Sergei Tokarev
Sergei Aleksandrovich Tokarev | |
---|---|
Рожденный | Серге́й Алекса́ндрович То́карев 29 декабря 1899 г. |
Умер | 19 апреля 1985 г. | (85 лет)
Национальность | Русский |
Занятие | Этнолог |
Сергей ( Токарев Александрович Московского 9 декабря 1899 — 19 апреля 1985) — российский учёный, этнограф, историк, исследователь религиозных верований, доктор исторических наук, профессор государственного университета.
Рождение и образование
[ редактировать ]Сергей Александрович Токарев родился в Туле 29 декабря 1899 года. [ 1 ] Он с отличием окончил Тульскую гимназию и поступил в Московский университет . Сразу после революции условия в Москве в 1918 году были опасными и трудными, и Токарев вернулся в кажущуюся безопасность в свою родную Тульскую губернию. Четыре года он преподавал русский и латынь в местных школах. Токарев вернулся в Московский университет в 1922 году, где начал социальные и исторические исследования. Он получил государственную стипендию и пополнил свой доход, давая частные уроки. В 1924 году он устроился библиографом в Центральную библиотеку. [ 2 ]
После окончания университета 25 июня 1925 года Токарев подал заявление о продолжении научной работы в аспирантуре Исторического института. Он представил диссертацию о «тотемическом обществе», полноценную исследовательскую работу. Его заявление было подкреплено короткой, но очень лестной рекомендацией Вячеслава Петровича Волгина . Принятый в ноябре 1925 года, Токарев был зачислен в институт в январе 1926 года, поступив на отделение, позднее ставшее отделом этнологии. [ 3 ]
Весной 1926 года Токарев представил доклад об австралийском тотемизме . В 1926/1927 учебном году он подготовил доклад о меланезийских религиях и выступил с докладом об австралийских системах родства . В июне 1927 года Токарев представил доклад об экономической структуре английских поместий в XIII-XV веках. В 1927/1928 году Токарев вернулся к меланезийской теме с докладом о социальном строе этого народа. Его аспирантура была завершена в 1929 году, хотя официально он окончил ее только 1 января 1930 года. [ 4 ]
Ранняя карьера
[ редактировать ]Токарев начал работать в Центральном этнологическом музее в октябре 1927 года. В 1928 году он поступил на работу в отдел колоний музея, а в 1931 году был назначен заведующим отделом Северной Азии. Будучи аспирантом, в 1928/1929 годах он также преподавал по совместительству в Московском университете, а также читал курс истории общественных структур в Университете коммунистических рабочих Китая имени Сунь Ятсена. [ 5 ]
Этнография считалась важной в первые годы существования Советского Союза, в котором проживало очень много разных этнических групп, и первые университетские курсы профессиональной этнографии были открыты в 1920-х годах. Однако во второй половине десятилетия марксистские радикалы напали на эту дисциплину как на «буржуазную», и в апреле 1929 года некоторые из основных этнографических учреждений были закрыты. Этнография стала переопределяться как изучение доисторических народов. [ 6 ] Университетский институт истории вошел в состав Коммунистической академии. Большинство должностей доставалось только марксистам и коммунистам, хотя при некоторых обстоятельствах могли быть приняты ученые-немарксисты. [ 7 ]
The Marxist linguist Valerian Borisovich Aptekar [ а ] был противником традиционной этнографии, решительно выразив свое мнение в дебатах 7 мая 1928 года. Он утверждал, что этот предмет не является научным, что ее концепции расплывчаты и что, рассматривая развитие человечества с точки зрения эволюции культурных форм, этнографы отрицали более фундаментальные силы производства и классовой борьбы. К этому предмету можно было подойти только с точки зрения диалектического материализма . [ 9 ] Токарев публично не согласился. Хотя он признавал необходимость более научного подхода и рассмотрения этого вопроса с марксистско-ленинской точки зрения, он защищал изучение этнологии как дело с реалиями, которые нельзя игнорировать. [ 10 ] Дальнейшие дебаты проводились на заседаниях АМИ в апреле 1929 г. и в июне 1930 г. [ 11 ] Токарев все еще работал в музее, и власти не одобряли людей, занимающих две должности. Он был уволен из института 1 мая 1931 года, но продолжил работать внештатным научным сотрудником и сохранил более надежную работу в музее. [ 7 ]
