Генри Вуд
Сэр Генри Джозеф Вуд CH (3 марта 1869 - 19 августа 1944) был английским дирижером, наиболее известным благодаря участию в ежегодной серии лондонских променадных концертов , известных как Променады . Он дирижировал ими почти полвека, представив британской публике сотни новых произведений. После его смерти концерты были официально переименованы в его честь в «Променадные концерты Генри Вуда», хотя в целом их продолжали называть «Променадными».
Родившийся в скромной семье в семье, которая поощряла его музыкальный талант, Вуд начал свою карьеру как органист. Во время учебы в Королевской музыкальной академии он попал под влияние преподавателя вокала Мануэля Гарсиа и стал его концертмейстером. После аналогичной работы в оперных труппах Ричарда Д'Ойли Карт над произведениями Артура Салливана и других, Вуд стал дирижером небольшой оперной гастролирующей труппы. Вскоре он был нанят более крупной оперной труппой Карла Розы . Одним из примечательных событий в его оперной карьере стала британская премьера оперы Чайковского « Евгений Онегин» в 1892 году.
С середины 1890-х годов и до своей смерти Вуд сосредоточился на концертном дирижировании. Импресарио Роберт Ньюман нанял его для проведения серии прогулочных концертов в Королевском зале , предлагая смесь классической и популярной музыки по низким ценам. Сериал имел успех, и Вуд проводил ежегодные прогулочные серии до своей смерти в 1944 году. К 1920-м годам Вуд полностью сосредоточил репертуар на классической музыке. Когда Королевский зал был разрушен в результате бомбардировки в 1941 году, Променады переехали в Королевский Альберт-холл .
Вуд отказался от должности главного дирижера Нью-Йоркского филармонического и Бостонского симфонических оркестров, считая своим долгом служить музыке в Соединенном Королевстве. Помимо выпускных вечеров, он проводил концерты и фестивали по всей стране, а также обучал студенческий оркестр в Королевской музыкальной академии. За свою долгую карьеру он оказал огромное влияние на музыкальную жизнь Британии: он и Ньюман значительно улучшили доступ к классической музыке, а Вуд поднял стандарты оркестровой игры и воспитал вкус публики, представив обширный музыкальный репертуар, охватывающий четыре века.
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Вуд родился на Оксфорд-стрит в Лондоне 3 марта 1869 года. [ 1 ] единственный ребенок Генри Джозефа Вуда и его жены Марты, урожденной Моррис. Вуд-старший начинал семейный ломбардный бизнес, но к моменту рождения сына он занимался торговлей как ювелир, оптик и инженер-моделист, пользуясь большим спросом благодаря своим моделям двигателей. [ 2 ] Это была музыкальная семья: Вуд-старший был виолончелистом-любителем и пел главным тенором в хоре церкви Гроба Господня без Ньюгейта , известной как «церковь музыкантов». [ н 1 ] Его жена играла на фортепиано и пела песни из родного Уэльса. Они поощряли интерес сына к музыке, купив ему фортепиано Broadwood , на котором мать давала ему уроки. [ 4 ] Молодой Вуд также научился играть на скрипке и альте. [ 5 ]
Вуд не получил большого религиозного вдохновения в церкви Святого Гроба, но был глубоко взволнован игрой местного органиста Джорджа Купера , который позволил ему пройти на органный чердак и дал ему первые уроки игры на инструменте. [ 6 ] Купер умер, когда Вуду было семь лет, и мальчик брал дальнейшие уроки у преемника Купера, Эдвина М. Лотта, к которому Вуд относился гораздо меньше. [ 5 ] В возрасте десяти лет, благодаря влиянию одного из своих дядей, Вуд впервые выступил в качестве органиста в церкви Сент-Мэри Олдерманбери , получив зарплату в полкроны . [ н 2 ] В июне 1883 года, посетив Международную выставку рыболовства в Южном Кенсингтоне со своим отцом, Вуд был приглашен играть на органе в одной из галерей, произведя достаточно хорошее впечатление, чтобы его пригласили дать сольные концерты в выставочном здании в течение следующих трех месяцев. [ 8 ] В это время его жизни живопись была почти таким же сильным интересом, как музыка, и в свободное время он учился в Школе изящных искусств Слейда . Он всю жизнь оставался художником-любителем. [ н 3 ]
После частных уроков у музыковеда Эбенезера Праута , Вуд поступил в Королевскую музыкальную академию в семнадцать лет , изучая гармонию и композицию у Праута, орган у Чарльза Стеггалла и фортепиано у Уолтера Макфаррена . Неясно, был ли он в классе пения Мануэля Гарсиа . [ н 4 ] но несомненно, что он стал его аккомпаниатором и находился под сильным влиянием Гарсиа. [ 11 ] Вуд также сопровождал класс оперы, который вел сын Гарсии Гюстав . [ 12 ] В то время амбициями Вуда было стать учителем пения, и он давал уроки пения на протяжении всей своей жизни. Он посещал занятия как можно большего числа учителей пения. [ 11 ] хотя, по его собственным словам, «у меня ужасный голос. Гарсия сказал, что он пройдет сквозь кирпичную стену. На самом деле это голос настоящего дирижера». [ 13 ]
Опера
[ редактировать ]Покинув Королевскую музыкальную академию в 1888 году, Вуд преподавал пение в частном порядке и вскоре добился большого успеха, привлекая «больше учеников-певцов, чем я мог с легкостью справиться». [ 14 ] по полгинеи в час. [ n 5 ] Он также работал репетитором . Согласно его мемуарам, он работал в этом качестве у Ришара Д'Ойли Карта во время репетиций первой постановки «Йоменов гвардии» в театре «Савой» в 1888 году. [ 15 ] Его биограф Артур Джейкобс сомневается в этом и не учитывает обмен мнениями, которые Вуд якобы имел с сэром Артуром Салливаном по поводу счета. [ 16 ] Джейкобс описывает мемуары Вуда как «яркие по стилю, но фактически ненадежные». [ 17 ]
Однако несомненно, что Вуд был репетитором в Королевском английском оперном театре Салливана Карт в большой опере «Айвенго» в конце 1890 - начале 1891 годов и в » Андре Мессажера в «Ла Башош 1891–1892 годах. [ 18 ] Он также работал на Carte в отеле «Савой» в качестве ассистента Франсуа Селье в фильме «Девушка из Наутча» в 1891 году. [ 18 ] Вуд оставался преданным музыке Салливана и позже настоял на программировании его концертных произведений, когда они вышли из моды в музыкальных кругах. [ 19 ] В этот период он исполнил несколько собственных сочинений, в том числе ораторию « Святая Доротея» (1889), легкую оперу « Маргаритка» (1890) и одноактную комическую оперу « Возвращение комплимента» (1890). [ 18 ]
Вуд вспоминал, что его первое профессиональное выступление в качестве дирижера состоялось на хоровом концерте в декабре 1887 года. Специальные выступления такого рода были обычным явлением для органистов, но они не приносили большого престижа, который был придан британским дирижерам-композиторам, таким как Салливан, Чарльз Вильерс. Стэнфорд и Александр Маккензи , или подрастающее поколение немецких звездных дирижеров во главе с Гансом Рихтером и Артуром Никишем . [ 20 ] Его первой продолжительной дирижерской работой было назначение в 1889 году музыкальным руководителем небольшого гастролирующего оперного ансамбля English Touring Opera Артура Раузби. Компания не соответствовала высоким стандартам: на каждом туре оркестр состоял всего из шести музыкантов, дополненных местными рекрутами. В конце концов Вуд договорился об освобождении от контракта. [ 21 ] и после непродолжительного возвращения к преподаванию в 1891 году он получил лучшее назначение на должность дирижера оперной труппы Карла Розы. Для этой труппы он дирижировал «Кармен» , «Богемская девушка» , «Дочь полка» , «Маритана» и «Трубадур» . [ 22 ] За этим назначением последовало аналогичное сотрудничество с компанией, созданной бывшими певцами Carl Rosa. [ 23 ]
