Jump to content

Жаке де Бершем

Жаке де Берхем (также известный как Гиаше (то) Берхем или Якоб ван Берхем ; ок. 1505 - до 2 марта 1567) был франко-фламандским композитором эпохи Возрождения , работавшим в Италии. Он был известен в Италии середины 16 века своими мадригалами , около 200 из которых были напечатаны в Венеции , некоторые в нескольких тиражах из-за их значительной популярности. В качестве доказательства его широкой известности он указан Рабле в «Гаргантюа и Пантагрюэле» как один из самых знаменитых музыкантов того времени, а печатная нота одного из его мадригалов появляется на картине Караваджо ( «Лютнист» ).

«Лютнист» Караваджо (1596). Одна из музыкальных партитур, представленных на этой картине, — светская композиция Жаке де Бершема.

Берхем родился около 1505 года в Берхеме (ныне часть Антверпена ), на юге Нидерландов (современная Бельгия ). [ 1 ] Пока не обнаружено никаких архивных записей, освещающих его молодость; Первое упоминание о нем датируется 1539 годом, когда он приехал в Венецию, как и многие его музыкальные соотечественники из Нидерландов . К 1538 году [ 1 ] или 1539 [ 2 ] его мадригалы публиковались в Венеции, в основном Антонио Гардано . С тех пор и до 1546 года он жил в Венеции, репутация которого постоянно росла, и в 1546 году он опубликовал свою первую книгу мадригалов; ранее его произведения находились в сборниках, состоящих в основном из музыки других авторов (например, Жака Аркадельта , чья первая книга мадригалов для четырех голосов, опубликованная в 1539 году, включала музыку Берхема). Скорее всего, он был учеником голландца Адриана Виллаерта , основателя венецианской школы и одного из самых известных музыкантов того времени, и через Виллаерта познакомился с другими музыкантами и знатью; некоторым из этих аристократов, включая будущего дожа Венеции ( Маркантонио Тревизан , дож в 1553–1554 годах, а также покровитель искусств), он посвятил часть своей музыки. [ 3 ]

Между 1546 и 1550 годами Берхем служил маэстро ди капелла в соборе Вероны . Часть его музыки, написанной в это время и в начале 1550-х годов, посвящена Альфонсо II д'Эсте ; возможно, он искал работу в суде Эсте в Ферраре , но никаких доказательств его работы там обнаружено не было. [ 1 ]

Около 1550 года Берхем покинул Верону и начал искать работу в других местах Италии. Его точная деятельность в начале 1550-х годов неизвестна, но он познакомился с покровителями в Риме и Монополи и через одного из этих покровителей встретил свою будущую жену, Джустину де Симеонибус, на которой он женился в 1553 году. остаток своей жизни прожил в Монополи, городе недалеко от Бари, на пятке итальянского «сапога», где он жил в относительном достатке, поскольку и губернатор, и епископ Монополи были его покровители, а его жена была из аристократической семьи. Точная дата его смерти неизвестна, но Гвиччардини упоминает его как живого в своем «Описании» (паб. 1567 г., но, вероятно, написано около 1565 г.), и он умер ко 2 марта 1567 г. [ 4 ] [ 5 ]

Работает

[ редактировать ]

Хотя Берхем написал несколько священных произведений ( две мессы и девять мотетов) ему надежно приписывают , именно на его более чем 200 светских произведениях основана его репутация. Большинство его светских произведений — итальянские мадригалы, остальные — шансоны на французском языке. Священные произведения относительно консервативны по стилю, в них используются cantus Firmus техники , канон и другие приемы, распространенные поколением ранее.

В своей светской музыке его стиль менялся на протяжении всей его карьеры: его более ранние мадригалы, например, в сборнике 1546 года, имели тенденцию к полифоническим текстурам, что было обычной практикой франко-фламандской школы, а более поздние мадригалы, например, в Сборник 1561 года, более гомофонный и слоговый, часто с быстрой текстовой декламацией. Его любимым предметом была любовь, обычно безответная, и он писал тексты Петрарки , Ариосто , Луиджи Тансильо , Луиджи Кассолы и других. Одним из его самых амбициозных проектов была постановка из 91 строфы «Орландо неистового» Ариосто под названием «Каприччио» (это самое раннее известное использование «Каприччио» в качестве музыкального названия). [ 1 ] Это произведение впервые появилось в его сборнике мадригалов 1561 года, изданном Антонио Гардано, и было посвящено Альфонсо II д'Эсте . [ 6 ]

Его Alla dolc'ombra , опубликованная в 1544 году, может быть самой ранней попыткой создать цикл мадригалов, предшествовавший аналогичным группам мадригалов Яна Наско и Винченцо Руффо , мадригалистов, также действовавших в северной Италии в то же время. Циклы Мадригала были одним из нескольких предшественников оперы .

