Фортепианное трио
Фортепианное трио — это группа фортепиано и двух других инструментов, обычно скрипки и виолончели произведение, , или музыкальное написанное для такой группы. Это одна из наиболее распространенных форм классической камерной музыки . Этот термин также может относиться к группе музыкантов, которые регулярно вместе исполняют этот репертуар; информацию о ряде известных фортепианных трио см. ниже.
Термин «фортепианное трио» также используется для джазовых трио , где он чаще всего обозначает пианиста в сопровождении баса и барабанов, хотя также может фигурировать гитара или саксофон.
Форма
[ редактировать ]Произведения под названием «Фортепианное трио», как правило, имеют ту же форму, что и соната . Первоначально это была трехчастная форма, хотя у некоторых Гайдна есть две части. Моцарту в пяти поздних произведениях обычно приписывают преобразование аккомпанируемой клавишной сонаты, в которой по существу необязательная виолончель удваивает бас левой руки на клавиатуре, в сбалансированное трио, которое с тех пор стало центральной формой камерной музыки. В начале 19 века, особенно Бетховена , этот жанр считался более подходящим для четырехчастной формы. Фортепианные трио, построенные в сонатной традиции, разделяют общие проблемы таких произведений своей эпохи и часто непосредственно отражают симфоническую практику с отдельными движениями, изложенными в соответствии с пониманием композитором сонатной формы .
В классическую эпоху домашнее музицирование сделало фортепианное трио очень популярным жанром для аранжировок других произведений. Например, Бетховен переписал свои первые две симфонии для фортепианного трио. Таким образом, существует большое количество произведений в аранжировках для фортепиано, скрипки и виолончели, которые обычно не называются и не нумеруются как фортепианные трио, но, тем не менее, являются частью общего жанра. К ним относятся отдельные части, а также наборы вариаций, такие как Вариации Бетховена на тему «Ich bin der Schneider Kakadu», соч. 121a и вариации ми-бемоль мажор, соч. 44.
После классической эпохи продолжают писать произведения для фортепиано и двух инструментов, которые не представлены, как в сонатной традиции, и не представляют собой аранжировки других произведений. Многие из этих отдельных произведений популярны в концертных программах, например «Элегия» Сука.
Отдельные статьи о произведениях для фортепианного трио см. в разделе «Категория: Композиции для фортепианного трио» .
Роль трёх инструментов
[ редактировать ]В фортепианных трио классической эпохи, особенно Гайдна , преобладает фортепианная партия. [ 1 ] Скрипка играет мелодию только определенное время, а когда это происходит, ее часто дублирует фортепиано. Партия виолончели очень подчинена, обычно она просто удваивает басовую партию фортепиано. Считается, что эта практика была связана со звучностью инструментов времен Гайдна: фортепиано было довольно слабым и «звенящим» по тону, и его тон получал усиление других инструментов. [ 2 ] трио Моцарта Пять поздних ( К. 496 и позже) обычно означают уверенное появление формы, внимание к сбалансированным голосам и трехчастному диалогу.
Трио Бетховена продолжили композиционные задачи, начатые Моцартом. Новая идея равенства так и не была реализована полностью; степень его реализации варьируется от одной композиции к другой, а также от движений внутри одной композиции. Конечно, к середине девятнадцатого века все три инструмента были модифицированы, чтобы иметь очень мощный звук. [ нужна ссылка ] и каждый может выстоять в современном ансамбле.
Более ранние трио теперь часто исполняются и записываются с использованием аутентичных инструментов , для которых они были изначально написаны. Такие исполнения восстанавливают звуковой баланс, которого ожидал композитор, и оказались популярными.
Другие комбинации
[ редактировать ]Тем не менее некоторые довольно редкие комбинации инструментов послужили вдохновением для создания нескольких выдающихся произведений.
- Гайдн написал три трио для флейты, виолончели и фортепиано ( H. 15/15-17), сочетание, для которого Карл Мария фон Вебер написал также одно произведение (соч. 63) .
- Бетховен написал свое Трио соль мажор WoO 37 (1786) для флейты, фагота и фортепиано.
- Михаил Глинка написал свое Патетическое трио ре минор для кларнета, фагота и фортепиано, хотя оно также исполняется со скрипкой или виолончелью, заменяющими кларнет или фагот соответственно.
- Трио Франсиса Пуленка для гобоя, фагота и фортепиано op. 43 (1926).
- , соч Примером трио валторны, скрипки и фортепиано является Трио Брамса . 40 ми-бемоль и Дьердя Лигети 1982 года Трио для скрипки, валторны и фортепиано .
- Моцарта Трио с кларнетом включают такие шедевры, как Кегельштаттское трио и произведения Бетховена, Брамса и Бартока; многие другие произведения перечислены в трио кларнет-скрипка-фортепиано , трио кларнет-альт-фортепиано и трио кларнет-виолончель-фортепиано .
- Игнац Лахнер написал все свои шесть фортепианных трио для скрипки, альта и фортепиано.
- Формирование джазового трио из саксофона, фортепиано и ударных инструментов было воспринято как альтернативное «фортепианное трио» в области современной классической музыки , первоначально Trio Accanto, которое с 1994 года заказало более 100 произведений для этой комбинации. Для исполнения этого репертуара было сформировано еще несколько трио.
