Роберт Райман
Роберт Райман | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Нэшвилл, Теннесси , США | 30 мая 1930 г.
Умер | 8 февраля 2019 г. Нью-Йорк, США | ( 88 лет
Известный | Живопись, Концептуальное искусство |
Супруги |
|
Роберт Райман (30 мая 1930 — 8 февраля 2019) — американский художник, отождествлявший себя с направлениями монохромной живописи , минимализма и концептуального искусства . [ 1 ] Он был наиболее известен своими абстрактными картинами «белое на белом». [ 2 ] Он жил и работал в Нью-Йорке.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Райман родился в Нэшвилле, штат Теннесси . После изучения игры на саксофоне в Политехническом институте Теннесси в Куквилле с 1948 по 1949 год и в Педагогическом колледже Джорджа Пибоди с 1949 по 1950 год Райман записался в резервный корпус армии США и был направлен в армейский резервный оркестр во время Корейской войны. . [ 3 ] Райман переехал в Нью-Йорк в 1953 году, намереваясь стать профессиональным джазовым саксофонистом. Он брал уроки у пианиста Ленни Тристано , что позже повлияло на его живопись. [ 4 ] В то время он снимал комнату в доме русского виолончелиста. [ 5 ] Вскоре Райман устроился на подработку в Музее современного искусства охранником, чтобы сводить концы с концами, и познакомился с художниками Солом Левиттом и Дэном Флавином , которые вместе с ним работали в МоМА. [ нужна ссылка ] Очарованный недавно приобретенными абстрактными экспрессионистскими работами Марка Ротко , Виллема де Кунинга , Клиффорда Стилла , Джексона Поллока и Барнетта Ньюмана , Райман заинтересовался самим процессом живописи. С 1953 по 1960 год работал в МоМА охранником, чтобы быть ближе к живописи. [ 6 ] Он купил художественные принадлежности в местном магазине и начал экспериментировать в своей квартире в 1953 году. [ 7 ]
У Раймана были тесные отношения с реставратором Оррином Райли, который часто давал ему советы по поводу архивных материалов, много раз проверяя кислотность средств массовой информации, в использовании которых был заинтересован художник. дважды давала ему интервью Телевизионная писательница и продюсер Барбарали Дайамонстейн : один раз для книги и видеопроизводства «Внутри мира искусства Нью-Йорка» в 1979 году и еще раз для «Внутри мира искусства» в 1994 году.
В 2009 году он участвовал в арт-проекте « Найди меня » Джемы Алавы в компании художников Лоуренса Вайнера , Меррилла Вагнера и Пола Коса. [ 8 ]
Его самая известная цитата: «Никогда не возникает вопроса о том, что рисовать, только как рисовать». [ нужна ссылка ]
В 1961 году художник женился на искусствоведе Люси Липпард . В 1964 году у них родился сын Итан Райман, который сначала был звукорежиссером, а теперь художником. Брак закончился разводом. В 1969 году он женился на художнице Меррил Вагнер. [ 3 ] Сыновья Роберта Раймана от второго брака, Корди Райман и Уилл Райман , также являются художниками и в настоящее время работают в Нью-Йорке. [ нужна ссылка ]
Райман умер 8 февраля 2019 года в возрасте 88 лет. [ 1 ] [ 9 ]
Работа
[ редактировать ]Рисование
[ редактировать ]Раймана часто относили к минималистам , но он предпочитал, чтобы его называли «реалистом», объясняя, что его не интересовало создание иллюзий, а только представление материалов, которые он использовал в композициях, по их номинальной стоимости. Как он написал в заявлении на выставке 2010 года в Pace Wildenstein : «Я не художник-картина. Я работаю с реальным светом и пространством, и, поскольку настоящий свет является важным аспектом картин, он всегда создает некоторые проблемы». [ 10 ] Большинство его работ выполнено в стиле абстрактного экспрессионизма , выполненное белой или кремовой краской на квадратном холсте или металлических поверхностях. Всю жизнь экспериментируя с материалами, Райман рисовал и/или рисовал на холсте, льне , стали, алюминии, оргстекле , люмасите, виниле , стекловолокне, гофрированной бумаге, мешковине , газетной бумаге, обоях, джутовой мешковине, фибролите, композитном материале, называемом доской аллигатора, перьевая доска, бумага ручной работы и акриливин. Он использовал краски и/или рисовал маслом, акрилом, энкаустикой, акрилом Ласко, казеином , эмалью, пастелью, масляной пастелью, графитом , гуашью и эмалью.