Когда синьор Лаго, бывший импресарио Императорской оперной труппы Санкт-Петербурга, искал второго дирижера для работы с Луиджи Ардити в предполагаемом лондонском сезоне, Гарсия порекомендовал Вуда. [ 24 ] Сезон открылся в недавно отстроенном Олимпийском театре в Лондоне в октябре 1892 года, когда Вуд дирижировал британской премьерой оперы Чайковского « Евгений Онегин» . [ 25 ] В то время оперный дирижер не считался важной фигурой, но критики, упомянувшие дирижирование, дали Вуду хорошие отзывы. [ n 6 ] Работа не понравилась публике, и сезон был прерван, когда Лаго скрылся, оставив компанию без зарплаты. [ 27 ] До этого фиаско Вуд также дирижировал « Маританой» и репетировал «Оберон» и «Вольный стрелок» . [ 18 ] После провала олимпийского оперного сезона Вуд снова вернулся к обучению вокалу. В 1894 году он написал песню в оперетте «Леди-рабыня». [ 28 ] а также проводил выступления в течение трехмесячного выступления в Лондоне. [ 29 ] [ 30 ] За исключением сезона в Комической опере в 1896 году, последующая дирижерская карьера Вуда проходила в концертном зале. [ 31 ]
Первые годы выпускных вечеров
[ редактировать ]В 1894 году Вуд отправился на фестиваль Вагнера в Байройте , где познакомился с дирижером Феликсом Моттлем . [ 9 ] который впоследствии назначил его своим ассистентом и хормейстером на серии концертов Вагнера в недавно построенном Куинс-холле в Лондоне. [ 32 ] Управляющий зала Роберт Ньюман предлагал провести десятинедельный сезон прогулочных концертов и, впечатленный Вудом, пригласил его дирижировать. [ 32 ] Такие концерты в Лондоне проводились с 1838 года под управлением Луи Антуана Жюльена и Артура Салливана. [ 33 ] Концерты Салливана в 1870-х годах имели особый успех, поскольку он предлагал своим слушателям нечто большее, чем обычная легкая музыка. Он представил основные классические произведения, такие как симфонии Бетховена , которые обычно ограничиваются более дорогими концертами, представленными Филармоническим обществом и другими. [ 34 ] Ньюман стремился сделать то же самое: «Я буду проводить ночные концерты и обучать публику на простых этапах. Поначалу популярный, постепенно повышая стандарты, пока не создам публику для классической и современной музыки». [ 35 ]
Решимость Ньюмана сделать променадные концерты привлекательными для всех привела к тому, что он разрешил курение во время концертов, что официально запрещалось на Променадах до 1971 года. [ 36 ] Закуски были доступны во всех частях зала на протяжении всего концерта, а не только в антрактах. [ 37 ] Цены были значительно ниже, чем те, которые обычно взимались за концерты классической музыки: набережная (стоячая площадка) стоила один шиллинг, балкон - два шиллинга, а большой круг (зарезервированные места) - три и пять шиллингов. [ 38 ] [ н 7 ]
Ньюману нужно было найти финансовую поддержку для своего первого сезона. Доктор Джордж Кэткарт, богатый специалист по ушам, носу и горлу , предложил спонсировать его при двух условиях: что Вуд должен дирижировать каждым концертом, и что высота звука оркестровых инструментов должна быть снижена до нормального европейского стандарта . Концертный тон в Англии был почти на полтона выше, чем на континенте, и Кэткарт считал, что это вредно для голосов певцов. [ 39 ] Вуд, исходя из своего опыта работы учителем пения, согласился. [ 40 ] Поскольку члены духовых и деревянных духовых секций Вуда не желали покупать новые низкочастотные инструменты, Кэткарт импортировал набор из Бельгии и одолжил их музыкантам. Через сезон игроки поняли, что низкий тон будет принят навсегда, и купили у него инструменты. [ 39 ]
10 августа 1895 года состоялся первый прогулочный концерт в Королевском зале. Среди присутствующих, которые позже вспоминали об открытии, была певица Агнес Николлс : [ 41 ]
Около восьми часов я увидел, как Генри Вуд занял свою позицию за занавеской в конце платформы с часами в руке. Ровно, ровно в восемь, он быстро подошел к трибуне, с петлицей и всем остальным, и начал государственный гимн... Несколько минут, чтобы публика успокоилась, затем увертюра «Риенци» и первый концерт новых «Променадов». началось.
Остальная часть программы включала, по словам историка Променадов Дэвида Кокса, «по большей части… вопиющие банальности». [ 42 ] Однако через несколько дней Вуд сместил баланс от легкой музыки к основным классическим произведениям, выпустив и » Шуберта «Неоконченную симфонию другие отрывки из Вагнера . опер [ 43 ] Шуберта которые Вуд дирижировал в течение первого сезона, были «Большая до мажор» , Мендельсона » «Итальянская и Шумана Четвертая Среди других симфоний , . Мендельсона Концерты включали Скрипичный концерт Шумана и Фортепианный концерт . [ 44 ] За сезон Вуд представил 23 новинки, среди которых лондонские премьеры произведений Рихарда Штрауса , Чайковского, Глазунова , Массне и Римского-Корсакова . [ 45 ] Ньюман и Вуд вскоре почувствовали, что могут посвятить каждый вечер понедельника сезона преимущественно Вагнеру, а каждую пятницу — Бетховену, и эта закономерность сохранялась на протяжении десятилетий. [ 46 ]
Доходы от концертов не позволяли уделять много времени репетициям. У Вуда было девять часов, чтобы отрепетировать всю музыку для шести концертов каждой недели. [ 47 ] Чтобы добиться наилучших результатов при столь небольших репетициях, Вуд развил два аспекта своего дирижирования, которые оставались его визитной карточкой на протяжении всей его карьеры. Сначала он купил комплекты оркестровых партий и разметил их все подробными инструкциями для исполнителей; во-вторых, он разработал четкую и выразительную технику дирижирования. Оркестровый виолончелист написал, что «если вы посмотрите на него, вы не ошибетесь». [ 48 ] Альтист Бернард Шор писал: «Вы можете читать с листа на публике, но вы не ошибетесь, имея . перед собой палку» [ 49 ] Спустя тридцать пять лет после смерти Вуда Андре Превен рассказал историю одного из своих игроков, который вспоминал, что у Вуда «все было распланировано и рассчитано по минутам… ровно в 10 часов утра его палочка опустилась. его, но в наиболее экономное время». [ 50 ]
Еще одной особенностью дирижирования Вуда была его требовательность к точной настройке; Перед каждой репетицией и концертом он проверял инструмент каждого участника деревянной духовой и струнной секций по камертону. [ 51 ] Он упорствовал в этой практике до 1937 года, когда превосходство Симфонического оркестра Би-би-си убедило его, что в этом больше нет необходимости. [ 52 ] Чтобы улучшить ансамбль , Вуд экспериментировал с расположением оркестра. Он предпочитал, чтобы первая и вторая скрипки были сгруппированы слева от него, а виолончели - справа, и с тех пор эта схема стала общепринятой. [ 53 ]
Между первым и вторым сезоном прогулочных концертов Вуд выполнил свою последнюю работу в оперном театре, продирижировав новой оперой Стэнфорда « Шамус О'Брайен» в Opera Comique. Он длился с марта по июль 1896 года, оставив Вуду достаточно времени для подготовки второго сезона Королевского зала, который начался в конце августа. [ 54 ] Сезон был настолько успешным, что Ньюман последовал за ним зимним сезоном субботних вечерних прогулочных концертов, но, несмотря на свою популярность, они не имели финансового успеха и не повторялись в последующие годы. [ 55 ]
