Jump to content

Ксилофон

(Перенаправлено с Ксилофоны )

Ксилофон
Ударный инструмент
Классификация Перкуссия
Классификация Хорнбостеля – Сакса 111.212
(Набор ударных палочек)
Развитый 9 век
Диапазон игры
Связанные инструменты
Балафон , Чалапарта , Лаггуту , Маримба
Ксилофон с разными типами молотков

Ксилофон ( от древнегреческого ξύλον ( xúlon ) «дерево» и φωνή ( phōnḗ ) «звук, голос»; [1] [2] горит. « звук дерева » ) — музыкальный инструмент из семейства ударных, состоящий из деревянных брусков, по которым ударяют молотками . Как и глокеншпиль (в котором используются металлические стержни), ксилофон по существу состоит из набора настроенных деревянных клавиш, расположенных наподобие клавиатуры фортепиано . Каждый такт представляет собой идиофон, настроенный на высоту музыкальной гаммы , будь то пентатоника или гептатоника в случае многих африканских и азиатских инструментов, диатоническая во многих западных детских инструментах или хроматическая для оркестрового использования.

Термин «ксилофон» может использоваться в целом, включая все такие инструменты, как маримба , балафон и даже семантрон . Однако в оркестре термин «ксилофон» относится конкретно к хроматическому инструменту с несколько более высоким диапазоном тонов и более сухим тембром , чем маримба , и эти два инструмента не следует путать. Человека, играющего на ксилофоне, называют ксилофонистом или просто ксилофонистом . [3]

Этот термин также широко используется для обозначения аналогичных инструментов типа литофона и металлофона . Например, пиксифон и многие подобные игрушки, описанные производителями как ксилофоны, имеют металлические, а не деревянные стержни, поэтому в органологии они рассматриваются как глокеншпили, а не как ксилофоны.

Конструкция ксилофонов

[ редактировать ]
Камерун , ~1914 г.

Современный западный ксилофон имеет планки из палисандра , падук , кокоболо или различных синтетических материалов, таких как стекловолокно или пластик, армированный стекловолокном , что обеспечивает более громкий звук. [4] Некоторые из них могут иметь столь же малый диапазон, как 2 + 1 октавы , но концертные ксилофоны обычно 3 + 1 / 2 или 4 октавы. Как и глокеншпиль, ксилофон является транспонирующим инструментом : его партии пишутся на октаву ниже звучащих нот. [5]

Концертные ксилофоны имеют трубчатые резонаторы под тактами для усиления тона и сустейна. Рамы изготавливаются из дерева или дешевых стальных трубок: более дорогие ксилофоны имеют регулировку по высоте и более устойчивы на подставке. В других музыкальных культурах в некоторых версиях есть тыквы. [4] которые действуют как резонаторы Гельмгольца . Другие представляют собой «кормчатые» ксилофоны с одним полым корпусом, который действует как резонатор для всех тактов. [6] Старые методы заключались в расположении прутьев на связанных связках соломы, и до сих пор практикуется размещение прутьев рядом друг с другом в виде лестницы. Древние молотки изготавливались из древесины ивы с чашами в форме ложек на прибитых концах. [4]

На ксилофонах следует играть очень твердыми резиновыми, полишаровыми или акриловыми молотками. Иногда для более мягкого воздействия используются резиновые молотки от средней до твердой, очень твердая сердцевина или молотки из пряжи. Более светлые тона можно создать на ксилофонах с помощью молотков с деревянными головками из палисандра, черного дерева, березы или других твердых пород дерева.

Кулинтанг а Кайо филиппинский ксилофон.

Инструмент имеет неясное древнее происхождение. Неттл предположил, что он возник в Юго-Восточной Азии и попал в Африку ок. 500 г. н. э., когда группа малайско-полинезийских народов мигрировала в Африку и сравнила восточноафриканские ксилофонные оркестры с яванскими и балийскими оркестрами гамеланов. [7] : 18–19, 100  Совсем недавно это было оспорено этномузыковедом и лингвистом Роджером Бленчем, который постулирует независимое происхождение ксилофона в Африке, ссылаясь, среди доказательств местного изобретения, на отличительные особенности африканских ксилофонов, а также на большее разнообразие типов ксилофонов и протоксилофоноподобных. инструменты в Африке. [8]

Азиатский ксилофон

[ редактировать ]

