Ян Наско
Ян Наско (также Джованни , Ян ) (ок. 1510–1561) был франко-фламандским композитором и музыкальным писателем, в основном работавшим в Италии. Он был первым директором Веронской филармонической академии, и его сочинения, особенно группа писем, которые он написал в академию в 1550-х годах, являются важными источниками информации о практике исполнения, касающейся использования инструментов в мадригалах , а также в мотетах .
Жизнь
[ редактировать ]Никаких документов, освещающих раннюю жизнь Наско, пока не обнаружено, но предполагается, что он приехал из Нидерландов или прилегающих территорий, где проживало большинство франко-фламандских композиторов. Задокументирована только та часть его жизни, которую он провел в Италии. Он находился на службе у Паоло Нальди, дворянина из Виченцы, в 1540-х годах, а в 1547 году стал музыкальным руководителем недавно созданной Филармонической академии в Вероне . Хотя эта должность, возможно, была престижной и интеллектуально привлекательной, она платила мало, и в 1551 году он с некоторой неохотой устроился на работу маэстро ди капелла в соборе Сан-Пьетро в Тревизо. Он сохранял связи с Академией, а также свой пост в Тревизо до своей смерти. [ 1 ]
Музыка и влияние
[ редактировать ]Наско был прогрессивным композитором в большинстве жанров, распространенных в Италии середины века, включая мессы , страстные постановки , Плач , мотеты и особенно мадригалы ; однако он не публиковал большую часть своей духовной музыки, особенно свои массовые постановки, и большая часть этой музыки, существовавшая только в рукописи, была уничтожена 7 апреля 1944 года, во время Второй мировой войны , когда союзники разрушили древний центр города. Тревизо во время бомбардировки. [ 1 ]
Одно из его священных произведений, которое сохранилось, представляет собой раннюю постановку «Страстей по Матфею» для двух-шести голосов. Он почти полностью гомофонен по текстуре и выполнен в стиле, похожем на фальсобордон . Эта композиция не была опубликована; он сохранился в рукописи с номером RISM sigla I-Bc Q24 (Civico Museo Bibliografico Musicale, в Болонье). Среди его духовной музыки также сохранилась книга с настройками «Плача Иеремии», которую он опубликовал в Венеции в 1561 году. [ 1 ] [ 2 ]
Самыми известными сочинениями Наско являются его циклы мадригалов, и многие из них он, кажется, написал в добродушном соревновании с Винченцо Руффо, сменившим его на посту в Академии. Наско и его коллеги, в том числе Руффо, находились под влиянием музыки Адриана Виллаерта , основателя и самого известного раннего члена венецианской школы . Виллаерт был маэстро ди капелла в соборе Святого Марка в Венеции, недалеко от Тревизо; Венеция также была городом, в котором была издана большая часть музыки Наско. [ 1 ]
Стилистически мадригалы Наско прогрессивны и избегают полифонической идиомы, характерной для его собратьев-нидерландцев. в конце века, Он писал гомофонические текстуры с четко декламированным текстом и предвосхитил развитие функциональной гармонии отдавая предпочтение основным движениям четвертых и квинт, а не третей. Стихи, которые он выбрал для своих мадригалов, включали некоторые из самых известных имен итальянской поэзии, в том числе Ариосто , Тассо , Боккачо и Петрарку , и он отдавал предпочтение пастырским сюжетам. В своем всестороннем обзоре формы мадригала « Итальянский мадригал » Альфред Эйнштейн назвал циклы мадригала Наско «прототипами камерной кантаты», формы, которая должна была развиться в начале 17 века в том же географическом регионе. [ 1 ]
Сочинения
[ редактировать ]Многие письма Наско в Академию сохранились. Они являются важным источником информации об исполнительской практике середины XVI века, особенно об использовании инструментов наряду с голосами. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- Джордж Ньюджент, «Ян Наско», Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 5 августа 2007 г.), (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.
- Чарльз Хэмм / Джерри Колл: «Источники, MS, §IX: полифония эпохи Возрождения», Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 5 августа 2007 г.), (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.
- Риз, Гюстав (1954). Музыка эпохи Возрождения . WW Norton & Co. ISBN 978-0-393-09530-2 .