Люкс «Ярдберд»
« Yardbird Suite » — стандарт бибопа, написанный джазовым саксофонистом Чарли Паркером в 1946 году. [ 1 ] [ 2 ] Название сочетает в себе прозвище Паркера «Ярдберд» (часто сокращаемое до «Птица») и разговорное использование классического музыкального термина « сюита » (в манере, похожей на такие джазовые названия, как » Лестера Янга « Полуночная симфония и Дюка Эллингтона «Черная рапсодия» ). "). В композиции используется 32-тактовая форма AABA. «Изящная, модная мелодия стала чем-то вроде гимна для бибопперов». [ 3 ]
Три записи Чарли Паркера
[ редактировать ]Хотя, как написал Боб Дороу в примечаниях к переизданию своего альбома Yardbird Suite , фанаты следили за Паркером везде, где он играл, и часто записывали его выступления. [ 4 ] известны только три коммерческих записи, на которых сам Паркер играет эту мелодию. Первые два были записаны септетом на Radio Recorders в Голливуде 28 марта 1946 года. Сессию контролировал и продюсировал Росс Рассел для его Dial Records лейбла . Помимо Паркера на альт-саксофоне, были Майлз Дэвис на трубе, Лаки Томпсон на тенор-саксофоне, пианист Додо Мармароза , Арвин Гаррисон на электрогитаре, басист Вик Макмиллан и Рой Портер на барабанах. Последний из четырех дублей стал мастером (два и три дубля утеряны), выпущенным как шеллак-сингл 78 (D 1003). [ 5 ] [ 6 ]
Никогда не защищен авторским правом, [ 7 ] трек часто переиздавался на сингле 10-дюймовом EP , а с середины 1950-х - на LP на различных лейблах, по большей части вместе с другими записями Паркера на Dial, хотя часто также на альбомах, назначенных Майлзу Дэвису.
Третьей известной записью "Yardbird Suite" была сессия в доме Чака Коупли в Голливуде 1 февраля 1947 года, также записанная Россом Расселом из Dial Records. Сам трек неполный и, как и две версии "Lullaby in Rhythm", записанные в тот день, низкого качества, но, тем не менее, выпущенный на Spotlite , первоначально в 1972 году на альбоме Lullaby in Rhythm с участием Чарли Паркера . [ 8 ]
Есть еще две записи Паркера, исполняющего эту песню вживую: одна в Three Deuces, другая в клубе Onyx, записанная Дином Бенедетти .
Мастер-запись песни септета Чарли Паркера 1946 года была занесена в Зал славы Грэмми в 2014 году.
Записи других
[ редактировать ]В 1947 году, через год после оригинальной записи, Гил Эванс уже написал аранжировку для Клода Торнхилла и его оркестра в 1947 году, записанную с Ли Конитцем на альт-саксофоне. Коллеги-бибоп-музыканты, такие как Эл Хейг , Бад Пауэлл , Макс Роуч и Джин Аммонс , сыграли и записали песню, а также Джин Крупа в аранжировке биг-бэнда Джерри Маллигана в 1958 году.
Многие записи с этой песней представляют собой явные альбомы-дань уважения Чарли Паркеру или дань уважения бибоп-революции 1940-х годов (см. названия альбомов в списке ниже). Большинство интерпретаций следуют идиоме бибоп или хард-боп . Исключениями могут быть, например, Modern Jazz Quartet , переписавший песню в своем стиле камерной музыки ( At Music Inn, Vol 2 , 1958). Джуниор Кук тихо и быстро сыграл мелодию и закончил свою версию, цитируя Джона Колтрейна , тогда как Джо Ловано начинает свою двенадцатиминутную интерпретацию как свободно плавающую балладу, а затем набирает скорость в размере 6/8. Даже бывшие фри-джаза, музыканты такие как Арчи Шепп и Энтони Брэкстон, помнят предшествующий им авангард , но «отдают дань уважения духу и смелости Чарли Паркера, а не просто воссоздают прошлое». [ 9 ]
Другие версии
[ редактировать ]- Садао Ватанабэ – Райские птицы (1977)
- Кэррин Эллисон – Лазурный Те (1995)
- Боб Дороу – Devil May Care (1956) [ 10 ]
- Хэмптон Хоуз – Четыре (1958) [ 10 ]
- Эдди Джефферсон – Пойдем со мной (1969) [ 10 ]
- Джо Ловано – Песни птиц (2010) [ 10 ]
- Джимми МакГрифф – Летающий чувак (1972) [ 10 ]
- Джей МакШанн – Человек из Маскоги (1972) [ 10 ]
- Фрэнк Морган – Сюита Yardbird (1988) [ 10 ]
- Клод Торнхилл с Ли Конитцем , 1947 год. [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ван Гелдер, Лоуренс (13 октября 1999 г.). «Фрампы» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 13 февраля 2008 г.
- ^ Зверин, Майк (11 января 2006 г.). «Музыка, которую нужно собрать на необитаемый остров» . Интернэшнл Геральд Трибьюн . Проверено 13 февраля 2008 г.
- ^ Джек Чемберс: Вехи: Музыка и времена Майлза Дэвиса . Да Капо Пресс. Бостон, 1998 год. ISBN 978-0-306-80849-4 . Ч.I, с. 48
- ↑ Боб Дороу в примечаниях к переизданию своего альбома Yardbird Suite . Вифлеемские отчеты , BCP-6023, 1976.
- ^ Числовой список Dial Records на 78discography.com.
- ^ Индекс сессий Чарли Паркера на Jazzdisco.org
- ^ См. Брайан Пристли : Джаз в записи: история . Книги о вязах. Лондон, 1988 год. ISBN 978-0241124406 . стр. 99?
- ↑ Голливуд, сессия 1 февраля 1947 года , указанная на Jazzdisco.org.
- ^ проекта Чарли Паркера Энтони Брэкстона 1993 года, Обзор сделанный Скоттом Яновом на AllMusic . Проверено 3 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Джоя, Тед (2012). Джазовые стандарты: Путеводитель по репертуару . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 463–464). ISBN 978-0-19-993739-4 .