Jump to content

Психология толпы

(Перенаправлено из «Психологии толпы» )

Психология толпы — это коллективное поведение, реализуемое индивидами внутри нее.

Категория социальной психологии, известная как « психология толпы » или «психология толпы», исследует, чем психология группы людей отличается от психологии любого отдельного человека внутри группы. Изучение психологии толпы изучает действия и мыслительные процессы как отдельных членов толпы, так и толпы как коллективной социальной сущности. На поведение толпы большое влияние оказывают деиндивидуализация , потеря человеком ответственности и впечатление универсальности поведения, причем оба этих фактора усиливаются с увеличением размера толпы. [1] [2] Известные теоретики психологии толпы включают Гюстава Ле Бона , Габриэля Тарда и Зигмунда Фрейда . [3] Многие из этих теорий сегодня проверены или используются для моделирования поведения толпы в нормальных или чрезвычайных ситуациях. Одним из основных направлений этих симуляционных работ является предотвращение давок и давок толпы. [4] [5]

Происхождение

[ редактировать ]

Первые дебаты по психологии толпы начались в Риме, на первом Международном конгрессе криминальной антропологии 16 ноября 1885 года. На Конгрессе доминировали Чезаре Ломброзо и его коллеги-итальянцы, которые подчеркивали биологические детерминанты психологии толпы. Перед первым конгрессом Ломброзо подробно изложил свои теории физических аномалий преступников и свою классификацию преступников как «прирожденных преступников», или преступников по случаю и маттоидов. Согласно его биологической теории криминология предполагает, что преступность передается по наследству и что человека, «рожденного преступником», можно идентифицировать по его внешнему виду. [6] Энрико Ферри выразил свой взгляд на преступление как на вырождение, более глубокое, чем безумие, поскольку у большинства безумцев примитивное моральное чувство пережило крушение разума. В том же духе высказывались Бенедикт , Сержи и Марро . В ответ французов, выдвинувших экологическую теорию психологии человека, М. Ангилли обратил внимание на значение влияния социальной среды на преступность. Профессор Александр Лакассан считал, что атавистические и дегенеративные теории, которых придерживается итальянская школа, являются преувеличениями и ложными интерпретациями фактов, и что важным фактором является социальная среда». [7]

В Париже 10–17 августа 1889 г. итальянская школа получила более резкую критику своих биологических теорий во время 2-го Международного конгресса криминальной антропологии. В ходе разбирательства отразилось радикальное расхождение во взглядах между итальянской и французской школами.

«Профессор Ломброзо делал упор на эпилепсию в связи со своей теорией «прирожденного преступника». Профессор Леонс Пьер Мануврие охарактеризовал теорию Ломброзо как не что иное, как взрывную науку френологию . Аномалии, наблюдаемые Ломброзо, встречались как у честных людей, так и у преступников. , утверждал Мануврие, и между ними нет никакой физической разницы. Барон Рафаэле Гарофало , Дрил, Александр Лакассан и Бенедикт полностью или частично выступали против теорий Ломброзо. Пульезе находил причину преступления в неспособности преступника приспособиться к своему социальному окружению. окружения, а Бенедикт, с которым соглашался Тард, считал, что физические дефекты не являются признаками преступника как преступника». [8] Именно в этом контексте происходит дискуссия между Сципионом Сигеле , итальянским адвокатом, и Габриэлем Тардом, французским судьей о том, как определить уголовную ответственность в толпе и, следовательно, кого арестовать. (Зигеле, 1892; Тард, 1890, 1892, 1901) [7] Оба мыслителя опубликовали ранние исследования по этому вопросу (Зигеле написал «Толпу преступников», а Тард — «Сравнительную преступность»).

