Мустафа Шокай
Эту статью , возможно, придется переписать, Википедии чтобы она соответствовала стандартам качества . ( апрель 2021 г. ) |
Мустафа Шокай | |
---|---|
Мустафа Шокай | |
Министр-Президент Туркестанской автономии | |
В офисе 12 декабря 1917 г. - 19 февраля 1918 г. | |
Предшественник | Mukhamedzhan Tynyshpaev |
Преемник | Маленький Эргаш |
Министр иностранных дел Туркестанской автономии | |
В офисе 28 ноября 1917 г. - 19 февраля 1918 г. | |
Предшественник | Позиция создана |
Преемник | Должность упразднена |
Личные данные | |
Рожденный | Акмешит , Российская империя (ныне Кызылорда, Казахстан) | 25 декабря 1890 г.
Умер | 27 декабря 1941 г. Берлин , нацистская Германия. | (51 год)
Политическая партия | Алаш Партия |
Супруг | Мария Шокай |
Альма-матер | Санкт-Петербургский государственный университет |
Профессия | |
Мустафа Бек Шокай [ А ] (25 декабря 1890 — 27 декабря 1941) — казахский общественно-политический деятель и идеолог Туркестанской автономии . С 1921 года жил в изгнании во Франции .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Мустафа Шокай родился в мусульманской казахской семье аристократов в казахском городке Ак-Мешит (современная Кызылорда , Казахстан ). В этот период статус семьи оценивался по количеству скота, которым они владели, а это означает, что семья Мустафы была богата в своей деревне из-за большого количества скота в их владении. Дедушкой Мустафы по отцовской линии был Датха, что в переводе с персидского означает «желание, просьба, справедливость». Датха приравнивался к султану и был выше по титулу, чем бей . Дед Мустафы выбирал премьер-министра – Датху хивинского хана. Датха подчинялся только хану , и ему часто поручали помогать ему в управлении ханством . Матерью Мустафы была Бакты, сама по себе интеллигентка и потомок знаменитого хана Бату . Бакты был хорошо образован, владел казахским , арабским и персидским языками . Мустафа и его семья были выходцами из Среднего жуза (орды) племени кыпчаков , рода Торгай, подколенного Шашты, колена Бошая, подколенного Джаная.
До Октябрьской революции 1917 года семья Шокая и около 30 его родственников жили в одном селе, которое располагалось в 5 километрах от станции Сулу-Тюбе. Они жили в красивых юртах (домах кочевников). У отца Мустафы было две жены, вторая из них — Бакты. Бакты родила помимо него еще двух сестер и трех братьев. У большинства других детей в семье Шокай нет документов, но источники упоминают, что у Мустафы был старший брат по имени Нуртаза. Мустафа был младшим ребенком в семье и был на 15 лет младше своих братьев Садыков.
Мать Мустафы еще в детстве учила своих детей читать и писать, помогая им выучить казахский , арабский и персидский языки так же, как и она. Когда ему было 5 лет, Мустафа научился играть на домбре . С детства он был музыкально одарён, обладал прекрасным музыкальным слухом . В их деревне был местный мулла , который научил читать Коран и помогал Мустафе понять Священную книгу ислама. Мустафа отличался от других студентов тем, что прекрасно запомнил наизусть все суры Корана.
В возрасте 7 лет отец Мустафы отвез его в урбанизированную часть Ак-Мешита, где он учился в русской школе и медленно ассимилировался в российском обществе. Если его отец был за то, чтобы он получил высшее образование и хотя бы частично ассимилировался, мать Мустафы опасалась, что он забудет свои мусульманские казахские корни и навсегда обрусеет. Более того, мулла Ак-Мешита ко всему этому добавил, что русские распят его на кресте, если Мустафа откажется отказаться от ислама. Мустафа поначалу не решался идти в русскую школу, но его отцу удалось убедить его продолжить там образование.
