Jump to content

Тетрахорда

(Перенаправлено с Тетрахорды )

В теории музыки тетрахорд тремя ( греч . τετράχορδoν ; латынь : тетрахордум ) представляет собой серию из четырех нот, разделенных интервалами . В традиционной теории музыки тетрахорд всегда охватывал интервал идеальной кварты , соотношение частот 4:3 (около 498 центов ), но в современном использовании он означает любой четырехнотный сегмент гаммы или тонального ряда , не обязательно связанный с ним. к определенной системе настройки.

Название происходит от тетра (от греческого — «четыре чего-то») и аккорда (от греческого chordon — «струна» или «нота»). В древнегреческой теории музыки тетрахорд обозначал сегмент большей и меньшей совершенных систем, ограниченный неподвижными нотами ( греч . ἑστῶτες ); ноты между ними были подвижными ( греч . κινούμενοι ). Это буквально означает четыре струны , первоначально в отношении инструментов, подобных арфе, таких как лира или кифара, с неявным пониманием того, что четыре струны воспроизводят соседние (то есть соединенные) ноты.

Современная теория музыки использует октаву в качестве основной единицы для определения строя, тогда как древние греки использовали тетрахорд. Древнегреческие теоретики признавали, что октава является фундаментальным интервалом, но считали ее построенной из двух тетрахордов и целого тона . [1]

Теория древнегреческой музыки

[ редактировать ]

Древнегреческая теория музыки выделяет три рода (единственное число: род ) тетрахордов. Для этих родов характерен самый большой из трех интервалов тетрахорды:

Диатонический
Диатонический тетрахорд имеет характерный интервал, который меньше или равен половине общего интервала тетрахорда (или примерно 249 центов ). Этот характерный интервал обычно несколько меньше (примерно 200 центов), становясь целым тоном . Классически диатонический тетрахорд состоит из двух интервалов тона и одного полутона , например A–G–F–E.
Хроматический
Хроматический тетрахорд имеет характерный интервал, который превышает примерно половину общего интервала тетрахорда, но не так велик, как четыре пятых интервала (примерно между 249 и 398 центами). Классически характерным интервалом является малая терция (примерно 300 центов), а два меньших интервала равны полутонам, например A–G –F–E.
Энгармонический
Два греческих тетрахорда из энгармонического рода, образующие энгармоническую дорическую гамму.
Энгармонический тетрахорд имеет характерный интервал, который превышает примерно четыре пятых общего интервала тетрахорда. Классически характерным интервалом является дитон или большая терция . [2] а два меньших интервала представляют собой четверти тона , например A – G. двойная квартира–Ф полуплоский-И.

Когда сумма двух меньших интервалов меньше оставшегося ( несложного ) интервала, группа из трех нот называется пикнон (от pyknós , что означает «сжатый»). Это относится к хроматическим и энгармоническим тетрахордам, но не к диатоническому (что означает «вытянутый») тетрахорд.

Каков бы ни был строй тетрахорда, его четыре ступени называются в порядке возрастания: гипат , паргипат , лиханос (или гипермезе ) и меза , а для второго тетрахорда в построении системы - парамезе , трите , паранете и нете. . Hypate фиксированы и находятся и mese , paramese и nete на расстоянии совершенной четверти друг от друга, тогда как положение паргипата и lichanos , или трита и паранете , подвижно.

Поскольку три рода просто представляют собой диапазоны возможных интервалов внутри тетрахорда, были указаны различные оттенки ( хроаи ) со специфическими настройками. После указания рода и оттенка тетрахорда их расположение может дать три основных типа гамм, в зависимости от того, какая нота тетрахорда принимается в качестве первой ноты гаммы. Сами тетрахорды остаются независимыми от гамм, которые они производят, и греческие теоретики никогда не называли их в честь этих гамм. [3]