Самые ранние свидетельства существования настоящего ксилофона относятся к 9 веку в Юго-Восточной Азии , в то время как аналогичный подвесной деревянный инструмент, разновидность гармошки , как сообщает Венская симфоническая библиотека, существовал в 2000 году до нашей эры на территории, которая сейчас является частью Китая. , похожий на ксилофон, Ранат использовался в индуистских регионах (кашта тхаранг). В Индонезии лишь в нескольких регионах есть свои ксилофоны. На Северной Суматре народ Тоба Батак использует деревянные ксилофоны, известные как гарантунг (пишется: «гараттунг»). На Яве и Бали используются ксилофоны (называемые гамбанг , риндик и тингклик в ансамблях гамелан ) . Они до сих пор имеют традиционное значение в Малайзии , Меланезии , Индонезии, Таиланде , Мьянме и регионах Америки. В Мьянме ксилофон известен как Паттала и обычно изготавливается из бамбука.

Африканский ксилофон

[ редактировать ]
Африканский ксилофон, также известный в племени игбо как огбонгеленге. Проект помощи

Термин маримба также применяется к различным традиционным народным инструментам, таким как балафон Западной Африки . Ранние формы были построены из брусков на тыкве . [9] Древесина сначала обжигается на огне, а затем формируется тональность для достижения желаемого тона. Резонатор настраивается на ключ путем тщательного выбора размера резонатора, регулировки диаметра устья резонатора с помощью осиного воска и регулировки высоты ключа над резонатором. Опытный мастер может добиться поразительного усиления. Колотушки, используемые для игры в дибинду и мбилу, имеют головки из натурального каучука, полученного из дикорастущего ползучего растения. [10] «Взаимосвязанные» или чередующиеся ритмические особенности в восточноафриканской ксилофонной музыке, такой как Маконде димбила , Яо манголонгондо или Ширима мангвило, в которых на опачеру , первоначального звонящего , отвечает другой игрок, вакулела . [11] Обычно это удваивает и без того быстрый ритмический пульс , который также может сосуществовать с контрритмом .

Тимбила

Мбила (множественное число «тимбила») связано с народом чопи из провинции Иньямбане на юге Мозамбика. [10] Не следует путать с мбирой . Считается, что стиль музыки , исполняемой на нем, является самым сложным методом композиции, когда-либо встречавшимся у дописьменных народов. [12] с резонансом тыквы и гептатоникой мбила Мозамбикская с равной пропорцией обычно исполняется большими ансамблями в хореографическом танце, возможно, изображающем историческую драму. Ансамбли состоят примерно из десяти ксилофонов трех-четырех размеров. Полный оркестр должен иметь два басовых инструмента, называемых гулу , с тремя или четырьмя деревянными клавишами, на которых играют стоя, используя тяжелые молотки с твердыми резиновыми головками, три тенора- дибинды с десятью клавишами, на которых играют сидя, и саму мбилу, имеющую до девятнадцати клавиш. одновременно можно воспроизводить до восьми. Гулу дибинда использует тыквы и скорлупу яблок мбила и . масала в качестве резонаторов Они сопровождают танец длинными композициями, называемыми нгоми или мгодо , и состоят примерно из 10 музыкальных произведений, сгруппированных в 4 отдельные части, с увертюрой, в разных темпах и стилях. Руководитель ансамбля выступает в роли поэта, композитора, дирижера и исполнителя , создавая текст, импровизируя мелодию , частично основанную на особенностях тонового языка Чопи и сочиняя вторую контрапунктическая линия. Музыканты ансамбля частично импровизируют свои партии. Затем композитор консультируется с хореографом церемонии и вносит коррективы. [7] Самый длинный и важный из них - «Мзено», в который войдет песня, рассказывающая о проблемах местного значения или даже высмеивающая видного деятеля общества! [10] Среди исполнителей - Эдуардо Дурао и Венансио Мбанде. [10] [13] [14]

Гыл ( Английский: / ˈ ɪ l ə , l / ) — пентатонический инструмент, распространенный среди гур -говорящего населения в Гане , Буркина-Фасо , Мали и Кот-д’Ивуаре в Западной Африке . Гийл является основным традиционным инструментом народа дагара на севере Ганы и Буркина-Фасо, а также лоби в Гане, на юге Буркина-Фасо и в Кот-д’Ивуаре . На гыле обычно играют парами в сопровождении барабана из тыквы из тыквы, называемого куор . Его также может играть один человек с партией барабана и палочки в качестве аккомпанемента или солист. Дуэты Гыл — традиционная музыка похорон Дагара . На этом инструменте обычно играют мужчины, которые учатся играть в молодом возрасте, однако ограничений по полу нет.

