Теорбо
Другие имена | читарон, теорбо-лютня; фр: теорб, теорб, туорб; от: Теорба; это: теорбо, туорбо [1] |
---|---|
Классификация | |
Связанные инструменты | |
Внешние видео | |
---|---|
«Представляем барочную Теорбу» , Элизабет Кенни, Оркестр эпохи Просвещения , 11 января 2019 г. |
Теорба из — щипковый струнный инструмент с семейства лютни удлиненным грифом, на котором находится второй колышек . Как и лютня, теорба имеет звуковой ящик с изогнутой задней частью и плоской верхушкой, обычно с одним или тремя звуковыми отверстиями, украшенными розетками. Как и в случае с лютней, игрок перебирает или играет по струнам правой рукой, одновременно «раздражая» (нажимая) струны левой рукой.
Теорба родственна liuto attiorbato , французской théorbe des pièces , архилютне , немецкой барочной лютне и ангелике (или ангелике ). Теорба отличается от обычной лютни так называемой возвратной настройкой, при которой первые две струны настраиваются на октаву ниже. Теорба использовалась в эпоху музыки барокко (1600–1750) для исполнения бассо континуо партий аккомпанемента (в составе группы бассо континуо, которая часто включала клавесин, орган и басовые инструменты), а также в качестве сольного инструмента. Его диапазон похож на диапазон виолончели .
Происхождение и развитие
[ редактировать ]Theorbos были разработаны в конце шестнадцатого века в Италии, вдохновленные спросом на инструменты с расширенным басовым диапазоном для использования в недавно разработанном музыкальном стиле оперы, разработанном флорентийской Камератой , и в новых музыкальных произведениях, использующих бассо континуо , таких как Джулио Каччини . Два сборника, Le nuove musiche (1602 и 1614). В своей опере 1607 года «Орфей » Клаудио Монтеверди перечисляет дуои (два) читарони среди инструментов, необходимых для исполнения произведения. Первоначально музыканты использовали большие басовые лютни (длина струны около 80+ см) и более высокую входную настройку , но вскоре создали удлинители грифа со вторичными колышками для размещения дополнительных открытых ( т.е. без ладов) более длинных басовых струн, называемых диапазонами или бурдонами для улучшения . в четкости тона и увеличенном диапазоне доступных нот.
Хотя слова chitarrone и tiorba использовались для описания инструмента, они имеют разное органологическое и этимологическое происхождение; является «Читаррон» по- итальянски дополнением (и буквально означает «большой») «читарра» – итальянское слово «гитара». с круглой спинкой Читара все еще использовалась, ее часто называли chitarra Italiana, чтобы отличить ее от chitarra alla spagnola в ее новом испанском воплощении с плоской спинкой. Этимология слова тиорба до сих пор неясна; Предполагается, что происхождение этого слова может быть славянским или турецким torba , что означает «сумка» или «тюрбан».
По словам Афанасия Кирхера , тиорба — это прозвище на неаполитанском языке шлифовальной доски, используемой парфюмерами для измельчения эссенций и трав. [2] Вполне возможно, что появление этого нового большого инструмента (особенно в многолюдном ансамбле) привело к тому, что шутки и юмористические отсылки к популярным местным знаниям затерялись со временем и местом. Роберт Спенсер отметил путаницу, к которой эти два названия уже привели в 1600 году: Chitarone, ò Tiorba che si dica (chitarrone, или теорбо, как его называют). К середине 17-го века казалось, что тиорба взяла на себя предпочтение, что отражено в современной практике, помогая теперь отличать теорбу от очень разных инструментов, таких как читарон модерн или гитаррон . Подобные адаптации лютней меньшего размера (длина струны около 55+ см) также привели к созданию арцилюто ( архилютни ), люто аттиорбато и тиорбино , которые были по-разному настроенными инструментами для размещения нового репертуара небольших ансамблевых или сольных произведений. При исполнении бассо континуо теорбы часто сочетались с небольшим органом .