Дорианская шкала
Первая нота тетрахорда также является первой нотой гаммы.
Диатонический: E–D–C–B | А-Г-Ф-Е
Хроматический: E–D –C–B | А–Г –Ф–Е
Энгармонический: E – D двойная квартира–С полуплоский–Б │ А–Г двойная квартира–Ф полуплоский
Фригийский масштаб
Вторая нота тетрахорда (в порядке убывания) является первой в гамме.
Диатонический: D–C–B | А–Г–Ф–Е | Д
Хроматический: D –C–B | А – Г –Ф – Е | Д
Энгармонический: D двойная квартира–С полуплоский–Б | А – Г двойная квартира–Ф полуплоский–Е | Д двойная квартира
Лидийская шкала
Третья нота тетрахорда (в порядке убывания) — первая в гамме.
Диатонический: C–B | А–Г–Ф–Е | округ Колумбия – Ц
Хроматический: C–B | А – Г –Ф – Е | Д –С
Энгармонический: C полуплоский–Б | А – Г двойная квартира–Ф полуплоский–Е | Д двойная квартира–С полуплоский

Во всех случаях крайние ноты тетрахордов E – B и A – E остаются фиксированными, а промежуточные ноты различаются в зависимости от рода.

Пифагорейские настройки

[ редактировать ]

Вот традиционные пифагорейские настройки диатонических и хроматических тетрахордов:

Диатонический
раздувать    паргипатировать          лиханос          месяц
4 / 3 81 / 64 9 / 8 1 / 1
256 / 243 9 / 8 9 / 8
−498 ¢ −408 ¢ −204 ¢ 0 ¢
Хроматический
раздувать    паргипатировать    лиханос              месяц
4 / 3 81 / 64 32 / 27 1 / 1
256 / 243 2187 / 2048 32 / 27
−498 ¢ −408 ¢ −294 ¢ 0 ¢

Вот типичный пифагорейский строй энгармонического рода, приписываемый Архитасу :

Энгармонический
раздувать паргипатировать лиханос                  месяц
4 / 3 9 / 7 5 / 4 1 / 1
28 / 27 36 / 35 5 / 4
−498 ¢ −435 ¢ −386 ¢ 0 ¢

Количество струн на классической лире различалось в разные эпохи и, возможно, в разных местностях – любимыми числами были четыре, семь и десять. Более крупные гаммы строятся из соединенных или дизъюнктных тетрахордов. Соединённые тетрахорды разделяют одну ноту, а дизъюнктивные тетрахорды разделены дизъюнктивным тоном 9/8 (пифагорейская мажорная секунда). Чередование конъюнктивных и дизъюнктных тетрахордов образует повторяющуюся в октавах гамму (как в знакомой нам диатонической гамме , созданной таким образом из рода диатонических), но это было не единственное расположение.

Греки анализировали роды, используя различные термины, в том числе диатонические, энгармонические и хроматические. Гаммы состоят из соединенных или дизъюнктных тетрахордов.

Хроматический тетрахорд Дидима 4:3 (6:5) 10:9 (25:24) 16:15 (16:15) 1:1 Продолжительность: 0 секунд.
Хроматический тетрахорд Эратосфена. 4:3 (6:5) 10:9 (19:18) 20:19 (20:19) 1:1 Продолжительность: 0 секунд.
Мягкая хроматика Птолемея 4:3 (6:5) 10:9 (15:14) 28:27 (28:27) 1:1 Продолжительность: 0 секунд.
Интенсивная хроматика Птолемея 4:3 (7:6) 8:7 (12:11) 22:21 (22:21) 1:1 Продолжительность: 0 секунд.
Энгармонический Архита 4:3 (5:4) 9:7 (36:35) 28:27 (28:27) 1:1 Продолжительность: 0 секунд.