Несмотря на политический климат, Токарев проделал ценную работу в конце 1920-х и 1930-х годах. [ 6 ] Он уделял меньше времени Австралии и Меланезии и больше — жителям Сибири и Якутии , возможно, из-за политического давления, хотя его всегда интересовали обе темы. [ 5 ] Свою первую экскурсию он совершил в сентябре 1928 года в Туркменистане , а в 1930 году посетил Горный Алтай . Музей поддержал еще одну экспедицию на Алтай в 1932 году, и он вернулся в 1940 году, незадолго до войны. В 1934 году совершил экспедицию в Якутию, оказавшую большое влияние на развитие его идей. [ 12 ]
В 1930-е годы и во время Великой чистки Сталин отправил многих советских интеллектуалов на работу в ГУЛАГ. Елеазар Мелетинский Среди заключённых был он оставил , которого часто называли Зарей. Свою рукопись «Герой сказки» Токареву, который сохранил ее для публикации спустя годы. [ 13 ] Кризис в карьере Токарева наступил 20 августа 1936 года во время показательных процессов над Троцким и Зиновьевым , когда митинги с осуждением Троцкого и Зиновьева по всей стране были организованы . Токарев публично заявил, что если бы троцкистско-зиновьевская фракция пришла к власти, они бы продолжили политическую и экономическую политику коммунистической партии, и выступил в защиту своей позиции. Его обвинили в занятии контрреволюционной позиции. 21 августа Токарев предстал перед парткомом музея, а 22 августа выступление было рассмотрено на общем собрании. [ 14 ] Токарев выступил в свою защиту, но был уволен из музея, хотя никакого другого наказания не понес. [ 15 ]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]Токарев сохранил свою должность в Государственной академии истории материальной культуры, где работал с 1932 года научным сотрудником отдела феодализма. В октябре 1938 года он вернулся в музей в качестве этнографа и консультанта. До 1941 года он также был научным сотрудником Центрального антирелигиозного музея. В 1939 году Токарев был назначен профессором вновь организованной кафедры этнографии исторического факультета МГУ и занимал эту должность до 1973 года. С 1939 по 1941 год он также читал лекции по этнографии в Московском институте истории, философии и литературы. [ 15 ] В 1940 году Токарев защитил докторскую диссертацию «Общественный строй якутов в 17-18 веках». [ 1 ] Во время Великой Отечественной войны в июне 1941 года был эвакуирован из Москвы и возглавил исторический факультет Абаканского учительского института. [ 15 ] В 1943 году вернулся в Москву и был удостоен звания профессора, работая заведующим сектором Института этнографии АН СССР . [ 1 ]
В 1951–1952 годах Токарев был первым этнографом из Советского Союза, преподававшим в университетах Берлина и Лейпцига . [ 16 ] Он поехал в Берлин в 1951 году в качестве гостя Финно-угорского института. Его визит мог быть организован Вольфгангом Стейницем . еврейский специалист по финно-угорским языкам , эмигрировавший из Германии в Советский Союз в 1933 году. [ 17 ] Токарев читал лекции в ГДР , подчеркивая, насколько важно было изучать социальные и культурные изменения, происходящие как в городской, так и в сельской местности. Он сказал, что целью этнологии должно быть описание и понимание «образа жизни» изучаемых людей, а также изменений, которые произошли с образом жизни. [ 18 ]
С 1961 года Токарев возглавлял в институте сектор этнографии несоветских народов Европы. Одновременно с 1956 по 1973 год он заведовал кафедрой этнографии исторического факультета МГУ. Под его руководством кафедра выросла и расширила сферу своей деятельности. изучение славянских, сибирских, среднеазиатских и африканских народов, истории этих народов, истории первобытных религий и шаманизма В частности, предметом внимания было . Токарев умер в Москве 19 апреля 1985 года.
