13-й Далай-лама
Тринадцатый Далай-лама, Тубтен Гьяцо | |
---|---|
Тубтен Гьяцо | |
Заголовок | Его Святейшество 13-й Далай-лама |
Персональный | |
Рожденный | |
Умер | 17 декабря 1933 г. | (57 лет)
Место отдыха | Дворец Потала |
Религия | Тибетский буддизм |
Родной город | Лхаса |
Известный | 13-й Далай-лама |
Подпись | |
Военная служба | |
Классифицировать | Далай-лама |
Старшая должность | |
Учитель | Пхурчок Нгаванг Джампа Ринпоче [ 1 ] |
Период пребывания в должности | 31 июля 1879 г. - 17 декабря 1933 г. |
Предшественник | XII Далай-лама Тринли Гьяцо |
Преемник | XIV Далай-лама, Тензин Гьяцо |
Рукоположение | 1895 |
Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
13- й Далай-лама, Тубтен Гьяцо (полное имя: Нгаванг Лобсанг Туптен Гьяцо Джигдрал Чокли Намгьял ; сокращенно Тубтен Гьяцо) [ 1 ] ( тибетский : Тубтен Гьяцо , Уайли : Туб Бстан Ргья Мтшо ; 12 февраля 1876 — 17 декабря 1933) — 13-й -лама Тибета Далай . [ 2 ] восседал на троне в бурную современную эпоху. Он председательствовал во время падения династии Цин , и его называют «Великим Тринадцатым», ответственным за повторное провозглашение национальной независимости Тибета, а также за его национальные реформы и инициативы по модернизации.
В 1878 году его признали реинкарнацией Далай-ламы. сопроводил его в Лхасу , где дал обеты предварительного послушника Панчен-лама Тенпай Вангчук и дал ему имя «Нгаванг Лобсанг Туптен Гьяцо Джигдрал Чокли Намгьял». [ 1 ] В 1879 году он был возведен на трон во дворце Потала , но не принимал на себя политическую власть до 1895 года. [ 3 ] после того, как он достиг зрелости.
Тубтен Гьяцо был интеллектуальным реформатором и умелым политиком. Он отвечал за противодействие британской экспедиции в Тибет , восстановление дисциплины в монашеской жизни и увеличение числа мирских чиновников , чтобы избежать передачи чрезмерной власти в руки монахов .
Ранний период жизни
[ редактировать ]13-й Далай-лама родился в деревне Такпо Лангдун, однажды на машине, к юго-востоку от Лхасы. [ 4 ] and near Sam-ye Monastery, Tak-po province, in June 1876 [ 5 ] родителям Кунга Ринчен и Лобсанг Долма, крестьянская пара. [ 1 ] Лэрд указывает дату своего рождения 27 мая 1876 года. [ 4 ] и Маллин называет это рассветом 5-го месяца года Огненной Мыши (1876 г.). [ 6 ]
Связаться с Агваном Доржиевым
[ редактировать ]Агван Доржиев (1854–1938), хори- бурятский монгол , русский подданный, родился в селе Хара-Шибир, недалеко от Удинска , к востоку от озера Байкал . [ 7 ] Он ушел из дома в 1873 году в возрасте 19 лет, чтобы учиться в монастыре гелугпа , Дрепунг , недалеко от Лхасы , крупнейшем монастыре Тибета . Успешно окончив традиционный курс религиоведения, он приступил к получению академической буддийской степени гешей Лхарампы (высшая степень «докторской степени буддийской философии»). [ 8 ] Он продолжил обучение и стал Цанид-Хамбо, или «Мастером буддийской философии». [ 9 ] Он стал наставником и «партнером по дебатам» подростка Далай-ламы, который очень подружился с ним и позже использовал его в качестве посланника в России и других странах. [ 10 ]
Военные экспедиции в Тибет
[ редактировать ]После в Тибет британской экспедиции сэра Фрэнсиса Янгхасбанда в начале 1904 года Доржиев убедил Далай-ламу бежать в Ургу в Монголии , почти в 2400 км (1500 миль) к северо-востоку от Лхасы, путешествие, которое заняло четыре месяца. Далай-лама провел более года в Урге и монастыре Ван Хурээ (к западу от столицы), давая учения монголам. В Урге он несколько раз встречался с 8-м Богд Гэгэном Джебцундамба Хутукту (духовным лидером Внешней Монголии). Содержание этих встреч неизвестно. По сообщению А.Д. Хитрово, русского пограничного комиссара в Кяхте , Далай-ламы и влиятельного монгольского хутукту, высшие ламы и князья «решили безвозвратно выйти из состава Китая как самостоятельное федеративное государство, осуществив эту операцию под покровительством и поддержкой со стороны Россия, заботящаяся о том, чтобы избежать кровопролития». [ 11 ] Далай-лама настаивал на том, что, если Россия не поможет, он даже попросит о помощи Великобританию, своего бывшего врага. [ нужна ссылка ]