В январе 1897 года Вуд взял на себя руководство престижными субботними дневными симфоническими концертами в Королевском зале. [ 17 ] Он постоянно представлял новые произведения композиторов многих национальностей и был особенно известен своим мастерством в русской музыке. Салливан написал ему в 1898 году: «Я никогда не слышал в Англии более прекрасного исполнения, чем симфония Чайковского под вашим руководством в прошлую среду». [ 56 ] Семьдесят пять лет спустя сэр Адриан Боулт назвал Вуда одним из двух величайших дирижеров Чайковского за свой многолетний опыт. [ 57 ] Вуд также успешно опроверг широко распространенное мнение о том, что англичане не способны дирижировать Вагнером. [ 58 ] Когда Вуд и оркестр Королевского зала выступали в Виндзорском замке в ноябре 1898 года, королева Виктория выбрала для программы Чайковского и Вагнера. [ 17 ] Вуд, который копировал свою внешность по образцу Никиша, воспринял как комплимент слова королевы ему: «Скажите мне, мистер Вуд, вы вполне англичанин?» [ 59 ]
В 1898 году Вуд женился на одной из своих учениц по пению, Ольге Михайловой, разведенной на несколько месяцев старше его. [ н 8 ] Джейкобс описывает это как «брак идеальной профессиональной и личной гармонии». [ 60 ] Как певица с Вудом в качестве аккомпаниатора она заслужила похвалу критиков. [ 61 ]
Начало 20 века
[ редактировать ]Прогулочные концерты процветали на протяжении 1890-х годов, но в 1902 году Ньюман, который неразумно вкладывал деньги в театральные представления, оказался не в состоянии нести финансовую ответственность за оркестр Куинс-холла и был объявлен банкротом. Концерты спас музыкальный благотворитель сэр Эдгар Шпейер , банкир немецкого происхождения. Шпейер выделил необходимые средства, оставил Ньюмана менеджером концертов и призвал его и Вуда продолжать свой проект по улучшению вкусов публики. [ 62 ] В начале 1902 года Вуд принял руководство трехлетним фестивалем в Шеффилде . Он продолжал участвовать в этом фестивале до 1936 года, сменив акцент с хоровых на оркестровые произведения. Немецкий критик, рецензируя фестиваль для берлинского издания, написал: «Теперь две личности представляют новую эпоху в английской музыкальной жизни - Эдвард Элгар как композитор и Генри Дж. Вуд как дирижер». [ 63 ]
Позже в том же году, из-за огромной рабочей нагрузки, здоровье Вуда ухудшилось. Несмотря на то, что это было во время сезона выпускных вечеров, Кэткарт настоял на том, чтобы Вуд сделал полный перерыв и сменил сцену. Оставив лидера оркестра Артура Пейна дирижировать на время его отсутствия, Вуд и его жена отправились в круиз в Марокко, пропустив концерты Променада с 13 октября по 8 ноября. [ 64 ]
В первые годы Променадов в некоторых музыкальных журналах появлялись жалобы на то, что Вуд пренебрегает британской музыкой. [ 65 ] В 1899 году Ньюман безуспешно пытался добиться для Вуда премьеры « Загадочных вариаций» Элгара . [ 66 ] но в том же году Ньюман упустил возможность представить музыку Делиуса лондонским любителям концертов. [ 67 ] Однако к концу первого десятилетия нового века репутация Вуда как дирижера британской музыки не вызывала сомнений; в период с 1900 по 1910 год он дал мировые, британские или лондонские премьеры более ста британских произведений. [ 64 ] [ 68 ] Тем временем он познакомил свою публику со многими европейскими композиторами. В сезоне 1903 года он программировал симфонии Брукнера ( № 7 ), Сибелиуса ( № 1 ) и Малера ( № 1 ). Штрауса В том же году он представил Лондону несколько тональных стихотворений Рихарда Штрауса, а в 1905 году дал «Доместичную симфонию» . Это побудило композитора написать: «Я не могу покинуть Лондон, не выразив восхищения великолепным оркестром, который мастерская рука Генри Вуда создала за такое короткое время». [ 69 ]
Создание оркестра, которым восхищался Штраус, не обошлось без борьбы. В 1904 году Вуд и Ньюман разработали систему депутатов, согласно которой музыканты оркестра, если им предлагали более высокооплачиваемую работу, могли отправить замену на репетицию или концерт. Казначей Королевского филармонического общества описал это так: «А, которого вы хотите, подает знак играть на вашем концерте. Он отправляет Б (которого вы не возражаете) на первую репетицию. Б, без вашего ведома и согласия, отправляет С. на вторую репетицию. Не имея возможности выступить на концерте, С отправляет Д, которому вы бы заплатили пять шиллингов, чтобы тот не ехал». [ 70 ] После репетиции, на которой Вуд столкнулся с морем совершенно незнакомых лиц в собственном оркестре, Ньюман вышел на трибуну и объявил: «Джентльмены, в будущем депутатов не будет, доброе утро». [ 71 ] Сорок музыкантов ушли в отставку и сформировали собственный оркестр: Лондонский симфонический оркестр . Вуд не обиделся и посетил их первый концерт, хотя прошло 12 лет, прежде чем он согласился дирижировать оркестром. [ 72 ]
Вуд очень симпатизировал рядовым оркестрантам и стремился повысить их зарплату. [ 73 ] Он стремился повысить их статус и был первым британским дирижером, настоявшим на том, чтобы оркестр принимал аплодисменты вместе с дирижером. [ 74 ] В 1913 году он представил женщин в оркестр Королевского зала. [ 10 ] Он сказал: «Мне не нравятся женщины, играющие на тромбоне или контрабасе, но они умеют играть на скрипке, и они это делают». [ 75 ] К 1918 году в оркестре Вуда было 14 женщин. [ 76 ]
Вуд время от времени исполнял свои собственные композиции и аранжировки. Он исполнил свои «Фантазию на валлийские мелодии» и «Фантазию на шотландские мелодии» несколько вечеров подряд в 1909 году. Он сочинил произведение, которым он наиболее известен, «Фантазию на британские морские песни » для концерта в 1905 году, посвященного столетнему юбилею Трафальгарской битвы . Он сразу же привлек внимание публики своей смесью морских хижин, а также « «Смотри, как приходит герой-завоеватель» Генделя и Арне Правь, Британия» ! Он играл ее на Променадах более 40 раз, и она стала неотъемлемой частью « Последней ночи Променадов », оживленного концерта, знаменующего конец каждого сезона. Оно оставалось таковым и при его преемниках, хотя часто менялось, в частности, сэром Малкольмом Сарджентом . [ 77 ] [ n 9 ] Изюминкой Fantasia является хорнпайп («Парень Джек»); Вуд сказал об этом:
Они топают ногами в такт горнпайпу – то есть до тех пор, пока я не разгоню оркестр до яростного акселерандо , оставляющего позади всех тех, чья техника штамповки не самого высокого качества. Мне нравится выигрывать с преимуществом в два такта, если это возможно; но иногда приходится довольствоваться полутора барами. Это хорошее развлечение, и мне оно нравится так же, как и им. [ 81 ]
Среди других произведений Вуда была его сюита Перселла , включающая темы из сценических произведений Перселла и струнных сонат, которые Вуд исполнил на оркестровом фестивале в Цюрихе в 1921 году, а также оркестровые транскрипции произведений ряда композиторов от Альбениса до Вивальди . [ 82 ]
Вуд работал со своей женой на многих концертах и был ее аккомпаниатором на ее сольных концертах. В 1906 году на музыкальном фестивале в Норидже симфонию Бетховена представил Хоровую и . Баха «Страсти по Матфею» он вместе со своей женой [ 83 ]
В декабре 1909 года после непродолжительной болезни Ольга Вуд скончалась. [ 84 ] Кэткарт забрал Вуда, чтобы отвлечь его от потери. [ n 10 ] По возвращении Вуд возобновил свою профессиональную деятельность, за исключением того, что после смерти Ольги он редко выступал в качестве концертмейстера на фортепиано для кого-либо еще; его мастерство в этом искусстве не было оценено критиками. [ 85 ]
В июне 1911 года он женился на своей секретарше Мюриэл Эллен Грейтрекс (1882–1967), от которой у него родились две дочери. [ 86 ] В этом же году он принял рыцарское звание . [ 87 ] и отказался от должности дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра вместо Малера, так как считал своим долгом посвятить себя британской публике. [ 88 ]