Дизайн Gyil похож на балабу или балафон, используемый языке манде говорящими на народами бамбара , дьюла и сосо, , расположенными дальше на запад, на юге Мали и на западе Буркина-Фасо , регионе, который разделяет многие музыкальные традиции с традициями северного Кот-д'Ивуара и Ганы. Он состоит из 14 деревянных ключей из африканской твердой древесины, называемых лига, прикрепленных к деревянной раме, под которой висят тыквы из калебаса . [15] Маленькие отверстия в тыквах закрывают шелком паутины, издающим жужжащий звук, а для застежек используются сухожилия и кожа антилопы. [15] На инструменте играют деревянными молоточками с резиновыми головками.

Это не сильно

[ редактировать ]
Силимба на рынке Замбии

Силимба Баротселанде — ксилофон, распространенный среди народов нкойя и лози в , западная Замбия . [16] Настроенные клавиши привязаны к резонирующим тыквам . [17] Известный среди нкойя как синджимба, он используется на Казанге, традиционной королевской церемонии нкойя. Силимба является неотъемлемой частью народных музыкальных традиций народа лози , и ее можно услышать на их ежегодной в Куомбока церемонии . Шилимба сейчас используется в большей части Замбии.

Доброе утро, доброе утро

[ редактировать ]

Акадинда Буганды и амадинда — инструменты, похожие на ксилофон, родом из , на территории современной Уганды . [18] Амадинда состоит из двенадцати бревен, настроенных по пентатонической гамме. В основном в нее играют три игрока. Два игрока садятся друг напротив друга и играют одними и теми же бревнами в сцепленной технике в быстром темпе. У него нет тыквенных резонаторов или жужжащего тона - двух характеристик многих других африканских ксилофонов. [19]

Амадинда была важным инструментом при королевском дворе Буганды, королевства Уганды. Для этого ксилофона теперь используется особый тип обозначений , состоящий из цифр и точек. [20] как и в случае с embaire , разновидностью ксилофона, родом из южной Уганды . [20]

Бало balenjeh ( behlanjeh , в Западной Африке ) используется среди народа мандинка . Его ключи закреплены на тыквах и по ним ударяют молотками с резиновыми наконечниками. Игроки обычно носят на руках железные цилиндры и кольца, которые звенят во время игры. [21]

Западный ксилофон

[ редактировать ]
Оркестровый ксилофон (слева) и маримба (справа)

Самое раннее упоминание о ксилофоне в Европе было в Арнольта Шлика книге «Spiegel der Orgelmacher und Organisten» (1511 г.), где он называется hültze glechter («деревянный стук»). [22] [23] Далее следуют другие описания инструмента, хотя термин «ксилофон» не использовался до 1860-х годов. [24] Инструмент во многом ассоциировался с народной музыкой Центральной Европы, особенно Польши и Восточной Германии. Ранняя версия появилась в Словакии. [7] : 98  и самое раннее упоминание о подобном инструменте относится к 14 веку. [25]

Первое использование европейского оркестрового ксилофона было в « Камиля Сен-Санса » Танце смерти в 1874 году. [4] К тому времени инструмент уже был в некоторой степени популяризирован Михаэлем Йозефом Гусиковым , [26] инструментом которого был пятирядный ксилофон, составленный из 28 грубых деревянных брусков, расположенных полутонами в форме трапеции и опирающихся на соломенные опоры. Резонаторов не было, и в нее играли быстро палочками в форме ложек. По словам музыковеда Курта Сакса , Гусиков выступал в садовых концертах, варьете, а также в качестве новичка на симфонических концертах.

Западный ксилофон использовался ранними джазовыми оркестрами и в водевиле . Его яркий, живой звук хорошо сочетался с синкопированной танцевальной музыкой 1920-х и 1930-х годов. Ред Норво , Джордж Кэри, Джордж Гамильтон Грин , Тедди Браун Известными пользователями были и Гарри Брейер. Со временем популярность ксилофона превзошла вибрафон с металлическими клавишами , который был разработан в 1920-х годах. Ксилофон, диапазон которого простирается вниз до диапазона маримбы, называется ксилоримбой .

