Jump to content

Агван Доржиев

(Перенаправлено с Агвана Доржиева )

Ценьи Кемпо, тибетский буддийский монах, ок. 1900 г.

Агван Лобсан Доржиев [ а ] [ б ] (1853 – 29 января 1938) был в России , родившимся Гелуг монахом школы тибетского буддизма , которого иногда называли по ученому титулу Цени Кхемпо . он был широко известен как Сокпо Ценшаб Нгаванг Лобсанг (буквально монгольский Ценшаб Нгаванг Лобсанг ). Тибетцам [ 1 ]

Он был хорийским бурятом, родившимся в селе Хара-Шибир , недалеко от Улан-Удэ , к востоку от озера Байкал . [ 2 ]

Он был партнером по учебе и близким соратником Далай-ламы XIII , министра его правительства и его дипломатической связи с Российской империей . Среди тибетцев он заслужил легендарный статус, одновременно вызвав серьезную обеспокоенность Британской империи по поводу российского присутствия в Тибете на заключительном этапе Большой игры . Его также помнят за строительство буддийского храма в Санкт-Петербурге в 1909 году и подписание Тибетско-Монгольского договора в 1913 году.

Буддийские исследования в Тибете

[ редактировать ]

Он ушел из дома в 1873 году в девятнадцать лет, чтобы учиться в колледже Гоманг монастырского университета Гелугпа Дрепунг , недалеко от Лхасы , крупнейшего монастыря в Тибете . Успешно окончив традиционный курс религиоведения, он приступил к получению академической буддийской степени гешей Лхарампы (высшая степень «докторской степени буддийской философии»). [ 3 ] Он продолжил свое обучение и в середине 1880-х годов, после 15 лет обучения, получил звание Цанит Кхенпо («Цанид-Хамбо»), что примерно переводится как «Мастер буддийской философии» или «Профессор буддийской философии». Метафизика". [ 4 ] [ 5 ]

Агван Доржиев выходит из Большого дворца в Петергофе после аудиенции у царя, 23 июня 1901 года (Собрание Андрея Терентьева)

Он стал одним из учителей Далай-ламы XIII, «партнером по дебатам» и духовным наставником и сохранял эту роль, по крайней мере, до конца 1910-х годов. Вероятно, он также сыграл важную роль в спасении жизни молодого Далай-ламы от интриг при дворе в Лхасе, и с годами у них сложились очень близкие и прочные отношения. [ 6 ] [ 7 ]

«Особенно важную роль в налаживании связей между Лхасой и русским царем должен был сыграть один человек. Это был Цанжаб Нгаванг Лобзанг, монгольский монах, с отличием окончивший Гомангское отделение монастыря Дрепунг и являвшийся одним из семь учителей диалектики, или Цанжабов, Далай-ламы. Широко известный тибетцам как Ценный Кхенпо, или «Мастер диалектики», он прославился как у британцев, так и у русских под более простым именем Доржиев (от тибетского Дордже Борн). в Бурятской области монгольских территорий, которые в последнее время были приобретены царем, Доржиев, следовательно, был гражданином России». [ 8 ]

Посланник Далай-ламы

[ редактировать ]

В 1896 году царь Николай II подарил Агвану Доржиеву часы с монограммой за услуги, которые он оказал Бадмаева в Лхасе. русским агентам [ 9 ]

В начале 1898 года Доржиев поехал в Петербург «собирать абонементы в свою монашескую коллегию». [ 10 ] и подружился с князем Эспером Ухтомским , камер-юнкером царя и востоковедом. Доржиева представили царю. Затем Доржиев отправился в Париж и, возможно, в Лондон, прежде чем вернуться в Лхасу. [ 9 ] [ 11 ]

К 1890-м годам Доржиев начал распространять историю о том, что Россия — это мифическая земля Шамбала на севере; что его царь может быть тем, кто спасет буддизм, и что Белый царь был эманацией Белой Тары , что вселяет надежду, что он поддержит Тибет и его религию. Доржиев предположил тибетцам, что Россия, похоже, принимает буддийские идеи после их недавнего продвижения в Монголию и может оказаться полезным балансом для британских интриг. Весной 1900 года Доржиев вернулся в Россию вместе с шестью другими представителями Тубтена Гьяцо (родился 12 февраля 1876 года; умер 17 декабря 1933 года), 13-го ламы Тибета Далай - . Они путешествовали по Индии и встретились с царем в Ливадийском дворце в Крыму . [ 6 ] «Вернувшись, они привезли в Лхасу также запас российского оружия и боеприпасов – как это ни парадоксально – в виде великолепного комплекта русских епископских одежд в качестве личного подарка Далай-ламе». [ 12 ]