Ранее литература о толпе и ее поведении появилась еще в 1841 году, с публикацией Чарльза Маккея книги «Чрезвычайные популярные заблуждения и безумие толпы» . [9] Отношение к толпе изменилось с публикацией Ипполита Тена шеститомного труда «Происхождение современной Франции» (1875). В частности, работы Тэна помогли изменить мнение его современников о действиях толпы во время революции 1789 года. Многие европейцы относились к нему с большим уважением. Хотя его работы трудно напрямую связать с поведением толпы, можно сказать, что его мысли стимулировали дальнейшее изучение поведения толпы. Однако только во второй половине XIX века научный интерес к этой области набрал обороты. Французский врач и антрополог Гюстав Лебон стал его самым влиятельным теоретиком. [3] [10] [11] [12] [13] [14]

Типы толп

[ редактировать ]

Исследования типов толпы и членства в толпе ограничены, а также нет единого мнения относительно классификации типов толп. Два недавних ученых, Момбуас (1967). [15] и Берлонги (1995) [16] сосредоточены на цели существования — различать толпу. Момбуас разработал систему четырех типов: повседневный, традиционный, экспрессивный и агрессивный. Берлонги классифицировал толпы как зрителей, демонстрантов или бегущих, в зависимости от цели сбора.

Другой подход к классификации толпы — это система эмоциональной интенсивности социолога Герберта Блюмера. Он выделяет четыре типа толпы: случайную, конвенциональную, экспрессивную и действующую. Группа людей, случайно оказавшихся в одном и том же месте в одно и то же время, называется случайной толпой. У такой мафии нет истинной идентичности, долгосрочной цели или общей связи. [17] Группа людей, которые собираются вместе по определенной причине, известна как традиционная толпа. Они могут пойти в театр, на концерт, в кино или на лекцию. По мнению Эриха Гуда , обычные толпы ведут себя очень условно и, следовательно, в некоторой степени структурировано; как следует из названия, они на самом деле не воспроизводят коллективное поведение. [18] Группа людей, которые собираются вместе исключительно для того, чтобы показать свое волнение и чувства, называется экспрессивной толпой. Митинг политических кандидатов, религиозное возрождение и такие праздники, как Марди Гра, — вот лишь несколько примеров. [19] Активная толпа ведет себя агрессивно или другими разрушительными способами, например, грабежами, выходящими за рамки экспрессивной толпы. Одним из основных примеров действующей толпы является толпа, представляющая собой чрезвычайно эмоциональную группу, которая либо совершает, либо готова совершить насилие. [20] Толпа со временем меняет уровень эмоциональной интенсивности и, следовательно, может быть отнесена к любому из четырех типов.

В целом исследователи психологии толпы сосредоточили свое внимание на негативных аспектах толпы. [10] но не все толпы непостоянны или негативны по своей природе. Например, в начале социалистического движения толпу просили надеть воскресную одежду и молча маршировать по улице. Более современный пример — сидячие забастовки во время движения за гражданские права . Толпы могут отражать и бросать вызов устоявшимся идеологиям своей социокультурной среды. Они также могут выполнять интегративные социальные функции, создавая временные сообщества. [1] [10]

Толпы можно определить как активные («толпа») или пассивные («аудитория»). Активные толпы можно разделить на агрессивных, эскапистских, корыстных и экспрессивных. [1] Агрессивные мобы часто бывают жестокими и ориентированы на внешний мир. Примерами являются футбольные беспорядки , беспорядки в Лос-Анджелесе в 1992 году и . в 2011 году беспорядки в Англии [21] . Мобы-эскаписты характеризуются большим количеством людей, пытающихся выбраться из опасной ситуации, такой как фестиваль Astroworld Festival в ноябре 2021 года. [22] . Мобы-эскаписты характеризуются большим количеством людей, пытающихся выбраться из опасной ситуации. СМИ часто сообщают об инцидентах с участием толпы как о результате «паники». [23] [24] но некоторые эксперты раскритиковали утверждение средств массовой информации о том, что паника является основной причиной массовых бедствий, отметив, что настоящая паника в случае пожара встречается относительно редко и что основными факторами опасных массовых происшествий являются конструкция инфраструктуры, плотность толпы и сбои в средствах связи. [25] [26] [27] Мобы-собственники возникают, когда большое количество людей борются за ограниченные ресурсы. Выразительная толпа — это любая другая большая группа людей, собирающаяся с активной целью. Гражданское неповиновение, рок-концерты и религиозные возрождения подпадают под эту категорию. [1]

