Лабиринт
Лабиринт или битва со стихиями. Вторая часть Волшебной флейты. | |
---|---|
Опера Петера фон Винтера | |
![]() Юлия Новикова в роли Царицы ночи на Зальцбургском фестивале 2012 | |
Либреттист | Эмануэль Шиканедер |
Язык | немецкий |
Премьера | 12 июня 1798 г. |
Лабиринт или борьба с элементами. Der Zauberflöte zweyter Theil («Лабиринт, или Борьба со стихиями. Вторая часть Волшебной флейты») — «большая героико-комическая опера » в двух действиях. [ 1 ] сочинено в 1798 году Петером фон Винтером на немецкое либретто Эмануэля Шиканедера . Произведение выполнено в форме зингшпиля , популярной формы, включающей как пение, так и устный диалог. Опера является продолжением Моцарта » «Волшебной флейты .
История выступлений
[ редактировать ]Премьера оперы состоялась 12 июня 1798 года в пригородном театре Фрайхаус-Театр ауф дер Виден в Вене. Папагено сыграл сам Шиканедер, а роль Царицы ночи исполнила невестка Моцарта Йозефа Хофер-Майер . Шиканедер был либреттистом оперы Моцарта и считался «одним из самых оригинальных и влиятельных театральных деятелей своего времени». [ 2 ] Оба артиста повторяли свои роли из «Волшебной флейты» .
Александра Лидтке, руководитель постановки Зальцбургского фестиваля в 2012 году, интерпретировала рассказ и либретто Шиканедера «как одну из величайших исторических сказок [...], в которых символичность и игривость находятся в центре внимания». .
Затем опера также была исполнена в Театре ан дер Вин и Концертхаусе Берлина (1803 г.), Оперном театре и Шаушпильхаусе Франкфурта (1806 г.), Государственном театре Нюрнберга (1807 г.) и других площадках. В 1978 году состоялась постановка без разговорного диалога в неаутентичной музыкальной аранжировке под управлением Вольфганга Саваллиша , режиссёра Августа Эвердинга , сценография Юргена Розе в театре Кювилье в Мюнхене, а в сентябре 2002 года она была исполнена в Хемницкой опере .
В августе 2012 года опера была впервые представлена на Зальцбургском фестивале во дворе резиденции принца-архиепископа Зальцбурга под управлением Айвора Болтона и режиссера Александры Лидтке. [ 3 ] [ 4 ]
В октябре 2013 года опера была впервые исполнена в США нью-йоркской Amore Opera, небольшой оперной труппой, возникшей после закрытия Amato Opera . [ 5 ]
Роли
[ редактировать ]

Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 12 июня 1798 г. ( Дирижер : –) |
---|---|---|
Зарастро | бас | Себастьян Майер |
Королева ночи | сопрано | Йозефа Хофер-Майер |
Памина, ее дочь | сопрано | |
Тамино | тенор | |
Папагено | баритон | Эмануэль Шиканедер |
Папагена | сопрано | |
Первая леди ( позже : Венера) | сопрано | |
Вторая леди ( позже : Адонис) | меццо-сопрано | |
Третья леди ( позже : их страница) | контральто | |
Три гения | высокие частоты , меццо-сопрано, контральто | |
Моностатос, болото | баритон | Якоб Хайбель |
Тифей, царь Пафоса | баритон | |
Ситос, его друг | бас | |
Верховная жрица | актриса | |
Две жрицы | актрисы | |
Рот, чтобы умереть | актриса и танцовщица | |
Папагено, Папагена старший | бас, контральто | |
Два священника | тенор, бас | |
Два стража лабиринта | тенор, бас | |
Несколько жрецов и жриц, несколько воинов Тифея, несколько маленьких Папагенов и Папагенов, различные болота и другой народ. |
Краткое содержание
[ редактировать ]После борьбы с огнем и водой для Памины и Тамино все еще остаются две стихии, которые не побеждены: воздух и земля. Тифей пытается развестись с помолвленной парой, а Моностатос пытается добиться любви Папагены. Папагено встречается со своими родителями, братьями и сестрами.
Продолжение Гете
[ редактировать ]Существует еще одно продолжение оригинальной «Волшебной флейты» , также названное Der Zauberflöte zweyter Theil , фрагмент либретто Иоганна Вольфганга фон Гете , предназначенный для положения на музыку Пауля Враницкого .
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Лабиринт , либретто, 1806 г.
- ^ Петер фон Винтер: Лабиринт . Буклет Зальцбургского фестиваля , 3 августа 2012 г.
- ^ Зальцбургский фестиваль: Петер фон Винтер: Лабиринт или битва со стихиями .
- ↑ Ева Халус: « «Лабиринт»: признанный, но ненужный », ORF, 4 августа 2012 г.
- ^ Острайх, Джеймс Р. (23 октября 2013 г.). «Все, кроме Моцарта» . Нью-Йорк Таймс .
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( февраль 2013 г. ) |
- Бранскомб, Питер (1991) Волшебная флейта , серия справочников Кембриджской оперы, издательство Кембриджского университета.
- Брукнер, Фриц (1934, изд.) Волшебная флейта. Неизвестные рукописи и редкие гравюры первых дней существования оперы Моцарта . Издательство Gilhofer & Ranschburg, Вена.
- Бух, Дэвид (2004) « Волшебная флейта , масонская опера и другие сказки», в Acta Musicologica 76, 2004.
- Хендерсон, Дональд Г. (1983) « Волшебная флейта Питера Винтера», в Music & Letters 64 (3–4), стр. 193–205.
- Ярмеркер, Мануэла и Вайделич, Тилль Геррит (1992, изд.) Вторая часть «Волшебной флейты» под названием: Лабиринт или борьба со стихиями . Ганс Шнайдер, Тутцинг.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Вайделич, Тилль Геррит (2012) « Самореклама Папагено в Лабиринте Питера фон Винтера (вторая часть «Волшебной флейты»), а также неизвестные документы о ее создании, передаче и приеме в Вене и Берлине в 1803 году », в: Acta Mozartiana , 59 (2012), стр. 139–177.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Вариации для фортепиано Йозефа Вёльфля , Баварская государственная библиотека , Мюнхен.
- Плейлист увертюры на YouTube