Бернардо Пизано

Бернардо Пизано (также Паголи ) (12 октября 1490 — 23 января 1548) — итальянский композитор, священник, певец и учёный эпохи Возрождения . Он был одним из первых мадригалистов и первым композитором, у которого было печатное собрание светской музыки, полностью посвященное ему самому.
Жизнь
[ редактировать ]Он родился во Флоренции и, возможно, провел некоторое время в Пизе (отсюда и его имя). В молодости он пел и изучал музыку в церкви Аннунциата во Флоренции. В 1512 году он стал там маэстро ди капелла , и эту работу он выполнял помимо руководства хористами и пения в различных часовнях. Очевидно, он пользовался благосклонностью Медичи , поскольку они не только наняли его для церковной работы, но и предоставили ему должность певца в папской капелле в Риме в 1514 году, сразу после того, как кардинал Джованни Медичи стал Папой Львом X. Где-то в период с 1512 по 1520 год он был учителем Франческо Кортекчиа , органиста и композитора Козимо I Медичи .
Пизано оставался в Риме до конца своей жизни. Помимо пения в хоре папской капеллы, он получил от Папы церковные бенефиции , в том числе по одному в соборах Севильи и Лериды . Между 1515 и 1519 годами он путешествовал между Флоренцией и Римом, занимая музыкальные должности в обоих городах, но в 1520 году вернулся в Рим, за исключением редких визитов во Флоренцию.
Пизано совершил ошибку, вернувшись во Флоренцию в 1529 году, во время трехлетнего периода республиканского правления, в результате успешного государственного переворота против Медичи. Поскольку у него были очевидные тесные связи с Медичи, его обвинили в шпионаже в пользу папства, схватили, заключили в тюрьму и подвергли пыткам. В сентябре 1529 года началась знаменитая осада Флоренции , и он был освобожден. В 1530 году Флоренция была захвачена папскими войсками, и к власти вернулись Медичи. Сбежав живым из своего бывшего дома, он вернулся в Рим, чтобы остаться.
В 1546 году папа Павел III назначил его маэстро ди капелла своей частной капеллы, и эту должность он занимал всего два года, поскольку умер в 1548 году. Среди певцов этой элитной группы был Жак Аркадель , которому суждено было стать еще более известным, чем Пизано как композитор-мадригал.
Музыка и влияние
[ редактировать ]Хотя Пизано писал духовную музыку в трезвом, гомофонном стиле, вероятно, предназначенном для использования во время его пребывания на посту маэстро ди капелла в церкви Св. Аннунциата, наибольшее влияние он оказал как композитор светской музыки. Пизано, возможно, является первым мадригалистом. В 1520 году венецианский печатник Оттавиано Петруччи опубликовал свою «Musica di Messir Bernardo Pisano sopra le canzone del Petrarcha» , сборник сеттингов Петрарки, вдохновленный литературными теориями Пьетро Бембо ; хотя произведения в сборнике еще не назывались «мадригалами», они содержали ряд особенностей, признанных в ретроспективе отличительными для жанра: набор серьезных текстов, расстановка слов и ударений были выполнены тщательно, содержали словесную живопись . Это издание также стало первым когда-либо напечатанным сборником светской музыки одного композитора; предыдущие публикации, в течение двух десятилетий с тех пор, как подвижный шрифт впервые был использован для печати нот, представляли собой лишь антологии. [ 1 ]
Чуть позже композиторы, ставшие известными мастерами жанра мадригала, — Костанцо Феста , Жак Аркадель, Филипп Вердело — знали о его творчестве и копировали некоторые его стилистические черты.
Ранняя светская музыка Пизано типична для итальянской музыки первых двух десятилетий XVI века: легкая, ритмически активная, обычно гомофонная, содержащая частые повторы и обычно для трех голосов. Большинство из этих произведений представляют собой баллаты или канцонетты . Его более поздняя светская музыка, в том числе важный сборник 1520 года, первая печатная книга светской музыки, посвященная творчеству одного композитора, содержит музыку, которую лучше всего определить как мадригалиан (хотя он не использовал этот термин). Поэзия иногда серьезна, а иногда юмористична; семь стихотворений Петрарки представлены . Музыка тщательно пытается передать эмоции, выраженные в стихотворении. Часто последняя строка текста повторяется для выделения, и эта особенность стала определяющей чертой раннего мадригала. По текстуре музыка варьируется между гомофоническими и полифоническими отрывками, а также между отрывками для групп из двух, трех и четырех певцов вместе.
Ссылки
[ редактировать ]- Фрэнк Д'Акконе: «Бернардо Пизано», Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 31 декабря 2007 г.), (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.
- «Бернардо Пизано» в Словаре музыки и музыкантов New Grove , под ред. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4
- Альфред Эйнштейн , Итальянский мадригал. Принстон, 1949 год. ISBN 0-691-09112-9
Примечания
[ редактировать ]- ^ Д'Акконе, Гроув онлайн