Теоретические перспективы

[ редактировать ]

Гюстав Лебон считал, что толпа существует в трех стадиях: погружение, заражение и внушение. [28] Во время погружения люди в толпе теряют чувство индивидуальности и личной ответственности. Это в значительной степени вызвано анонимностью толпы. [28] Заражение означает склонность людей в толпе беспрекословно следовать преобладающим идеям и эмоциям толпы. По мнению Лебона, этот эффект способен распространяться между «погруженными» людьми, подобно болезни. [1] Внушение относится к периоду, когда идеи и эмоции толпы в основном черпаются из общей бессознательной идеологии. Члены толпы становятся восприимчивыми к любой мимолетной идее или эмоции. [28] Такое поведение исходит из архаичного общего бессознательного и поэтому носит нецивилизованный характер. Оно ограничено моральными и познавательными способностями наименее способных членов. [28] Лебон считал, что толпы могут быть мощной силой только разрушения. [10] Кроме того, Ле Бон и другие отметили, что члены толпы испытывают меньше чувства юридической вины из-за трудностей с преследованием отдельных членов мафии. [1] Короче говоря, человек, погруженный в толпу, теряет самоконтроль, поскольку «коллективный разум» берет верх и делает члена толпы способным нарушать личные или социальные нормы. [29]

Идея Ле Бона о том, что толпа способствует анонимности и вызывает эмоции, оспаривается некоторыми критиками. Кларк Макфэйл указывает на исследования, которые показывают, что «безумная толпа» не живет собственной жизнью, независимо от мыслей и намерений ее членов. [30] Норрис Джонсон после расследования паники на концерте The Who в 1979 году пришел к выводу, что толпа состояла из множества небольших групп людей, которые в основном пытались помочь друг другу. Кроме того, теория Лебона игнорирует социокультурный контекст толпы, который, как утверждают некоторые теоретики, может лишить социальных изменений силы. [10] Р. Браун оспаривает предположение об однородности толпы, предполагая вместо этого, что участники существуют в континууме, различаясь по своей способности отклоняться от социальных норм. [1]

теория Фрейда

[ редактировать ]

Теория поведения толпы Зигмунда Фрейда в первую очередь состоит из идеи, что членство в толпе помогает раскрыть подсознание. Это происходит потому, что супер-эго , или моральный центр сознания, вытесняется большей толпой и заменяется харизматическим лидером толпы. Макдугалл рассуждает аналогично Фрейду, утверждая, что упрощенные эмоции широко распространены, а сложные эмоции встречаются реже. В толпе общий общий эмоциональный опыт возвращается к наименьшему общему знаменателю (ЖК), что приводит к примитивным уровням эмоционального выражения. [3] Эта организационная структура представляет собой структуру «первобытной орды» — доцивилизованного общества — и Фрейд утверждает, что нужно восстать против лидера (восстановить индивидуальную мораль), чтобы уйти от нее. [3]

Теодор Адорно критиковал веру в спонтанность масс: по его мнению, массы были искусственным продуктом «управляемой» современной жизни. Эго . буржуазного субъекта растворилось, уступив место Ид и «депсихологизированному» субъекту Более того, Адорно заявил, что связь, связывающая массы с лидером посредством спектакля, надумана:

«Когда вожди осознают массовую психологию и берут ее в свои руки, она в известном смысле перестает существовать... Точно так же, как люди в глубине души верят, что евреи — это дьявол, верят ли они Они полностью верят в своего лидера, но на самом деле не идентифицируют себя с ним, а действуют в соответствии с этим отождествлением, проявляют собственный энтузиазм и, таким образом, участвуют в деятельности своего лидера... Вероятно, это подозрение в фиктивности их собственной «групповой психологии». что делает фашистские толпы такими беспощадными и неприступными. Если бы они хоть на секунду остановились, чтобы рассуждать, весь спектакль развалился бы, и они были бы оставлены в панике». [31]

Теория деиндивидуализации

[ редактировать ]

