Jump to content

Теорбо

(Перенаправлено с Читарроне )
Теорбо
Другие имена читарон, теорбо-лютня;
фр: теорб, теорб, туорб;
от: Теорба; это: теорбо, туорбо [1]
Классификация
Связанные инструменты
Внешние видео
значок видео «Представляем барочную Теорбу» , Элизабет Кенни, Оркестр эпохи Просвещения , 11 января 2019 г.

Теорба из щипковый струнный инструмент с семейства лютни удлиненным грифом, на котором находится второй колышек . Как и лютня, теорба имеет звуковой ящик с изогнутой задней частью и плоской верхушкой, обычно с одним или тремя звуковыми отверстиями, украшенными розетками. Как и в случае с лютней, игрок перебирает или играет по струнам правой рукой, одновременно «раздражая» (нажимая) струны левой рукой.

Теорба родственна liuto attiorbato , французской théorbe des pièces , архилютне , немецкой барочной лютне и ангелике (или ангелике ). Теорба отличается от обычной лютни так называемой возвратной настройкой, при которой первые две струны настраиваются на октаву ниже. Теорба использовалась в эпоху музыки барокко (1600–1750) для исполнения бассо континуо партий аккомпанемента (в составе группы бассо континуо, которая часто включала клавесин, орган и басовые инструменты), а также в качестве сольного инструмента. Его диапазон похож на диапазон виолончели .

Происхождение и развитие

[ редактировать ]

Theorbos были разработаны в конце шестнадцатого века в Италии, вдохновленные спросом на инструменты с расширенным басовым диапазоном для использования в недавно разработанном музыкальном стиле оперы, разработанном флорентийской Камератой , и в новых музыкальных произведениях, использующих бассо континуо , таких как Джулио Каччини . Два сборника, Le nuove musiche (1602 и 1614). В своей опере 1607 года «Орфей » Клаудио Монтеверди перечисляет дуои (два) читарони среди инструментов, необходимых для исполнения произведения. Первоначально музыканты использовали большие басовые лютни (длина струны около 80+ см) и более высокую входную настройку , но вскоре создали удлинители грифа со вторичными колышками для размещения дополнительных открытых ( т.е. без ладов) более длинных басовых струн, называемых диапазонами или бурдонами для улучшения . в четкости тона и увеличенном диапазоне доступных нот.

Хотя слова chitarrone и tiorba использовались для описания инструмента, они имеют разное органологическое и этимологическое происхождение; является «Читаррон» по- итальянски дополнением (и буквально означает «большой») «читарра» – итальянское слово «гитара». с круглой спинкой Читара все еще использовалась, ее часто называли chitarra Italiana, чтобы отличить ее от chitarra alla spagnola в ее новом испанском воплощении с плоской спинкой. Этимология слова тиорба до сих пор неясна; Предполагается, что происхождение этого слова может быть славянским или турецким torba , что означает «сумка» или «тюрбан».

По словам Афанасия Кирхера , тиорба — это прозвище на неаполитанском языке шлифовальной доски, используемой парфюмерами для измельчения эссенций и трав. [2] Вполне возможно, что появление этого нового большого инструмента (особенно в многолюдном ансамбле) привело к тому, что шутки и юмористические отсылки к популярным местным знаниям затерялись со временем и местом. Роберт Спенсер отметил путаницу, к которой эти два названия уже привели в 1600 году: Chitarone, ò Tiorba che si dica (chitarrone, или теорбо, как его называют). К середине 17-го века казалось, что тиорба взяла на себя предпочтение, что отражено в современной практике, помогая теперь отличать теорбу от очень разных инструментов, таких как читарон модерн или гитаррон . Подобные адаптации лютней меньшего размера (длина струны около 55+ см) также привели к созданию арцилюто ( архилютни ), люто аттиорбато и тиорбино , которые были по-разному настроенными инструментами для размещения нового репертуара небольших ансамблевых или сольных произведений. При исполнении бассо континуо теорбы часто сочетались с небольшим органом .

Самыми выдающимися ранними композиторами и исполнителями Италии были Джованни Джироламо Капспергер и Алессандро Пиччинини . Джулиано Паратико был еще одним ранним итальянским исполнителем на гитарроне. Из Англии сохранилось мало сольной музыки, но Уильям Лоуз и другие использовали теорбы в камерных ансамблях и оперных оркестрах. Во Франции теорбы ценились и использовались в оркестровой или камерной музыке вплоть до второй половины XVIII века ( Николя Хотман , Робер де Визе ). Придворные оркестры в Вене, Байройте и Берлине все еще использовали теорбистов после 1750 года ( Эрнст Готлиб Барон , Франческо Конти ). Сольная музыка для теорбы записывается в виде табулатуры , формы нотной записи , в которой лады и струны, на которые игрок должен нажимать, напечатаны на серии параллельных линий, которые представляют собой струны на грифе.