В 1901 году Тубтен Чокьи Ньима , Девятый Панчен-лама (1883–1937), посетил Агван Доржиев. всего два дня Хотя Доржиев пробыл в Ташилунпо , он получил некоторые тайные учения от Панчен-ламы, а также чтения « Молитвы Шамбалы» , написанной Лобсангом Палденом Еше , Шестым (или Третьим) Панчен-ламой, относительно буддийского царства Шамбала , которые имели большое значение для развития Доржиевым учения Калачакры («Колесо времени») тантрического . Чокьи Ньима также подарил Доржиеву подарки, в том числе несколько золотых статуй. [ 13 ]

Британские подозрения

[ редактировать ]
Агван Доржиев

К 1903 году и лорд Керзон , вице-король Индии, и Фрэнсис Янгхасбенд ошибочно убеждены, что Россия и Тибет подписали секретные договоры, угрожающие безопасности британских интересов в Индии, и заподозрили, что Доржиев работает на российское правительство. [ 14 ] [ 15 ] В сочетании с закрытостью Тибета того времени страх перед тем, что Россия втянет Тибет в « Большую игру» с целью контролировать маршруты через Азию, стал причиной британской экспедиции в Тибет в 1903–1904 годах.

«Очевидно, — сказал [Четырнадцатый] Далай-лама, — Тринадцатый Далай-лама имел острое желание установить отношения с Россией, и я также думаю, что он сначала немного скептически относился к Англии. Потом был Доржиев. К англичанам он был шпионом, но на самом деле он был хорошим учёным и искренним буддийским монахом, очень преданным Тринадцатому Далай-ламе». [ 16 ]

В начале 1904 года Доржиев убедил Далай-ламу бежать в Ургу в Монголии, примерно в 2500 км к северу от Лхасы, где Далай-лама провел более года, давая учения монголам. [ 17 ]

Во время экспедиции ходили слухи, что Доржиев заведовал арсеналом в Лхасе и руководил военными действиями из Гьянце Дзонга (форта) . [ 18 ] российского производства Британские войска захватили несколько винтовок Бердана в Нагарце- Дзонге и казнозарядные устройства в Чумик-Шенко, что усилило их подозрения в причастности России. [ 19 ] [ 20 ] Это никогда не было подтверждено, и нет никаких доказательств того, что Доржиев когда-либо был царским шпионом, хотя ранее он выступал в качестве странствующего посла Далай-ламы в России, пытаясь заручиться поддержкой в ​​высших слоях российского общества. [ 21 ]

Летом 1912 года он встретил Далай-ламу XIII в Пхари Дзонге, а затем сопровождал его в монастырь Самдинг , прежде чем вернуться в Лхасу после изгнания в Индию.

«Белые цари» как воплощения Белой Тары

[ редактировать ]

Со времен Екатерины Великой считали правителей Романовых (1729–1796) русские ламаисты воплощением Белой Тары , женщины -бодхисаттвы, обычно связанной с буддийской тантрической практикой и считавшейся эманацией Ченрезига (бодхисаттвы, олицетворяющего сострадание всех будд) и защитница тибетского народа. [ 22 ] [ 23 ] В 1913 году состоялось грандиозное празднование 300-летия Дома Романовых . Доржиев произнес речи, в которых поблагодарил царя за существенную поддержку буддийской общины Санкт-Петербурга . Лама по имени Ульянов в том же году опубликовал книгу, пытаясь доказать, что Романовы произошли напрямую от Сучандра , легендарного царя Шамбалы . [ 24 ] [ нужна ссылка ]

Японский монах Экай Кавагути путешествовал по Тибету с 4 июля 1900 года по 15 июня 1902 года. В своей книге « Три года в Тибете» он сообщил , что Доржиев «распространил брошюру, в которой утверждал, что русский царь собирался исполнить старые буддийские мессианские заповеди». миф о Шамбале, основав великую буддийскую империю». [ 24 ] [ нужна ссылка ] Второй источник этой истории неизвестен.

