Филипп Мюсар
Филипп Мюсар | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 8 ноября 1792 г. Туры |
Умер | 31 марта 1859 г. Отей (ныне часть Парижа) | (66 лет)
Другие имена | Наполеон Мюсар, «Повелитель кадрилей и галопов» [ 1 ] |
Род занятий | композитор, дирижер, концертный промоутер |
Филипп Мюсар (8 ноября 1792 - 31 марта 1859) был французским композитором, сыгравшим решающую роль в развитии и популярности прогулочного концерта. Один из самых известных личностей Европы 1830-х и 1840-х годов, его концерты в Париже и Лондоне имели ошеломительный (в нескольких смыслах этого слова) успех. Наиболее известный своими пьесами «галоп» и «кадриль», многие из этих номеров он сочинил сам, обычно заимствуя известные темы других композиторов. Мюзар играет важную роль в развитии легкой классической музыки, музыкальной пропаганды, а также в роли дирижера как музыкальной знаменитости. О нем практически забыли после его выхода на пенсию в начале 1850-х годов.
История
[ редактировать ]Филипп Мюсар родился в Туре 8 ноября 1792 года в семье родителей с ограниченными финансовыми возможностями. [ 2 ] Мюсар присоединился к отряду Имперской Гвардии в качестве корнета. [ 3 ] Его музыкальная карьера началась на окраине Парижа, где он играл на валторне в общественных залах для танцев низшего класса, для которых сочинял музыку. [ 2 ] [ 4 ] Когда Наполеон потерпел поражение, он переехал в Лондон , начал как скрипач, и в конечном итоге его карьера продвинулась до того, что он возглавил оркестр короля Георга IV и организовал балы, разбогатев при этом. [ 1 ] [ 3 ] [ 5 ] [ 6 ] Между 1821 и 1825 годами многие из его сочинений были опубликованы в Лондоне, а некоторые из них были исполнены в Париже. [ 2 ] Мюсар вернулся в Париж после Июльской революции 1830 года и организовал серию концертов на Кур-ла-Рейн . [ 3 ] Он учился в Парижской консерватории и получил первую премию по гармонии в 1831 году. [ 7 ] Он учился в частном порядке у Антона Райха . [ 8 ]
В 1832 году Париж охватил страх перед надвигающейся вспышкой холеры , опустошавшей тогда Англию. С помощью финансиста Мюсар организовал концерты в Театре Варьете, которые соответствовали гедонизму того времени. [ 5 ] Через некоторое время Мюсар поссорился со своим финансовым партнером, но вскоре смог самостоятельно продюсировать свои концерты. [ 9 ] Центральным элементом этих концертов был канкан «похотливого зрелища» с участием девушек, одетых только в боа из перьев и перчатки. [ 5 ] Эти концерты были настолько безумны, что писатели того времени сравнивали их с гражданской войной или даже с резней. [ 10 ] Первоначально эти концерты вызвали серьезный скандал, но правительство решило терпеть их как «предохранительный клапан», чтобы предотвратить дальнейшие гражданские беспорядки. [ 11 ] Его концерты 1833 года проходили в зале, позже названном Залом Валентино, на улице Сент-Оноре . [ 1 ] К этому времени Мюсар приобрел огромную личную популярность, и его концерты превратились в относительно степенные прогулочные концерты . [ 12 ] На этих концертах публика могла свободно передвигаться по концертной площадке, а мероприятия включали танцы под кадрили, вальсы и другие формы танцев, питье и еду. [ 7 ] Музыка, представленная на видном месте, была написана Мусаром, а также другими модными композиторами того времени, такими как Даниэль Обер и Джоаккино Россини . [ 13 ] Мюсар приобрел еще большее богатство в результате этих концертов, на которых он не только дирижировал, но и создавал оркестры и управлял ими. [ 14 ] Он плодотворно сочинял музыку специально для этих концертов, и его дирижерские способности были отмечены. [ 7 ]
