Ребекка Ньяу
Ребекка Ньяу | |
---|---|
Рожденный | Ребекка Ньянджега 15 декабря 1932 г. Каньярири , округ Киамбу , Кения |
Псевдоним | Ребекка Джо; Марина Гаше |
Образование | Средняя школа Альянса для девочек |
Альма-матер | Университетский колледж Макерере |
Известные работы | Шрам (1963); Рябь в бассейне (1975); Священное семя (2003) |
Супруг | Дух мертвых (отделен в 1983 г.) |
Родственники | Биньяванга Вайнайна (племянник) |
Ребека Нджау ( урожденная Ньянджега ; родилась 15 декабря 1932 года) была первой женщиной-драматургом Кении и пионером в изображении африканских женщин в литературе. В ее произведениях затрагивались такие темы, как калечащие операции на женских половых органах и гомосексуализм. Ее первый роман, «Рябь в бассейне» (1975), появился под номером 203 в серии «Африканские писатели Хайнемана» .
Ее самые ранние работы появились под именем «Ребекка Ньяу», а также публиковались под псевдонимом «Марина Гаше».
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Ребека Нджау родилась в 1932 году в деревне Каньярири , в округе Киамбу к северо-западу от Найроби . [ 1 ] [ 2 ] Ее семья была христианской, и она вспоминала, какое разделение это создавало среди окружающих:
Нам было интересно, особенно дома, потому что нас окружали люди, [которых] мы бы назвали примитивными. Они обрезали своих девочек. В нашем доме мои родители были христианами. Мы как будто жили на две страны, потому что нас разделяли традиции. У нас не было ничего общего друг с другом. [ 3 ]
Позиция ее матери против калечащих операций на женских половых органах привела ее к контакту с Мау-Мау :
Она была такой храброй женщиной, и Мау-Мау хотел ее убить. Они изменились [в конце концов] — я не знаю почему. Они пришли убить ее, но, подумав, перед тем, как приблизиться к нашему дому, вернулись обратно. [ 4 ]
Образование и карьера
[ редактировать ]Нджау была одной из 14 девочек, принятых в среднюю школу для девочек Alliance в первый год ее существования, а затем поступила в университетский колледж Макерере в Кампале. [ 5 ] Находясь в Макерере, она посетила Конференцию африканских писателей 1962 года . [ 6 ] [ 7 ]
После окончания учебы она вернулась в Кению, чтобы преподавать в Alliance, а затем в 1964 году стала соучредителем школы для девочек в Найроби. Она вышла замуж за Элимо Нджау, художника из Танзании. [ 8 ] Преподавательская карьера Нджау подошла к концу в 1968 году, и затем она и ее муж стали все активнее сотрудничать с галереей Паа Я Паа в Найроби. [ 9 ] прежде чем перейти к редактированию Target , журнала Национального совета церквей Кении. [ 3 ] Нджау рассталась с мужем в 1983 году, а в 2019 году опубликовала свои мемуары « Зеркала моей жизни ». [ 10 ]
Ее сын Морилль Нджау — художник и консультант из Великобритании, а ее дочь Хана Нджау-Около — поэтесса и писательница, которая живет и работает в Атланте, штат Джорджия . [ 11 ] Ее племянником был писатель Биньяванга Вайнайна . [ 12 ]
Шрам (1963)
[ редактировать ]«Шрам» Одноактная пьеса считается первой пьесой, написанной кенийской женщиной, когда она появилась в журнале Transition в марте 1963 года. [ 13 ] [ 14 ] Он был переиздан в 1965 году Художественной галереей Кибо в Марангу , которой руководил Элимо Нджау. [ 15 ]
Премьера «Шрама» состоялась в Национальном театре Уганды в 1963 году, а затем была показана в Кении, Гане, Танзании и США. В центре пьесы - проблема калечащих операций на женских половых органах. Главная героиня - Мариана, бывшая проститутка, которая пытается помочь девочкам избежать калечащих операций на женских половых органах, которые она считает «жестоким обычаем». Она выступает за альтернативные формы инициации, которые могут расширить возможности девочек. Мариане противостоят другие женщины, которые утверждают, что действуют от имени старейшин общины. Спектакль заканчивается тем, что Мариане стыдно за то, что у нее родился внебрачный ребенок, и она теряет свой статус. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
В 1964 году была поставлена вторая пьеса Нджау « В круглой цепи» , прежде чем она была запрещена правительством Уганды. [ 16 ] [ 17 ] [ 19 ]
Рябь в бассейне (1975)
