Месса без имени
Missa sine nomine , буквально «Месса без имени», представляет собой музыкальную постановку Ординария мессы , обычно относящуюся к эпохе Возрождения , которая не использует ранее существовавший музыкальный исходный материал, как это обычно бывает в массовой композиции. Не все мессы, основанные на свободно составленном материале, были названы так, но многие были так названы, особенно с конца 15 по 16 век.
Один из самых ранних примеров Missa sine nomine принадлежит Гийому Дюфе ( Болонья , Международный музей и музыкальная библиотека , г-жа Q15), чья Missa Resvelliés vous (ранее известная как Missa sine nomine ) датируется ранее 1430 годом, а возможно, и раньше. как 1420. [ 1 ] Возможно, оно было написано к свадьбе Карло Малатесты и Виттории ди Лоренцо в Римини . [ 2 ]
Многие другие композиторы написали «Мессы sine nomine» , в том числе Уолтер Фрай , Барбингант , Александр Агрикола , Иоганнес Тинкторис , Маттеус Пипеларе , Генрих Исаак , Пьер де ла Рю , Жоскин де Пре , Жан Мутон , Винченцо Руффо и другие.
Некоторые мессы sine nomine , то есть основанные на свободно составленном материале, на самом деле назывались по-другому: самая известная из них — Джованни Пьерлуиджи да Палестрина Missa Papae Marcelli , месса Папы Марцелла, которая, согласно несколько преувеличенной легенде, убедила Совет Трент не запрещает полифоническое письмо в литургической музыке. Кроме того, многие канонические мессы являются буквально sine nomine : Missa prolationum Иоганна Окегема и Missa ad fugam Жоскена де Пре относятся к этому типу, как и поздняя Missa sine nomine Жоскена, в которой он возвращается с новым взглядом на композиционные проблемы, которые он впервые был рассмотрен в его ранней фугаме Missa Ad . [ 3 ] [ 4 ] Миф, возникший со времен Тридентского собора, заключался в том, что Missa sine nomine скрывала светскую мелодию, и ожидалось, что слушатели «поймут шутку»; однако практика написания месс на свободно составленном материале возникла еще до Тридентского собора и Контрреформации . [ 3 ]
20 век
[ редактировать ]В 1977 году Леон Шидловски написал произведение, которое назвал Misa Sine Nomine и посвятил чилийскому правозащитнику Виктору Харе ; текст представляет собой сопоставление части мессы с библейскими стихами на иврите и современными текстами, и он написал его для различных комбинаций рассказчика, хора, органа и ударных инструментов.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Кросс, MQ
- ^ Планчарт, цитируется в примечаниях к программе Da Camera.
- ^ Перейти обратно: а б Локвуд/Киркман, Гроув онлайн
- ^ Блоксам, в Шерр, стр. 204-209
Ссылки
[ редактировать ]- Рональд Кросс, обзор записи Capella Cordina под руководством Алехандро Планчарта , в The Musical Quarterly, Vol. 60, № 1 (январь 1974 г.), стр. 154-159.
- Примечания к программе концерта 3 февраля 2007 г. в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Льюис Локвуд / Эндрю Киркман, Массачусетс, II. Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 19 апреля 2007 г.), (доступ по подписке)
- Дженнифер Блоксам, «Мессы на полифонических песнях», Шерр, Ричард , изд. Компаньон Жоскен . Оксфорд: Оксфордский университет. Пресс, 2000. ISBN 0-19-816335-5 .