В 1836 году у него возникли проблемы со здоровьем в груди, и он стал пациентом Самуэля и Мелани Ганеманн . В результате он стал ярым сторонником гомеопатии . [ 15 ] Летом 1837 года Мюсар выступал в большом зале на Елисейских полях , а зимой вернулся в Зал Валентино . [ 1 ] Здесь Мюсар, испытав жесткую конкуренцию со стороны Иоганна Штрауса-старшего , попытался сотрудничать со своим венским коллегой. [ 16 ] Штраус дирижировал первой половиной концерта, после чего Мюсар взял на себя вторую часть. [ 16 ] Это имело большой успех, и какое-то время Мусара называли «Штраусом кадрили», а Штрауса называли «Мюсаром вальса». [ 16 ] В 1837 году также укоренился слух о смерти Мусара, и последовало всеобщее излияние горя. [ 17 ] В конце 1830-х годов его популярность на какое-то время затмила его друг. [ 18 ] Луи-Антуан Жюльен , который пытался превзойти Мусара Мусара, используя такие устройства, как артиллерия, тогда как Мюсар просто использовал пистолет. [ 19 ] Однако известность Мюсара в Париже была восстановлена после внезапного отъезда Жюльена из Парижа из-за больших долгов Жюльена. [ 20 ] В 1838 году в Лондоне прошли первые концерты «а-ля Мюсар» во многих местах под руководством самых престижных дирижеров — от Штрауса до Пилати. [ 16 ] Имя Мусара было принесено в Соединенные Штаты в декабре того же года Фрэнсисом Джонсоном в серии «Концерты а-ля Мусард». [ 21 ] В конце 1830-х годов популярность прогулочных концертов под открытым небом в Париже пошла на убыль, но в 1840 году Мюсар был назначен в Парижскую оперу «директором балов». [ 3 ] [ 22 ] Когда сын Мусара Альфред (1828–1881), [ 8 ] который сменил его в музыке и бизнесе, [ 14 ] провел серию концертов в США, его имя было скрыто в намеренной попытке ввести в заблуждение потенциальную публику о присутствии Короля кадрили. [ 23 ]
Его репутация предшествовала ему в Англии, и Мюсар должен был провести свои концерты в Эксетер-холле в октябре 1839 года, но эти события так и не произошли, поскольку акционеры запретили их, чувствуя, что такое поведение нарушит предполагаемое религиозное назначение здания. [ 24 ] Мюзар действительно прибыл в октябре 1840 года в Лондон для серии концертов в театре Друри-Лейн . [ 2 ] [ 25 ] Он уехал 19 декабря того же года из-за предыдущих встреч в Париже. [ 25 ] вернулся в Лондон в Театр «Лицеум» , соревнуясь с Жюльеном. но следующей осенью [ 26 ] В середине 1840-х годов популярность Мюсара начала падать. [ 27 ] Его последнее появление в Лондоне произошло летом 1845 года, где он появился в садах Воксхолл , садах Суррея и на королевы Виктории королевском костюмированном балу в Букингемском дворце . [ 28 ] Он владел поместьем в Отёе , в то время богатой пригородной деревне, и стал мэром этого места. [ 29 ]
В сентябре 1851 года у Мусара случился инсульт, в результате которого он потерял сознание и был парализован на правой стороне. Его лечил гомеопат Шарль Летьер, но в конце октября у него случился еще один инсульт, который сильно снизил его способность рассуждать. Мюсар, как обычно, должен был дирижировать серией зимних концертов, а Летьер и его сын Альфред приступили к сбору привычного большого оркестра под управлением Альфреда. Летьер рассказывает, что по прибытии Мюсар, казалось, совершенно не обращал внимания ни на своих друзей, ни на восторженное одобрение толпы. Однако, когда заиграла музыка, Филипп «начал сильно дрожать», «его глаза загорелись», он выхватил у сына дирижерскую палочку и начал дирижировать с большой энергией. [ 30 ] В том сезоне он дирижировал всеми своими парижскими концертами. [ 31 ] Он вышел на пенсию в 1852 году, все еще считался «старейшиной танцевальных композиторов» во Франции и продолжил спокойно жить на свои сбережения. [ 2 ] [ 32 ] Его жизнь закончилась как жизнь с огромным материальным богатством, но с большими физическими и умственными трудностями. [ 16 ] Он умер в Отёе 31 марта 1859 года, за короткое время почти полностью забытый; даже музыкальная пресса почти не заметила этого. [ 2 ]
Воздействие и влияние
[ редактировать ]