Научная деятельность
[ редактировать ]Этнология
[ редактировать ]Токарев был последователем Александра Николаевича Максимова , который начал изучать сибирских и австралийских охотников-собирателей. Максимов считал, что этнолог не должен ограничиваться «первобытными» людьми, а должен изучать людей на всех стадиях развития. [ 19 ] Токарев имел чрезвычайно широкие этнографические интересы, особенно его интересовали ранние формы религии. Он писал о народах Австралии, Океании, Америки и Европы, о якутах и алтайцах Сибири . Он писал о том, как развивалась этнология в России и на Западе. [ 20 ] Токарев придерживался советской марксистской идеологии и русских националистических взглядов в своем исследовании истории антропологии. [ 21 ] Иосиф Сталин , пришедший к власти в Советском Союзе в 1924 году, наложил жесткие ограничения на изучение этнографии, которые были сняты только после его смерти в 1953 году. Работа Токарева продолжала защищать марксистскую этнографию. [ 22 ]
По словам ученика, Токарев однажды сказал, что австралийские аборигены были
...один из самых интересных народов на земле, и что австралийские исследования были одной из самых увлекательных и многообещающих областей этнографии. Изучение австралийских аборигенов — ключевая фактологическая база любого исследования первобытного общества . [ 23 ]
В 1920-е годы Токарев одним из первых попытался создать условный код записи значения терминов родства. Он отметил, что для ученого было бы заблуждением просто переводить термины, используемые изучаемым народом, в термины, используемые ученым. Он попытался определить систему, в которой числа от 1 до 6 обозначали отца, мать, сына, дочь, мужа и жену, и которая сводила все остальные термины родства к этим основным терминам. [ 24 ] Он зафиксировал новые идеи в своих более поздних работах об этнических группах СССР. Например, он отметил, что, хотя в большинстве русских деревень ведьмами были мужчины, в украинских деревнях было гораздо больше ведьм-женщин, что, по его мнению, могло быть связано с западноевропейским влиянием через Польшу. [ 25 ] Он отметил, что славянские народы из степей поклонялись камням, ручьям и холмам, а финно-угорские народы из лесов поклонялись деревьям или рощам. [ 26 ]
В исследовании Токарева « Якутский общественный строй в 17-18 веках » (1945) исследовались социальные и землевладельческие отношения народа саха в Якутии с марксистской исторической точки зрения. Он исследовал вопрос о том, существовала ли концепция частной собственности на землю в обществе Саха до вмешательства России. [ 27 ] Он сказал:
Хищнический характер царских завоевателей в Сибири и в Якутии признан даже буржуазно-эксплуататорским лагерем историков... Сведения о... погромах, убийствах и грабежах ясачного населения со стороны служилых людей начинаются с 1638 г. приказ первому якутскому генералу П. Головину и повторять в каждом последующем приказе, отдаваемом генералам. [ 28 ]
Но после описания злоупотреблений со стороны колонизаторов Токарев отметил, что в долгосрочной перспективе численность народа Саха процветала и росла, а другие колониальные режимы были гораздо более жестокими. [ 28 ] Это соответствовало советской пропаганде Второй мировой войны, когда советское правительство пыталось сплотить народы страны для формирования общего фронта против немецких захватчиков. [ 29 ] После войны в середине 1950-х годов произошло возрождение русского национализма. В опубликованной под его руководством книге «В Якутии с 1630-х по 1917 год » (1957) насилие, убийства и порабощения рассматриваются как отдельные инциденты в целом мирном передвижении русских на эту территорию. Лидеров местного населения часто называют зачинщиками насилия. [ 30 ]
Религия
[ редактировать ]Токарев интересовался «примитивными» религиями. Он был склонен следовать эволюционистским взглядам Льва Штернберга , хотя и отвергал некоторые конкретные гипотезы Штернберга. [ 31 ] В 1963 году он опубликовал общее обсуждение этой темы « Ранние формы религии и ее развитие и религия в истории наций» . В этой книге Токаров пришел к выводу, что сибирский шаманизм развился из анимизма , поскольку роль шамана заключалась в поддержании тесной связи с духами добытых животных. [ 32 ] Принимая марксистский взгляд на религиозный опыт, Токарев в 1980-х годах писал, что шаманы «почти всегда были психически больными, со склонностью к приступам безумия». К тому времени большинство его коллег не разделяли эту точку зрения, предпочитая описывать племенную духовность с точки зрения «первобытной религии». [ 33 ] Некоторые из других его идей о фольклоре и религии западные ученые считали чуждыми, если не устаревшими. Он ассоциировал священные предметы с фетишами , а священные формулы с магическими формулами. [ 34 ]