На протяжении начала века Вуд оказал влияние на изменение привычек посетителей концертов. До этого на симфонических или хоровых концертах было принято аплодировать после каждой части или части. Вуд препятствовал этому, иногда жестами, а иногда и конкретными просьбами, напечатанными в программах. За это его очень хвалили в музыкальной и национальной прессе. [ 89 ] Помимо работы в Куинс-холле, Вуд дирижировал на фестивалях в Шеффилде, Норвиче, Бирмингеме, Вулвергемптоне и Уэстморленде , а также на оркестровых концертах в Кардиффе , Манчестере, Ливерпуле , Лестере и Халле . [ 9 ] Его программы были кратко изложены в The Manchester Guardian , где было указано количество произведений каждого композитора, сыгранных в сезоне выпускных вечеров 1911 года; в первую десятку вошли: Вагнер (121); Бетховен (34); Чайковский (30); Моцарт (28); Дворжак (16); Вебер (16); И.С. Бах (14); Брамс (14); Элгар (14); и Лист (13). [ 90 ]
Сезоны выпускного бала 1912 и 1913 годов Кокс называет одними из лучших в этой части карьеры Вуда. Среди тех, кто дирижировал своими произведениями или слышал, как их дирижировал Вуд, были Штраус, Дебюсси , Регер , Скрябин и Рахманинов . [ 10 ] Шёнберга « Пять пьес для оркестра» также впервые были исполнены (композитор отсутствовал); [ 91 ] во время репетиций Вуд убеждал своих игроков: «Держитесь этого, джентльмены! Это ничто по сравнению с тем, что вам придется играть через 25 лет». Критик Эрнест Ньюман написал после выступления: «Нечасто английская публика шипит музыку, которая ей не нравится, но добрая треть людей в Куинс-холле в прошлый вторник позволила себе такую роскошь после исполнения пяти оркестровых пьес. Другая треть публики не шипела только потому, что смеялась, а оставшаяся треть казалась слишком озадаченной, чтобы смеяться или шипеть, так что в целом не похоже, чтобы Шенберг приобрел до сих пор много друзей; Лондон». [ 92 ] Однако, когда 17 января 1914 года Вуд пригласил самого Шёнберга дирижировать вторым британским исполнением произведения, композитор был настолько доволен результатом, принятым более высоко, чем премьера, что он тепло поздравил Вуда и оркестр: «Я должен сказать, что впервые со времен Густава Малера я снова услышал такую музыку, как того требует музыкант культуры». [ 93 ]
Первая мировая война и послевоенное время
[ редактировать ]С началом Первой мировой войны в 1914 году Ньюман, Вуд и Шпейер обсуждали, следует ли продолжать выпускные вечера, как планировалось. К этому времени они стали устоявшимся учреждением, [ n 11 ] и было решено продолжить. Однако антинемецкие настроения вынудили Шпейера покинуть страну и искать убежища в США, и была проведена кампания по запрету всей немецкой музыки на концертах. [ 95 ] Ньюман выступил с заявлением, в котором заявил, что немецкая музыка будет исполняться, как и планировалось: «Величайшие образцы музыки и искусства являются мировым достоянием и неуязвимы даже для предрассудков и страстей того времени». [ 96 ] Когда Шпейер покинул Великобританию, музыкальное издательство Chappell's взяло на себя ответственность за Королевский зал и его оркестр. Променады продолжались на протяжении всех лет войны, с меньшим количеством крупных новых произведений, чем раньше, хотя, тем не менее, состоялись британские премьеры произведений Бартока , Стравинского и Дебюсси. Историк Променадов Атеш Орга писал: «Концерты часто приходилось переносить, чтобы они совпадали с «Все ясно» между воздушными налетами. Падающие бомбы, шрапнель, зенитный огонь и гудение дирижаблей всегда представляли угрозу. Но [Вуд] держал дело в движении и, в конце концов, сыграл весьма реальную роль в повышении боевого духа». [ 97 ]
Ближе к концу войны Вуд получил предложение, которым он серьезно соблазнился: Бостонский симфонический оркестр предложил ему стать его музыкальным руководителем. [ 98 ] Он был приглашенным дирижером Берлинского и Нью-Йоркского филармонических оркестров. [ 99 ] но он считал Бостонский оркестр лучшим в мире. [ 18 ] Тем не менее, как он сказал Боулту, «трудно было отказаться, но я считал своим патриотическим долгом остаться в своей стране в настоящий момент». [ 100 ]
После войны Променады продолжились, как и раньше. Во второй половине концертов по-прежнему звучали песни под аккомпанемент фортепиано, а не серьезная классическая музыка. Компания Chappell's, взяв на себя спонсорство выпускных вечеров и потратив 35 000 фунтов стерлингов на поддержание работы Королевского зала во время войны, хотела продвигать песни, издаваемые компанией. Руководство Chappell's также с меньшим энтузиазмом, чем Вуд и Ньюман, относилось к продвижению новых оркестровых произведений, большинство из которых не приносили прибыли. [ 101 ]
В 1921 году Вуд был награжден золотой медалью Королевского филармонического общества, став первым английским дирижером, удостоенным этой чести. [ n 12 ] К этому времени он начал понимать, что его позиция ведущего дирижера Великобритании подвергается сомнению со стороны молодых соперников. Томас Бичем становился все более влиятельной фигурой примерно с 1910 года. Он и Вуд не любили друг друга, и каждый избегал упоминаний друг друга в своих мемуарах. [ 103 ]
Адриан Боулт, который по рекомендации Вуда взял на себя часть его обязанностей в Бирмингеме в 1923 году, всегда восхищался и уважал Вуда. [ 104 ] Среди других молодых дирижеров были мужчины, которые были членами оркестра Вуда, в том числе Бэзил Кэмерон и Юджин Гуссенс . [ 105 ] Еще одним протеже Вуда был Малкольм Сарджент , выступавший на Променадах в качестве композитора-дирижера в 1921 и 1922 годах. [ 106 ] Вуд посоветовал ему отказаться от мыслей о карьере пианиста и сосредоточиться на дирижировании. [ 107 ] Вуд также проявил свой интерес к будущему музыки, взяв на себя руководство студенческим оркестром Королевской музыкальной академии в 1923 году, репетируя его, когда это было возможно, два раза в неделю в течение следующих двадцати лет. В том же году он стал дирижером любительского филармонического оркестра Халла, путешествуя три раза в год до 1939 года, чтобы репетировать и дирижировать его концертами. [ 108 ]
В 1925 году Вуда пригласили дирижировать четырьмя концертами Филармонического оркестра Лос-Анджелеса в Hollywood Bowl . Их успех, как художественный, так и финансовый, был настолько велик, что Вуда снова пригласили и в следующем году дирижировали снова. Помимо большого количества английских пьес, Вуд запрограммировал произведения таких разных композиторов, как Бах и Стравинский. Он снова дирижировал там в 1934 году. [ 109 ]
BBC и выпускные вечера
[ редактировать ]По возвращении в Англию из своей первой поездки в Голливуд Вуд оказался в центре вражды между председателем Chappell's Уильямом Бузи и BBC. Бузи питал страстную враждебность к трансляции музыки, опасаясь, что это приведет к прекращению живых концертов. Он пытался помешать любому, кто хотел выступить в Королевском зале, вести трансляцию BBC. Это затронуло многих артистов, которые были нужны Вуду и Ньюману для выпускного вечера. Вопрос так и не был решен, когда Ньюман умер в 1926 году. Вскоре после этого Бузи объявил, что Chappell's больше не будет поддерживать концерты в Королевском зале. [ 110 ] Перспектива того, что выпускные вечера, возможно, не смогут продолжаться, вызвала всеобщую тревогу, и все приветствовали заявление BBC о том, что она возьмет на себя управление выпускными вечерами, а также проведет зимнюю серию симфонических концертов в Королевском зале. . [ 111 ]
Режим BBC принес немедленную выгоду. Использование второй половины концертов для продвижения песен Чаппелла было прекращено, и ее заменила музыка, выбранная за ее превосходство: в первый вечер под контролем BBC песни во второй половине были Шубертом, Квилтером и Парри, а не балладами. от Чаппелла. [ 112 ] Для Вуда величайшей выгодой было то, что BBC предоставила ему вдвое больше времени на репетиции, чем ему раньше. Теперь у него были ежедневные репетиции и дополнительные репетиции по мере необходимости. [ 113 ] Ему также разрешили дополнительных игроков, когда их требовали большие очки, вместо того, чтобы заново набирать очки для имеющихся сил. [ 113 ]