Репутация Мусара была не чем иным, как международной. Концерты в Лондоне рекламировались как « а-ля Мюсар ». [ 12 ] как и в Соединенных Штатах. [ 13 ] Концерты Мюсара со временем превратились в концепцию «легкой классической» музыки. [ 12 ] Его прогулочные концерты помимо танцевальной музыки включали стандартную классическую музыку. Музыка Мусара была дешевле, чем более формальные концерты, и ее слушали представители низшего среднего класса и рабочего класса, тем самым знакомя с классической музыкой более широкую аудиторию. [ 7 ] те, кто никогда раньше не посещал концерты и рассматривал музыку исключительно как развлечение. [ 33 ] Цена на эти концерты была установлена в размере 1 франка, чтобы исключить низшие классы. [ 34 ] [ 35 ] Когда его прогулочные концерты экспортировались в Лондон, цена также была установлена на доступном уровне в один шиллинг. [ 36 ] Его концерты были описаны в 1837 году как «музыкальный рай» в «просторном зале, обставленном зеркалами, диванами, пуфиками, статуями, фонтанами и цветочными украшениями, а в одном конце кафе, которое посещала труппа «надушенных официантов»». [ 37 ] Его оркестры были очень большими: в них было 48 скрипок, четырнадцать корнетов и дюжина тромбонов. [ 38 ]
Мюсар стал первым знаменитым дирижером. Именно Мюзар вместе с Жюльеном поставили дирижера как музыканта в один ряд с виднейшими виртуозами. [ 39 ] Публика приходила на его концерты не только ради музыки, но и для того, чтобы увидеть самого человека в роли руководителя оркестра, независимо от того, какая музыка исполняется. [ 40 ] [ 41 ] В решающие моменты Мюсар избавлялся от своей палочки, бросал ее в публику и поднимался в положение стоя (стандартная практика того времени заключалась в том, что дирижер находился в сидячем положении), чтобы продемонстрировать свое господство над происходящим. [ 15 ] [ 40 ] При ведении Мюсар использовал дикие жесты, включая руки, ноги, руки и колени, а также не менее гротескные выражения лица. [ 38 ] В результате поползли слухи, что он заключил сделку с Дьяволом , предшествовавшую репутации Паганини . [ 42 ] запечатлено в таких стихах, как:
Се Мусард инфернальный
Сатана командует!
Этот адский Мусард
Сатана руководит танцем!
Он не считался физически привлекательным, так как у него были значительные рубцы от оспы , желтый цвет лица и неопрятный вид, он всегда одевался в черный костюм, размер которого был неправильно измерен. [ 1 ] [ 6 ] [ 42 ] [ 44 ] [ 45 ] В заключение маленький человек, танцоры и зрители концерта поднимали его и несли на плечах по концертному залу. [ 40 ] [ 46 ] Он стал одной из самых знаменитостей Парижа до такой степени, что из его «гротескной» фигуры были сделаны чучела из шоколада, марципана и пряников, которые продавались и потреблялись в больших количествах по всему Парижу. [ 42 ] [ 47 ]
Мюсар был новатором в рекламе музыкальных концертов. Он использовал листовки и газетную рекламу в рекламных целях. Таким образом, его влияние на Фрэнсиса Джонсона было более важным, чем его музыкальное влияние, тем самым влияя на то, как продвигалась американская музыка. [ 48 ]
Благодаря выдающемуся успеху своих концертов у Мусара появилось множество подражателей. Самым значительным из них был Луи-Антуан Жюльен . [ 27 ] Среди других последователей были Фрэнсис Джонсон, Томас Бейкер. [ 49 ] и его собственный сын Альфред Мюсар. [ 14 ]
Мюсар начал свою композиторскую карьеру в серьезном ключе, написав три струнных квартета, а также научную статью по композиции. [ 38 ] [ 50 ] Музыкальные новшества Мусара включали использование многочисленных солистов-инструменталистов, а также использование звуковых эффектов (в том числе ломающихся стульев и выстрелов из пистолета), чтобы сигнализировать о важных событиях в программе. [ 27 ] Эти необычные эффекты возникли случайно, когда во время концерта один из стульев его музыкантов сломался с заметным шумом. К счастью для Масара, время крушения соответствовало музыке, и публика его очень