Мустафа начал свое образование в русской школе, но сильно заболел и вскоре бросил учебу. В 1902 году он был принят в Ташкентскую гимназию и в 1910 году окончил ее с золотой медалью. Генерал Самсонов ( Александр Самсонов (1859–1914), российский военачальник во время Первой мировой войны ) был против получения Мустафой золотой медали и настаивал на том, чтобы победу одержал этнический русский студент. Затем золото было передано Зепрометову, российскому студенту программы. Однако директор ташкентской гимназии с этим не согласился и даже сам Зепрометов заявил, что Шокай должен получить золотую медаль. После непродолжительного конфликта медаль была возвращена Мустафе.
Намерения Самсонова вызвали возмущение не только в рядах местной молодежи, но и среди россиян. Все профессора и российская интеллигенция были готовы к забастовке . Забастовку спровоцировала администрация, продемонстрировав несправедливое отношение к студенту в пользу чиновников. Пытаясь сгладить скандал, Самсонов обратился к Мустафе с предложением стать переводчиком в его администрации, но тот отказался от просьбы Самсонова и поехал в Петербург поступать на юридический факультет университета (1910–1917).
В 1912 году умер отец Мустафы, и местные жители попросили его вернуться домой по просьбе семьи для замены должности отца – судьи . Это событие заставило Мустафу снова приостановить свое образование. Год спустя он вернулся, чтобы завершить заключительный этап своего образования в Санкт-Петербурге . К концу его образования в Казахстане произошла столыпинская аграрная реформа, и многие казахи стали переселенными крестьянами российской имперской администрацией. Мустафа вернулся в Ак-Мешит, где его семья осталась одной из немногих, кто не пострадал от каких-либо драматических последствий столыпинской аграрной реформы. [ 4 ]
Активный отдых в Санкт-Петербурге
[ редактировать ]Во время учебы в Петербурге Мустафа старался защитить не только интересы своего земляка, но и всего казахского народа. Однако 3 июля 1907 года царь Николай II издал указ, лишавший избирательных прав коренные народы Сибири и Средней Азии . Они заблудились, имея небольшое представительство в Думе России Государственной . Но казахские политики и интеллектуалы продолжали бороться за интересы народа. Работая в Думе, Шокай познакомился с видными мусульманскими политическими деятелями России и подружился с Ахмадом Зеки Велиди , будущим председателем Башкирской автономии .
В разгар тяжелых боев в годы Первой мировой войны, 25 июня 1916 года, царь Николай II издал указ «О реквизиции иностранцев», привлекая на тыл коренное население Туркестана и степного края в возрасте от 19 до 43 лет. работа – рытье траншей, несмотря на то, что мусульмане были освобождены от военной службы в связи с лишением избирательных прав. Указ вышел в дни Рамадана и в разгар сельскохозяйственных работ и вызвал широкое возмущение среди казахов. Мощное восстание, возглавляемое Аманкельды Имановым , началось в Тургайской области и вскоре распространилось по всему Казахстану.
Против указа прошли протесты в Госдуме. Шокай поступил на должность секретаря и переводчика мусульманской фракции. Последующие выступления Керенского в Думе с анализом Туркестанского восстания против политики царского правительства принесли ему огромную популярность во всей России. Вернувшись в Петроград, Шокай подготовил материалы для выступления в Государственной Думе своей фракции. Однако Государственная дума была распущена царем Николаем II, а затем и сам отрекся от престола. [ 5 ]
Персонаж Мустафы Шокая
[ редактировать ]Как и другие этнические казахи оставался набожным мусульманином , Мустафа Шокай всю свою жизнь . Во время своей студенческой жизни, да и вообще за всю свою жизнь, Мустафа не состоял ни в одной политической партии. Он был демократом без малейшего намека на социализм , любившим свою Родину и свой народ. Мустафа никогда не щадил себя во имя будущего своего народа. Были политики, выступавшие за мир или за войну, и Мустафа принадлежал к политикам, выступавшим за мир. Характер Мустафы был мягким и легко ранимым. Он знал, что для работы в Государственной Думе надо быть сильным человеком.