К тому времени, когда Райман начал работать, художники старшего возраста, такие как Барнетт Ньюман , Марк Ротко и Филип Гастон , уже свели живопись к ее сути. [ 11 ] В 1955 году Райман начал то, что он считал своей самой ранней профессиональной работой, — монохромную картину под названием «Оранжевая живопись» (1955–59). [ 12 ] В 1968-69 годах он создал серию композиций «Классико» , состоящую из нескольких картин на бумаге особого типа под названием «Классико». Для каждой работы из серии Райман прикреплял к стене малярным скотчем конфигурацию из тяжелых кремово-белых листов бумаги, красил листы блестящей белой акриловой краской, удалял ленту, когда листы высыхали, прикреплял их к пенопласту. и снова прикрепил их к стене. Наросший край краски, повторяющий контур малярной ленты, и оставшаяся порванная бумага свидетельствуют о процессе создания. Различные произведения серии «Классико» различаются организацией листов бумаги, конфигурацией следов ленты и формой росписи. [ 13 ] Точно так же, как работы Classico были названы в честь типа бумаги, используемой в качестве носителя, так называемые работы Surface Veil 1970 года были названы в честь марки стекловолокна, на котором были нарисованы более мелкие произведения из этой группы. Некоторые квадратные картины из этой серии площадью 12 футов выполнены не на стекловолокне, а на хлопке или льне. В каждой из этих работ пигмент образует мембрану над основой из-за различной степени непрозрачности и прозрачности белой краски, соседствующей с областями, где ее было нанесено меньше, оставляя ткань открытой. Эти нарушения в коже картины часто обозначают буквальные паузы между рабочими сеансами художника.
Примерно с 1975 по 2003 год Райман часто прикреплял свои картины к стене с помощью металлических кронштейнов. Он проектировал каждый комплект кронштейнов специально для каждой детали и поручал их изготавливать местному производителю металлов.
Принты и рисунки
[ редактировать ]
Хотя Райман наиболее известен своими картинами, он также экспериментировал с гравюрой, создавая офорты, акватинты , литографии , шелкографии и рельефные отпечатки. Как и его картины, его гравюры легко узнать по преимущественно квадратным монохромным поверхностям, в которых исследуются оттенки, текстуры и эффекты различных белых и других цветов, напечатанных на бумаге и алюминии.
Его гравюрам и работам на бумаге еще не уделялось такого же внимания, но его подход к созданию гравюр и рисунков тот же. Работая с конкретными характеристиками каждого средства и процесса, Райман, начиная с 1969 года, исследовал новую территорию создания изданий с использованием минимума материалов. В своей гравюре Райман стремился контролировать текстуру своих поверхностей способами, которые он будет исследовать до конца своей карьеры. Как и его картины, его гравюры требуют от зрителя внимательности, присмотра и соблюдения тонкостей. Гравюры Раймана одновременно бросают вызов зрителю и вознаграждают за внимательное рассмотрение.
Он заявил, что его титулы бессмысленны и существуют только как форма идентификации. На самом деле Райман предпочитал термин «имя» для произведения искусства, а не название, потому что он не создавал изображение и не ссылался ни на что, кроме средств массовой информации и материалов. «Названия» его работ часто происходят от названий художественных товаров, компаний или являются просто общими словами, не несущими конкретного подтекста.
