Яша Спиваковский
![]() | Судя по всему, основной автор этой статьи тесно связан с ее предметом. ( январь 2016 г. ) |
Яша Спиваковский | |
---|---|
![]() | |
Справочная информация | |
Рожденный | Киев , Киевская губерния , Российская империя (современная Украина ) | 18 августа 1896 г.
Умер | 23 марта 1970 г. Мельбурн, Австралия | ( 73 года
Жанры | Классический |
Род занятий | Виртуоз, вундеркинд |
Инструмент | Фортепиано |
Яша Спиваковский (18 августа 1896 - 23 марта 1970) был родившимся в Российской империи австралийским пианистом- виртуозом ХХ века. [ 1 ] его прозвали вундеркиндом, но В Одессе чуть не убили императорской гвардией во время погрома 1905 года . [ 2 ] Он бежал в Берлин и был объявлен наследником Антона Рубинштейна. [ 3 ] и сравнивают с Игнацием Падеревским и Терезой Карреньо. [ 4 ] Имперской России перед тем, как попасть в тюрьму как иностранец, враг во время Первой мировой войны. [ 5 ] В межвоенный период он стал всемирно признанным как один из величайших пианистов мира. [ 6 ] и считается в Европе лучшим из ныне живущих интерпретаторов Брамса . [ 7 ] Он также сформировал трио , которое с феноменальным успехом гастролировало по Европе и было объявлено лучшим в мире. [ 8 ] предупредил его В начале 1933 года Рихард Штраус в секретном послании, закодированном под музыку. [ 9 ] что он стал мишенью нацистов из-за своего еврейского происхождения. [ 10 ] Он бежал в Австралию за несколько дней до захвата власти нацистами и приостановил свою музыкальную карьеру, чтобы помочь людям бежать из Третьего рейха . [ 11 ] После Второй мировой войны он вернулся на сцену и поразил самых строгих критиков силой, глубиной и зрелостью своих интерпретаций. [ 12 ] Хотя его слава потускнела после того, как он прекратил гастроли, поскольку он не делал коммерческих (сольных) студийных записей, его новое открытие было вызвано в 2015 году первыми релизами его живых выступлений. [ 13 ] Они вызвали немалое волнение среди любителей музыки и побудили некоторых экспертов объявить Спиваковского одним из величайших пианистов, которых они когда-либо слышали. [ 14 ]
Музыкальная биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Яша Спиваковский родился в маленькой деревне недалеко от Киева , Российская империя, в семье музыкантов с 400-летней историей. [ 15 ] Он начал играть на фортепиано без подсказки в три года: услышав уличного музыканта на улице под квартирой своей семьи, он воспроизвел мелодию на семейном фортепиано и добавил безупречный аккомпанемент левой рукой. Его обучал отец до шести лет, пока семья не переехала в Одессу, чтобы он мог получить профессиональные инструкции. [ 16 ] В следующем году его обнаружил Йозеф Хофманн , который отметил его «большой лиризм и большой технический потенциал». [ 17 ] и помог организовать прослушивание у импозантного директора Московской консерватории Сафонова Василия . Сафонов предложил свое личное обучение в консерватории и предоставил письменное одобрение, которое начиналось так: «Я сегодня слушал игру Яши Спиваковского и нашел в этом ребенке редкий, выдающийся талант». [ 18 ] Однако ограничения на въезд евреев в Москву не позволили бы его семье сопровождать его, а семилетний мальчик был слишком мал, чтобы воспользоваться этой возможностью в одиночку.
Вместо этого он начал давать концерты в Одессе и был широко прославлен как вундеркинд , несмотря на то, что некоторые местные жители шептались, что его удивительные музыкальные способности, должно быть, являются результатом колдовства. После одного аншлагового концерта жена одесского губернатора подарила ему рояль. [ 19 ] В следующем году его чуть не убили, когда расистская толпа уничтожила одесскую еврейскую общину во время погрома 1905 года . Когда эта банда ворвалась в их многоквартирный дом и убила арендатора первого этажа, семья Спиваковских забралась на крышу, где они могли видеть казачьих гвардейцев приближающихся верхом . Вместо того, чтобы подавить насилие, охранники открыли по ним огонь, и отчаянный толчок сестры на долю секунды спас Спиваковского от пули, направленной ему в голову. Семья сбросила пожарную лестницу и пять дней пряталась под соломой в подвале дома, принадлежавшего польскому католику. Когда они вышли, они обнаружили, что все их вещи были разграблены, а рояль выброшен с балкона пятого этажа и разбит вдребезги. [ 20 ]
Спиваковский давал концерты, чтобы поддержать обездоленную семью и накопить деньги для их переезда в более безопасную страну. В 1906 году он снова играл у Хофмана , который особенно отметил «замечательные способности этого молодого пианиста в использовании педали». [ 21 ] В следующем году он играл при переполненном зале в Одесском городском театре , и «Одесские новости» опубликовали следующую рецензию: «Публика сразу почувствовала присутствие таланта и поддалась инстинктивному настроению ребенка. Это был девятилетний пианист Яша. Спиваковский, о котором так много говорили в Одессе. Глупо спорить. Конечно, это талант огромный, выдающийся и до сих пор жуткий и врожденный. непонятно в таком возрасте – но оно свое и врожденное. Техника врожденная, как и музыкальная интерпретация, тоже своя и врожденная, чисто инстинктивная. И везде… – завораживающая и захватывающая аудитория способность. оживить каждое произведение и придать ему одухотворенность. Оказывается, в этом и есть отличительный феномен таланта Яши Спиваковского». [ 22 ]
