Джабир ибн Хайян
Джабир ибн Шайян Исламский алхимик | |
---|---|
![]() Описание джабира 15-го века | |
Умер | в 806–816 |
Эпоха | Исламский золотой век |
Область | Kufa (iraq) / tus (iran) / неизвестно |
Язык | арабский |
Основные интересы | Алхимия и химия , магия , шиитская религиозная философия |
Примечательные идеи | Использование органических веществ в химии, теория металлов серы-мручения , наука о балансе, наука о искусственном поколении |
Абу Муса Джабир ибн Чайян ( арабский : أَبو موسى جابِر بِن حَيّان , по-разному называемый аль-Шфи , Аль-Азди , Аль-Куфи или Аль-Шиси ), умер в. 806–816, является предполагаемым автором большого количества работ на арабском языке, часто называемых Джабирианским корпусом. C. 215 трактатов, которые выживают сегодня, в основном касаются алхимии и химии , магии и шиитов религиозной философии . Тем не менее, первоначальный объем корпуса была обширной, охватывая широкий спектр тем, начиная от космологии , астрономии и астрологии , из -за медицины , фармакологии , зоологии и ботаники , до метафизики , логики и грамматики .
Работы, приписываемые Джабиру, которые предварительно датируются c. 850 - c. 950 , [ 1 ] содержат самую старую известную систематическую классификацию химических веществ и самые старые известные инструкции по получению неорганического соединения ( саль аммоний или хлорид аммония ) из органических веществ (таких как растения, кровь и волосы) химическими средствами. [ 2 ] Его работы также содержат одну из самых ранних известных версий теории металлов серы-меркучих, минералогической теории, которая будет оставаться доминирующей до 18-го века. [ 3 ]
Значительная часть писаний Джабира посвящена философской теории, известной как «наука о балансе» (арабский: ʿilm al-mīzān ), которая была направлена на уменьшение всех явлений (включая материальные вещества и их элементы) к системе мер и мер. Количественные пропорции. Джабирийские работы также содержат некоторые из самых ранних сохранившихся шиитских имамологических доктрин, которые Джабир представлял, как его предполагаемый мастер, шиитский имам Джафар аль-Шадик (умер 765).
Еще в 10 -м веке идентичность и точный корпус работ Джабира были в споре в исламских научных кругах. Авторство всех этих произведений одной фигуры и даже существования исторического джабира также сомневаются современными учеными. Вместо этого считается, что Джабир ибн Хайян, как правило, был псевдонимом, используемой анонимной школой шиитов -алхимиков, пишущих в конце 9 -го и начале 10 -го веков.
Некоторые арабские джабирийские произведения (например, Великая Книга милосердия и Книга Семьдесят ) были переведены на латынь под латинизированным именем Гебером , а в Европе 13-го века анонимный писатель, обычно называемый псевдогебером , начал производить Алхимические и металлургические сочинения под этим именем. [ 4 ]
Биография
[ редактировать ]
Историчность
[ редактировать ]Неясно, существовал ли когда -либо Джабир ибн Хайян как исторический человек. Предполагается, что он прожил в 8-м веке и был учеником шиитского имама Джафара аль-Шадика (умер 765). [ 5 ] Однако он не упоминается ни в каком историческом источнике до c. 900, и первым известным автором, который написал о Джабире с биографической точки зрения, был Багдади библиограф Ибн Аль-Надим (ок. 932–995). [ 6 ] В своем Fihrist («Каталог книги», написанный в 987 году), Ибн аль-Надим составил список работ Джабира, добавив краткое уведомление о различных претензиях, которые затем распространялись о Джабире. [ 7 ] Уже во времена Ибн аль-Надима некоторые люди явно утверждали, что Джабир никогда не существовал, хотя сам Ибн аль-Надим не согласен с этим утверждением. [ 8 ] Джабир часто игнорировали более поздние средневековые исламские биографы и историки, но даже ранние шиитские такие Ахмад -Барки (умер в. аль биографы, как -Наджаши (983–1058) и Абу Джашфар аль-Шуси (995–1067), который написал длинные тома на спутников шиитских имамов (в том числе многие спутники Джафар аль-Шадик), не упоминал Джабир в все. [ 9 ]
Знакомство джабирианского корпуса
[ редактировать ]Помимо откровенного отрицания его существования, были также некоторые, которые, уже во времена Ибн аль-Надима, спросили, были ли он написан сочинения, приписываемые Джабиру. [ 10 ] В подлинности этих сочинений явно отказана философом Багдади Абу Сулейман аль-Сиджистани (ок. 912–985) и его ученик Абу Шайян аль-Тауди (ок. 932–1023 Оба эти мыслители в алхимии в целом. [ 11 ] Современный научный анализ, как правило, подтверждает недостоверность работ, приписываемых Jabir. Большая часть философской терминологии, используемой в джабирийских трактатах, была придумана только в середине 9 -го века, [ 12 ] И некоторые из греческих философских текстов, упомянутых в джабирийских трудах, были переведены на арабский язык к концу 9 -го века. [ 13 ] Более того, важная часть корпуса посвящена ранней религиозной философии шиитов, которая в других местах засвидетельствована только в источниках конца 9-го и начала 10-го века. [ 14 ] В результате датирование джабирианского корпуса в c. 850–950 был широко принят в современной стипендии. [ 1 ] Тем не менее, было также отмечено, что многие джабирийские трактаты демонстрируют четкие признаки того, что они были отредактированы несколько раз, и сочинения, как мы уже имеем, вполне могли быть основаны на более раннем ядре 8-го века. [ 15 ] Несмотря на невозможно, невозможно, чтобы некоторые из этих произведений в своей самой ранней форме были написаны настоящим джабиром ибн Хайяном. [ 16 ] В любом случае, ясно, что имя Джабира использовалось в качестве псевдоним одним или несколькими анонимными анонимными алхимиками, писающими в конце 9 -го и начале 10 -го веков, которые также отредактировали корпус, как мы теперь его знаем. [ 17 ]
Биографические подсказки и легенда
[ редактировать ]Джабир был обычно известен Кунья Абу Муса («Отец Мусы»), а иногда и Абу Абд Аллах («Отец Абд Аллах»), а также Нисба атрибутивные ( имена) Аль -Аль , аль-Азди, Ал-Аль- Куфи, или Аль-Жуси. [ 18 ] Имя его деда упоминается Ибн аль-Надимом как Абд Аллах. [ 19 ] Если приписывание имени Аль-Азди к Джабиру является подлинным, [ 20 ] Это будет указывать на его принадлежность к племени южного арабского (йеменского) АЗД . Тем не менее, неясно, был ли Джабир арабским, принадлежащим к племени AZD, или неарам-мусульманским клиентом ( мавла ) AZD. [ 21 ] Если он был неарам-мусульманским клиентом AZD, он, скорее всего, был персидским , учитывая его связи с восточным Ираном (его Нисба аль-Муси также указывает на Туса , города в Хурасане). [ 22 ] По словам Ибн аль-Надима , Джабир приветствовал Хурасан (Восточный Иран ), но большую часть своей жизни провел в Куфе (Ирак), [ 23 ] Обе регионы, где племя AZD было хорошо простоят. [ 24 ] Различные поздние отчеты поставили его дату смерти между 806 (190 AH ) и 816 (200 AH). [ 25 ]
Учитывая отсутствие независимых биографических источников, большая часть биографической информации о джабире может быть прослежена до самих джабирийских произведений. [ 26 ] По всему джабирийскому корпусу есть ссылки на шиитский имам Джашфар аль-Шадик (умер 765), которого Джабир обычно называет «моим хозяином» (арабский: Сайиди ), и которого он представляет в качестве первоначального источника всех своих знаний. [ 27 ] В одной работе Джабир также представлен в качестве партнера семейства бактрийских визитов в Бармакидах , тогда как Ибн аль-Надим сообщает, что некоторые утверждали, что Джабир был особенно посвящен Джафару ибн Яшья аль-Бармаки (767–803), Аббасид Визир из тысячи и одной ночи славы. [ 28 ] Связывания Джабира с Аббасидами были еще больше подчеркнуты по более поздней традиции, которая превратила его в фаворита Аббасид Халифа Харуна аль-Рашида (ок. 763–809, также появившись через тысячу и одну ночь ), для которого Джабир был бы составлен Трактат об алхимии, и который, как предполагается, командовал переводом греческих произведений в арабский язык по подстрекательству Джабира. [ 29 ]
