Jump to content

Корнелиус Канис

Корнелиус Канис (также де Ондт , д'Ондт ) (между 1500 и 1510 — 15 февраля 1562) был франко-фламандским композитором, певцом и руководителем хора эпохи Возрождения , большую часть своей жизни действовавшим в Гранд-Шапель , императорском дворце. Музыкальное заведение Габсбургов во времена правления императора Карла V. Он объединил композиционный стиль франко-фламандской школы середины XVI века с ее сложной имитационной полифонией вместе с легкостью и ясностью парижского шансона и был одним из немногих композиторов того времени, писавших шансоны как на Французские и франко-фламандские идиомы.

После ухода из императорской часовни Габсбургов Корнелиус Канис стал капелланом церкви Св. Мартина в Кортрейке в 1557 году.

Никаких конкретных записей, документирующих его молодость, не сохранилось. Скорее всего, он был из Гента , поскольку сохранившееся письмо указывает на то, что его родители жили там, а самые ранние записи о его карьере показывают, что он был учителем пения и учителем певчих в Onze-Lieve-Vrouw-op-de- Братство Раде, часть церкви Св. Иоанна в Генте. Возможно, он был частью большой музыкальной семьи, поскольку другие музыканты по имени д'Ондт, де Ондт и Канис действовали в Генте, Кортрейке и других местах, связанных с императорской капеллой, в 16 веке.

В 1542 году ему было поручено перевезти четырех мальчиков-певчих из Нидерландов в Испанию, главный центр власти Карла V, который к тому времени был императором Священной Римской империи. Эта поездка — его первая задокументированная связь с императорской часовней Grande Chapelle . Точное положение Каниса в часовне в начале 1540-х годов не установлено, но его репутация была хорошей и продолжала расти. В этот период музыканты капеллы редко оставались надолго на одном месте: они часто путешествовали вместе с императором, отправляясь в Италию, Нидерланды или Австрию, если того требовал случай. Судебные документы показывают, что Канис посещал такие места, как Утрехт и Аугсбург , и часто получал почести.

В конце концов Канис стал maistre des enfans (мастером певчих) капеллы, сменив Николя Гомберта . Гомберт был отстранен от должности около 1540 года, признан виновным в растлении одного из мальчиков, находившихся под его опекой, и отправлен на каторжные работы на галеры . В этот период капелла была реорганизована, и должность maître de chapelle (общий музыкальный руководитель) была объединена с должностью maistre des enfans , так что Канис сменил Гомберта и Томаса Крекийона , предыдущего музыкального руководителя. Среди других музыкантов, связанных с капеллой испанских Габсбургов в то время, были Николя Пайен и органист Жан Лестенье. Музыка Каниса начала появляться в известных публикациях, например, Антонио Гардано и Пьера Аттаньяна ; большая часть его музыки датируется периодом с 1542 по 1558 год, периодом его наибольшей деятельности при императорском дворе. Не все были опубликованы, а некоторые сохранились в виде рукописных копий, сделанных либо в Германии, либо в Нидерландах. [ 1 ] [ 2 ]

Почести накапливались для Каниса: он получал королевские пребенды , пенсии, апостольскую милость и был назначен аббатом двух отдельных мест: Нотр-Дама в Мидделбурге и Флорессы в Льеже . В 1555 году он вышел в отставку, вероятно, потому, что его работодатель и покровитель Карл V собирался отречься от престола; Выход на пенсию Каниса произошел ровно за месяц до того, как Карл передал свои полномочия в Нидерландах Филиппу II (15 октября 1555 г.). [ 1 ] Однако на этом его музыкальная карьера не закончилась. Он стал капелланом и каноником в Кортрейке, на острове Сен-Мартен и в Онзе-Ливе-Враукерке соответственно. Он умер 15 февраля 1562 года в Праге , которая в то время также находилась в пределах владений Габсбургов. [ 3 ]

Музыка и влияние

[ редактировать ]

Канис писал как духовную, так и светскую вокальную музыку. Никакой конкретно инструментальной музыки не сохранилось, и, возможно, он ее и не написал.

Сохранился значительный объем музыки Каниса, в том числе две мессы , 35 мотетов и 31 шансон . Список произведений за последние десятилетия пополнился: три мотета и два шансона — открытия недавнего времени. [ 4 ] Все его произведения рассчитаны на три-шесть голосов. Две мессы, Missa Pastores loquebantur и Missa super Salve celeberrima, рассчитаны на шесть голосов, а мотеты и шансоны варьируются от трех до шести.