Самыми выдающимися ранними композиторами и исполнителями Италии были Джованни Джироламо Капспергер и Алессандро Пиччинини . Джулиано Паратико был еще одним ранним итальянским исполнителем на гитарроне. Из Англии сохранилось мало сольной музыки, но Уильям Лоуз и другие использовали теорбы в камерных ансамблях и оперных оркестрах. Во Франции теорбы ценились и использовались в оркестровой или камерной музыке вплоть до второй половины XVIII века ( Николя Хотман , Робер де Визе ). Придворные оркестры в Вене, Байройте и Берлине все еще использовали теорбистов после 1750 года ( Эрнст Готлиб Барон , Франческо Конти ). Сольная музыка для теорбы записывается в виде табулатуры , формы нотной записи , в которой лады и струны, на которые игрок должен нажимать, напечатаны на серии параллельных линий, которые представляют собой струны на грифе.
Настройка и струны
[ редактировать ]Настройка струн больших теорбов характеризуется октавным смещением или «возвратной настройкой» двух самых верхних . Пиччинини и Майкл Преториус упоминают время от времени использование металлических струн (медных и стальных, а не жильных струн). Laute mit Abzügen: oder Testudo Theorbata , который появляется в Syntagma Musicum Преториуса, имеет двойные струны ( курсы ), проходящие через мост и прикрепленные к основанию инструмента - в отличие от его Paduanische Theorba (напротив на той же иллюстрации, которая, кажется, имеет одиночные струны). Lang Romanische Theorba: Chitarron также, кажется, имеет одиночные струны, прикрепленные к мосту. «Курсы» струн, в отличие от лютни или архлютни эпохи Возрождения, часто были одинарными, хотя также использовались и двойные струны. Обычно теорбы имеют 14 курсов, хотя некоторые использовали 15 или даже 19 курсов ( Капсбергер ).
Это теорбо-строй в ля. Современные теорбо-исполнители обычно играют на 14-голосных (струнных) инструментах (самый низкий тон - G). Некоторые исполнители использовали теорбу, настроенную на ступень ниже в G. Большая часть сольного репертуара находится в настройке A. «Возвратная настройка» создала новые возможности для голосового управления и вдохновила на новую технику игры правой рукой с использованием только большого, указательного и среднего пальцев для арпеджио аккордов, которую Пиччинини сравнил со звуком арфы . Басовая тесситура (диапазон) и входящие струны означают, что для того, чтобы сохранить «реализацию» фигурного баса (импровизированную игру аккордов) над басовыми инструментами при сопровождении бассо континуо , басовую линию иногда приходится играть на октаву ниже ( Капсбергер ). Во французских трактатах использовались и аккорды, в которых нижняя нота звучит после баса, когда бас переходит в высокий. В английской теорбе была только первая струна нижней октавы ( Томас Мейс ).
Региональные различия
[ редактировать ]Италия
[ редактировать ]Теорба была разработана в Италии и поэтому имеет богатое наследие в итальянской музыке как сольный инструмент, так и инструмент континуо. Каччини комментирует в Le nuove musiche (1602), что теорба идеально подходит для сопровождения голоса, поскольку она может дать очень полную поддержку, не заслоняясь вокалистом, что указывает на начало итальянской традиции монодических песен в сопровождении теорбы. Итальянцы назвали диапазоны теорбы «особым совершенством». [3] Итальянцы рассматривали теорбу как более легкую альтернативу лютне, поскольку общая привлекательность ее качества звука может скрыть равнодушную игру и ленивое голосовое ведение. [3]
Англия
[ редактировать ]Итальянская теорба впервые появилась в Англии в начале семнадцатого века, но вскоре стала более популярной альтернативная конструкция, основанная на английской двуглавой лютне, разработанная Жаком Готье . [3] Английские теорбы обычно настраивались на соль и имели двойную струну, и только первый курс имел повторную настройку. Теорбо, настроенные в G, гораздо лучше подходили для бемольных тональностей, и так много английских песен или пьес, в которых использовалась теорбо, были написаны в бемольных тональностях, которые было бы очень трудно играть на теорбо в ля. [3] К восемнадцатому веку теорба вышла из моды в Англии из-за своего большого размера и низкого шага. Его заменил архилют . [3]