Скрипт Вагиндра

[ редактировать ]

Доржиев создал письменность бурятского языка , которую назвал вагиндровой письменностью по санскритскому варианту своего имени. [ 25 ]

Санкт-Петербургский Тибетский Храм

[ редактировать ]

В 1909 году Доржиев получил от царя разрешение построить большой и солидный буддийский дацан или храм в Санкт-Петербурге.

Тибетско-Монгольский договор 1913 г.

[ редактировать ]

В начале 1913 года Агван Доржиев и двое других тибетских представителей подписали договор в Урге , провозгласивший взаимное признание и свою независимость от Китая. Однако полномочия Агвана Доржиева на подписание такого договора всегда оспаривались некоторыми властями. По словам Чарльза Белла, британского дипломата, который поддерживал тесные отношения с Далай-ламой, Далай-лама сказал ему, что не уполномочивал Доржиева подписывать такой договор с Монголией.

Некоторые британские авторы, основываясь на замечаниях тибетского дипломата несколько лет спустя, даже оспаривали само существование договора: [ 26 ] но ученые Монголии в целом очень уверены в его существовании. Например, монгольский текст договора был опубликован Академией наук Монголии в 1982 году. [ 27 ] Джон Снеллинг говорит: «Хотя этот договор между Тибетом и Монголией иногда вызывает сомнения, он определенно существовал. Он был подписан 29 декабря 1912 года (ст. ст.) [то есть по юлианскому календарю – таким образом, это 8 января 1913 года по григорианскому календарю , который мы используем] Доржиевым и двумя тибетцами от имени Далай-ламы и двумя монголами от имени Джебцундамба Хутухту». Затем он цитирует полную формулировку договора (на английском языке) из Британского государственного архива: FO [Министерство иностранных дел] 371 1609 7144: сэр Джордж Бьюкенен Эдварду Грею , Санкт-Петербург, от 11 февраля 1913 года. [ 28 ]

Также в 1913 году Доржиев основал манба дацан при монастыре Ацагат — медицинское училище. Он быстро стал важным центром тибетской медицины в Бурятии . [ 29 ]

После русской революции

[ редактировать ]

После русской революции Доржиев был арестован и приговорен к смертной казни, но благодаря вмешательству друзей в Санкт-Петербурге ему была предоставлена ​​отсрочка. Храм в городе был разграблен, а его бумаги уничтожены.

В качестве средства примирения с резко изменившейся политикой Доржиев поспешил предложить превратить монастыри в колхозы. В 1926 г. буддийские монастыри в Бурятии были «национализированы»: «ответственность за управление монастырями» была передана коллективам мирян, а духовенство было лишено власти. Это привело к большой враждебности, но монастыри продолжали действовать, и позиции реформистских сил снова укрепились. [ 9 ]

Доржиев пытался выступать за присоединение к Внешнему Монгольскому государству Советским Союзом таких ойрат-монгольских территорий, как Тарбагатай, Или и Алтай. [ 30 ] предложение о присоединении Ойратской Джунгарии к новому государству Внешней Монголии. Из-за опасений, что Китай может быть спровоцирован, Советский Союз отверг [ 31 ]

В августе 1927 года он возглавил и руководил конференцией тибетских врачей в Ацагате. Были сделаны предложения о создании центрального института для надзора за производством и стандартизацией тибетских растительных лекарственных средств. [ 32 ]

Доржиеву удавалось сосуществовать с коммунистами в 1920-е годы, но он был снова арестован НКВД во время Иосифа Сталина 13 Великой чистки ноября 1937 года и обвинен в государственной измене, подготовке к вооруженному восстанию и шпионаже в пользу монголов и японцев. . Он умер под стражей в полиции, по-видимому, от остановки сердца, после того, как 29 января 1938 года его перевели из камеры в тюремную больницу в возрасте 85 лет. [ 33 ] [ 34 ] [ нужна ссылка ]