После того как Далай-лама бежал, династия Цин немедленно провозгласила его свергнутым и снова заявила о своем суверенитете над Тибетом, предъявив притязания на Непал и Бутан . также [ 12 ] был Лхасский договор подписан в Потале между Великобританией и Тибетом в присутствии амбаня , представителей Непала и Бутана 7 сентября 1904 года. [ 13 ] Положения договора 1904 года были подтверждены договором 1906 года. [ 14 ] подписано между Великобританией и Китаем. Британцы за вознаграждение от цинского суда также согласились не аннексировать территорию Тибета и не вмешиваться в управление Тибетом, в то время как Китай согласился не позволять какому-либо другому иностранному государству вмешиваться в территорию или внутреннее управление Тибета. [ 14 ] [ 15 ]
Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( февраль 2021 г. ) |
Считается, что Далай-лама был причастен к антииностранному тибетскому восстанию 1905 года . Британское вторжение в Лхасу в 1904 году имело последствия для тибетского буддийского мира. [ 16 ] [ ненадежный источник? ] вызывая крайние антизападные и антихристианские настроения среди тибетских буддистов. Британское вторжение также спровоцировало интенсивное и внезапное вмешательство Цин в тибетские территории с целью развития, ассимиляции и установления сильного центрального контроля Цин. [ 17 ] Тибетские ламы в Батанге возобновили восстание в 1905 году, устроив резню китайских чиновников, французских миссионеров и новообращенных христиан-католиков. Тибетские монахи выступили против католиков, разрушив церковь католической миссии и убив всех католических миссионеров и чиновников Цин. [ 18 ] [ 19 ] [ не удалось пройти проверку ] Маньчжурский чиновник Цин Фэнцюань был убит тибетскими батанг-ламами вместе с другими маньчжурскими и ханьскими китайскими чиновниками Цин и французскими католическими священниками, которые были убиты, когда в марте 1905 года началось восстание. Тибетские монахи гелугпа в Ньяронге , Чамдо и Литанге также восставали, нападали на миссии и церкви и убивали жителей Запада. [ 20 ] Британское вторжение в Лхасу, миссионеры и Цин были связаны в глазах тибетцев как враждебные иностранцы, на которых можно было напасть. [ 21 ] В Чжунтянь (Чунгтянь) находился монастырь Батанг. [ 22 ] Тибетцы вырезали новообращенных, подожгли здание миссионеров в Батанге из-за своей ксенофобии. [ 23 ] [ нужен неосновной источник ] Сэр Фрэнсис Эдвард Янгхасбенд писал , что в то же время на противоположной стороне Тибета они действовали еще более активно агрессивно, изгоняя римско-католических миссионеров из их давних домов в Батанге, убивая многих из их новообращенных и сжигая миссионерский дом. . [ 24 ] [ нужен неосновной источник ] В Тибете процветали антихристианские настроения и ксенофобия. [ 25 ]
№ 10. Депеша генерального консула Уилкинсона сэру Э. Сатоу от Юньнань-фу, 28 апреля 1905 г. (Получена в Лондоне 14 июня 1905 г.) Пере Мэр, провикар римско-католической миссии здесь, назвал это утром, чтобы показать мне телеграмму, которую он только что получил от местного священника из своей миссии в Тали. Телеграмма, написанная на латыни, датирована Тали, 24 апреля, и сообщает, что ламы Батанга убили П.П. Мюссе и Сульи, а также, как полагают, еще 200 новообращенных. Часовня в Атенце сожжена, а ламы задерживают дорогу в Тачиен-лу. Пере Бурдоннек (еще один член Французской Тибетской миссии) умоляет Пере Мэра принять меры. Отец Мэр соответственно написал г-ну Ледюку, моему французскому коллеге, который, несомненно, свяжется с генерал-губернатором. Провикер полагает, что миссионеры подверглись нападению по приказу экс-Далай-ламы, как ближайших европейцев, которым он мог отомстить за свой позор. Он достаточно любезен, чтобы сказать, что предоставит мне любую дополнительную информацию, которую он может получить. Телеграфирую вам известие о резне.