Это частичная таблица сверхчастичных делений Чалмерса по Гофману. [ ВОЗ? ] [4]

Вариации

[ редактировать ]

Романтическая эпоха

[ редактировать ]
Нисходящий тетрахорд в современном локри B (также известный как верхний минорный тетрахорд): степень шкалы 8степень шкалы 7степень шкалы 6степень шкалы 5 (б–а–ж–е). Этот тетрахорд состоит из тритона вместо идеальной кварты. Продолжительность: 0 секунд.
Фригийская . прогрессия образует нисходящий тетрахорд [5] [ ненадежный источник? ] басовая линия : степень шкалы 8степень шкалы 7степень шкалы 6степень шкалы 5. Фригийский полукаденс : i – v6 – iv6 – V до минор (басовая линия: c – b –a –g) Продолжительность: 0 секунд.

Тетрахорды, основанные на настройке равной темперации , использовались для объяснения общих гептатонических гамм . Дан следующий словарь тетрахордов (цифры обозначают количество полутонов в последовательных интервалах тетрахорда в сумме с пятью):

Тетрахорда Полушаговая струна
Главный 2 2 1
Незначительный 2 1 2
Гармонический 1 3 1
Верхний Минор 1 2 2

следующие гаммы могут быть получены путем соединения двух тетрахордов с целой ступенью (2) между ними: [6] [7]

Компонентные тетрахорды Полушаговые стринги Результирующий масштаб
Майор + майор 2 2 1 : 2 : 2 2 1 Диатонический мажор
Минор + верхний минор 2 1 2 : 2 : 1 2 2 Натуральный минор
Мажор + гармоника 2 2 1 : 2 : 1 3 1 Гармонический мажор
Минор + гармоника 2 1 2 : 2 : 1 3 1 Гармонический минор
Гармоника + гармоника 1 3 1 : 2 : 1 3 1 Двойная гармоническая шкала [8] [9] или цыганский майор [10]
Мажор + верхний минор 2 2 1 : 2 : 1 2 2 Мелодичный мажор
Минор + мажор 2 1 2 : 2 : 2 2 1 Мелодический минор
Верхний минор + гармоника 1 2 2 : 2 : 1 3 1 Неаполитанский минор

Все эти гаммы образованы двумя полными дизъюнктными тетрахордами: вопреки греческой и средневековой теории, тетрахорды здесь меняются от гаммы к гамме (т. е. тетрахорд до мажор будет C–D–E–F, ре мажор — D–E –F –G, до минор C–D–E –F и т. д.). Теоретики древнегреческой музыки XIX века полагали, что то же самое имело место и в древности, и предполагали, что существовали дорийские, фригийские или лидийские тетрахорды. Это заблуждение было разоблачено в диссертации Отто Гомбози (1939). [11]

Анализ 20-го века

[ редактировать ]

Теоретики конца 20-го века часто используют термин «тетрахорд» для описания любого набора из четырех нот при анализе музыки различных стилей и исторических периодов. [12] Выражение «хроматический тетрахорд» может использоваться в двух разных смыслах: для описания особого случая, состоящего из четырехнотного сегмента хроматической гаммы; [13] или, в более исторически ориентированном контексте, для обозначения шести хроматических нот, используемых для заполнения интервала идеальной кварты, обычно встречающегося в нисходящих басовых партиях. [14] Его также можно использовать для описания наборов из менее четырех нот, когда они используются в виде гаммы, чтобы охватить интервал чистой четверти. [15]

Атональное использование

[ редактировать ]

Аллен Форте иногда использует термин «тетрахорд» для обозначения того, что он в другом месте называет тетрадой или просто «набором из четырех элементов» - набором из любых четырех высот или классов высот . [16] В теории двенадцати тонов этот термин может иметь особое значение для любых последовательных четырех нот двенадцатитонового ряда. [17]

Незападные весы

[ редактировать ]

Тетрахорды, основанные на равнотемперированной настройке, также использовались для приближения к обычным гептатоническим гаммам, используемым в индийской, венгерской, арабской и греческой музыке. Западные теоретики XIX и XX веков, убежденные, что любая гамма должна состоять из двух тетрахордов и тона, описывали различные комбинации, предположительно соответствующие множеству экзотических гамм. Например, следующие диатонические интервалы в один, два или три полутона, всегда в сумме пять полутонов, при соединении целым шагом образуют 36 комбинаций : [18]

