Jump to content

Батакская резня

Координаты : 41 ° 56'33 "N 24 ° 13'8" E  /  41,94250 ° N 24,21889 ° E  / 41,94250; 24.21889

41 ° 56'33 "N 24 ° 13'8" E  /  41,94250 ° N 24,21889 ° E  / 41,94250; 24.21889

Открытка с изображением человеческих останков после резни в Батаке. Автор и дата открытки неизвестны.

Резня Батаке резня болгар в в городе Батак османскими нерегулярными войсками в 1876 году кавалерийскими , в начале Апрельского восстания в Болгарии 1876 года . Оценка количества жертв колеблется от 1200 до 8000, в зависимости от источника, при этом наиболее распространенная оценка составляет 5000 жертв. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]

Беспорядочная резня мирного населения в Батаке шокировала широкую общественность в Западной Европе и стала известна в прессе как « Болгарские ужасы» и «Преступление века» . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]

направило Масштаб зверств побудил британского комиссара Уолтера Бэринга, которого британское посольство в Константинополе для проверки событий, охарактеризовать трагедию « как, возможно, самое отвратительное преступление, запятнавшее историю нынешнего столетия ». [ 7 ]

События в Батаке вызвали общественный резонанс по всей Европе, мобилизовали простых людей и известных интеллектуалов потребовать реформы османской модели управления болгарскими землями и в конечном итоге привели к восстановлению отдельного болгарского государства в 1878 году. [ 8 ] [ 9 ]

Восстание в Батаке

[ редактировать ]
Османский башибузук, 1877-78 гг.

Батака Роль в Апрельском восстании заключалась в том, чтобы захватить османские склады в окрестных деревнях и обеспечить повстанцам продовольствие. Батак также должен был заблокировать основные магистрали и помешать османским солдатам получать припасы.

Если повстанческие четы в близлежащих населенных пунктах не смогут выполнить поставленные задачи, выжившие должны были собраться в Батаке. Единственная проблема, которую ожидали организаторы, заключалась в том, что Батаку придется в одиночку защищаться от османских войск. После объявления апрельского восстания 2 мая [ OS 20 апреля] 1876 года часть вооруженных людей в Батаке во главе с воеводой Петром Горановым напала на османов. [ 10 ] Им удалось уничтожить часть османских лидеров, но о них было доложено властям, которые направили военизированный отряд численностью около 5000 нерегулярных солдат ( башибузук ) под предводительством Ахмета-аги из Барутина , который окружил город. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]

После первого боя повстанцы из Батака решили пойти на переговоры с Ахмет-агой. Он пообещал вывести свои войска при условии, что Батак разоружится. Однако после того, как повстанцы сложили оружие, военизированные формирования напали на них и обезглавили. [ 18 ] [ 19 ]

Batak's St. Nedelya Church in the 1880s

Пока лидеры Революционного комитета сдавали оружие, некоторым жителям Батака удалось бежать из села. После этого все село было окружено, и больше никого не выпускали. Башибузуки . обходили дома, совершая набеги и сжигая их Многие люди решали спрятаться в домах богатых или в церкви, которая имела более прочную конструкцию и защищала от огня. [ 20 ]

14 мая [ OS 2 мая] 1876 года спрятавшиеся в доме Богдана сдались, поскольку Ахмет-ага пообещал пощадить их. Залог не был выполнен: в итоге более 200 мужчин, женщин и детей вывели, лишили ценностей и одежды и жестоко убили. Ага попросил некоторых богатых людей Батака пойти в его лагерь и сложить все оружие жителей деревни. Среди них был мэр Трендафил Тошев Керелов и его сын Петр Трендафилов Керелов. Они якобы достигли соглашения, что, если деревня будет разоружена, военизированные формирования уйдут из Батака. Однако после того, как оружие повстанцев было конфисковано, все они были обезглавлены, сожжены заживо или посажены на кол. [ 21 ] [ 22 ]

Убийство лидера Трендафила Керелова было особенно жестоким, как описывает свидетельница — жена его сына Босилка:

Мой тесть пошел на встречу с башибузуками , когда село было окружено, и увидел Ахмета-агу, который сказал, что требует забрать у жителей села оружие. Трендафил пошел и приказал их собрать. После того, как их сдали, в него выстрелили из пистолета, пуля из которого задела ему глаз. Затем я услышал, как Ахмет-ага своими устами приказал пронзить и поджарить Трендафил. Он использовал слова «Шишак аор», что по-турецки означает «надевать на вертел», например, ломтики, называемые кабобами (т. е. шашлык ). Затем они отобрали у него все деньги, которые у него были, сорвали с него одежду, выкололи глаза и зубы и медленно пронзали его, пока кол не вышел из его рта; после чего они поджарили его на огне, так как он был тогда жив. Во время этого ужасного события он прожил полчаса... Кроме меня, присутствовало еще несколько болгарок. Нас окружили башибузуки, которые окружили нас со всех сторон, чтобы мы могли увидеть, что сделали с Трендафилом. Они думали, что у него спрятано больше денег, и не хотели их отдавать, поэтому пытали и убили его. [ 23 ]

Одного из детей Босилки, Владимира, еще младенцем у груди матери, на ее глазах насадили на меч:

В то время, когда это происходило, сын Ахмет-аги взял моего ребенка с моей спины и разрезал его на куски прямо передо мной. Обгоревшие кости Трендафила простояли там один месяц и только потом их захоронили. [ 24 ]

Януариус МакГахан , журналист New York Herald и British Daily News, написал об ужасных событиях после его визита в Батак в компании Юджина Шайлера . Они описывали сожженный и разрушенный город с запахом гниения тысяч грудами расчлененных трупов и скелетов невинных жертв, в том числе молодых женщин, детей и нерожденных младенцев, вырванных из чревов беременных матерей. [ 25 ] [ 8 ]

После того, как османские военизированные формирования разрушили школу Батака, сожгли заживо 200 человек, спрятанных в подвале, они направились к болгарской православной церкви «Света Неделя», которая в итоге оказалась последней крепостью жителей села.

Интерьер церкви в Батаке через два года после кровавого подавления Апрельского восстания и расправы над жителями села. Автор и точная дата неизвестны.

Утром 15 мая [ OS 3 мая] 1876 года башибузуки захватили двор церкви и подошли к двери, но не смогли войти — дверь была заперта находившимися внутри людьми. [ 26 ] [ 27 ]

Оборона церкви продолжалась три дня, военизированные формирования непрерывно стреляли по жителям деревни, пытаясь заставить их сдаться. [ 28 ] Некоторые пытались проникнуть в церковь с крыши, но безуспешно, хотя им удалось застрелить некоторых людей, находившихся внутри. [ 29 ] В церкви не было воды, поэтому запертые внутри люди пытались голыми руками копать пол в поисках подземной воды.

Не имея возможности жить дальше без воды, выжившие вышли на третий день. Когда они открыли двери церкви, последовала безжалостная резня, в которой щадили только тех, кто согласился принять ислам. [ 30 ] В планах османского лидера было заселить деревню обращенными сельчанами, но оказалось, что их недостаточно. Перед тем, как башибозук покинул село, церковь попытались сжечь, но каменные стены остались, а деревянная мебель и иконы были уничтожены. Когда через три месяца российская комиссия приехала осматривать деревню, османские власти попытались закопать тела, но им не удалось скрыть запах, витающий в воздухе. Стены церкви тоже покрасили, но пятна крови со временем проявились.

После резни в церкви Ахмет-ага вызвал всех выживших жителей села на улицу, сказав, что это будет сделано для того, чтобы составить список убитых и вдов. Собралась лучшая часть выживших, поскольку тех, кто не подчинится, будут убивать. Они были разделены на две группы: женщин и мужчин; затем османский командующий заставил женщин отступить и убил всех оставшихся 300 мужчин. [ 31 ] Те женщины, которые протестовали, также были изнасилованы и убиты. В тот же день еще 300 человек были убиты на деревянном мосту возле школы; сначала им отрезали руки, потом уши, носы, плечи и только после этого с ними было покончено. [ 32 ]

Показания свидетелей

[ редактировать ]

По словам первого очевидца этого места, американского дипломата Юджина Шайлера , число жертв в Батаке составило около 5000 при населении в 8000 человек в 900 домохозяйствах. [ 8 ] Батак был лишь одним из 11 деревень и 3 городов, которые Шайлер посетила лично для подготовки своего репортажа о восстании, впоследствии опубликованного в Daily News . В отчете далее оценивается общее число жертв среди болгар, как повстанцев, так и мирных жителей, как минимум в 15 000 человек по сравнению с всего лишь 155 жертвами среди мусульман, из которых 12 женщин и детей. [ 33 ] Больше всего Шайлер подчеркнула крайний уровень жестокости, продемонстрированный, прежде всего, в Батаке, который – учитывая провал восстания и быструю сдачу жителей деревни – был совершенно ненужным. [ 34 ] Шайлер пишет следующее:

Со всех сторон были человеческие кости, черепа, ребра и даже целые скелеты , головы девушек, все еще украшенные косами из длинных волос, кости детей, скелеты, все еще закутанные в одежду. Вот дом, пол которого был белым от пепла и обугленных костей тридцати человек, сгоревших там заживо.