Настройка и струны

[ редактировать ]

Настройка струн больших теорбов характеризуется октавным смещением или «возвратной настройкой» двух самых верхних . Пиччинини и Майкл Преториус упоминают время от времени использование металлических струн (медных и стальных, а не жильных струн). Laute mit Abzügen: oder Testudo Theorbata , который появляется в Syntagma Musicum Преториуса, имеет двойные струны ( курсы ), проходящие через мост и прикрепленные к основанию инструмента - в отличие от его Paduanische Theorba (напротив на той же иллюстрации, которая, кажется, имеет одиночные струны). Lang Romanische Theorba: Chitarron также, кажется, имеет одиночные струны, прикрепленные к мосту. «Курсы» струн, в отличие от лютни или архлютни эпохи Возрождения, часто были одинарными, хотя также использовались и двойные струны. Обычно теорбы имеют 14 курсов, хотя некоторые использовали 15 или даже 19 курсов ( Капсбергер ).

Таблица настройки Theorbo из 15 курсов

Это теорбо-строй в ля. Современные теорбо-исполнители обычно играют на 14-голосных (струнных) инструментах (самый низкий тон - G). Некоторые исполнители использовали теорбу, настроенную на ступень ниже в G. Большая часть сольного репертуара находится в настройке A. «Возвратная настройка» создала новые возможности для голосового управления и вдохновила на новую технику игры правой рукой с использованием только большого, указательного и среднего пальцев для арпеджио аккордов, которую Пиччинини сравнил со звуком арфы . Басовая тесситура (диапазон) и входящие струны означают, что для того, чтобы сохранить «реализацию» фигурного баса (импровизированную игру аккордов) над басовыми инструментами при сопровождении бассо континуо , басовую линию иногда приходится играть на октаву ниже ( Капсбергер ). Во французских трактатах использовались и аккорды, в которых нижняя нота звучит после баса, когда бас переходит в высокий. В английской теорбе была только первая струна нижней октавы ( Томас Мейс ).

Региональные различия

[ редактировать ]

Теорба была разработана в Италии и поэтому имеет богатое наследие в итальянской музыке как сольный инструмент, так и инструмент континуо. Каччини комментирует в Le nuove musiche (1602), что теорба идеально подходит для сопровождения голоса, поскольку она может дать очень полную поддержку, не заслоняясь вокалистом, что указывает на начало итальянской традиции монодических песен в сопровождении теорбы. Итальянцы назвали диапазоны теорбы «особым совершенством». [3] Итальянцы рассматривали теорбу как более легкую альтернативу лютне, поскольку общая привлекательность ее качества звука может скрыть равнодушную игру и ленивое голосовое ведение. [3]

Картина 1670 года, изображающая английского теорбиста.

Итальянская теорба впервые появилась в Англии в начале семнадцатого века, но вскоре стала более популярной альтернативная конструкция, основанная на английской двуглавой лютне, разработанная Жаком Готье . [3] Английские теорбы обычно настраивались на соль и имели двойную струну, и только первый курс имел повторную настройку. Теорбо, настроенные в G, гораздо лучше подходили для бемольных тональностей, и так много английских песен или пьес, в которых использовалась теорбо, были написаны в бемольных тональностях, которые было бы очень трудно играть на теорбо в ля. [3] К восемнадцатому веку теорба вышла из моды в Англии из-за своего большого размера и низкого шага. Его заменил архилют . [3]

Первое упоминание о теорбе во Франции было в 1637 году, а к 1660-м годам она заменила десятиголосную лютню в качестве самого популярного аккомпанирующего инструмента. [3] Теорбо была очень важным инструментом континуо во французском дворе, и многочисленные французские наставники теорбо континуо (методические сборники) были опубликованы Деларом (1690 г.), Кэмпионом (1716 и 1730 гг.), Бартолотти (1669 г.), Флери (1660 г.) и Гренереном (1660 г.). 1670). [3] Французские теорбы имели до восьми остановленных струн и часто были несколько меньше и тише, чем итальянские теорбы. Они имели стандартную длину мензуры 76 см, что делало их меньше итальянских инструментов, длина которых составляла 85–95 см. [3]

Германия

[ редактировать ]

Немецкие теорбы сегодня также называли бы барочными лютнями с лебединой шеей; Немецкие теористы XVII века играли на однострунных инструментах в итальянской настройке, транспонированной на целый тон, но музыканты XVIII века перешли на двухструнные инструменты в настройке «ре минор», используемой во французской и немецкой лютневой музыке в стиле барокко, чтобы не придется переосмысливать форму аккордов при игре на теорбе. Эти инструменты стали называть теорболютнами. [4] Барон отмечает, что «лютня из-за своей деликатности хорошо подходит для трио или другой камерной музыки с небольшим количеством участников. Теорба из-за своей силы лучше всего подходит для групп из тридцати-сорока музыкантов, например, в церквях и операх». [4] Теорболютни, вероятно, использовались наряду с итальянскими теорбами и архлюттами в условиях континуо из-за присутствия итальянских музыкантов при немецких дворах, а также с целью использования инструментов, подходящих для любой тональности музыки. [3]

