно мигрировали на административные станции или в крупные лагеря железнодорожных строителей, зарабатывая себе на жизнь проституцией , мелкой торговлей и пивоварением . [ 1 ] : 127–133
Помимо женщин, из голодающих регионов эмигрировали целые деревни и семейные группы. Некоторые районы, расположенные к востоку от горы Кения и к югу от Найроби, по наблюдениям европейских путешественников, впервые посетивших страну, оказались обезлюдевшими. Мигранты обычно искали убежища в регионах, с которыми они были знакомы по предыдущим торговым поездкам или где они могли рассчитывать на дружеский или семейный прием благодаря браку или узам кровного братства . Тем не менее, было бы ошибочно полагать, что голодающих беженцев повсеместно приветствовали с распростертыми объятиями в принимающих их общинах. В результате своего статуса беженцев они подверглись той же маргинализации и эксплуатации, что и те, кого считают чужаками. В частности, женщины и дети часто подвергались изнасилованию и краже . С течением времени имели место также случаи массовых убийств, поскольку принимающие общины были оправданы в своих опасениях, что приток беженцев также приведет к истощению их собственных запасов продовольствия. [ 1 ] : 134–137
Преступность и насилие
[ редактировать ]Трудности привели к распаду социальных структур и моральных связей во многих местах. Даже самые близкие отношения разрывались, чтобы освободиться от обязательств и обеспечить собственное выживание. Были случаи, когда кровные братья грабили друг друга, а также случаи, когда мужчины бросали свои семьи, а матери бросали своих детей. В небольшой заброшенной хижине в районе Камба миссионеры обнаружили тела 24 детей, которые крепко держались друг за друга. Было замечено, что другие дети бродили одни, с братьями и сестрами или большими группами в поисках убежища и средств к существованию. Молодые мужчины и женщины образовывали небольшие банды и прибегали к грабежу как к средству выживания. Они совершали набеги на меньшие и большие караваны и домохозяйства, которые больше не были защищены из-за отсутствия мужчин-опекунов. Кроме того, стройплощадки железных дорог подвергались частым рейдам, поскольку значительное количество присутствовавших там рабочих представляло собой многообещающий источник еды. [ 1 ] : 144, 146
Деятельность кочующих банд мародеров делала жизнь в разбросанных поселениях все более опасной. Увеличилась частота нападений на беженцев, при этом женщины и дети, в частности, захватывались торговцами и продавались караванам в качестве рабов. Даже внутри семейной структуры люди, занимавшие более высокое положение в социальной иерархии, несли ответственность за продажу членов семьи в рабство. [ 1 ] : 144–146 Кроме того, слухи о каннибализме начали распространяться . В своем отчете торговец слоновой костью Джон Бойс заявил: «Некоторые из моих людей слышали ужасные истории о людях, убивающих и поедающих друг друга в отчаянии из-за нехватки еды». [ 9 ] : 248
Эпидемия оспы
[ редактировать ]Ситуация еще больше усугубилась возникновением оспы эпидемии , распространившейся из Момбасы вдоль железнодорожной линии. В Момбасе трупы собирали на улицах ежедневно. [ 10 ] : 148 однако местная колониальная администрация не приняла никаких мер по сдерживанию распространения болезни. Он быстро распространился на голодающий центральный регион через недавно построенную железнодорожную линию Уганды .
Оспа поражала как голодающих, так и сытых. Это было особенно разрушительно в плодородных высокогорьях, где общины в значительной степени избежали голода. Болезнь, принесенная многочисленными беженцами от голода, быстро распространилась в густонаселенном районе, население которого увеличилось из-за притока беженцев. Вскоре опустели целые деревни.