Его похоронили в «секретном традиционном захоронении в лесу близ Челутая». О местонахождении кладбища стало известно только в последние годы, и, по некоторым оценкам, там было похоронено не менее 40 000 человек. [ 35 ] Однако официально Доржиев не был официально полностью реабилитирован до 14 мая 1990 года, когда дело было прекращено «за недостатком доказательств и отсутствием преступной деятельности». [ 36 ]

Предполагаемая связь с Гурджиевым

[ редактировать ]

Ром Ландау написал книгу под названием « Бог — мое приключение», в которой рассказывается о ряде современных религиозных деятелей и движений, включая греко-армянского мистика Георгия Гурджиева . В нем он предполагает, что Гурджиевым, который, как известно, провел время в Центральной Азии и, как полагают, занимался шпионажем, был Агван Доржиев (под написанием «Агван Дорджиев»). Это утверждение подверглось критике со стороны некоторых биографов Гурджиева, таких как Пол Бикман Тейлор и Джеймс Мур , которые утверждают, что эти двое мужчин были разного возраста и внешности. [ 37 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Русский : Агван Лобсан Доржиев ; Бурятский : Доржиин Агбан ; Стандартный тибетский : ངག་དབང་བློ་བཟང་.
  2. ^ Также Агван Доржиев или Доржиев и Агваандорж .
  1. ^ Самтен (1910), с. 357.
  2. Путеводитель Red Star. Архивировано 6 декабря 2007 года в Wayback Machine .
  3. ^ Чо-Янг: Голос тибетской религии и культуры . Издание «Год Тибета», с. 80. 1991. Ганчен Кийшонг, Дхарамсала, HP, Индия.
  4. ^ Островская-Младшая, Елена А. «Буддизм в Санкт-Петербурге». Архивировано 17 июля 2007 г. в Wayback Machine.
  5. ^ Снеллинг, Джон. (1990). Священная гора: Полный путеводитель по тибетской горе Кайлас . (1983). Пересмотренное и расширенное издание (1990), с. 232. Лондон и Гаага: Публикации Востока-Запада. ISBN   0-85692-173-4 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Хандли, Хелен. (1993). «Роль Тибета в «большой игре». (Агван Доржиев)». История сегодня, Том. 43 (октябрь 1993 г.), стр. 45–50. Загружено с: http://ccbbs.ntu.edu.tw/FULLTEXT/JR-EPT/helen.htm [ постоянная мертвая ссылка ] .
  7. ^ Французский (1994), с. 186.
  8. ^ Маллин, Гленн Х. (2001). Четырнадцать Далай-лам: Священное наследие реинкарнации», стр. 400. Издательство Clear Light, Санта-Фе, Нью-Мексико. ISBN   1-57416-092-3 .
  9. ^ Перейти обратно: а б с Саксер (2004), с. 35.
  10. ^ Ричардсон, Хью Э. (1984) Тибет и его история . Второе издание, с. 81. Пересмотренное и дополненное, с. 106. Шамбала, Бостон и Лондон. ISBN   0-87773-376-7 .
  11. ^ Французский (1994), с. 187.
  12. ^ Чепмен, Спенсер. (1940). Лхаса: Священный город , с. 131. Ридерс Юнион Лтд., Лондон.
  13. ^ Снеллинг, Джон. (1993). Буддизм в России: История Агвана Доржиева: Лхасский посланник царю , с. 77. Книги Элементов. ISBN   1-85230-332-8 .
  14. ^ Французский (1994), с. 188
  15. ^ Саксер (2004), с. 37
  16. ^ Лэрд, Томас (2006). История Тибета: Беседы с Далай-ламой , с. 221. Гроув Пресс, Нью-Йорк. ISBN   978-0-8021-1827-1 .
  17. ^ Французский (1994), с. 258.
  18. ^ Французский (1994), с. 233.
  19. ^ История королевского стрелкового полка, Лондонский Тауэр
  20. ^ Чарльз Аллен, «Миф о Чумике Шенко», History Today, апрель 2004 г., с. 10.
  21. ^ Французский (1994), с. 241.
  22. ^ Снеллгроув, Дэвид. (1987). Индо-тибетский буддизм: индийские буддисты и их тибетские преемники , Том. я, с. 151. Шамбала, Бостон. ISBN   0-87773-311-2 .