В октябре 1906 года Джон Уэстон Брук стал первым англичанином, получившим аудиенцию у Далай-ламы, и впоследствии ему было предоставлено разрешение возглавить две экспедиции в Тибет. [ 28 ] Также в 1906 году сэр Чарльз Альфред Белл был приглашен посетить Тубтена Чокьи Ньима , 9-го Панчен-ламы в Ташилунпо , где они провели дружеские дискуссии о политической ситуации. [ 29 ]
Позже Далай-лама остановился в великом монастыре Кумбум недалеко от Синина , а затем отправился на восток, к самой священной из четырех буддийских гор Китая, Утай-Шань, расположенной в 300 км от Пекина. Отсюда Далай-лама принял парад послов: Уильяма Вудвилла Рокхилла , американского министра в Пекине; Густав Маннергейм , полковник Императорской Российской армии, впоследствии ставший маршалом Финляндии и шестым президентом Финляндии ; немецкий врач из пекинской миссии; английский исследователь Кристофер Ирвинг; РФ Джонсон, британский дипломат Колониальной службы; и Анри Д'Оллоне, майор и виконт французской армии. [ 30 ] Далай-лама проводил кампанию по укреплению своих международных связей и освобождению своего королевства от китайского правления.
В июне 1908 года КГЭ Маннергейм встретил Тубтена Гьяцо в Утай-Шане во время своей экспедиции из Туркестана в Пекин. Маннергейм вел свой дневник и записи на шведском языке, чтобы скрыть тот факт, что его этнографическая и научная группа также представляла собой тщательно продуманную миссию по сбору разведывательной информации для российской императорской армии. Далай-лама XIII благословил русского царя на белый шелк . Обеспокоенный своей безопасностью, Маннергейм подарил духовному понтифику Тибета револьвер Браунинг и показал, как перезаряжать оружие. [ 31 ] [ 32 ]
«Очевидно, — сказал Далай-лама XIV , — Далай-лама XIII имел острое желание установить отношения с Россией, и я также думаю, что поначалу он был немного скептически настроен по отношению к Англии. Потом был Доржиев. Для англичан он был шпион, но на самом деле он был хорошим учёным и искренним буддийским монахом, очень преданным 13-му Далай-ламе». [ 33 ]
В сентябре 1908 года Далай-лама получил аудиенцию у императора Гуансюй и вдовствующей императрицы Цыси . Император пытался подчеркнуть подчиненную роль Тибета, хотя Далай-лама отказался поклониться . ему [ 34 ] Он оставался в Пекине до конца 1908 года; за это время и император Гуансюй, и вдовствующая императрица умерли, и им наследовал император Сюаньтун с принцем Чуном в качестве регента. [ 12 ]
Вернувшись в Тибет в декабре 1908 года, он начал реорганизацию правительства, но в 1910 году Цин отправил в Тибет собственную военную экспедицию , и ему пришлось бежать в Индию. [ 35 ] [ 36 ]
Принятие политической власти
[ редактировать ]В 1895 году Тубтен Гьяцо принял на себя правящую власть от монастырей, которые ранее пользовались большим влиянием через регента. Благодаря двум периодам ссылки в 1904–1909 годах, чтобы избежать британского вторжения 1904 года, и с 1910 по 1913 год, чтобы избежать китайского вторжения, он хорошо осознавал сложности международной политики и был первым Далай-ламой, осознавшим о важности международных отношений. Далай-лама «в сопровождении шести министров и небольшого эскорта», в который входил его близкий помощник, дипломат и военный деятель Царонг Дзаса , бежал через Джелеп Ла. [ 37 ] в Сикким и Дарджилинг , где они пробыли почти два года. В этот период он был приглашен в Калькутту вице -королем лордом Минто , что помогло восстановить отношения с англичанами. [ 38 ] [ нужна страница ]
В 1911 году против имперских властей поднялась революция , сначала в Учане , а затем и во всем Китае, кульминацией которой стало отречение императора Сюаньтуна , отмена монархии и создание Китайской Республики в 1912 году. На материке развернулся хаос. местными Китайские войска были изгнаны из Тибета националистами, которые 4 апреля 1912 года провозгласили Тибет независимой страной, открыв путь к возвращению Далай-ламы.
