Шесть сонат для разных инструментов.
» Клода Дебюсси « Шесть сонат для различных инструментов (по-французски: «Шесть сонат для дайверов» ) представляли собой запланированный цикл сонат, который был прерван смертью композитора в 1918 году, после того как он сочинил только половину запланированных сонат. Он оставил после себя свои сонаты для виолончели и фортепиано (1915), флейты, альта и арфы (1915), скрипки и фортепиано (1916–1917).
История
[ редактировать ]С 1914 года композитор, поощряемый музыкальным издателем Жаком Дюраном , намеревался написать сборник из шести сонат для различных инструментов в честь французских композиторов XVIII века. Последствия Первой мировой войны и интерес к композиторам эпохи барокко Куперену и Рамо вдохновили Дебюсси при написании сонат.
Дюран в своих мемуарах « Некоторые воспоминания о музыкальном редакторе » писал о происхождении сонат следующее:
После своего знаменитого струнного квартета Дебюсси больше не писал камерной музыки. Затем, на Концертах Дюрана, он снова услышал Септет с трубой Сен-Санса, и его симпатия к этому средству музыкальной выразительности возобновилась. Он признался мне в этом факте, и я горячо посоветовал ему последовать его склонности. Так возникла идея шести сонат для разных инструментов. [ 1 ]
В письме дирижеру Бернару Молинари Дебюсси пояснил, что в набор должны входить «различные комбинации, причем последняя соната объединяет ранее использовавшиеся инструменты». Его смерть 25 марта 1918 года помешала ему осуществить свой план, и только три из шести сонат были завершены и опубликованы Дюраном с посвящением его второй жене Эмме Бардак .
Сонаты
[ редактировать ]Соната для виолончели и фортепиано
[ редактировать ]Соната для виолончели и фортепиано Л. 135 была написана в 1915 году и отличается краткостью: большинство исполнений не превышает 11 минут. Это основа современного репертуара виолончели, и ее обычно считают одним из лучших шедевров, написанных для этого инструмента. [ 2 ]
В произведении три части :
Последние два движения соединяются атакой . Вместо сонатной формы Дебюсси структурирует произведение в стиле монотематической сонаты восемнадцатого века и находился под особым влиянием музыки Франсуа Куперена .
В произведении используются лады , целотоновые и пентатонические гаммы , что типично для стиля Дебюсси. Он также использует многие типы расширенной техники игры на виолончели, в том числе пиццикато для левой руки , спиккато и флаутандо , смычки, ложные гармоники и портаменти. Работа считается технически сложной.
описательные комментарии к персонажам «Комедии дель арте» Остается неясным , действительно ли Дебюсси давал виолончелисту Луи Розуру . [ 3 ]
Соната для флейты, альта и арфы (или фортепиано)
[ редактировать ]Соната для флейты, альта и арфы (или фортепиано) L. 137 также написана в 1915 году.
Первое исполнение сонаты состоялось в Бостоне, в Джордан-холле консерватории Новой Англии, 7 ноября 1916 года. Исполнителями были члены духового ансамбля Longy Club, основанного главным гобоистом Бостонского симфонического оркестра. Оркестр Джорджа Лонги. Первое выступление во Франции было частным и состоялось 10 декабря 1916 года в доме издателя Дебюсси Жака Дюрана. [ 4 ] Считалось, что первое публичное выступление во Франции состоялось на благотворительном концерте 9 марта 1917 года. [ 5 ] Тем не менее, Томпсон (1968) сообщил о исполнении сонаты в лондонском Эолийском зале Альбертом Франселлой , Гарри Уолдо Уорнером и Мириам Тимоти 2 февраля 1917 года в рамках концерта, который иначе давал Лондонский струнный квартет . Типичное представление длится от 17 до 18 минут.
По словам Леона Валласа (1929), [ 6 ] Первоначально Дебюсси планировал это как пьесу для флейты, гобоя и арфы (или фортепиано). Впоследствии он решил, что тембр альта будет лучшим сочетанием для флейты, чем для гобоя, поэтому он заменил инструменты на флейту, альт и арфу (или фортепиано).
В произведении три части:
- Пастораль : медленная, сладкая руба.
- Интерлюдия : время менуэта.
- Финал: Allegro moderato ma resoluto
Этот инструментарий флейты, альта и арфы раньше был редкостью, но позже стал стандартным ансамблем, во многом под влиянием этого произведения. Однако некоторые музыканты предпочитают играть партию арфы на фортепиано.