В 1929 году Вуд устроил знаменитую шутку над музыковедами и критиками. « Они мне очень надоели , я всегда придирался к любой аранжировке или оркестровке, которые я делал... «портил оригинал» и т. д. и т. п.», [ 114 ] и поэтому Вуд выдал свою собственную оркестровку Токкаты и фуги ре минор Баха за транскрипцию русского композитора Павла Кленовского. [ n 13 ] В более позднем отчете Вуда пресса и BBC «попали в ловушку и заявили, что озвучка была замечательной, у Кленовского была настоящая вспышка [ sic ] для истинного цвета и т. д. - и представление за выступлением давали и просили ». [ 114 ] Вуд хранил секрет пять лет, прежде чем раскрыл правду. [ 116 ] Пресса восприняла обман как большую шутку; «Таймс» прониклась духом этого события, отдав шутливую дань уважения оплакиваемому Кленовскому. [ 117 ] [ n 14 ]
По мере того как трудовая жизнь Вуда изменилась к лучшему, его домашняя жизнь начала ухудшаться. В начале 1930-х годов он и его жена постепенно расстались, и их отношения закончились горечью: Мюриэл забрала большую часть денег Вуда и большую часть времени жила за границей. [ n 15 ] Она отказалась развестись с ним. [ 120 ] Разрыв между Мюриэл и Вудом также стал причиной его отчуждения от их дочерей. [ 121 ] В 1934 году у него начались счастливые отношения с овдовевшей бывшей ученицей Джесси Линтон, которая в прошлом часто пела для него под своим профессиональным именем Джесси Голдсак. Один из игроков Вуда вспоминал: «Она изменила его. Он был плохо одет, ужасная одежда. Джесси подарила ему новый вечерний костюм вместо плесневело-зеленого, а он распустил желтые перчатки и сигару... он стал человеком. " [ 50 ] Поскольку Вуд не имела права снова выйти замуж, в результате опроса она изменила свое имя на «Леди Джесси Вуд», и общественность обычно считала его женой Вуда. [ 122 ] В своих мемуарах Вуд не упомянул ни о своем втором браке, ни о последующих отношениях. [ 122 ] [ 123 ]
В более поздние годы Вуда стали ассоциировать с Променадами, а не с круглогодичным концертным сезоном. Боулт был назначен музыкальным директором BBC в 1930 году. В этом качестве он стремился к тому, чтобы Вуд был приглашен дирижировать соответствующим количеством симфонических концертов BBC вне сезона выпускных вечеров. [ 124 ] BBC выбрала Вуда для важного сотрудничества с Бартоком и Паулем Хиндемитом . [ n 16 ] Малера и за первое британское исполнение огромной Симфонии № 8 . [ 108 ] Но Джейкобс отмечает, что в общем концертном репертуаре Вуду теперь пришлось конкурировать с известными зарубежными дирижёрами, такими как Бруно Вальтер , Виллем Менгельберг и Артуро Тосканини , «по сравнению с которыми он всё чаще рассматривался как рабочая лошадка». [ 108 ]
Последние годы
[ редактировать ]В 1936 году Вуд провел свой последний фестиваль в Шеффилде. Хоровые произведения, которые он дирижировал, включали Верди Реквием Бетховена , «Торжественную мессу» , Берлиоза » «Te Deum , и » Уолтона «Пир Валтасара , в присутствии композитора, «Колокола » Рахманинова . [ 127 ] В следующем году Вуд начал планировать грандиозный концерт по случаю своего пятидесятилетия в качестве дирижера. Местом проведения был выбран Королевский Альберт-холл , имеющий гораздо большую вместимость, чем Королевский зал. Концерт состоялся 5 октября 1938 года. Рахманинов исполнил сольную партию в своем Втором фортепианном концерте , а Воан Уильямс по просьбе Вуда сочинил по этому случаю короткое хоровое произведение: « Серенада к музыке» для оркестра и 16 солистов. Другими композиторами, представленными в программе, были Салливан, Бетховен, Бах, Бакс , Вагнер, Гендель и Элгар. В состав оркестра вошли музыканты трех лондонских оркестров: Лондонского симфонического оркестра, Лондонского филармонического оркестра и Симфонического оркестра BBC. Концерт собрал 9000 фунтов стерлингов для выбранной Вудом благотворительной организации по оказанию медицинской помощи музыкантам. [ 128 ] В том же году Вуд опубликовал свою автобиографию « Моя музыкальная жизнь» . [ 108 ]
В сентябре 1939 года разразилась Вторая мировая война, и BBC немедленно приступила к осуществлению своего плана на случай непредвиденных обстоятельств по переносу большей части своего вещания из Лондона в места, которые считались менее подверженными бомбардировкам. Его музыкальная деятельность, включая оркестр, переехала в Бристоль. [ 129 ] BBC отозвала не только игроков, но и финансовую поддержку Променада. Вуд решил, что сезон 1940 года, тем не менее, продолжится. Королевское филармоническое общество и частный предприниматель Кейт Дуглас согласились поддержать восьминедельный сезон, и Лондонский симфонический оркестр был приглашен. Сезон был прерван через четыре недели, когда интенсивные бомбардировки вынудили закрыть Королевский зал. [ 130 ] Последний выпускной вечер в Королевском зале состоялся 7 сентября 1940 года. В мае 1941 года зал был разрушен бомбами. [ 131 ]
Сразу было решено, что сезон выпускных вечеров 1941 года должен пройти в Альберт-холле. Он был вдвое больше Королевского зала и имел плохую акустику, но шестинедельный сериал был признан успешным, а Альберт-холл оставался местом проведения выпускных вечеров. Вуда, семидесяти двух лет, уговорили нанять помощника дирижера, чтобы облегчить ему часть бремени. Бэзил Кэмерон взял на себя эту задачу и оставался дирижером выпускного вечера до выхода на пенсию в возрасте восьмидесяти лет в 1964 году. [ 132 ] BBC вернула свой симфонический оркестр в Лондон и возобновила поддержку Променадов в 1942 году; В этом сезоне Боулт присоединился к Кэмерону в качестве помощника дирижера Вуда. [ 133 ] В начале 1943 года здоровье Вуда ухудшилось, и через два дня после начала сезона того же года он потерял сознание, и ему было приказано провести месяц в постели. [ 134 ] Несмотря на перипетии военного времени, в сезоне 1943 года было продано около 250 000 билетов при средней аудитории около 4 000 человек – намного больше, чем могло бы поместиться в Королевский зал. [ 135 ]
Несмотря на свой возраст и трудности, связанные с поездками во время войны, Вуд настаивал на том, чтобы дирижировать в провинциальных городах – как, по словам Джейкобса, для того, чтобы помочь местным оркестрам выжить, а также для того, чтобы доставить удовольствие публике. [ 108 ] Его последний сезон состоялся в 1944 году. Сезон начался хорошо, Вуд был в хорошей форме, но после трехнедельных налетов новых разрушительных немецких летающих бомб заставило правительство отдать приказ о закрытии развлекательных заведений. [ 136 ] Променады были немедленно перенесены в Бедфорд , примерно в 50 милях (80 км), где Вуд продолжал дирижировать. В начале августа он заболел и не смог провести 10 августа выпускной бал в честь пятидесятой годовщины; врач запретил ему даже слушать ее передачу. Вуд умер чуть более недели спустя, 19 августа, в больнице Хитчина в Хитчине , Хартфордшир; [ 137 ] его отпевание состоялось в городе в церкви Святой Марии . [ 138 ] и его прах был захоронен в Музыкальной часовне Гроба Господня без Ньюгейта. [ 139 ]
Его аранжировка государственного гимна продолжалась на «Последнем вечере выпускных вечеров» до 2009 года, когда аранжировка Бенджамина Бриттена заменила ее в 2010 году. В 2022 году Американский Филадельфийский оркестр исполнил аранжировку государственного гимна Вуда из уважения к недавно умершему. Королева Елизавета II . Аранжировка Вуда была выкуплена еще в 2023 году на заключительный вечер, а также на заключительные вечера будущих лет.
