ловкость
Эту статью может потребовать очистки Википедии , чтобы она соответствовала стандартам качества . Конкретная проблема: Неправильное написание имен собственных с заглавной буквы. ( июнь 2019 г. ) |
Катаганы племя , — средневековое монгольское родственное Чингисхану . [ 1 ] В период монгольского завоевания и ассимиляции с порабощенными тюркскими племенами сыграла свою роль в этногенезе современных казахов , киргизов , каракалпаков , узбеков , бурятов , уйгуров и других. [ нужна ссылка ]
Происхождение
[ редактировать ]В этом разделе, возможно, потребуется более четкое различие между фактом и вымыслом . ( Июль 2022 г. ) |
племя Катаган (Хатагин) монгольское Говорят, что происходит от Буха-Хатаги – старшего сына монгольской матери Алан Гуа . Племя катаган пришло в Трансоксанию вместе с сыном Чингисхана Чагатаем и сыграло значительную роль в политической истории и этногенезе многих современных тюркских народов . [ 2 ]
Катаганы упоминаются в произведениях Рашид ад-Дина , а именно в его историко- этнографическом труде «Джами ат-таварих», написанном в начале 14 века.
Согласно «Тайной истории монголов» , происхождение катаганов следующее: [ 3 ]
- Бортэ-Чино, рождённый по приказу Высшего Хивера. Его женой была Гия-Марал, а их происхождение - Бата-Чиган. [ нужны разъяснения ]
- Сын Бата-Чигана – Тимача.
- Сын Тимачи – Хоричар-Мерган
- Сын Хоричара-Мергана – Очжам-Борул.
- Сын Аучжам-Бороула – Сали-Хачау
- Сын Сали-Хахау – Эке-Нидун
- Сын Эке-Нидуна – Сим-Сочи.
- Сын Сим-Сочи – Харчу
- Сын Харчу – Борджигадай-Мерган был женат на Монголчин-Гоа.
- Сын Монголчин-гоа – Торолчин-Баян был женат на Борохчин-гоа.
- Сын Торольчина: Дува-Сохор и Добун-Мерган.
- Добун-Мерган женился на Алан-гоа, сыне Хори-Тумата Хорилартая-Мергана, родившемся в Арих-усунэ. У них было два сына: Бугунотай и Белгунтонай.
- После смерти Добун-Мергана овдовевшая Алан-гоа родила от Маалиха Баяудаисы троих сыновей: Бугу-Хадаги, Бухату-Салчи и Бодончар-Простака.
- Бельгунтай стал прародителем племени белгунот.
- Бугунотай стал прародителем племени Бугунот.
- Бугу-Хатаги стал прародителем катаганов.
- Бухуту-Салчи стал родоначальником племени Салчуит.
- Бодончар стал родоначальником поколения Борчигинов – происхождения Чингисхана.
Катаганы в составе узбеков
[ редактировать ]Некоторые источники говорят о катаганах как о составе узбекских племен середины XVI века. [ 4 ] Катаганцы упоминаются в списках 92 узбекских племен. [ 5 ]
Мухаммад Яр Араб Катаган, известный потомок узбекского племени Катаган, был историком XVI века и автором «Мусахир аль-билад» («Завоевание земель») на персидском языке по истории Шейбанидов . катаганы проживали на территориях Хорземской , Ташкентской , Сурхандарьинской, Кашкадаинской областей и в Ферганской области Узбекистана Узбекские . Катаганцы жили на территории Таджикистана и Афганистана также . По переписи 2010 года в Таджикистане проживал 7601 катаганец. По историческим данным, в 1640-х годах катаганы были одним из сильных племен, живших в Балхе и частично в Кундузе , Афганистан. В эпоху Аштарханидов регион Балха был передан катаганам в качестве кочевья. В то же время катаганцы образовали прочный политический союз. [ с кем? ] В начале 17 века во времена правления Мухмудби Балх и Бадахшан стали называться землей катаганов.
В 19 веке многочисленные узбекские катаганы жили в Кундузе, Афганистан. Катаганы в Кундузе и Таш-Кургане считались потомками 16 сыновей, каждый из которых происходил из отдельных родов. Пятеро сыновей были от одной матери – группы «Беш Бола». Остальные 11 сыновей были от другой матери – группы Чегун. Беш Бола делился на следующие роды: Кесамир, Джунг, Катаган, Лухан, Тас, Мунас. Мунасы делились на Чучугар, Чечка, Югул, Сируг, Темуз, Бурка, Берджа. В состав Чегуна входили Мурад, Басуз, Ссири Катаган, Чураг, Джудуба, Катаган Кураси, Мурад Шаих, Аджигун, Кин, Кудагун и Семиз. [ 6 ]
Узбекские катаганы южного Узбекистана говорят на кыпчакском и карлук-чигильском диалектах узбекского языка , о чем свидетельствуют этнолингвистические исследования. [ 7 ] Катаганцы Тохчи, жившие раньше в Сурхан-Шерабадском оазисе, говорят на карлук-чигильском диалекте с позже «йи», например, тюрки и карлуки . [ 8 ] [ нужны разъяснения ]
Катаганы в составе казахов
[ редактировать ]По мнению Мухамеджана Тынышпаева , катаганцы сделали турсун- хана , правителя Ташкента, главной державой казахского хана , который потерпел поражение в войне в 1628 году от другого казахского хана Есима. Впоследствии многочисленное и могущественное племя катаганов распалось на несколько: одна часть, сохранившая титул Шаншикылы, вошла в состав Старшего жуза казахов ; остальные части Катагана вошли в состав узбеков, каракалпаков и кыргызов.
