Семиотическая литературная критика
Семиотическая литературная критика , также называемая литературной семиотикой , представляет собой подход к литературной критике, основанный на теории знаков или семиотики . Семиотика, тесно связанная со структурализмом, впервые предложенным Фердинандом де Соссюром , оказала чрезвычайное влияние на развитие теории литературы на фоне формалистических подходов начала двадцатого века. [1]
История
[ редактировать ]Ранние формы литературной семиотики выросли из формалистических подходов к литературе, особенно русского формализма , и структуралистской лингвистики, особенно пражской школы . Среди известных ранних семиотических авторов были Владимир Пропп , Альгирдас Юлиус Греймас и Виктор Шкловский . [2] Эти критики были озабочены формальным анализом повествовательных форм, который, напоминал бы литературную математику или, по крайней мере, литературный синтаксис насколько это возможно, . Они предложили различные формальные обозначения компонентов и трансформаций повествования и попытались провести описательную таксономию существующих историй в этом направлении.
Проппа «Морфология сказки» (ориг. русское изд. 1928; англ. пер. 1958) представляет собой пример формально-системного подхода. В последующих главах Пропп анализирует персонажей, сюжетные события и другие элементы традиционных сказок (прежде всего России и Восточной Европы). Для каждого из этих ключевых компонентов он дает буквенное обозначение (с верхними индексами для обозначения конкретных подтипов). Он приступает к анализу отдельных сказок, переводя их в эту систему обозначений, а затем обобщая их структуру. Например:
- Анализ простой, одноходовой сказки HI класса, типа: похищение человека.
- 131. Царь, три дочери (α). Дочери гуляют (β³), остаются в саду (δ¹). Их похищает дракон (A¹). Зов о помощи (B¹). Квест трех героев (C↑). Три битвы с драконом (H¹–I¹), спасение девушек (К 4 ). Возврат (↓), награда (w°). (Пропп 128)
Затем он дает полную структуру этой истории в одной строке, анализ завершен и готов к систематическому сравнению с другими рассказами:
- αβ³δ¹A¹B¹C↑H¹–I¹K 4 ↓w°
Более поздние семиотические подходы к литературе часто были менее систематическими (или, в некоторых особых случаях, таких как Ролана Барта , S/Z они были настолько специфическими и исчерпывающе систематическими, что ставили под сомнение возможность полной литературной семиотики). Когда структуралистская лингвистика уступила место постструктуралистской философии языка, отрицавшей научные амбиции общей теории знаков, семиотическая литературная критика стала более игривой и менее систематической в своих амбициях. Тем не менее, некоторые авторы питают больше научных амбиций к своим литературным схемам, чем другие. Среди более поздних авторов семиотической традиции литературной критики Цветан Тодоров , Михаил Бахтин , Ролан Барт , Юрий Лотман , Юлия Кристева , Михаэль Риффатер и Умберто Эко .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Семиотика для начинающих: Критика» . www.visual-memory.co.uk . Проверено 29 июня 2017 г.
- ^ Кирющенко, Виталий (2012). «Семиотика Пирса и русский формализм: точки соприкосновения» (PDF) .
Ссылки
[ редактировать ]- Джонатан Каллер . В погоне за знаками: семиотика, литература, деконструкция . ISBN 0-8014-9224-6 .
- Структуралистская поэтика . ISBN 0-8014-9155-X .
- Терренс Хоукс. Структурализм и семиотика . ISBN 0-415-32153-0 (второе издание); ISBN 0-520-03422-8 .
- Владимир Пропп. Морфология сказки . ISBN 0-292-78376-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Семиотика из Руководства Джона Хопкинса по теории литературы и критике