Променадный концерт
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Октябрь 2011 г. ) |
Променадные концерты 18 и 19 веков садах развлечений представляли собой музыкальные представления в лондонских . , где публика гуляла, слушая музыку Этот термин происходит от французского se promener — «идти».
Сегодня термин « прогулочный концерт» часто ассоциируется с BBC Proms, серией летних концертов классической музыки основанной в 1895 году Робертом Ньюманом и дирижером Генри Вудом . [ 1 ]
восемнадцатый век
[ редактировать ]
Сады удовольствий, вход в которые взимал небольшую плату и предоставлял разнообразные развлечения, стали чрезвычайно популярными в Лондоне к восемнадцатому веку . Музыка звучала с эстрад (известных как «оркестры») или из более постоянных зданий и, как правило, была популярной: бальные танцы , кадрили ( попурри ), соло корнета и т. д. Другие развлечения включали фейерверки , маскарады и акробатику . Известно, что было 38 садов, в которых была музыка. Пожалуй, самыми известными из них были сады Воксхолл (1661–1859), расположенные к югу от Темзы . Известный сначала как Нью-Спринг Гарденс, он был любимым местом авторов дневников Сэмюэля Пеписа и Джона Эвелин . Музыка Генделя была здесь очень популярна в восемнадцатом веке, а в 1738 году даже была установлена статуя Генделя, играющего на лире . Сады были описаны как модные в конце 18 и начале 19 веков Фанни Берни и Уильям Теккерей . Аристократия и королевская власть смешались с простым народом. 21 апреля 1749 года двенадцать тысяч человек заплатили по 2 шиллинга 6 пенсов каждый, чтобы послушать, как Гендель репетирует свою пьесу. Музыка для королевского фейерверка в саду Воксхолл, вызвавшая трехчасовую пробку на Лондонском мосту . Музыка была заказана королем в честь подписания Экс-ла-Шапельского договора . Шесть дней спустя выступление в Грин-парке было еще более зрелищным, особенно когда здание загорелось. Композитор доктор Томас Арне был назначен композитором Воксхолл-Гарденс в 1745 году. Именно здесь многие из его песен приобрели большую популярность. Музыкантов разместили в крытом здании, а публика прогуливалась снаружи. В девятнадцатом веке сэр Генри Бишоп был официальным композитором Гарденс. многие его песни, в том числе « Дом! Милый дом! Там были исполнены ». Сады Воксхолла оставались национальным учреждением до 1859 года. [ 2 ]
Еще одним престижным местом проведения прогулочных концертов были сады Ранела (1742–1803). Здесь и музыканты, и публика укрылись в гигантской георгианской ротонде , которую можно увидеть на картине Каналетто в Национальной галерее . Именно здесь Вольфганг Амадей Моцарт. выступал на клавесине и органе вундеркинд Появлялся в 1764 году здесь и Йозеф Гайдн во время своих визитов в Лондон.
Девятнадцатый век
[ редактировать ]
Термин «прогулочный концерт», по-видимому, впервые был использован в Англии в 1838 году, когда лондонский театр «Лицеум» объявил «Прогулочные концерты в стиле Мусара». Филипп Мюсар был французским музыкантом, который провел концерты под открытым небом в английском стиле в Париже .
Мюсар приехал в Англию в 1840 году, чтобы дирижировать концертами в Лицейском театре. Его программы состояли из увертюр , вальсов , популярных инструментальных соло и кадрилей . Успех этих концертов привел к дальнейшим музыкальным променадным концертам как в Лондоне, так и в других местах, включая Бат и Бирмингем . Таверна « Корона и якорь» на Стрэнде дала серию концертов с оркестром Королевского театра Друри-Лейн под руководством Анри Валентино . В 1840 году Эдвард Элиасон , руководитель оркестра театра Друри-Лейн, начал серию Concerts d'été с оркестром из почти сотни музыкантов.