[ редактировать ]В 1964 году Нджау выиграла приз на конкурсе романов в Восточной Африке за свою рукопись « Наедине со смоковницей» . После существенных изменений он был опубликован издательством TransAfrica Press под названием «Ripples in the Pool» в 1975 году. Вскоре после этого TransAfrica обанкротилась, и Нджау связался с Генри Чакавой, редактором Heinemann Educational Books East Africa, чтобы узнать, можно ли переиздать роман. Подредактированное издание появилось в серии «Африканские писатели» в 1978 году. [ 20 ] [ 11 ] [ 17 ]
В романе рассказывается история Селины, живущей в городе проститутки, современной независимой женщины. Она решает выйти замуж за более молодого любовника Гикере, и они переезжают в его деревню. У Селины случается выкидыш, и мать Гикере, которая и без того мало уважала ее, называет ее «бесплодной ведьмой». Гикере в ответ пытается утвердить авторитет в отношениях, победив Селину. По мере того как она становится все более изолированной, Селина обращает свои сексуальные желания на младшую сестру Гикере, Гачиру. У нее случается психический срыв, она пытается повеситься, прежде чем задушить Гачиру во сне. Роман заканчивается тем, что Селиной изображают «бродячую женщину», бродящую по сельской местности. [ 20 ] [ 21 ]
По крайней мере, один рецензент был сбит с толку быстрой сменой сюжета и точки зрения. [ 22 ] но, написав в 1982 году, Фрэнк Бирбалсингх заключает:
«...очевидно, что Нджау продолжает традицию социального реализма, заложенную в современном африканском романе Ачебе « Вещи разваливаются» , обновленную в Армы романе «Красавицы еще не родились » и ставшую политически значимой в самых последних сочинения Нгуги ва Тионго ». [ 23 ]
«Рябь в бассейне» считается первым кенийским романом и для многих первым африканским романом, в котором одновременно изображены лесбийские отношения и деликатно рассматривается лесбиянство. [ 24 ] [ 18 ] Автор сообщил, что читатели считали, что это «не она» из-за тематики. [ 25 ]
Священное семя (2003)
[ редактировать ]Второй роман Нджау был опубликован в 2003 году. Алекс Ванджала описывает «Священное семя» как квазиавтобиографический роман, сочетающий в себе элементы соцреализма и сверхъестественного. Он рассматривает роман как попытку Нджау раскрыть недуги современного кенийского общества и их корни в патриархальных отношениях, уходящих корнями как в доколониальный, так и в колониальный периоды. [ 26 ]
По словам The Daily Nation , автор «роется в сознании своих персонажей, чтобы выявить психологические раны, которые они получили при патриархате и диктатуре, а также их решимость исцелить общество... Рассказчик представляет разрушение находчивости женщин в традиционных африканских обществах современными режимами и указывает на способы восстановления власти женщин посредством разрушения классовой иерархии». [ 11 ]
Другие работы
[ редактировать ]Нджау под псевдонимом Марина Гаше опубликовала стихотворение « Деревня» в 1963 году. [ 27 ]
В 1964 году она опубликовала рассказ под названием «Мума» в журнале Présence Africaine 50, хотя по поводу авторства существует путаница. [ 28 ] [ 29 ]
Она также является автором книги «Лицемер и другие истории» (1977), переработанной традиционной устной истории, и книги «Кенийские женщины-герои и их мистическая сила» (1984), в которой зафиксирован недооцененный исторический вклад женщин. [ 11 ] Нджау включен в антологию «Дочери Африки» (изд. Маргарет Басби , 1992).
Критический прием
[ редактировать ]Алекс Ванджала сказал: «Как и Грейс Огот , Ребека Нджау — очень важный писатель в Кении… Она обращается к проблемам, которые напрямую затрагивают женщин, а затем демонстрирует, что женские проблемы являются симптомами недуга в кенийском обществе в целом». [ 30 ] По словам Джона Мугуби из Университета Кеньятты , «уникальность и силу стиля Ребекки нельзя недооценивать. У нее есть склонность к подрыву литературных условностей, чтобы донести до цели». [ 30 ]
Библиография
[ редактировать ]Романы
[ редактировать ]- Ripples in the Pool (TransAfrica Press, 1975; переиздано Хайнеманном в 1978 году под номером 203 в серии Heinemann African Writers Series ; переведено на голландский язык как Rimpels in de poel Джоком Шретленом и опубликовано Деккером, 1988). Извлечено из книги «Дочери Африки » под редакцией Маргарет Басби , Лондон: Джонатан Кейп, 1992.