Здесь было то место, где деревенского знатного Трендафила плюнули на щуку, а затем зажарили, и где он теперь похоронен; там была яма, полная разлагающихся тел; вот мельничная плотина, наполненная раздувшимися трупами; здесь здание школы, где укрылись 200 женщин и детей, там сожгли заживо, и здесь церковь и погост, где еще можно было увидеть целую тысячу полуразложившихся тел, заполнивших ограждение кучей высотой в несколько футов, с руками ступни и головы торчали из камней, напрасно брошенных туда, чтобы спрятать их, и отравляли весь воздух.

После моего визита по приказу Мутесарифа каймакам татарского Базарджика был отправлен в Батак с некоторым количеством извести, чтобы способствовать разложению тел и предотвратить мор.

Ахмед-ага, командовавший резней, награжден орденом и произведен в звание Юз-баши... [ 35 ] [ 8 ]

Еще одним свидетелем последствий резни был американский журналист Януариус МакГахан , который описал следующую сцену:

Не осталось ни крыши, ни целой стены; все представляло собой массу руин... Мы снова посмотрели на кучу черепов и скелетов перед нами и заметили, что все они были маленькими и что предметы одежды, смешанные с ними и лежащие повсюду, были женской одеждой. Итак, все это были женщины и девушки. В седле я насчитал около сотни черепов, не считая тех, что были спрятаны под остальными в ужасной куче, и тех, что были разбросаны повсюду по полям. Почти все черепа были отделены от остальных костей – почти все скелеты были безголовыми.

Все эти женщины были обезглавлены... и процедура, судя по всему, заключалась в следующем: они хватали женщину, осторожно раздевали ее до сорочки, откладывали в сторону ценные предметы одежды со всеми украшениями и драгоценностями, которые у нее могли быть. о ней. Тогда все, кому было угодно, надругались над ней, и последний мужчина убьет ее или нет, в зависимости от юмора...

Мы заглянули в церковь, почерневшую от сожжения деревянных конструкций, но не разрушенную и даже не сильно поврежденную. Это было невысокое здание с низкой крышей, поддерживаемое тяжелыми неровными арками, которые, как нам показалось, едва ли были достаточно высокими, чтобы под ним мог стоять высокий человек. То, что мы там увидели, было слишком страшно, чтобы можно было только бросить беглый взгляд.

Огромное количество тел было частично сожжено там, и обугленные и почерневшие останки, казалось, заполнили его до середины низких темных арок и сделали их еще ниже и темнее, лежали в состоянии гниения, слишком страшном, чтобы на них можно было смотреть. Я никогда не представлял себе ничего настолько ужасного. Мы все отвернулись, больные и ослабевшие, и, пошатываясь, вышли из страшного чумного дома, радуясь возможности снова оказаться на улице.

Мы гуляли по этому месту и видели, как одно и то же повторялось сто раз. Скелеты людей с одеждой и плотью, все еще свисающими и гниющими вместе; черепа женщин с волосами, волочащимися по пыли. кости детей и младенцев повсюду. Здесь нам показывают дом, где двадцать человек были сожжены заживо; есть еще один, где дюжина девушек укрылась и была убита до последней, о чем убедительно свидетельствуют их кости. Везде ужасы за ужасами ... [ 36 ]

Памятник Январю МакГахану в Елене , Болгария.

