Реквием (Окегем)
Реквием Йоханнеса Окегема (ок. 1410–1497) представляет собой полифоническую постановку римско-католической Реквиемной мессы ( Missa pro defunctis , или Месса по мертвым). Вероятно, это самая ранняя из сохранившихся полифонических постановок заупокойной мессы. Необычно то, что движения сильно различаются по стилю, и каждое использует технику перефразирования оригинального пения Сарум . В нем пять частей для двух-четырех голосов, и это одно из самых известных и исполняемых произведений Окегема.
Окегема Реквием часто считают неполным, поскольку в нем отсутствуют Sanctus , Communion или Agnus Dei . Заключительное движение, Офферторий , является самым сложным. Пустые начальные разделы Кодекса предполагают, что могло быть другое движение. Обстоятельства его составления неясны; возможно, он был написан для похорон Карла VII в 1461 году; альтернативная гипотеза состоит в том, что оно было написано после смерти Людовика XI в 1483 году.
Реквием
[ редактировать ]Этот реквием является самой ранней из сохранившихся полифонических постановок Реквиемной мессы, поскольку, возможно, более ранняя постановка Гийома Дюфе , написанная для использования Орденом Золотого Руна , не сохранилась. Это остается одним из самых известных и часто исполняемых произведений Окегема. [ 1 ]
Окегема «Реквием» необычен как по сравнению с другими его произведениями, так и с другими постановками реквиема. В каждом из движений используется техника перефразирования оригинального пения Сарума , что Окегем делал редко, и все они стилистически сильно отличаются друг от друга. Выбор частей также необычен по сравнению с другими заупокойными мессами.
Он требует четырех голосов и состоит из пяти частей:
- Вход : Вечный покой.
- Кирие
- Постепенно : Если я пойду
- Рисунок: Как олень тоскует
- Офферторий : Господь Иисус Христос
Поскольку в нем отсутствуют Sanctus , Communion или Agnus Dei , большинство ученых считают его неполным. [ 2 ] Он сохранился только в одном рукописном источнике — Кодексе Киджи . Поскольку документ, судя по всему, задумывался как полное собрание музыки Окегема, [ 3 ] эти механизмы, вероятно, были исключены, потому что они либо были недоступны переписчику, либо находились в неразборчивом состоянии. Пустые вступительные разделы в кодексе также подразумевают, что по крайней мере еще одна часть, вероятно, трехголосная постановка Причастия в более спокойном стиле, напоминающая вступительное вступление , изначально была предназначена для завершения произведения. [ 4 ] Движения, по-видимому, отсутствуют в двух других мессах, также записанных в кодексе: Ma maistresse и Fors seulement . [ 5 ]
Стиль « Реквиема Окегема» достаточно строг для обстановки мессы по умершим; действительно, отсутствие полифонических настроек реквиема до конца 15 века, вероятно, было связано с мнением, что полифония недостаточно трезва для этой цели. [ 6 ] Части произведения, особенно вступительное вступление, написаны в стиле с преобладанием высоких частот, напоминающем первую половину 15-го века, с пением самым верхним голосом ( superius ) и сопровождающими голосами, поющими в основном в параллельных движениях в искусственном бурдоне. -подобная манера. Внутри каждой части есть подразделы для двух или трех голосов, которые создают контраст с более полными четырехголосными текстурами , окружающими их, и создают ощущение кульминации - процедура, типичная для Окегема. [ 7 ]
Заключительная часть, Офферторий , является наиболее контрапунктически сложной и, возможно, была задумана как кульминация всей композиции. [ 4 ] [ 7 ]
Точная датировка Реквиема невозможна . Ричард Векслер предложил 1461 год, год смерти Карла VII , монарха, которому Окегем был в долгу и которому он, вероятно, сочинил бы реквием. [ 8 ] Если эта дата верна, то «Реквием » Окегема мог предшествовать утерянному «Реквиему» Дюфея, дата которого также является предположительной. Другая возможность состоит в том, что Окегем мог сочинить его вместо этого к смерти Людовика XI в 1483 году или даже ближе к концу своей жизни; поэт Гийом Кретен намекает на сочинение, возможно, недавнего реквиема в своей «Печали» , написанной по случаю смерти Окегема. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- Фабрис Фитч , Йоханнес Окегем: Массы и модели. Париж: Почетный чемпион-редактор, 1997. ISBN 2-85203-735-1
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк: Нортон, 1954. ISBN 0-393-09530-4
- Лиман Л. Перкинс : «Жан де Окегем», Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 9 марта 2006 г.), (доступ по подписке)
- Фабрис Фитч: «Реквием, 2», Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 9 марта 2006 г.), (доступ по подписке)
- Мейнольф Брюзер , аннотации к музыкальному компакт-диску Dabringhaus and Grimm (MDG) 605, Lamentations: Festa – Ockeghem – Gombert . 2004.
- Ричард Векслер: «Какой франко-нидерландец сочинил первую полифоническую реквиемную мессу?» Нидерландские исследования I , с. 71-6. Лэнхем (Мэриленд), 1982 год.