Рэйчел Уотт, жена миссионера, описала ситуацию в Мачакосе , примерно в 100 километрах к востоку от Найроби : «Куда бы вы ни пошли, следы были усыпаны трупами. Маленьких младенцев-скелетов находили плачущими рядом с трупами своих матерей». [ 11 ] : 309
Многие люди пытались защитить себя от болезней и смерти с помощью амулетов , лекарств и других заклинаний. Другие обратили свой гнев и отчаяние на отдельных людей, особенно брошенных женщин или вдов , которых обвиняли в колдовстве и обвиняли в их страданиях. [ 1 ] : 146 Некоторые общества, такие как Эмбу , вообще запретили иностранцам посещать свою территорию, чтобы предотвратить распространение оспы. В других районах прибывшие беженцы были вынуждены ухаживать за больными. [ 1 ] : 141
Роль колониальной администрации
[ редактировать ]Колониальная администрация и миссионерские станции воспользовались ситуацией, чтобы усилить свое влияние. Имея доступ к импортным товарам, они больше не зависели от местного производства продуктов питания, особенно после того, как железная дорога достигла Найроби. Станции стали местом сосредоточения многих голодных людей из окрестностей из-за наличия продуктов питания, особенно риса , импортированного из Индии . После завершения строительства железной дороги станции и миссионерские центры быстро росли. Проживавшие здесь европейцы часто жаловались на нехватку рабочей силы для обслуживания станции. Гастарбайтеры предпочитали работать на железной дороге, поскольку их лучше кормили и платили. Проблема нехватки рабочей силы была решена, когда сотни мужчин, в основном масаи, переехали в район станций, чтобы работать носильщиками и вспомогательными полицейскими. Им платили рисом. [ 2 ] : 156 Поэтому в регионах вокруг этих первых станций голод помнят как Юа я Мапунга , «рисовый голод», потому что он привел к появлению этого относительно дорогого и ранее неизвестного основного продукта питания.
В то же время администрация и миссии инициировали программу помощи, финансируемую британским правительством. Лагеря были созданы в районе Камба и вокруг Найроби , в которых взрослые получали один фунт риса в день. В эти места тянулись беженцы. В Мачакосе британский чиновник Джон Эйнсворт в августе 1899 года раздавал 500 порций в день, а к концу года это число выросло до более чем 1500. зависели от продовольственных пожертвований от официальных лиц и миссионеров. В общей сложности около 5000 человек в центральной Кении в то время [ 1 ] : 123, 139
Конец голода
[ редактировать ]Последние месяцы 1899 года были отмечены обильными дождями , которые положили конец засухе, опустошавшей центральную Кению в течение предыдущих двух лет. Однако этот дождь не привел к немедленному решению проблемы голода. В некоторых районах этот период дождей и последующих наводнений привел к дальнейшим трудностям. Поля были опустошены и заросли сорняками , и не у всех выживших были силы подготовить почву для повторного посева. В районах, где созревал урожай, искушение съесть незрелый урожай приводило к дальнейшему ухудшению здоровья тех, кто и без того был ослаблен голодом. [ 1 ] : 147
Хотя осадки не сразу устранили необходимость, ситуация со снабжением улучшилась относительно быстрыми темпами. Европейские станции предоставили семена , поскольку многие из пострадавших ранее потребляли или продавали свои собственные семена в ответ на чрезвычайную ситуацию. Через несколько недель выжившие смогли собрать свой первый урожай . [ 1 ] : 149
Последствия
[ редактировать ]Жертвы
[ редактировать ]Все попытки установить число жертв основаны на весьма неточных оценках. Это связано с тем, что численность населения центральной Кении до установления колониального правления можно оценить лишь с низкой степенью достоверности. Единственное комплексное исследование последствий голода было проведено в 1950-х годах голландским антропологом Гретой Кершоу, которая ограничила свои исследования небольшой территорией вокруг Найроби . Исследование показало, что 24 из 71 взрослого мужчины не пережили голод. Тем не менее, необходимо учитывать, что этот регион был одним из наиболее богатых и что приход европейцев создал ряд возможностей для выживания . [ 12 ] : 171