  23. ^ Мэйхью, Брэдли и Кон, Майкл. Тибет , с. 64. 6-е издание. (2005). Одинокая планета. ISBN   1-74059-523-8 .
  24. ^ Перейти обратно: а б Андреев (1991), с. 216.
  25. ^ Ешен-Хорло Дугарова-Монтгомери и Роберт Монтгомери, «Бурятский алфавит Агвана Доржиева», в: Монголия в 20 веке: космополит, не имеющий выхода к морю, изд. Стивен Коткин и Брюс А. Эллеман, Армонк, Нью-Йорк: М. Е. Шарп, 1999, ISBN   9780765605351 , стр. 79–98 .
  26. Цитируется сэром Чарльзом Беллом, «Тибет и ее соседи», «Тихоокеанские дела » (декабрь 1937 г.), стр. 435–6, много лет спустя высокопоставленный тибетский чиновник отметил, что «нет необходимости в договоре; мы всегда будем помогать каждому другое, если бы мы могли».
  27. ^ Удо Б. Баркманн, История Монголии , Бонн, 1999, стр. 380–81.
  28. ^ Снеллинг, Джон. (1993). Буддизм в России: история Агвана Доржиева, посланника царя из Лхасы . (1993) Element Inc., стр. 150–151; 292. ISBN   1-85230-332-8
  29. ^ Саксер (2004), с. 50
  30. ^ Andreyev 2014 , p. 274.
  31. ^ Andreyev 2014 , p. 275.
  32. ^ Саксер (2004), с. 50
  33. ^ Французский (1994), стр. 259–260.
  34. ^ Андреев (1991), с. 221.
  35. ^ Андреев (1991), с. 221
  36. ^ Снеллинг (1993), с. 252.
  37. ^ Тейлор, П.Б., Изобретатели Гурджиева.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Андреев, Александр (1996). «Советская Россия и Тибет: провал тайной дипломатии». Тибетский журнал . Том. XXI, № 3. Осень 1996 г., стр. 4–34.
  • Андреев, Александр (2014). Миф о возрожденных мастерах: Оккультные жизни Николая и Елены Рерих . БРИЛЛ. ISBN  978-9004270435 . Проверено 24 апреля 2014 г.
  • Бернштейн, Аня (2006). «Паломники, полевые работники и секретные агенты: бурятские буддологи и евразийское воображение». [1] [ постоянная мертвая ссылка ] .
  • Брей, Джон (1996). Рецензия на книгу: Снеллинг, Джон. (1993). Буддизм в России: история Агвана Доржиева: посланника Лхасы при царе. Книги Элементов. ISBN   978-1-85230-332-7 . Тибетский журнал . Том. XXI, № 3. Осень 1996 г., стр. 71–73.
  • Француз, Патрик. Янгхасбенд: Последний великий имперский искатель приключений (1994). Перепечатка: Фламинго, Лондон. ISBN   978-0-00-637601-9 .
  • Кулешов, Николай С. Тибетское досье России, неизвестные страницы истории независимости Тибета (первое издание 1996 г.), под редакцией Александра Берзина и Джона Брея, LTWA , ISBN   81-86470-05-0 .
  • Самтен, Джампа. (2010). «Заметки о Тринадцатого Далай-ламы конфиденциальном письме российскому царю ». В: Тибетский журнал , специальный выпуск. Осень 2009 г., том XXXIV, н. 3-лето 2010 г., том XXXV, н. 2. «Записки Земляного Быка», под редакцией Роберто Витали, стр. 357–370.
  • Саксер, Мартин (2004). Путешествия с тибетской медициной: Как тибетская медицина пришла на Запад: история семьи Бадмаевых . Магистерская диссертация, Цюрихский университет.
  • Снеллинг, Джон. (1993). Буддизм в России: история Агвана Доржиева: посланника Лхасы при царе. Книги Элементов. ISBN   978-1-85230-332-7 .
  • Знаменский Андрей. (2011). Красная Шамбала: магия, пророчества и геополитика в сердце Азии . Книги квестов. ISBN   978-0-8356-0891-6 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1c7f48f69e231cfb0e22686b5cd27315__1712835600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1c/15/1c7f48f69e231cfb0e22686b5cd27315.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Agvan Dorzhiev - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)