Он был награжден ученичеством в консерватории Клиндворт-Шарвенка в Берлине, где на факультете входили прямые ученики Ференца Листа и Антона Рубинштейна , такие как Карл Клиндворт и Альберто Йонас . Развитием Спиваковского там руководил известный педагог , [ 23 ] пианист [ 24 ] и исполнитель ансамбля профессор Мориц Майер-Махр , который позже является автором тома «Техника игры на фортепиано» при официальном одобрении Артура Никиша , Ойгена д'Альберта , Ферруччо Бузони , Отто Нейтцеля , Морица Розенталя и Эмиля фон Зауэра . [ 25 ] Майер-Махр объявил Спиваковского «без сомнения одним из величайших талантов нашего времени», а директор консерватории, композитор и дирижер Роберт Робичек (который учился у Антонина Дворжака ) повторил: «В моем опыте не было подобных случаев столь значимого музыкальный интеллект и ритмический дар». [ 26 ] В десять лет Спиваковский начал давать концерты в Берлине, и известный критик заметил: «Больше всего публике понравился Яша Спиваковский из Одессы, который только что достиг школьного возраста. Он продемонстрировал такое музыкальное понимание и такой технический потенциал, что невозможно было не заметить с большим интересом с нетерпением жду его будущего развития». В тринадцать лет он превзошел взрослых и был удостоен премии Блютнера . [ 27 ] Судьи финального раунда Ферруччо Бузони , Осип Габрилович и Леопольд Годовский сидели за ширмой, где выступали участники, чтобы избежать какой-либо предвзятости из-за молодости Спиваковского. [ 28 ]
Теперь Майер-Махр решил, что Спиваковский готов дебютировать как профессионал, и выбрал Лейпциг местом проведения из-за его репутации самых жестких критиков в Европе. Спиваковский поразил этих критиков и был провозглашен «Новым Антоном Рубинштейном ». [ 29 ] Газета «Лейпцигер Цайтунг» сообщала: «Своим воодушевлением он напоминает Антона Рубинштейна, а лаконичностью выражения — Бюлова . [ 30 ] Затем он отправился в турне по Европе и выступал с ведущими дирижерами, включая Виллема Менгельберга . Газета Berliner Lokal-Anzeiger предсказала: «Яша Спиваковский призван к великим свершениям». [ 31 ] Корреспондент Hamburger заявил: «Самый сильный талант, с которым я столкнулся за последнее десятилетие». [ 32 ] а бреслауерская газета Morgen-Zeitung задавалась вопросом: «Кто объяснит этого чудо-гения?» [ 33 ] Он также выступал за королевские семьи Германии, Румынии , Дании , Болгарии , Сербии и Черногории и давал сольный концерт в Одессе во время грозной метели . Спустя годы Владимир Горовиц рассказал, как это выступление вдохновило его: «Когда мне было четыре года, в России моя мать тащила меня по сугробам глубиной двадцать футов, чтобы услышать выдающееся вундеркинд. Ты был этим вундеркиндом». [ 34 ] К пятнадцати годам Спиваковский уже был известен как один из лучших молодых пианистов Европы, необычайно глубоко ценивший романтиков. [ 35 ]
В 1913 году он дебютировал в Лондоне в Бехштайн-холле и был провозглашен «королем клавишных» и «напоминающим Падеревского и Каррено». [ 36 ] Его слава распространилась на самые дальние уголки Британской империи , новозеландская газета The Horowhenua Daily Chronicle сообщает: «Найден новый пианист. Его зовут Яша Спиваковски, и он родом из того же района в России, что и Миша Эльман . Ему всего 17 лет. лет, но он играл в Лондоне и был признан вундеркиндом, чей темперамент и технические достижения напоминают Карреньо и Падеревского ». [ 37 ] Он был приглашен вернуться в Лондон для концертов в Королевском зале и Королевском Альберт-холле. [ 38 ] и королевское представление для королевы Александры , [ 39 ] но его карьера замерла, когда разразилась Первая мировая война, и он был заключен как русский вражеский иностранец в лагерь для интернированных Рухлебен . Все профессора Клиндворта-Шарвенки подали прошение о его освобождении, и в конце концов он был условно-досрочно освобожден по приказу кайзера Вильгельма II . Он оставался под строгим военным надзором, но к концу войны ему разрешили возобновить выступления. [ 40 ]
В конце 1918 года он начал эпическую серию концертов с Берлинским филармоническим оркестром, иллюстрируя историческое развитие концерта от Баха до Брамса . Это проявление силы имело огромный успех. [ 41 ] и закрепил за собой репутацию ведущего представителя великих композиторов. Газета Berliner Tageblatt сообщила: «Среди солистов выдающимся является Яша Спиваковский, который на своем втором концерте исполнил три концерта Бетховена. Его превосходное исполнение этих трех последних концертов ставит его в ряд наших лучших пианистов». [ 42 ] Он был приглашен еще на 40 концертов по Германии, и его разыскивали ведущие дирижеры Европы, в том числе Вильгельм Фуртвенглер для исполнения Чайковского Фортепианного концерта № 1 с Берлинским филармоническим оркестром в Дармштадте . Затем он гастролировал по Европе со своим двенадцатилетним братом Тосси , который несколькими годами ранее дебютировал как вундеркинд в Берлине. Их широко чествовали повсюду, и они привлекли «довольно подавляющее» внимание публики на улицах Копенгагена после выступления перед датской королевской семьей. [ 43 ] Голландские критики назвали Тосси «Молодым Иоахимом », а скандинавские критики объявили его не имеющим себе равных. [ 44 ] самым молодым концертмейстером Берлинского филармонического оркестра Вскоре Фуртвенглер назначил его . Братья на протяжении многих лет выступали дуэтом и записывались для Parlophone , прославившись артистической виртуозностью , теплой экспрессией и идеальным унисоном. Одним из их главных поклонников был великий ученый и скрипач-любитель Альберт Эйнштейн .
