Тосси Спиваковский
Тосси Спиваковский | |
---|---|
![]() | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Nathan Davidovich Spivak |
Рожденный | Одесса, Императорская Россия | 23 декабря 1906 г.
Умер | 20 июля 1998 г. Вестпорт, Коннектикут | ( 91 год
Жанры | Классическая музыка |
Род занятий | Вундеркинд, виртуоз, солист, педагог |
Инструмент | Скрипка |
Натан «Тосси» Спиваковский (23 декабря 1906 [ OS 10 декабря 1906] - 20 июля 1998), еврей , Российской уроженец в Германии империи и получивший образование , скрипач- виртуоз, считался одним из величайших скрипачей 20-го века.
Биография
[ редактировать ]Тоссий Спиваковский родился в Одессе , которая в 1906 году еще входила в состав Российской империи. Из-за растущей угрозы погромов его семья переехала в Берлин, где он учился у Арриго Серато. [ 1 ] в частном порядке, а затем с Вилли Хессом в Берлинской высшей школе музыки . Одаренный скрипач, он дал свой первый сольный концерт в 10 лет. Вместе со своим старшим братом Якобом «Яшей». [ 2 ] (1896–1970), известный концертирующий пианист, Тосси совершил свой первый концертный тур по Европе в 13 лет, выступая в качестве солиста с оркестрами в ряде стран, включая Голландию, Англию, Норвегию, Швецию и Данию, в 1919 году, где братья играл за датскую королевскую семью. В 18 лет, после того как талант заметил Вильгельм Фуртвенглер , Спиваковский стал самым молодым концертмейстером, нанятым Берлинской филармонией . Два года спустя он уехал, чтобы продолжить сольную карьеру в Европе.
В 1920-е годы он и его брат Яша выступали вместе в составе Дуэта Спиваковского. основали получившее широкое признание Трио Спиваковского-Курца В 1930 году Тосси и Яша вместе с виолончелистом Эдмундом Курцем . [ 3 ] Трио гастролировало по Австралии в 1933 году, когда нацистская партия пришла к власти в Германии, временно положив конец европейской карьере Спиваковского. В результате он остался в Мельбурне , Австралия. Он отправил телеграммой предложение руки и сердца девушке, которую встретил в Германии, доктору Эрике Липскер (или Зарден), филологу и историку эпохи Возрождения, которая вскоре отплыла в Мельбурн и стала его женой на 63 года. [ 4 ] Все три участника трио Спиваковского-Курца вошли в преподавательский состав консерватории Мельбурнского университета Музыкальной консерватории .
Спиваковский, младший из девяти детей, принадлежал как к музыкальной, так и к творческой семье. Его старший брат Симеон, фотограф и скульптор, также создавал прекрасные рисунки. Его брат Альберт, выдающийся пианист, также играл на виолончели и дирижировал оркестрами в Германии и Дании. Другой брат, скрипач и виолончелист Исаак «Исси» (1902–1977), который учился игре на скрипке у Вилли Гесса и игре на виолончели у Хьюго Беккера и Грегора Пятигорского , также эмигрировал в Австралию в 1934 году и на 28 лет (1937–1965) преподавал игру на скрипке, альте и виолончели в Шотландском колледже в Мельбурне . Адольф (1891–1958), бас-баритон, также переехал в Мельбурн в 1934 году и преподавал в университетской консерватории, где среди его учеников были сопрано Гленда Рэймонд. [ 5 ] и Сильвия Фишер . Говорят, что из трех сестер Спиваковского - Клэр, Эсфиры и Бетти - Клэр и Бетти обладали прекрасными певческими голосами.
В 1939 году Спиваковский эмигрировал в США на пароходе «Монтеррей» с женой и маленькой дочерью и поселился в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк . В 1940 году он дебютировал в Нью-Йорке в Ратуше. Он стал концертмейстером Кливлендского оркестра в 1942 году под руководством Артура Родзинского , в этом качестве также часто выступая в качестве солиста. В 1943 году Родзинский пригласил его представить премьерное исполнение Скрипичного концерта № 2 Бартока в США , в Кливленде штат Огайо. Спиваковский впоследствии дал этому произведению первые исполнения в Нью-Йорке и Сан-Франциско . Сам Барток охарактеризовал исполнение Спиваковским своего скрипичного концерта в Нью-Йорке как «первоклассное». Его исполнение этого концерта, вызвавшее необычайное признание критиков, положило начало его карьере солиста в США. По словам критика Альфреда Франкенштейна из San Francisco Chronicle , игра Спиваковского была «лучшей игрой на скрипке поколения!» Критик Вирджил Томсон из New York Herald Tribune писал: «Такое неизменное благородство тона, такая равномерность окраски гаммы и, что самое необычное, такая безупречная высота звука... заставляли немного ахнуть». «Было ли это лучшим со времен Хейфеца», - спросил Франкенштейн после исполнения Скрипичного концерта Бартока в 1948 году, «или это было просто лучшее, и точка?» После нью-йоркского исполнения Спиваковским скрипичного концерта Джан Карло Менотти в обзоре, опубликованном в выпуске Time от 3 мая 1954 года , заявил: «Как всегда, его тон был пышным, его высота безупречна, и он вдохнул в музыку полнокровную жизнь». В той же статье Спиваковский назван «одним из самых блестящих ныне живущих скрипачей».