Записи
[ редактировать ]Карьера звукозаписи Вуда началась в 1908 году, когда он аккомпанировал своей жене Ольге в «Прощай, леса» Чайковского для компании «Граммофон и пишущая машинка», более известной как « Голос его хозяина» или HMV. За следующие два года они вместе записали еще восемь пластинок для HMV. [ 140 ] После смерти Ольги Вуд подписал контракт с конкурентом HMV, компанией Columbia , для которой в период с 1915 по 1917 год сделал серию дисков с певицей Кларой Батт Элгара , включая отрывки из «Сна Геронтия» . [ 141 ]
Элгара Между 1915 и 1925 годами он провел 65 записей для Колумбии, используя ранний процесс акустической записи, включая множество дисков с отрывками Вагнера и усеченную версию Скрипичного концерта с Альбертом Сэммонсом в качестве солиста. [ 142 ] Когда в 1925 году были представлены микрофон и электрическая запись, Вуд вместе с Сэммонсом перезаписал концерт Элгара и за следующие девять лет сделал еще 36 дисков для Колумбии. [ 143 ] Запись концерта Элгара 1929 года была переиздана на компакт-диске и получила высокую оценку некоторых критиков. [ n 17 ]
В 1935 году Вуда пригласила из Колумбии молодая компания Decca Бетховена . Для Decca он дирижировал 23 записями в течение следующих двух лет, включая Пятую симфонию Элгара , «Загадочные вариации» Воана Уильямса и «Лондонскую симфонию» . [ 145 ] В 1938 году он вернулся в Колумбию, где его пять новых записей включали « Серенаду к музыке» с 16 оригинальными певцами, сделанную через несколько дней после премьеры, и его собственную «Фантазию на тему британских морских песен» . [ 146 ]
Записи Вуда недолго оставались в каталогах после его смерти. В «Справочнике рекордов » 1956 года не указан ни один из его рекордов. [ 147 ] Некоторые из его записей впоследствии были переизданы на компакт-дисках, включая записи Decca и Columbia Vaughan Williams 1936 и 1938 годов. [ 148 ]
Премьеры
[ редактировать ]В биографии Джейкобса 1994 года список премьер под управлением Вуда занимает 18 страниц. [ 149 ] Его мировые премьеры включали Фрэнка Бриджа » « Море ; Бриттена Фортепианный концерт ; Делиуса «Песня перед восходом солнца» , «Песня лета » и «Идиллия» ; Элгара «Жезл молодости» Сюита № 1 , «Соспири» , а также 4-й и 5-й марши пышности и церемоний ; » Воана Уильямса и «Норфолкская рапсодия № 1 , «Флос Кампи» и «Серенада под музыку» . [ 68 ]
» Бартока Британские премьеры Вуда включали «Танцевальную сюиту ; Шабрие » Марши «Джуайез ; Копленда » «Билли Кид ; Дебюсси «Прелюдия к послеполудению фавна и Иберии» ; Хиндемита «Камерная музыка 2 и 5» ; Яначека » «Симфониетта , «Тарас Бульба» и «Глаголица» ; Кодая «Танцы » из «Галанты» ; Симфонии №№ Малера. 4 , 7 и 8 , и Das Lied von der Erde ; Прокофьева Фортепианный концерт № 1 и Скрипичный концерт № 2 ; Рахманинова Фортепианный концерт № 1 ; Равеля мажор «Ma mère l'oye» , «Испанская рапсодия» , «Вальс» и Концерт для фортепиано с оркестром ре ; Римского-Корсакова «Испанское каприччио» , «Шехерезада » и Симфония № 2 Сен-Санса » ; «Карнавал животных ; Концертштюк Шумана для четырех валторн с оркестром; Шостаковича Фортепианный концерт № 1 и симфонии № 1 . 7 и 8 ; Симфонии №№ Сибелиуса. 1 , 6 и 7 , Концерт для скрипки с оркестром , Сюита «Карелия» и Тапиола ; » Рихарда Штрауса «Доместичная симфония ; Стравинского «Жар-птица» (сюита); Чайковского Симфония «Манфред» и сюита «Щелкунчик» ; и Веберна Пассакалия . [ 68 ]
Почести, мемориалы и репутация
[ редактировать ]Помимо рыцарского звания, присвоенного в 1911 году, государственными наградами Вуда были его назначения членом Ордена Почетных кавалеров в Списке почестей по случаю дня рождения короля 1944 года , Ордена Короны (Бельгия; 1920) и офицером Легиона . Почета (Франция; 1926). Он получил почетные докторские степени пяти английских университетов и был членом Королевской музыкальной академии (1920 г.) и Королевского музыкального колледжа (1923 г.). [ 150 ] В марте 1963 года Концертное общество Генри Вуда (совместно с Мемориальным фондом Генри Вуда) представило Мемориальный концерт Генри Вуда. Концерт проходил в Королевском Альберт-Холле в Лондоне под управлением сэра Малкольма Сарджента в присутствии Ее Королевского Высочества герцогини Глостерской.
Джейкобс перечисляет 26 композиций, посвященных Вуду, включая, помимо «Серенады к музыке » Воана Уильямса , произведения Элгара, Делиуса, Бакса, Марселя Дюпре и Уолтона. [ 150 ] Поэт лауреат - Джон Мейсфилд сочинил в его честь стихотворение из шести стихов под названием «Сэр Генри Вуд», которое часто называют по первой строке: «Куда уходит произнесенная музыка?». Уолтон положил его на музыку как гимн смешанного хора; свое первое представление он получил 26 апреля 1946 года в соборе Святого Гроба, по случаю церемонии открытия мемориального витража в честь Вуда. [ 151 ]
Вуд увековечен в честь Генри Вуд-холла , неосвященной церкви Святой Троицы в Саутварке , которая в 1975 году была преобразована в место для репетиций и записи. [ 152 ] Его бюст стоит в центре Королевского Альберт-холла в течение всего сезона выпускных вечеров, украшенный венком в «Последний вечер выпускных вечеров». Его коллекция из 2800 оркестровых партитур и 1920 комплектов партий сейчас находится в библиотеке Королевской музыкальной академии. [ 153 ] Для Академии он также учредил Фонд Генри Вуда, оказывающий финансовую помощь студентам. [ 9 ] Университет Стратклайда назвал в его честь здание в своем кампусе в Джорданхилле . [ 154 ] Его самый известный мемориал - Променады, официально «Променадные концерты Генри Вуда». [ 155 ] но повсеместно упоминается как неофициальная короткая версия. [ n 18 ]
Его биограф Артур Джейкобс писал о Вуде:
Его оркестранты ласково прозвали его «Тимбер» — это больше, чем игра его имени, поскольку оно, казалось, также отражало его надежность. Его количество первых выступлений или первых выступлений в Британии было героическим: не менее 717 произведений 357 композиторов. Величие, измеряемое утонченностью исполнения, возможно, и не принадлежит ему, особенно в его ограниченном наследии записей, но он остается одним из самых замечательных музыкантов, которых выпустила Британия. [ 17 ]
Сочинения
[ редактировать ]- Вуд, Генри (26 мая 1904 г.). «Почему я стал дирижером». Музыкальный руководитель и концертант . Чикаго: Паб Musical Leader. Ко.
- —— (1924). «Оркестровый цвет и ценности». В Халле, Артур Иглфилд (ред.). Словарь современной музыки и музыкантов . Лондон: Дж. М. Дент и сыновья . OCLC 162576291 .
- —— (1927–1928). Нежное искусство пения . Том. Четыре тома. Лондон: Издательство Оксфордского университета . OCLC 155891475 .
- —— (1938). Моя жизнь музыки . Лондон: Victor Gollancz Ltd. ОСЛК 2600343 .
- —— (1945). О дирижировании . Лондон: Сильван Пресс. OCLC 717026319 .
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ↑ По словам Вуда, дирижер сэр Майкл Коста и другие убеждали его отца стать профессиональным певцом. [ 3 ]
- ^ Два шиллинга и шесть пенсов: в десятичной чеканке 12½ пенсов. С точки зрения среднего заработка это соответствует более чем 65 фунтам стерлингов в текущих ценах. [ 7 ]
- ↑ В 1911 году Вуд устроил выставку пятидесяти эскизов маслом в галерее Piccadilly Arcade Gallery, собрав 200 фунтов стерлингов в помощь Благотворительному фонду оркестра Квинс-холла. [ 9 ] [ 10 ]
- ↑ Вуд (стр. 29) называет Гарсию одним из своих профессоров, но Джейкобс (стр. 13) отмечает, что имя Вуда не фигурирует в списках хоров, в которых фигурировали все ученики Гарсиа.
- ^ Десять шиллингов и шесть пенсов: 52½ пенса в десятичном выражении; в 2009 году их стоимость составляет от 40 фунтов стерлингов (исходя из розничных цен) и 275 фунтов стерлингов (исходя из среднего заработка). [ 7 ] Джейкобс (стр. 19) предполагает, что Вуд, возможно, преувеличил свой гонорар, вспоминая его в своих мемуарах.
- ↑ Джордж Бернард Шоу в длинном обзоре в The World прокомментировал всех основных певцов, костюмы, декорации и хореографию, но не упомянул дирижера. [ 26 ]
- ^ В десятичной чеканке соответственно 5, 10, 15 и 25 пенсов: эквивалент примерно от 4 до 20 фунтов стерлингов в розничных ценах 2009 года. Билеты на официальные симфонические концерты в то время стоили в пять раз дороже. [ 7 ]
- ↑ В своих мемуарах Вуд называет ее «княгиней Ольгой Урусовой», но, по словам Джейкобса (стр. 59), она не имела права ни на звание, ни на фамилию, хотя ее матерью была княгиня Софья Урусова.
- ↑ В 2002 и 2003 годах «Фантазия» исполнялась «с дополнительными песнями в аранжировке Джона Уилсона , Стивена Джексона (хормейстера симфонического оркестра BBC) и Перси Грейнджера»; [ 78 ] в 2004 году «с дополнительными песнями в аранжировке Стивена Джексона»; [ 79 ] а в 2005, 2006 и 2007 годах с «дополнительными песнями в аранжировке Боба Чилкотта». [ 80 ]
- ↑ В своих мемуарах Вуд не говорит, где и как долго.