Токарев зависел от православных ученых-миссионеров в своем знании ислама . [ 35 ] Его работа 1963 года отражает научный атеистический взгляд на эту тему, но выдает его зависимость от миссионеров, когда он соотносит мусульманские термины с их христианскими эквивалентами. Например, он описывает Махди как «Мессию в исламе» и обсуждает «мусульманское духовенство» и «мусульманскую церковь» - все концепции, которые российские исламоведы XIX века считали неточными. [ 36 ] Он заметил, что религия больше связана с тем, как люди относятся друг к другу в отношении религиозных убеждений, чем с природой этих убеждений. [ 37 ] Мнение Токарева о том, что религии - это нечто большее, чем теология, и представляют собой социальную силу, влияющую на многие аспекты жизни людей, вызвало споры среди советских религиоведов. Он бросил вызов преобладавшему в то время негативному мнению, согласно которому ислам воспринимался как потенциальный инструмент буржуазии и реакции, а не как инструмент, который можно было использовать для решения проблем масс. Он показал, что ислам может эффективно использоваться политиками, преследующими светские цели, и что исламский социализм может стать положительной силой в развитии современных мусульманских государств. [ 38 ]
Более поздняя работа
[ редактировать ]В 1959 году Токарев в соавторстве с А. В. Ефимовым написал книгу «Народы Америки ». Во введении отмечалось, что книга является первым обобщенным трудом по истории и этнографии народов Америки, основанным на марксистской и ленинской методологии. Американский рецензент написал:
Как и следовало ожидать, книга представляет собой неудачный союз получестного описания и советской догмы. Ее антропологическая ценность, если вообще можно сказать, что она есть, наиболее очевидна в обзоре нескольких российских и американских источников по алеутской культуре. Остальная часть книги представляет собой пешеходное описание стандартных антропологических источников, периодически оживляемых обвинениями в капиталистическом «эксплуатация», «порабощение», «угнетение» и тому подобное. [ 39 ]
Токарев продолжал много писать и редактировать всю оставшуюся жизнь. С потеплением советско-китайских отношений в конце 1980-х его недавние работы начали переводиться на китайский язык. [ 40 ] Он был главным редактором энциклопедии «Мифы стран мира» . Во вступлении он сказал: «Хотя миф передает историю, он не является конкретно жанром литературного искусства, а лишь определенным мировоззрением; часто это повествование, но в других случаях общее мифическое мировоззрение выражается через обряды, танцы и песни». ." [ 41 ]
Обучение
[ редактировать ]Многие из студентов, которым Токарев преподавал теорию и методологию зарубежной этнографии в 1960-е, 1970-е и 1980-е годы, впоследствии стали сибиряками. [ 42 ] Токарев говорил, что этнографическое исследование не должно ограничиваться прямой летописью материальной культуры. [ 43 ] Он подчеркивал человеческие аспекты, говоря: «Материальный объект не может интересовать этнографа, если он не рассмотрит его социальное существование, его отношение к человеку». [ 44 ] Он считал антропологию «исторической наукой, изучающей народы, их быт и культуру». Он писал: «Историзм — один из основных принципов марксистского метода. Любой предмет, любое явление можно понять и познать, только подойдя к нему с исторической точки зрения, раскрыв его происхождение и развитие». [ 45 ]
Почести
[ редактировать ]Токарев награжден дважды кавалером ордена Трудового Красного Знамени (1945 и 1979 годы) и кавалером ордена Дружбы народов (1975 год). Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» (1945), а в 1987 году посмертно награжден Государственной премией СССР . Ему присвоены звания Заслуженный деятель науки Якутской АССР (1956 г.), Заслуженный деятель науки РСФСР (1971 г.). [ 1 ]
Научные работы
[ редактировать ]- Докапиталистические пережитки в Ойроте. М. ОГИЗ-Соцэкгиз, 1936 г.
- Очерк истории якутского народа. М. Сосекгиз, 1940 г.
- Социальный строй якутов. Москва, Якутская обл. Пресс, 1945 год.
- Религиозные верования народов Востока 19 – начала 20 веков. Изд-во АН СССР, 1957.
- Этнография СССР. унив. Пресс, 1958. Переведено на ИТ. язык – Токарев Сергей Александрович СССР: народы и костюмы. Бари, издательство Laterza, 1969.
- Ранние формы религии и их развитие. Пергамон Пресс, 1964.
- История русской этнографии. Пергамон Пресс, 1966.
- Истоки этнографии. Оксфорд: Пергамон Пресс, 1978.
- История зарубежной этнографии. Массачусетс, Аспирантура, 1978.