Учитывая предполагаемые связи Джабира как с шиитским имамом Джафаром аль-Шадиком, так и с семьей Бармакида (которые служили аббасидам как визиты ), или с самими аббасидскими халифами, иногда считалось правдоподобным, что ḥayyān al-ʿaṭr («Хайян Druggist "), активист прото-шиитов, который боролся за Аббасид в начале 8-го века, мог быть отцом Джабира (имя Джабира" Ибн Хайян "буквально означает« Сын Хайяна »). [ 30 ] Хотя нет прямых доказательств, подтверждающих эту гипотезу, она очень хорошо вписывается в исторический контекст, и это позволяет думать о Джабире, хотя и неясной, как о исторической фигуре. [ 31 ] Поскольку ḥayyān al-ʿaṭār был предположительно казнен вскоре после 721 года, гипотеза даже позволила оценить дату рождения Джабира в c. 721 . [ 32 ] Тем не менее, недавно утверждалось, что Шайян аль-Шанар, вероятно, жил по крайней мере до c. 744 , [ 33 ] и что, как клиент ( мавла ) племени Нахаха, он вряд ли был отцом Джабира (который, как предполагается, был клиентом/членом AZD). [ 34 ]
Джабирианский корпус
[ редактировать ]Есть около 600 арабских работ, приписываемых Джабиру ибн Хайяну, которые известны по имени, [ 35 ] Приблизительно 215 из которых все еще существуют сегодня. [ 36 ] Хотя некоторые из них являются полнометражными работами (например, отличная книга по конкретным свойствам ), [ 37 ] Большинство из них являются относительно короткими трактатами и принадлежат к более крупным коллекциям ( сто двенадцать книг , пятьсот книг и т. Д.), В которых они функционируют больше, как главы. [ 38 ] Когда отдельные главы некоторых полнометражных работ тоже считаются отдельными трактатами, [ 39 ] Общая длина корпуса может быть оценена в 3000 трактатах/главах. [ 40 ]
Подавляющее большинство джабирийских трактатов, которые до сих пор существуют сегодня, касаются алхимии или химии (хотя они также могут содержать религиозные предположения, и обсуждать широкий спектр других тем, от космологии до грамматики ). [ 41 ] Тем не менее, есть также несколько существующих трактатов, которые посвящены магии , то есть «наука о талисманах » ( ʿilm al-ṭilasmāt , форма тергии ) и «наука о конкретных свойствах» ( ʿilm al-khawāṣ , наука о сделке с скрытыми способностями минеральных, овощных и животных веществ, а также с их практическим применением в медицинских и различных других занятиях). [ 42 ] Другие произведения, посвященные большому разнообразию предметов, также были приписаны Jabir (это включает в себя такие предметы, как инженерия , медицина , фармакология , зоология , ботаника , логика , метафизика , математика , астрономия и астрология ), но почти все из них сегодня теряются. [ 43 ]
Алхимические писания
[ редактировать ]Часть серии на |
Герметизм |
---|
![]() |
Обратите внимание, что Пол Краус , который впервые каталогизировал джабирийские писания и чья нумерация соблюдается здесь, задумал о его разделении алхимических писаний Джабира (Kr. Nos. 5–1149) как примерно хронологическое в порядке. [ 44 ]
- Великая книга милосердия ( Китаб аль-Рахма Аль-Кабир , Кр. № 5): Краус считался самой старой работой в корпусе, из которой он мог быть относительно независимым. Некоторые скептики 10-го века считали, что это единственная подлинная работа, написанная самим Джабиром. [ 45 ] Персидский врач, алхимик и философ Абу Бакр аль-Рази (ок. 865–925), по-видимому, написал (потерянный) комментарий к нему. [ 46 ] Он был переведен на латынь в 13 -м веке под названием Liber Misericordiae . [ 47 ]
- Сто двенадцать книг ( Al-Kutub al-miʾa wa-l-inhtā ʿashar , kr. Nos. 6–122): эта коллекция состоит из относительно независимых трактатов, посвященных различным практическим аспектам алхимии, часто обрамленной как объяснение Символические аллюзии «древних». Важная роль играет органическая алхимия. Его теоретические основы аналогичны сортам семидесяти книг (т.е. уменьшение тел на элементы огня, воздух, вода и земля, а также элементов к горячим, холодным и сухому), хотя их экспозиция менее систематическая. Как и в семидесяти книгах , количественные направления в сто двенадцать книг по -прежнему имеют практическую и «экспериментальную», а не теоретический и умозрительный характер, например, как в книгах балансов . [ 48 ] с тремя частями Первые четыре трактата в этой коллекции, т. Е. Книга элемента фундамента ( Kitāb usṭuqus al-uss , kr. Nos. 6–8, вторая часть которого содержит раннюю версию знаменитого изумрудного таблетки приписывается Гермесу Триммегистусу ) [ 49 ] и комментарий по этому поводу ( Tafsīr Kitāb Al-Usṭuqus , Kr. № 9), были переведены на английский язык. [ 50 ]
- Семьдесят книг ( Аль-Кутуб аль-Сабнун , Кр. Нос. 123–192) (также называемая Книгой Семьдесят , Китаб аль-Сабинн ): это содержит систематическую экспозицию джабирианской алхимии, в которой несколько тракционистов образуют много Более единое целое по сравнению с сто двенадцатью книгами . [ 51 ] Он организован в семь частей, содержащих десять трактатов каждый: три части, посвященные приготовлению эликсира из животных, овощных и минеральных веществ, соответственно; две части, касающиеся четырех элементов с теоретической и практической точки зрения соответственно; Одна часть сосредоточена на алхимическом использовании животных веществ, и одной части, посвященной минералам и металлам. [ 52 ] Он был переведен на латынь Джерардом Кремоны (ок. 1114–1187) под названием Liber de Septuaginta . [ 53 ]
- Десять книг, добавленных к семидесяти ( ʿasharat kutub muḍāfa ilā l-sabʿn , kr. Nos. 193–202): единственный выживший трактат из этой небольшой коллекции ( Книга разъяснений , Китаб аль-Иḍāḥ , Kr. Обсуждает различные методы подготовки эликсира, критикуя философов, которые только изложили метод подготовки эликсира, начиная с минеральных веществ, к исключению овощных и животных веществ. [ 54 ]
- Десять книг исправлений ( аль-Мушахахахат аль-Ашара , Кр. Нос. 203–212): связывает последовательные улучшения («исправления», мухахахахат ), принесенные в искусство такими «алхимистами» как « питагор » (Kr. « Сократ » (кр. № 204), » « Платон крен ( . « Гомер » (Kr. № 209), « Демократ » (кр. № 210), Шарби аль-Шимьяри (Кр. № 211), [ 55 ] и сам Джабир (кр. № 212). Единственный выживший трактат из этой небольшой коллекции ( Книга исправлений Платона , Китаб Мухахахахат Ифланун , Кри. «Медицина» ( Dawāʾ ), 30 глав о процессах с использованием ртути и двух дополнительных «лекарств» и 30 глав о процессах с использованием ртути и трех дополнительных «лекарств». Всем им предшествует введение, описывающее лабораторное оборудование, упомянутое в трактате. [ 56 ]
- Двадцать книг ( Аль-Кутуб аль-Хрун , Кр. Нос. 213–232): только один трактат ( Книга Кристалла , Китаб аль-Биллавра , Кр. № 220) и длинный экстракт от другого ( The The The The Книга Внутреннего Сознания , Китаб аль-Жамир , Кр. [ 57 ] Книга внутреннего сознания, по -видимому, имеет дело с предметом определенных свойств ( хаваш ) и с талисманами ( ṭilasmāt ). [ 58 ]
- Семнадцать книг (Kr. Nos. 233–249); Три трактата добавлены к семнадцати книгам (kr. nos. 250–252); тридцать неназванных книг (кр. № 253–282); Четыре трактата и некоторые связанные трактаты (Kr. № 283–286, 287–292); Десять книг согласно мнению Балинаса, Мастера талисманс (Кр. Нос. 293–302): из них только три трактата представляются существующими, то есть Китаб аль-Мавазин (кр. № 242), Китаб аль-Истикша -ʾ (кр. № 248) и Китаб аль-Камил (кр. № 291). [ 59 ]
- Книги балансов ( Kutub Al-Mawāzīn , Kr. Nos. 303–446): эта коллекция, по-видимому, состояла из 144 трактатов средней длины, 79 из которых известны под названием и 44 из которых все еще существуют. Несмотря на то, что они относительно независимы друг от друга и посвящены очень широкому спектру тем ( космология , грамматика , теория музыки , медицина , логика , метафизика , математика , астрономия , астрология и т. Д.), Все они подходят к своему предмету с точки зрения ». Наука о балансе »( Ильм аль-Мизан , теория, которая направлена на снижение всех явлений в систему мер и количественных пропорций). [ 60 ] Книги балансов также являются важным источником предположений Джабира относительно явления «двух братьев» ( аль-Ахаван ), [ 61 ] доктрина, которая позже стала большим значением для египетского алхимика Ибн Умейла (ок. 900–960). [ 62 ]