Третьим посетителем места происшествия, на этот раз в качестве официального следователя, был британский комиссар г-н Уолтер Бэринг. На самом деле Бэринг был причиной, по которой Шайлер вообще совершила поездку: он был известным туркофилом, и, учитывая решительно проосманскую позицию Британской империи, в американской общине в Константинополе были опасения , что его расследование превратится в прикрытие. вверх. [ 37 ] Однако Бэринг, по большому счету, подтвердил выводы Шайлер, лишь снизив предполагаемое число болгарских жертв примерно до. 12 000. Что касается самого Батака, Бэринг подтвердил цифру в 5000 жертв и прямо назвал резню « возможно, самым отвратительным преступлением, запятнавшим историю нынешнего столетия ». [ 7 ] [ 38 ]

По словам британского политика и писателя Роберта Мора , посетившего город в 1876 году, в Батаке было 680 домов (домохозяйств) и население ок. 9000 незадолго до восстания. [ 39 ] Пастор Дж. Ф. Кларк, отвечавший за раздачу американской помощи, заявил в октябре 1876 года, что выжившее население Батака в то время составляло около 1700 человек. [ 40 ]

Современные историки Р. Дж. Крэмптон и Курт Джонассон в значительной степени подтвердили выводы и цифры Шайлер и МакГахана. [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ]

Ревизионистские оценки

[ редактировать ]

С момента появления постколониальной теории в 1960-х годах были историки, в частности из США, где эта теория наиболее влиятельна, которые пытались принизить события в Батаке. Хотя постколониализм жестко критикует эксплуатацию колонизированных народов и их земель, а также влияние колониализма на их идентичность, он фокусируется исключительно на западных державах, не обращая никакого внимания ни на Российскую империю , ни на Османскую империю , ни на Китай до XIX века. Это подверглось резкой критике со стороны восточноевропейских ученых, которые утверждали, что вред, нанесенный их народам под властью иностранной империи, был ни меньшим, ни менее важным только потому, что их колонизаторы пришли по суше, а не по морю, или потому, что они сами белые, а не белые. коричневый или черный. [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ]

Из-за ограниченного самоуправления, предоставленного верующим-немусульманам в рамках системы проса , отношение к Османской империи среди постколониальных ученых было особенно бурным, а османов провозглашали образцом мультикультурализма и рассматривали как жертву западного колониализма. чем как угнетатель сам по себе. [ 47 ] [ 48 ] Даже практика девширме , или налога крови, описывается в благоприятных терминах, в то время как колонизированные немусульманские народы на Балканах в лучшем случае обвиняются в нелояльности султану (если они восстают) или обвиняются в соучастии в западном расизме и предрассудки. [ 47 ] [ 49 ] Этот апологетический подход можно наблюдать, например, в изложении японского ученого Тэцуя Сахара о том, что произошло в Батаке: [ 50 ]

В свете этой истории можно сделать вывод, что жители Батака подверглись нападению потому, что они подняли восстание, вызвавшее серьезную тревогу со стороны их мусульманских соседей. Другими словами, они дали повод для своего нападения.

Так, американский историк Ричард Миллман обвинил Шайлер в том, что она лично посетила только 11 деревень, о которых он сообщал: [ 51 ] хотя Шайлер заявляет об этом на первой странице своего отчета. Миллман (один из историков назвал его «безнадежно протурецким») [ 52 ] ) также оценил число болгарских жертв за все восстание менее чем в 3700 человек. [ 53 ] и заявил, что общепринятая реальность массовых убийств в значительной степени является мифом. [ 54 ] В истинно постколониальной манере Миллман обвинил цифры и описания в отчетах Шайлер и МакГахана в их ранее существовавшей предвзятости, «иномости», презрении и антитурецких настроениях. [ 55 ] и заявил, что отчет Бэринга также был сильно ошибочным, поскольку он просто использовал самую низкую цифру, предоставленную болгарами и американскими миссионерами в Константинополе. [ 54 ] Цифры Миллмана в основном повторил историк Дональд Катарт , который заявил, что около 1000 мусульман были убиты болгарами-христианами и около 3700 христиан были убиты мусульманами. [ 56 ]

Поскольку факт резни неоспорим, обычно именно число жертв подвергается критике, «играя» с оценкой уже существующего населения города, например, используя цифру в 1441 человек, проживающую в 494 домохозяйствах, предоставленную Османский чиновник Эдиб Эффенди. [ 57 ] Хотя Шайлер справедливо критиковали за то, что оценка в 8,9 членов на домохозяйство (8000 жителей в 900 домохозяйствах) может быть слишком высокой, оценка Эдлиба Эффенди в 2,9 члена на домохозяйство просто нереалистична. Османские альманахи оцениваются ок. 6,8 члена на немусульманское домохозяйство в Пазарджик- казе Филибе - Санджака, где Батак , в 1874–75 гг. расположен [ 58 ] Учитывая количество домохозяйств, предоставленных Эдлибом Эфенди и Шайлер, население колебалось бы от 3400 до 6100 человек.