Украина, Польша и Россия

[ редактировать ]

Теорб прибыл в Украину ок. 1700 г. и был модернизирован высокими струнами (известными как прыструнки ). Этот инструмент назывался торбан . [5] Торбан производился и использовался в основном на Украине, но иногда встречался и в соседних Польше и России. [6]

На теорбе играют так же, как на лютне: левая рука нажимает на гриф, чтобы изменить резонирующую длину струн (таким образом играя разные ноты и делая аккорды, басовые партии и мелодии воспроизводимыми), в то время как кончики пальцев правой руки перебирают струны. Наиболее существенные различия между техникой теорбы и лютни заключаются в том, что на теорбе играют большим пальцем правой руки вне руки, в отличие от лютни эпохи Возрождения, на которой играют большим пальцем под рукой. Кроме того, большой палец правой руки полностью отвечает за игру в басовых диапазонах и редко выходит на верхние курсы. Большинство теорбистов играют пальцами правой руки, хотя есть некоторый исторический прецедент от Пиччинини, Мейса и Вайса использования гвоздей . Ногти могут быть более эффективными при игре на теорбе, чем на лютне, из-за ее однострунного ряда, а использование гвоздей чаще всего предлагается в контексте ансамблевой игры, где качество звука становится подчиненным громкости. [7]

Сольный репертуар

[ редактировать ]

Сольный репертуар теорбо в стиле барокко до 21 века происходил почти исключительно из Италии и Франции, за исключением некоторой английской музыки, написанной для английского теорба. Самая эффектная и идиоматическая музыка для теорбы использует два ее уникальных качества: диапазоны и возвратную настройку. Пассажи Кампанеллы, которые позволяют гаммам звучать на нескольких струнах, как на арфе, особенно распространены и являются высокоэффективным инструментом для опытного теориста / композитора. [ нужна ссылка ]

Италия: Капсбергер, Пиччинини, Кастальди.

  • Токката – свободный, восторженный, гармонично-авантюрный. Пикчинини более гармоничен, в то время как Капсбергер часто нарушает правила голосового ведения, чтобы достичь желаемого эффекта.
  • Танцы — Коррентес , Гальярдас , продолжающие традиции итальянских танцев на лютне, восходящие к Дальце.
  • Вариации – очень сложные и сложные вариации на часто очень простые темы.

Франция: де Визе, Бартолотти, Юрель, Ле Муан.

  • Танцевальные сюиты — подавляющее большинство французской теорбо-музыки состоит из танцевальных сюит в порядке безразмерной прелюдии , аллеманды , куранты , сарабанды , жиги (с вариациями).
  • Транскрипции - французские теористы часто транскрибировали произведения оперных композиторов, таких как Люлли , или клавишных композиторов, таких как Куперен, для исполнения в качестве сольных произведений.

Некоторые современные композиторы начали писать новую музыку для теорбы; значительные произведения написали Роман Туровский , Дэвид Леб , Бруно Хельстроффер, Томас Бокленберг и Стивен Госс , написавший единственный концерт для теорбы. [ нужна ссылка ]

Непрерывный

[ редактировать ]

Основное использование теорбы было в качестве инструмента континуо. Однако из-за его конструкции как щипкового инструмента и его повторной настройки соблюдение строгих голосового сопровождения иногда может быть трудным или даже невозможным. параметров [ нужна ссылка ] Таким образом, был разработан уникальный для теорбы стиль континуо, включающий в себя следующие факторы: [ нужна ссылка ]

  • Нарушение правил голосового управления, чтобы извлечь выгоду из голосов, которые лучше выражают естественную звучность инструмента. Целостность настоящей басовой линии поддерживается за счет использования творческого арпеджио , которое маскирует неправильные инверсии.
  • Частая транспозиция басовой партии на октаву вниз для игры на диапазонах.
  • Использование более тонких текстур ; из-за сильной проекции теорбы и богатого резонанса трех- или даже двухголосный аккомпанемент часто будет столь же эффективным, как стандартный четырехголосный аккомпанемент на клавесине . Кроме того, воспроизведение более чем двухголосной реализации может стать невозможным из-за быстрых басовых партий.
  • Частая смена аккордов, чтобы компенсировать быстрое затухание инструмента.