Примеры фортепианных трио, сохранившихся и несуществующих
[ редактировать ]
Среди наиболее известных таких групп есть или были:
- Альтенберг Трио (Австрия)
- Аматис Трио (Нидерланды)
- ACTS Trio (Берлин, Германия)
- Мария Баптист [джазовое] Трио (Берлин, Германия)
- Трио Истомин-Штерн-Роуз , состоящее из Евгения Истомина , Айзека Штерна и Леонарда Роуза . (США)
- Один, состоящий из Альфреда Корто , Жака Тибо и Пабло Казальса , ранее в 20 веке.
- Трио Спиваковского, состоящее из Яши Спиваковского , Тосси Спиваковского и Эдмунда Курца , ранее в 20 веке.
- Трио Калихштейн -Ларедо-Робинсон (США)
- The Beaux Arts Trio (США), чье стремление использовать одних и тех же музыкантов на каждом концерте положило начало новому поколению групп с такой же преданностью своему делу; несуществующий
- Трио Ситковецкого (Великобритания) в составе Александра Ситковецкого , Ву Цяня и Исанга Эндерса.
- Trio di Trieste (Италия) в составе Дарио Де Роса , Ренато Занеттовича и Либеро Ланы / Амедео Балдовино ; несуществующий
- Трио «Ax-Kim-Ma», состоящее из Эмануэля Экса , Янг-Ука Кима и Йо-Йо Ма (США)
- Героическое трио (США)
- Ан Трио (США/Корея)
- Трио Бородина (США)
- Трио Фонтенэ (Германия)
- Трио Селеста (США) в составе Кевина Квана Лукса , Ирины Кречковской и Росса Гасворта.
- Сук Трио (Чехия)
- Флорестан Трио (Великобритания)
- Гринвичское трио (Великобритания)
- ( Трио грифонов Канада)
- Оберлинское трио (США)
- Альма Трио (США)
- Трио Вега (Испания)
- Трио Кандинский (США)
- Трио Странник (Франция)
- Гайдн Трио Айзенштадт (Австрия): Харальд Косик , Ханнес Градволь , Бернд Градволь / Верена Стурж .
- Бамбергское трио (Германия)
- Петроф Фортепианное Трио (Чехия)
- Манхэттенское фортепианное трио (США)
- Spiral Piano Trio (Бельгия)
- Ксонор Трио (США)
- Ванич Трио (США)
- Венское фортепианное трио (Австрия)
- Штутгартское фортепианное трио (немецкий) [ 3 ]
- Голландское трио (Германия/Нидерланды)
Известные произведения для фортепианного трио
[ редактировать ]- Антона Аренского Фортепианное трио № 1 ре минор
- Людвига ван Бетховена Трио , особенно Фортепианное трио № 7 си-бемоль мажор «Эрцгерцог», соч. 97
- Иоганнеса Брамса Фортепианные трио № 1 си мажор , соч. 8 , № 2 до мажор, соч. 87 и № 3 до минор, соч. 101
- Эллиота Картера (2012) Эпиграммы
- Фредерика Шопена , Фортепианное трио соль минор соч. 8
- Антонина Дворжака . Фортепианное трио №1 4 ми минор («Думки»), соч. 90
- Фортепианное трио Габриэля Форе , соч.
- Йозефа Гайдна , 45 фортепианных трио особенно написанные с середины 1780-х годов.
- Чарльза Айвза , Фортепианное трио 1911 год.
- Ференца Листа Венгерские рапсодии № 9 и № 12
- Феликса Мендельсона. Два фортепианных трио
- Вольфганга Амадея Моцарта Фортепианные трио , особенно № 3 , 4 и 5.
- Элегические трио Сергея Рахманинова № 1 соль минор и № 2 ре минор
- Трио Мориса Равеля для фортепиано, скрипки и виолончели.
- Камиля Сен- Санса Фортепианное трио № 1 и Фортепианное трио № 2
- Франца Шуберта Фортепианное трио № 1 и № 2
- Шуман Клары Фортепианное трио
- Роберта Шумана и Фортепианное трио № 1 ре минор Фортепианное трио № 3 соль минор
- Дмитрия Шостаковича Фортепианное трио № 2 ми минор
- Бедржиха Сметаны Трио для фортепиано, скрипки и виолончели
- Петра Ильича Чайковского , Фортепианное трио ля минор соч.
См. также
[ редактировать ]- Фортепиано в шесть рук
- Скрипка
- Виолончель
- Репертуар фортепианного трио
- Тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано.
- Трио кларнет-скрипка-фортепиано
- Трио кларнет-альт-фортепиано
- Трио кларнет-виолончель-фортепиано
- Трио гобой, фагот и фортепиано
- квартет фортепиано
- Фортепианный квинтет
- Фортепианный секстет
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уилок, Гретхен (1999). «Возвращение к классическому репертуару: инструменты, исполнители и стили (стр. 109–131)». В Паракиласе, Джеймс (ред.). Фортепианные роли: Триста лет жизни с фортепиано . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. п. 115.
- ^ Розен, Чарльз (1997). «ВИ.2». Классический стиль: Гайдн, Моцарт, Бетховен . Нью-Йорк: Нортон. п. 353 .
- ^ Фото: тур по Южной Африке.