В оркестровых партитурах ксилофон может обозначаться французским claquebois , немецким Holzharmonika (буквально «деревянная гармоника») или итальянским silofono . [23] Шостакович особенно любил этот инструмент; он играет заметную роль во многих его произведениях, включая большинство его симфоний и Концерт для виолончели № 2 . Среди современных ксилофонистов Боб Беккер , Эвелин Гленни и Ян Финкель.

В Соединенных Штатах особенно высокая концентрация зимбабвийских банд маримбы наблюдается на северо-западе Тихого океана, в Колорадо и Нью-Мексико, но группы существуют от восточного побережья через Калифорнию и даже до Гавайев и Аляски. Главным событием этого сообщества является ZimFest, ежегодный зимбабвийский музыкальный фестиваль. В состав оркестров входят инструменты от высокого сопрано до нижнего сопрано, тенора, баритона и баса. Резонаторы обычно делают с отверстиями, закрытыми тонким целлофаном (похоже на балафон ), чтобы добиться характерного жужжащего звука. Репертуары американских групп, как правило, во многом совпадают из-за общего источника с зимбабвийским музыкантом Думисани Марайром , который был ключевым человеком, который первым принес зимбабвийскую музыку на Запад, приехав в Вашингтонский университет в 1968 году.

Использование в начальном образовании

[ редактировать ]
Три ксилофона Орфа-Шульверка разных диапазонов.

Многие преподаватели музыки используют ксилофоны в качестве учебного пособия для содействия музыкальному развитию детей. Одним из методов, известного использованием ксилофонов, является метод Орфа-Шульверка , который сочетает в себе использование инструментов, движений, пения и речи для развития музыкальных способностей детей. [27] Ксилофоны, используемые в американских музыкальных классах, меньше, примерно 1 + 1 2 октавы, чем 2 + 1 / 2 и более октавного диапазона исполнения ксилофонов. Басовые диапазоны ксилофона пишутся от среднего до до ля на октаву выше, но звучат на октаву ниже написанного. Альтовые диапазоны пишутся от среднего до до ля на октаву выше и звучат так, как написано. Диапазоны сопрано пишутся от среднего до до ля на октаву выше, но звучат на октаву выше написанного. [28]