Шокай восхищался и высоко ценил Мустафу Кемаля , турецкого националиста, который использовал свою позицию для основания современной Турецкой Республики . Шокай считал, что Туркестану нужен такой политический реформатор, как он сам. Мустафа Шокай не испытывал никаких враждебных эмоций по отношению к фанатикам или представителям других наций. Он любил дискутировать или спорить с людьми, придерживавшимися иных политических взглядов, чем он. В спорах он был спокоен и всегда уважал точку зрения оппонента. Любые бесчеловечные поступки он всегда принимал близко к сердцу. Он умел находить путь к сердцу людей благодаря честности и умению сопереживать другим. Иногда он стоял по-настоящему горячо, отстаивая свою позицию, но во всех случаях не задевал чувства противника. Мустафа был врагом узколобого национализма . Он отстаивал свои интересы на позиции Туркестанского народного союза. Однако русские националисты признавали позицию Мустафы, но не хотели учитывать интересы туркестанского народа, в том числе и нерусских народов. Эти принципы русского Демократия очень ранила чувства Мустафы Шокая, и по этой причине он в 1923 году разорвал хорошие отношения с русской периодической печатью (СМИ). [ 4 ]
Политическая карьера
[ редактировать ]В 1914 году началась Первая мировая война, и Мустафа, будучи студентом, стал депутатом Государственной Думы в должности секретаря. Мустафа был введен в состав мусульманской фракции по рекомендации Алихана Букейханова . До 1917 года, до Октябрьской революции, Мустафа был депутатом Государственной думы, где представлял тюрко-татарские народы. Его официальная политическая деятельность началась в 1917 году, когда Мустафа Шокай был делегирован на съезд мусульман в Москву . Этот большой съезд по Туркестану состоялся по его инициативе. Мустафа был членом Туркестанского комитета Временного правительства, а позже был избран председателем Туркестанского национального комитета.
10 декабря 1917 г. был представлен проект создания автономии. О IV съезде в Туркестане Туркестанской автономии, известной как Кокандская автономия . После свержения Временного правительства России , провозглашенного в Петрограде в ходе вооруженного восстания 25 октября, большевики провели народные мероприятия по выборам в Учредительное собрание России. Но на выборах 12 ноября 1917 года большевики получили лишь 23,9% голосов против 40,4% у правых эсеров .
В таких условиях кокандское правительство заявило о намерении создать 20 марта 1918 г. свой парламент путем всеобщего прямого, равного и тайного голосования. Две трети мест в парламенте получили депутаты-мусульмане, а одна треть – представители немусульман. Существование такого парламента должно было стать первым шагом на пути демократизации Туркестана. А Председатель Совнаркома Туркестанской Республики Федор Колесов заявил:
"We can not allow Muslims to the supreme authorities, since the position of the local population against us is not defined and, in addition, they have no proletarian organization"[6]
Итак, 11 февраля 1918 года большевики ввели войска в Коканд. Коканд был полностью разрушен, так как большевистские войска были вооружены пулеметами и пушками, которых не было в Коканде , Туркестане. Шокай бежал через Фергану в Ташкент. За его голову награда назначена в 1000 рублей. В то время Мустафа Шокай был самым молодым политиком, выступавшим за Туркестанскую автономию, но он был против сепаратизма . Скрываясь, Мустафа встретил свою старую подругу Марию Горину, на которой женился в апреле 1918 года. После этого события Шокай сказал: «Мы называли советскую власть, установившуюся тогда в Ташкенте, «врагом нашего народа». За последние десять лет я не изменил своего взгляда на этот вопрос». [ 6 ] В последующие годы Шокай написал и опубликовал книгу: «Туркестан при Советском Союзе (Об особенностях диктатуры пролетариата)».
