Mukhamedzhan Tynyshpaev
Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( февраль 2020 г. ) |
Мухаммеджан Тынышбаев Мухаммеджан Тынышбаюли Мухаммеджан Тынышбайулы Тенишбайоли Мохаммаджан | |
---|---|
Рожденный | Lepsinsk uezd , Semirechensk oblast , Russian Empire | 12 мая 1879 г.
Умер | После ноября 1937 г. |
Национальность | казахский |
Род занятий | Тюрколог , политический деятель , член Алаш Орды |
Движение | Алаш-Орда и Кокандская автономия |
Супруг (а) | Gulbakhram Shalymbekova (d. 1923 of cholera ), Aziza Shalymbekova, Amina Tynyshpaeva |
Мухаммеджан Тынышпаев ( казахский : Казахский : Тынышпаев , Мухаммеджан : романизированный казахским Мухаммеджан Тынышбайулы , русифицированный : Мухамеджан Тынышпаев ) (12 мая 79 г. - после 21 ноября 1937 г.) был инженером , активистом и интеллектуалом. Он исследовал и проектировал железные дороги Российской Средней Азии , а также активно работал в молодых политических газетах региона. Благодаря своей деятельности он стал известен как политический деятель, этнограф и историк .
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Мухаммеджан Тынышбаев родился в 1879 году в семье казаха- мусульманина наймана из племени Садыр на территории современной Алматинской области Казахстана . Его отец Тынышбай был мелким чиновником в регионе. Благодаря своему положению Тынышбай смог отправить юного Тынышбаева в Верный (ныне Алматы) для обучения в мужской гимназии на стипендию, предоставленную генерал-губернатором . С большим и постоянным интересом он начал изучать русскую историю и историю русской литературы и культуры, в частности, вскоре оказался одинаково способным к изучению математики и других языков, в том числе древних. Тынышбаев учился с 1889 года до окончания учебы в 1900 году, преуспев в математике, языках, литературе и истории. После окончания школы и благодаря убедительной рекомендательной грамоте директора школы он уехал в Петербург продолжать учебу. Он поступил в Императорский институт железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге, где царское правительство финансировало его стипендией и стипендией. Несмотря на то, что он не принадлежал к казахской знати, его образование позволяло ему работать и писать в тех же кругах, что и некоторые представители казахской знати. Конституционно-демократическая партия (неофициально известная как Кадеты).
Политическая карьера
[ редактировать ]Еще до окончания учебы, зимой 1905–1906 годов, его действия среди молодых кадетов привлекли внимание правительства. Тынышпаев намеревался как обычно вернуться домой в Алматинскую область на каникулы, но получил предупреждение, что по приезде его арестуют. Он остался в Петербурге и избежал ареста.
В последние десятилетия существования Российской империи Тынышпаев исследовал и планировал железнодорожные линии, а также писал статьи в качестве корреспондента нескольких радикальных изданий: «Сын Отечества», «Речь», «Радикал», «Русский Туркестан» и, что наиболее известно, как один из основателей журнала «Казах». , который выступал в качестве официального партийного органа Алаш Орды .
В мае 1906 года он окончил обучение и сразу поступил на государственную службу, в том же году работал на Закаспийской железной дороге . Он сохранил свои политические связи и был избран в возрасте 28 лет во вторую Думу в 1907 году, представляя свой родной регион. Жизнь Тынышпаева превратилась в рутину работы на железной дороге и написания статей и новостей для «Qazaq». Некоторые источники предполагают, что он был арестован в 1916 году, хотя приговор так и не был вынесен. В том же году он писал о колониальном характере степной политики царя, что, возможно, и послужило поводом для его ареста. В феврале 1917 года, после первой русской революции , он опубликовал открытое письмо генерал-губернатору Туркестана. Временное правительство, по словам Марты Олкотт, «выбрало комиссарами нескольких казахов, работавших с кадетской партией; в их число вошел… Мухаммад Тынышпаев». Тынышпаев был значительно менее радикален, чем члены большевистского движения, и выступал за работу с царским правительством во взаимодействии с местным населением.