- Священное семя (Books Horizon, 2003)
Короткие рассказы
[ редактировать ]- «Мума» (включена в Présence Africaine 50, 1964 г.)
- Виноградная лоза на церковном дворе» ( Литературное обозрение №34, 1991).
Стихи
[ редактировать ]- «Деревня» (в титрах — миссис Элимо Нджау в «Стихах из Черной Африки » под редакцией Лэнгстона Хьюза , 1963; в титрах — Марина Гаше в книге Хайнемана «Поэзия африканских женщин» , 1995)
Сборники рассказов
[ редактировать ]- Лицемер и другие рассказы (Узима, 1977) [ 31 ]
Пьесы
[ редактировать ]- Шрам: Трагедия в одном действии (Переход, 1963; переиздано Художественной галереей Кибо в 1965 году; Books Horizon, 2019)
- В круглой цепи (неопубликовано, 1964 г.)
Мемуары
[ редактировать ]- Зеркала моей жизни (Books Horizon, 2019) [ 32 ]
Другая научно-популярная литература
[ редактировать ]- Кенийские женщины-герои и их мистическая сила (совместно с Гидеоном Мулаки; Risk Publications, 1984)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ян, Янхайнц (197). Кто есть кто в африканской литературе: биографии, произведения, комментарии . Хорст Эрдманн Верлаг. п. 261. ИСБН 9783771101534 .
- ^ Руководитель, Доминик (2006). Кембриджский путеводитель по литературе на английском языке . стр. 807–08. ISBN 0521831792 .
- ^ Перейти обратно: а б Нджау, Ребека; Одхиамбо, Том (2021). «Вспоминая прошлое и размышляя о настоящем Кении» . Tydskrif для Letterkunde . 58 (1): 20. дои : 10.17159/tl.v58i1.10422 . ISSN 0041-476X . S2CID 236627596 .
- ^ Нджау, Ребека; Одхиамбо, Том (2021). «Вспоминая прошлое и размышляя о настоящем Кении» . Tydskrif для Letterkunde . 58 (1): 21. дои : 10.17159/tl.v58i1.10422 . ISSN 0041-476X . S2CID 236627596 .
- ^ Киллам, Джорджия (2004). Литература Африки . Издательская группа Гринвуд. п. 181 . ISBN 0313319014 .
- ^ Зихерман, Кэрол (1995). «Колониальное образование Нгуги: «подрыв... африканского разума» » . Обзор африканских исследований . 38 (3): 35. дои : 10.2307/524791 . ISSN 0002-0206 . JSTOR 524791 . S2CID 145170390 .
- ^ Адима, Анна (18 августа 2020 г.). «Где были женщины? Восточноафриканская письменность и конференция Макерере 1962 года» . africainwords.com . Проверено 15 июля 2023 г.
- ^ Мучири, Мэри Ньямбура (2006). Его знамя надо мной — любовь: мечты африканской женщины . АвторДом. п. 68. ИСБН 1-4259-4061-7 . OCLC 122263294 .
- ^ «Кения: Художественная выставка Ребекки Нджау (1970)» . Британский Пате . Проверено 15 июля 2023 г.
- ^ «Элимо Нджау: Мое искусство, мой мир» . Нация . 03.07.2020 . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Эван Мванги (16 февраля 2013 г.). «Автор скоро обнажит все это в мемуарах» . Ежедневная нация .
- ^ Копф, Мартина (04 октября 2021 г.). «Рассказ Биньяванги Вайнайны о поколении МВФ как критика развития» . Журнал африканских культурных исследований : 1–17. дои : 10.1080/13696815.2021.1976118 . ISSN 1369-6815 . S2CID 244181280 .
- ^ Нджау, Ребекка (1963). «Шрам» . Переход (8): 23–28. дои : 10.2307/2934731 . ISSN 0041-1191 . JSTOR 2934731 .
- ^ Джонс, Вильма Л. (1995). Двадцать современных африканских писательниц: биобиблиография .
- ^ «Коллекция Арт-галереи Кибо | Коллекция | СОВА» . sova.si.edu . Проверено 1 июня 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кому, Роуз Ванги (31 октября 2016 г.). История кенийского театра: пересечения культуры и политики (кандидатская диссертация). Университет Лидса.