- Религия в мировой истории. М., Политиздат, 1964. 2-е изд. М., Политиздат, 1965. 3-е изд. М., Политиздат, 1976. 4-е изд. М., Политиздат, 1986. 5-е изд. М., Республика, 2005. Перевод на разные языки.
- Ранние формы религии. Сб статьи. М., Политиздат, 1990.
- Избранное. Теоретические и историографические статьи по этнографии народов и религий мира. М., 1990.
- Токарев Сергей Алексеевич Триест 1946–47 в дневнике советского члена итало-югославской пограничной комиссии. Триест, редактор Del Bianco, 1995.
- Токарев С.А. Религии мира древнего и первобытного и кельтского. Милан, Тети, 1981 год.
- Отвечать. Редактор: История Якутской АССР. Изд-во АН СССР, 1957. 2-й ту.
- Отвечать. Редактор и автор глав: В многотомной серии «Народы мира. Этнографические очерки»: 1) Народы Австралии и Океании. Пергамон Пресс, 1956. 2) *Народ Америки. В 2 т. Пергамон Пресс, 1959. 3) Народы зарубежной Европы. В 2 т. Пергамон Пресс, 1964.
- Отвечать. Редактор и автор глав: Основы этнографии. Учебник. Массачусетс, аспирантура, 1968 г.
- Отвечать. Редактор и автор разделов: Календарные обычаи и традиции зарубежных стран Европы. В 4 томах. Оксфорд: Pergamon Press, 1973, 1977, 1978, 1983.
- В научно-популярном 20-томнике «Страны и народы»: 1) Под ред. Ред.: Заморская Европа: Западная Европа. М., Мысль, 1979. 2) Ответ. Ред.: Заморская Европа: Восточная Европа. М., Мысль, 1980. 3) Член основной редакции. Колледж: Западная Европа: Северная Европа. М., Мысль, 1981.
- Отвечать. Редактор: Дж. Дж. Фрейзер «Золотая ветвь». М., Политиздат, 1980. 2-е изд. М., Политиздат, 1983.
- Отвечать. Редактор: Дж. Г. Фрейзер. Фольклор в Ветхом Завете. М., Политиздат, 1985.
- Отвечать. Редактор и автор: Мифы народов мира. В 2 т. М. Издательствово «Советская энциклопедия». В 1980 г. 2-е изд. Москва, Издательство «Советская энциклопедия», 1987.
Опубликовал более 200 статей и предисловий в различных изданиях.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
Цитаты
- ^ Jump up to: а б с д Большая советская энциклопедия .
- ^ Анчабадзе 2010 , с. 121.
- ^ Анчабадзе 2010 , с. 122.
- ^ Анчабадзе 2010 , с. 123.
- ^ Jump up to: а б Анчабадзе 2010 , с. 125.
- ^ Jump up to: а б Найт 2004 , с. 470.
- ^ Jump up to: а б Анчабадзе 2010 , с. 124.
- ^ Бошкови 2008 , с. 28.
- ^ Анчабадзе 2010 , с. 127.
- ^ Анчабадзе 2010 , с. 128.
- ^ Анчабадзе 2010 , с. 129.
- ^ Анчабадзе 2010 , с. 126.
- ^ Распространение 1998 , с. 155.
- ^ Анчабадзе 2010 , с. 131.
- ^ Jump up to: а б с Анчабадзе 2010 , с. 132.
- ^ Саркань, Ханн и Скальник 2005 , стр. 28.
- ^ Саркань, Ханн и Скальник 2005 , стр. 28-29.
- ^ Кокель, Крейт и Фрикман 2012 , стр. 113.
- ^ Барнард 2004 , с. 81.
- ^ Распространение 1998 , с. 189 .
- ^ Кан 2009 , с. xvi.
- ^ Гульдин 1994 , с. 119.
- ^ Распространение 1998 , с. 289 .
- ^ Драгадзе 1984 , стр. 249.
- ^ Клементс, Энгель и Воробец 1991 , с. 151.
- ^ Релве 1998 , стр. 106.
- ^ Такакура 2006 .
- ^ Jump up to: а б Хикс 2005 , с. 143.
- ^ Хикс 2005 , с. 144.
- ^ Хикс 2005 , с. 145.
- ^ Май 2009 г. , стр. 440.
- ^ Хоппал 1997 , с. 9.
- ^ Знаменский 2004 , с. 58.
- ^ Бьянки 1975 , с. 193.