Нижние тетрахорды Верхние тетрахорды
3 1 1 3 1 1
2 2 1 2 2 1
1 3 1 1 3 1
2 1 2 2 1 2
1 2 2 1 2 2
1 1 3 1 1 3

Индийская система тетрахордов

[ редактировать ]

тетрахорды, разделенные полутоном , Говорят, что также особенно часто встречаются в индийской музыке. В этом случае нижний «тетрахорд» насчитывает шесть полутонов (тритон). Следующие элементы образуют 36 комбинаций при соединении на полшага. [18] Эти 36 комбинаций вместе с 36 описанными выше комбинациями образуют так называемые «72 карнатических лада». [19]

Нижние тетрахорды Верхние тетрахорды
3 2 1 3 1 1
3 1 2 2 2 1
2 2 2 1 3 1
1 3 2 2 1 2
2 1 3 1 2 2
1 2 3 1 1 3

персидский

[ редактировать ]

Персидская музыка делит интервал в кварту иначе, чем греческая. Например, Аль-Фараби описывает четыре жанра разделения четвертого: [20]

  • Первый жанр, соответствующий греческой диатонике, состоит из тона, тона и полутона, как G–A–B–C.
  • Второй жанр состоит из тона, трех четвертных тонов и трех четвертных тонов, как G–A–B. полуплоский–С.
  • Третий жанр имеет тон и четверть, три четверти тона и полутон, как G – A. полуострый–Б–С.
  • Четвертый жанр, соответствующий греческой хроматике, имеет полутон, полутон и полутон, как G–A –B–C.

Он продолжает с четырьмя другими возможными жанрами, «разделяя тон на четверти, восьмые, трети, полутрети, четверти трети и комбинируя их различными способами». [21] Позже он представляет возможные положения ладов на лютне, создавая десять интервалов, разделяющих интервал в четверть между струнами: [22]

Соотношение: 1 / 1 256 / 243 18 / 17 162 / 149 54 / 49 9 / 8 32 / 27 81 / 68 27 / 22 81 / 64 4 / 3
Название заметки: С C C С ровно на три четвертиС ровно на три четвертиД E E И полуплоскийИ Ф
Центы : 0 90 99 145 168 204 294 303 355 408 498

Если учесть, что интервал в кварту между струнами лютни ( уд ) соответствует тетрахорду, а в октаве есть два тетрахорда и мажорный тон , то получится 25-тоновая гамма. Более полное описание деления шкалы (там, где османский, персидский и арабский язык пересекаются) представляет собой 24 четверти тона (см. также арабский макам ). Следует отметить, что аль-Фараби, среди других исламских трактатов, также содержал дополнительные схемы деления, а также давал представление о греческой системе, поскольку часто включались аристоксеновские доктрины. [23]

Композиционные формы

[ редактировать ]

Тетрахорд, принципиально незавершенный фрагмент, лежит в основе двух композиционных форм, построенных на повторении этого фрагмента: жалобы и ектении.

Нисходящий тетрахорд от тоники к доминанте, обычно в миноре (например, A–G–F–E в ля миноре), использовался со времен Возрождения для обозначения плача. Хорошо известные случаи включают остинато-бас арии Дидоны « Когда меня положат в землю» в Генри Перселла « Дидоне и Энее» , «Распятие» в Иоганна Себастьяна Баха «Мессе си минор» , BWV 232 или Qui tollis в опере Моцарта . Месса до минор, КВ 427 и др. [24] Этот тетрахорд, известный как lamento («жалоба», «плач»), используется до сих пор. Вариант формы, полный хроматический спуск (например, A–G –G–F –F–E ля минор), был известен как Passus duriusculus в Фигуренлере в стиле барокко . [ нужна полная цитата ]

Существует короткая, свободная музыкальная форма эпохи романтизма , называемая жалобой или жалобой (фр.) или плачем . [25] Обычно это набор гармонических вариаций гомофонической текстуры, в которых бас проходит через какой-то тетрахорд, возможно , из предыдущего абзаца, но обычно предполагающий минорный лад . Этот тетрахорд, рассматриваемый как очень короткий основной бас , повторяется снова и снова на протяжении всей композиции.

