Согласованный
Концертато — термин в музыке раннего барокко, обозначающий жанр или стиль музыки , в котором группы инструментов или голосов разделяют мелодию, обычно попеременно и почти всегда поверх бассо континуо . Этот термин происходит от итальянского концерта , что означает «играть вместе» — следовательно, концертато означает «в стиле концерта». В современном использовании этот термин почти всегда используется как прилагательное, например, «три пьесы из набора выполнены в стиле концертато ».
несколько упрощенное, но полезное различие между концертато и концертом Можно провести : стиль концертато предполагает контраст между противоположными группами голосов и группами инструментов; стиль концерта , особенно когда он развился в концерто гроссо позднее в эпоху барокко, предполагает контраст между большие и малые группы схожего состава (позже названные «рипиено» и «концертино»).
Стиль развился в Венеции в конце 16 века, главным образом благодаря работам Андреа и Джованни Габриэли , которые работали в уникальном акустическом пространстве базилики Святого Марка . Различные хоры или инструментальные группы занимали позиции поперек базилики друг от друга: из-за задержки звука от одной стороны к другой в большом и акустически «живом» пространстве добиться идеального унисона было сложно, и композиторы обнаружили, что фантастически эффектная музыка может состоять из хоров, поющих друг другу, как бы в стерео; все это сопровождалось органом или другими группами инструментов, расположенными таким образом, чтобы можно было одинаково хорошо слышать каждую группу. Написанная там музыка быстро исполнялась повсюду, а композиции в новом стиле «концертато» быстро стали популярны и в других частях Европы (сначала в северной Италии , затем в Германии и остальной Италии, а затем постепенно и в других частях континента). Другой термин, иногда используемый для этого антифонного использования хоров в соборе Святого Марка, был кори спеццати . См. также венецианский полихоральный стиль и венецианскую школу .
В начале 17 века почти вся музыка с голосами и бассо континуо называлась концертом , хотя такое использование этого термина значительно отличается от более современного значения (сольный инструмент или инструменты в сопровождении оркестра). Часто духовная музыка в стиле концертато в начале 17 века происходила от мотета : тексты, которые сто лет назад были положены для голосов a cappella , поющих в плавной полифонии , теперь были бы положены для голосов и инструментов в концертато. стиль. Этим произведениям, которые больше не всегда назывались мотетами, давали различные названия, включая концерт , псалом (если это псалом), симфонию или симфонию (например, в трех книгах Генриха Шютца о Symphoniae Sacrae ).
Стиль концертато сделал возможным сочинение чрезвычайно драматичной музыки — одно из характерных новшеств раннего барокко .
Композиторы музыки в стиле концертато.
[ редактировать ]- Джованни Кроче
- Игнацио Донати
- Андреа Габриэли
- Джованни Габриэли
- Алессандро Гранди
- Иоганн Каспар Керлл
- Клаудио Монтеверди
- Майкл Преториус
- Сэмюэл Шейдт
- Иоганн Герман Шайн
- Генрих Шютц
- Лодовико Виадана
Источники
[ редактировать ]- Манфред Букофзер , Музыка эпохи барокко . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1947 год. ( ISBN 0-393-09745-5 )
- Новый Гарвардский музыкальный словарь , изд. Дон Рэндел. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета, 1986. ( ISBN 0-674-61525-5 )
- Статья «концертато» в Словаре музыки и музыкантов New Grove , под ред. Стэнли Сэди . 20 том. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980 г. ( ISBN 1-56159-174-2 ) [ нужна полная цитата ]