Однако это не означает, что какая-либо из двух цифр верна. А учитывая, насколько политизирован этот вопрос, мы, вероятно, никогда не узнаем наверняка. По сравнению с аналогичными успешными ремесленными болгарскими горными городами того времени, в 1877 году в Карлово проживало 9500 человек. [ 59 ] В 1872 году в Сопоте проживало 4200 человек. [ 60 ] а в Калофере в 1875 году проживало 7000 жителей. [ 61 ] Все они начали обескровливать население еще в 1878 году, когда люди начали переселяться в низменные районы, в столицу или на побережье. Трявны Население составляло ок. 4000 в 1877 году, [ 62 ] тогда как в Копривштице и Котеле проживало соответственно 5753 и 7481 человек, но в 1880 году, когда отток населения уже начался. [ 63 ]

Спорный, протурецкий американский историк Джастин Маккарти объединяет резню в Батаке с гораздо меньшей и несвязанной с ней « резней в Бояджике » (пишется «Боайич»). [ 64 ]

Обвинения в ревизионизме

[ редактировать ]

В мае 2007 года в Болгарии была запланирована публичная конференция с целью представить исследование Мартины Балевой и Ульфа Бруннбауэра по формированию национальной памяти о резне в Батаке. Болгарские СМИ сообщили, что авторы отрицали факт массового убийства , что вызвало серьезные споры в СМИ . Наконец, конференция была отменена, а несколько выдающихся болгарских историков (в том числе Георгий Марков, руководитель Института истории Болгарской академии наук и Божидар Димитров , директор Национального музея истории в Софии) квалифицировали исследования Балевой и Бруннбауэра как « грандиозная фальсификация». [ 65 ] Другие историки утверждали, что принцип академической свободы нарушен.

До начала споров в СМИ

[ редактировать ]
Антони Пиотровский 1889 Резня в Батаке

Конференцию планировалось провести в Батаке 18 мая 2007 года в рамках проекта под названием «Feindbild ислам – Geschichte und Gegenwart antiislamischer Stereotype in Bulgarien am Beispiel des Mythos vom Massaker в Батаке» («Образ исламского врага - прошлое»). и современность антиисламских стереотипов в Болгарии на примере мифа о резне в Батаке»). Проект возглавили Ульф Бруннбауэр и Мартина Балева из Института восточноевропейских исследований Берлинского университета , которые также должны были прочитать доклады на конференции. [ 66 ]

Реакция в СМИ

[ редактировать ]

Болгарские СМИ сообщили, что ученые отрицают факт массового убийства. [ 67 ] Это вызвало общественный резонанс, массовые протесты и немедленную реакцию со стороны мэра Батака, премьер-министра Сергея Станишева и президента Георгия Пырванова . [ 68 ] Болгарская академия наук отвергла возможность предоставления места для конференции, заявив, что имеется огромное количество вещественных доказательств и документов массовых убийств в Батаке и Перуштице . [ 69 ] Ульф Бруннбауэр и Мартина Балева извинились и заявили, что протест был основан на недоразумении и неверной информации. [ 70 ] Они заявили, что их намерением было не отрицать резню, а критически взглянуть на некоторые связанные с ней картины и фотографии. [ 71 ] - вопрос, о котором Балева опубликовала статью годом ранее. [ 72 ] Они также объяснили, что термин « миф » в культурологическом контексте не определяет правдивость события, а скорее относится к тому, как оно представлено и используется в качестве социальной конструкции . [ 73 ] Некоторые болгарские интеллектуалы раскритиковали то, что они назвали цензурой и посягательством на независимость науки. [ 74 ] и была подана петиция в знак протеста против кампании. [ 75 ]

Дебаты Кайчева и Балева

[ редактировать ]
Икона Святых из Батака

Важным моментом в докладе Балевой, который должен был быть зачитан на конференции, было то, что картина польского художника Антони Пиотровского «Батакская резня» стала важным фактором в формировании национальной памяти о резне. Наум Кайчев, доцент исторического факультета Софийского университета , раскритиковал эту точку зрения в статье, стремясь указать на определенные противоречия и фактические ошибки в статье Балевой, которая должна была быть зачитана на отмененной конференции. [ 76 ]

Одним из пунктов статьи Кайчева было показать, что национальная память о резне существовала задолго до картины Пиотровского - например, резня описана в школьном учебнике истории 1881 года, тогда как картина Пиотровского появилась только в 1892 году. В ответ Балева призналась, что она ошибался, утверждая, что Батак был полностью забыт еще до создания картины. Тем не менее, она утверждала, среди прочего, что работа Пиотровского действительно оказала значительное влияние на последующую национальную память о резне и, в частности, на форму мемориала Батак. [ 77 ]