По словам Эндрю Трейси, маримбы были завезены в Зимбабве в 1960 году. [16] Зимбабвийская маримба, основанная на музыке шона, также стала популярной на Западе, где было принято оригинальное использование этих инструментов для исполнения транскрипций музыки мбира дзавадзиму (а также ньюнга-ньунга и матепе ). Первая из этих транскрипций изначально использовалась для музыкального образования в Зимбабве. Зимбабвийские инструменты часто имеют диатоническую гамму до мажор, что позволяет играть на них с «западно настроенной» мбирой (G ньямаропа), иногда с добавленной клавишей F ♯, расположенной в строке.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Генри Джордж Лидделл; Роберт Скотт, ред. (1940). «ξύλον» . Греко-английский лексикон . Генри Стюарт Джонс, Родерик Маккензи. Оксфорд: Кларендон Пресс . Проверено 24 февраля 2023 г. - через www.perseus.tufts.edu.
  2. ^ Генри Джордж Лидделл; Роберт Скотт, ред. (1940). «φων-ή» . Греко-английский лексикон . Генри Стюарт Джонс, Родерик Маккензи. Оксфорд: Кларендон Пресс . Проверено 24 февраля 2023 г. - через www.perseus.tufts.edu.
  3. ^ «Ксилофонист | Определение ксилофониста в Оксфордском словаре на Lexico.com, также означает слово ксилофонист» . Лексико-словари | Английский . Архивировано из оригинала 7 декабря 2020 года . Проверено 19 сентября 2020 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д «Как делается ксилофон» . Madehow.com. 26 июня 2000 г. Проверено 1 ноября 2011 г.
  5. ^ Кук, Гэри Д. (1997). Обучение игре на ударных инструментах (второе изд.). Бельмонт, Калифорния: Schirmer Books, Wadsworth/Thomson Learning.
  6. ^ «Ударные инструменты > Маллеты > Ксилофон > История» . Vsl.co.at. ​Венская симфоническая библиотека . Проверено 1 ноября 2011 г.
  7. ^ Jump up to: а б с Неттл, Бруно (1956). Музыка в первобытной культуре . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . ISBN  9780674590007 .
  8. ^ Бленч, Роджер (1 ноября 2012 г.). «Использование различных источников данных для реконструкции предыстории музыкальных обменов в Индийском океане и их более широкого значения для культурной предыстории». Африканский археологический обзор . специальный выпуск: 7–11. дои : 10.1007/s10437-014-9178-z . S2CID   162200224 .
  9. ^ «Аннотированный контрольный список музыкальных инструментов из стран Африки к югу от Сахары, выставленных в галерее Beede NMM» . Национальный музыкальный музей . Проверено 5 июня 2015 г.
  10. ^ Jump up to: а б с д «Музыка Мозамбика: Информация из» . Ответы.com. 25 ноября 2010 года . Проверено 1 ноября 2011 г.
  11. ^ Кубик, Герхард; Роботэм, Дональд Кейт (27 января 2012 г.). «Африканская музыка – музыкальная структура» . Британская энциклопедия .
  12. ^ Митчелл, Барри (14 января 2008 г.). «Теория музыки» . Theoryofmusic.wordpress.com . Проверено 1 ноября 2011 г.
  13. ^ «Африканские сердцебиения» . pointofdeparture.org . Проверено 1 ноября 2011 г.
  14. ^ Ромни, Джонатан (5 марта 1991 г.). «Обзор альбома Тимбилы». Журнал Кью . 55:68 .
  15. ^ Jump up to: а б Харпер, Колтер (2008). «Жизнь, смерть и музыка в Западной Африке» . Журнал «Контексты» . Зима: 44–51. дои : 10.1525/ctx.2008.7.1.44 . S2CID   59623412 .
  16. ^ Jump up to: а б Трейси, Эндрю (26 мая 2004 г.). «История маримбы» . kalimba.co.za . Эндрю Трейси и Кристиан Карвер.
  17. ^ «~Замбия~» . Туризм в Замбии . Замбиатуризм.com. 21 декабря 2006 года . Проверено 1 ноября 2011 г.
  18. ^ «акадинда (музыкальный инструмент)» . Британская энциклопедия . Проверено 27 апреля 2009 г.
  19. ^ «ксилофон (музыкальный инструмент)» . Британская энциклопедия . Проверено 25 апреля 2009 г.
  20. ^ Jump up to: а б «Африканская музыка :: Переплетение» . Британская энциклопедия . Проверено 25 апреля 2009 г.
  21. ^ «Беланже, национальный музыкальный инструмент мандинго» . Библиотека Королевского общества Содружества. Библиотека Кембриджского университета. Кембриджский университет. 5 ноября 2004 г. Архивировано из оригинала 27 июня 2007 г.
  22. ^ «История – Мир деревянных молотковых инструментов» . Vsl.co.at. ​Венская симфоническая библиотека . Проверено 1 ноября 2011 г.
  23. ^ Jump up to: а б Андерсон, Лоис Энн; и др. (2001). "Ксилофон". В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN  978-1-56159-239-5 .
  24. ^ "ксилофон". Оксфордский словарь английского языка (второе изд.). Издательство Оксфордского университета. 1989. Издание « Атенеума» от 7 апреля 1866 года : «Вундеркинд... который делает удивительные вещи с помощью маленьких барабанных палочек на машине с деревянными клавишами, называемой «ксилофоном».
    «Листья для самых маленьких» . Дамский компаньон . Роджерсон и Таксфорд: 152. 1865. ... и всегда вспоминают мастера Бонне, играющего на ксилофоне. Обе цитаты относятся к выступлению вундеркинда Санбери.
  25. ^ «Ксилофон» . Concertgoersguide.org . Ассоциация симфонических исполнителей Орегона. Архивировано из оригинала 13 августа 2007 года . Проверено 5 июня 2015 г.
  26. Архивы Майкла Джозефа Гузикова. Архивировано 30 декабря 2006 г. в Wayback Machine.
  27. ^ «Американская ассоциация Орфа-Шульверка» . Аоса.орг . Проверено 1 ноября 2011 г.
  28. ^ Китман, Гунильд; Орф, Карл (1958). Орф-Шульверк Музыка для детей . Перевод Маргарет Мюррей. Лондон: Schott & Co. Ltd.

Общие и цитируемые ссылки

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bc0d15f125ab3ca5876ec1288167d010__1718610960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bc/10/bc0d15f125ab3ca5876ec1288167d010.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Xylophone - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)