- Пятьсот книг ( Al-Kutub Al-Khamsumiʾa , Kr. Nos. 447–946): только 29 трактатов в этой коллекции известны по названию, 15 из которых существуют. Его содержание, по -видимому, носило в основном религиозные по своей природе, с моральными призывом и алхимическими аллегориями, занимающими важное место. [ 63 ] Среди существующих трактатов книга славного ( Китаб аль-Маджид , Кр. № 706) и Книга объяснения ( Китаб аль-Байан , Кр. № 785) известны тем, что содержат некоторые из самых ранних сохранившихся Ите эсхатологические , сотериологические и имамологические доктрины. [ 64 ] Прерывистые выдержки из Книги царствования ( Kitāb Al-Mulk , Kr. № 454) существуют в латинском переводе под названием Liber Regni . [ 65 ]
- Книги по семи металлам (Kr. Nos. 947–956): семь трактатов, которые тесно связаны с книгами балансов Джабира , каждый из которых имеет дело с одним из семи металлов (соответственно золото, серебро, медь, железо, олово, Ведущий, и харшини или «китайский металл»). В одной рукописи за ними следует связанная книга «Консизиона с тремя частями» ( Kitāb al-iījāz , kr. Nos. 954–956). [ 66 ]
- Разнообразные алхимические трактаты (Kr. Nos. 957–1149): в этой категории Краус разместил большое количество названных трактатов, которые он не мог с каким -либо уверенным атрибутом к одной из алхимических коллекций корпуса. По словам Крауса, некоторые из них могли на самом деле быть частью пятисот книг . [ 67 ]
Писания по магии (талисманы, конкретные свойства)
[ редактировать ]Среди оставшихся в живых джабирийских трактатах есть также ряд относительно независимых трактатов, посвященных «науке о талисманах » ( ʿilm al-hilasmāt , форма тергии ) и с «наукой конкретных свойств» ( ʿilm al-khawāṣ , т.е. наука, занимающаяся скрытыми способностями минеральных, овощных и животных веществ, и с их практическим применением в области медицинских и различных занятий). [ 68 ] Это:
- Книга поиска ( Китаб аль-Бахт , также известная как «Книга выдержек» , Китаб аль-Нукхаб , Кр. № 1800): Эта долгая работа посвящена философской основе тергии или «науки о тализмах» ( Ильм Аль-Шиласмат ). Это также примечательно для ссылки на значительное количество греческих авторов: есть ссылки на (дела) Платона , Аристотеля , Архимеда , Галена , Александра Афродизии , Порфира , Тистика , ( Псевдо -) Аполлония Тианы и других. [ 69 ]
- Книга пятьдесят ( Китаб аль-Хамсин , возможно, идентичная великой книге о талисманах , Китаб аль-Шиласмат аль-Кабир , Кр. Нос. 1825–1874): Эта работа, только выдержки из которых сохраняются, имеют дело с такими субъектами. как теоретическая основа тергии , конкретные свойства, астрология и демонология . [ 70 ]
- Великая книга по конкретным свойствам ( Kitāb al-khawāṣ al-kabīr , kr. Nos. 1900–1970): это главная работа Джабира по «науке о конкретных свойствах» ( ʿilm al-khawāṣ ), т.е. Скрытые силы минеральных, овощных и животных веществ, а также с их практическим применением в медицинских и различных других занятиях. [ 71 ] Тем не менее, он также содержит ряд глав о «науке о балансе» ( Эльм аль-Мизан , теория, которая направлена на уменьшение всех явлений в систему мер и количественных пропорций). [ 72 ]
- Книга короля ( Китаб аль-Малик , Кр. № 1985): короткий трактат об эффективности талисманов . [ 73 ]
- Книга Черной Магии ( Китаб аль-Джаф Аль-Асвад , Кр. № 1996): Этот трактат не упоминается ни в одной другой джабирийской работе. [ 74 ]
Другие существующие сочинения
[ редактировать ]Писания по самым разнообразным темам также были приписаны Jabir. Большинство из них потеряны (см. Ниже), за исключением:
- Книга о ядах и о том, как их вредное воздействие ( Китаб аль-Сумум ва-дафха Махарриха , Кр. № 2145): о фармакологии . [ 75 ]
- Книга полной ( Kitāb Al-Ishtimāl , Kr. № 2715): длинный экстракт этого философского трактата сохраняется поэтом и алхимиком аль-наухраги (1061– C. 1121). [ 76 ]
Потерянные сочинения
[ редактировать ]Хотя значительное количество джабирийских трактатов об алхимии и магии выживают, многие из них также потеряны. Помимо двух выживших трактатов (см. Сразу выше), многочисленные работы Джабира по другим темам потеряны:
- Каталоги (kr. № 1–4): Есть три каталога , которые, как говорят, Джабир написал о своих собственных работах (kr. Nos. 1–3), и одна книга о порядке чтения наших книг ( Kitāb tartīb Qirāʾat Кутубина , Кр. Все они потеряны. [ 77 ]
- Книги о Stratagems ( Kunub al-ḥiyal , Kr. Nos. 1150–1449) и книги по военным стратегитам и трюкам ( Kunub al-chiyal al-ḥurūyyy wa-l-makāyid ' , kro. Большие коллекции по механическим трюкам [ 78 ] и военная инженерия , оба потерялись. [ 79 ]
- Медицинские и фармакологические сочинения (Kr. Nos. 2000–2499): Семь трактатов известны под названием, единственным, что является книгой о явах и об оттаивании их вредных последствий ( Kitāb Al-Sumūm Wa-Dafʿ Maḍārrihā , kr. нет. Краус также включил в эту категорию потерянный трактат о зоологии ( Книга животных , Китаб аль-Шайаван , Кр. № 2458) и потерянный трактат по ботанике ( Книга растений или книга трав , Китаб аль-Набат или Китаб аль-Шашаш , Кр. [ 80 ]
- Философские сочинения ( Kutub Al-Falsafa философии аристотелевской -видимому, касаются из которых, по , Kr. Nos. 2500–2799): под этим заголовком Краус упомянул 23 работы, большинство Аристон . KR , Книга на душе , Кр. Одного трактата ( Книга всеобъемлющей , Китаб аль-Иштимтиль , Кр. № 2715) Длинный экстракт сохраняется поэтом и алхимиком Аль-Шуграши (1061–C. 1121), но все остальные трактаты в этой группе потеряны Полем [ 81 ]
- Математические , астрономические и астрологические сочинения (Kr. Nos. 2800–2899): тринадцать трактатов в этой категории известны под названием, все из которых потеряны. Примечательные названия включают в себя к Евклиду ( Китаб Шарх . книгу , Кри Уклидьяс комментариев ), Книга комментариев об Almagest ( Kitāb Sharḥ Al-Majisṭī , Kr. № 2834), тонкая книга по астрономическим таблицам ( Kitāb al-zāj al-lahīf , kr. № 2839), сборник астроляба С теоретической и практической точки зрения ( Kitāb al-Jāmiʿ fī L-Asṭurlāb ʿilman Wa-ʿamalan , Kr. № 2845) и книга объяснения фигур зодиака и их деятельности ( Kitāb Sharḥ uwar Al- Бурудж ва-афалиха , Кр. [ 82 ]
- Религиозные сочинения (kr. Nos. 2900–3000): Помимо тех, которые, как известно, принадлежат к пятистам книгам (см. Выше), существует ряд религиозных трактатов, точное место в корпусе неясно, все из которых теряются. Примечательные названия включают книги о Шиайтских Школах мысли ( Кутуб Фи, Мадхаби Аль-Шиша , Кр. № 2914), наши книги о трансмиграции души ( Кутубуна Фил-Танасукх , Кр. № 2947), The Книга имамата ( Китаб . - аль , Имама Кри [ 83 ]
Исторический фон
[ редактировать ]Греко-Египетская, Византийская и Персидская Алхимия
[ редактировать ]
Джабирийские писания содержит ряд ссылок на греко -египетские алхимики, таких как ( fl псевдо -демократ . C. 60), Mary the Ewewess (fl. C. 0–300), Agathodaemon (fl. C. 300) и Zosimos Panopolis (fl. C. 300), а также для легендарных фигур, таких как Hermes Trismegistus и Ostanes , а также для писательных фигур, таких как Моисей и Иисус (которым также приписали ряд алхимических писаний). [ 84 ] Тем не менее, эти ссылки могли быть предназначены как апелляция к древней власти, а не как признание каких -либо интеллектуальных заимствований, [ 85 ] И в любом случае джабирианская алхимия сильно отличалась от того, что встречается в существующих греческих алхимических трактатах: она была гораздо более систематической и последовательной, [ 86 ] Он сделал гораздо меньше использования аллегории и символов, [ 87 ] и гораздо более важное место было занято философскими спекуляциями и их применением к лабораторным экспериментам. [ 88 ] Кроме того, в то время как греческие алхимические тексты были почти исключительно сосредоточены на использовании минеральных веществ (то есть на « неорганической химии »), джабирианская алхимия впервые привели к использованию овощных и животных и, и поэтому представлял инновационный сдвиг в сторону « органической химии ». [ 89 ]