Тубтен Гьяцо вернулся в Лхасу в январе 1913 года вместе с Царонгом Дзасой из Дарджилинга, где он жил в изгнании. Новое китайское правительство извинилось за действия предыдущей династии Цин и предложило восстановить Далай-ламу на прежнем посту. Он ответил, что его не интересуют китайские ряды и что он принимает на себя духовное и политическое руководство Тибетом. [ 39 ]
После своего возвращения из изгнания в Индию в 1913 году Тубтен Гьяцо взял на себя контроль над международными отношениями и общался напрямую с махараджей , британским политическим чиновником в Сиккиме и королем Непала, вместо того, чтобы позволять это делать Кашагу или парламенту. [ 40 ]
В документах из архива МИД России содержится подробная аргументация Далай-ламы XIII о том, что Тибет никогда не был частью Китая. [ 41 ] Тубтен Гьяцо провозгласил независимость от Китая в начале 1913 года (13 февраля), вернувшись из Индии после трех лет изгнания. Затем он стандартизировал тибетский флаг в его нынешнем виде. [ 42 ] В конце 1912 года были выпущены первые почтовые марки Тибета и первые банкноты . [ нужна ссылка ]
Тубтен Гьяцо построил новый медицинский колледж (Мэнциканг) в 1913 году на месте послереволюционной традиционной больницы недалеко от Джоханга . [ 43 ]
Было принято законодательство по борьбе с коррупцией среди чиновников , была создана и введена в действие национальная система налогообложения , а также создана полиция. Уголовно-исполнительная система была пересмотрена и стала единой по всей стране. «Смертная казнь была полностью отменена, а телесные наказания сокращены. Условия жизни в тюрьмах также были улучшены, и были назначены должностные лица, которые следили за соблюдением этих условий и правил». [ 44 ] [ 45 ]
В дополнение к системе религиозного образования была введена система светского образования. Тубтен Гьяцо отправил четырех многообещающих студентов в Англию на обучение и приветствовал иностранцев, в том числе японцев, британцев и американцев. [ 44 ]
В результате своих путешествий и контактов с иностранными державами и их представителями (например, Петром Козловым , Чарльзом Альфредом Беллом и Густавом Маннергеймом ) Далай-лама проявил интерес к мировым делам и ввёл электричество , телефон и первые автомобили. [ нужна ссылка ] в Тибет. Тем не менее, в конце своей жизни в 1933 году он увидел, что Тибет вот-вот отступит от внешнего влияния.