Канонизация

[ редактировать ]

3 апреля 2011 года жертвы резни в Батаке были канонизированы в лике святых, чего Церковь не делала более века. [ 78 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Религия, этническая принадлежность и оспариваемая государственность на бывшем османском пространстве, редакторы Дж. Рген Нильсен, Йорген С. Нильсен, издательство BRILL, 2011, ISBN   9004211330 , с. 282.
  2. ^ Рид, Джеймс Дж. (2000). «Батак 1876 года: Резня и ее значение» . Журнал исследований геноцида . 2 (3): 375–409. дои : 10.1080/713677621 . S2CID   72201730 . Проверено 24 апреля 2022 г.
  3. ^ Море, 1877, стр. 89–90.
  4. ^ «Резня в Батаке (1876 г.) | Болгарские ужасы | Дж. А. МакГахан | Турецкие зверства | Ресурсный сайт WT Stead» . Attackingthedevil.co.uk .
  5. ^ «[У]ильям [Э]варт Гладстон, «Болгарские ужасы и вопрос Востока» (1876) | Ресурсный сайт WT Stead» . Attackingthedevil.co.uk .
  6. ^ МакГахан, Януариус А. (1876). Турецкие зверства в Болгарии, Письма специального комиссара «Дейли Ньюс» Дж. А. МакГахана, эсквайра . Лондон: Брэдбери Агнью и компания, стр. 22–33 . Проверено 13 мая 2023 г.
  7. ^ Jump up to: а б Сетон-Уотсон, Роберт (1918). Рост национальности на Балканах (PDF) . п. 84.
  8. ^ Jump up to: а б с д Шайлер, Юджин (10 августа 1876 г.). «Предварительный отчет г-на Шайлера о зверствах мусульман» .
  9. ^ Кларк, Дж. Ф.; О. Дуайт, Генри (1977). «Сообщение о болгарских массовых убийствах: страдания в Болгарии, Генри О. Дуайт и преподобный Дж. Ф. Кларк (1876 г.)». Юго-Восточная Европа/L'Europe du Sud-Est . 4 (1): 278–279. дои : 10.1163/187633377X00177 .
  10. ^ Бойчо (Ангел П. Горанов), «Восстание и резня в Батаке». София, 1892 г. (переп. София, 1991 г.)
  11. В то время произошла резня христиан в Батаке, когда болгарскоязычные мусульмане из Барутина убивали христиан. Регион, региональная идентичность и регионализм в Юго-Восточной Европе, Клаус Рот, Ульф Бруннбауэр, LIT Verlag Münster, 2010, ISBN   3-8258-1387-8 , с. 186.
  12. По разным оценкам, резня в Батаке, устроенная помаками баши-базуками под командованием Ахмеда Аги Барутина, составила от 2000 до 5000 человек обоего пола. «Отчеты и бумаги Палаты общин», Великобритания. Парламент. Приказано к печати, 1877, с. 50.
  13. Знаменитая Баташская резня была устроена среднеродопскими помаками под предводительством Ахмеда ага Барутанлията. «Время бросать камни» Николай Хаитов, Издательство «Гр. Ботев», 1994, стр. 64.
  14. ^ Ахмед ага Барутанлията - палач Батака, убивший там 8000 болгар, также Помак. Что палачами рассматриваемых болгар являются помаки, т. е. болгары-магометане, я упоминаю сейчас... Болгарские хроники. 1878–1943, Том 3, Стефан Цанев, Издательство «ТРУД», 2008, ISBN  954-528-861-2 , стр. 30.
  15. ^ "Во время резни в Перуштице и Батаке ни одно другое село в районе Рупчо не подвергалось такой же опасности, кроме села Широка алка. Это село, как самое проснувшееся и богатое башибозукское из окрестных помашских селений, принявшее участие в Перуштице и Батак пришли в село Широка Лыка... Историческое обозрение, том 28, Болгарское историческое общество, Институт истории (Болгарская академия наук), 1972, стр. 106.
  16. Некоторые помаки помогали туркам в подавлении, возможно, участвуя в резне болгар в горном селе Батак. Энциклопедия европейских народов, Кэтрин Мейсон, Карл Уолдман, Infobase Publishing, 2006, ISBN   0-8160-4964-5 , с. 607.