Тем не менее, есть какое -то важное теоретическое сходство между джабирианской алхимией и современной византийской алхимией, [ 90 ] и хотя у джабирийских авторов, похоже, не известны византийские работы, которые существуют сегодня, такие как алхимические произведения, приписываемые олимпиодорусу философам ( неоплатоническим ок. 495–570) и Стефануса Александрии (фл. 580–640), Стефануса Александрии (фл. [ 91 ] Кажется, что они, по крайней мере, частично опирались на параллельную традицию теоретической и философской алхимии. [ 92 ] В любом случае, писания, фактически используемые джабирийскими авторами, по -видимому, в основном состояли из алхимических работ, ложно приписываемых древним философам, таким как Сократ, Платон и Аполлоний Тиана, [ 89 ] Только некоторые из которых все еще существуют сегодня, и чье философское содержание еще должно быть определено. [ 93 ]
Одним из инноваций в джабирийской алхимии было добавление SAL Ammoniac ( хлорид аммония ) к категории химических веществ, известной как « спиртные напитки » (то есть сильно летучие вещества). Это включало как в природе, встречающемся в природе аммония, так и синтетический хлорид аммония, полученные из органических веществ , и, таким образом, добавление аммония SAL в список «спиртных напитков», вероятно, является продуктом нового акцента на органической химии . Поскольку слово для Sal Ammoniac, используемого в Jabirian Corpus ( Nošāder ), является иранским происхождением, было высказано предположение, что прямые предшественники джабирийской алхимии, возможно, были активны в эллинизирующих и сирийских школах Сасанидской империи . [ 94 ]
Химическая философия
[ редактировать ]Элементы и природа
[ редактировать ]Согласно аристотелевской физике , каждый элемент состоит из двух качеств: огонь горячий и сухой, земля холодная и сухая, вода холодная и влажная, а воздух горячий и влажный. В джабирианском корпусе эти качества стали называться «природой» (арабский: ṭabāʾiʿ ), и, как говорят, состоит из этих «природы», а также основного «вещества» ( Джавхар ). В металлах две из этих «природы» были внутренними, а два были внешними. Например, свинец был преимущественно холодным и сухим, а золото было преимущественно горячим и влажным. Таким образом, джабир теоретизировал путем перестройки природы одного металла, приведет другой металл. Как и Зосимос , Джабир полагал, что это потребует катализатора, аль-Айкира , неуловимого эликсира, который сделает это трансформацию возможным, что в европейской алхимии стало известно как философский камень . [ 95 ]
Теория металлов серы-меркучих
[ редактировать ]Теория металлов серы-меркучих, хотя впервые засвидеемая в псевдо - Секрет Аполлонии Тайаны творения ( Сарр аль-Халика , конец 8 или начале 9-го века, но в основном основан на более старых источниках),), [ 96 ] также был принят джабирийскими авторами. Согласно джабирианской версии этой теории, металлы образуются на земле через смешивание серы и ртути . В зависимости от качества серы образуются различные металлы, причем золото образуется самым тонким и сбалансированным серной. [ 97 ] Эта теория, которая в конечном итоге основана на древних метеорологических таких как те, которые обнаружены в Аристотеля спекуляциях , метеорологии , стала основой всех теорий металлического состава до 18 -го века. [ 98 ]
Смотрите также
[ редактировать ]- История химии
- Абу Бакр аль-Рази (ок. 865–925, знаменитый современный химик)
- Псевдо-гебер (13-й-14 век латинские авторы, пишущие под именем Джабира)
- Наука в средневековом исламе
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Это знакомства, выдвинутая Kraus 1942–1943 , Vol. Я, с. LXV. Для его принятия другими учеными см. Ссылки в Delva 2017 , с. 38, примечание 14. Примечательными критиками датирования Крауса являются Sezgin 1971 и Nomanul Haq 1994 , с. 3–47 (ср. Forster 2018 ).
- ^ Kraus 1942–1943 , Vol. II, стр. 41–42 (ссылаясь на Stapleton 1905 ; Ruska 1923a ; Ruska 1928 ). См. Также Stapleton, Azo & Hidatat Husain 1927 , с. 10-1 338–3
- ^ Норрис 2006 .
- ^ Ньюман 1985 ; Ньюман 1991 , с. 57–103. Ахмад Ю. Аль-Хасан утверждал, что произведения псевдогебер были фактически переведены на латынь с арабского языка (см. Аль-Хасан, Ахмад Й. ». Арабское происхождение латиноамериканских работ Суммы и Гебер: опровержение Бертелота , Ruska и Newman на основе арабских источников », в: Al-Hassan 2009 , с. 53–104; также доступны онлайн ).
- ^ Ссылки на Jaʿfar al-ṣādiq происходят по всему Джабирианскому корпусу (см. Kraus 1942–1943 , Vol. I, pp. XXXVI-XXXVII). Смотрите также ниже.
- ^ Craus 1942–1943 , кража. Я, стр. XVII, 189; Delva 2017 , с. 38, примечание
- ^ Kraus 1942–1943 , Vol. I, с. XVII, XIX - XXI, XLIII - XLV; Fück 1951 , p. 124. Аннотированный английский перевод этого уведомления и список работ Джабира можно найти в Fück 1951 , с. 95–104.
- ^ Fück 1951 , с. 124–125.
- ^ Delva 2017 , с. 39. Однако, как отмечает Delva 2017, стр. 39–40, примечание 19, Джабир действительно встречается в двух, возможно, ранних коллекциях хадисов , которые нуждаются в дальнейшем расследовании.
- ^ Fück 1951 , p. 124
- ^ Craus 1942–1943 , кража. Я, стр. lxiii - lxv; Delva 2017 , с. 39, примечание
- ^ См. Уже Краус 1930 и Краус 1931 . Это было отклонено Sezgin 1971 .
- ^ Nomanul Haq 1994 утверждал, что один из этих переводов греческих философских текстов Джабиром , pp. 230–242 , цитируемых P.
- ^ Краус считал джабирианский шиизм как раннюю форму исмаилизма (см. Kraus 1930 , Kraus 1942 ; см. Также Corbin 1950 ), но с тех пор было показано, что он значительно отличается от исмаилизма (см. Lory 1989 , pp. 47–125 ;
- ^ LORY 1983 , с. 62–79. Для других наблюдений за существованием различных редакционных слоев в джабирийских трактатах см. Kraus 1942–1943 , Vol. I, pp. XXXXIII-XXXVI; Gannagé 1998 , pp. 409–410.
- ^ Delva 2017 , с. 53, примечание
- ^ Капеццон 2020 ; ср. Лори 2008b .
- ^ Nomanul Haq 1994 , p. 33, примечание 1. Кунья Абу Абд Аллах встречается только в Ибн аль-Надиме (см. Краус 1942–1943 , том I, стр. Xliii, примечание 5). Ибн Халликан Джабира (1211–1282) дает нисбу как аль- сарсиси , или в некоторых рукописях, как аль -тархуси , но это, скорее всего, ошибки пиствиков для аль-хуси (см. Краус 1942–1943, т. I, с. Xli, Примечание 3).
- ^ Kraus 1942–1943 , Vol. Я, с. xli, примечание 9. Краус добавляет, что Абд Аллах в качестве имени дедушки Джабира также упоминается в «Китаб аль-Наджиб» Джабира (кр. № 977).
- ^ Ruska 1923b , p. 57 все еще думал, что атрибуция к джабиру имени Аль-Азди ложным. Более поздние источники предполагают свою подлинность.
- ^ Kraus 1942–1943 , Vol. Я, с. xli, примечание 1; Delva 2017 , с. 36. В 8-м веке не было необходимо, чтобы неработницы обеспечили принадлежность к арабскому племени, чтобы разрешить обратиться в ислам.
- ^ Delva 2017 , с. 36. Согласно переписчику одной из рукописей, содержащих работы Джабира, он также умер в TUS (см. Delva 2017, стр. 36, примечание 6). Джабир считался арабским от Holmyard 1927 , с. 29–32, вид, все еще взятый Forster 2018 . Он считался персидским Рукой 1923b , с. 57 (ср. Holmyard 1927 , стр. 29), который был отозван такими учеными, как Сартон, 1927–1948 , вып. Ii.2, p. 1044 и Ньюман 1996 , с. 178.
- ^ Delva 2017 , стр. 36–37.
- ^ Holmyard 1927 , p. 29; Delva 2017 , с. 49
- ^ Delva 2017 , стр. 36–37, примечание 6.
- ^ Это даже для большей части того, что было написано Ибн аль-Надимом; См. Delva 2017 , с. 38–39.