одобрила, посчитав это новой разработкой Мусара. Чтобы не упустить возможность устроить еще большее зрелище, Мюсар немедленно включил это в качестве постоянной части своего выступления. [ 51 ] Он стал первым композитором, назначившим тромбонам основную мелодию. [ 7 ] Он многое заимствовал из композиций, которые знали его слушатели, что вызвало некоторую критику. [ 52 ] и судебный иск против его издателей. [ 53 ] Эти знаменитые произведения превратились в его галопы и кадрили, превратив характер музыки в нечто «инфернальное». [ 43 ] Некоторые музыкальные критики считали, что Мюсар «уничтожил» музыку, а английские критики сочли переработку Мюсаром « Мессии » Генделя «нечестивым осквернением». [ 25 ] Однако, даже используя работы других, он использовал эффективный контрапункт своего собственного устройства. [ 38 ] Ему приписывают изобретение «адского галопа». [ 54 ] Его сочинения широко публиковались как в Париже, так и в Лондоне. [ 16 ] Его творчество составило более 150 полек, кадрилей и вальсов. [ 2 ] Его самая известная композиция — «Кадриль гугенотов» . [ 55 ]
Иоганн Штраус-старший попросил Мюсара сыграть в его оркестре, чтобы полностью понять французскую кадриль. [ 56 ] Самые ранние композиции Жака Оффенбаха были написаны в надежде, что их исполнит Мюсар. [ 38 ] Оркестр Мусара оказал большое влияние на Урели Корелли Хилл, когда он искал способ правильно управлять оркестром. [ 57 ]
Личность
[ редактировать ]Несмотря на размер своего оркестра, Мюсар был известен тем, что нанимал лучших музыкантов и платил им зарплату, намного превышающую обычную. [ 57 ] Это было не в ущерб его собственному финансовому состоянию, поскольку Карс утверждает, что у него был «почти дьявольский ум к бизнесу». [ 1 ] Он обладал значительным личным обаянием и был известен своими разговорными способностями. [ 1 ] Чтобы удержать аудиторию, он полагался на свою личность, а не на физическую привлекательность. На самом деле Панч описал свою внешность как более подходящую для скромного бакалейщика, но как шоумен он был очень искусным в развлечениях. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Карс п. 5
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Сэди П. 417
- ^ Jump up to: а б с д «Парижская выставка 1900 года» . Парижанин . 6 (4). Нью-Йорк, Нью-Йорк: The Parisian Magazine Co.: 405, апрель 1899 г.
- ^ Старки с. 318
- ^ Jump up to: а б с Хеммингс стр. 393
- ^ Jump up to: а б Кракауэр п. 58
- ^ Jump up to: а б с д и Сценарий стр. 178
- ^ Jump up to: а б г-н Слонимский 2555
- ^ Старки с. 319
- ^ Кракауэр с. 54
- ^ Кракауэр с. 57
- ^ Jump up to: а б с Скотт п. 41
- ^ Jump up to: а б Поттер п. 76
- ^ Jump up to: а б с Гольдберг п. 229
- ^ Jump up to: а б Хэндли П. 115
- ^ Jump up to: а б с д и ж Карс п. 6
- ^ Старки, с. 319
- ^ Карс с. 54
- ^ Кракауэр с. 67
- ^ Кракауэр с. 70
- ^ Южный, с. 109
- ^ Вилла стр. 147–148.
- ^ Лоуренс с. 120
- ^ Карс с. 10
- ^ Jump up to: а б с Карс п. 40
- ^ Карс с. 44
- ^ Jump up to: а б с Коттрелл п. 110
- ^ Карс стр.54
- ^ Хэндли, стр. 178–179.
- ^ Хэндли, стр. 188–189.
- ^ Хэндли, стр. 188–189.
- ^ Старки с. 323
- ^ Джонс с. 165
- ^ Гильдеа с. 180
- ^ Хос стр.358
- ^ Марр с. lxxxix
- ^ Лоуренс с. 121н
- ^ Jump up to: а б с д и Хардинг П. 26
- ^ Карс с. 11
- ^ Jump up to: а б с Кракауэр п. 59
- ^ Карс стр.11
- ^ Jump up to: а б с Хеммингс стр. 394
- ^ Jump up to: а б Кракауэр стр.59
- ^ Хардинг, стр. 26–27.
- ^ Старки стр.318
- ^ Хардинг с. 27
- ^ Кракауэр стр.58
- ^ Джонс с. 168
- ^ Лоуренс с. 188
- ^ Сэди стр.418
- ^ Старки с. 320
- ^ Эллис с. 59
- ^ Поллок с. 274
- ^ Хеммингс стр.393
- ^ Старки с. 321
- ^ Скотт с. 123
- ^ Jump up to: а б Легче пп. 357–358
Библиография
[ редактировать ]- Карс, Адам (1951). Жизнь Жюльена . Кембридж, Англия: W. Heffer & Sons LTD.
- Коттрелл, Стивен (2013). Саксофон . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300190953 .