  17. ^ ... и помак Ахмет Ага Барутанлиджата в любом случае был ответственен за маскарад Батака... «Турки Болгарии: история, культура и политическая судьба меньшинства», Кемаль Х. Карпат, Isis Press, 1990, ISBN   975-428-017-7 , с. 192.
  18. ^ Стоянов, 1884, гл. VIII Восстание в Батаке.
  19. ^ Море, 1877, с. 105
  20. ^ Море, 1877, с. 111
  21. ^ Стоянов, 1884, гл. VIII Восстание в Батаке.
  22. ^ Море, 1877, с. 111
  23. ^ Море, 1877, стр. 107–108.
  24. ^ Море, 1877, с. 108
  25. ^ МакГахан, Януариус А. (1876). Турецкие зверства в Болгарии, Письма специального комиссара «Дейли Ньюс» Дж. А. МакГахана, эсквайра . Лондон: Брэдбери Агнью и компания, стр. 9–88 . Проверено 13 мая 2023 г.
  26. ^ Море, 1877, стр. 82–119.
  27. ^ Stoyanov, 1884, pp. 703–705
  28. ^ Море, 1877, с. 111
  29. ^ Море, 1877, с. 112
  30. ^ Море, 1877, с. 89, цитата: От 200 до 300 мужчин и женщин приняли эту альтернативу и таким образом избежали бойни.
  31. ^ Стоянов, 1884, гл. VIII Восстание в Батаке.
  32. ^ Стоянов, 1884, гл. VIII Восстание в Батаке.
  33. ^ МакГахан, 1876, с. 91, 94
  34. ^ МакГахан, 1876, с. 95–96
  35. ^ МакГахан, Януариус А. (1876). «Предварительный отчет г-на Шайлера» . Турецкие зверства в Болгарии, Письма специального комиссара «Дейли Ньюс» Дж. А. МакГахана, эсквайра . Лондон: Брэдбери Эгнью и компания. 93 . Проверено 13 мая 2023 г.
  36. ^ МакГахан, Януарий (22 августа 1876 г.). «Турецкие зверства в Болгарии: ужасные сцены в Батаке» . Ежедневные новости . стр. 5–6.
  37. ^ Ларкин, Брендан (2009), «Таймс» и болгарская резня , стр. 75
  38. ^ Море, 1877, стр. 89–90.
  39. ^ Море, 1877, с. 93
  40. ^ Море, 1877, с. 90
  41. ^ Крэмптон, Ричард (2005), «Борьба за политическую независимость и освобождение 1878 года», Краткая история Болгарии , Нью-Йорк: Cambridge University Press, стр. 75–85, ISBN.  0-521-85085-1
  42. ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Болгария: История» . Британская энциклопедия . Том. 4 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
  43. ^ Геноцид и грубые нарушения прав человека: в сравнительной перспективе, Курт Йонассон, 1999, стр.210.
  44. ^ Штефанеску, Богдан (2022). «Посткоммунистическое приложение: пересмотр постколониальной теории восточноевропейского квартала» . Журнал американских, британских и канадских исследований . 38 : 139–162. дои : 10.2478/abcsj-2022-0008 . S2CID   253239191 . Архивировано из оригинала 6 ноября 2022 года . Проверено 13 мая 2023 г. {{cite journal}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  45. ^ Скурчевский, Дариуш (2014). «Постколониальная Польша – (не)возможный проект» (PDF) . Вторые тексты . 1 : 82–95.
  46. ^ Алексиев, Алекс (28 февраля 2019 г.). «Османы были настоящей колониальной империей» . Болгария Аналитика.
  47. ^ Jump up to: а б Фрайтаг, Джейсон. «Империи и разнообразие: инклюзивность и контроль в государственном устройстве Рима, Великих Моголов и Османской империи» (PDF) .
  48. ^ Ераслан, Чезми (декабрь 2021 г.). «О сходстве колониальной политики, проводимой против Османской империи и Дальнего Востока: сделки по Корее после Симоносекского соглашения» . Беллетен Тюрк Тарих Куруму . 85 (304).
  49. ^ Детрез, Раймонд (14–15 декабря 2001 г.). «Исторические реалии и современные представления» . Антверпен.
  50. ^ Сахара, Тецуя (2011). М. Хакан Явуз (ред.). «Два разных изображения. Болгарские и английские источники о резне в Батаке». Война и дипломатия . Русско-турецкая война 1877–1878 годов и Берлинский договор. Издательство Университета Юты: 494. ISBN.  978-1-60781-185-5 .
  51. ^ Миллман, 1980, с. 230