- ^ Kraus 1942–1943 , Vol. I, с. XXXVI-XXXVII. То, что ссылки действительно относятся к Джафар аль-Шадик, ясно ясно разъясняется в контексте шиитов, в котором они встречаются, и патронизм иногда включается в себя Джафара «Ибн Мухаммад» (см. Holmyard 1927 см. Holmyard 1927 , с. 34–35; , стр. 34–35; Руска ( 1927 , с. Изолированное заявление Ибн аль-Надима о том, что некоторые утверждали, что «мой хозяин» ссылался на Джафар ибн Яшья аль-Бармаки, было названо «произвольным» от Kraus 1942–1943, Vol. Я, с. xliv, примечание 2.
- ^ Kraus 1931 , с. 28–29; ср. Delva 2017 , с. 36, Примечание 3. Краус прямо сравнил, казалось бы, легендарные рассказы о Джабире и Бармакидах с историями одной тысячи и одной ночи .
- ^ Это сначала связано с алхимиком 14-го века аль-Джильдаки (см. Kraus 1942–1943 , Vol. I, pp. Xli-xliii; ср. Delva 2017 , стр. 36, примечание 4).
- ^ Holmyard 1927 , с. 29–32, 35.
- ^ Delva 2017 , стр. 41–42, 52.
- ^ Delva 2017 , с. 42; Ср. Holmyard 1927 , p. 32
- ^ Delva 2017 , стр. 46–47.
- ^ Delva 2017 , с. 49, 52.
- ^ Они перечислены в Kraus 1942–1943 , Vol. Я, стр. 203–210.
- ^ Лори 1983 , с. 51
- ^ Kraus 1942–1943 , Vol. I, стр. 148–152, 205 (считается одной из работ. 600).
- ^ Loy 1983 , p. 51–52; Delva 2017 , с. 37, примечание n. 9
- ^ См., Например, великая книга о конкретных свойствах , чьи 71 главы подсчитываются Kraus 1942–1943 , Vol. I, с. 148–152 как №. 1900–1970. Обратите внимание, однако, что эта процедура не всегда соблюдается: например, хотя книга исправлений Платона состоит из 90 глав, она по -прежнему считается только одним трактатом (кр. № 205, см. Kraus 1942–1943 , том ..
- ^ Это число, полученное Kraus 1942–1943 , Vol. I. Метод подсчета Крауса подвергся критике . Том джабирианского корпуса ».
- ^ См. Раздел «Алхимические сочинения» ниже. Религиозные спекуляции возникают по всему корпусу (см., Например, Lory 2016a ), но особенно заметны в пятистах книгах (см. Ниже). Книги балансов посвящены алхимии с философской и теоретической точки зрения и содержат трактаты, посвященные широкому спектру тем (см. Ниже).
- ^ См. Раздел «Писания по магии (талисманы, конкретные свойства)» ниже. Краус называет, как Эльм аль-Шиласмат «Тегиги» ( тергия ) во всем; См., Например, Kraus 1942–1943 , Vol. I, с. 75, 143, ET Pass. О «науке о конкретных свойствах» ( ʿilm al-khawāṣ ) см. Kraus 1942–1943 , Vol. II, с. 61–95.
- ^ Только одна полная работа ( о ядах и об оттаивании их вредных последствий , Китаб аль-Сумум ва-даф-махарриха , крен. книга , Kitāb Al-Ishtimāl , Kr. См. Раздел «Другие сочинения» ниже, с Sezgin 1971 , с. 264–265. Sezgin 1971 , pp. 268–269 также перечисляет 30 существующих работ, которые не были известны Краусу, и чье предмет и место в корпусе еще не определены.
- ^ Kraus 1942–1943 , Vol. I. Краус основал этот порядок на обширном анализе многих внутренних ссылок на другие трактаты в корпусе. Немного другого хронологического порядка постулируется Sezgin 1971 , стр. 231–258 (который помещает книги о остатках после пятисот книг , см. Стр. 252–253).
- ^ Все предыдущие в Kraus 1942–1943 , Vol. Я, стр. 5–9.
- ^ Kraus 1942–1943 , Vol. Я, стр. LX - lxi.
- ^ Под редакцией Darmstaedter 1925 .
- ^ Все предыдущие в Kraus 1942–1943 , Vol. Я, с. 11
- ^ 1979 версия изумрудной таблетки, им что цитируемой , с. 64–65, 90. Джабир явно отмечает , Zirnis от Тины Вероятно, даже ранее) версия, сохранившаяся в псевдо-аполлонии от Серра Аль-Халика ( Секрет творения ): см. Weisser 1980 , p. 46
- ^ Zirnis 1979 . О некоторых шиитских аспектах книги «Элемент фонда» см. Lory 2016a .
- ^ Kraus 1942–1943 , Vol. Я, стр. 43–44.
- ^ Forster 2018 .
- ^ Под редакцией Berthelot 1906 , с. 310–363; Латинский перевод одного из семидесяти трактатов ( слов , Китаб аль-Талатин Калима . Тридцати , Книга Кри В MS. Используемый Berthelot, название переводчика появляется как определенный renaldus cremonensis ( Berthelot 1906 , p. 310, ср. Forster 2018 ). Тем не менее, средневековый список работ, переведенный Джерардом Кремоновой (Латинская: Джерардус Кремоненсис ), упоминает Либера де Септуагинта в качестве одной из трех алхимических работ, переведенных Магистером ( см. Бернетт 2001 , стр. 280, ср. Моуро 2020 , с. ..
- ^ Kraus 1942–1943 , Vol. Я, с. 63.
- ^ Шарби аль-Шимьяри встречается несколько раз в джабирийских писаниях как один из учителей Джабира. Якобы ему было 463 года, когда Джабир встретил его (см. Kraus 1942–1943 , том I, стр. XXXVII). Согласно Sezgin 1971 , с. 127, тот факт, что Джабир посвятил книгу для вклада Шарби в алхимию, указывает на существование во время письменной работы, приписанной ему.
- ^ Все предыдущие в Kraus 1942–1943 , Vol. Я, стр. 64–67. О значении здесь мухахахахата , см. ЭС. п. 64 н. 1 и сопровождающий текст. См. Также Sezgin 1971 , с. 160–162, 167–168, 246–247.
- ^ Sezgin 1971 , p. 248
- ^ Kraus 1942–1943 , Vol. Я, с. 69. О «науке о конкретных свойствах» ( ʿilm al-khawāṣ , т. Е. Наука, посвященная скрытым силам минеральных, овощных и животных веществ, а также с их практическими применениями в медицинских и различных других занятиях), см. Краус 1942– 1943 , вып. II, с. 61–95.
- ^ Kraus 1942–1943 , Vol. Я, стр. 70–74; Sezgin 1971 , p. 248
- ^ Все предыдущие в Kraus 1942–1943 , Vol. Я, стр. 75–76. Теория баланса широко обсуждается Kraus 1942–1943 , Vol. II, с. 187–303; См. Также Lory 1989 , с. 130–150.
- ^ Kraus 1942–1943 , Vol. Я, с. 76; Лори 1989 , с. 103–105.
- ^ Starr 2009 , с. 74–75.
- ^ Kraus 1942–1943 , Vol. Я, стр. 100-101.
- ^ Корбин 1950 ; Лори 2000 .
- ^ Отредактировано и переведено Newman 1994 , с. 288–293.
- ^ Kraus 1942–1943 , Vol. Я, с. 111–116. О Харшини , см. Краус 1942–1943 , вып. II, с. 22–23. Выдержки из первых шести книг о семи металлах ( Книга Золотого , Книга Серебряного , Книга медь , Железной Книги , Книга олова и Книгу свинца ) и полный арабский текст седьмого Книга ( Книга Харшини ) была отредактирована Ватанабе 2023 , с. 236–334.
- ^ Kraus 1942–1943 , Vol. Я, с. 117–140.
- ^ Ряд неэктактных трактатов (Kr. Nos. 1750, 1778, 1795, 1981, 1987, 1992, 1994) также обсуждаются Kraus 1942–1943 , Vol. Я, с. 142–154. Краус называет, как Эльм аль-Шиласмат «Тегиги» (тергия) во всем; См., Например, Kraus 1942–1943 , Vol. I, с. 75, 143, ET Pass. О «науке о конкретных свойствах» ( ʿilm al-khawāṣ ) см. Kraus 1942–1943 , Vol. II, с. 61–95.
- ^ Kraus 1942–1943 , Vol. Я, стр. 142–143.
- ^ Kraus 1942–1943 , Vol. Я, стр. 146–147.
- ^ О "науке о конкретных свойствах» ( ʿilm al-khawāṣ ) см. Kraus 1942–1943 , vol. II, с. 61–95.