Эмиграция
[ редактировать ]Путешествуя по казахским степям и Каспийскому морю , Мустафе Шокай сумел благополучно добраться до Баку , Азербайджан , затем Тбилиси , Грузия , где он прожил со своей женой два года, с весны 1919 года по февраль 1921 года. Шокай переехал в Турцию , потому что Красный Армия под предводительством Орджоникидзе разгромила Добровольческую армию генерала Деникина , захватила Северный Кавказ , затем Азербайджан, Армению и 16 февраля 1921 года подошла к Тифлису . Демократическая Республика Закавказья была свергнута Советским Союзом . [ 7 ] После событий в Закавказье Мустафа Шокай и его жена Мария Шокай эмигрировали в Стамбул , Турция. Шокай в Стамбуле писал статьи на английском языке для « Таймс » и для таких изданий, как « Шафак », а также для «Йени Дюнья» — «Новый мир». Потом он нашел того самого Александра Керенского , который также эмигрировал в Париж из России. Керенский помог Шокаю получить французскую визу, и летом 1921 года Мустафа с Марией переехали в Париж. Он писал статьи для газеты Керенского «Дни» и Милюковой «Последние известия». В 1923 году Мустафа и Мария Шокай переехали в Ножан-сюр-Марн, выступили перед европейской общественностью с речью «Политика России и Туркестанское национальное движение». Время ссылки было самым мрачным периодом как для господина, так и для госпожи. Шокай. Мустафа Шокай пытался писать книги, газеты, журналы; провел встречу со своей речью, чтобы весь мир мог представить и услышать о проблемах Туркестана и Средней Азии. Эти издания выходили в Стамбуле, Париже, Берлине, в Лондоне , Варшаве , публиковал статьи о Центральной Азии, теоретические исследования, исторические и политические обзоры. Мустафа Шокай в 1927 году создал в Стамбуле газету « Яш Туркестан и просуществовала до 1931 года. В 1929 году он основал в Берлине редакцию журнала «Яш (Молодой) Туркестан» и стал ее главным редактором. Журнал просуществовал до начала Великой Отечественной войны в 1939 году, было выпущено 117 номеров. Мустафа Шокай говорил на иностранных языках, таких как английский, французский, русский, немецкий, турецкий и арабский.
Неудачное сотрудничество с нацистской Германией
[ редактировать ]В день операции «Барбаросса» — нападения держав Оси на Советский Союз 22 июня 1941 года — немецкие оккупационные войска в Париже арестовали всех известных эмигрантов с территорий Советского Союза и заключили их в замок Компьень . ( Замок Компьень ). Среди заключенных был Шокай.
Через три недели Шокая доставили в Берлин и через две недели предложили возглавить Туркестанский легион . В это подразделение должны были войти советские военнопленные тюркского происхождения, содержавшиеся в немецких лагерях для военнопленных. Нацисты надеялись на авторитет Мустафы Шокая. Но легион частично пополнялся элитными немецкими войсками, имевшими боевой опыт против советских войск на Восточном фронте, а Шокай был обязан знакомить тюркских пленных с положением своих соотечественников в лагерях. Он был шокирован нечеловеческими условиями содержания азиатов за колючей проволокой.
Подробно описывая жизненный путь Мустафы, он размышлял о возможности создания союза мусульманских государств с помощью Германии. Для достижения этой цели необходимо будет организовать советско-мусульманских военнопленных – особенно из армии. И приобретенными целями должно стать свержение советских правительств в Казахстане и Центральной Азии. Мустафа Шокай заявил, что готов согласиться стать главой этого благородного движения. О сотрудничестве сообщил идейный лидер Национал-социалистической партии по вопросам идеологии и внешней политики министр по делам «восточных территорий» генерал СС Альфред Розенберг .
Мустафа Шокай хотел оказать некоторую помощь и воспользовался шансом спасти жизни заключенных, он пошел на компромисс с властями Германии. Он поставил свои условия:
- Создать кадры для будущего Туркестанских государственных школ Германии;
- Создайте из сопровождающих пленных военные силы, которые будут использоваться только при приближении к границам Туркестана.