- ↑ Хотя сам Вуд обычно не использовал термин «Променады», к настоящему времени он стал общепринятым даже в более официальных газетах. Он использовался в The Observer и The Musical Times в 1912 году. The Times и The Manchester Guardian использовали этот термин с 1918 и 1923 годов соответственно. [ 94 ] Даже Вуд использовал этот термин, говоря о « Последнем выпускном вечере », который он назвал «Последним выпускным балом сезона». [ 81 ]
- ↑ Вуд был лишь вторым дирижером любой национальности, удостоенным этой чести, первым из которых был Ганс фон Бюлов в 1873 году. Вуд получил награду за четыре года до того, как она была вручена Делиусу и Элгару (1925). Следующим дирижером, получившим медаль, стал сэр Томас Бичем (1928). [ 102 ]
- ↑ Кокс (стр. 102) утверждает, что был настоящий «Павел Кленовский», ученик Глазунова , который умер молодым. Джейкобс (стр. 232) утверждает, что такого композитора никогда не существовало, хотя русский композитор Николай Кленовский умер в 1915 году. Словарь музыки и музыкантов Гроува поддерживает последнее утверждение. [ 115 ]
- ↑ Позже музыкальный критик The Times (анонимный, но предположительно Фрэнк Хоуз , музыкальный критик газеты в то время) был менее снисходителен, чем его коллеги. Хотя его предшественник назвал предполагаемую работу Кленовского «превосходно хорошо сделанной», [ 118 ] Как только авторство Вуда стало известно, Хоуз назвал его «чудовищным и непростительным». [ 119 ]
- ↑ После разрыва брака Мюриэл Вуд жила в Японии (ее брат был британским консулом в Нагасаки ), Китае и Новой Зеландии. Она вернулась в Англию только после смерти Вуда. [ 108 ]
- ^ На симфонических концертах BBC Вуд дирижировал Концертом для альта Хиндемита с композитором в качестве солиста и его ораторией Das Unaufhörlich ; [ 125 ] Бартока и Фортепианный концерт № 1 с композитором в качестве солиста. [ 126 ] Вуд также программировал свою музыку во время выпускных вечеров.
- ↑ Запись Сэммонса и Вуда была выбрана рецензентом Яном Бернсайдом вместо всех остальных в программе BBC Radio 3 «Building a Library» в июле 1999 года. [ 144 ]
- ↑ В названиях историй концертов Кокса и Орги используется краткая форма.
Ссылки
- ^ Генри Джозеф Вуд. 3 марта 1869 г. — 19 августа 1944 г. The Musical Times , сентябрь 1944 г.
- ^ Джейкобс, с. 4
- ^ Вуд, с. 17
- ^ Вуд, с. 13
- ^ Перейти обратно: а б Джейкобс, с. 6
- ^ Вуд, с. 17 и Джейкобс, с. 6
- ^ Перейти обратно: а б с Уильямсон, Сэмюэл Х., «Пять способов расчета относительной стоимости суммы в британских фунтах с 1830 года по настоящее время» , MeasuringWorth. Проверено 16 ноября 2010 г.
- ^ Джейкобс, с. 10
- ^ Перейти обратно: а б с д Хербидж, Джулиан, «Вуд, сэр Генри Джозеф» , Архив Оксфордского словаря национальной биографии, 1959. Проверено 14 ноября 2010 г. (требуется подписка).
- ^ Перейти обратно: а б с Кокс, с. 56
- ^ Перейти обратно: а б Вуд, с. 29
- ^ Джейкобс, с. 13
- ^ «Случайные заметки», The Musical Times , ноябрь 1927 г., стр. 1007–08
- ^ Вуд, с. 36
- ^ Вуд, с. 39
- ^ Джейкобс, с. 14
- ^ Перейти обратно: а б с д Джейкобс, Артур, «Вуд, сэр Генри Дж.» Grove Music Online , Oxford Music Online. Проверено 17 октября 2010 г. (требуется подписка)
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Мистер Генри Дж. Вуд», Musical Opinion & Music Trade Review , март 1899 г., стр. 389–90.
- ^ Джейкобс, с. 329
- ^ Джейкобс, стр. 3 и 17.
- ^ Вуд, стр. 53–56 и Джейкобс, стр. 19–20.
- ^ Элкин, Роберт, «Генри Дж. Вуд: органист, аккомпаниатор, оперный дирижер и композитор», The Musical Times , август 1960, стр. 488–90
- ^ Вуд, стр. 58–60 и Джейкобс, стр. 21–22.
- ^ Вуд, с. 59
- ^ Джейкобс, с. 24
- ^ Лоуренс, стр. 718–21.
- ^ Джейкобс, с. 26
- ^ The Lady Slavey - веб-сайт Британского музыкального театра
- ^ JP Wearing , Лондонская сцена 1890-1899: календарь постановок, исполнителей и персонала , Rowman & Littlefield (2014) - Google Книги, стр. 228
- ^ «Генри Вуд и леди Слейви (1894) — Музей истории музыки» . Архивировано из оригинала 1 августа 2020 года . Проверено 24 марта 2020 г.
- ^ Джейкобс, с. 27
- ^ Перейти обратно: а б Джейкобс, стр. 30–32.
- ^ Элкин, стр. 25–26.
- ^ Элкин, с. 26
- ^ Орган, с. 44
- ^ Орган, с. 57
- ^ Джейкобс, с. 46
- ^ Орган, с. 55
- ^ Перейти обратно: а б Элькин, с. 25
- ^ Джейкобс, с. 34
- ^ Джейкобс, с. 38
- ^ Кокс, с. 33
- ^ Кокс, с. 34
- ^ Джейкобс, с. 45
- ^ Кокс, с. 35; и Орга, с. 61
- ^ Кокс, с. 35
- ^ Вуд, с. 84
- ↑ Коул, Хьюго, «Салливан без Гилберта», The Guardian , 29 июля 1971 г., стр. 8
- ^ Шор, с. 189
- ^ Перейти обратно: а б Предотвратить, с. 160
- ^ Шор, с. 200 и Вуд, с. 96
- ^ Вуд, стр. 96–97.
- ^ Вуд, с. 100; и Боулт, Адриан, «Стерео струнные», The Musical Times , апрель 1973 г., стр. 378
- ^ Вуд, с. 86
- ^ Вуд, с. 93
- ^ Кокс, с. 38
- ^ Боулт, с. 181
- ^ Элкин, с. 144; и Джейкобс, с. 56
- ^ Джейкобс, с. 62
- ^ Джейкобс, с. 59
- ^ Джейкобс, с. 67
- ^ Кокс, стр. 42–43.
- ^ Джейкобс, с. 79, цитируем Отто Лессмана в Allgemeine Musik-Zeitung.
- ^ Перейти обратно: а б Кокс, с. 44
- ^ Джейкобс, стр. 62–63.
- ^ Джейкобс, с. 43
- ^ Джейкобс, стр. 33–34.
- ^ Перейти обратно: а б с Джейкобс, стр. 441–61.
- ^ Джейкобс, с. 102
- ^ Левиен, Джон Мьюберн, цитируется по Риду (1961), стр. 50
- ^ Моррисон, с. 11
- ^ Моррисон, с. 24
- ^ Вуд, с. 101
- ^ Джейкобс, с. 131
- ^ «Будущее музыки: интервью с сэром Генри Вудом», The Observer , 2 июня 1918 г., стр. 7
- ^ «Сэр Генри Вуд останется», The Musical Herald , июль 1918 г., стр. 207
- ^ Кокс, стр. 31–32; и Орга, стр. 78–80.
- ^ «Фантазия на тему британских морских песен (с дополнительными песнями в аранжировке Джона Уилсона, Стивена Джексона и Перси Грейнджера)» , Архив выпускных вечеров, BBC. Проверено 19 ноября 2010 г.
- ^ «Фантазия на тему британских морских песен (с дополнительными песнями в аранжировке Стивена Джексона)» , Архив выпускных вечеров, BBC. Проверено 19 ноября 2010 г.
- ^ «Фантазия на тему британских морских песен (с дополнительными песнями в аранжировке Боба Чилкотта)» , Архив выпускных вечеров, BBC. Проверено 19 ноября 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Вуд, с. 192
- ^ Джейкобс, стр. 173 и 434–35.
- ^ Джейкобс, с. 111
- ^ Джейкобс, с. 116
- ^ Джейкобс, с. 117; и Блом, Эрик, «Концерт памяти Форе», The Manchester Guardian , 10 июня 1925 г., стр. 12
- ^ Джейкобс, с. 129
- ^ Кокс, с. 55
- ^ Джейкобс, с. 123
- ^ «Мессия и аплодисменты Генделя», The Musical Times , декабрь 1902 г., стр. 826; и Джейкобс, с. 132
- ^ «Осенние музыкальные фестивали», The Manchester Guardian , 8 августа 1911 г., стр. 10
- ^ Джейкоб, стр. 137.
- ↑ Ньюман, Эрнест, «Дело Арнольда Шенберга», The Nation , 7 сентября 1912 г., стр. 830, цитируется по книге Ламборн, Дэвид, «Генри Вуд и Шенберг», The Musical Times , август 1987 г., стр. 422–427.
