Реквием (Лигети)

Реквием . венгерского — композитора Дьёрдя Лигети масштабное хорово-оркестровое произведение, написанное в 1963–1965 годах
Произведение длится чуть меньше получаса и состоит из четырех частей: « Introitus », постепенный непрерывный план звука; « Kyrie », сложная полифоническая часть, достигающая кульминации фортиссимо ; « Dies Irae », использующая вокальные и оркестровые крайности в театральных жестах; и заключительная « Лакримоза » только для солистов и оркестра, которая возвращает к приглушенной атмосфере открытия.
Состав
[ редактировать ]В 1961 году Лигети было поручено написать произведение для серии концертов новой музыки на Шведском радио. Именно он предложил Реквием и изначально намеревался установить полный текст Реквиемной мессы . Однако в конечном итоге он решил составить композицию примерно на половину исходного текста. Лигети провел девять месяцев, работая над одной только шестиминутной частью «Kyrie», которая представляла собой самую сложную полифонию, которую он когда-либо пробовал, с двадцатью вокальными линиями, хотя, как отмечает Гарольд Кауфманн, «она восходит к... классической вокальной полифонии. старых мастеров». [ 1 ] В частности, он черпал вдохновение из работ Окегема , «преломленных и умноженных посредством техники микрополифонии ». [ 2 ]
Он написал произведение для больших хоровых коллективов, включающих два смешанных хора и -сопрано и меццо-сопрано солистов . Оркестр . состоит из следующих инструментов [ 3 ]
|
|
Премьера и записи
[ редактировать ]Впервые произведение было исполнено 14 марта 1965 года в Стокгольме с солистами Лилианой Поли , Барбро Эриксоном и хором и оркестром Шведского радио под управлением Михаэля Гилена . [ 4 ] Во время репетиций Лигети получил телеграмму от хормейстера, который умолял его немедленно приехать в Стокгольм, поскольку все они были «напуганы» пьесой. [ 5 ] К тем же солистам и дирижерам присоединились Хор Баварского радио и Оркестр Гессенского радио во Франкфурте для первой записи, сделанной в ноябре 1968 года. Вторая запись была сделана в 2003 году с участием солистов London Voices и Берлинского филармонического оркестра под управлением Джонатана. Нотт . Дальнейшая запись была сделана Симфоническим оркестром WDR под управлением Петера Этвоса .
В популярной культуре
[ редактировать ]«Реквием» Лигети приобрел почти мгновенную известность (для современного классического произведения) благодаря его использованию Стэнли Кубриком в его фильме 1968 года «Космическая одиссея 2001 года» , хотя в саундтреке используется только часть от начала до кульминации раздела «Кирие». Произведение не было записано специально для фильма, но, по словам дирижера Фрэнсиса Трэвиса, оно было взято из живого выступления, которое он поставил в 1967 году. [ 6 ] Реквием также был показан в фильмах Тима Бертона « Чарли и шоколадная фабрика» и «Годзилла» .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кауфманн (1968)
- ^ Стейниц, Ричард (2003) Дьёрдь Лигети: Музыка воображения , Фабер ISBN 0-571-17631-3 , с. 145
- ^ «Реквием (Дьёрдь Лигети)» .
- ^ Примечания к Wergo CD WE 60 045-50.
- ^ Стейниц (2003), с. 144
- ^ «Крик о помощи: Записи Реквиема Лигети» . 23 апреля 2006 г.