Вскоре появилась и серия «Зимних концертов» под руководством Луи Антуана Жюльена (1812–1860). Жюльен был звуковым музыкантом, чьи выступления сочетались с возмутительным зрелищем: Бетховеном дирижировали украшенной драгоценными камнями палочкой. В своей экстравагантной одежде, с длинными черными волосами и усами он совершал ряд выходок, в том числе ему приносили белые лайковые перчатки на серебряном подносе . Он дирижировал спиной к оркестру, чтобы быть лицом к публике, и к его оркестру часто присоединялись оркестры Королевской артиллерии или барабанщики Французской национальной гвардии . Он умер в сумасшедшем доме . [ 3 ]
На смену Жюльену пришел английский дирижер Альфред Меллон (1820–1867), а затем Луиджи Ардити (1822–1903). Другим известным дирижером был Август Маннс (1825–1907), который связан с субботними концертами в лондонском Хрустальном дворце , огромном стеклянном здании, в котором в 1851 году проходила Великая выставка . [ 4 ]
Репертуар
[ редактировать ]Сады развлечений были главными учреждениями для исполнения музыки английскими композиторами. Специально для них были написаны песни и вокальные произведения. Строфические баллады были основным продуктом питания. Песни часто были на пасторальные темы, застольные , охотничьи или даже песни на неприятные темы.
Двумя известными песнями, написанными для садов, были шекспировская постановка Арне « Там, где пчела сосет » и Чарльза Эдварда Хорна постановка Херрика » «Спелой вишни . Постепенно опера начала влиять на стиль музыки, и стали звучать более крупные концертные произведения. Генделя хоры из ораторий Часто включались . Инструментальная музыка включала популярный концерт . играла органная музыка Между действиями балладных опер (в Воксхолле и Ранелаге были установлены органы). Сады Креморна (1836–78) стали естественным преемником Ранела в Челси в викторианский период, представив работы Буальдье , Обера и Оффенбаха в 1870-х годах. [ 5 ]
В конце 19 века на концертах под управлением Августа Маннса исследовались произведения известных композиторов: Брамса , Листа , Мендельсона , Шуберта , Шумана , Сметаны и Вагнера . Лондонская публика становилась более проницательной и исследовательской. В 1895 году Генри Вуд начал серию прогулочных концертов, которые продолжаются и сегодня под названием BBC Proms . С середины 20 века летние концерты под открытым небом в английских загородных домах возродили первоначальную традицию лондонских увеселительных садов.
См. также
[ редактировать ]Словарное определение променадного концерта в Викисловаре
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дэвид Кокс: Променады Генри Вуда; Британская радиовещательная корпорация, 1980 г.; ISBN 978-0-563-17697-8
- Статья: «Лондон» в Музыкальном словаре New Grove под редакцией Стэнли Сэди, 1980 г.; ISBN 978-1-56159-174-9
- Мишель Фауль: Луи Жюльен, музыка, зрелище и безумие XIX века - Атлантика (2006) ISBN 978-2-35165-038-7 . См. конкретный сайт: < http://louisjullien.site.voila.fr >
- Статья: «Жюльен и прогулочные концерты: изобретение или реальность экспорта французской традиции» во французском зарубежном театре XIX века, под редакцией Жан-Клода Йона, издание Nuveau Monde édition, ISBN 978-2-84736-364-7
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дженнифер Рут Доктор, Дэвид Ч. Райт, Николас Кеньон: Променады: новая история (2007)
- ^ Дэвид Кок, Алан Борг. Сады Воксхолла: История (2011)
- ^ Карс, Адам . Жизнь Жюльена (1951), рецензия в журнале Music & Letters , том 34, № 1, январь 1953 г.
- ^ Уиндхэм, Генри Сакс. Август Маннс и субботние концерты (2013)
- ^ Смолко, Джоанна Р. «Сад удовольствий» в Oxford Music Online