1920-е годы
[ редактировать ]В 1920 году Спиваковский вернулся в Великобританию и был провозглашен «одним из величайших пианистов мира». [ 45 ] и « пианистический гений того времени». [ 46 ] Один видный лондонский критик заявил: «Из всех пианистов, которых я слышал в последние годы, никто, кажется, не имеет большей темпераментной близости к величайшим из них, чем Яша Спиваковский. В его искусстве есть что-то личное и исключительное, редкое и творческое, что не может быть определен по-английски, как бы либерально это ни было, словами с прекрасным смыслом, я могу только сидеть сложа руки, выслушав его, и плохо выразить свою признательность, назвав его гением ». [ 47 ] Он также прославился своей «захватывающей личностью»: [ 48 ] его сезон в Королевском Альберт-холле стал «сенсацией Лондона» с сообщениями о «диком энтузиазме» публики и толпе из 3000 человек, шумевшей возле его аншлагового финального концерта. [ 49 ] Из «Леди» : « Брайловский , Габрилович , Фанни Дэвис , Моисейвич и Спиваковский давали сольные концерты на прошлой неделе. Концерт Спиваковского мне понравился больше, чем любой другой. Со времен Карреньо я не слышал, чтобы кто-то играл с такой подавляющей страстью». [ 50 ] И «Дуврский экспресс» : «…играл не только с величайшим владением инструментом и блестящей техникой, но и с тем более редким качеством, которое можно назвать только душой … как бы я ни хотел услышать Корто , я еще больше хочу услышать Спиваковского». ." [ 51 ]
Британские критики признавали его, в частности, исключительным представителем Брамса . Из The Evening Standard : «Редко поэзия музыки Брамса реализуется и выражается так полно, как это было в исполнении г-ном Спиваковским Сонаты фа минор». [ 52 ] The Daily Telegraph : «Он играл Брамса так, как будто обожал каждую его ноту, и результат был совершенно убедительным». [ 53 ] И «Музыкальные новости »: «...независимая мысль, выраженная и впечатляющая виртуозным исполнительским мастерством. Мистеру Спиваковскому всегда будут рады в Лондоне». [ 54 ] Он оставался там до 1921 года, когда дал серию концертов с сэром Генри Вудом и оркестром Нового Куинс-Холла, включая свое первое появление на Променадах . [ 55 ]
В 1922 году он совершил свой первый тур по Австралии и вызвал сцены, столь же дикие, как те, что видели в Лондоне: целые зрители бросились на сцену, ворвались за кулисы, преследовали его через дверь на сцену и окружили его автомобиль. [ 56 ] Из The Daily Telegraph : «Один из выдающихся пианистов своего времени». [ 57 ] The Daily Mail : «Не будет преувеличением назвать Яшу Спиваковского великим... Его техника превосходна, но забываешь о чисто механическом совершенстве его искусства в восхитительных нюансах тона и цвета его игры, и естественность выражения в его интерпретации». И застольная беседа : «Яша Спиваковский, каким бы молодым он ни был, стоит выше любого из пианистов, которых мы слышали в последние годы, и, вероятно, является самым удовлетворяющим и разносторонним исполнителем, которого слышало это поколение. В его интерпретациях есть душа, это величайшее достоинство, и великолепная, мягкая красота песенного тона, которая завораживает». [ 58 ] Ему подарила лавровый венок дама Нелли Мельба , объявившая его «одним из величайших пианистов мира». [ 59 ] и он дал первую радиотрансляцию живого концерта для австралийской публики. [ 60 ] Его турне было значительно продлено, пока он не дал 75 концертов за семь месяцев. На его прощальном концерте публика настояла на рекордных 11 выходах на бис.
Затем он отправился в Новую Зеландию , где его выступления были признаны лучшими, услышанными тем поколением. [ 61 ] и его причисляли к уровню Падеревского , Каррено , Марка Гамбурга [ 62 ] и сэр Чарльз Халле . [ 63 ] Из The Dominion : «Вспоминая со всей искренностью память большинства великих пианистов, прошедших этот путь в течение последнего поколения, не кажется, что этого молодого русского когда-либо можно было превзойти или хотя бы сравниться с ним». [ 64 ] Газета New Zealand Times : «Он — вдохновенный гений высочайшего ранга, и его слава будет бессмертной, память о которой будет шептаться в мире еще долго после того, как он уйдет». [ 65 ] А The Evening Post : «Описать его как великого музыканта, настоящего большого человека, играющего на фортепиано… в первом ряду величайших пианистов — это простая и буквальная истина». [ 66 ] Как и в Великобритании и Австралии, его игра вызывала бурный энтузиазм. [ 67 ]
В 1923–24 годах он снова дважды появлялся на выпускных вечерах с сэром Генри Вудом. [ 68 ] и гастролировал по Великобритании. Из The Daily Telegraph : «Его игра никогда не бывает скучной или академичной; на самом деле она чрезвычайно жива и полна энергии. Даже в самые яркие моменты невозможно не восхищаться порывом и сильным ритмическим порывом его исполнения». The Bath Herald : «Его мастерство игры на инструменте, его техника и исполнение были великолепны; казалось, не было ничего, что он не мог бы сделать, ни одной музыки, которая была бы слишком сложна для того, чтобы он мог освоить ее с полной легкостью». А Western Daily Press : «...его технические навыки, глубокая музыкальность, зрелость интеллекта и обширный репертуар повсюду вызывали удивление». [ 69 ]
Вернувшись на континент, он подтвердил свою репутацию выдающегося представителя всех стилей. Из Allgemeine Musikzeitung : «Обширная программа, предъявляющая исключительные физические и умственные требования к устойчивости пианиста, начиная от Баха и Бетховена, Шопена и Листа до Дебюсси, Регера и Пальмгрена… установила, что этот необычайно одаренный пианист-виртуоз, чье начало уже привлекло все внимание к нему, находится на постоянно восходящей траектории как технического, так и духовно-музыкального развития». [ 70 ] Ежедневный обзор : «Монументальное величие». [ 71 ] Газета Berliner Borsen-Courier : «... уверенный творец большого масштаба». [ 72 ] Его признали, в частности, непревзойденным у Брамса . Из Berliner Vossische Zeitung : «Яша Спиваковский обладает своеобразным искусством помещать произведение вне себя, не теряя, однако, ни малейшей личной связи с ним. Его великие пианистические способности, его необычайно верный инстинкт тональной и психической несущей способности звука сделали его исключительным художником. Соната Фа минор Брамса нашла под его пальцами очарование насквозь – связное, полное внутреннего смысла и, в то же время, глубокое. лирические эпизоды, удивительно интимные». [ 73 ] И Афтенпостен в Осло: «Музыкальное восприятие и техника высочайшего совершенства... Не многие могли заставить это трудное произведение [ Сонату Брамса фа фа ] звучать так же совершенно, как мы слышали его вчера вечером. С энергией стали он исследовал страстные пассажи. и с интимной деликатностью сыграл тихую поэзию. Это было виртуозное, непревзойденное исполнение». [ 74 ] Потрясенный Артур Рубинштейн приветствовал его за кулисами после одного выступления словами: «Ваш Брамс ... ваш Брамс!!! » [ 75 ]