Спиваковский был солистом в премьерных исполнениях Киршнера Леона «Концертной сонаты» и «Песни и вечного движения» Дэвида Даймонда . В сопровождении Нью-Йоркского филармонического оркестра он дал в Нью-Йорке премьеры скрипичных концертов Фрэнка Мартина и Карла Нильсена . Он сочинил свои собственные каденции для скрипичного концерта Бетховена , которые были опубликованы в 1964 году издательством Breitkopf & Härtel , Висбаден, № 6460. Он также сочинил каденции для всех пяти скрипичных концертов Моцарта , опубликованных в 1967 году Вильгельмом Циммерманом , Франкфурт-на-Майне. На протяжении более четырех десятилетий в лице Columbia Artists Management он много путешествовал по США, Канаде, Южной Америке, Израилю и Европе, давая сольные выступления. Он также нашел время преподавать игру на скрипке и камерную музыку в Джульярдской школе в Нью-Йорке с 1974 по 1989 год.

Чтобы добиться от своего инструмента максимально богатого и яркого звука, Спиваковский разработал новаторский метод смычка, который был подробно описан в книге Гейлорда Йоста «Спиваковский способ смычка». [ 6 ] В течение всей жизни стремясь исполнять свой репертуар так, как того хотели композиторы, он искал и исследовал их оригинальные ноты. Когда он сделал открытие, что Бах хотел, чтобы определенные аккорды в его сольных скрипичных произведениях исполнялись без арпеджио , он написал статью под названием «Проблема арпеджио в музыке Баха для скрипки соло», которая была опубликована в февральском номере журнала Musical America за 1954 год. Более поздняя статья Спиваковского под названием «Полифония в произведениях Баха для скрипки соло», опубликованная в 1967 году в журнале The Music Review, Vol. 28, № 4, доказывает предпочтение Баха. Услышав в 1957 году запись Эмиля Тельмани произведений Баха для скрипки соло, играемой изогнутым смычком , Спиваковский купил себе смычок VEGA BACH у Кнуда Вестергаарда из Дании. Использование изогнутого смычка для Баха позволило ему с тех пор исполнять целые четырехструнные аккорды сонат и партит Баха с большей легкостью и звучностью. В устной речи о своем живом исполнении «Чаконы», выпущенной теперь лейблом DOREMI, [ 7 ] Спиваковский объяснил свою мотивацию использования изогнутого лука.
Почетные докторские степени
[ редактировать ]- Университет Фэрфилда , Фэрфилд, Коннектикут, 26 апреля 1970 г.
- Кливлендский институт музыки , Кливленд, Огайо, 5 июня 1975 года.
LP-записи
[ редактировать ]Для следующих пластинок скрипкой Тосси Спиваковского, которую он продал в 1972 году, была скрипка Макмиллан Страдивари 1721 года :
- И. С. Бах , Соната № 1 соль минор, без аккомпанемента, на Columbia LP Masterworks, 1950.
- Барток , Соната для скрипки № 2, Румынские танцы, с Артуром Бальзамом , фортепиано, в Концертном зале Общества . Это была первая студийная запись Сонаты для скрипки № 2 Бартока с Артуром Бальзамом, выпущенная в конце 1947 года. (Более ранняя версия, написанная композитором в сопровождении Джозефа Сигети , была живым исполнением и выпущена только позже.)
- Бетховен , Соната для скрипки № 8 соль мажор, соч. 30, с Робертом Корнманом, фортепиано, на Columbia LP Masterworks, 1950.
- Бетховен, Соната для скрипки № 10 соль мажор, соч. 96, с Рудольфом Фиркусным , фортепиано, на Columbia LP Masterworks, 1951.
- Леон Киршнер , Концерт для скрипки, виолончели, 10 духовых и ударных под управлением композитора с Альдо Паризо , виолончель, на Epic Stereorama.
- Менотти , Концерт для скрипки с оркестром под управлением Чарльза Мунка с Бостонским симфоническим оркестром на канале RCA Victor, 1952 год.
- Лерой Робертсон , Концерт для скрипки с оркестром под управлением Мориса Абраванеля с Симфоническим оркестром Юты на Vanguard.
