Корнелис Вердонк

Корнелис Вердонк (1563 — 5 июля 1625) — фламандский композитор эпохи позднего Возрождения . Он был одним из последних представителей франко-фламандской школы полифонии итальянские и известным композитором мадригалов в стиле, сочетавшем в себе как , так и местные нидерландские идиомы.
Жизнь
[ редактировать ]Вердонк родился в Тюрнхауте . С ранних лет он жил в доме Корнелиса Прюэнена, сенатора и казначея Антверпена ; он был певчим в Антверпенском соборе кроме того , примерно до 9 лет . В 1572 году он отправился в Испанию, чтобы быть частью хора Филиппа II в Мадриде , где оставался до тех пор, пока в начале 1580 года у него не сломался голос, после чего он вернулся. в Нидерланды, чтобы учиться в Антверпене у Северина Корне и, возможно, у Юбера Валранта также . К этому периоду относятся его самые ранние произведения, опубликованные вместе с произведениями Корне.
В 1584 году Вердонк вернулся в Испанию, снова пел в хоре Филиппа II, оставаясь там до 1598 или 1599 года, после чего снова вернулся в Антверпен. Также в 1599 году он участвовал в тщательно продуманной процессии въезда новобрачных эрцгерцога Альберта и эрцгерцогини Изабеллы в Антверпен, написав по этому случаю мотет ( Prome, novas ): его исполнял хор мальчиков из шести человек, установленный на задней части слон . , который ехал вместе с эрцгерцогом и эрцгерцогиней (сведения о том, было ли это настоящее или искусственное животное, расходятся) Это единственный известный мотет, написанный для исполнения на слоне.
Скорее всего, Вердонк оставался в Нидерландах до своей смерти в 1625 году. Он занимал пребенд в Эйндховене до 1622 года и, похоже, всю свою жизнь, за исключением пребывания в Испании, находился на службе у богатых горожан. Одним из его работодателей был Иоганн Карол де Кордес, племянник его первоначального покровителя, о чем свидетельствует посвящение книги мадригалов Вердонка, опубликованной в 1603 году.
Музыка и влияние
[ редактировать ]Вердонк был поздним представителем итальянского стиля мадригала в Северной Европе и был необычен тем, что писал мадригалы на итальянском языке, никогда не посещая Италию. Стилистически он был относительно консервативен, избегая нововведений раннего барокко около 1600 года, включая монодию и бассо континуо , предпочитая вместо этого работать в полифоническом вокальном стиле конца 16 века. В предисловии к сборнику мадригалов 1599 года он язвительно писал об упадке музыкальных стандартов на своей родине, которая когда-то была музыкальным центром Европы: «были ли эти сладкие гармонии прерваны бурями Марса, который слишком долго был хозяином этих провинций, или же музыка перестала цениться теми, кто, исполненный смятения..., не может оценить то, что полно согласия и гармонии». [ 1 ]
Большая часть сохранившихся произведений Вердонка состоит из светской музыки, он написал как французский шансон , так и итальянские мадригалы. Некоторые шансоны предназначены для необычайно больших групп голосов (например, его публикация Poésies françaises de divers autheurs mises en musique par C. Verdonck 1599 года предназначена для 10 независимых голосов), а текстура его музыки в основном контрапунктична , иногда с оживленная синкопа . Один из его мадригалов, Donna belle e gentile , снабженный английскими словами (как «Леди, ваш взгляд такой нежный»), появился в Musica transalpina сборнике 1588 года Николаса Йонге , который положил начало моде на мадригалы в Англии.
Вердонк также писал духовную музыку ; его произведения включают несколько мотетов и Magnificat , которые рассчитаны на четыре, пять или шесть голосов. Магнификат (1585 г., для пяти голосов) сохранился в оригинальной гравюре на меди.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Цитируется по: Риз, с. 398.
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ленартс, РБ; Форни, Кристина. Л. Мэйси (ред.). Корнелис Вердонк . Гроув Музыка онлайн . Проверено 29 октября 2010 г. (требуется подписка)
- Р.Б. Ленартс: Корнелис Вердонк, Словарь музыки и музыкантов New Grove , изд. Стэнли Сэди. 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4