Мотеты Каниса написаны в манере франко-фламандских композиторов постжоскенского поколения , с использованием широкого спектра контрапунктических приемов, выполняемых с большим мастерством. Подражание часто носит всеобъемлющий характер и может быть как строгим, так и свободным; промежуток времени, разделяющий последовательные голоса при подражании, может быть как очень коротким, так и длинным. Канис также стремился к контрасту, варьируя свои контрапунктические приемы в последовательных частях одной и той же композиции и сочиняя мелодические линии, которые варьировались от коротких до широких.

В отличие от сложных полифонических процедур, которые он использовал в своей духовной музыке, шансоны Каниса представляют собой смесь нидерландской полифонии и французской, особенно парижской, простоты. В течение 1540-х и 1550-х годов было сочинено два основных типа шансона: парижский, написанный такими композиторами, как Клеман Жанкен и Клодин де Сермизи , который, как правило, был гомофонным и писался короткими фразами с лишь короткими периодами подражания; и франко-фламандский, более полифонический и подражательный: франко-фламандский шансон был сродни духовной музыке тех же композиторов. Канис использовал некоторые особенности парижского шансона, в том числе гомофонию, короткие ритмические единицы и каденциальные формулы, прививая их к полифонической ткани.

В некоторых шансонах Каниса используется техника cantus-firmus , при которой Канис берет одну-две музыкальные строчки из уже существующего шансона, включая примеры Жанкена, Клодена де Сермизи и Гомберта, и перерабатывает их в контрапунктической текстуре, сильно отличающейся от оригинал, но с использованием тех же слов.

Собака и музыка зарезервированы

[ редактировать ]

Точное значение фразы musica reservata обсуждается музыковедами на протяжении десятилетий, поскольку современные упоминания этого термина неоднозначны и противоречивы. В настоящее время среди музыковедов существует согласие, что этот термин относится к новаторской практике, которая началась примерно в середине 16 века, как в композиции, так и в исполнении, включая «аффект» в настройке текста и, возможно, хроматизм ; что это не было широкое движение; и что это была в основном музыка, предназначенная для ценителей. [ 5 ] Корнелиус Канис — один из композиторов, не пишущих в стиле musica reservata . Незадолго до отъезда Каниса из императорской капеллы баварский посол при Карле V написал письмо своему работодателю, герцогу Альбрехту V , в котором он, судя по всему, использует этот термин в широком смысле, означая примерно «новый музыкальный стиль»: « Musica reservata станет сейчас еще более модной, чем раньше, [после того, как Николя Пайен сменит на этой должности Корнелиуса Каниса], поскольку Канис не смог с этим смириться». Поэтому он считал Каниса композитором консервативного стиля. [ 1 ] [ 6 ] Дата этого письма — 28 апреля 1555 года — незадолго до того, как Орланд де Лассус присоединился к музыкальному заведению Альбрехта V в Мюнхене; Лассус был тогда и остается самым известным исполнителем музыки reservata .

Произведения, издания и записи

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Бернштейн, Гроув онлайн
  2. ^ Риз, с. 350
  3. ^ Бруно Букерт, «Корнелиус Канис (+1562) в Генте и Лилле. Новые биографические свидетельства», в Журнале Королевского общества истории голландской музыки LI (2001), стр. 83–102.
  4. ^ Бернштейн, Гроув онлайн. В издании «Новой рощи» того же автора 1980 года перечислено всего 32 мотета и 29 шансонов.
  5. ^ Атлас, с. 629
  6. ^ Даннинг, Гроув онлайн
  • Бернштейн, Лоуренс Ф. Л. Мэйси (ред.). Корнелиус Канис . Гроув Музыка онлайн . Проверено 28 октября 2010 г. (требуется подписка)
  • Альберт Даннинг, «Musica reservata», Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 12 августа 2007 г.), (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.
  • Аллан В. Атлас, Музыка эпохи Возрождения: Музыка в Западной Европе, 1400–1600. Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1998. ISBN   0-393-97169-4
  • Риз, Гюстав (1954). Музыка эпохи Возрождения . WW Norton & Co. ISBN  978-0-393-09530-2 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a5aee9a3f22aa9406ff02d76838b52ad__1712602500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a5/ad/a5aee9a3f22aa9406ff02d76838b52ad.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cornelius Canis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)