Теория деиндивидуализации во многом основана на идеях Гюстава Лебона. [29] и утверждает, что в типичных ситуациях толпы такие факторы, как анонимность, групповое единство и возбуждение, могут ослабить личный контроль (например, чувство вины, стыда, самооценочное поведение), дистанцируя людей от своей личной идентичности и уменьшая их заботу о социальной оценке. [3] [10] Такое отсутствие сдержанности увеличивает индивидуальную чувствительность к окружающей среде и уменьшает рациональную предусмотрительность, что может привести к антисоциальному поведению. [3] [10] Более поздние теории утверждают, что деиндивидуализация зависит от того, что человек из-за ситуации не может четко осознавать себя как объект внимания. Этот недостаток внимания освобождает личность от необходимости нормального социального поведения. [3]

Американский социальный психолог Леон Фестингер и его коллеги впервые разработали концепцию деиндивидуализации в 1952 году. В дальнейшем она была уточнена американским психологом Филипом Зимбардо , который подробно описал, почему умственные входные и выходные данные становятся размытыми из-за таких факторов, как анонимность, отсутствие социальных ограничений и сенсорная перегрузка. [32] Зимбардо Стэнфордский тюремный эксперимент был представлен как веский аргумент в пользу силы деиндивидуализации. [3] хотя позже его раскритиковали как ненаучный. [33] Дальнейшие эксперименты дали неоднозначные результаты, когда дело дошло до агрессивного поведения, и вместо этого показали, что нормативные ожидания, окружающие ситуации деиндивидуализации, влияют на поведение (т.е. если человек деиндивидуализируется как член ККК , агрессия увеличивается, но если это происходит как медсестра, агрессия не увеличивается). [3]

Было предложено провести дальнейшее различие между публичной и частной деиндивидуализацией. Когда частные аспекты личности ослабляются, человек становится более подвержен импульсам толпы, но не обязательно в негативном ключе. Когда человек больше не обращает внимания на общественную реакцию и оценку индивидуального поведения, возникает антисоциальное поведение. [3] Филип Зимбардо также не рассматривал деиндивидуализацию исключительно как групповое явление и применял эту концепцию к самоубийству, убийству и межличностной враждебности. [29]

Теория конвергенции

[ редактировать ]

Теория конвергенции [34] утверждает, что поведение толпы не является продуктом толпы, а, скорее, толпа является продуктом объединения единомышленников. [1] [10] Флойд Олпорт утверждал, что «Человек в толпе ведет себя так же, как он вел бы себя в одиночку, только в большей степени». [35] Теория конвергенции утверждает, что толпы формируются из людей со схожим характером, чьи действия затем подкрепляются и усиливаются толпой. [10]

Теория конвергенции утверждает, что поведение толпы не иррационально; скорее, люди в толпе выражают существующие убеждения и ценности, так что реакция толпы является рациональным продуктом широко распространенных народных чувств. Однако эта теория подвергается сомнению в результате некоторых исследований, которые показали, что люди, участвовавшие в беспорядках 1970-х годов, с меньшей вероятностью имели предыдущие судимости, чем их сверстники, не участвовавшие в них. [10]

Критики этой теории сообщают, что она по-прежнему исключает социальную детерминацию личности и действий, поскольку утверждает, что все действия толпы рождаются из намерений отдельных людей. [10]

Теория возникающей нормы

[ редактировать ]

Ральф Тернер и Льюис Киллиан выдвинули идею о том, что нормы возникают внутри толпы. Теория эмерджентных норм утверждает, что вначале в толпе мало единства, но в период суеты ключевые члены предлагают соответствующие действия, а следующие члены следуют за ней, образуя основу для норм толпы. [10]

Ключевые члены идентифицируются по отличительным личностям или поведению. Они привлекают внимание, а отсутствие негативной реакции со стороны толпы в целом является молчаливым согласием с их легитимностью. [3] Последователи составляют большую часть толпы, поскольку люди, как правило, являются созданиями конформизма , на которых сильно влияет мнение других. [9] Это было показано в исследованиях соответствия, проведенных Шерифом и Ашем . [36] Членов толпы также убеждает феномен универсальности, описанный Олпортом как убедительная тенденция идеи о том, что если все в толпе действуют таким-то и таким-то образом, то это не может быть неправильным. [1]

Теория возникающих норм допускает как положительные, так и отрицательные типы толпы, поскольку отличительные характеристики и поведение ключевых фигур могут быть положительными или отрицательными по своей природе. Антиобщественный лидер может спровоцировать насильственные действия, но влиятельный голос ненасилия в толпе может привести к массовой сидячей забастовке. [3] Когда толпа, описанная выше, нацелена на отдельного человека, среди ее членов может возникнуть антиобщественное поведение.