Он был связан в то время с другими казахстанскими политическими деятелями: Мустафой Чокаем , Тураром Рыскуловым и Алиханом Букейхановым . Наибольшую политическую активность Тынышпаев проявлял в конце 1910-х годов. Входил в состав недолговечной Алашской автономии (декабрь 1917 – январь 1920). Он также был одним из первых руководителей Туркестанской (Кокандской) автономии , от жестоких притеснений которой (в начале 1918 года) он избежал. После консолидации советской власти Тынышпаев и большая часть его соратников мирно влились в советскую систему.
Переход к советской жизни
[ редактировать ]В 1921 году, отчасти благодаря дружбе с высокопоставленным Тураром Рыскуловым , Тынышпаев был назначен начальником отдела водного хозяйства Наркомата Туркестана и переехал в Ташкент. В следующем году его назначили на ту же должность в Чимкенте. Именно там он потерял свою первую жену Гульбахрам Шалымбекову от холеры. Ее брат также погиб во время вспышки холеры, поэтому Тынышпаев, следуя желанию своей семьи и казахским традициям, женился на своей недавно овдовевшей невестке Азизе Шалымбековой.
В 1924 году Тынышпаев вернулся в Ташкент, где занял преподавательскую должность в Казахском педагогическом институте, преподавая физику и математику. Там он начал свой краткий, но интенсивный период научной деятельности. В 1925 году ему предложили должность главного инженера по благоустройству новой столицы Казахской АССР Кызыл-Орды . Под его руководством были построены новые жилые дома и административные здания из кирпича, спроектированы и построены для обеспечения канала Саркырама Кызылорды питьевой водой. В том же году Тынышпаев женился на Азиз Шалымбековой, но их брак продлился недолго, и она с маленькой дочкой Енлик переехала в Москву.
1 марта 1926 года он отправился в Алматы и стал работать начальником дорожного управления Семиреченской губернии, была построена асфальтированная дорога Алматы — Бишкек. Тынышпаев также провел исследование по строительству дороги Алматы – Талдыкорган, а также предложил новый вариант дороги Алматы – Хоргос.
Тынышпаев вернулся на железную дорогу в конце 1920-х годов, в связи с масштабным проектом ТуркСиб , частью сталинской первой пятилетки . Тынышпаев работал там до января 1931 года. Хотя это означало бы, что Тынышпаев работал в регионах, пострадавших от катастрофических последствий коллективизации, записей о его наблюдениях в то время (1929–1931) нет.
Тынышпаев также участвовал в строительстве станции «Алматы-1» .
Аресты и казнь
[ редактировать ]Несмотря на мирный въезд в Советский Союз, едва ли кто-либо из первых соотечественников Тынышпаева из АлашОрды пережил Великую чистку 1930-х годов — кампанию жестокого политического притеснения, направленную против крестьян, первых большевиков, националистов и военачальников. В августе 1931 года Тынышпаев был объявлен «буржуазным националистом», но следствие не нашло достаточных доказательств. В это время у Тынышпаева родился сын Даулет Шейх Али от его третьей жены Амины. По его предложению Амина дала Даулету собственную фамилию, чтобы избежать связи с «буржуазной» репутацией Тынышпаева. Тынышпаев был вновь арестован в 1932 году и приговорен к пяти годам ссылки (вместе с семьей) в Воронеж, где он работал на строительстве Московско-Донецкой железной дороги. После окончания этого срока Тынышпаев вернулся в Ташкент. 21 ноября 1937 года полиция штата арестовала Тынышпаева и назвала его «врагом народа». Неизвестно, был ли он расстрелян сразу или содержался под стражей непродолжительное время — его приговорили к тюремному заключению сроком до 20 апреля 1938 года — возможно, даты казни.