В последнее десятилетие своей жизни личный помощник Далай-ламы Тубтен Кунпела пришел к власти и возглавил несколько важных проектов модернизации Тибета. В 1931 году в Трапчи был основан новый фабричный комплекс, состоящий из монетных дворов и заводов по производству боеприпасов, машины которого приводились в движение энергией первой гидроэлектростанции в Тибете. Современный армейский полк был создан в том же году, после того как вспыхнул конфликт в Восточном Тибете. [ 46 ]
В 1930 году тибетская армия вторглась в Сикан и Цинхай во время китайско-тибетской войны . В 1932 году мусульманские цинхайские и ханьско-китайские сычуаньские армии Национальной революционной армии под предводительством китайского генерала-мусульманина Ма Буфана и ханьского генерала Лю Вэньхуэя разгромили тибетскую армию во время последующей цинхайско-тибетской войны . Ма Буфанг разгромил тибетские армии и отбил несколько уездов в Сикан провинции . Шицю, Дэнке и другие уезды были захвачены у тибетцев. [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] Тибетцы были отброшены на другой берег реки Цзиньша. [ 50 ] [ 51 ] Ма и Лю предупредили тибетских чиновников, чтобы они не осмелились снова пересечь реку Цзиньша. [ 52 ] Ма Буфанг разбил тибетцев при Дан Чокоргоне. Несколько тибетских генералов сдались и были понижены в должности Далай-ламой. [ 53 ] К августу тибетцы потеряли так много земель из-за сил Лю Вэньхуэя и Ма Буфана, что Далай-лама телеграфировал британскому правительству Индии о помощи. Британское политическое давление привело к тому, что Нанкин объявил о прекращении огня. [ 54 ] Отдельные перемирия были подписаны Ма и Лю с тибетцами в 1933 году, положив конец боевым действиям. [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ]
Пророчества и смерть
[ редактировать ]Перед смертью 13-й Далай-лама предсказал:
Очень скоро в этой стране (с гармоничным сочетанием религии и политики) могут произойти обманные действия как снаружи, так и внутри. В то время, если мы не осмелимся защитить нашу территорию, наши духовные личности, в том числе Победоносные Отец и Сын (Далай-лама и Панчен-лама ), могут быть бесследно истреблены, собственность и авторитет наших Лакангов (резиденций перевоплощенных лам) и монахов могут забрать. Более того, наша политическая система, разработанная Тремя Великими Королями Дхармы ( Три Сонгцен Гампо , Три Сонгдецен и Три Ралпачен ), исчезнет, и ничего не останется. Имущество всех людей, как высоких, так и низких, будет конфисковано, а люди вынуждены стать рабами. Всем живым существам придется терпеть бесконечные дни страданий и будет охвачен страхом. Такое время придет. [ 58 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Краткие биографии предыдущих Далай-лам» . Далай-Лама.com . Проверено 13 мая 2018 г.
- ^ Шил, Р.Н. Рахул. «Институт Далай-ламы». Тибетский журнал , Дхарамсала, Индия. Том. XIV № 3. Осень 1989 г., с. 28. ISSN 0970-5368.
- ^ «Его Святейшество Тринадцатый Далай-лама Туптен Гьяцо» . Монастырь Намгьял. Архивировано из оригинала 21 октября 2009 года . Проверено 10 октября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Лэрд 2007, стр.211
- ^ Белл (1946); п. 40-42
- ^ Маллин 1988, стр.23
- ^ Путеводитель Red Star. Архивировано 6 декабря 2007 года в Wayback Machine .
- ^ Чо-Янг: Голос тибетской религии и культуры . Издание «Год Тибета», с. 80. 1991. Ганчен Кийшонг, Дхарамсала, HP, Индия.
- ^ Островская-Младшая, Елена А. Буддизм в Санкт-Петербурге. Архивировано 17 июля 2007 года в Wayback Machine .
- ^ Френч, Патрик. Янгхасбенд: Последний великий имперский искатель приключений , с. 186. (1994). Перепечатка: Фламинго, Лондон. ISBN 978-0-00-637601-9 .
- ^ Кузьмин, С.Л. Скрытый Тибет: история независимости и оккупации . Санкт-Птересбург: Нартанг, 2010, онлайн-версия на http://savetibet.ru/2010/03/10/manjuria_2.html.
- ^ Jump up to: а б Чепмен, Ф. Спенсер (1940). Лхаса: Священный город , с. 137. Союз читателей, Лондон. ОСЛК 10266665
- ^ Ричардсон, Хью Э.: Тибет и его история , Шамбала, Боулдер и Лондон, 1984, стр.268-270. Полная английская версия конвенции воспроизведена Ричардсоном.
