Жаке де Бершем
Жаке де Берхем (также известный как Гиаше (то) Берхем или Якоб ван Берхем ; ок. 1505 - до 2 марта 1567) был франко-фламандским композитором эпохи Возрождения , работавшим в Италии. Он был известен в Италии середины 16 века своими мадригалами , около 200 из которых были напечатаны в Венеции , некоторые в нескольких тиражах из-за их значительной популярности. В качестве доказательства его широкой известности он указан Рабле в «Гаргантюа и Пантагрюэле» как один из самых знаменитых музыкантов того времени, а печатная нота одного из его мадригалов появляется на картине Караваджо ( «Лютнист» ).
Жизнь
[ редактировать ]
Берхем родился около 1505 года в Берхеме (ныне часть Антверпена ), на юге Нидерландов (современная Бельгия ). [ 1 ] Пока не обнаружено никаких архивных записей, освещающих его молодость; Первое упоминание о нем датируется 1539 годом, когда он приехал в Венецию, как и многие его музыкальные соотечественники из Нидерландов . К 1538 году [ 1 ] или 1539 [ 2 ] его мадригалы публиковались в Венеции, в основном Антонио Гардано . С тех пор и до 1546 года он жил в Венеции, репутация которого постоянно росла, и в 1546 году он опубликовал свою первую книгу мадригалов; ранее его произведения находились в сборниках, состоящих в основном из музыки других авторов (например, Жака Аркадельта , чья первая книга мадригалов для четырех голосов, опубликованная в 1539 году, включала музыку Берхема). Скорее всего, он был учеником голландца Адриана Виллаерта , основателя венецианской школы и одного из самых известных музыкантов того времени, и через Виллаерта познакомился с другими музыкантами и знатью; некоторым из этих аристократов, включая будущего дожа Венеции ( Маркантонио Тревизан , дож в 1553–1554 годах, а также покровитель искусств), он посвятил часть своей музыки. [ 3 ]
Между 1546 и 1550 годами Берхем служил маэстро ди капелла в соборе Вероны . Часть его музыки, написанной в это время и в начале 1550-х годов, посвящена Альфонсо II д'Эсте ; возможно, он искал работу в суде Эсте в Ферраре , но никаких доказательств его работы там обнаружено не было. [ 1 ]
Около 1550 года Берхем покинул Верону и начал искать работу в других местах Италии. Его точная деятельность в начале 1550-х годов неизвестна, но он познакомился с покровителями в Риме и Монополи и через одного из этих покровителей встретил свою будущую жену, Джустину де Симеонибус, на которой он женился в 1553 году. остаток своей жизни прожил в Монополи, городе недалеко от Бари, на пятке итальянского «сапога», где он жил в относительном достатке, поскольку и губернатор, и епископ Монополи были его покровители, а его жена была из аристократической семьи. Точная дата его смерти неизвестна, но Гвиччардини упоминает его как живого в своем «Описании» (паб. 1567 г., но, вероятно, написано около 1565 г.), и он умер ко 2 марта 1567 г. [ 4 ] [ 5 ]
Работает
[ редактировать ]Хотя Берхем написал несколько священных произведений ( две мессы и девять мотетов) ему надежно приписывают , именно на его более чем 200 светских произведениях основана его репутация. Большинство его светских произведений — итальянские мадригалы, остальные — шансоны на французском языке. Священные произведения относительно консервативны по стилю, в них используются cantus Firmus техники , канон и другие приемы, распространенные поколением ранее.
В своей светской музыке его стиль менялся на протяжении всей его карьеры: его более ранние мадригалы, например, в сборнике 1546 года, имели тенденцию к полифоническим текстурам, что было обычной практикой франко-фламандской школы, а более поздние мадригалы, например, в Сборник 1561 года, более гомофонный и слоговый, часто с быстрой текстовой декламацией. Его любимым предметом была любовь, обычно безответная, и он писал тексты Петрарки , Ариосто , Луиджи Тансильо , Луиджи Кассолы и других. Одним из его самых амбициозных проектов была постановка из 91 строфы «Орландо неистового» Ариосто под названием «Каприччио» (это самое раннее известное использование «Каприччио» в качестве музыкального названия). [ 1 ] Это произведение впервые появилось в его сборнике мадригалов 1561 года, изданном Антонио Гардано, и было посвящено Альфонсо II д'Эсте . [ 6 ]
Его Alla dolc'ombra , опубликованная в 1544 году, может быть самой ранней попыткой создать цикл мадригалов, предшествовавший аналогичным группам мадригалов Яна Наско и Винченцо Руффо , мадригалистов, также действовавших в северной Италии в то же время. Циклы Мадригала были одним из нескольких предшественников оперы .