В 1926 году он сбежал в Боденбах с Леонорой Кранц, австралийской девушкой, которую он встретил во время своего турне по Французской Ривьере в 1922 году. Их медовый месяц на Французской Ривьере был прерван, когда пришло сообщение от Рихарда Штрауса с просьбой, чтобы Спиваковский исполнил « Бурлеске» под его дирижерской палочкой. Венский филармонический оркестр всего за несколько недель. По благословению Леоноры Спиваковский день и ночь работал над мастерством произведения, и спектакль имел звездный успех. Газета Neues Wiener Journal сообщала: «Яша Спиваковский исполнял фортепианную партию в « Бурлеске» необыкновенно красиво и живо. До сих пор фортепианная музыка в этом бурлеске исполнялась довольно энергично, в фортиссимо-безумии. Молодой русский Спиваковский, однако, позвольте проявиться элегантности, прозрачной красоте и умному остроумию фортепианного голоса. Благодаря экономии фортиссимо и такой утонченности в беговой игре и фигурной работе, архитектурная красота этого произведения была. обнаружено впервые». [ 76 ] После концерта Полина Штраус бросилась за кулисы и воскликнула Спиваковскому: «Ты играешь, как сам черт!» Затем она указала на его новую невесту и сказала ей: «Ты хорошо о нем позаботишься!» [ 77 ]
Он остался в Вене и дал серию чрезвычайно успешных сольных концертов. Из журнала Neues Weiner Journal : «Вот настоящий пианист, с восторженной любовью отдающийся звуково-красочной поэзии фортепиано, умеющий уловить тонкие и прекраснейшие настроения и передать их с исчерпывающей отвагой». [ 78 ] И Weiner Allgemeine Zeitung : «Пианист, чья техника сочетает в себе как школу Листа, так и современность. Мечтатель и штурмовик одновременно». [ 79 ] нанял его Ганс Кнаппертсбуш для исполнения Чайковского Фортепианного концерта № 1 , и Nueue Freie Presse сообщила: «Спиваковский показал себя пианистом великолепного стиля. Заметно было горячее дыхание темперамента, стремительное взмах крыльев таланта». [ 80 ] Они приступили к исполнению произведения в Мюнхене , где Munchener Zeitung заявила: «...техническая и музыкальная отделка, какой я никогда раньше не встречал в этом концерте. Наши немецкие пианисты играют такие вещи слишком смирно, на западный манер; но этот русский имеет смелость для самых крайностей, у него самые пламенные темпы, самые энергичные акценты, самые нежные и жгучие цвета при его прикосновении, самая дикая безграничность крещенди, и все же всегда оставаясь – и это самое замечательное – в художественном отношении. сдержанно и прекрасно». [ 81 ] А в Магдебурге , где Magdeburger Generalanzeiger бредил: «С тем же пылом, с той совершенно азиатской дикостью, с которой Иссей Добровен , возможно, руководил «Патетикой» Чайковского, Спиваковский руководил сочинением си-бемоль минор. Владыка техники, музыкант по крови. Окутывающий себя звуком. Устремляясь прочь с пламенной энергией и внезапно сдерживаясь, трогательное и впечатляющее, неотразимое природное величие». [ 82 ]
Он отправился в тур по Италии и Испании и вызвал еще больше сцен дикого энтузиазма. Например, в Салерно вся публика приветствовала его на улицах от Оперного театра до отеля и не уходила, пока он не дал последний сигнал занавеса с балкона. [ 83 ] Из Gazetta di Venezia : «Его кристально чистая и плавно красивая техника, мелодичность бархатного прикосновения и мудрость в использовании педалей привели к чудесным звуковым эффектам... уровень энтузиазма публики был беспрецедентным. " [ 84 ] Ла Сера : «Он знает, как увлечь за собой публику настоящим энтузиазмом. У нас было мало возможностей выразить подобное импульсивное восхищение». [ 85 ] И Эль Кастеллано : «...энтузиазм публики фактически довел их до самых дверей Колизея как искреннюю дань прощания с художником, который сумел так хорошо расположить их к себе и преодолеть их... уже в возрасте в семь лет он был вундеркиндом, произведшим настоящий фурор, а в четырнадцать лет пресса объявила его «новым Антоном Рубинштейном» и «пианистом, который всегда на связи с публикой». Мне нет нужды добавлять какие-либо уточнения или другие фразы к этим строкам, которые я цитирую. Они дают краткое, но очень верное отражение заслуг художника, которого нам посчастливилось услышать». [ 86 ]
В 1928 году он выступал с Фуртвенглером и Штраусом на праздновании столетия Шуберта в Вене. [ 87 ] Среди слушателей был Джордж Келер, который много лет спустя написал в своей книге «Фортепиано в концерте» : «Характеризуется признаками русской школы – необычайно богатым и полным звучанием (которое невозможно адекватно описать) вместе с очень сильным, последовательный ритмический импульс и почти невероятное легато. Легато позволило ему выделить мелодическую линию без педалирования, придавая большое единство общей концепции, не теряя при этом мелких деталей. Экономное использование сустейн-педали давало большую ясность. текстура, которую критики называли кристальной игрой на фортепиано , эффектным сочетанием лучшего из старой и новой школ. Другие критики, очевидцы выступлений Спиваковского, считали его необыкновенным артистом, музыкантом виртуозного строя, великого физического и физического развития. интеллектуальная сила, непревзойденный исполнитель». [ 88 ]
В 1929 году Спиваковский сел на пароход, направлявшийся в Австралию, и (возможно, благодаря его выступлениям на праздновании столетия Шуберта) австралийские газеты объявили, что теперь он «признан в Европе лучшим из ныне живущих интерпретаторов Брамса». [ 89 ] Его тур по Австралии имел огромный успех и укрепил за ним репутацию мастера, представлявшего всех великих композиторов. Из The Sydney Mail : «Ни один пианист, когда-либо выступавший в Сиднее, не играл столько пьес без единого повторения... С любой точки зрения Спиваковский является одним из величайших и самых разносторонних пианистов, посетивших Австралию». [ 90 ] The Register: «Обладая техникой, которая сводит трудности к минимуму, русский пианист обладает интуицией, драматическим чутьем и владением различными тонами. Кажется, он по очереди вызывает дух каждого композитора». [ 91 ] А The Sunday Times : «Одна из выдающихся фигур в мире музыки». [ 92 ]
1930-е годы