- ^ Kraus 1942–1943 , Vol. Я, стр. 148–152. Теория баланса, которая в основном изложена в книгах балансов (Kr. Nos. 303–446, см. Выше), широко обсуждается Kraus 1942–1943 , Vol. II, с. 187–303; См. Также Lory 1989 , с. 130–150.
- ^ Kraus 1942–1943 , Vol. Я, с. 153
- ^ Kraus 1942–1943 , Vol. Я, с. 154
- ^ Kraus 1942–1943 , Vol. Я, стр. 156–159; Facsimile в Сиггеле 1958 .
- ^ Kraus 1942–1943 , Vol. Я, с. 165.
- ^ Все предыдущие в Kraus 1942–1943 , Vol. Я, стр. 3–4.
- ^ Kraus 1942–1943 , Vol. Я, с. 141, примечание 1.
- ^ Kraus 1942–1943 , Vol. Я, стр. 141–142.
- ^ Все предыдущие в Kraus 1942–1943 , Vol. Я, с. 155–160.
- ^ Все предыдущие в Kraus 1942–1943 , Vol. Я, с. 161–166.
- ^ Все предыдущие в Kraus 1942–1943 , Vol. Я, с. 167–169.
- ^ Все предыдущие в Kraus 1942–1943 , Vol. Я, с. 170–171.
- ^ Краус 1942-1943 , Полет. II, стр. 42-45.
- ^ Краус 1942-1943 , Полет. II, P. 35
- ^ Краус 1942-1943 , Полет. II, стр. 31-32.
- ^ Краус 1942-1943 , Полет. II, стр. 32-33.
- ^ Краус 1942-1943 , Полет. II, P. 40
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Kraus 1942-1943 , Vol. II, P. 41
- ^ Краус 1942-1943 , Полет. II, стр. 35-40.
- ^ Kraus 1942–1943 , Vol. II, с. 40. Краус также отмечает, что это довольно примечательно, учитывая существование работ, приписываемых Стефану Александрии в арабской традиции.
- ^ Краус 1942-1943 , Полет. II, стр. 40-41.
- ^ Рукописывания существующих работ перечислены Sezgin 1971 и Ullmann 1972 .
- ^ Все предыдущие в Kraus 1942–1943 , Vol. II, с. 41–42; ср. Лори 2008b . Об этимологии слова Ношер , см. Laufer 1919 , с. 504–506 (утверждая, что это персидское слово, полученное из Согдиана ); Ruska 1923a , p. 7 (спорить о персидском происхождении).
- ^ haq Nomanul
- ^ Kraus 1942–1943 , Vol. II, с. 1, примечание 1; Weisser 1980 , p. 199. О свидании и историческом фоне Сирра аль-Халика , см. Краус 1942–1943 , том. II, с. 270–303; Weisser 1980 , с. 39–72.
- ^ Краус 1942-1943 , Полет. II, P. 1
- ^ Норрис 2006 .
Библиография
[ редактировать ]Третичные источники
[ редактировать ]- Де Смет, Даниэль (2008–2012). науки Эзотерические Энциклопедия Иранка
- Forster, Регула (2018). "Джабир Б. Шьянн" в Флете, Кейт; Крамер, Гудрун ; Математика, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия Ислама, три Doi : 10.1163/ 1573-3912_ei3_com_3
- Краус, Павел ; Плесснер, Мартин (1960–2007). «Джабир Б. Шайян». В Bearman, P .; Бьянквиз, Т. Т. ; Босворт, CE ; Ван Донзел, Э .; Heinrichs, WP (ред.). Энциклопедия Ислама, второе издание . doi : 10.1163/1573-3912_islam_sim_1898 .
- Лори, Пьер (2008a). «Ябир ибн Хейян». В Кертге, Нортта (ред.). Новый словарь научной биографии . Тол. 4. Детройт: Томсон Гейл. С. 19–20. ISBN 978-0-684-31320-7 .
- Лори, Пьер (2008b). "Кимия" . Энциклопедия Ираника .
- Плесснер, Мартин (1981). «Ябир ибн Хейян». В Гиллиспи, Чарльз С. (ред.). Словарь научной биографии . Тол. 7. Нью -Йорк: сыновья Чарльза Скрибнерса. С. 39–43.
Вторичные источники
[ редактировать ]- Аль-Хасан, Ахмад Ю. (2009). Исследования в «Аль-Кимье»: критические проблемы в латинской и арабской алхимии и химии . Хильдишейм: Георг Олмс Верлаг. ISBN 978-3-487-14273-9 Полем (Тот же контент и еще больше доступны в Интернете ) (выступает против подавляющего большинства ученых, что латинские работы Geber были переведены с арабского языка, и что этанол и минеральные кислоты были известны в ранней арабской алхимии)
- Бернетт, Чарльз (2001). «Когерентность программы перевода арабского латина в Толедо в двенадцатом веке». Наука в контексте . 14 (1–2): 249–288. doi : 10.1017/s0269889701000096 . S2CID 143006568 .
- Капеццон, Леонардо (1997). «Ябир ибн Шайян в вежливом городе. Гетеродоксальные материалы для истории мысли о науке в средневековом исламе» . Журнал Восточных исследований . LXXI (1/4): 97–144. JSTOR 41880991 .
- Капеццон, Леонардо (2020). «Одиночество сирот: ǧābir b. Ḥayyān и шиитская гетеродоксальная среда третьего/девятого/десятого века» . Бюллетень школы восточных и африканских исследований . 83 (1): 51–73. doi : 10.1017/s0041977x20000014 . S2CID 214044897 . (Недавнее исследование джабирианского шиизма , утверждая, что оно было не из формы исмаилизма , а независимого сектантского тока, связанного с шиитами конца 9-го века, известными как Гулат )
- Корбин, Генри (1950). «Славная книга Джабира ибн Хеййн». Эранос-Джарбуч . 18 : 48–114.
- Корбин, Генри (1986). Алхимия как иератическое искусство . ПАРИЖ: Л'Ерн. ISBN 9782851971029 .
- Кулон, Жан-Чарльз (2017). Магия в стране ислама в средние века . Париж: CTHS. ISBN 9782735508525 .
- Delva, Thijs (2017). «Аббасид-активист Шайян аль-Шанар как отец Ябира б. Журнал исследований Аббасида . 4 (1): 35–61. doi : 10.1163/22142371-12340030 . (Отвергнет гипотезу Holmyard 1927 года о том, что Джабир был сыном прото- шиитского фармацевта, называемого Шайяном аль-Шахаром на основе вновь доступных доказательств; содержит самые последние статус-кварионы на биографии Джабира, перечисляя ряд первичных источников по этому вопросу. которые были до сих пор неизвестны Kraus 1942–1943)
- El-Eswed, Bassam I. (2006). «Духи: реактивные вещества в алхимии Ябира». Арабские науки и философия . 16 (1): 71–90. doi : 10.1017/s0957423906000270 . S2CID 170880312 . (Первое исследование со времен Бертелота , Стэплтона и Раски , чтобы приблизиться к джабирийским текстам с современной химической точки зрения)
- Fück, Johann W. (1951). «Арабская литература по алхимии в соответствии с Ан-Надимом (987 г. н.э.)». Амбикс 4 (3–4): 81–144. doi : 10.1179/amb.1951.4.3-4.81 .
- Ганнаге, Эмма (1998). Комментарий Александра д'Афродиса в поколении и коррупции, потерянном на греческом языке, обнаруженном на арабском языке на ǧābir ibn ḥayyān, kitāb al-ta-taṣrīf (неопубликованный докторский дисс.). Париж 1 Пантеон-Сорбоннский университет.