- ^ Jump up to: а б «Конвенция между Великобританией и Китаем о Тибете (1906 г.)» . Архивировано из оригинала 12 сентября 2009 года . Проверено 8 августа 2009 г.
- ^ Белл, Чарльз (1924) Тибет: прошлое и настоящее . Оксфорд: Кларендон Пресс; п. 288.
- ^ Шотландский клуб садов камней (1935). Джордж Форрест, VMH: исследователь и ботаник, который своими открытиями и успешно интродуцированными растениями значительно обогатил наши сады. 1873–1932 . Напечатано Stoddart & Malcolm, Ltd. п. 30 . Проверено 28 июня 2014 г.
- ^ Гольдштейн, Мелвин К. (1997). Снежный лев и дракон: Китай, Тибет и Далай-лама . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 26 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Таттл, Грей (2005). Тибетские буддисты в создании современного Китая (иллюстрировано, переиздание под ред.). Издательство Колумбийского университета. п. 45. ИСБН 0231134460 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Пражняк, Роксана (1999). О верблюжьих королях и других вещах: сельские бунтовщики против современности в позднем императорском Китае . Издательство Rowman & Littlefield. п. 147. ИСБН 1461639638 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Линь, Сяо-тин (декабрь 2004 г.). «Когда встретились христианство и ламаизм: меняющаяся судьба первых западных миссионеров в Тибете» . Отчет о Тихоокеанском регионе . Серия периодических статей Центра Тихоокеанского региона ВМС США (36). Университет Сан-Франциско. Архивировано из оригинала 15 июля 2012 года . Проверено 13 июля 2014 г.
- ^ Брей, Джон (2011). «Священные слова и земные силы: христианское миссионерское взаимодействие с Тибетом» . Труды Азиатского общества Японии . пятая серия (3). Токио: Джон Брей и Азиатское общество Японии: 93–118 . Проверено 13 июля 2014 г.
- ^ Джон Ховард Джеффри (1 января 1974 г.). Кхамс или Восточный Тибет . Стоквелл. стр. 66–67. ISBN 9780722306956 .
- ^ Чарльз Белл (1992). Тибет прошлое и настоящее . Мотилал Банарсидасс Publ. стр. 60–. ISBN 978-81-208-1048-8 .
- ^ Сэр Фрэнсис Эдвард Янгхасбэнд (1910). Индия и Тибет: история отношений, существовавших между двумя странами со времен Уоррена Гастингса до 1910 года; с подробным отчетом о миссии в Лхасу 1904 года . Дж. Мюррей. стр. 47–.
- ^ Линда Уиллис (2010). В поисках мистера Смита: в поисках истины о долгой прогулке, величайшей истории выживания, когда-либо рассказанной . Skyhorse Publishing Inc., стр. 164–. ISBN 978-1-61608-158-4 .
- ^ Великобритания. Министерство иностранных дел (1904 г.). Восточная Индия (Тибет): документы, касающиеся Тибета [и дополнительные документы...], выпуски 2–4 . Авторы Индия. Иностранный и политический департамент, Индия. Генерал-губернатор. Канцелярский офис HM. п. 12.
- ^ Восточная Индия (Тибет): документы, касающиеся Тибета [и дополнительные документы...] . Канцелярский офис HM. 1897. стр. 5–.
- ^ Фергюссон, WN; Брук, Джон В. (1911). Приключения, спорт и путешествия по тибетским степям , предисловие. Скрибнер, Нью-Йорк, ОСЛК 6977261
- ^ Чепмен (1940), с. 141.
- ^ Тамм, Эрик Энно. «Лошадь, прыгающая сквозь облака: рассказ о шпионаже, Шелковом пути и возвышении современного Китая». Ванкувер: Дуглас и Макинтайр, 2010, стр. 364. См. http://horsethatleaps.com.
