Jump to content

Джон Джером Капспергер

(Перенаправлено с Капсбергера )

Джованни Джироламо Капспергер (также: Иоганн (а) Иероним Капсбергер или Джованни Джеронимо Капспергер ; ок. 1580 - Рим, 17 января 1651) был австрийско - итальянским виртуозным исполнителем и композитором периода раннего барокко . Плодовитый и очень оригинальный композитор, Капсбергер сегодня в основном помнят своей музыкой для лютни и теорбы ( читарона ), которая сыграла важную роль в развитии этих инструментов как сольных.

Первые такты табулатуры первой токаты libro primo d'intavolatura di chitarone (первой книги табулатуры читарона) Иоганна Иеронима Капсбергера, изданной в Венеции в 1604 году. Монография HK означает Иеронима Капсбергера.

Его прозвище было «немец теорбы», происходящее из-за его славы как виртуоза игры на теорбе и других инструментах, принадлежащих к семейству лютни.

О дате и месте рождения Капсбергера ничего не известно. Его отец, полковник Вильгельм (Гульельмо) фон Капспергер, был военным чиновником Императорского дома Австрии и, возможно, поселился в Венеции , городе, который, возможно, был местом рождения Капсбергера.

После 1605 года Капсбергер переехал в Рим , где быстро заслужил репутацию блестящего виртуоза. Он развивал связи с различными влиятельными людьми и организациями и организовывал в своем доме «академии», которые считались «чудесами Рима». Около 1609 года Капсбергер женился на Геролиме ди Росси, от которой у него было как минимум трое детей. Примерно в то же время он начал публиковать свою музыку, и в течение следующих десяти лет появилось более десятка музыкальных сборников. В их число входила знаменитая Libro I d'intavolatura di lauto (1611 г.), единственное сохранившееся собрание музыки для лютни Капсбергера. [ 1 ]

В 1624 году Капсбергер поступил на службу к кардиналу Франческо Барберини , где работал со многими важными композиторами, такими как Джироламо Фрескобальди и Стефано Ланди , а также с поэтами, в том числе с Джулио Роспильози, будущим Папой Климентом IX . Капсбергер работал в доме Барберини до 1646 года. Он умер в 1651 году. [ 1 ]

Работает

[ редактировать ]
Капсбергера Титульный лист Libro primo d'intavolatura di lauto , единственного сохранившегося собрания его произведений для лютни, с изображением герба фон Капсбергера.

Капсбергера лучше всего помнят как композитора для лютни и теорбы . При его жизни было издано не менее шести сборников, два из которых в настоящее время утеряны. Сочинению Капсбергера свойственны, особенно в токкатах , спонтанные изменения, резкие контрасты, необычные ритмические группировки и, иногда, отрывки, не соответствующие правилам контрапункта , действовавшим в то время. [ 1 ] Подавляющее большинство современных критиков высоко оценили композиционное мастерство и новаторство Капсбергера. Среди них был Афанасий Кирхер , который охарактеризовал Капсбергера как «великолепного гения» и засвидетельствовал, что он «успешно проник в тайны музыки». [ 2 ] Заметным исключением был критик Джованни Баттиста Дони , который первоначально поддерживал композитора, но затем по неясным причинам отвернулся от него и раскритиковал его музыку в печати. [ 3 ]

Некоторые современники, такие как Стефано Ланди , отмечали, что Капсбергер не был таким дотошным композитором, как исполнитель. [ 3 ] Перечисленные выше особенности побудили некоторых современных ученых разделить эту точку зрения, и они склонны полагать, что Капсбергер был композитором низших способностей. Среди этих критиков выдающимся является лютнист Рольф Лислеванд : по его словам, «Капсбергер был настолько же плохим композитором, насколько и прекрасным инструменталистом [...] Идеи часто плохо развиты и свободно связаны друг с другом; настоящего музыкального дискурса не существует». выстроен [...] ритм - даже после серьезных усилий по его пониманию - колеблется между вдохновенным умом и полной путаницей». [ 4 ]

Независимо от того, как относиться к его композиционному мастерству, Капсбергер был одним из основных композиторов лютневой и теорбо-музыки в эпоху раннего барокко (вместе с Алессандро Пиччинини ) и внес большой вклад в развитие европейских щипковых струнных инструментов того времени. [ 1 ] Кроме того, токкаты Капсбергера, возможно, повлияли на токкаты Джироламо Фрескобальди . [ 5 ] так же, как французская лютневая музыка несколько лет спустя повлияла на Иоганна Якоба Фробергера сюиты .

Другая музыка Капсбергера включает в себя два сборника инструментальных ансамблевых танцев, редких для того периода, и множество вокальной музыки, которая широко исполнялась при его жизни, но сейчас пользуется меньшим признанием критиков. Капсбергер также писал сценическую музыку, почти вся которая в настоящее время утеряна. Единственное сохранившееся произведение такого рода — «Apotheosis sive Consecratio SS Ignatii et Francisco Xaverii» (1622). [ 1 ]

Список работ

[ редактировать ]

В этот список включены только произведения, опубликованные при жизни композитора. Те немногие фрагменты, которые сохранились в рукописях, а также фрагменты сомнительной атрибуции не включены.