[ редактировать ]В 1930 году Трио Спиваковского родилось, когда к братьям присоединился Эдмунд Курц , личный виолончелист русской прима-балерины Анны Павловой, учившийся у Пабло Казальса . После пяти месяцев совместных тренировок по 14 часов в день Спиваковский решил, что они готовы дать свой дебют, и выбрал Гаагу из-за ее репутации как места, в котором труднее всего произвести впечатление на публику в Европе. Их дебют имел ошеломляющий успех, и Альгемин Хандельсблад сообщил: «Дебют необыкновенный – из всех концертов, которые я когда-либо слышал, этот был одним из самых красивых. Их соло, как и игра в ансамбле, самые совершенные, которые только можно себе представить». [ 93 ] Затем они гастролировали по Европе и были признаны «лучшим ансамблем камерной музыки в своем роде». [ 94 ] «лучший ансамбль, который мы когда-либо слышали» [ 95 ] и «выше самой высокой похвалы». [ 96 ]
По возвращении в Берлин Спиваковский узнал, что его выдающаяся репутация интерпретатора Брамса и других немецких композиторов привела в ярость нацистов , которые начали нападать на него в своей прессе. предупредил его бежать из Германии Когда они начали срывать его концерты, Рихард Штраус в музыкально закодированном сообщении (несколько тактов увертюры «Вильгельм Телль» , которые означают надвигающуюся бурю, за которыми следует восклицательный знак). Он поспешно организовал для Трио тур по Австралии, включавший 70 концертов, и они сели на корабль за несколько дней до захвата власти нацистами в 1933 году. Их тур имел феноменальный успех, и они были провозглашены «лучшим трио инструменталистов в мире». [ 97 ] «высший в музыкальном мире сегодня» [ 98 ] и «одно из тех ярких событий, которые остаются свежи в памяти на протяжении всей музыкальной жизни». [ 99 ] Критики также с удивлением отметили чрезвычайно редкую способность пианиста исполнять сольные, дуэтные и трио произведения на высочайшем уровне. [ 100 ]
Разыскиваемое ведущими австралийскими музыкальными учреждениями, трио стало преподавателем Мельбурнского университета и тем самым избежало необходимости возвращаться в Германию по окончании тура. Однако в течение следующих пяти лет они находились под постоянной угрозой пресловутого «диктантного теста», используемого австралийскими иммиграционными офицерами для произвольной депортации евреев и других людей, которых они считали нежелательными в расовом отношении. Гастролировать за пределами Австралии было риском, что им будет отказано в возвращении, и антиеврейские движения все чаще блокировали их выход на международную арену, что вынудило их отменить тур по Италии в 1934 году. Они также получали все больше и больше просьб о помощи от людей, отчаянно пытавшихся бежать из Германии, написанных эвфемизмами, чтобы избежать нацистской цензуры. Спиваковский приостановил свою гастрольную карьеру и неустанно работал, чтобы убедить пострадавших от Великой депрессии работодателей в Австралии и других странах спонсировать визы для этих людей. [ 101 ] Хотя перед отъездом из Европы он сделал пробные тиражи сольных выступлений для Parlophone , он еще не представил публике сольные выступления и, следовательно, исчез из международных музыкальных кругов.
Вернувшись в Германию, Гитлер поставил всю музыкальную деятельность под контроль Йозефа Геббельса , министра народного просвещения и пропаганды . В 1933 году Геббельс начал проводить политику разрушения и стирания из памяти карьеры еврейских музыкантов, одновременно способствуя карьере одобренных нацистами артистов. В 1938 году его министерство публично объявило, что Спиваковский и другие ведущие еврейские музыканты были успешно вычеркнуты из немецкой культуры. [ 102 ] В том же году Спиваковский стал гордым гражданином Австралии и подданным Великобритании . Во время Второй мировой войны он давал концерты для союзных войск, патриотических фондов и благотворительных организаций, а также служил добровольцем в качестве начальника авиарейдов. [ 103 ] В конце войны он был опустошен, узнав о смерти своего младшего брата Альберта, который также был известным музыкантом в Берлине. После того, как Альберт сбежал от нацистов и уклонился от пулеметного огня, перенося свою жену по глубокому снегу через швейцарскую границу, он наконец добрался до безопасного места, но скончался от облучения.
Послевоенный
[ редактировать ]После войны Спиваковский вернулся к своей музыкальной карьере с большой серьезностью и поразил даже самых строгих критиков. Невилл Кардус отправил ему письмо в 1945 году: «...Я хотел бы выразить в письменном виде свою благодарность за вашу самую трогательную интерпретацию Op.111 . Это было гораздо больше, чем опытная игра на фортепиано. Вы вошли в возвышенный мир произведения с намеренным, бессознательным красноречием, которое довело меня до слез». [ 104 ] В том же году его жена леди Эдит отправила Спиваковскому телеграмму после того, как он исполнил 23-й фортепианный концерт на Мельбурнском фестивале Моцарта: «Сердечные поздравления с лучшим Моцартом, который когда-либо слышал». [ 105 ] В 1947 году сэр Невилл написал для Sydney Morning Herald рецензию на сезон австралийских сольных концертов, открывших первое послевоенное мировое турне Спиваковского. После первого концерта он написал: «Немногие пианисты сегодня осмелились бы приблизиться к колоссальному Максу Регеру и его «Четырнадцати вариациям и двойной фуге на тему Баха… необычайное владение техникой и далеко идущее чувство концепции и направления… это была игра». из-за чего многое из того, что было слышно на этом инструменте в Сиднее за эти несколько лет, показалось звоном незначительных колокольчиков». [ 106 ] В течение сезона: «Это был редкий опыт. Я, конечно, знал, что Яша Спиваковский был великолепным пианистом; но я не знал, что он может так оценить некоторые из величайших произведений фортепианной литературы». [ 107 ] После заключительного концерта, на котором прозвучали четыре сонаты Бетховена: «Вчерашний концерт в Ратуше можно было бы принизить, если бы его можно было описать просто как концерт на фортепиано. в мир Бетховена». [ 108 ] Ведущий австралийский критик Джон Синклер вторил ему: «С какой бы точки зрения ни смотреть на это исполнение, оно было отмечено безошибочными признаками редкости и величия... Я никогда не видел, чтобы артист сидел за клавиатурой с меньшей явной заботой о его существовании, кроме как как о средство для реализации давно созревшей образной концепции настолько негибкое умственное управление Спиваковского, что ни один бравурный отрывок во всех четырех сонатах не ускользнул от его связи с интерпретативным целым... У меня есть выбор между. бесполезные и неадекватные слова и молчание. Обертоны все еще слишком сильны в моих ушах, чтобы дать возможность объективного комментария». [ 109 ]