Выставки
[ редактировать ]Райман провел свою первую персональную выставку в галерее Пола Бьянкини в Нью-Йорке в 1967 году, когда ему было 36 лет. Его первая выставка в Европе состоялась в следующем году в галерее Heiner Friedrich в Мюнхене. Год спустя Райман был включен в «Когда отношения становятся формой» , плодотворную выставку работ художников-минималистов и концептуалистов, организованную Кунстхалле Берна . [ 3 ] Его первая персональная выставка в музее состоялась в 1972 году в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, где с 1965 по 1971 год было представлено тридцать восемь работ Раймана. [ 12 ] Работы Раймана были представлены в документах 5 (1972), 6 (1977) и 7 (1982), в Касселе, на Венецианской биеннале (1976, 1978, 1980 и 2007) и на биеннале Уитни (1977, 1987, 1995). ). Его первая ретроспектива была организована Стеделикским музеем в Амстердаме в 1974 году. [ 14 ] Он участвовал в пяти выставках в галерее Дэниела Вайнберга, включая две персональные выставки: «Роберт Райман: Недавние картины» (1984) и «Роберт Райман: Недавняя живопись» (1994). [ 15 ] В 1993-94 годах крупнейшая на сегодняшний день ретроспектива картин Раймана, куратором которой был Роберт Сторр, была выставлена в галерее Тейт , Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofia в Мадриде, Музее современного искусства в Нью-Йорке, Музее искусства Сан-Франциско. Современное искусство и Центр искусств Уокера в Миннеаполисе.
Поместье Роберта Раймана представляет Дэвид Цвирнер .
Коллекции
[ редактировать ]Hallen für Neue Kunst , бывший музей современного искусства в Шаффхаузене , Швейцария (закрыт в 2014 году), располагал крупнейшей публичной коллекцией работ Раймана, в которой постоянно экспонировались 29 произведений, созданных с 1959 по 2007 год. В 2008 году Райман предпринял масштабную переустановку своих галерей в Халлен для нового искусства. Вернувшись в музей в 2008 году — впервые за 12 лет — чтобы вновь посетить постоянную экспозицию своих работ, которая была впервые открыта в 1983 году, он решил превратить галереи в «Gesamtkunstwerk» — синтез или тотальный опыт, составленный из 32 картин за 50 лет работы.
В 2017 году Райман пожертвовал 21 картину в постоянную коллекцию Dia Art Foundation , сделав ее единственным сайтом с обширной постоянной группой, в которой представлены работы, созданные еще в конце 1950-х годов и продолжавшиеся до 2003 года. [ 16 ] Другие крупные музеи, собирающие его работы, включают Музей современного искусства в Нью-Йорке; Тейт , Лондон; Институт искусств Чикаго и Музей Стеделик в Амстердаме. [ 16 ]
Признание и прием
[ редактировать ]Обладатель многочисленных наград, Райман был награжден стипендией Фонда Джона Саймона Гуггенхайма (1973), медалью Скоухегана Школы живописи и скульптуры Скоухегана (1985). [ 17 ] Он был членом Американской академии искусств и литературы после 1994 года и вступил в должность вице-президента организации в 2003 году. [ 12 ]
В 2005 году Райман был награжден Praemium Imperiale .
В 2009 году вышла книга « Роберт Райман: критические тексты с 1967 года » под редакцией Витторио Колаицци и Карстена Шуберта и опубликованная издательством Ridinghouse . В книге показана постепенная эволюция восприятия и реакции на искусство Раймана. Всесторонняя подборка из более чем 60 эссе и обзоров выставок была собрана в один том, включая тексты некоторых из самых влиятельных историков искусства и критиков своего времени; Ив-Ален Буа , Дональд Б. Куспит , Люси Р. Липпард , Роберт Сторр и другие.
Картина Раймана «Мост» в 2015 году за 20,6 миллиона долларов (1980) была продана на аукционе Christie's . [ 18 ]
В 2024 году у Раймана была ретроспектива под названием « Роберт Райман: Акт осмотра Музея Оранжери в Париже». [ 19 ]
Поместье Роберта Раймана представляет Дэвид Цвирнер. [ 20 ] и Ксавье Хафкенс . [ 21 ]
Литература
[ редактировать ]- Уолдман, Дайан. Роберт Райман . Нью-Йорк: Музей Соломона Р. Гуггенхайма, 1972.