  52. ^ Шеннон, Ричард (1981). «Британия и восточный вопрос, 1875-1878 [Обзор]» . Английский исторический обзор . XCVI (CCCLXXVIII): 170. doi : 10.1093/ehr/XCVIII.CCCLXXXIX.721 .
  53. ^ Миллман, 1980, стр. 230-231.
  54. ^ Jump up to: а б Миллман, 1980, стр. 218.
  55. ^ Миллман, 1980, с. 229
  56. ^ Quataert, Дональд. «Османская империя, 1700–1922», Cambridge University Press, 2005, стр. 69.
  57. ^ Ларкин, Брендан (2009). «Таймс и болгарская резня» . Мидлтаун, Коннектикут. п. 78.
  58. ^ Коюнджу, Ашкин (1 декабря 2013 г.). «Население Восточной Румелии перед русско-турецкой войной 1877–1878 годов» . Евразийские исследования (на турецком языке). 19 (44): 188.
  59. ^ Мучинов, 2019, с. 16
  60. ^ Мучинов, 2019, с. 23
  61. ^ Мучинов, 2019, с. 28
  62. ^ «Трявна, болгарский Нюренберг эпохи Возрождения» [Трявна, болгарский Нюренберг эпохи Возрождения]. Болгарка (на болгарском языке). 27 декабря 2015 г.
  63. ^ «Непризнанные переписи населения в истории болгарской статистики» (PDF) . Статистика (на болгарском языке) (2). Национальный статистический институт: 167. 2014.
  64. ^ Маккарти, Джастин. Смерть и изгнание: этническая чистка османских мусульман, 1821–1922 гг. The Darwin Press Inc., Принстон, шестое издание 2008 г., стр. 62-63
  65. ^ «Резня в Батаке - это факт, а не миф». Письмо 26 болгарских историков о работе Балевой и Бруннбауэра. Архивировано 24 июля 2012 г. в Wayback Machine (болгарский).
  66. Батак как болгарское памятное место. Архивировано 11 июня 2007 года в Wayback Machine (на немецком языке).
  67. Немецкие ученые отрицают 5 веков истории Болгарии Информационное агентство София, 24 апреля 2007 г.
  68. Резня в Батаке: провокация против болгарской национальной истории , Ольга Йончева, сайт news.bg, 25 апреля 2007 г.
  69. Болгарская академия наук: «Миф о Батаке» — псевдонаучное шоу Ольги Йончевой, сайт news.bg, 26 апреля 2007 г.
  70. ^ «Резня в Батаке: священное дело» , «Эхо Софии» , Петр Костадинов, 7 мая 2007 г.
  71. ^ Монитор: Финансирование поступает из Турции. Архивировано 6 июля 2011 г. в Wayback Machine Десиславой Тодоровой, веб-сайт Monitor.bg, 25 апреля 2007 г. (на болгарском языке).
  72. ^ Балева, Мартина. 2006. Кто сказал правду о Батаке. V. Культура, выпуск 17 (2412), 3 мая 2006 г. Архивировано 26 декабря 2007 г. в Wayback Machine (на болгарском языке).
  73. Болгария: противоречивые мифы Марины Липчевой-Вайс, веб-сайт Deutsche Welle , 26 апреля 2007 г. (на немецком языке)
  74. Спор об имидже Болгарии , Ивайло Дитчев, ежедневная газета , 30 апреля 2007 г. (на немецком языке)
  75. Петиция группы историков по поводу кампании против проекта «Батак как место болгарской памяти». Архивировано 5 июня 2009 г. в Wayback Machine (на болгарском языке).
  76. Как Батак вошел в болгарское национальное повествование Наум Кайчев, «Культура», 21 июня 2006 г.
  77. ^ http://www.mediapool.bg/show/?storyid=128167 Хиатусът Батак. Мартина Балева, в. "Култура", 7 септември 2006 г.
  78. ^ «Жертвы в Батаке и Априлци будут канонизированы» [Жертвы в Батаке и Априлци будут канонизированы]. Архивировано из оригинала 31 августа 2011 года . Проверено 3 апреля 2011 г.

Первоисточники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fdb8e973fc5e0e1e403f443d78ca0bf8__1720904760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fd/f8/fdb8e973fc5e0e1e403f443d78ca0bf8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Batak massacre - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)