Скорее, описания личных впечатлений европейских наблюдателей дают представление о масштабах потерь. В октябре Фрэнсис Холл, британский чиновник в административном центре Форт-Смит в южном регионе Кикую, написал своему отцу: «Из-за голода и оспы мы хороним по 6 или 8 человек в день. проваливаясь над трупами». [ 10 ] : 152 Джон Бойс, получивший некоторое влияние в районе Кикую, писал в отчете, что в караване голодающих беженцев, который он сопровождал в высокогорье, каждый день умирало около пятидесяти человек. [ 9 ] : 248
Очевидно, что уровень смертности существенно различался в разных регионах. районы, расположенные к востоку и югу от нагорья, населенные преимущественно камба , масаи и в меньшей степени кикуйю Бремя наибольших потерь понесли . Эти территории, соответствующие бывшей Центральной провинции , охватывают Найроби , юго-западную часть Восточной провинции , а также юго-восточную часть провинции Рифт-Валли . [ 2 ] : 155 Сокращение численности населения, наблюдаемое европейцами, особенно в низинных районах, может свидетельствовать как о высокой смертности, так и об эмиграции людей. [ 1 ] : 143 Распространенным топосом в описаниях пребывания в центральной Кении этого периода является наличие дорожек, выложенных трупами. Один британский поселенец вспоминал о железнодорожной линии такими словами: «В 1899 году, когда я поднялся по этой линии, я не смог добраться до Лимуру . Железнодорожная линия представляла собой массу трупов». [ 7 ] : 754
Социально-экономическая реорганизация
[ редактировать ]После катастрофы основной задачей населения было восстановление домохозяйств, семей и сообществ, восстановление социального порядка и стимулирование местной экономической активности. Поскольку торговля теперь велась по железной дороге , один из основных источников дохода был потерян. Следовательно, люди организовывались в более мелкие и более рассредоточенные семьи, а не в более крупные сообщества, группировавшиеся вокруг патриарха . Такой подход позволял им прокормить всех членов семьи имеющейся землей. [ 8 ] : 84
Процесс реконструкции проводился посреди братской могилы. Одна женщина, которая в то время была ребенком, позже размышляла о своем опыте:
«После голода наступил сезон, когда люди сажали просо, и оно взошло очень хорошо. Но вы не могли ходить по полям из-за трупов умерших. Вы видели тыкву или тыкву, но вы не могли добраться до них, потому что они были на телах людей». [ 1 ] : 151
Следуя своему опыту, многие люди решили переехать из полузасушливых и низменных степей . Вместо этого они поселились в лесистых высокогорьях, которые обеспечивали стабильное количество осадков и надежные средства к существованию после тяжелого труда по расчистке, но ограниченных пастбищ для животноводства. Из-за значительного увеличения невозделываемых земель засушливые регионы снова превратились в кустарники и, таким образом, в долгосрочной перспективе стали средой обитания мухи цеце . Это представляло собой серьезную проблему для реинтродукции скотоводства и восстановления местного животноводства в этих регионах. [ 1 ] : 151
Социальные контрасты достигли точки постоянного усиления. Те семьи, которые пережили лишения, не выходя из дома, часто занимали земли своих соседей, переселившихся в высокогорье. Благодаря своему выгодному положению они смогли включить в свой дом обездоленных людей, вдов и сирот , использовать свой труд для обработки дополнительной земли и, таким образом, быстро накопить значительное богатство. Значительное количество беженцев, вернувшихся на родину, обнаружили, что их бывшая земля была оккупирована другими. Следовательно, они были вынуждены искать альтернативные источники дохода: либо в качестве арендаторов , либо в качестве наемного труда . Однако потеря земли не позволила им повторить успех, которого они достигли как фермеры до голода. [ 1 ] : 148–149 [ 8 ] : 85–89 Еще в 1930-е годы земельные споры, возникшие в этот период, передавались в суды . [ 7 ]
Укрепление колониального правления