- Holmyard, Eric J. (1923). "Джабир ибн Шайян" . Труды Королевского медицины . 16 : 46–57. doi : 10.1177/003591572301601606 . (Первоначальная статья, показывающая, что нерелигиозные алхимические трактаты Джабира по-прежнему существуют, что некоторые из этих трактатов содержат сложную систему естественной философии, и что Джабир знал теорию металлов серы-мерки)
- Holmyard, Eric J. (1927). "Эссе о Джабире ибн Хайяне". В Руске, Юлий (ред.). Исследования по истории химии: определение Эдмунд О. В. Липпманн . Берлин: Спрингер. С. Doi : 10.1007/978-3-642-51355-8_5 . ISBN 978-3-642-51236-0 Полем (Средняя статья, впервые представляющая гипотезу о том, что Джабир был сыном прото- шиитского фармацевта, называемого Шайяном аль-Шахар)
- Краус, Павел (1930). «Дшабир ибн Хаджан и Имаитриджа». В Руске, Юлий (ред.). Третий годовой отчет Научно -исследовательского института истории науки. С научным гарниром: крах легенды Дшабира . Берлин: Спрингер. С. OCLC 913815541 . (Своем практической статьей, утверждая, что джабирийские писания должны быть датированы примерно 850–950; первые, указывающие на сходство между джабирийским шиизмом и ранним исмаилизмом )
- Краус, Павел (1931). «Студиен зю Джабир ибн Хейян» (PDF) . ИГИЛ . 15 (1): 7–30. doi : 10.1086/346536 . JSTOR 224568 . S2CID 143876602 . (Содержит дальнейшие аргументы в пользу поздней датирования джабирийских писаний; анализируется отчеты Джабира о его отношениях с Бармакидами , отвергая их историчность)
- Краус, Павел (1942). «Досаживания религиозной иерархии в соответствии с ǧābir ibn ḥayyān» . Бюллетень французского института восточной археологии . 41 : 83–97. Doi : 10.3406/bifao . (Новаторская бумага о джабирийском прото- шиизме )
- Краус, Павел (1942–1943). Джабир ибн Хеййн: вклад в историю научных идей в исламе. I. Корпус писаний Джабириенса. II Джабир и греческая наука . Каир: Французский институт восточной археологии. ISBN 978-3-487-09115-0 Полем OCLC 468740510 . (Vol. 1 содержит новаторский анализ источников биографии Джабира и каталог всех известных джабирийских трактатов и более крупных коллекций, к которым они принадлежат; том 2 содержит основополагающий анализ джабирийской философской системы и ее связь с греческой философией; остается стандартной справочной работой по джабиру даже сегодня)
- Лауфер, Бертольд (1919). Сино-Ираника: Китайский вклад в историю цивилизации в древнем Иране . Fieldiana, антропологическая серия. Тол. 15. Чикаго: Полевой музей естественной истории. OCLC 1084859541 .
- Лори, Пьер (1983). Джабир ибн Хеййн: десять договоров об алхимии. Первые десять трактатов по семидесяти книгам . Париж: Синдбад. ISBN 9782742710614 Полем (Уточняет предположение Крауса о том, что джабирийские писания, возможно, развивались из более раннего ядра, утверждая, что некоторые из них, даже если они получают свое окончательное редактирование только в ок.
- Лори, Пьер (1989). Алхимия и мистическая в земле Ислама . Лаграсс: Вердье. ISBN 9782864320913 Полем (Сосредоточится на религиозной философии Джабира; содержит анализ джабирийского шиизма , утверждая, что в некоторых отношениях отличается от исмаилизма и, возможно, был относительно независимым)
- Лори, Пьер (1994). «Алхимия слова, алхимия слов». В Жаккарте, Д. (ред.). Обучение научного и интеллектуального словаря в арабском мире . Civicima. Полет. 7. Turnhout: Brepols. стр. 91–106. Doi : 10.1484/m.civi-eb.4.00077 . ISBN 978-2-503-37007-1 .
- Лори, Пьер (2000). «Алхимическая эсхатология в Джабире ибн Хайян» . Ревю мусульманских миров и Средиземноморья . 91–94 (91–94): 73–92. Doi : 10,4000/remmm.249 .
- Лори, Пьер (2016a). «Аспекты эзотеризма Shie в корпусе ǧħābirian: три книги элемента фундамента » Аль- Кантара 37 (2): 279–298. два 10.3989/alqantara.2016.009:
- Лори, Пьер (2016b). «Эзотеризм Шиит и Алхимия. Некоторые замечания о доктрине посвящения в ябирском корпусе». В Амир-Моэцци, Мохаммед Али ; Де Силлис, Мария; Де Смет, Даниэль; Мир-Касимов, Орхан (ред.). Шиитская эзотеризм, его корни и его расширения - шиитский эзотеризм: его корни и события . Библиотека Школы Этюдов, религиозных наук. Полет. 177. Turnhout: Brepols. стр. 411–422. Doi : 10.1484/m.behe-eb . ISBN 978-2-503-56874-4 .
- Маркет, Ив (1988). Философия алхимиков и алхимия философов - Джабир ибн Хеййн и «братья чистоты» . Париж: Maisonneuve и Larose. ISBN 9782706809545 .
- Moureau, Sébastien (2020). «Мин аль-Кимия и Алхимиам. Передача алхимии от арабского мусульманского мира на латинский запад в средние века» . Микролог . 28 : 87–141. HDL : 2078.1/211340 . (Обзор всех латинских алхимических текстов, как известно, были переведены с арабского языка)
- Ньюман, Уильям Р. (1985). «Новый свет на личность Гебер» . Sudhoffs Archiv . 69 (1): 76–90. JSTOR 20776956 . PMID 2932819 .
- Ньюман, Уильям Р. (1991). Summa Perfectionis of Pseudogeber: критическое издание, перевод и изучение . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-09464-2 .
- Ньюман, Уильям Р. (1996). «Оккультизм и проявление среди алхимиков». В Ragep, F. Jamil; Ragep, Sally P.; Ливси, Стивен (ред.). Традиция, передача, трансформация: разбирательство двух конференций по до-модернам, проводимым в Университете Оклахомы . Лейден: Брилл. С. 173–198. ISBN 978-90-04-10119-7 .
- Nomanul Haq, Syed (1994). Имена, природа и вещи: алхимик Джабир ибн Шайян и его Китаб аль-Ахар (Книга камней) . Дордрехт: Клувер. ISBN 9789401118989 Полем (Позднили некоторые новые источники по биографии Джабира; последовал за Сезгином 1971, чтобы спорить о ранней дате джабирийских писаний)
- Норрис, Джон (2006). «Минеральная теория металлогенеза в домодернистской минеральной науке». Амбикс 53 (1): 43–65. doi : 10.1179/174582306x93183 . S2CID 97109455 . (Важный обзор теории металлов из серы-меркучих от его концептуального происхождения в древнегреческой философии до 18-го века; обсуждение арабских текстов является кратким и зависит от вторичных источников)
- Руска, Юлиус (1923a). «Саль Аммикус, Нушадир и Салмияк». Сообщения о встречах Гейдельбергской академии наук, философский исторический класс . 14 (5). Doi : 10.11588/diglit.38046 .
- Руска, Юлиус (1923b). «О списке написания« ǧābir ibn chajjān »и ложь некоторых трактатов, приписываемых ему» . Архив истории медицины . 15 : 53–67. JSTOR 20773292 .
- Руска, Юлиус (1927). «Семьдесят книг« ǵābir ibn chajjān ». В Руске, Юлий (ред.). Исследования по истории химии: определение Эдмунд О. В. Липпманн . Берлин: Спрингер. С. Doi : 10.1007/978-3-642-51355-8_6 . ISBN 978-3-642-51236-0 .
- Руска, Юлиус (1928). «Салмиак в истории алхимии». Журнал для прикладной химии . 41 (50): 1321–1324. Bibcode : 1928angch .. 41.1321r . Doi : 10.1002/прикреплен .
- Руска, Юлиус ; Гарберс, Карл (1939). «Правила для производства резкой воды в Габире и Рази». Ислам . 25 : 1–34. Doi : 10.1515/islm.1938.25.1.1 . S2CID 161055255 . (Содержит сравнение знаний Джабира и Абу Бакра аль-Рази о химическом аппарате, процессах и веществе)
- Сартон, Джордж (1927–1948). Введение в историю науки . Тол. I - III. Балтимор: Уильямс и Уилкинс. OCLC 476555889 .
- Sezgin, Fuat (1971). История арабской литературы, том IV: Алхими, химия, ботаника, сельскохозяйственная культура до ок . Страдание: Брилл. С. ISBN 9789004020092 Полем (Содержит проникающую критику диссертации Крауса о позднем знакомстве джабирийских произведений)
- Стэплтон, Генри Э. (1905). «Sal Ammoniac: исследование примитивной химии» . Мемуары Азиатского общества Бенгалии . I (2): 25–40.
- Стэплтон, Генри Э .; Азо, RF; Хидаят Хусейн, М. (1927). «Химия в Ираке и Персии в десятом веке нашей эры» Мемуары Азиатского общества Бенгалии . VIII (6): 317–418. OCLC 706947607 .
- Старр, Питер (2009). «На пути к контексту для Ибн Умейла, известного Чосеру как старший алхимик» (PDF) . Журнал искусств и наук . 11 : 61–77. Архивировано из оригинала (PDF) 25 сентября 2020 года . Получено 28 ноября 2020 года .
- Уллманн, Манфред (1972). Естественная и секретная наука в исламе . Страдание: Брилл. ISBN 978-90-04-03423-5 .
- Ватанабе, Масайо (2023). Природа в книгах семи металлов - ǧābirian corpus в диалоге с древнегреческой философией и византийской алхимией (докторская диссертация). Университет Болонья.
- Вайссер, Урсула (1980). «Книга секрета творения» Тианы Псевдо-Аполлониос . Берлин: де Грютер . Doi : 10.1515/9783110866933 . ISBN 978-3-11-086693-3 .