- ↑ Письмо от 23 января 1914 г., цитируемое в книге Ламборн, Дэвид, «Генри Вуд и Шенберг», The Musical Times , август 1987 г., стр. 426
- ^ «Опера Ковент-Гардена – Лебединое озеро», The Observer , 28 июля 1912 г., стр. 7; «Лондонские концерты», The Musical Times , декабрь 1912 г., стр. 804–07; «Концерты на прогулке – успешное открытие сезона», The Times , 12 августа 1918 г., стр. 9; и Ньюман, Эрнест, «Неделя музыки», The Manchester Guardian , 2 августа 1923 г., стр. 5
- ^ Кокс, стр. 64–65.
- ^ Кокс, с. 65
- ^ Орган, с. 88
- ^ Орган, с. 87
- ^ Джейкобс, стр. 65, 95.
- ^ Мур, с. 31
- ^ Джейкобс, с. 171
- ^ «Список обладателей золотой медали» Королевского филармонического общества. Проверено 21 ноября 2010 г.
- ^ Джейкобс, с. 118
- ^ Кеннеди, с. 90
- ^ Джейкобс, с. 132
- ^ Рид (1968), стр. 101, 105.
- ^ Вуд, с. 317
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Джейкобс Артур, «Вуд, сэр Генри Джозеф (1869–1944)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004. Проверено 17 октября 2010 г.
- ^ Джейкобс, стр. 203–06.
- ^ Кокс, с. 83
- ^ Орга, стр. 93–94
- ^ Кокс, с. 87
- ^ Перейти обратно: а б Кокс, с. 88
- ^ Перейти обратно: а б Джейкобс, с. 232
- ^ Браун, Дэвид, «Кленовский, Николай Семенович», Grove Music Online , Oxford Music Online. Проверено 22 ноября 2010 г. (требуется подписка) и «Кленовский, Пол», Оксфордский музыкальный словарь , Oxford Music Online. Проверено 22 ноября 2010 г. (требуется подписка)
- ^ «Пол Кленовский - музыкальная мистификация сэра Генри Вуда», The Times , 4 сентября 1934 г., стр. 10
- ^ «Покойный Пол Кленовский», The Times , 5 сентября 1934 г., стр. 13
- ^ «Прогулочные концерты», The Times , 6 октября 1930 г., стр. 12
- ^ «Концерт памяти сэра Х. Вуда», The Times , 5 марта 1945 г., стр. 8
- ^ Джейкобс, стр. 262–70 и 278.
- ^ Джейкобс, с. 269
- ^ Перейти обратно: а б Джейкобс, стр. 265–71.
- ^ Вуд, индекс, стр. 376 и 384.
- ^ Кеннеди, стр. 140–41; и Джейкобс, с. 308
- ^ "Симфонический оркестр BBC: Концерт для альта Хиндемита", The Times , 23 ноября 1929 г., стр. 10 и «Музыка на этой неделе: оратория Хиндемита», The Times , 20 марта 1933 г., стр. 10. 10
- ^ «Вещание, программы, сэр Генри Вуд в Куинс-холле», The Times , 14 февраля 1930 г., стр. 22
- ^ Джейкобс, стр. 302–03.
- ^ Джейкобс, стр. 311–14 и 329–30.
- ^ Кокс, с. 110
- ^ Кокс, с. 116
- ^ Элкин, с. 129
- ^ Кокс, стр. 122 и 208–09.
- ^ Кокс, с. 123
- ^ Кокс, с. 124
- ^ Кокс, с. 126
- ^ Орган, с. 120
- ^ Орган, с. 121
- ^ "Променады BBC 2010, Клад сэра Генри" , Пресс-служба BBC, сентябрь 2010 г.
- ^ История Церкви 20-го века. Архивировано 16 марта 2011 года в Wayback Machine St Sepulchre-with-Newgate. Проверено 1 января 2011 г.
- ^ Джейкобс, с. 425
- ^ Джейкобс, с. 426
- ^ Джейкобс, стр. 426–28.
- ^ Джейкобс, стр. 428–29.
- ^ «Первый выбор» , Building a Library , BBC Radio 3. Проверено 21 ноября 2010 г.
- ^ Джейкобс, стр. 429–30.
- ^ Джейкобс, с. 430
- ^ Саквилл-Уэст, указатель, стр. 957
- ^ Компакт-диск Dutton Vocalion (2001), каталожный номер CDBP 9707
- ^ Джейкобс, стр. 442–61.
- ^ Перейти обратно: а б Джейкобс, с. 465
- ^ "Куда уходит произнесенная Музыка?" Архивировано 21 ноября 2008 года в Wayback Machine , WilliamWalton.net. Проверено 21 ноября 2010 г.
- ^ «История» , Генри Вуд Холл. Проверено 20 ноября 2010 г.
- ^ «Библиотека» , Королевская музыкальная академия. Проверено 21 ноября 2010 г.; Хербидж, Джулиан, «Вуд, сэр Генри Джозеф» , Архив Оксфордского словаря национальной биографии, 1959. Проверено 14 ноября 2010 г. (требуется подписка) ; и Кокс, с. 56
- ^ «Здание сэра Генри Вуда», Архивировано 5 декабря 2010 года в Университете Wayback Machine в Стратклайде. Проверено 1 января 2011 г.
- ^ Джейкобс, стр. 127–28.
Источники
[ редактировать ]- Боулт, Адриан (1973). Моя собственная труба . Лондон: Хэмиш Гамильтон. ISBN 0-241-02445-5 .
- Кокс, Дэвид (1980). Выпускные вечера Генри Вуда . Лондон: Би-би-си. ISBN 0-563-17697-0 .
- Элкин, Роберт (1944). Королевский зал, 1893–1941 гг . Лондон: Райдер. OCLC 636583612 .
- Джейкобс, Артур (1994). Генри Дж. Вуд: организатор выпускных вечеров . Лондон: Метуэн. ISBN 0-413-69340-6 .
- Кеннеди, Майкл (1987). Адриан Боулт . Лондон: Хэмиш Гамильтон. ISBN 0-333-48752-4 .
- Лоуренс, Дэн Х., изд. (1989). Музыка Шоу - Полная музыкальная критика Бернарда Шоу, Том 2 . Лондон: Голова Бодли. ISBN 0-370-31271-6 .
- Мур, Джеррольд Нортроп , изд. (1979). Музыка и друзья: Письма Адриану Боулту . Лондон: Хэмиш Гамильтон. ISBN 0-241-10178-6 .
- Моррисон, Ричард (2004). Оркестр – ЛСО . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 0-571-21584-Х .
- Орга, Атеш (1974). Променады . Ньютон Эббот: Дэвид и Чарльз. ISBN 0-7153-6679-3 .
- Превен, Андре, изд. (1979). Оркестр . Лондон: Макдональд и Джейнс. ISBN 0-354-04420-6 .
- Рид, Чарльз (1968). Малькольм Сарджент . Лондон: Хэмиш Гамильтон. OCLC 603636443 .
- Reid, Charles (1961). Thomas Beecham . London: Victor Gollancz. OCLC 52025268 .
- Саквилл-Уэст, Эдвард; Десмонд Шоу-Тейлор (1956). Руководство по записи . Лондон: Коллинз. OCLC 500373060 .
- Шор, Бернард (1938). Говорит оркестр . Лондон: Лонгманс. OCLC 499119110 .
- Вуд, Генри Дж. (1938). Моя жизнь музыки . Лондон: Виктор Голланц. ОСЛК 30533927 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Выступления Генри Вуда на выпускных вечерах в качестве исполнителя и композитора , перечисленные на веб-сайте BBC Proms по адресу www.bbc.co.uk.
- Концертные программы 1790–1914 гг. На сайте www.cph.rcm.ac.uk.
- Две восстановленные в цифровом формате записи под управлением сэра Генри Вуда.
- 1869 рождений
- 1944 смертей
- Члены Королевской музыкальной академии
- Классическая музыка в Лондоне
- Дирижеры, связанные с BBC Proms
- Английские дирижеры (музыка)
- Английские мужчины-дирижеры (музыка)
- Золотые медалисты Королевского филармонического общества
- Рыцари Бакалавр
- Дирижеры (музыка), удостоенные рыцарского звания
- Кавалеры Ордена Почетных кавалеров
- Люди, связанные с Променадами
- Кавалеры Ордена Короны (Бельгия)
- Офицеры Почетного легиона
- Ретрансляторы
- Оркестры Би-би-си