- ^ Тамм, Эрик Энно. «Лошадь, прыгающая сквозь облака: рассказ о шпионаже, Шелковом пути и возвышении современного Китая». Ванкувер: Дуглас и Макинтайр, 2010, с. 368. См. http://horsethatleaps.com .
- ^ Люкконен, Петри. «Барон Карл Густав (Эмиль) Маннергейм» . Книги и писатели (kirjasto.sci.fi) . Финляндия: Публичная библиотека Куусанкоски. Архивировано из оригинала 22 января 2010 года.
- ^ Лэрд, Томас (2006). История Тибета: Беседы с Далай-ламой , с. 221. Гроув Пресс, Нью-Йорк. ISBN 978-0-8021-1827-1 .
- ^ Тамм, Эрик Энно. «Лошадь, прыгающая сквозь облака: рассказ о шпионаже, Шелковом пути и возвышении современного Китая». Ванкувер: Дуглас и Макинтайр, 2010, стр. 367. См. http://horsethatleaps.com.
- ^ Чепмен (1940), с. 133.
- ^ Френч, Патрик. Янгхасбенд: Последний великий имперский искатель приключений , с. 258. (1994). Перепечатка: Фламинго, Лондон. ISBN 978-0-00-637601-9 .
- ↑ Тринадцатый Далай-лама, Туптен Гьяцо. Архивировано 20 сентября 2012 года в Wayback Machine , dalailama.com.
- ^ Чепмен (1940).
- ^ Мэйхью, Брэдли и Майкл Кон. (2005). Тибет , с. 32. Публикации Lonely Planet. ISBN 1-74059-523-8 .
- ^ Шил, Р. Н. Рахул. «Институт Далай-ламы». Тибетский журнал , Том. XIV № 3. Осень 1989 г., стр. 24 и 29.
- ^ Кузьмин С.Л. 13-й Далай-лама о статусе Тибета. – Востоковедение, 2020, вып. 13, № 2, с. 252-268.
- ^ Шил, с. 20.
- ^ Дауман, Кейт. (1988). Места силы Центрального Тибета: Путеводитель паломника , с. 49. Routledge & Kegan Paul Ltd., Лондон. ISBN 0-7102-1370-0 .
- ^ Jump up to: а б Норбу, Тубтен Джигме и Тернбулл, Колин М. (1968). Тибет: отчет об истории, религии и народе Тибета . Перепечатка: Touchstone Books. Нью-Йорк. ISBN 0-671-20559-5 , стр. 317–318.
- ^ Лэрд (2006), с. 244.
- ^ Гольдштейн, Мелвин К. История современного Тибета, 1913–1951: упадок ламаистского государства (Беркли: University of California Press, 1989) ISBN 978-0-520-07590-0 , стр.151.
- ^ Цзявэй Ван; Нимацзяньзан (1997). Историческое положение китайского Тибета . Издательство Wuzhou Communication, стр. 150 . 7-80113-304-8 . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Ханьчжан Я; Ханьчжан (1991). Биографии Далай-лам . Пресса на иностранных языках. п. 442. ИСБН 0-8351-2266-2 . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Б. Р. Дипак (2005). Индия и Китай, 1904–2004 гг.: век мира и конфликтов . Публикации Манака. п. 82. ИСБН 81-7827-112-5 . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Международная ассоциация тибетских исследований. Семинар Лоуренса Эпштейна (2002). Истории Кхамса: видение людей, места и власти: PIATS 2000, Тибетоведение, материалы 9-го семинара Международной ассоциации тибетских исследований, Лейден, 2000 г. БРИЛЛ. п. 66. ИСБН 90-04-12423-3 . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Грей Таттл (2005). Тибетские буддисты в создании современного Китая . Издательство Колумбийского университета. п. 172. ИСБН 0-231-13446-0 . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Сяоюань Лю (2004). Пограничные переходы: этнополитика и подъем китайского коммунизма, 1921–1945 гг . Издательство Стэнфордского университета. п. 89. ИСБН 0-8047-4960-4 . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ К. Дхондуп (1986). Водоплавающая птица и другие годы: история Далай-ламы Тринадцатого и после . Издательство Рангванг. п. 60 . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Ричардсон, Хью Э. (1984). Тибет и его история . 2-е издание, стр. 134–136. Публикации Шамбалы, Бостон. ISBN 0-87773-376-7 (pbk).
