Jump to content

Ключевая труба

Ключевая труба
Труба с клавишами G Франца Штёра, ок. 1830 г.
Труба с клавишами G Франца Штёра, ок. 1830. Зал Святой Сесилии , Эдинбург.
Духовой инструмент
Другие имена
Классификация латунь
Классификация Хорнбостеля – Сакса 423.211
(хроматический лаброзон с ключами и цилиндрическим отверстием )
Развитый Конец 18 века
Связанные инструменты
Музыканты
Строители
Исторический:
  • Алоис Док
  • Йозеф Ридль
  • Франц Штёр
Современные реплики :
  • Бласверкштатт Бурри
  • Дэвид Эдвардс
  • Эггер

Труба с ключом — это с цилиндрическим отверстием медный инструмент из семейства труб , в котором используются тональные отверстия, управляемые клавишами, для изменения высоты звука и обеспечения полной хроматической гаммы , а не для увеличения длины трубки с помощью ползунка или клапанов . Он был разработан на основе натуральной трубы в 18 веке и достиг своего апогея популярности c. В 1800 году для нее были написаны два важных концерта для трубы австрийскими композиторами Йозефом Гайдном и Иоганном Непомуком Гуммелем , но их интенсивность пошла на убыль с изобретением клапанов в 1820-х годах и последующим появлением современной клапанной трубы . В современных спектаклях его редко встретишь.

Схема трубы с тональными отверстиями и клавишами Леонардо да Винчи ( слева внизу ), ок. 1480–1518 гг. [1]

Идея применения клавиш к натуральной трубе , чтобы расширить ее доступные ноты за пределы гармонического ряда , была впервые задокументирована Леонардо да Винчи в виде серии аннотированных диаграмм, написанных ок. 1480–1518 гг . [1] Да Винчи описывает механизм, в котором используется проволока или тонкий стержень для соединения кнопок, управляемых пальцами, с дистанционными клавишами или пэдами, что позволяет звуковым отверстиям находиться в своих акустически правильных положениях без необходимости прикрывать их непосредственно кончиками пальцев. Как и многие его идеи, она не была реализована на протяжении веков. [2]

Изобретение ключевой трубы часто приписывают венскому придворному трубачу Антону Вейдингеру , ее самому успешному и самому раннему стороннику, который, безусловно, участвовал в ее ранней разработке и построил один из первых прототипов. [3] Однако дальнейшие исследования выявили множество противоречивых записей, отчетов и деталей сохранившихся инструментов, которые свидетельствуют об их одновременном независимом изобретении в нескольких местах в течение короткого периода, так что самый первый изобретатель никогда не может быть известен с уверенностью. [4] Отсутствие сохранившихся инструментов этого раннего периода еще больше затуманивает его историю.

Самые первые конструкции клавишной трубы были предназначены для коррекции интонации нот гармонического ряда, а не для расширения ее возможностей до полной хроматической гаммы . [5] Гармоническая труба , серебряная труба тональности E♭ с крючками для D, C и B♭ и четырьмя клавишами, была изготовлена ​​лондонским мастером инструментов Уильямом Шоу для короля Георга III в 1787 году. Эрик Халфпенни обнаружил, что каждая клавиша соответствует одной из клавиш. четыре кривизны и повышает высоту звука на пятую часть, обеспечивая более полный диапазон нот, позволяя игроку переключаться между двумя гармоническими сериями по мере необходимости. Этот инструмент не только предшествовал инструменту Вейдингера, но, возможно, был известен австрийскому композитору Йозефу Гайдну , который в то время совершал длительные визиты в Лондон. Он сочинил свой концерт для трубы в 1796 году, через год после своего последнего визита, и специалист по старинной музыке Криспиан Стил-Перкинс предполагает, что этот инструмент через Гайдна, возможно, вдохновил Вейдингера и других на дальнейшее развитие труб с клавишами в Вене. [6] [7]

Популярность трубы с клавишами достигла своего пика в первые десятилетия XIX века, и ее поддерживали Вейдингер и последующие музыканты по всей Европе. [8] Он открыл хроматическую гамму для трубачей, повысив универсальность инструмента и позволив использовать его в оркестре в качестве основного, а не фонового инструмента. [9] Его популярность была относительно недолгой: он часто использовался только до 1830-х и 1840-х годов, когда корнет с поршнями и клапанная труба. его заменили [10] Эту судьбу разделили многие другие исторические духовые инструменты, которые были заменены их клапанными усовершенствованиями, такими как змея , раннее цимбассо , офиклеида и горн с ключом .