Мустафа Шокай хотел получить некоторую выгоду от сотрудничества с нацистами. К сожалению, Адольф Гитлер отказался ответить на все вопросы, поскольку Гитлер считал Туркестанский легион «пушечным мясом». Позже Шокай написал письмо Министерства иностранных дел группенфюреру Иоахиму фон Риббентропу : «Видя, как относятся к военнопленным представители нации, воспитавшей таких гениев, как Гете, Фейербах, Бах, Бетховен, Шопенгауэр... предложение возглавить... Туркестанский легион и отказаться от дальнейшего сотрудничества. Я осознаю все последствия своего решения». [ 6 ] Адольф Гитлер понял, что его попытка манипулирования Мустафой Шокаем обречена на провал; немецкое руководство решило его отстранить. 22 декабря 1941 года Гитлер подписал указ о создании Туркестанского и других национальных легионов. В это время Мустафа находился в берлинской больнице «Виктория». 27 декабря 1941 года он умер. В официальном сообщении говорилось, что он «умер от заражения крови на фоне разразившейся эпидемии тифа ». [ 4 ] он заразился во время посещения концентрационных лагерей. Но те же симптомы могут быть и при отравлении. Более того, в воспоминаниях его жены Марии Гориной-Шокай она писала, что Мустафа переболел тифом в Туркестане и у него должен был быть иммунитет. Мустафа Шокай был похоронен на турецком мусульманском кладбище (Османидов) в Берлине. На надгробии чуть ниже даты по завещанию жены М. Шокая Марии Яковлевны три буквы латиницей и четыре цифры: ИОХ.15.13. Они указывают на тринадцатый стих пятнадцатой главы Евангелия от Иоанна : «Нет большей любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». [ 4 ]
Позже армия Туркестанского легиона была передана нацистскому лоялисту Вали Кайюму , давнему соратнику антисоветского движения «Прометеизм» . Он был удостоен почетного титула Хана после того, как без проблем воспринял нацистскую концепцию создания тюрко-мусульманской армии, которая будет сражаться с Советами.
Избранные работы
[ редактировать ]- Мустафа Шокай. «Среди Советов в Средней Азии», Париж, 1928 год.
- Мустафа Шокай. «Движение басматов в Туркестане», «Азиатское обозрение», вып. XXIV, 1928 год.
- Mustafa Shokay -oghly: «Туркестан под властью советов», Paris, 1935.
- Mustafa Shokay. «Избранное» (в 2-х томах), Алматы, Кайнар, 1998.
- Мустафа Шокай. «Революция в Туркестане, февральская эпоха» 2001.
- Мустафа Шокай. «Новый Туркестан», Стамбул, 1927 год.
- Мустафа Шокай «Яш (Молодой) Туркестан», Берлин, 1929 г. Вышло 117 изданий.
Мустафа Шокай свободно говорил на английском, французском, русском, немецком, турецком и арабском языках.
Память
[ редактировать ]- 2000 г. – В Казахстане издана документальная книга Амирхана Бакирова «Операция «Франция», «Кызыл-Орда», 2000 г. [ 8 ]
- 2001 г. – в Казахстане переведены и изданы воспоминания Марии Шокай: «Пишу вам из Ножана» (Воспоминания, письма, документы, 1958), Алматы, «Кынар». [ 9 ]
- 2001 – В Ножан-сюр-Марне, в парке Ла Фонтен, дом № 7, где прожил 18 лет Мустафа Шокай, установлен памятник-стела. [ 10 ]
- 2003 – На «Казахфильме» пришел док. Фильм «Зар, или отлучение от Родины» (реж. – С. Махметова и О. Рымжанов, сценарий Б. Садыкова). [ 11 ]
- 2006 г. – Улицы его имени в Кзылорде и Алматы. [ 12 ]
- 2007 г. – В журнале «Континент» (Алматы) опубликована статья Б. Садыковой «Памяти Туркестанского Джадида (Мустафы Чокая)». [ 13 ]
- 2008 – В пригороде Парижа Ножан-сюр-Марн мемориальная доска в память Шокая. [ 14 ]
- 2008 – Вышел фильм «Мустафа Шокай», реж. С. Нарымбетов, «Казахфильм» в гл. В главных ролях Азиз Бейшеналиев и Карина Абдуллина. [ 15 ]
- 2011 – Went document. film "Дорогами Мустафы Шокая" (directed by K. Begmanov) [ 16 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^
- Казахский : Мустафа бек Шокайулы , латинизированный : Мустафа бек Шокайулы . [ 1 ]
- Чагатай : Мустафа Бек Чокайоглы , латинизировано: Мустафа бек Чокайоглы . [ 2 ]
- Русское : Мустафа-бек Шокай-оглу , латинизированное : Мустафа-бек Шокай-оглу . [ 3 ] Фамилия также встречается в формах Чокай-оглы , Чокай-оглы , Чокаев , Чокаев , Шокаев , Шокаев , Чокай , Чокай и Шокай , Шокай .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Исторический образ Мустафы Шокая [ Исторический образ Мустафы Шокая ] (на казахском языке). Министерство образования и науки Республики Казахстан . 2010 г. – через Библиотеку Бейсембаева.