Затем гастроли Спиваковского последовали за зимним концертным сезоном по всему миру без остановок в течение следующих 14 лет, расширив его присутствие на Соединенные Штаты, Великобританию, Европу, Канаду, Австралазию, Израиль, Индию, Сингапур и некоторые части Африки. В США его считали выдающимся тоналистом. [ 110 ] после выступления в Карнеги-холле в 1948 году, где за кулисами его посетил Владимир Горовиц , [ 111 ] Клаудио Аррау , Симон Барере , Александр Кипнис , Джордж Селл , Эрика Морини и Будапештский струнный квартет . [ 112 ] разыскал его Дирижер Пьер Монте для исполнения концерта Брамса из-за его ведущей репутации Брамса. [ 113 ] и после пяти лет совпадающих графиков гастролей они в конце концов исполнили Концерт для фортепиано с оркестром № 1. 2 во время последнего сезона Монтё с Симфоническим оркестром Сан-Франциско в 1952 году. Газета San Francisco News сообщила: «Мастерство классических моделей плюс индивидуальная динамическая свобода – сочетание лучшего из старой школы игры на фортепиано и новой. Красота тона и Разнообразие цветов и динамики вместе с тонким скульптурным чувством Спиваковского и пониманием кульминационных ценностей привели к прекрасной проекции музыкальной партитуры, отражающей как интеллектуальность, так и музыкальность». [ 114 ] В Великобритании он дал одно из первых представлений классической музыки на телевидении в 1952 году, а его концертное исполнение Фортепианного концерта № 1 Чайковского с оркестром Халле было выбрано для трансляции BBC во время празднования коронации королевы Елизаветы II в 1953 году. [ 115 ] В Австралии он «чрезвычайно блестяще» исполнил Бриттена . Фортепианный концерт на государственном концерте в честь коронации [ 116 ] и дал премьеры современных произведений, включая Блоха монументальный Симфонический концерт , во время первого в мире записанного исполнения этого произведения. [ 117 ]
К тому времени, когда в 1960 году он ушел из гастролей по состоянию здоровья, Спиваковский выступал почти со всеми великими дирижерами своего времени, включая Артура Никиша , Лео Блеха , Иссая Добровена , Виллема Менгельберга , Феликса Вейнгартнера , Георга Шнеевойгта , Вильгельма Фуртвенглера , Ганса Кнаппертсбуша , Рихарда. Штраус , сэр Генри Вуд , сэр Томас Бичем , Ефрем Курц , сэр Адриан Боулт , сэр Малкольм Сарджент , Джордж Селл , Морис Абраванель , сэр Юджин Гуссенс , Йозеф Крипс , Пьер Монтё , Пол Клецки и Леонард Бернштейн . Его также транслировали по радио и телевидению по всему миру. Он продолжал преподавать в Мельбурнской консерватории и был наставником молодых пианистов, в том числе Уильяма Капелла , Юлиуса Катчена и Шуры Черкасского . Он также продолжал руководить Австралийским филармоническим оркестром друзей Израиля , который он основал в 1930-х годах по личной просьбе своего друга Бронислава Губермана . Он собрал средства на их первый тур по Австралии и предложил пригласить молодого дирижера. Зубин Мехта . Культурный маяк для мировых звезд, посещающих Австралию с 1933 года, он приветствовал многих друзей и коллег в своем величественном доме Эдзелл Хаус в Мельбурне, в том числе Артура Шнабеля , Бронислава Губермана , Мишу Эльмана , Бенно Моисейвича , Амелиту Галли-Курчи , Джорджа Селла , Артура Рубинштейна , Виктор Борге , Игнац Фридман , Клаудио Аррау , Миндру Кац , Симон Barere , Walter Susskind , William Kapell , Rudolf Firkuшушн , Гари Граффман , Шура Черкасски , Юлиус Катчен , Леонид Хамбро , Раджеро Риччи , Генрик Шеринг , Александр Кипнис , Миечзислав Мюнз , Дэвиста, Дэвиста , , Дэвиста , Дэвиста, Дэвиста Дэвиста , Дэвиста . Сильвия Фишер , Морин Форрестер , Исаак Штерн , Даниэль Баренбойм , квартет имени Бородина , Будапештский струнный квартет и Израильский филармонический оркестр .
Он умер в своем доме в Мельбурне 23 марта 1970 года. Леонард Бернштейн и другие пришли в Эдзелл-хаус, чтобы засвидетельствовать свое почтение после смерти Спиваковского.
повторное открытие
[ редактировать ]Несмотря на предложения делать коммерческие записи в форматах Duo-Art , 78 об/мин и LP , [ 118 ] Спиваковский никогда не делал сольных записей в студии. Из-за отсутствия коммерческой дискографии его слава потускнела после того, как он прекратил гастролировать в 1960 году. Однако в 2015 году Pristine Audio начала выпускать сборник его концертных записей под названием « Яша Спиваковский: от Баха до Блоха ». Это вызвало значительный ажиотаж среди критиков и любителей музыки по всему миру. Дэмиан Томпсон из The Spectator заявил после прослушивания первого релиза: «Он вполне может быть одним из величайших пианистов, которых я когда-либо слышал». [ 119 ] и заявил после прослушивания второго релиза: «Это выдающийся релиз, полностью подтверждающий мое мнение о том, что Яша Спиваковский был одним из величайших пианистов всех времен... Я без колебаний помещаю Спиваковского в самый высший ряд пианистов, наряду с со Шнабелем , Корто , Рихтером , Соломоном , Кемпфом и, может быть, одним или двумя современными пианистами ( Соколовым , Аргерихом , Ковачевичем , ныне вышедший на пенсию Брендель )». [ 120 ]
Марк Эйнли из The Piano Files повторил: «... несмотря на то, что Спиваковский всегда играет идиоматически для каждого композитора, в пианизме Спиваковского есть качества, которые постоянно заметны: невероятно утонченная звучность... фразировка, мастерски сформированная путем слияния динамики, тонального цвета, и ритм, рубато, которое дышит и бросает вызов тактовым линиям, но служит архитектурной структуре музыки, никогда не теряя ритмического пульса, который в высшей степени соответствует (единственный пианист); звучит с такой изысканной и последовательной четкостью Я слышал, что голос Липатти ); невероятно тонкое владение педалью и невероятная ловкость рук... Проще говоря, он один из величайших пианистов, которых я когда-либо слышал». [ 121 ] Колин Кларк написал в Fanfare : «… впечатляюще… просто потрясающе… настоящая магия и золотые тона… стальные пальцы» [ 122 ] и Гэри Лемко заявил в журнале Audiophile Audition : «Будь то Эолова арфа или громовой Всадник Апокалипсиса, музыка находит Спиваковского, великолепно владеющего своим арсеналом клавишных эффектов, мастера своей палитры». [ 123 ] программы на нью-йоркской радиостанции WBAI и заявил: «Мыслящий пианист, который звучит совершенно спонтанно… если это не определение настоящего мастерства, то я не знаю, что это такое!» Джеймс Ирсей посвятил выпуску каждого тома [ 124 ]
Пятый том живых выступлений выйдет в свет в этом году и будет включать в себя два любимых концерта Спиваковского. специальный веб-сайт для художников www.jascha.com К выпуску первого тома был открыт . В 2015 году он получил награду W3 за выдающийся дизайн от Академии интерактивных и визуальных искусств.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Профессор Джордж Келер, Концерт фортепиано , Scarecrow Press, 1982
- ^ «Сцена», The Queenslander , 27 мая 1922 г., стр. 9.