Другая музыкальная форма того же периода — ектения , или литания (фр.), или литания (др.-анг. шпора). [26] Это также набор гармонических вариаций гомофонической фактуры, но в отличие от плача здесь тетрахордальный фрагмент – восходящий или нисходящий и, возможно, переупорядоченный – установлен в верхнем голосе на манер хоральной прелюдии . Из-за чрезвычайной краткости темы и количества требуемых повторений, а также отсутствия привязки последовательности аккордов к тетрахорду в плаче широта гармонического экскурса в литании обычно заметна.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Матисен, Томас Дж. (2001). «Греция §I: Древняя». В Сэди, С .; Тиррелл, Дж. (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (второе изд.). Лондон, Великобритания: Макмиллан. 6 Теория музыки, (iii) Аристоксенианская традиция, (d) Гаммы.
  2. ^ Чалмерс 1993 , с. 8.
  3. ^ Чалмерс 1993 , с. 103.
  4. ^ Чалмерс 1993 , с. 11.
  5. ^ «Фригийская прогрессия» , Блог классической музыки . Архивировано 6 октября 2011 г. в Wayback Machine.
  6. ^ Марсель Дюпре, Полный курс органной импровизации , 2 тома, перевод Джона Фенстермейкера. Париж: Альфонс Ледюк, 1962, 2:35. ASIN: B0006CNH8E.
  7. ^ Джозеф Шиллингер , Система музыкальной композиции Шиллингера , 2 тома. (Нью-Йорк: Карл Фишер, 1941), 1: 112–114. ISBN   978-0306775215 .
  8. ^ Джошуа Крейг Подольски, Advanced Lead Guitar Concepts (Pacific, Миссури: Мел Бэй, 2010): 111. ISBN   978-0-7866-8236-2 .
  9. ^ «Двойная гармоническая гамма и ее лады» . docs.solfege.org . Архивировано из оригинала 18 июня 2015 г. Проверено 12 апреля 2015 г.
  10. ^ Джонатан Беллман , «Стиль hongrois» в музыке Западной Европы (Бостон: Northeastern University Press, 1993): 120. ISBN   1-55553-169-5 .
  11. ^ Отто Йоханнес Гомбози, Тональность и настроение древней музыки , Копенгаген, Эйнар Мунксгаард, 1939.
  12. ^ Бенедикт Тейлор, «Модальные сборники из четырех нот в музыке Дворжака американского периода », Music Theory Spectrum 32, вып. 1 (весна 2010 г.): 44–59; Стивен Блок и Джек Даутетт, « Векторные произведения и интервальное взвешивание», Journal of Music Theory 38, вып. 1 (весна 1994 г.): 21–41; Ян Куинн, «Слушая отношения сходства», Перспективы новой музыки 39, вып. 2 (лето 2001 г.): 108–158; Джозеф Н. Штраус, « Построение двенадцати вертикалей Стравинского : аспект гармонии в серийной музыке», Music Theory Spectrum 21, вып. 1 (весна 1999 г.): 43–73; Туире Кууси, «Отношения подмножества-класса, общие высоты звука и общая интервальная структура, определяющая оценку сходства», Music Perception 25, вып. 1 (сентябрь 2007 г.): 1–11; Джошуа Б. Мэйлман , «Воображаемая драма конкурентной оппозиции в « Картера » Скриво в Венто , с примечаниями о повествовании, симметрии, количественном потоке и Гераклите», Музыкальный анализ 28, вып. 2/3 (июль – октябрь 2009 г.): 373–422; Джон Харбисон и Элеонора Кори , « Мартин Бойкан : Струнный квартет (1967): Два взгляда», Перспективы новой музыки 11, вып. 2 (весна – лето 1973 г.): 