Франция
[ редактировать ]Первое упоминание о теорбе во Франции было в 1637 году, а к 1660-м годам она заменила десятиголосную лютню в качестве самого популярного аккомпанирующего инструмента. [3] Теорбо была очень важным инструментом континуо во французском дворе, и многочисленные французские наставники теорбо континуо (методические сборники) были опубликованы Деларом (1690 г.), Кэмпионом (1716 и 1730 гг.), Бартолотти (1669 г.), Флери (1660 г.) и Гренереном (1660 г.). 1670). [3] Французские теорбы имели до восьми остановленных струн и часто были несколько меньше и тише, чем итальянские теорбы. Они имели стандартную длину мензуры 76 см, что делало их меньше итальянских инструментов, длина которых составляла 85–95 см. [3]
Германия
[ редактировать ]Немецкие теорбы сегодня также называли бы барочными лютнями с лебединой шеей; Немецкие теористы XVII века играли на однострунных инструментах в итальянской настройке, транспонированной на целый тон, но музыканты XVIII века перешли на двухструнные инструменты в настройке «ре минор», используемой во французской и немецкой лютневой музыке в стиле барокко, чтобы не придется переосмысливать форму аккордов при игре на теорбе. Эти инструменты стали называть теорболютнами. [4] Барон отмечает, что «лютня из-за своей деликатности хорошо подходит для трио или другой камерной музыки с небольшим количеством участников. Теорба из-за своей силы лучше всего подходит для групп из тридцати-сорока музыкантов, например, в церквях и операх». [4] Теорболютни, вероятно, использовались наряду с итальянскими теорбами и архлюттами в условиях континуо из-за присутствия итальянских музыкантов при немецких дворах, а также с целью использования инструментов, подходящих для любой тональности музыки. [3]
Украина, Польша и Россия
[ редактировать ]Теорб прибыл в Украину ок. 1700 г. и был модернизирован высокими струнами (известными как прыструнки ). Этот инструмент назывался торбан . [5] Торбан производился и использовался в основном на Украине, но иногда встречался и в соседних Польше и России. [6]
Техника
[ редактировать ]На теорбе играют так же, как на лютне: левая рука нажимает на гриф, чтобы изменить резонирующую длину струн (таким образом играя разные ноты и делая аккорды, басовые партии и мелодии воспроизводимыми), в то время как кончики пальцев правой руки перебирают струны. Наиболее существенные различия между техникой теорбы и лютни заключаются в том, что на теорбе играют большим пальцем правой руки вне руки, в отличие от лютни эпохи Возрождения, на которой играют большим пальцем под рукой. Кроме того, большой палец правой руки полностью отвечает за игру в басовых диапазонах и редко выходит на верхние курсы. Большинство теорбистов играют пальцами правой руки, хотя есть некоторый исторический прецедент от Пиччинини, Мейса и Вайса использования гвоздей . Ногти могут быть более эффективными при игре на теорбе, чем на лютне, из-за ее однострунного ряда, а использование гвоздей чаще всего предлагается в контексте ансамблевой игры, где качество звука становится подчиненным громкости. [7]
Сольный репертуар
[ редактировать ]Сольный репертуар теорбо в стиле барокко до 21 века происходил почти исключительно из Италии и Франции, за исключением некоторой английской музыки, написанной для английского теорба. Самая эффектная и идиоматическая музыка для теорбы использует два ее уникальных качества: диапазоны и возвратную настройку. Пассажи Кампанеллы, которые позволяют гаммам звучать на нескольких струнах, как на арфе, особенно распространены и являются высокоэффективным инструментом для опытного теориста / композитора. [ нужна ссылка ]
Италия: Капсбергер, Пиччинини, Кастальди.
- Токката – свободный, восторженный, гармонично-авантюрный. Пикчинини более гармоничен, в то время как Капсбергер часто нарушает правила голосового ведения, чтобы достичь желаемого эффекта.
- Танцы — Коррентес , Гальярдас , продолжающие традиции итальянских танцев на лютне, восходящие к Дальце.
- Вариации – очень сложные и сложные вариации на часто очень простые темы.
Франция: де Визе, Бартолотти, Юрель, Ле Муан.