- Роберт Райман . Амстердам: Стеделикский музей, 1974. Текст Наоми Спектор.
- Роберт Райман . Лондон: Художественная галерея Уайтчепела, 1977. Текст Наоми Спектор. Заявление Роберта Раймана.
- Роберт Райман . Цюрих: Зал международного нового искусства, 1980. Тексты Урса Раусмюллера и Кристель Зауэр.
- Роберт Райман . Париж: Центр Жоржа Помпиду, Национальный музей современного искусства, 1981. Тексты Доминика Бозо, Ив-Алена Буа и Кристель Зауэр.
- Сторр, Роберт. «Роберт Райман: отличая». Искусство в Америке 74, вып. 6 (июнь 1986 г.), стр. 92–97.
- Роберт Райман . Нью-Йорк: Фонд Dia Art, 1988. Текст Чарльза Райта; интервью Гэри Гаррелса; техническое обсуждение новых картин Гаррелса и Раймана; избранные высказывания артиста и отрывки из интервью.
- Кристель Зауэр, Урс Рауссмюллер (редактор): Роберт Райман , Шаффхаузен 1991, ISBN 3-906352-03-Х
- Кристель Зауэр, Урс Рауссмюллер (редактор): Роберт Райман: Версии , Шаффхаузен, 1992, ISBN 978-3-906352-50-3
- Сторр, Роберт. Роберт Райман . Лондон: Галерея Тейт; Нью-Йорк: Музей современного искусства, 1993. ISBN 0810937719
- Сэндбэк, Эми Бейкер. Роберт Райман Принтс, 1969–1993 гг . Нью-Йорк: Parasol Press, Ltd. , 1993.
- Ив-Ален Буа, Такт Раймана, Живопись как модель . Кембридж, Массачусетс/Лондон: MIT Press, 1995.
- Ретроспектива Роберта Раймана с комнатами Ариан Эпарс, Клея Кеттера, Альберта Вейса и Бита Зодерера . Мюнхен: Дом искусства; Бонн: Художественный музей; Остфильдерн: Издание Tertium, 2000.
- Бюрен, Дэниел. L'Ineffable, о творчестве Раймана/Невыразимое, о творчестве Раймана . Париж: Wide Open, Editions Jannink, 2000.
- Роберт Райман . Город Сакура, Япония: Мемориальный художественный музей Кавамуры, 2004. Текст Роберта Раймана.
- Уайли, Чарльз. Роберт Райман . Даллас: Художественный музей Далласа; Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета, 2005.
- Кристель Зауэр (редактор): Урс Рауссмюллер: Картины Раймана и выставки Раймана, Коллекция Рауссмюллера , Фрауэнфельд / Базель, 2006 г., ISBN 978-3-905777-00-0
- Кристель Зауэр (редактор): Роберт Райман в Королевском ботаническом саду Inverleith House в Эдинбурге, Коллекция Рауссмюллера , Фрауэнфельд / Базель, 2006 г., ISBN 978-3-905777-01-7
- Жан Фремон: Парадоксы Роберта Раймана , издания Black Square, The Brooklyn Rail, Нью-Йорк, 2008 г.
- Сюзанна Хадсон, Роберт Райман: Использованная краска . Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 2009.
- Роберт Райман: Критические тексты с 1967 года под редакцией Витторио Колаицци и Карстена Шуберта . Райдингхаус , Лондон, 2009 г.
- Сторр, Роберт. Интервью с Робертом Райманом . 23 ноября 2010 г. Отрывки опубликованы в: Пьетропаоло, Франческа, изд. Роберт Сторр: Интервью об искусстве . Лондон: Heni Publishing, 2017, стр. 773–74.