Таким образом, сохранение басовой партии и звучания инструмента имеет высший приоритет при использовании в качестве инструмента континуо. Нарушение правил голосового ведения становится необходимым, чтобы сохранить басовую партию и выявить уникальные тона теорбы. [ нужна ссылка ]

Преториус называет теорбу одновременно фундаментальным и декоративным инструментом континуо, что означает, что она способна поддерживать ансамбль в качестве основного басового инструмента, а также конкретизировать гармонию и добавлять цвета ансамблю посредством реализации аккордов. [8]

Композиторы

[ редактировать ]
«Игрок Теорбо» , картина Antiveduto Grammatica .

Современные игроки

[ редактировать ]
Скотт Поли играет теорбу
  1. ^ Харвуд, Ян; и др. (2001). «Теорбо». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN  978-1-56159-239-5 .
  2. ^ Афанасий Кирхер, Musurgia Universalis , Рим, 1650, с. 476
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Норт, Найджел (1987). Непрерывная игра на лютне, архлютне и теорбе . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN  0253314151 . OCLC   14377608 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Барон, Эрнст Готлиб (1976). Исследование лютни . Публикации Instrumenta Antiqua. ОСЛК   2076633 .
  5. ^ N.Prokopenko "Kobza & Bandura" Kiev, 1977
  6. ^ Петр Ковальче, «Симпозиум: Теорбан в коллекциях польских музеев», Варшава, 2008 г.
  7. ^ Норт, Найджел (1987). Континуо Игра на лютне, архлютне и теорбе . Издательство Университета Индианы. ISBN  9780253314154 .
  8. ^ Преториус, Майкл (1957). Перевод Syntagma Musicum III Михаила Преториуса . OCLC   68427186 .

Источники

[ редактировать ]
  • Бацилли, Бенинь де. Любопытные замечания об искусстве хорошего пения . Париж, 1688 г. Перевод Остина Б. Касвелла как комментарий к искусству правильного пения . Нью-Йорк: Институт средневековой музыки, 1968.
  • Барон Эрнст Готлиб. Историко-теоретическое и практическое исследование лютневого инструмента . Нюрнберг, 1727 г. Перевод Дугласа Элтона Смита как «Этюд лютни» . Сан-Франциско: Instrumenta Antiqua, 1976.
  • Беррис, Тимоти. «Лютня и теорба в вокальной музыке Дрездена XVIII века – исследование исполнительской практики». Докторская диссертация, Университет Дьюка, 1997 г.
  • Каччини, Джулио. Новая музыка . Флоренция, 1601 г. Переведено Х. Уайли Хичкоком как « Новая музыка» . Миддлтон, Висконсин: AR Editions, 2009.
  • Канталупи, Диего. «Теорба и ее использование в Италии в качестве инструмента для непрерывного баса» , предварительная версия диссертации, обсуждавшаяся в 1996 году на факультете музыковедения Университета Павии.
  • Делар, Денис. Сопровождающий трактат для теорбы и клавесина . Париж, 1690 г. Перевод Шарлотты Маттакс как аккомпанемент к теорбе и клавесину . Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 1991.
  • Джонс, Э.Х. «Практика теорбы и континуо в раннем английском барокко». Галпина Журнал Общества 25 (июль 1972 г.): 67–72.
  • Келлер, Дж. Готфрид. Полный метод, позволяющий научиться хорошо играть на басу на органе, клавесине или теорболютне. . . с множеством правильных уроков и фуг, объясняющих несколько правил на протяжении всей работы . Лондон: Дж. Каллен и Дж. Янг, 1707 г.
  • Китсос, Феодорос. «Непрерывная практика Теорбы, как указано в итальянских печатных и рукописных источниках семнадцатого века». Докторская диссертация, Йоркский университет, 2005 г.
  • Мейсон, Кевин Брюс. Читаррон и его репертуар в Италии начала семнадцатого века . Аберистуит, Уэльс: Boethius Press, 1989.
  • Маттакс, Шарлотта. Комментарий переводчика к аккомпанементу «Теорбе и клавесину», 1-36 . Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 1991.
  • Норт, Найджел. Континуо Игра на лютне, архлютне и теорбе . Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 1986.
  • Преториус, Михаил. Синтагма Музыкум III . Вольфенбюттель, 1619 г. Перевод Ганса Лампла. Докторская диссертация, Университет Южной Калифорнии, 1957 г.
  • Ребуффа, Давиде. Лютня , L'Epos, Пелермо, 2012 г.
  • Шульце-Курц, Эккехард. Лютни и их настройки в первой половине 17 века , 1990 год, ISBN   3-927445-04-5
  • Спенсер, Роберт. «Читаррон, Теорбо и Архлютня». Ранняя музыка об. 4 нет. 4 (октябрь 1976 г.): 408–422).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7d8ed132559fe4c8f9f2fffd39c167a0__1722462600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7d/a0/7d8ed132559fe4c8f9f2fffd39c167a0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Theorbo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)