- Танцевальные сюиты — подавляющее большинство французской теорбо-музыки состоит из танцевальных сюит в порядке безразмерной прелюдии , аллеманды , куранты , сарабанды , жиги (с вариациями).
- Транскрипции - французские теористы часто транскрибировали произведения оперных композиторов, таких как Люлли , или клавишных композиторов, таких как Куперен, для исполнения в качестве сольных произведений.
Некоторые современные композиторы начали писать новую музыку для теорбы; значительные произведения написали Роман Туровский , Дэвид Леб , Бруно Хельстроффер, Томас Бокленберг и Стивен Госс , написавший единственный концерт для теорбы. [ нужна ссылка ]
Непрерывный
[ редактировать ]Основное использование теорбы было в качестве инструмента континуо. Однако из-за его конструкции как щипкового инструмента и его повторной настройки соблюдение строгих голосового сопровождения иногда может быть трудным или даже невозможным. параметров [ нужна ссылка ] Таким образом, был разработан уникальный для теорбы стиль континуо, включающий в себя следующие факторы: [ нужна ссылка ]
- Нарушение правил голосового управления, чтобы извлечь выгоду из голосов, которые лучше выражают естественную звучность инструмента. Целостность настоящей басовой линии поддерживается за счет использования творческого арпеджио , которое маскирует неправильные инверсии.
- Частая транспозиция басовой партии на октаву вниз для игры на диапазонах.
- Использование более тонких текстур ; из-за сильной проекции теорбы и богатого резонанса трех- или даже двухголосный аккомпанемент часто будет столь же эффективным, как стандартный четырехголосный аккомпанемент на клавесине . Кроме того, воспроизведение более чем двухголосной реализации может стать невозможным из-за быстрых басовых партий.
- Частая смена аккордов, чтобы компенсировать быстрое затухание инструмента.
Таким образом, сохранение басовой партии и звучания инструмента имеет высший приоритет при использовании в качестве инструмента континуо. Нарушение правил голосового ведения становится необходимым, чтобы сохранить басовую партию и выявить уникальные тона теорбы. [ нужна ссылка ]
Преториус называет теорбу одновременно фундаментальным и декоративным инструментом континуо, что означает, что она способна поддерживать ансамбль в качестве основного басового инструмента, а также конкретизировать гармонию и добавлять цвета ансамблю посредством реализации аккордов. [8]
Композиторы
[ редактировать ]- Джованни Джироламо Капспергер ( ок. 1580–17 января 1651 г.)
- Алессандро Пиччинини (30 декабря 1566– ок. 1638)
- Анджело Микеле Бартолотти (умер до 1682 г.)
- Беллерофон Кастальди (1580–27 сентября 1649 г.)
- Робер де Визе ( ок. 1655–1732/1733)
- Чарльз Юрель (умер в 1692 г.)
- Скотт Филдс (1955 г.р.)
- Стивен Госс (родился 2 февраля 1964 г.)
- Роман Туровский (1961 г.р.)
Современные игроки
[ редактировать ]- Ксавье Диас-Латорре (1968 г.р.)
- Эдуардо Эгуес (1959 г.р.)
- Ясунори Имамура (родился 19 октября 1953 г.)
- Якоб Линдберг (родился 16 октября 1952 г.)
- Рольф Лислеванд (родился 30 декабря 1961 г.)
- Роберт МакКиллоп (1959 г.р.)
- Массимо Маркезе (родился 31 августа 1965 г.)
- Андреас Мартин (1963 г.р.)
- Найджел Норт (родился 5 июня 1954 г.)
- Пол О'Детт (родился 2 февраля 1954 г.)
- Кристина Плухар (1965 г.р.)
- Линда Сэйс
- Ричард Стоун (1960 г.р.)
- Стивен Стаббс (1951 г.р.)
- Мэтью Уодсворт (1974 г.р.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Харвуд, Ян; и др. (2001). «Теорбо». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
- ^ Афанасий Кирхер, Musurgia Universalis , Рим, 1650, с. 476
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Норт, Найджел (1987). Непрерывная игра на лютне, архлютне и теорбе . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 0253314151 . OCLC 14377608 .