Основная критика этой теории заключается в том, что формирование и следование новым нормам указывает на уровень самосознания, который часто отсутствует у людей в толпе (о чем свидетельствуют исследования деиндивидуализации). Другая критика заключается в том, что идея возникающих норм не учитывает наличие существующих социокультурных норм. [3] [10] Кроме того, теория не может объяснить, почему одни предложения или отдельные личности приобретают нормативный статус, а другие — нет. [10]

Теория социальной идентичности

[ редактировать ]

Теория социальной идентичности утверждает, что личность представляет собой сложную систему, состоящую в первую очередь из концепции членства или непринадлежности к различным социальным группам. Эти группы имеют различные моральные и поведенческие ценности и нормы, и действия человека зависят от того, членство в какой группе (или нечленство) наиболее важно для него в момент действия. [10]

Об этом влиянии свидетельствуют данные о том, что когда изменяются заявленные цели и ценности группы, ценности и мотивы ее членов также изменяются. [36]

Толпа представляет собой смесь людей, каждый из которых принадлежит к различным пересекающимся группам. Однако если толпа в первую очередь связана с какой-то идентифицируемой группой (например, христианами, индуистами, мусульманами или борцами за гражданские права), то ценности этой группы будут диктовать действия толпы. [10]

В толпе, которая более неоднозначна, люди приобретают новую социальную идентичность как член толпы. [3] Членство в группе становится более заметным в результате конфронтации с другими группами – относительно распространенного явления для толпы. [3]

Групповая идентичность служит для создания набора стандартов поведения; для некоторых групп насилие законно, для других оно неприемлемо. [3] Этот стандарт формируется на основе заявленных ценностей, а также на действиях других членов толпы, а иногда и нескольких лиц, занимающих руководящие должности. [3]