Его работа и наследие
[ редактировать ]Научная деятельность Тынышпаева не была особенно велика, но всю ее он создал примерно за пять лет. Тынышпаев работал в то время профессором математики и физики в педагогическом институте в Ташкенте, готовя новые кадры учителей из числа коренного населения – в случае с этой школой учениками были в основном казахи. Впервые Тынышпаев прожил в одном и том же районе более трех лет – его предыдущая работа на железных дорогах позволяла ему побывать почти во всех населенных пунктах Средней Азии.
Большую часть его научной деятельности составляли статьи, посвященные городским руинам, кладбищам, курганам и другим местам, которые привлекли его внимание во время работы на железной дороге. Тынышпаев не имел ни археологического, ни исторического образования. Тынышпаев писал об истории казахов с генеалогической точки зрения, читая лекции для Туркестанского отделения Русского географического общества. Именно под их эгидой Тынышпаев опубликовал несколько крупных статей, в том числе две наиболее влиятельные его работы:
- Materially k istorii Kirgizkazakskogo naroda, 1925 (Materials for the history of the Kirgiz-Kazak people)
- Ak-Taban-Shubryndy: Velikie bedstviia i velikie pobedy kazakov, 1927 (Ak-Taban-Shubryndy: The Great Disaster and Great Victory of the Kazaks)
Эти две работы в значительной степени опирались на два общих источника данных: (один) русскоязычная наука XIX века, прежде всего публикации Мухаммеда Канафии Валиханова , Алексея Левшина и В. В. Бартольда , и (два) информатора устной истории, хотя были некоторые исследования относительно реальных личностей, вовлеченных в этот второй процесс.
Не считая нового этнографического материала и археологически описательных фрагментов руин вблизи железнодорожных путей, прямое влияние Тынышпаева на корпус казахской историографии было минимальным. Однако его наследие в казахской историографии огромно, особенно после распада Советского Союза.
У Тынышпаева остались сын Даулет Шейх Али (1931 г.р.), внуки и правнуки.
Ссылки
[ редактировать ]- Мацудзато, Кимитака, изд. (1998). «География цивилизаций: пространственный анализ деятельности казахской интеллигенции с середины XIX до начала XX века». Регионы: призма взгляда на славянский евразийский мир к дисциплине «регионология». .
- Tynyshpaev, M. (1927). "Ak-taban-shubryndy: Velikie bedstvie i velikie pobedy kazakov". In Schmidt, A.E.; Betget, E.K. (eds.). In V. V. Bartol'du: Turkestanskie druz'ia ucheniki i pochitateli . Tashkent. pp. 57–68.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Taizhanova, G., ed. (2001). Izbrannoe. Tangdamaly. (Collected Works) . Almaty: Arys.
- Otzyv o trude A. P. Chuloshnikova po istorii Kazak-kirgizskogo naroda . Kyzyl-Orda: Obshchestvo izucheniia Kazakhstana. 1926.
- Istoriia Kazakhskogo Naroda. (Collected Works) . Almaty: Sanat. 2009.
- Materially k istorii Kirgiz kazakskogo naroda . Tashkent: Vostochnoe Otdelevie Kirgiskogo Gosydarstvennogo Izdatel'stva. 1925.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ак-таба-шубрынды Тынышпаева. Архивировано 4 марта 2016 г., статья Wayback Machine , английский перевод.
- Биография Тынышпаева. Архивировано 28 мая 2015 года, на сайте Wayback Machine , на русском языке.
- 1879 рождений
- 1937 смертей
- Жители Семиреченской области.
- Главы государств Узбекистана
- Члены 2-й Государственной думы Российской империи.
- Члены Учредительного собрания России.
- Инженеры-строители Российской Империи
- казахстанские инженеры
- Советские инженеры
- Жертвы Великой чистки из Казахстана
- Люди, казненные Советским Союзом
- Советские реабилитации
- Мусульмане из Российской Империи