- ↑ Leipziger Zeitung , октябрь 1910 г.
- ^ например , Стандарт , 1913 г.
- ^ «Спиваковский. Прибытие русского пианиста», Sydney Morning Herald , 1 марта 1922 г., стр. 9.
- ^ например, Daily Telegraph, 1920 г.
- ^ Рекламодатель , 1929 г.
- ^ например , Nieuwe Rotterdamsche Courant , 1930; Берлинер Локаль-Анцайгер , 1932 год.
- ^ Майкл и Иден Спиваковские, неопубликованная биография Яши Спиваковского.
- ^ Альфред Ингемар Берндт , Дайте мне четыре года! Документы, относящиеся к первому четырехлетнему плану вождя. Центральное издательство Национал-социалистической немецкой рабочей партии, 1938 г.
- ^ Кэтрин Дж. Стивенс, «Спиваковский, Яша (1896–1970)», Австралийский биографический словарь , Национальный центр биографии, Австралийский национальный университет, 2002 г.
- ^ например, сэр Невилл Кардус, Sydney Morning Herald , 1947 г.
- ↑ Записи Яши Спиваковского, выпущенные через 45 лет после смерти», Мэтью Вествуд, The Australian , 5 сентября 2015 г.
- ^ например, Дамиан Томпсон http://www.spectator.co.uk/2015/08/jascha-spivakovaks-the-great-lost-pianist-we-can-finally-hear/ ; Марк Эйнли, «Величайший пианист, о котором вы никогда не слышали», The Piano Files , 16 октября 2015 г.; Джеймс Ирсей, личная переписка с семьей Спиваковских по поводу специальной рождественской программы Яши Спиваковского на радио WBAI Radio, 25 декабря 2015 г.
- ^ «Яша Спиваковский. Талантливый русский пианист», The Register, 22 апреля 1922 г.
- ^ «Русский пианист: Карьера Спиваковского», Sunday Times , 12 мая 1929 г.
- ↑ Концертная программа из выступления Яши Спиваковского в Юнион-холле, Одесса, 16 февраля 1910 г.
- ↑ Концертная программа из выступления Яши Спиваковского в Юнион-холле, Одесса, 16 февраля 1910 г.
- ^ «Яша Спиваковский, пианист. Интервью», The Mercury , 17 мая 1922 г., стр. 9.
- ^ «Яша Спиваковский, пианист. Интервью», The Mercury , 17 мая 1922 г., стр. 9.
- ↑ Концертная программа из выступления Яши Спиваковского в Юнион-холле, Одесса, 16 февраля 1910 г.
- ↑ А. А. Ценовский, Отдел новостей Одессы , 10 февраля 1907 г.
- ^ Доктор. Ф. Прелингер, Schlesische Zeitung , 17 декабря 1916 г.
- ^ Доктор. Леопольд Шмидт, Berliner Tageblatt , 1915 г.
- ↑ Первое приложение к «Технике игры на фортепиано» , N.Simrock GmbH, Берлин, май 1918 г.
- ↑ Письменные одобрения от директора и профессоров консерватории Клиндворт-Шарвенка, 12 января 1910 г.
- ↑ Гравюра на рояле Блютнера, которой он был награжден 20 июня 1910 г.
- ^ Майкл и Иден Спиваковские, неопубликованная биография Яши Спиваковского.
- ^ Эль Кастеллано , 1927 г.
- ^ Лейпцигская газета
- ^ Berliner Lokal-Anzeiger
- ^ Корреспондент по гамбурге
- ^ Бреслауер Морген-Цайтунг
- ↑ Личные воспоминания Яши Спиваковского о встрече в Карнеги-холле 24 января 1948 года, отмеченные его сыном для биографических целей.
- ^ Новый музыкальный журнал , 1914 г.
- ^ например , Стандарт , 1913 г.
- ^ Ежедневная хроника Хоровэнуа, 22 декабря 1913 г.
- ^ «Яша Спиваковский. Талантливый русский пианист», The Register, 22 апреля 1922 г.
- ^ «Яша Спиваковский, пианист. Интервью», The Mercury , 17 мая 1922 г., стр. 9.
- ^ «Спиваковский. Прибытие русского пианиста», Sydney Morning Herald , 1 марта 1922 г.
- ^ «Музыкальные ноты: Яша Спиваковский», The Mail , 15 апреля 1922 г., стр. 9.
- ^ Берлинер Тагеблатт
- ^ "Спиваковский: Прибытие русского пианиста", Sydney Morning Herald , 1 марта 1922 г."
- ^ Австралийский женский еженедельник , 1934 г.
- ^ Дейли Телеграф, 1920 г.
- ^ Вестминстерская газета , 1920 г.
- ↑ Перепечатано The Press (Новая Зеландия) в 1922 году перед первым туром по Новой Зеландии.
- ^ Дейли Телеграф , 1921 г.
- ^ Меркурий , 1922 г.
- ^ Леди , 1921 г.
- ↑ Дуврский экспресс , 1921 год.
- ^ Вечерний стандарт
- ^ Дейли Телеграф
- ^ Музыкальные новости
- ^ Архив выступлений BBC Proms, http://www.bbc.co.uk/programmes/articles/3SsklRvCSPvfHr13wgz6HCJ/proms- Performance-archive
- ^ «Музыка недели», The Sydney Mail , 22 марта 1922 г., стр. 13.
- ^ Дейли Телеграф , 1922 г.
- ^ Застольный разговор , 1922 г.
- ↑ Пресса , 28 июля 1922 г.
- ^ Аргус , 1922 г.
- ^ Доминион, 1922 г.
- ^ Тимару Вестник , 1922 г.
- ^ Отаго Дейли Таймс, 1922 г.
- ^ Доминион , 1922 г.
- ^ New Zealand Times , 1922 г.
- ^ Вечерняя почта , 1922 г.
- ^ Солнце (Новая Зеландия), 1922 г.