Лютня и теорба

[ редактировать ]
  • Первая книга гитарных табулатур (1604 г.): 6 токкат, 7 наборов вариаций, 12 гальярдов, капсбергский тенор.
  • Первая книга лютневых табулатур (1611 г.): 8 токкат, 12 гальярдов, 12 корт.
  • Третья книга табулатуры для читарона (1626 г.), недавно обнаруженная коллекция, [ 6 ] сейчас в Йельском университете: 8 попаданий, 1 «сильное совпадение», 2 пробега; затем целый раздел в качестве практического пособия для исполнителей на гитарроне, включающий «различные пассажи по нотам для игры над партией», каденции в табулатурах, «стол для игры на гитаре по-итальянски и по-французски», «стол для игры на гитаре по-итальянски и по-французски», «стол для игры на гитаре». гитара, большая гитара поверх баса».
  • Четвертая книга гитарных табулатур (1640 г.): 12 токкат, 16 прелюдий, 10 пассакальй, 5 чакон и множество других произведений, включая танцы, вариации, канцоны и т. д.

Другой инструментальный

[ редактировать ]
  • Первая книга танцев, гальярд и течений, для четырех голосов (1615 г.): 8 танцев, 6 гальярдов, 6 течений.
  • Первый сборник симфоний для четырех голосов (1615 г.): 18 симфоний по 4 с непрерывным басом.

Священный вокал

[ редактировать ]
  • Первая книга мотетов-прогулок (1612 г.), 20 мотетов для голоса и непрерывного баса.
  • Священные песни (1628), 21 пьеса для 3–6 голосов и бассо континуо.
  • Modulatus sari diminutis voculis cincinnati (1630), для голоса и бассо континуо
  • «Вифлеемские пастыри» (1630), для шести голосов и непрерывного баса
  • Городские мессы (1631), три мессы для 4, 5 и 8 голосов с бассо континуо.
  • Litaniae deiparae Virginis (1631), четыре ектении для 4, 6 и 8 голосов с бассо континуо

Светский вокал

[ редактировать ]

Вилланельяс

[ редактировать ]
  • Первая книга вилланелей (1610 г.), 20 вилланелл для 1–3 голосов и непрерывного баса.
  • Libro secundo di Villanelle (1619), 21 вилланелла для 1–3 голосов и непрерывного баса.
  • Третья книга вилланелей (1619 г.), 20 вилланелл для 1–3 голосов и непрерывного баса.
  • Четвертая книга виланелл (1623), 23 виллы для 1–3 голосов и непрерывного баса.
  • Пятая книга вилланели (1630), вилланели для 1–4 голосов и бассо континуо.
  • Цветы Ли - Шестая книга виллынель (1632), вилланель для 1–4 голосов и непрерывного баса.
  • Седьмая книга вилланель (1640), вилланель для 1–3 голосов и непрерывного баса.

Ария гуляет

[ редактировать ]
  • Первая книга пассате (1612 г.), 22 арии для голоса и теорбо бассо континуо.
  • Вторая книга пассате арий (1623 г.), 30 арий для 1–2 голосов и непрерывного баса.

Другие работы

[ редактировать ]
  • Libro primo de madrigali (1609), мадригалы для пяти голосов и непрерывного баса
  • Poematia et carmina [...] liber I (1624), 10 вариантов стихов Папы Урбана VIII , для голоса и баса континуо
  • Музыкальный хор (1627), свадебные песни для голоса и непрерывного баса.
  • Апофеоз или хиротония святых Игнатия и Франциска Ксавьера (1622 г.)

Потерянный

[ редактировать ]
  • Майская кантата в Королевском Палаццо де Питти (1612 г.), светская кантата
  • Вторая книга табулатуры читарона (1616 г.)
  • Вторая книга лютневых табулатур (1619 г.)
  • Эпиталамио [...] речитатив для многих голосов (1628), светская вокальная музыка
  • Третья книга прогулочных арий (1630 г.)
  • Poematia et carmina [...] liber II (1633), настройки стихов Папы Урбана VIII
  • Победа князя Владислава в Валахии (1625), опера
  • Фаэтон (1630), драма поставлена

был анонсирован композиционный трактат Капсбергера Il Kapsperger della musica Кроме того, в 1640 году в предисловии к Libro quarto d'tavolatura di chitarrone , но сейчас он утерян.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и Кролик, Гроув.
  2. Цитируется по: Пол О'Детт, аннотации к «Лютневой музыке в стиле барокко. Том 1: Джованни Джироламо Капсбергер», 1990/2001. Гармония Мунди HMG507020
  3. ^ Jump up to: а б Коэльо, аннотации, с. 13.
  4. ^ Рольф Лислеванд, аннотации к «Иоганну Иерониму Капсбергеру: Libro Quarto d'Intavolatura di Chitarone», 1993. Auvidis/Astrée AS 128515
  5. ^ Роберт Джадд. Предисловие к Иоганну Иерониму Капсбергеру: Libro primo de balli, gagliarde et corre, a quattro voci (Рим, 1615 г.) и Libro primo di symfonie a quattro (Рим, 1615 г.) , с. xi. Итальянская инструментальная музыка шестнадцатого и начала семнадцатого веков, том. 25. Нью-Йорк и Лондон: Гарленд, 1993. См. также: Виктор Ананд Коэльо, Фрескобальди и токкаты на лютне и читтароне из «Il Tedesco della Theorba» , в Александре Сильбигере (редактор), Frescobaldi Studies , стр. 137–56. Дарем: Издательство Университета Дьюка, 1987.
  6. ^ Итальянский журнал музыковедения. Том XXXIX-2 - Тезисы.
  • Коэльо, Виктор Ананд (2001). «Джон Джироламо Капсбергер». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN  978-1-56159-239-5 .
  • Виктор Ананд Коэльо. Примечания к книге «Джованни Джироламо Капсбергер: Libro Primo d'Intavolatura di Lauto» (Хопкинсон Смит, лютня с 10 курсами). Овидис/Астре E 8553, 1995.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 18cafadb6a8afb71ef85efb24016f6f0__1724705400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/18/f0/18cafadb6a8afb71ef85efb24016f6f0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Giovanni Girolamo Kapsperger - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)