- ^ Перейти обратно: а б Барон, Эрнст Готлиб (1976). Исследование лютни . Публикации Instrumenta Antiqua. ОСЛК 2076633 .
- ^ N.Prokopenko "Kobza & Bandura" Kiev, 1977
- ^ Петр Ковальче, «Симпозиум: Теорбан в коллекциях польских музеев», Варшава, 2008 г.
- ^ Норт, Найджел (1987). Континуо Игра на лютне, архлютне и теорбе . Издательство Университета Индианы. ISBN 9780253314154 .
- ^ Преториус, Майкл (1957). Перевод Syntagma Musicum III Михаила Преториуса . OCLC 68427186 .
Источники
[ редактировать ]- Бацилли, Бенинь де. Любопытные замечания об искусстве хорошего пения . Париж, 1688 г. Перевод Остина Б. Касвелла как комментарий к искусству правильного пения . Нью-Йорк: Институт средневековой музыки, 1968.
- Барон Эрнст Готлиб. Историко-теоретическое и практическое исследование лютневого инструмента . Нюрнберг, 1727 г. Перевод Дугласа Элтона Смита как «Этюд лютни» . Сан-Франциско: Instrumenta Antiqua, 1976.
- Беррис, Тимоти. «Лютня и теорба в вокальной музыке Дрездена XVIII века – исследование исполнительской практики». Докторская диссертация, Университет Дьюка, 1997 г.
- Каччини, Джулио. Новая музыка . Флоренция, 1601 г. Переведено Х. Уайли Хичкоком как « Новая музыка» . Миддлтон, Висконсин: AR Editions, 2009.
- Канталупи, Диего. «Теорба и ее использование в Италии в качестве инструмента для непрерывного баса» , предварительная версия диссертации, обсуждавшаяся в 1996 году на факультете музыковедения Университета Павии.
- Делар, Денис. Сопровождающий трактат для теорбы и клавесина . Париж, 1690 г. Перевод Шарлотты Маттакс как аккомпанемент к теорбе и клавесину . Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 1991.
- Джонс, Э.Х. «Практика теорбы и континуо в раннем английском барокко». Галпина Журнал Общества 25 (июль 1972 г.): 67–72.
- Келлер, Дж. Готфрид. Полный метод, позволяющий научиться хорошо играть на басу на органе, клавесине или теорболютне. . . с множеством правильных уроков и фуг, объясняющих несколько правил на протяжении всей работы . Лондон: Дж. Каллен и Дж. Янг, 1707 г.
- Китсос, Феодорос. «Непрерывная практика Теорбы, как указано в итальянских печатных и рукописных источниках семнадцатого века». Докторская диссертация, Йоркский университет, 2005 г.
- Мейсон, Кевин Брюс. Читаррон и его репертуар в Италии начала семнадцатого века . Аберистуит, Уэльс: Boethius Press, 1989.
- Маттакс, Шарлотта. Комментарий переводчика к аккомпанементу «Теорбе и клавесину», 1-36 . Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 1991.
- Норт, Найджел. Континуо Игра на лютне, архлютне и теорбе . Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 1986.
- Преториус, Михаил. Синтагма Музыкум III . Вольфенбюттель, 1619 г. Перевод Ганса Лампла. Докторская диссертация, Университет Южной Калифорнии, 1957 г.
- Ребуффа, Давиде. Лютня , L'Epos, Пелермо, 2012 г.
- Шульце-Курц, Эккехард. Лютни и их настройки в первой половине 17 века , 1990 год, ISBN 3-927445-04-5
- Спенсер, Роберт. «Читаррон, Теорбо и Архлютня». Ранняя музыка об. 4 нет. 4 (октябрь 1976 г.): 408–422).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Виртуальная домашняя страница theorbo
- Читаррон, теорба и архилютня Роберта Спенсера; из старинной музыки , том. 4 октября 1976 г.
- Хронология Теорбы с 1589 по 1818 год.
- Grove Music Online Статья
- Статья Theorbo из Студии старинной музыки
- Обсуждение использования ногтей на теорбе.
- Кенни, Элизабет (11 января 2019 г.). «Представляем Теорбо в стиле барокко» (видео) – через YouTube .