- ^ Восточное общество Австралии (2000). Журнал Восточного общества Австралии, тома 31–34 . Восточное общество Австралии. стр. 35, 37 . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Майкл Герверс; Уэйн Шлепп (1998). Исторические темы и текущие изменения в Центральной и Внутренней Азии: доклады, представленные на семинаре по Центральной и Внутренней Азии, Университет Торонто, 25–26 апреля 1997 г., Том 1997 г. Объединенный центр азиатско-тихоокеанских исследований. Объединенный центр азиатско-тихоокеанских исследований. п. 195. ИСБН 1-895296-34-Х . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ «Историк: Войны и конфликты между Тибетом и Китаем» .
- ^ Ринпоче, Арджиа (2010). Выжить дракона: рассказ тибетского ламы о 40 годах правления Китая . Родейл . п. VII. ISBN 9781605291628 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Белл, Чарльз (1946) Портрет Далай-ламы: жизнь и времена Великого Тринадцатого , Чарльз Альфред Белл, сэр Чарльз Белл, Издатель: Wisdom Publications (MA), январь 1987 г., ISBN 978-0-86171-055-3 (впервые опубликовано как Портрет Далай-ламы : Лондон: Коллинз, 1946).
- Белл, Чарльз (1924) Тибет: прошлое и настоящее . Оксфорд: Кларендон Пресс
- Белл, Чарльз (1931) Религия Тибета . Оксфорд: Кларендон Пресс
- Гелек, Суркханг Вангчен. 1982. «Тибет: критические годы (Часть 1) Тринадцатого Далай-ламы». Тибетский журнал . Том. VII, № 4. Зима 1982 г., стр. 11–19.
- Гольдштейн, Мелвин К. История современного Тибета, 1913–1951: упадок ламаистского государства (Беркли: University of California Press, 1989) ISBN 978-0-520-07590-0
- Лэрд, Томас (2007). История Тибета: Беседы с Далай-ламой (изд. в мягкой обложке). Лондон: Атлантика. ISBN 978-1-84354-145-5 .
- Маллин, Гленн Х (1988). Тринадцатый Далай-лама: Путь воина-бодхисаттвы (изд. в мягкой обложке). Итака, Нью-Йорк: Снежный лев. ISBN 0-937938-55-6 .
- Маллин, Гленн Х. (2001). Четырнадцать Далай-лам: Священное наследие реинкарнации , стр. 376–451. Издательство Clear Light. Санта-Фе, Нью-Мексико. ISBN 1-57416-092-3 .
- Ричардсон, Хью Э. (1984): Тибет и его история . Боулдер и Лондон: Шамбала. ISBN 0-87773-292-2 .
- Самтен, Джампа. (2010). «Заметки о конфиденциальном письме Тринадцатого Далай-ламы российскому царю ». В: Тибетский журнал , специальный выпуск. Осень 2009 г., том XXXIV, н. 3-лето 2010 г., том XXXV, н. 2. «Записки Земляного Быка», под редакцией Роберто Витали, стр. 357–370.
- Смит, Уоррен (1997): Тибетская нация . Нью-Дели: ХарперКоллинз. ISBN 0-8133-3155-2
- Тамм, Эрик Энно. «Лошадь, прыгающая сквозь облака: рассказ о шпионаже, Шелковом пути и возвышении современного Китая». Ванкувер: Дуглас и Макинтайр, 2010, главы 17 и 18. ISBN 978-1-55365-269-4 . См. http://horsethatleaps.com.
- Церинг Шакья (1999): Дракон в стране снегов. История современного Тибета с 1947 года . Лондон: Пимлико. ISBN 0-7126-6533-1
- Чудесный Розарий Драгоценностей . Официальная биография, составленная для правительства Тибета, завершенная в феврале 1940 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Тринадцатый Далай-лама, Тубтен Гьяцо, Церинг Шакья