Корнелиус Канис
Корнелиус Канис (также де Ондт , д'Ондт ) (между 1500 и 1510 — 15 февраля 1562) был франко-фламандским композитором, певцом и руководителем хора эпохи Возрождения , большую часть своей жизни действовавшим в Гранд-Шапель , императорском дворце. Музыкальное заведение Габсбургов во времена правления императора Карла V. Он объединил композиционный стиль франко-фламандской школы середины XVI века с ее сложной имитационной полифонией вместе с легкостью и ясностью парижского шансона и был одним из немногих композиторов того времени, писавших шансоны как на Французские и франко-фламандские идиомы.
Жизнь
[ редактировать ]Никаких конкретных записей, документирующих его молодость, не сохранилось. Скорее всего, он был из Гента , поскольку сохранившееся письмо указывает на то, что его родители жили там, а самые ранние записи о его карьере показывают, что он был учителем пения и учителем певчих в Onze-Lieve-Vrouw-op-de- Братство Раде, часть церкви Св. Иоанна в Генте. Возможно, он был частью большой музыкальной семьи, поскольку другие музыканты по имени д'Ондт, де Ондт и Канис действовали в Генте, Кортрейке и других местах, связанных с императорской капеллой, в 16 веке.
В 1542 году ему было поручено перевезти четырех мальчиков-певчих из Нидерландов в Испанию, главный центр власти Карла V, который к тому времени был императором Священной Римской империи. Эта поездка — его первая задокументированная связь с императорской часовней Grande Chapelle . Точное положение Каниса в часовне в начале 1540-х годов не установлено, но его репутация была хорошей и продолжала расти. В этот период музыканты капеллы редко оставались надолго на одном месте: они часто путешествовали вместе с императором, отправляясь в Италию, Нидерланды или Австрию, если того требовал случай. Судебные документы показывают, что Канис посещал такие места, как Утрехт и Аугсбург , и часто получал почести.
В конце концов Канис стал maistre des enfans (мастером певчих) капеллы, сменив Николя Гомберта . Гомберт был отстранен от должности около 1540 года, признан виновным в растлении одного из мальчиков, находившихся под его опекой, и отправлен на каторжные работы на галеры . В этот период капелла была реорганизована, и должность maître de chapelle (общий музыкальный руководитель) была объединена с должностью maistre des enfans , так что Канис сменил Гомберта и Томаса Крекийона , предыдущего музыкального руководителя. Среди других музыкантов, связанных с капеллой испанских Габсбургов в то время, были Николя Пайен и органист Жан Лестенье. Музыка Каниса начала появляться в известных публикациях, например, Антонио Гардано и Пьера Аттаньяна ; большая часть его музыки датируется периодом с 1542 по 1558 год, периодом его наибольшей деятельности при императорском дворе. Не все были опубликованы, а некоторые сохранились в виде рукописных копий, сделанных либо в Германии, либо в Нидерландах. [ 1 ] [ 2 ]
Почести накапливались для Каниса: он получал королевские пребенды , пенсии, апостольскую милость и был назначен аббатом двух отдельных мест: Нотр-Дама в Мидделбурге и Флорессы в Льеже . В 1555 году он вышел в отставку, вероятно, потому, что его работодатель и покровитель Карл V собирался отречься от престола; Выход на пенсию Каниса произошел ровно за месяц до того, как Карл передал свои полномочия в Нидерландах Филиппу II (15 октября 1555 г.). [ 1 ] Однако на этом его музыкальная карьера не закончилась. Он стал капелланом и каноником в Кортрейке, на острове Сен-Мартен и в Онзе-Ливе-Враукерке соответственно. Он умер 15 февраля 1562 года в Праге , которая в то время также находилась в пределах владений Габсбургов. [ 3 ]
Музыка и влияние
[ редактировать ]Канис писал как духовную, так и светскую вокальную музыку. Никакой конкретно инструментальной музыки не сохранилось, и, возможно, он ее и не написал.
Сохранился значительный объем музыки Каниса, в том числе две мессы , 35 мотетов и 31 шансон . Список произведений за последние десятилетия пополнился: три мотета и два шансона — открытия недавнего времени. [ 4 ] Все его произведения рассчитаны на три-шесть голосов. Две мессы, Missa Pastores loquebantur и Missa super Salve celeberrima, рассчитаны на шесть голосов, а мотеты и шансоны варьируются от трех до шести.