Влияние
[ редактировать ]Мадригалы Берхема широко печатались и распространялись. Многие из них впоследствии были напечатаны в инструментальных версиях, например лютневые интабабуляции ; это одна из таких партитур, которая появляется на картине Караваджо «Лютнист» , написанной примерно через пятьдесят лет после первой публикации музыки. Музыка Берхема продолжала появляться в сборниках даже в 17 веке.
Путаница его имени с другими композиторами по имени «Жаке» или «Жак» (например, Жаке Мантуанский , Жак Бюус и Жаке Брумель , органист из Феррары и сын Антуана Брумеля ) была так же распространена тогда, как и сейчас, и, возможно, была одной из них. о причинах, по которым он стремился напечатать свои мадригалы в изданиях, содержащих только его собственные произведения. В предисловии к своей публикации мадригалов для пяти голосов 1546 года он особо упоминает «ворон, наряжающихся в лебединые перья» и подразумевает, что плагиаторы и те, кто неверно приписывает его сочинениям, будут исправлены. [ 7 ]
Франсуа Рабле упоминает Бершема в прологе к Четвертой книге «Гаргантюа и Пантагрюэля» (вероятно, написанной в 1546 году), ставя Бершема последним в списке самых выдающихся музыкантов того времени, список которого начинается с Жоскена де Пре и Йоханнеса Окегема . Эти выдающиеся музыканты поют в рассказе и в контексте длинного рассказа Приапа , в котором он хвастается своими необыкновенными мужскими способностями, непристойную песню, в которой используется молоток, чтобы лишить девственности новую невесту. [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- Доменико Морганте , Музыкальная капелла собора Монополи в эпоху Возрождения: Антифонарий 1532 года, практика исполнения, неопубликованные документы о Хаше де Берхем , в «Monumenta Apuliae ac Japygiae», I (1981)
- Доменико Морганте, Жаше де Бершем , в «Универсальном энциклопедическом словаре музыки и музыкантов», Le Biografie, vol. III, Турин, UTET, 1986 г.
- Доменико Морганте, фламандский капельмейстер по монополиям эпохи Возрождения: Жаше Берхем , в «Монополисе в эпоху Возрождения», Труды Международной исследовательской конференции (1985), том. III, Город Монополи, Муниципальная библиотека «П. Ренделла», 1988 г.
- Доменико Морганте, Музыка в Апулии между Возрождением и революциями , Предисловие Джорджо Пестелли, Бари, Фонд «Н. Пиччинни», 1991 г.
- Доменико Морганте, Монополии в истории музыки - шестнадцатый век , в «Монополисе - вчера, сегодня и завтра», Фазано, Шена, 1995.
- Доменико Морганте, Похвалы в музыке: два апулийских примера XVI века , в «Сочинениях по истории Апулии в честь Фелисиано Аргентины», том. Я, Галатина, Эдитрис Салентина, 1996 год.
- Доменико Морганте, Вот: куртка Берхема , в «PortaNuova», XVI (декабрь 1997 г.), [вставка] стр. 1–4.
- Джордж Ньюджент, «Жаке де Бершем», Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 29 декабря 2007 г.), (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.
- Мэри С. Льюис: Антонио Гардано, венецианский нотный печатник, 1538–1569: описательная библиография и историческое исследование . Рутледж, 1988. ISBN 0-8240-8455-1
- Аллан В. Атлас, Музыка эпохи Возрождения: Музыка в Западной Европе, 1400–1600. Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1998. ISBN 0-393-97169-4
- Гюстав Риз , Музыка эпохи Возрождения . Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1954 год. ISBN 0-393-09530-4
- Франсуа Рабле, Гаргантюа и Пантагрюэль (тр. Ж. М. Коэна). Балтимор, Penguin Books, 1963.
Современные издания
[ редактировать ]Хаше Берхем, Первая книга мадригалов для четырех голосов (1555 г.) , под редакцией Гальяно Чилиберти и Джованни Рота, Бари, Florestano Edizioni, 2010.