- ^ Архив выступлений на выпускных вечерах
- ^ Вестерн Дейли Пресс , 1923 г.
- ^ Allgemeine Musikzeitung , 1925 г.
- ↑ Daily Rundschau , 7 апреля 1927 г.,
- ^ Берлинский курьер Borsen
- ^ Berliner Vossische Zeitung , 1927 г.
- ^ Афтенпостен, 1926 г.
- ^ Майкл и Иден Спиваковские, Неопубликованная биография Яши Спиваковского.
- ^ Новый Венский журнал, 1927 г.
- ^ Майкл и Иден Спиваковские, неопубликованная биография Яши Спиваковского.
- ^ Новый журнал Вайнера , 1927 г.
- ^ Wiener Allgemeine Zeitung , 1927 г.
- ^ Nueue Free Press , 1927 г.
- ↑ Munchener Zeitung , 5 декабря 1927 г.
- ↑ Magdeburger Generalanzeiger , 31 января 1928 г.
- ^ Журнал People (австралийское издание), Vol. 1 № 20, 6 декабря 1950 г., стр. 15.
- ↑ Венецианская газета , 12 февраля 1927 г.
- ^ Ла Сера
- ↑ Эль Кастеллано , 3 октября 1927 г.
- ^ «Музыка и музыканты», The Mercury , 17 февраля 1936 г., стр. 3.
- ↑ Профессор Джордж Келер, Концерт фортепиано , Scarecrow Press, 1982
- ^ например , Регистр , 1929 г.
- ^ Сиднейская почта , 1929 г.
- ^ Регистр , 1929 г.
- ^ Санди Таймс , 1929 г.
- ^ Альгемин Хандельсблад , 1930 г.
- ^ Berliner Lokal-Anzeiger , 1932 г.
- ^ Новый Роттердамский Курант , 1930 г.
- ^ La Voce del Mattino , 1932 г.
- ^ Регистратор , 1934 г.
- ^ Северная звезда, 1934 г.
- ↑ Вечерняя звезда, 1936.
- ^ например, Sydney Morning Herald , 1933; «Аргус» , 1933 год.
- ^ Альбрехт Дюмлинг , Исчезнувшие музыканты. Еврейские беженцы в Австралии . Кельн-Веймар-Вена, 2011 г.
- ^ Альфред Ингемар Берндт, Дайте мне четыре года! Документы, относящиеся к первому четырехлетнему плану вождя. Центральное издательство Национал-социалистической немецкой рабочей партии , 1938 год. Помимо Спиваковского, Майера-Мара и Шнабеля , в списке этих художников значились: Мориц Розенталь , Игнац Фридман , Леопольд Годовский , Мориц Мошковский , Карл Фридберг , Бруно Эйснер , Георг Бертрам , Леонид Крейцер , Йозеф Шварц , Рудольф Серкин , Пол Арон , Ванда Ландовска , Элис Элерс и Анна Линде-Пинкус
- ^ Кэтрин Дж. Стивенс, Спиваковский, Яша (1896–1970) , Австралийский биографический словарь , Национальный центр биографии, Австралийский национальный университет, 2002 г.
- ↑ Личное письмо, 1945. Хранится в Музыкальном сборнике Спиваковского.
- ↑ Личная телеграмма, 1945 г. Хранится в Музыкальном сборнике Спиваковского.
- ^ Сэр Невилл Кардус, Sydney Morning Herald , 1947 г.
- ^ Сэр Невилл Кардус, Sydney Morning Herald , 1947 г.
- ^ Сэр Невилл Кардус, Sydney Morning Herald , 1947 г.
- ^ Вестник , 1947 г.
- ^ Бруклинский орел , 1948 г.
- ^ Майкл и Иден Спиваковские, неопубликованная биография Яши Спиваковского.
- ^ Программа Мельбурнского симфонического оркестра, 1948 г., сезон концертов знаменитостей, восьмой подписной концерт под управлением Пола Клецки , 9–13 октября 1948 г.
- ↑ Частное письмо, 1944 г. Хранится в Музыкальном сборнике Спиваковского.
- ^ Новости Сан-Франциско, 1952 г.
- ^ «Коронационный пианист для концертов ABC», The Mercury , 24 апреля 1953 г., стр. 9
- ^ Западная Австралия , 1953 г.
- ↑ Неэфирная запись выступления с сэром Юджином Гуссенсом и Сиднейским симфоническим оркестром 15 мая 1951 года.
- ^ Майкл и Иден Спиваковские, неопубликованная биография Яши Спиваковского.
- ^ Дамиан Томпсон , обзор Яши Спиваковского: от Баха до Блоха , том I, опубликовано на www.pristineclassical.com, июнь 2015 г.
- ↑ Дамиан Томпсон , обзор Яши Спиваковского: от Баха до Блоха, том II, опубликовано на сайте www.pristineclassical.com, октябрь 2015 г.
- ↑ Марк Эйнли, «Величайший пианист, о котором вы никогда не слышали», The Piano Files , 16 октября 2015 г.
- ↑ Колин Кларк, Fanfare , ноябрь/декабрь 2015 г.
- ↑ Гэри Лемко, Audiophile Audition , 6 июля 2015 г.
- ↑ Джеймс Ирсей, личная переписка с семьей Спиваковских по поводу специальной рождественской программы Яши Спиваковского на WBAI Radio, 25 декабря 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- www.jascha.com
- «Яша Спиваковский: великий потерянный пианист, которого мы наконец можем услышать», Дэмиан Томпсон, The Spectator , 22 августа 2015 г.
- «Записи Яши Спиваковского выпущены через 45 лет после смерти», Мэтью Вествуд, The Australian , 5 сентября 2015 г.
- Величайший пианист, о котором вы никогда не слышали , Марк Эйнли, The Piano Files , 16 октября 2015 г.
- Яша Спиваковский: от Баха до Блоха - Том I в Pristine Classical
- Яша Спиваковский: от Баха до Блоха - Том II в Pristine Classical
- Звуковые файлы недавно обнаруженных записей
- 1896 рождений
- 1970 смертей
- Ученики Артура Шнабеля
- Украинские пианисты
- Классические пианисты 20 века
- Австралийские классические пианисты
- Мужские классические пианисты
- Еврейские классические пианисты
- Классические фортепианные дуэты
- Музыкальные трио
- Евреи из Российской Империи
- Советские эмигранты в Австралии
- Австралийские музыканты-мужчины 20-го века
- Австралийские музыканты 20-го века