204–209; Милтон Бэббит , « Эдгар Варез : несколько наблюдений за его музыкой», Перспективы новой музыки 4, вып. 2 (весна – лето 1966 г.): 14–22; Энни К. Йих, «Анализ Дебюсси : тональность, мотивационные наборы и референтная коллекция, специфичная для определенного класса высоты», Music Analysis 19, вып. 2 (июль 2000 г.): 203–229; Дж. К. Рэндалл , « Годфри Уинэма Сочинение для оркестра», Перспективы новой музыки 2, вып. 1 (осень – зима 1963 г.): 102–113.
  13. ^ Брент Ауэрбах, «Многоуровневая полифония и ее определяющая роль в фортепианной музыке Иоганна Брамса », Журнал теории музыки 52, вып. 2 (осень 2008 г.): 273–320.
  14. ^ Роберт Голден , «Прерванный тетрахорд Бетховена и Седьмая симфония », Intégral 5 (1991): 77–100.
  15. ^ Норс С. Джозефсон, «О некоторых очевидных набросках к Восьмой симфонии Сибелиуса », Archives of Musicology 61, № 1 (2004): 54–67.
  16. ^ Аллен Форте (1973). Структура атональной музыки , стр. 1, 18, 68, 70, 73, 87, 88, 21, 119, 123, 124, 125, 138, 143, 171, 174 и 223. Нью-Хейвен и Лондон: Йельский университет. Нажимать. ISBN   0-300-01610-7 (ткань) ISBN   0-300-02120-8 (пбк). Аллен Форте (1985). «Анализ множества питч-классов сегодня». Музыкальный анализ 4, вып. 1 и 2 (март – июль: специальный выпуск: Королевского колледжа Лондонская конференция по музыкальному анализу , 1984 г.): 29–58, цитаты 48–51, 53.
  17. ^ Рейнольд Симпсон, «Новые зарисовки, старые фрагменты и Третий струнный квартет Шенберга, соч. 30», Теория и практика 17, В честь Арнольда Шенберга (1) (1992): 85–101.
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Марсель Дюпре, Полный курс органной импровизации , 2 тома, перевод Джона Фенстермейкера (Париж: Альфонс Ледюк, 1962): 2:35. ASIN: B0006CNH8E.
  19. ^ Джоанни Гроссет, «Индия. История музыки от зарождения до наших дней», Энциклопедия музыки и словарь консерватории , том. 1, Париж, Делаграв, 1914, с. 325.
  20. ^ Аль-Фараби 2001 , стр. 56–57.
  21. ^ Аль-Фараби 2001 , с. 58.
  22. ^ Аль-Фараби 2001 , стр. 165–179; Либерти Маник, Арабская тональная система в средние века (Лейден, Э. Дж. Брилл, 1969): 42; Хабиб Хасан Тума , Музыка арабов в переводе Лори Шварц. (Портленд, Орегон: Amadeus Press, 1996): 19. ISBN   0-931340-88-8 .
  23. ^ Чалмерс 1993 , с. 20.
  24. ^ Эллен Розанд, «Нисходящий тетрахорд: эмблема плача», The Musical Quarterly 65, вып. 3 (1979): 346–59.
  25. ^ Марсель Дюпре, Полный курс органной импровизации: Подготовленные упражнения , 2 тома, перевод Джона Фенстермейкера. Париж: Альфонс Ледюк, 1937): 1:14.
  26. ^ Марсель Дюпре, (1962). Полный курс органной импровизации , 2 тома, перевод Джона Фенстермейкера (Париж: Альфонс Ледюк, 1962): 2:110.

Источники

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8ec2d4a3027e08165ce70be6e654e547__1713420540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8e/47/8ec2d4a3027e08165ce70be6e654e547.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tetrachord - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)