- ^ Кемпер и Конерманн 2011 , с. 73.
- ^ Кемпер и Конерманн 2011 , с. 75-76.
- ^ Козинцев и Мартин 2012 , с. 125.
- ^ Коул 1986 , с. 282.
- ^ Эдгертон 1959 , с. 902-903.
- ^ Гульдин 1994 , с. 127.
- ^ Адаменко 2007 , с. 234.
- ^ Грей, Вахтин и Швейцер 2003 , с. 199.
- ^ Belkov 2004 , p. 29.
- ^ Шумейкер 1992 , с. 197.
- ^ Джексон 1987 , с. 156.
Источники
- Адаменко, Виктория (2007). Неомифологизм в музыке: от Скрябина и Шенберга к Шнитке и Крамбу . Пендрагон Пресс. ISBN 978-1-57647-125-8 . Проверено 17 августа 2012 г.
- Anchabadze, Yuri D. (2010). "С.А.ТОКАРЕВ: НАЧАЛО ПУТИ [S.A.TOKAREV initial way]" (PDF) . ИСТОРИЯ НАУКИ (History of Science) (in Russian) (3) . Retrieved 2012-09-01 .
- Барнард, Алан (15 октября 2004 г.). Охотники-собиратели в истории, археологии и антропологии . Берг. ISBN 978-1-85973-825-2 . Проверено 19 августа 2012 г.
- Belkov, Pavel (2004). "Cultural Anthropology: The State of the Field" (PDF) . Антропологический Форум . Retrieved 2012-08-18 .
- Бьянки, Уго (1975). История религий . Архив Брилла. п. 193. ИСБН 978-90-04-04237-7 . Проверено 17 августа 2012 г.
- Бошкови, Александр (16 марта 2008 г.). Чужие народные антропологии: этнографическая практика на окраинах . Книги Бергана. ISBN 978-1-84545-398-5 . Проверено 2 сентября 2012 г.
- Клементс, Барбара Эванс; Энгель, Барбара Альперн; Воробец, Кристина Д. (17 июля 1991 г.). Российские женщины: приспособление, сопротивление, трансформация . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-07024-0 . Проверено 17 августа 2012 г.
- Коул, Хуан Р.И. (28 мая 1986 г.). Шиизм и социальный протест . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-03553-7 . Проверено 17 августа 2012 г.
- Драгадзе, Тамара (1984). Родство и брак в Советском Союзе: полевые исследования . Рутледж и Кеган Пол. ISBN 978-0-7100-0995-1 . Проверено 17 августа 2012 г.
- Edgerton, Robert B. (1959). "Narody Ameriki . A. V. Efimov, S. A. Tokarev" . Book Reviews. American Anthropologist . 61 (5): 902–903. doi : 10.1525/aa.1959.61.5.02a00250 .
- Грей, Пэтти А.; Вахтин, Николай; Швейцер, Питер (2003). «Кому принадлежит сибирская этнография? Критическая оценка реинтернационализированной области» (PDF) . Сибирика . 3 (2). дои : 10.1080/1361736042000245312 .
- «Токарев Сергей Александрович» . Большая советская энциклопедия, 3-е издание (1970–1979) . Том. 6. Гейл Групп, Инк.
- Гульдин, Григорий Элию (1994). Сага об антропологии в Китае: от Малиновского до Москвы и Мао . Я Шарп. ISBN 978-1-56324-186-4 . Проверено 17 августа 2012 г.
- Хикс, Сьюзен М. (2005). «МЕЖДУ КОРЕННОСТЬЮ И НАЦИОНАЛЬНОСТЬЮ: ПОЛИТИКА КУЛЬТУРЫ И ПРИРОДЫ В АЛМАЗНОЙ РОССИЙСКОЙ ГУБЕРНИИ» (PDF) . Университет Питтсбурга . Проверено 18 августа 2012 г.
- Хоппал, Михай (1997). «ПОКЛОНЕНИЕ ПРИРОДЕ В СИБИРСКОМ ШАМАНИЗМЕ» (PDF) . Фольклор . 4 . Проверено 18 августа 2012 г.
- Джексон, Энтони (1987). Антропология дома . Тавистокские публикации. ISBN 978-0-422-60560-1 . Проверено 19 августа 2012 г.
- Кабо, Владимир Рафаилович (1998). Дорога в Австралию: Мемуары . Пресса по изучению аборигенов. ISBN 978-0-85575-312-2 . Проверено 14 августа 2012 г.