Строительство

[ редактировать ]

Труба с ключом имеет выступающие тональные отверстия в стенке трубки, по конструкции похожие на более поздние офиклеиды или саксофоны . [8] Они закрываются клавишами с подушечками, управляемыми пальцами посредством стержнево-рычажного механизма, аналогичного тем, которые используются на деревянных духовых инструментах . [10] Экспериментальная труба с клавишей E не ограничивалась естественными нотами, а была хроматической во всех регистрах инструмента. [11] До этого труба обычно не имела клапанов и могла воспроизводить ноты гармонической серии только путем изменения напряжения губ и амбушюра - группы инструментов, называемых естественными или трубами трубами в стиле барокко . [9] Эти гармонические ноты были сгруппированы в высоких регистрах, поэтому предыдущие концерты для трубы могли воспроизводить мелодии только на очень высоких тонах.

Репертуар

[ редактировать ]
Ключевая труба И. Бауэра, Прага, 1817 г. [12]

В 1796 году австрийский композитор Йозеф Гайдн написал свой Концерт для трубы для венского придворного музыканта Антона Вейдингера , премьера которого состоялась 22 марта 1800 года в Императорском и Королевском придворном театре. Произведение начинается с ломаных трезвучий и мотивов фанфар, обычных для трубной музыки того времени (чтобы развлечь публику, пришедшую посмотреть на этот захватывающий новый вид трубы), но затем следуют хроматические партии и диатонические мелодии, невозможные на натуральной трубе. [13] Это позволяет концерту стать первым соло для трубы, написанным в сонаты-аллегро . форме [14] Самая высокая нота в концерте - это высокая концертная D или высокая E на трубе B или высокая B на трубе E , для которой он был написан.

Как и Гайдн, австрийский композитор Иоганн Непомук Гуммель написал свой Концерт для трубы для Антона Вейдингера . Она была написана и исполнена в 1803 году в ознаменование его вступления в придворный оркестр Эстерхази в 1804 году, вслед за Гайдном. Есть места, в первую очередь во второй части, где, как полагают, Вейдингер изменил музыку из-за исполнения инструмента; неизвестно, было ли это согласовано с Хаммелем. [ нужна ссылка ]

Другие работы

[ редактировать ]

Ниже приведен список пьес, изначально написанных для игры на трубе:

Производительность

[ редактировать ]
Труба с клавишами E ♭ Луи Мюллера, Лион ок. 1835 г. [15]

Из-за своих физических характеристик — цилиндрического канала ствола , формы колокола и исторического мундштука — труба с ключом ближе по тону к натуральной трубе, чем к трубе с клапаном. Тем не менее, сочетание широко раструба и цилиндрического канала создает присущие акустические проблемы, особенно по сравнению с его эквивалентом с коническим отверстием, рожком с ключом . Когда-то говорили, что он звучал как «безумный гобой… несмотря на усилия Гайдна, труба с клавишами не имела реального успеха - объяснение может заключаться в том, что отверстия отвлекали от блестящего тона инструмента». [11] Труба с клавишами имеет другой, более слабый тон на нотах с открытой клавишей из-за неспособности колокола поддерживать гармоники, возникающие при сокращении цилиндрического столба воздуха. [16] Именно это низкое качество звука в конечном итоге и позволило трубе с клавишами превзойти трубу с клапанами. [9]

Сегодня мало кто играет на трубе с клавишами, и обычно она используется только в исторически обоснованных выступлениях . Среди современных экспертов по игре на трубе Маркус Вюрш , Марк Беннетт и Барри Богесс . [17] Учитывая, что мало кто умеет играть на этом специализированном инструменте, выступления редки и почти исключительно представляют собой исполнения концертов Гайдна или Гуммеля. [18] Аргументом в пользу использования труб с клавишами в наши дни является то, что вы получаете отчетливые тембральные качества инструмента. [19] Трубы с клавишами имеют богатый, наполненный обертонами звук, поскольку они вдвое длиннее современной трубы. Сегодня в оркестровой музыке наблюдается стремление вернуться к старинным инструментам , чтобы сохранить композиции в том виде, в котором их задумал композитор. Именно этот толчок заставил производителей инструментов, таких как Конрад Бурри, вернуться к производству старинных инструментов, таких как труба с клавишами, в наши дни. [19]

Хотя выступления на трубе с клавишами редки, есть несколько записей, которые можно послушать:

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б да Винчи, Леонардо (1998) [написано где-то между ок. 1480–1518 ]. «Кодекс Арундела, Арундел MS 263, ff.174v-175r» . Лондон: Британская библиотека . Архивировано из оригинала 25 июня 2024 года . Проверено 25 июня 2024 г. - через Google Arts & Culture . Цитируется по Клаусу (2013).
  2. ^ Клаус 2013 , с. 159, см. также: Codex Arundel 263, лист 175r .
  3. ^ Уорбертон 1980 , с. 76.
  4. ^ Клаус 2013 , стр. 167.
  5. ^ Клаус 2013 , стр. 160.
  6. ^ Клаус 2013 , стр. 161-162.
  7. ^ Шоу, Уильям (1787). «Труба» . Лондон: Фонд Королевской коллекции . Доступ: RCIN 72313. Архивировано из оригинала 9 июля 2024 года . Проверено 26 июня 2024 г.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г Рассел, Уильям (2008). «Фоновые исследования» . Ключевая труба . Архивировано из оригинала 16 февраля 2023 года . Проверено 1 марта 2023 г.
  9. ^ Jump up to: а б с Дальквист, Рейн (2001). «Ключевая труба» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.14950 . ISBN  978-1-56159-263-0 . Проверено 16 февраля 2023 г.
  10. ^ Jump up to: а б Уэбб, Джон (1986). «Латунь с ключами XIX века» . Музыкальные времена . 127 (1716): 83–85. дои : 10.2307/964561 . ISSN   0027-4666 . JSTOR   964561 . Архивировано из оригинала 16 февраля 2023 г. Проверено 27 февраля 2023 г.
  11. ^ Jump up to: а б Гейрингер К. и Гейрингер И. (1982) Гайдн: Творческая жизнь в музыке, с. 324-325
  12. ^ Бауэр, И. (1817). «Ключевая труба соль мажор» . Государственные музеи Берлина . Номер доступа: 1063. Архивировано из оригинала 26 июня 2024 года . Проверено 26 июня 2024 г.
  13. ^ Клаус 2013 , стр. 188.
  14. ^ «Концерт для трубы ми-бемоль мажор, Hob.VIIe:1 (Гайдн, Йозеф) — IMSLP: скачать бесплатно ноты в формате PDF» . imslp.org . Архивировано из оригинала 16 февраля 2023 года . Проверено 16 февраля 2023 г.
  15. ^ Мюллер, Луи (2006) [построен ок. 1835 ]. «Труба с клавишами, номинальная высота: E ♭» . Эдинбургский университет . Присоединение: 3158 . Проверено 26 июня 2024 г.
  16. ^ Клаус 2013 , стр. 168–169.
  17. ^ Кертис, Стэнли (23 августа 2013 г.). «Интервью с трубачом в стиле барокко Барри Богессом» . Путешествие на трубе . Архивировано из оригинала 29 июня 2024 года . Проверено 29 июня 2024 г.
  18. ^ «Труба с ключом» . Общественные СМИ Сиуксленда . 15 октября 2015 г. Проверено 16 февраля 2023 г.
  19. ^ Jump up to: а б Вюрш, Маркус (труба с клавишами); Бурри, Конрад (производитель инструментов) (2022). Труба с ключом - Новорожденный (Видео) (на немецком языке). Циммервальд : Динго и Фокс Продакшнс. Архивировано из оригинала 16 февраля 2023 года . Проверено 16 февраля 2023 г. - через YouTube . Субтитры на английском языке.
  20. ^ Беннетт, Марк (труба с клавишами); Английский концерт ; Пиннок, Тревор (дирижер); Гайдн, Йозеф (композитор). Гайдн: Концерт для трубы с оркестром ми ♭ мажор (запись на компакт-диске). Архив Производство . Каталог E4316782 . Проверено 16 февраля 2023 г. - через YouTube.
  21. ^ Вюрш, Маркус (труба с клавишами); Билерский камерный оркестр / Камерный оркестр Бьенна; Маст, Беда (дирижер); Хуммель, Иоганн Непомук (композитор). Маркус Вюрш исполняет Концерт для трубы Hummel ми мажор (Видео). Динго и Фокс Продакшнс. Архивировано из оригинала 16 февраля 2023 года . Проверено 16 февраля 2023 г. - через YouTube.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bb7f8aed62aeb0268613874f8e808d2d__1722274560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bb/2d/bb7f8aed62aeb0268613874f8e808d2d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Keyed trumpet - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)