- ^ Перейти обратно: а б с Гиканди, Саймон; Эван Мванги (2013). Колумбийский путеводитель по восточноафриканской литературе на английском языке с 1945 года . стр. 100-1 263–64. ISBN 978-0231500647 .
- ^ Перейти обратно: а б Курия, Джон Майк Мутари (2001). Вызов феминизма в Кении: на пути к афроцентрическому мировоззрению (кандидатская диссертация). Университет Лидса.
- ^ Мбугуни, Луизиана (1976). «Старая и новая драма Восточной Африки: обзор произведений четырех современных драматургов: Ребекки Нджау, Эбрагима Хусейна, Пенины Мухандо и Нгуги». Африканская литература сегодня . 8 : 85–98.
- ^ Перейти обратно: а б Карри, Джеймс (2008). Африка отвечает: серия африканских писателей и появление африканской литературы . Оксфорд: Джеймс Карри. п. 107. ИСБН 978-1-84701-502-0 .
- ^ Вейт-Вильд, Флора (2006). Написание безумия: границы тела в африканской литературе . Оксфорд: Джеймс Карри. стр. 136–40.
- ^ Брунер, Шарлотта Х. (1980). «Обзор ряби в бассейне» . Мировая литература сегодня . 54 (1): 160. дои : 10.2307/40134726 . ISSN 0196-3570 . JSTOR 40134726 .
- ^ Бирбалсингх, Фрэнк (1982). «Обзор ряби в бассейне» . Канадский журнал африканских исследований . 16 (1): 189. дои : 10.2307/484625 . ISSN 0008-3968 . JSTOR 484625 .
- ^ Виленц, Гей, в книге Джейн Элдридж Миллер «Кто есть кто в современном женском писательстве» (2001).
- ^ Забус, Шанталь (22 июля 2009 г.). «В Африке: странное желание в некоторых антропологических и литературных текстах1» . Сравнительные критические исследования . 6 (2): 261. дои : 10.3366/e1744185409000731 . Проверено 1 июня 2022 г.
- ^ Ванджала, Алекс (2011). «Устность в «Священном семени» Ребекки Ньяу» . Глобальный Юг . 5 (2): 93. doi : 10.2979/globalsout.5.2.93 . ISSN 1932-8648 . JSTOR 10.2979/globalsout.5.2.93 . S2CID 145676302 .
- ^ Мацке, Кристина (26 апреля 1996 г.). «Предварительный контрольный список женщин-писательниц Восточной Африки» . Матату . 15–16 (1): 201–244. дои : 10.1163/18757421-90000188 . ISSN 1875-7421 .
- ^ Нджау, Ребекка (1964). «МУМА» . Африканское присутствие . 50 (2): 215–220. дои : 10.3917/presa.050.0215 . ISSN 0032-7638 . JSTOR 24348440 .
- ^ Пульезе, Кристиана (1986). «История жизни в Кении: Библиография (1920–1984)» . Африка: Ежеквартальный журнал исследований и документации Итальянского института Африки и Востока . 41 (3): 445. ISSN 0001-9747 . JSTOR 40760028 .
- ^ Перейти обратно: а б Цитируется Эваном Мванги в статье «Автор обнажит все это в мемуарах, которые скоро появятся» , The Daily Nation , 16 февраля 2013 г.
- ^ Нджау, Ребекка (1977). Лицемер и другие истории . Жизнь.
- ^ Одхиамбо, Том (14 сентября 2019 г.). «В Ребеке Нджау живет новаторский дух кенийской женственности» . Кенийская Трибьюн . Проверено 16 мая 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Алекс Ванджала, «Устность в «Священном семени» Ребекки Ньяу», Глобальный Юг , 5:2 (2011), 93–106.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Эван Мванги, «Автор, который скоро расскажет обо всем этом в мемуарах» , The Daily Nation , 16 февраля 2013 г. (включая интервью).
- 1932 рождения
- Кенийские писательницы XX века
- Кенийские писатели XX века
- Писатели 20-го века
- Писатели-псевдонимы XX века
- Авторы рассказов XX века
- Кенийские драматурги и драматурги
- Кенийские женщины-драматурги и драматурги
- Кенийские писатели
- Кенийские поэты
- Кенийские женщины-писатели
- Кенийские женщины-поэты
- Живые люди
- Псевдонимы женщин-писательниц