- Kan, Sergei A. (2009-06-01). Lev Shternberg: Anthropologist, Russian Socialist, Jewish Activist . U of Nebraska Press. ISBN 978-0-8032-1603-7 . Проверено 17 августа 2012 г.
- Кемпер, Майкл; Конерманн, Стефан (26 января 2011 г.). Наследие советского востоковедения . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-415-59977-1 . Проверено 17 августа 2012 г.
- Найт, Натаниэль (2004). «Этнография русская и советская» (PDF) . Энциклопедия истории России . Справочник Macmillan США. ISBN 978-0-02-865907-7 . Проверено 19 августа 2012 г.
- Кокель, Ульрих; Крейт, Мейрид Ник; Фрикман, Йонас (22 марта 2012 г.). Компаньон антропологии Европы . Джон Уайли и сыновья. стр. 113. ИСБН 978-1-4443-6215-2 . Проверено 14 августа 2012 г.
- Козинцев Александр; Мартин, Ричард (31 марта 2012 г.). Зеркало смеха . Издатели транзакций. ISBN 978-1-4128-4764-3 . Проверено 17 августа 2012 г.
- Рельве, Хендрик (5–10 октября 1998 г.). «ЛЕСНЫЕ КОРНИ ЭСТОНИИ» . Материалы 4-й конференции Таёжной спасательной сети, проводимой раз в два года . Проверено 18 августа 2012 г.
- Саркань, Михай; Ханн, CM; Скальник, Питер (2005). Изучение народов в странах народной демократии: антропология социалистической эпохи в Восточно-Центральной Европе . ЛИТ Верлаг Мюнстер. ISBN 978-3-8258-8048-4 . Проверено 14 августа 2012 г.
- Шумейкер, Джордж Х. (1992). «АККУЛЬТУРАЦИЯ И ТРАНСФОРМАЦИЯ СИМВОЛОВ ХРАМОВ СОЛЕНОГО ОЗЕРА В МОРМОНСКОМ ИСКУССТВЕ НАМОБИЛЬНЫХ ПАМЯТЕЙ» . Маркеры IX – Журнал Ассоциации исследований надгробий . Ассоциация исследований надгробий. ISBN 978-1-878381-02-6 . Проверено 18 августа 2012 г.
- Такакура, Хироки (декабрь 2006 г.). «Коренная интеллигенция и подавленная российская антропология» . Современная антропология . 47 (6): 1009–1016. дои : 10.1086/508694 . S2CID 149509760 . Проверено 18 августа 2012 г.
- Знаменский, Андрей А. (2004). Шаманизм: критические концепции социологии . Рутледж. ISBN 978-0-415-33248-4 . Проверено 17 августа 2012 г.
Дальнейшее чтение
- Alekseev VP Tokarev memory of Sergei Alexandrovich / / Sov. ethnography. In 1985. Number 4.
- Козлов С. Я... и день длится дольше века // Этнографическое обозрение. Номер 5. 1999. С. 3–15.
- Kozlov, S. J. imperturbable freedom / / NG Religion . September 12, 1999.
- С. Ю. Козлов Сергей Токарев (1899–1985) // Портрет историка. Время и судьба. Т. 4. Новая и новейшая история. – Москва: Наука, 2004. С. 446–461.
- С.Ю. Козлов Сергей Токарев: «Этнографический университет» // Выдающиеся отечественные этнологи и антропологи 20 века. – Москва: Наука, 2004. С. 397–449.
- Марков Г.Е., Соловей Т.Д. Этнографическое образование в МГУ (к 50-летию кафедры этнографии исторического факультета МГУ) // Сов. этнография. 1990, № 6.
- Список публикаций С.А. Токарева (К 80-летию со дня рождения) // Сов. этнография. 1980 год. Номер 3.
- Ученый совет Института этнографии АН СССР, посвященный памяти Сергея Александровича Токарева // Сов. этнография. 1990 год. Номер 4.
- Токарев С.А. (1983). «Религия и религии с историко-этнографической точки зрения» . В Дубе, Южная Каролина; Басилов, ВН. (ред.). Секуляризация в мультирелигиозных обществах: индо-советские перспективы . Концептуальное издательство. п. 125 и далее. GGKEY:ERRFKLZ3E7 . Проверено 17 августа 2012 г.