Проблема этой теории заключается в том, что, хотя она объясняет, как толпы отражают социальные идеи и преобладающие отношения, она не объясняет механизмы, с помощью которых толпы действуют, чтобы стимулировать социальные изменения. [10]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Гринберг, М.С. (2010). Энциклопедия психологии Корсини .
  2. ^ Тох, Ганс (1988). «Возвращение к психологии толпы». Современная психология . 33 (11): 954. дои : 10.1037/026204 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Манстед, СПРОСИТЕ; Хьюстон, Майлз (1996). Энциклопедия социальной психологии Блэквелла . Оксфорд, Великобритания: Блэквелл. стр. 152–156. ISBN  978-0-631-20289-9 .
  4. ^ Хагани, Милад; Ловреглио, Руджеро (9 декабря 2022 г.). «Инструменты, основанные на данных, могут предотвратить массовые беспорядки» . Наука . 378 (6624): 1060–1061. doi : 10.1126/science.adf5949 . ISSN   0036-8075 .
  5. ^ Хагани, Милад; Кофлан, Мэтт; Крабб, Бен; Дирикс, Антон; Феличиани, Клаудио; ван Гелдер, Родерик; Георг, Пол; Ходжаоглу, Назлы; Лоус, Стив; Ловреглио, Руджеро; Майлз, Зои; Николя, Александр; О'Тул, Уильям Дж.; Шаап, Сян; Семменс, Трэвис (1 декабря 2023 г.). «Дорожная карта будущих исследований и практики в области безопасности толпы: представление модели безопасности толпы «швейцарского сыра» и необходимость достижения цели Vision Zero» . Наука безопасности . 168 : 106292. doi : 10.1016/j.ssci.2023.106292 . ISSN   0925-7535 .
  6. ^ «Чезаре Ломброзо: теория преступности, преступник и атавизм» . 3 ноября 2022 г. Проверено 28 июля 2024 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б Райхер, Стивен. «Психология динамики толпы», Справочник Блэквелла по социальной психологии: групповые процессы . ред. Майкл А. Хогг и Р. Скотт Тиндейл. Blackwell Publishers Inc. Малден, Массачусетс, стр. 185.
  8. ^ Эдвард Линдси, «Международный конгресс криминальной антропологии: обзор» , Журнал Американского института уголовного права и криминологии , Vol. 1, № 4 (ноябрь 1910 г.), стр. 578–583. Северо-Западный университет. Проверено 24 мая 2013 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б Форсайт, Д.Р. (2012). Справочник по психологии (второе изд.).
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Райхер, Стивен (2000). Алан Э. Каздин, главный редактор (ред.). Энциклопедия психологии . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация. стр. 374–377 . ISBN  1-55798-650-9 . {{cite book}}: |editor= имеет общее имя ( справка )
  11. ^ Триандис, ХК (1987). «Теоретические основы массовой психологии». Современная психология . 32 (2): 123–124. дои : 10.1037/026751 .
  12. ^ Най, РА (1975). Истоки психологии толпы . Лондон: Сейдж.
  13. ^ Барроуз, Сюзанна (1981). «Искажающие зеркала – Видения толпы». Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
  14. ^ Ван Гиннекен, Яап (1992). Толпа, психология и политика 1871–1899 . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
  15. ^ Момбуас, Раймонд (1967). Бунты, бунты и восстания . Спрингфилд, Иллинойс: Чарльз Томас. OCLC   512791 .
  16. ^ Берлонги, Александр Э. (1995). «Понимание и планирование для разных зрительских групп». Наука безопасности . 18 (4): 239–247. дои : 10.1016/0925-7535(94)00033-Y .
  17. ^ Издатель, Автор удален по запросу оригинала (8 апреля 2016 г.). «21.1 Типы коллективного поведения» . {{cite journal}}: |first= имеет родовое имя ( помощь ) ; Цитировать журнал требует |journal= ( помощь )
  18. ^ Издатель, Автор удален по запросу оригинала (8 апреля 2016 г.). «21.1 Типы коллективного поведения» . {{cite journal}}: |first= имеет родовое имя ( помощь ) ; Цитировать журнал требует |journal= ( помощь )
  19. ^ Издатель, Автор удален по запросу оригинала (8 апреля 2016 г.). «21.1 Типы коллективного поведения» . {{cite journal}}: |first= имеет родовое имя ( помощь ) ; Цитировать журнал требует |journal= ( помощь )
  20. ^ Издатель, Автор удален по запросу оригинала (8 апреля 2016 г.). «21.1 Типы коллективного поведения» . {{cite journal}}: |first= имеет родовое имя ( помощь ) ; Цитировать журнал требует |journal= ( помощь )