Веронский собор : вид с монастыря собора с колокольней Санмикели. Берхем был здесь маэстро ди капелла с 1546 по 1550 год.

Мадригалы Берхема широко печатались и распространялись. Многие из них впоследствии были напечатаны в инструментальных версиях, например лютневые интабабуляции ; это одна из таких партитур, которая появляется на картине Караваджо «Лютнист» , написанной примерно через пятьдесят лет после первой публикации музыки. Музыка Берхема продолжала появляться в сборниках даже в 17 веке.

Путаница его имени с другими композиторами по имени «Жаке» или «Жак» (например, Жаке Мантуанский , Жак Бюус и Жаке Брумель , органист из Феррары и сын Антуана Брумеля ) была так же распространена тогда, как и сейчас, и, возможно, была одной из них. о причинах, по которым он стремился напечатать свои мадригалы в изданиях, содержащих только его собственные произведения. В предисловии к своей публикации мадригалов для пяти голосов 1546 года он особо упоминает «ворон, наряжающихся в лебединые перья» и подразумевает, что плагиаторы и те, кто неверно приписывает его сочинениям, будут исправлены. [ 7 ]

Франсуа Рабле упоминает Бершема в прологе к Четвертой книге «Гаргантюа и Пантагрюэля» (вероятно, написанной в 1546 году), ставя Бершема последним в списке самых выдающихся музыкантов того времени, список которого начинается с Жоскена де Пре и Йоханнеса Окегема . Эти выдающиеся музыканты поют в рассказе и в контексте длинного рассказа Приапа , в котором он хвастается своими необыкновенными мужскими способностями, непристойную песню, в которой используется молоток, чтобы лишить девственности новую невесту. [ 8 ]

  • Доменико Морганте , Музыкальная капелла собора Монополи в эпоху Возрождения: Антифонарий 1532 года, практика исполнения, неопубликованные документы о Хаше де Берхем , в «Monumenta Apuliae ac Japygiae», I (1981)
  • Доменико Морганте, Жаше де Бершем , в «Универсальном энциклопедическом словаре музыки и музыкантов», Le Biografie, vol. III, Турин, UTET, 1986 г.
  • Доменико Морганте, фламандский капельмейстер по монополиям эпохи Возрождения: Жаше Берхем , в «Монополисе в эпоху Возрождения», Труды Международной исследовательской конференции (1985), том. III, Город Монополи, Муниципальная библиотека «П. Ренделла», 1988 г.
  • Доменико Морганте, Музыка в Апулии между Возрождением и революциями , Предисловие Джорджо Пестелли, Бари, Фонд «Н. Пиччинни», 1991 г.
  • Доменико Морганте, Монополии в истории музыки - шестнадцатый век , в «Монополисе - вчера, сегодня и завтра», Фазано, Шена, 1995.
  • Доменико Морганте, Похвалы в музыке: два апулийских примера XVI века , в «Сочинениях по истории Апулии в честь Фелисиано Аргентины», том. Я, Галатина, Эдитрис Салентина, 1996 год.
  • Доменико Морганте, Вот: куртка Берхема , в «PortaNuova», XVI (декабрь 1997 г.), [вставка] стр. 1–4.
  • Джордж Ньюджент, «Жаке де Бершем», Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 29 декабря 2007 г.), (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.
  • Мэри С. Льюис: Антонио Гардано, венецианский нотный печатник, 1538–1569: описательная библиография и историческое исследование . Рутледж, 1988. ISBN   0-8240-8455-1
  • Аллан В. Атлас, Музыка эпохи Возрождения: Музыка в Западной Европе, 1400–1600. Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1998. ISBN   0-393-97169-4
  • Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN   0-393-09530-4
  • Франсуа Рабле, Гаргантюа и Пантагрюэль (тр. Ж. М. Коэна). Балтимор, Penguin Books, 1963.

Современные издания

[ редактировать ]

Хаше Берхем, Первая книга мадригалов для четырех голосов (1555 г.) , под редакцией Гальяно Чилиберти и Джованни Рота, Бари, Florestano Edizioni, 2010.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Ньюджент, Гроув онлайн
  2. ^ Льюис, с. 71
  3. ^ Льюис, с. 73
  4. ^ Морганте (1986)
  5. ^ Морганте (1986), Ньюджент, Гроув онлайн
  6. ^ Льюис, с. 74
  7. ^ Атлас, с. 467
  8. ^ Рабле, Гаргантюа и Пантагрюэль , с. 445
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2cca579c7de0c5549b9a02824cf671a9__1690127760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2c/a9/2cca579c7de0c5549b9a02824cf671a9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jacquet de Berchem - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)