Мотеты Каниса написаны в манере франко-фламандских композиторов постжоскенского поколения , с использованием широкого спектра контрапунктических приемов, выполняемых с большим мастерством. Подражание часто носит всеобъемлющий характер и может быть как строгим, так и свободным; промежуток времени, разделяющий последовательные голоса при подражании, может быть как очень коротким, так и длинным. Канис также стремился к контрасту, варьируя свои контрапунктические приемы в последовательных частях одной и той же композиции и сочиняя мелодические линии, которые варьировались от коротких до широких.
В отличие от сложных полифонических процедур, которые он использовал в своей духовной музыке, шансоны Каниса представляют собой смесь нидерландской полифонии и французской, особенно парижской, простоты. В течение 1540-х и 1550-х годов было сочинено два основных типа шансона: парижский, написанный такими композиторами, как Клеман Жанкен и Клодин де Сермизи , который, как правило, был гомофонным и писался короткими фразами с лишь короткими периодами подражания; и франко-фламандский, более полифонический и подражательный: франко-фламандский шансон был сродни духовной музыке тех же композиторов. Канис использовал некоторые особенности парижского шансона, в том числе гомофонию, короткие ритмические единицы и каденциальные формулы, прививая их к полифонической ткани.
В некоторых шансонах Каниса используется техника cantus-firmus , при которой Канис берет одну-две музыкальные строчки из уже существующего шансона, включая примеры Жанкена, Клодена де Сермизи и Гомберта, и перерабатывает их в контрапунктической текстуре, сильно отличающейся от оригинал, но с использованием тех же слов.
Собака и музыка зарезервированы
[ редактировать ]Точное значение фразы musica reservata обсуждается музыковедами на протяжении десятилетий, поскольку современные упоминания этого термина неоднозначны и противоречивы. В настоящее время среди музыковедов существует согласие, что этот термин относится к новаторской практике, которая началась примерно в середине 16 века, как в композиции, так и в исполнении, включая «аффект» в настройке текста и, возможно, хроматизм ; что это не было широкое движение; и что это была в основном музыка, предназначенная для ценителей. [ 5 ] Корнелиус Канис — один из композиторов, не пишущих в стиле musica reservata . Незадолго до отъезда Каниса из императорской капеллы баварский посол при Карле V написал письмо своему работодателю, герцогу Альбрехту V , в котором он, судя по всему, использует этот термин в широком смысле, означая примерно «новый музыкальный стиль»: « Musica reservata станет сейчас еще более модной, чем раньше, [после того, как Николя Пайен сменит на этой должности Корнелиуса Каниса], поскольку Канис не смог с этим смириться». Поэтому он считал Каниса композитором консервативного стиля. [ 1 ] [ 6 ] Дата этого письма — 28 апреля 1555 года — незадолго до того, как Орланд де Лассус присоединился к музыкальному заведению Альбрехта V в Мюнхене; Лассус был тогда и остается самым известным исполнителем музыки reservata .
Произведения, издания и записи
[ редактировать ]- 10 песен на Тота Вита . Эгидиус Квартет (Et'Cetera)
- Missa Pastores loquebantur в Leiden Choirbooks III Egidius Kwartet (Et'Cetera)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Бернштейн, Гроув онлайн
- ^ Риз, с. 350
- ^ Бруно Букерт, «Корнелиус Канис (+1562) в Генте и Лилле. Новые биографические свидетельства», в Журнале Королевского общества истории голландской музыки LI (2001), стр. 83–102.
- ^ Бернштейн, Гроув онлайн. В издании «Новой рощи» того же автора 1980 года перечислено всего 32 мотета и 29 шансонов.
- ^ Атлас, с. 629
- ^ Даннинг, Гроув онлайн
Ссылки
[ редактировать ]- Бернштейн, Лоуренс Ф. Л. Мэйси (ред.). Корнелиус Канис . Гроув Музыка онлайн . Проверено 28 октября 2010 г. (требуется подписка)
- Альберт Даннинг, «Musica reservata», Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 12 августа 2007 г.), (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.
- Аллан В. Атлас, Музыка эпохи Возрождения: Музыка в Западной Европе, 1400–1600. Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1998. ISBN 0-393-97169-4
- Риз, Гюстав (1954). Музыка эпохи Возрождения . WW Norton & Co. ISBN 978-0-393-09530-2 .