  21. ^ Стотт, Клиффорд; Друри, Джон (2 августа 2016 г.). «Современное понимание беспорядков: классическая психология толпы, идеология и подход к социальной идентичности» . Общественное понимание науки . 26 (1): 2–14. дои : 10.1177/0963662516639872 . ISSN   0963-6625 .
  22. ^ Новости, ABC «Хронология фестиваля Astroworld: как разворачивалась трагедия» . Новости АВС . Проверено 28 июля 2024 г. {{cite web}}: |last= имеет общее имя ( справка )
  23. ^ Феличиани, Клаудио; Корбетта, Алессандро; Хагани, Милад; Нишинари, Кацухиро (1 апреля 2024 г.). «Как в средствах массовой информации освещаются несчастные случаи с участием толпы: лексический анализ и анализ настроений» . Наука безопасности . 172 : 106423. arXiv : 2309.14633 . дои : 10.1016/j.ssci.2024.106423 . ISSN   0925-7535 . S2CID   262824786 .
  24. ^ Хагани, Милад; Ловреглио, Руджеро (9 декабря 2022 г.). «Инструменты, основанные на данных, могут предотвратить массовые беспорядки» . Наука . 378 (6624): 1060–1061. Бибкод : 2022Sci...378.1060H . doi : 10.1126/science.adf5949 . ISSN   0036-8075 . ПМИД   36480619 . S2CID   254485601 .
  25. ^ Фэхи, Рита Ф.; Пру, Гилен; Айман, Лата (август 2012 г.). «Паника или нет в огне: Разъясняем заблуждение» . Огонь и материалы . 36 (5–6): 328–338. дои : 10.1002/fam.1083 . ISSN   0308-0501 . S2CID   145326665 .
  26. ^ Хагани, Милад; Кристиани, Эмилиано; Боде, Николай ВФ; Болтес, Майк; Корбетта, Алессандро (8 августа 2019 г.). «Паника, иррациональность и стадность: три неоднозначных термина в исследованиях динамики толпы» . Журнал передового транспорта . 2019 : e9267643. дои : 10.1155/2019/9267643 . hdl : 11343/227617 . ISSN   0197-6729 .
  27. ^ Хагани, Милад; Кофлан, Мэтт; Крабб, Бен; Дирикс, Антон; Феличиани, Клаудио; ван Гелдер, Родерик; Георг, Пол; Ходжаоглу, Назлы; Лоус, Стив; Ловреглио, Руджеро; Майлз, Зои; Николя, Александр; О'Тул, Уильям Дж.; Шаап, Сян; Семменс, Трэвис (1 декабря 2023 г.). «Дорожная карта будущих исследований и практики в области безопасности толпы: представление модели безопасности толпы «швейцарского сыра» и необходимость достижения цели Vision Zero» (PDF) . Наука безопасности . 168 : 106292. doi : 10.1016/j.ssci.2023.106292 . ISSN   0925-7535 .
  28. ^ Перейти обратно: а б с д Лебон, Гюстав, 1841–1931. (2004). Толпа: исследование народного сознания . Уайтфиш, Монте: Паб Кессинджер. ISBN  0-7661-3008-8 . OCLC   57245405 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  29. ^ Перейти обратно: а б с Постмес, Том; Спирс, Рассел (1998). «Деиндивидуализация и антинормативное поведение: метаанализ» . Психологический вестник . 123 (3): 238–259. doi : 10.1037/0033-2909.123.3.238 – через Researchgate.
  30. ^ Макфейл, К. (1991). Миф о обезумевшей толпе . Нью-Йорк: Альдин де Грюйтер. ISBN  0-202-30424-8 .
  31. ^ Т.В. Адорно, «Теория Фрейда и образец фашистской пропаганды». В т.ч. III Психоанализа и социальных наук . Эд. Геза Рохайм. Нью-Йорк: International Universities Press, 1951, стр. 408–433. Перепечатано в Vol. VIII Gesammelte Schriften . Франкфурт: Suhrkamp Verlag, 1975, и в «Индустрия культуры: Избранные очерки массовой культуры» . Эд. Дж. М. Берштейн. Лондон: Рутледж, 1991.
  32. ^ Зимбардо, Филип (1969). «Человеческий выбор – Индивидуация, разум и порядок против Деиндивидуализации, импульса и хаоса». Симпозиум Небраски по мотивации , Vol. 17, стр. 237–307.
  33. ^ Ле Тексье, Тибо (октябрь 2019 г.). «Разоблачение Стэнфордского тюремного эксперимента» . Американский психолог . 74 (7): 823–839. дои : 10.1037/amp0000401 . ПМИД   31380664 . S2CID   199437070 .
  34. ^ «Что такое психология толпы?» . WiseGeek.com . Проверено 29 июля 2012 г.
  35. ^ Олпорт, Флойд (1924). Социальная психология . Бостон. п. 295. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  36. ^ Перейти обратно: а б Гилфорд, JP (1966). Области психологии (Третье изд.). Принстон, Нью-Джерси: D. Van Nostand Company, Inc., стр. 192–205 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b5fd790b1dac102b80fe0c46dd3f1e0e__1722115740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b5/0e/b5fd790b1dac102b80fe0c46dd3f1e0e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Crowd psychology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)