[ редактировать ]Британская колониальная держава вышла из голода с большей силой. В результате голода административные станции приобрели значительную рабочую силу и значительное количество сторонников среди африканского населения, большинство из которых продолжало проживать в окрестностях станций даже после того, как ситуация улучшилась. Более того, репутация миссий также значительно улучшилась. До голода наблюдалось заметное отсутствие интереса к христианству , что разочаровало миссии. Однако во время голода значительное количество людей, нуждавшихся в убежище, обратились за помощью в эти учреждения, что привело к появлению первого поколения африканских христиан в центральной Кении. В окрестностях Найроби миссионер Кригер регулярно снабжал местных жителей мясом диких животных, на которых он охотился. [ 8 ] : 83 Оглядываясь назад, миссионер Бангерт из миссионерской станции Кангундо воспринял голод как «чудесную возможность… донести Евангелие до сердец этих людей». [ 1 ] : 148–149
Рассредоточенные домохозяйства демонстрировали уменьшающееся чувство принадлежности к бывшим небольшим общинам. Вместо этого они все чаще классифицировали себя в соответствии с племенными категориями, которые были введены колониальной администрацией и которые легли в основу административного деления протектората. Колониальная администрация назначала верховных вождей , которые представляли целую этническую группу , чтобы облегчить контроль над населением. [ 1 ] : 152–154
В 1902 году значительная часть южного региона Кикую и территория поселения масаи были экспроприированы и предоставлены для продажи белым поселенцам. Большая часть этой земли обезлюдела из-за смерти и миграции во время голода. По мере того как население центральной Кении восстанавливалось после потерь, понесенных во время голода, нехватка земли стала постоянной проблемой, которая продолжала обостряться до конца колониальной эпохи. [ 2 ] : 173
Этнизация отношений в центральной Кении
[ редактировать ]Голод оказал глубокое влияние на социальную динамику между общинами в центральной Кении. Население кикуйю проявляло все более враждебное отношение к масаи. В результате своего проживания в более засушливых регионах и воздействия голода масаи занимались массовыми набегами на скот, женщин и продовольствие в горных районах Кикую, Эмбу и Мбире. Это включало убийства женщин и детей. Поскольку значительное количество масаи использовалось в качестве вспомогательных войск для европейских административных пунктов, они также участвовали в карательных экспедициях против группировок в высокогорье, в ходе которых большое количество скота и продуктов питания. европейцы конфисковали [ 2 ] : 88
Высокогорные районы Кении, населенные языками кикуйю , народами эмбу и мбире , не пострадали от голода напрямую. Однако они пострадали от его косвенных последствий. Приток беженцев воспринимался как потенциальная угроза, учитывая одновременную нехватку продовольствия и быстрое распространение оспы, которая рассматривалась как следствие миграции. В Эмбу жители деревень пытались защитить себя от проблемных иммигрантов. Приток был запрещен, и болезнь все чаще воспринималась как этническая особенность прибывающих масаи и камба . [ 1 ]
Практика закладывания женщин, имевшая широкое распространение, также привела к росту напряженности после общего улучшения ситуации со снабжением. Семьи, заложившие женщин, были заинтересованы в их реинтеграции в свои хозяйства с целью восстановления сообществ, использования их трудового и репродуктивного потенциала. Часто это оказывалось серьезной проблемой, поскольку женщин часто возвращали с некоторыми колебаниями. Во многих случаях женщины уже были замужем , а в других случаях их продавали в рабство . Это привело к тому, что камба и масаи стали считать, что горные общества, особенно кикуйю, занимаются кражей женщин ради экономической выгоды, что причиняет значительные трудности их соседям. [ 1 ] : 148–150
Голод в коллективной памяти
[ редактировать ]Хотя европейцы были в ужасе от масштабов голода, они считали его одним из многих бедствий, от которых пришлось страдать африканцам до установления колониального правления. Полная важность голода для населения Африки была полностью оценена только в научных исследованиях, проведенных примерно с 1950 года. Антрополог Грета Кершоу, кенийский историк Годфри Муриуки и американский историк Чарльз Эмблер, которые провели обширные интервью и полевые исследования в Кении для своих расследований, в ходе своих исследований выявили травму, которую голод вызвал у населения Кении. [ 1 ] : 3