- Сибелиус , Концерт для скрипки с оркестром ре минор под управлением Тауно Ханникайнена с Лондонским симфоническим оркестром на Эвересте.
- Стравинский , Концерт для скрипки с оркестром под управлением Мориса Абраванеля с Симфоническим оркестром Юты на Vanguard.
- Чайковский , Концерт для скрипки с оркестром ре мажор под управлением Вальтера Гёра с Лондонским симфоническим оркестром на Эвересте.
Записи на компакт-диске
[ редактировать ]- Бартока Скрипичный концерт № 2 на компакт-диске № 6 набора « Пьер Монте в Бостоне»: «Сокровище концертных выступлений 1951–1958» на CODAEX Records.
- Сборник коротких пьес Баззини, Муре, Рафа, Глюка, Блоха, Крейслера, Паганини, Дворжака, Бетховена, Брамса, Венявского, Сарасате на PEARL, Pavilion Records LTD. (Переиздано из ряда записей Спиваковского, сделанных на лейблах Parlophone и Decca в 1920-е годы. Ему аккомпанировали на фортепиано его братья Яша и Альберт.)
- 24 каприса Паганини для скрипки и фортепиано с Лестером Тейлором, фортепиано, на Omega Record Group, Inc.
- Сибелиуса Концерт для скрипки под управлением Тауно Ханникайнена с Лондонским симфоническим оркестром на платформе Omega, Everest Record Group, Inc.
- Стравинского Концерт для скрипки под управлением Мориса Абраванеля с Симфоническим оркестром Юты на студии Vanguard Classics, Omega Record Group, Inc.
- Чайковского Концерт для скрипки с оркестром под управлением Вальтера Гёра с Лондонским симфоническим оркестром на студии Vanguard Classics, Omega Record Group, Inc.
Концертные записи на компакт-диске
[ редактировать ]Производство, реставрация и ремастеринг с катушечных лент и ацетата компании DOREMI [1]
- Бах Чакона для скрипки соло из Партиты № 2 , прямая трансляция, исполнение со смычком VEGA BACH, Шведское радио, Стокгольм, 26 января 1969 г.
- Бетховена Концерт для скрипки с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Америго Марино, 21 декабря 1963 г.
- Брамса Концерт для скрипки с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Йозефа Крипса , 7 декабря 1961 года.
- Мендельсона Концерт для скрипки с оркестром Нью-Йоркского филармонического оркестра под управлением Пола Пэрэя , 17 ноября 1956 года.
- Бартока Концерт для скрипки № 2 Нью-Йоркского филармонического оркестра под управлением Артура Родзинского, первоначально записанный на ацетате, 14 октября 1943 года.
- Прокофьев Концерт для скрипки № 2 Нью-Йоркского филармонического оркестра под управлением Томаса Шипперса , 19 ноября 1959 года
- Мартин, Фрэнк Скрипичный концерт Нью-Йоркского филармонического оркестра под управлением Роберта Ла Марчина, 19 декабря 1963 г.
- оркестром Чайковского Концерт для скрипки с Стокгольмского филармонического оркестра под управлением Нильса Гревиллиуса , 8 февраля 1960 года.
- Шуман, Скрипичный концерт Уильяма Филармонического оркестра Буффало под управлением Лукаса Фосса , 23 января 1966 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Лопперт, Макс; Рамот, Наама (2007). «Спиваковский, Тосси» . Энциклопедия иудаики .
- ^ Кэтрин Дж. Стивенс (2002). «Спиваковский, Яша (1896–1970)» . Австралийский биографический словарь .
- ^ «Эдмунд Курц» . Independent.co.uk . 10 октября 2011 г.
- ^ «Поговорим об интересных людях: доктор Эрика Спиваковски» . Австралийский женский еженедельник . 9 января 1937 г. с. 2.
- ^ «Гленда Рэймонд, сопрано, 1922–2003» . Музыкальная сеть International.
- ^ Volkwein Bros. Inc., 1949, Питтсбург.
- ^ «Шумский» .
Источники
[ редактировать ]
- Яша Спиваковский , Австралийский биографический словарь
- некролог , The New York Times , 27 июля 1998 г.
- Международная музыкальная сеть
Внешние ссылки
[ редактировать ]- [2] Фильм Тосси Спиваковского, снятый в 1950 году.
- 1906 рождений
- 1998 смертей
- Еврейские классические скрипачи
- Мужские классические скрипачи
- Американские скрипачи-мужчины
- Одесские евреи
- Американский народ украинско-еврейского происхождения
- Эмигранты из Российской империи в Германию
- Немецкие эмигранты в Австралии
- Австралийские эмигранты в США
- Академический состав Мельбурнского университета
- Преподаватели Джульярдской школы
- Американские музыканты 20-го века
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Американские классические скрипачи ХХ века