Первичные источники
[ редактировать ]Издания арабских джабирийских текстов
[ редактировать ]- Абу Рида, Мухаммад А. (1984). "Талат Расагил Фальсафия Ли-джабир б. Журнал истории арабских исламских наук . 1 : 50–67.
- Абу Рида, Мухаммад А. (1985). "Risālatān falsafiyyatān li-Jābir B. ḥayyān". Журнал истории арабских исламских наук . 2 : 75–84.
- Бертелот, Марцеллин ; Houdas, Octave V. (1893). Химия в средние века . Полет. Iii. Париж: национальные подставки.
- Al-Mazyadī, Aḥmad Pharād (2006). ibn Rasēiliil jābir jābir Beeru: Knowl al-chmiya. ( ПИ Holmyard 1928 and Kraus 1935
- Ганнаге, Эмма (1998). Комментарий Александра д'Афродиса в поколении и коррупции, потерянном на греческом языке, обнаруженном на арабском языке на ǧābir ibn ḥayyān, kitāb al-ta-taṣrīf (неопубликованный докторский дисс.). Париж 1 Пантеон-Сорбоннский университет. (Издание Kitāb al-taṣrīf )
- Holmyard, E. John (1928). Арабские произведения Джабир ибн Хеййн . Париж: Пол Гетнер.
- Краус, Павел (1935). Эссе об истории научных идей в Исламе / Мухтар Расашил Джабир б. Ḥayyān . Париж/Каир: GP Maisonneuve/Maktabat al-Khānjī.
- Nomanul Haq, Syed (1994). Имена, природа и вещи: алхимик Джабир ибн Шайян и его Китаб аль-Ахар (Книга камней) . Дордрехт: Клувер. ISBN 9789401118989 Полем (Содержит новое издание частей Китаб аль-Ахар с английским переводом)
- Лори, Пьер (1988). Tadbīr al-iksīr al-ahẓam. Арба, таким образом, Ашара Рисала-Фи, Фуна Аль-Кимия / развитие Верховного Эликсира. Четырнадцать договоров Габир ибн Хайян на великой алхимической работе . Дамаск: Французский институт Дамаска.
- Руска, Юлиус ; Гарберс, Карл (1939). «Правила для производства резкой воды в Габире и Рази». Ислам . 25 : 1–34. Doi : 10.1515/islm.1938.25.1.1 . S2CID 161055255 .
- Sezgin, Fuat (1986). Книга семидесяти . Франкфурт Am Main: Институт истории арабской исламской науки. ( Facsimile of Kitāb Al-Sabʿn )
- Сигел, Альфред (1958). Das Buch der Gifte des ǧ اب ir ibn ḥaysy . Висбаден: Штайнер. ( Facsimile of Kitāb Al-Sumūm Wa-Daf 'Maḍārrihā )
- Зирнис, Питер (1979). Kitāb Usṭuqus al-Uss из Jābir ibn ḥayān (неопубликованный докторский дисс.). Нью -Йоркский университет. (Содержит аннотированную копию Kitāb Usṭuqus al-USS с английским переводом)
- Ватанабе, Масайо (2023). Природа в книгах семи металлов - ǧābirian corpus в диалоге с древнегреческой философией и византийской алхимией (докторская диссертация). Университет Болонья. (Издание выдержки из первых шести книг по семи металлам ( Kitāb al-Dhahab , Kr. № 947; Kitāb al-Fiḍḍa , Kr. № 948; Kitāb al-Nuḥās , kr. № 949; Kitāb al- Хадид , Кри . и отрывок из Китаб аль-Шиса аль-Хамиса , Кр.
Современные переводы арабских джабирийских текстов
[ редактировать ]- Бертелот, Марцеллин ; Houdas, Octave V. (1893). Химия в средние века . Полет. Iii. Париж: национальные подставки. (Французские переводы отредактированных арабских текстов)
- Корбин, Генри (1950). «Le livre you gly ghorians de Jâbi ibn hayyân». Inrose-jammingbook . 18 : 48-114. (Французский перевод Китаб аль-Маджид )
- Ганнаге, Эмма (1998). Комментарий Александра д'Афродиса в поколении и коррупции, потерянном на греческом языке, обнаруженном на арабском языке на ǧābir ibn ḥayyān, kitāb al-ta-taṣrīf (неопубликованный докторский дисс.). Париж 1 Пантеон-Сорбоннский университет. (Французский перевод Kitāb al-tagrīf )
- Лори, Пьер (1983). Джабир ибн Хеййн: десять договоров об алхимии. Первые десять трактатов по семидесяти книгам . Париж: Синдбад. ISBN 9782742710614 Полем (Французские переводы первых десяти книг Китаб аль-Сабанна )
- Лори, Пьер (2000). «Алхимическая эсхатология в Джабире ибн Хайян» . Ревю мусульманских миров и Средиземноморья . 91–94 (91–94): 73–92. Doi : 10,4000/remmm.249 . (Французский перевод Китаб аль-Байан )
- Nomanul Haq, Syed (1994). Имена, природа и вещи: алхимик Джабир ибн Шайян и его Китаб аль-Ахар (Книга камней) . Дордрехт: Клувер. ISBN 9789401118989 Полем (Содержит новое издание частей Китаб аль-Ахар с английским переводом)
- О'Коннор, Кэтлин М. (1994). Алхимическое создание жизни (таквина) и других концепций генезиса в средневековом исламе (докторская степень дисс.). Университет Пенсильвании. (Содержит переводы обширных отрывков из различных джабирийских работ, с обсуждением)
- Rex, Friedemann (1975). О теории естественных процессов в ранних арабских науке . Висбаден: Штайнер. (Немецкий перевод Китаба Ихрадж Ма и Фу-Кувва Ила аль-Фил )
- Руска, Юлиус ; Гарберс, Карл (1939). «Правила для производства резкой воды в Габире и Рази». Ислам . 25 : 1–34. Doi : 10.1515/islm.1938.25.1.1 . S2CID 161055255 . (Немецкие переводы отредактированных арабских фрагментов)
- Сигел, Альфред (1958). Das Buch der Gifte des ǧ اب ir ibn ḥaysy . Висбаден: Штайнер. (Немецкий перевод факсимила Китаб аль -Сумум ва-даф Махарриха )
- Зирнис, Питер (1979). Kitāb Usṭuqus al-Uss из Jābir ibn ḥayān (неопубликованный докторский дисс.). Нью -Йоркский университет. (Содержит аннотированную копию Kitāb Usṭuqus al-USS с английским переводом)
Средневековые переводы арабских джабирийских текстов (латынь)
[ редактировать ]- Бертелот, Марцеллин (1906). «Archéologie et Histoire Des Sciences». Mémoires de l'Académie des Sciences de l'ostitut de France . 49 (стр. 310–363 содержит издание латинского перевода семидесяти книг Джабира под названием Liber de Settuaginta )
- Колинет, Андре (2000). «Работа четырех элементов или когда византийский алхимик вдохновлен Джабиром». В Драелтах, Изабель; Тихон, Энн; Ван ден Абиле, Боудуин (ред.). Запад и ближний восток: научные контакты во время крестовых походов. Материалы конференции Лувейна-Ла-Нейв, 24 и 25 марта 1997 года . Напоминание. Полет. 5. Turnhout: Brepols. стр. 165–190. Doi : 10.1484/m.Rem-eb.6.090708020500030501010106600 . ISBN 978-2-503-51116-0 Полем (стр. 179–187 содержит издание латинского перевода отдельного трактата, принадлежащего семидесяти книгам Джабира , то есть Тридцати слов , Китаб аль-Талатин Калима Кри. , книги
- Дармстедтер, Эрнст (1925). «Liber Misericordiae Geber: латинский перевод Большого Китаба L-Рахама». Архив истории медицины . 17 (4): 181–197. (Издание латинского перевода Джабира «Великая книга Милосердия» , Китаб аль-Рахма аль-Кабир , Кр. № 5, под названием Liber Misericordiae )
- Ньюман, Уильям Р. (1994). «Арабино-латинские подделки: случай Summa Perfectionis (с текстом Liber Regni Jābir Ibn ḥayyān») ». В Рассел, Джорджия (ред.). «Арабик» интерес природных философов в Англии семнадцатого века . Лейден: Брилл. С. 278–296. ISBN 978-90-04-09888-6 Полем содержит латинский перевод прерывистых выдержек книги «Цардизм» , Китаб аль-Мульк , Кри. Джабира (стр. 288–291
приписываемые Джабиру / Гебер ( совершенное , истины , поиск , мебель свободного что некоторые другие латинские работы , , совершенства Обратите внимание самое изобретение Источники были первоначально написаны латинскими авторами в 13-14-м веках (см. Псевдогебер ); Смотрите Moreau 2020 , с. 112; ср. Forster 2018 .