В Центральной Кении считалось, что и процветание, и зло были посланы предками в качестве наказания или поддержки. Голод также воспринимался как форма возмездия за проступок. Поэтому установление колониального правления, строительство железной дороги и, как следствие, увеличение присутствия белых в Центральной Кении, совпавшие с голодом, изначально не воспринимались как политическое событие. Чума КРС, отсутствие дождей и оспа рассматривались не как отдельное событие, а как часть всеобщего кризиса и расплаты, причины которого объяснялись действиями пострадавшего населения. Даже спустя десятилетия после голода выжившие неохотно и нерешительно обсуждали свои переживания в этот период. Они с трепетом вспоминали не только собственное несчастье, но и распад общественного строя и власти предков над живыми. [ 1 ] : 145 [ 12 ] : 170–174
Голод остается важным историческим событием в Кении, последствия которого до сих пор живы в коллективной памяти населения страны. На языке кикуйю оно называется Нгарагу я Рурайя , что переводится как «Великий голод». [ 8 ] : 17 [ 2 ] : 155 В регионах, где говорят на языке камба , оно известно как Юа я Нгоманисье , что переводится как «Голод, который распространялся повсюду» или «Безграничный голод». [ 1 ] : 122
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в Эмблер, Чарльз Х. (1988). Кенийские общины в эпоху империализма: центральный регион в конце девятнадцатого века . Йельские исторические публикации. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-03957-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Муриуки, Годфри (1974). История кикуйю 1500–1900 гг . Найроби: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Райт, Марсия (1979). «Общества и экономика в Кении, 1870–1902». В Оготе, Бетвелл А. (ред.). Экология и история в Восточной Африке . Найроби: Литературное бюро Кении. стр. 179–194.
- ^ Дэвис, Майк (2000). Поздние викторианские холокосты: голод Эль-Ниньо и создание третьего мира . Лондон: Версо. ISBN 1-85984-739-0 .
- ^ Уоллер, Ричард (1976). «Массаи и британцы, 1895–1905: истоки союза». Журнал африканской истории . 17 (4): 529–553.
- ^ Jump up to: а б с Николлс, Кристин Стефани (2005). Красные незнакомцы: Белое племя Кении . Лондон: Таймвелл Пресс. ISBN 1-85725-206-3 .
- ^ Jump up to: а б с д Отчет Земельной комиссии Кении . Том. 1. Найроби: Земельная комиссия Кении. 1934 год.
- ^ Jump up to: а б с д и Кершоу, Приветствуйте (1997). Мау-Мау снизу . Афины: Издательство Университета Огайо.
- ^ Jump up to: а б с Бойс, Джон (1911). Король Ва-Кикуйю: правдивая история путешествий и приключений в Африке . Лондон: Метуэн.
- ^ Jump up to: а б Салливан, Пол, изд. (2006). Район Кикую: письма Фрэнсиса Холла из Восточной Африки своему отцу, подполковнику Эдварду Холлу, 1892–1901 гг . Дар-эс-Салам: Издательство Mkuki na Nyota.
- ^ Ватт, Рэйчел С. (1912). В сердце дикости . Лондон: братья Маршалл.
- ^ Jump up to: а б Кершоу, Грета (1972). Земля - это народ: исследование социальной организации кикуйю в исторической перспективе (докторская диссертация). Чикаго: Чикагский университет, факультет антропологии.
Соответствующие источники
[ редактировать ]- Эмблер, Чарльз Х. (1988). Кенийские общины в эпоху империализма: центральный регион в конце девятнадцатого века . Йельские исторические публикации. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-03957-3 .
- Бойс, Джон (1911). Король Ва-Кикуйю: правдивая история путешествий и приключений в Африке . Лондон: Метуэн.
- Отчет Земельной комиссии Кении . Том. 1, 2 и 3. Найроби: Земельная комиссия Кении. 1934 год.
- Кершоу, Приветствуйте (1997). Мау-Мау снизу . Афины: Издательство Университета Огайо.
- Муриуки, Годфри (1974). История кикуйю 1500–1900 гг . Найроби: Издательство Оксфордского университета.
- Огот, Бетвелл А. (ред.). Экология и история в Восточной Африке . Найроби: Литературное бюро Кении.
- Салливан, Пол, изд. (2006). Район Кикую: письма Фрэнсиса Холла из Восточной Африки своему отцу, подполковнику Эдварду Холлу, 1892–1901 гг . Дар-эс-Салам: Издательство Mkuki na Nyota.
- Ватт, Рэйчел С. (1912). В сердце дикости . Лондон: братья Маршалл.