М. Рецензия Шокая на эту статью: «Недавно Шокаюлы Мустафа бек прочитал в Париже лекцию на тему «Положение Туркестана под советской властью», и там было сказано, что «Советская власть на нашей Родине живет только силой российского подчинения».
- ^ Расстрелян Мустафа (декабрь 1930 г.). «Полномочия по предоставлению независимости» (PDF ) Яш Туркестан (в Чагатае). 2 (13): 1–5.
Туркестан Мухтар Ульке Алан Иткен Президент Национального курултайнка и Национального правительства Туркестана Башлаги Чукай оглы Мустафа Бек.
- ^ Şäkibayev, Serik (1972). Падение "Большого Туркестана" [ The fall of "Great Turkestan" ] (in Russian) – via Archive.org .
Мустафа-бек Шокай-оглы никаких трудов нам не оставил. Действительно, в свое время Шокай-оглы выпускал журнал «Яш Туркестан».
- ^ Jump up to: а б с д Марии Чокай "Я пишу Вам из Ножана" Almaty, Kaynar 2001, ISBN 5-620-01031-7
- ^ Среднеазиатское восстание в России 1916-1917, Сергей Пискунов, 2001, hrono.ru
- ^ Jump up to: а б с Мустафа Чокой-Оглы "Туркестан под властью советов". Алма-Ата "Айкап" 1993. ISBN 5-7667-0357-0
- ^ Бахыт Садыкова "Мустафа Чокой в эмиграции" ISBN 978-601-293-486-1
- ^ Республиканская Газета Караван, Французский Шокай, №23 / 07 июня 2013 г. http://www.caravan.kz/article/91
- ^ (Шокай, 2001) http://www.turan.info/forum/showthread.php?t=395 Archived 18 February 2013 at archive.today
- ^ Казахстанская Правда,В честь Мустафы Шокая "Казахстанская правда — В честь Мустафы Шокая" . Archived from the original on 5 September 2012 . Retrieved 12 June 2013 .
- ^ Журнал "Тамыр". "Когда мы станем Родиной?" [1]
- ^ Казахстанская Правда,В честь Мустафы Шокая "Казахстанская правда" . Archived from the original on 26 May 2013 . Retrieved 12 June 2013 .
- ^ Туркестанские джадиды http://www.continent.kz/library/mustafa_chokay/predisl.html Archived 3 March 2016 at the Wayback Machine
- ^ В пригороде Парижа открыта мемориальная доска Мустафы Шокая: Ваши новости на newzzz.kz http://www.newzzz.kz/story/v_prigorode_parizha_otkrita_memorialnaia_doska_mustaphi_shokaia.html Archived 19 April 2014 at the Wayback Machine
- ^ Казахстан: Фильм о Мустафе Шокае необходим не только современному Казахстану, но и всему центральноазиатскому региону http://www.fergananews.com/article.php?id=5617
- ^ Дорогами Мустафы Шокая http://yk.kz/news/show/11007?print
- 1890 рождений
- 1941 смертей
- Жители Кызылординской области.
- Казахстанские мусульмане
- Члены Учредительного собрания России.
- Пантюркисты
- Туркестан
- Ученые Центральной Азии
- казахстанские антикоммунисты
- Смерти от тифа
- Коллаборационисты с нацистской Германией
- Мусульмане из Российской Империи
- Выпускники Санкт-Петербургского государственного университета