- Кристель Зауэр (редактор): Роберт Райман и Урс Рауссмюллер: Развитие залов опыта для нового искусства, Шаффхаузен, Коллекция Рауссмюллера, Базель, 2010, ISBN 978-3-905777-06-2
- Роберт Райман , под редакцией Стивена Хобана и Кортни Дж. Мартин. Нью-Йорк: Фонд Dia Art, 2017. ISBN 978-0-300-22671-3
- «Витторио Колаицци, Роберт Райман , Phaidon Press, 4 сентября 2017 г.» ( ISBN 0714849340 , ISBN 978-0714849348 )
- Роберт Райман. Записные книжки из коллекции Ламберта . Арль: Actes Sud, 2020. Тексты Алена Ломбард и Стефана Ибарса.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Смит, Роберта (9 февраля 2019 г.). «Роберт Райман, художник-минималист, который максимально использовал белый цвет, умер в возрасте 88 лет» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 10 февраля 2019 г.
- ^ «Роберт Райман» . Архивировано из оригинала 13 декабря 2013 года.
- ^ Jump up to: а б с Биография музея Гуггенхайма. Архивировано 26 октября 2008 года в Wayback Machine.
- ^ Колаицци, Витторио (весна 2007 г.) «Как это работает: штрих, музыка и минимализм в ранних картинах Роберта Раймана». (Весна 2007 г.) Американское искусство . Том. 21, № 1. с. 34.
- ^ «Роберт Райман» . Проверено 6 августа 2022 г.
- ^ Фонг Буи, «В разговоре: Роберт Райман с Фонг Буи», Бруклинская железная дорога, июнь 2007 г. http://brooklynrail.org/2007/06/art/ryman
- ^ Сторр, 1993, с. 211.
- ^ «НАЙДИ МЕНЯ 2.0» . Гема Алава . Проверено 2 июля 2011 г.
- ^ Башиано, Оливер (11 февраля 2019 г.). «Некролог Роберта Раймана» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 18 февраля 2019 г.
- ^ Яу, Джон (март 2010 г.). «Роберт Райман: Большой-маленький, толстый-тонкий, светоотражающий, светопоглощающий» . Бруклинская железная дорога .
- ^ Смит, Роберта (24 сентября 1993 г.). «Роберт Райман черпает поэзию из белого на белом» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Коллекция Роберта Раймана Гуггенхайма.
- ^ Роберт Райман, Classico IV (1968) Коллекция Гуггенхайма.
- ^ Фонд Роберта Раймана Dia Art.
- ^ «Выставки» . Галерея Дэниела Вайнберга . Проверено 6 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Рэнди Кеннеди (12 апреля 2017 г.), Райман, мастер минимализма, жертвует сокровище в фонд Dia Art Foundation New York Times .
- ^ Роберт Райман L&M Arts, Нью-Йорк/Лос-Анджелес.
- ↑ Рэнди Кеннеди (12 апреля 2017 г.), Роберт Райман, мастер минимализма, жертвует Trove Фонду Dia Art Foundation New York Times .
- ^ [1] Роберт Райман: Акт просмотра
- ^ «Роберт Райман - Произведения и биография» . Дэвид Цвирнер . Проверено 30 июня 2024 г.
- ^ «Роберт Райман» . Ксавье Хафкенс . 24 мая 2024 г. . Проверено 30 июня 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гринвичская коллекция - архив и поместье Роберта Раймана.
- Роберт Райман в галерее Дэвида Цвирнера
- Роберт Райман в Xavier Hufkens , Брюссель
- Биография, интервью, эссе, изображения иллюстраций и видеоклипы из PBS сериала «Искусство: 21 — Искусство XXI века — 4 сезон» (2007).
- Роберт Райман - Музей Гуггенхайма
- 1930 рождений
- смертей в 2019 году
- Американские художники 20-го века
- Американские художники-мужчины
- Американские художники XXI века
- Американские художники-абстракционисты
- Художники-минималисты
- Художники из Теннесси
- Члены Американской академии искусств и литературы
- Художники из Нэшвилла, Теннесси.
- Охранники
- Американские граверы 20-го века
- Американские художники-мужчины 20-го века