- Эллис, Кэтрин (2007). Музыкальная критика во Франции девятнадцатого века: La Revue Et Gazette Musicale de Paris 1834–80 . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521035897 .
- Гильдеа, Роберт (2008). Дети революции: французы, 1799–1914 гг . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780810874459 .
- Голдберг, Бетани С. (2012). «Бернард Ульман и оркестровый бизнес в Нью-Йорке середины девятнадцатого века». В Спитцере, Джон (ред.). Американские оркестры в девятнадцатом веке . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-76976-9 .
- Гион, Дэвид М. (2010). История тромбона . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0-674-03209-5 .
- Хэндли, Рима (1990). Гомеопатическая история любви: история Самуэля и Мелани Ганеманн . Беркли, Калифорния: Книги Северной Атлантики. ISBN 1-55643-049-3 .
- Хардинг, Джеймс (1980). Жак Оффенбах – Биография . Нью-Йорк: Riverrun Press, Inc. ISBN 0-7145-3835-3 .
- Хос, Барбара (2012). «Урели Корелли Хилл: Путешествие американского музыканта по Европе и создание Нью-Йоркской филармонии». В Спитцере, Джон (ред.). Американские оркестры в девятнадцатом веке . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-76976-9 .
- Хеммингс, FWJ (1987). Культура и общество во Франции 1789–1848 гг . Лондон: Читатель Блумсбери. ISBN 978-1-4482-0507-3 .
- Джонс, Чарльз Келли (2006). Фрэнсис Джонсон (1792–1844): Хроника черного музыканта в Филадельфии начала девятнадцатого века . Джона Мензиса и компании Эдинбург: ISBN 9780934223867 .
- Кракауэр, Зигфрид (2002). Жак Оффенбах и Париж его времени . Перевод Дэвида, Гвенда; Мосбахер, Эрик. Нью-Йорк: Зональные книги. ISBN 1-890951-30-7 .
- Лаврентий, Вера Бродская (1999). Сильный в музыке: последствия 1857–1862 гг . Том. 3. Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-47015-6 .
- Марр, Роберт А. (1889). Фрэнсис Джонсон (1792–1844): Хроника чернокожего музыканта в Филадельфии начала девятнадцатого века Музыка для народа: ретроспектива Международной выставки в Глазго 1888 года с отчетом о росте хоровых обществ в Шотландии . Ассошиэйтед Юниверсити Пресс. ISBN 9780934223867 .
- Поллок, Фредерик, изд. (1899). Пересмотренные отчеты представляют собой переиздание таких дел в английских судах общего права и справедливости за 1785 год, которые все еще имеют практическое применение: 1834–1836 гг . Том. 41. Лондон: Sweet and Maxwell, Ltd.
- Поттер, Дороти Т.. (2011). «Пища для Аполлона»: культивируемая музыка в довоенной Филадельфии . Издательство Университета Лихай. ISBN 9781611460032 .
- Сэди, Стэнли, изд. (2001). Словарь музыки и музыкантов New Grove . Том. 17. ISBN Grove Dictionaries, Inc. 0-333-60800-3 .
- Скотт, Дерек Б. (2008). Звуки мегаполиса: революция популярной музыки XIX века в Лондоне, Нью-Йорке, Париже и Вене . Издательство Оксфордского университета. п. 41 . ISBN 9780199718832 .
Филипп Мюсар.
- Слонимский, Николас, изд. (2001). Биографический словарь музыкантов Бейкера . Том. 4. Книги Ширмера. ISBN 0-02-865529-Х .
- Саузерн, Эйлин (1997). Музыка чернокожих американцев: история . Нью-Йорк: WW Norton & Company. ISBN 0-393-03843-2 .
- Старки, Энид (май 1944 г.). «Чудаки восемнадцати тридцати – 1». Горизонт . IX (53). Лондон.
- Вила, Мари Кристина (2007). Музыка Парижа . Париграмма. ISBN 978-2-84096-419-3 .

- 1792 рождения
- 1859 смертей
- Французские композиторы-романтики
- Французские композиторы-классики мужского пола
- Композиторы-классики XIX века
- Музыканты из Тура, Франция
- Мэры населенных пунктов Иль-де-Франс
- Французские политики XIX века
- Французские дирижеры (музыка)
- Французские мужчины-дирижеры (музыка)
- Дирижеры XIX века (музыка)
- Французские композиторы XIX века.
- Сделка с Дьяволом