По сообщению Абу-к-Гази-бахадур-хана в «Шаджара-йи ва могуле», казахские катаганы были уничтожены в 1628 году с убийством хана Турсун-Мухаммеда. Легкость их уничтожения объясняется тем, что большая часть племени ушла в Кашгарию в конце XVI века, во времена правления Яркенд Абд ак-Карим хана. Таким образом, они стали малочисленными и очень уязвимыми. Переселившихся в Кашгарию катаганов возглавил султан Гази-султан, которому Каргарлыкскую землю подарил хан Ярдкенда. Его потомки в дальнейшем заняли государственные должности, а катаганы ассимилировались с местными уйгурами .
Из работы Тынышпаева «Кыргызы-казахи XVII и XVIII веков» (дополнение к материалам по истории кыргызско-казахского народа):
В 1627 году историк Абулгазы Богадурхан бежал из Хивы от своего брата Асфендиара и был принят Есимом, жившим в горах Туркестана. Через три месяца прибыл другой казахский хан Турсун, владевший Ташкентом. Есум передал Турсуну почетного беженца, вместе с которым Абулгазы переехал в Ташкент. Далее Абулгазы сообщает, что через два года Есим напал на Турсуна и «убил его и перебил катаганцев». [ Эта цитата нуждается в цитировании ]
Предания, сохранившиеся среди рода чанщиков Ташкентского уезда, гласят, что их ханом когда-то был Турсун, убитый Есимом. После этого большая часть катаганов бежала в Бухару , а оставшиеся стали называться по имени ветви чаншклских катаганов.
Чокан Валиханов , говоря о Старшем жузе казахов, отмечает:
Катаганы – древнейший народ, живший на юге Средней Азии и Казахстана. В начале 17 века. они составляли основную силу поддержки правителя Ташкента – Турсун-хана, и в середине 17 века часть их вошла в состав узбекского народа, а другая часть – в состав казахского племени чанийшки. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рашид, Ад-Дин (1952). Сборник летописей. Джами ат-таварих . Проверено 8 июля 2018 г.
- ^ Очир, А (1996). О происхождении этнических монгольских титулов .
- ^ С.А., Козина. «Легенды монголов» . Памятник Алтайке . Проверено 8 июля 2018 г.
- ^ Romodin, V. A. (1973). Materialy po istorii kirgizov i Kirgizii / pod red. V.A. Romodina .
- ^ Хафиз-и, Таныш Бухари (1983). Книга Славы Шаха . Москва. п. 142.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Лорд, ПБ (1839). Мемуары об узбекском государстве Кундуз и власти его нынешнего правителя Мурад-бека . Калькутта.
- ^ Гази, Алим (1930). Катаганы узбекских племен и их язык . Ильмий фикр.
- ^ Гази, Алим (1930). Катаганы узбекских племен и их язык . Ильмий фикр.
- ^ Чокан, Валиханов (1961). Легенды и Большая Кыргызско-Кайсазская Орда Алматы.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Источники
[ редактировать ]- Рашидиддин . Сборник летописей. М.; Л., 1952. Т. 1-2. Книга. 1-2.
- Абу-ль Гази Бахадурхан . Шажараи Тюрк. Ташкент, 1992.
- Бурханиддин-хан Кушкекский. Каттаган и Бадахшан / перевод с перс. Ташкент, 1926 год.
- Гребенкин А.Д. Узбеки: Собрание сочинений, Том. «Русский Туркестан». Проблема. 2. Ташкент, 1872 год.
- Материалы по регионализации Центральной Азии . Книга. 1, 2. Территория и население Бухары и Хорезма. Часть 1. Бухара. Часть 2. Хорезм. Ташкент, 1926 год.
- Кармышева Б.Х. Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана. М., 1976.
- Валиханов Ч. Легенды и сказания Великой Киргиз-Кайсатской Орды: Алма-Ата, 1961. Том. 1.
- Аристов Н.А. Опыт выяснения этнического состава киргизских казаков Великой Орды // Живая древность. Проблема. 3, 4. 1894. С. 405.
- Гази Алим . Катаганы узбекских племен и их язык // Ильмий Фикр. 1930. № 1.
- Тынышпаев М. Материалы по истории киргизско-казахского народа. Ташкент, 1925 год.