Франческо Кортекча

Франческо Кортечча (27 июля 1502 — 7 июня 1571) — итальянский композитор, органист и педагог эпохи Возрождения . Он был не только одним из самых известных из ранних композиторов мадригалов и выдающимся итальянским композитором в период доминирования композиторов из Нидерландов , но и самым выдающимся музыкантом Флоренции в течение нескольких десятилетий во время правления Козимо I Медичи . [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Он родился во Флоренции. К 1515 году он уже был певчим и был зачислен в соборную школу; Примерно в это же время он, вероятно, изучал орган у Бартоломео дельи Органи и композицию у Бернардо Пизано . 22 октября 1527 года он стал капелланом баптистерия, а в 1531 году косвенно поступил на службу к Медичи в качестве капеллана и органиста в церкви Сан-Лоренцо, семейной церкви Медичи. С 1535 по 1539 год он был органистом в Сан-Лоренцо, а с 1540 года и до своей смерти был маэстро ди капелла при дворе герцога Флоренции Козимо I Медичи.
За время своего длительного пребывания в должности маэстро ди капелла у Медичи он постепенно становился все более влиятельным и известным во Флоренции. В часовне он был последовательно капелланом, сверхштатным каноником и каноником; и, кроме того, он занимал вспомогательные должности, такие как камергер и архивариус. В 1560-х годах его сменил Алессандро Стриджио в качестве композитора большинства роскошных музыкальных постановок двора Медичи, но он сохранил должность маэстро ди капелла . Кортекча умер во Флоренции в 1571 году, в начале периода музыкального упадка при дворе Медичи.
Музыка
[ редактировать ]
Двор Медичи был одним из самых богатых в Европе, и флорентийская семья остро осознавала свой статус и престиж, о чем свидетельствовали художественные произведения, которые они вдохновляли, заказывали или покупали. Кортекча служил Медичи большую часть своей жизни и помог создать некоторые из самых изысканных развлечений Медичи. Более поздние композиторы Медичи, такие как Алессандро Стриджио , продолжали в том же духе, создавая одни из самых крупных и экстравагантных полифонических композиций всей эпохи. [ 2 ]
Кортекча написал большую часть своей музыки относительно рано в своей карьере; его производство достигло пика в начале 1540-х годов. Его музыка одновременно священна и светская, и большая ее часть, что необычно для композитора до зарождения оперы, предназначена специально для сцены. Он также был нетипичен среди первого поколения композиторов мадригалов тем, что у него было полное опубликованное собрание его музыки, посвященное только ему: его Первая книга мадригалов для четырех голосов , изданная в Венеции в 1544 году. Некоторые из его мадригалов отличаются от обычных. вокальная музыка того времени, в которой специально указано инструментальное сопровождение, была написана для театральных мероприятий.
Духовная музыка
[ редактировать ]Священная музыка Кортекчии включает в себя настройки « Плача Иеремии» (потерянного), гимнов и множества мотетов . Хотя большую часть этой музыки он написал в начале своей карьеры, большая часть ее не была опубликована до 1570 и 1571 годов в Венеции , возможно, из-за отсутствия издательских возможностей во Флоренции до этого времени. [ 3 ] Кортекча написал письмо о посвящении нескольких томов мотетов и в нем указал, что работал над ними и совершенствовал их в течение 30 лет. Многие из внесенных им изменений соответствовали литургическим реформам Тридентского Собора . [ 3 ]
Настройки гимна в основном имеют респонсорный формат, т. е. один куплет поется нараспев , следующий – в полифонии , а затем формула повторяется. Кортекча меняет фактуру полифонических разделов от строгой имитации до свободного контрапункта , с редкими гомофоническими интерлюдиями, обеспечивающими разнообразие. [ 3 ]
Интермедии и мадригалы
[ редактировать ]Как придворный композитор Козимо Медичи, Кортекча должен был писать музыку, часто промежуточную , для различных роскошных придворных развлечений и зрелищ, которые часто включали свадьбы. Интермедии исполнялись в перерывах между актами пьес, причем наиболее сложными были те, которые исполнялись для государственных мероприятий. Часто эти интерлюдии состояли из групп мадригалов, связанных с сюжетом пьесы; поскольку они ставятся, поются и являются частью драматической постановки, они считаются одними из предшественников оперы . Одним из таких интермедио Кортекчиа был набор из семи мадригалов, написанных им для свадьбы в июне 1539 года герцога Козимо и Элеоноры ди Толедо , описания которых сохранились с некоторыми подробностями. Эти мадригалы, написанные для пьесы Антонио Ланди «Коммодо» , исполнялись в костюмах, причем певцы играли нимф, пастухов, русалок, морских нимф и морских чудовищ (три морских нимфы играли на флейте; морские чудовища — на лютнях). . Все выступление было тщательно оркестровано: певцы по-разному сопровождались клавесином, соловьиной остановкой на органе, басовой виолончелью, корнетом, крамгорнами, флейтами, скрипкой, скрипкой и квартетом тромбонов; во время финала 20 вакханок, большей частью пьяных и состоящих из дам и сатиров, должны были выйти на сцену, распевая и играя на дудке, таборе, скрипке, арфе, корнеттах, крамгорнах и бубне, а спектакль завершался выходом и песней персонификации Ночи в сопровождении четырех тромбонов. [ 4 ] Мадригалы также примечательны тем, что четыре из них, каждый поочередно, были первыми, написанными в быстром стиле.
Спектакль 1539 года был одним из многих, но его подробное описание сохранилось. Он также написал, например, набор из пяти мадригалов в четыре голоса для исполнения между актами Франческо д'Амбры « комедии Иль фурто» в 1544 году. Многие из его мадригалов утеряны, но еще один сохранившийся набор, 1565 года, был написано в сотрудничестве с Алессандро Стриджио . В этом наборе каждый композитор внес по три мадригала; И снова это было приурочено к свадьбе Медичи и, как и предыдущее, было предназначено для представления между актами пьесы д'Амбры. [ 1 ]
Многие из его опубликованных мадригалов для четырех-шести голосов не дают никакого намека на экстравагантность своих первоначальных премьер. Они полны фактурного контраста, что и подобает их драматическому происхождению. Его ранние работы демонстрируют влияние фроттолы , и часто его стиль имитирует Аркадельта стиль . Мадригалы, которые он писал для свадеб Медичи, часто написаны в стиле « нота нере », то есть в стиле «черной ноты»: прерывистые ритмы, быстрые значения нот, внезапные текстурные контрасты; кроме того, они обычно предназначались для инструментального сопровождения, и поэтому часто выделяются партии сопрано и баса. Этим они предвещают развитие монодии Флорентийской Камераты позднее в этом столетии. [ 1 ] [ 5 ]
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Франк д'Акконе, «Франческо Кортекча», Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 12 мая 2007 г.), (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.
- Эндрю К. Майнор, «Франческо Кортекча», в Словаре музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Дэвид Наттер, «Intermedio», Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 12 мая 2007 г.), (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4
- Дэвитт Морони , «Месса Алессандро Стриджио в сорока и шестидесяти частях». Журнал Американского музыковедческого общества, Vol. 60 № 1., стр. 1–69. Весна 2007 г. ISSN 0003-0139.
- Альфред Эйнштейн, «Итальянский мадригал». Три тома. Принстон, Нью-Джерси, издательство Принстонского университета, 1949. ISBN 0-691-09112-9
Избранные записи
[ редактировать ]- Кора: Страсти по Джованне Сент-Джонсу «Страсти 1527 года», исполненные на латыни, с повествованием евангелиста на итальянском языке по версии Массимо Фиорентино 1538 года. Schola Cantorum «Франческо Корадини», реж. Фоско Корти [ 6 ] Архив. 1975 год
- Кортекча: Музыка, исполненная на свадьбе самого прославленного герцога – Флоренция, 1539 г. Центр древней музыки в Женеве, Студия античной музыки Антонио Иль Версо в Палермо, Школа Якопо в Болонье – реж. Габриэль Гарридо . Тактус, 1995.
- Corteccia: Responsories I Кантори Лоренцо, Филиппо Мария Брессан, Динамический. 1999 год
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Д'Акконе, Гроув онлайн
- ^ Морони, стр. 4–5
- ^ Jump up to: а б с Д'Акконе, Гроув
- ^ Наттолл, Гроув онлайн
- ^ Риз, с. 325
- ^ Фоско Корти (итальянский)