Соната для скрипки и фортепиано
[ редактировать ]Соната для скрипки и фортепиано соль минор, L. 140, написана в 1917. Это было последнее крупное произведение композитора, отличающееся краткостью; типичное выступление длится около 13 минут. Премьера состоялась 5 мая 1917 года, партию скрипки исполнил Гастон Пуле , за фортепиано - сам Дебюсси. Это было его последнее публичное выступление. [ 7 ]
В произведении три части:
- Веселый живой
- Интерлюдия: Причудливая и легкая
- Финал: Очень живой
Неоконченные сонаты
[ редактировать ]Дебюсси написал в рукописи своей сонаты для скрипки, что четвертая соната должна быть написана для гобоя, валторны и клавесина , [ 8 ] и пятая для трубы, кларнета, фагота и фортепиано. [ 9 ]
Для последней и шестой сонаты Дебюсси задумал концерт, в котором звучность «различных инструментов» сочетается с милостивой помощью контрабаса . [ 9 ] [ 10 ] изготовление инструментов шести сонат следующим образом:
Соната 1 | Соната 2 | Соната 3 | Соната 4 | Соната 5 | Соната 6 |
---|---|---|---|---|---|
Контрабас | |||||
Труба | Труба | ||||
Кларнет | Кларнет | ||||
Для баса | Для баса | ||||
Гобой | Гобой | ||||
Рог | Рог | ||||
Клавесин | Клавесин | ||||
Скрипка | Скрипка | ||||
Флейта | Флейта | ||||
Виола | Виола | ||||
Арфа (или фортепиано) | Арфа | ||||
Виолончель | Виолончель | ||||
Фортепиано | Арфа (или фортепиано) | Фортепиано | Фортепиано | Фортепиано |
Влияние и наследие
[ редактировать ]Идея объединения инструментов гобоя, валторны и клавесина вдохновила Томаса Адеса на написание его «Сонаты да Качча» , а сочетание инструментов — трубы, кларнета, фагота и фортепиано — вдохновило Марка-Андре Далбави на написание своей «Аксиомы» . [ 11 ]
Австралийский композитор Лайл Чан написал три сонаты для тех же сочетаний инструментов, что и три незаконченные сонаты Дебюсси. [ 12 ]
Библиография
[ редактировать ]- Локспайзер, Эдвард; Халбрейх, Гарри (1980). Клод Дебюсси (на французском языке). Париж: Файард. п. 823. ИСБН 2-213-00921-Х .
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Роджер Николс (ред.), Дебюсси вспоминал (Faber and Faber, 1992), стр. 242.
- ^ Сенсбах 2001 , с. 282
- ^ Морей Уэлш. «За луноокой маской». Strad (апрель – июнь 1992 г.). Архивировано 22 марта 2018 г. в Wayback Machine и Antoine Pery. «Луи Розур и интерпретация сонаты для виолончели и фортепиано Дебюсси», Cahiers Debussy № 39 / 2015, Центр документации Клода Дебюсси . Архивировано 18 июня 2017 г. в Wayback Machine , июнь 2016 г. ( фр. ).
- ^ Николс, Роджер (28 апреля 1998 г.). Николс, Роджер: Жизнь Дебюсси (2001), стр. 158 . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-57887-5 . Архивировано из оригинала 22 мая 2021 года . Проверено 26 января 2020 г. .
- ^ Уокер 1988
- ^ Цитируется Уокером, 1988 г.
- ^ Примечание на обложке компакт-диска Supraphon (SU 3547-2 101)
- ^ Леон Валлас Клод Дебюсси и его время . ред. Альбин Мишель, 1958 г. – 441 страница. страница 412 .
- ^ Перейти обратно: а б Анри Пруньер «Музыкальное ревю», номера с 258 по 259 . Éditions Richard-Masse, 1964. стр. 140. Архивировано 22 мая 2021 года в Wayback Machine .
- ^ Кристиан Губо Клод Дебюсси: живая музыка . ред. Минерва, 2006. 236 страниц. ISBN 2-86931-102-8 . страница 44. Архивировано 22 мая 2021 года в Wayback Machine .
- ^ «Дебюсси «Шесть» – Музыкальные понедельники» . newmusicusa.org . 24 августа 2016 года. Архивировано из оригинала 16 сентября 2016 года . Проверено 24 августа 2016 г.
- ^ Австралийская национальная музыкальная академия , «Создатели музыки», Vol. 26 мая 2018 г., с. 3 [ нужна полная цитата ]
- Источники
- Сенсбах, Стивен (2001). Французские сонаты для виолончели, 1871–1939 . Лилипут Пресс. ISBN 978-1-901866-61-2 .
- Томпсон, КЛ (октябрь 1968 г.). Первое выступление? The Musical Times , 109 (1508), 914–15.
- Уокер, Динн Э. (1988). Анализ сонаты Дебюсси для флейты, альта и арфы (Диссертация). Университет Райса. hdl : 1911/17024 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотография обложки нот сонаты для виолончели и фортепиано 1915 года.
- Исполнение Сонаты для виолончели Дэвида Рекиро (виолончель) и Элизабет ДеМио (фортепиано) из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в MP3 . формате
- «Париж: Дебюсси и Равель – профессор Кристофер Хогвуд CBE (Обсуждение и исполнение сонаты)» . Грешем-Колледж. 9 апреля 2013 года . Проверено 4 декабря 2013 г.
- Запись в исполнении Николы Бенедетти , скрипка, и Жюльена Кантена, фортепиано из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в MP3. формате
Ноты
[ редактировать ]- Соната для виолончели и фортепиано : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Соната для флейты, альта и арфы : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Соната для скрипки и фортепиано : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур