Jump to content

Фридрих Адольф Тренделенбург

Фридрих Адольф Тренделенбург
Рожденный ( 1802-11-30 ) 30 ноября 1802 г.
Умер 24 января 1872 г. ) ( 1872-01-24 ) ( 69 лет
Образование Кильский университет
Лейпцигский университет
Берлинский университет ( доктор философии , 1826 г.)
Эра Философия XIX века
Область Западная философия
Школа Немецкий идеализм
Аристотелизм
Аристотелевский идеализм [ 1 ]
Учреждения Берлинский университет
Диссертация Об учении Платона об идеях и числах в иллюстрациях Аристотеля (1826 г.)
Научные консультанты Карл Леонхард Рейнхольд [ 2 ]
Огастес Бек [ 3 ]
Фридрих Шлейермахер [ 3 ]
Георг Людвиг Кениг [ де ]
Докторанты Рудольф Кристоф Ойкен
Фридрих Паульсен
Другие известные студенты Франц Брентано
Вильгельм Дилтей
Эрнст Лаас
Основные интересы
Логика , метафизика
Известные идеи
Разрыв Тренделенбурга, движение как основной факт, общий для бытия и мышления.
Помещение органического/ телеологического взгляда на мир на современную основу [ 4 ]

Фридрих Адольф Тренделенбург (30 ноября 1802 — 24 января 1872) — немецкий философ и филолог .

Он родился в Ойтине , недалеко от Любека . Его поместили в гимназию в Ойтине , которая находилась под руководством Георга Людвига Кенига [ де ] , [ 11 ] филолог, находившийся под влиянием Иммануила Канта .

Получил образование в университетах Киля , Лейпцига , Берлина . Его все больше и больше привлекало изучение Платона и Аристотеля , и его докторская диссертация 1826 года Platonis de ideis et numeris doctrina ex Aristotele illustrata ( «О доктрине Платона об идеях и числах, иллюстрированных Аристотелем ») была попыткой достичь цели через Аристотеля . критика более точного знания философии Платона . [ 12 ]

Он отклонил предложение кафедры классической школы в Киле и принял должность наставника сына близкого друга Карла фон Штайна цум Альтенштейна , прусского министра образования. Он занимал эту должность семь лет (1826–1833), занимаясь в свободное время подготовкой критического издания « О душе» Аристотеля (1833; 2-е изд. Кристиана Бельгера, 1877). В 1833 году Альтенштейн назначил Тренделенбурга экстраординарным профессором в Берлине, а четыре года спустя он был повышен до должности ординарного профессора. [ 12 ]

Обучение

[ редактировать ]

В течение почти 40 лет он проявлял себя весьма успешным учителем, в течение большей части которого ему приходилось экзаменовать по философии и педагогике всех кандидатов на схоластическую профессию в Пруссии. Его метод преподавания высоко оценил Серен Кьеркегор , который назвал его «одним из самых трезвых филологов-филологов, которых я знаю». [ 13 ] В 1861 году он был избран иностранным почетным членом Американской академии искусств и наук . [ 14 ] Двумя его выдающимися учениками были Франц Брентано и Вильгельм Дилтей .

Философская работа

[ редактировать ]

Защита телеологии

[ редактировать ]

Философствование Тренделенбурга во всем обусловлено его любовным изучением Платона и Аристотеля, которых он рассматривает не как противников, а как созидателей, совместно построенных на широкой основе идеализма . Его собственную точку зрения можно назвать современной версией аристотелизма . Отрицая возможность абсолютного метода и абсолютной философии, как утверждали Гегель и другие, Тренделенбург был решительно идеалистом в древнем или платоническом смысле; вся его работа была посвящена демонстрации идеального в реальном . Но он утверждал, что философская процедура должна быть аналитической , восходящей от частных фактов к всеобщему, в котором мы находим их объяснение. Мы угадываем систему целого по той части, которую знаем, но процесс реконструкции должен оставаться приблизительным. Наша позиция запрещает возможность окончательной системы. Поэтому вместо того, чтобы постоянно начинать заново в рассуждениях, нашим долгом должно быть привязаться к тому, что можно считать постоянными результатами исторического развития. [ 12 ]

Классическое выражение этих результатов Тренделенбург находит главным образом в платонико-аристотелевской системе. Философский вопрос ставится так: как соединяются мысль и бытие в познании? Как мысль обретает бытие? А как бытие входит в мысль? Исходя из принципа, что подобное можно познать только через подобное, Тренделенбург затем приходит к своей собственной доктрине (хотя и основанной на Аристотеле), которая играет центральную роль в его рассуждениях. Движение — это фундаментальный факт, общий для бытия и мышления; реальному движению внешнего мира соответствует конструктивное движение, присутствующее в каждом случае восприятия или мысли. Из движения он выводит время, пространство и категории механики и естествознания. Будучи полученными таким образом, они являются одновременно субъективными и объективными по своему объему. Это правда, что материя никогда не может быть полностью переведена в движение, но неприводимый остаток можно рассматривать, как Аристотель, как абстракцию, к которой мы асимптотически приближаемся, но никогда не достигаем. [ 12 ]

Однако факты существования не могут быть адекватно объяснены механическими категориями. Окончательную интерпретацию вселенной можно найти только в высшей категории Конца или конечной причины . Здесь Тренделенбург находит разделительную линию между философскими системами. На одной стороне стоят те, кто не признает ничего, кроме действующих причин, которые ставят силу до мысли и объясняют вселенную как бы tergo («сзади»). Обычно это можно назвать демократизмом . На другой стороне стоит органический или телеологический взгляд на мир, который интерпретирует части через идею целого и видит в действующих причинах лишь проводник идеальных целей. В широком смысле это можно назвать платонизмом . Такие системы, как спинозизм , которые, по-видимому, образуют третий класс, не принося ни силу мышлению , ни мысль силе, но, тем не менее, из-за своего отрицания конечных причин неизбежно откатываются назад к демокритической или, по сути, материалистической точке зрения, оставляя нас с великим антагонизмом механического и органические системы философии. Последний взгляд, который получает свою первую поддержку в фактах жизни или органической природы как таковой, находит свою кульминацию и окончательную проверку в этическом мире, который по существу состоит в реализация целей .

[право природы] Тренделенбурга Таким образом, Naturrecht можно рассматривать как своего рода завершение его системы, его выработку идеала, присутствующего в реальности. Этическая цель понимается как идея человечества не абстрактно, как это сформулировано Иммануилом Кантом , а в контексте государства и истории. Закон повсюду рассматривается как средство реализации этических требований. В трактовке Тренделенбурга государства как этического организма, в котором индивид (потенциальный человек), как можно сказать, первым возникает в действительности, мы можем проследить его воспитание на лучших идеях эллинской античности. [ 12 ]

Дебаты Фишера-Тренделенбурга

[ редактировать ]

В 1865 году он вступил в ожесточённую полемику по поводу интерпретации кантовской доктрины пространства с Куно Фишером , на которого он напал в книге «Куно Фишер и сам Кант» (1869), что вызвало ответ «Анти-Тренделенбург» (1870). [ 12 ] Этот спор стал известен в истории философии как дебаты Фишера-Тренделенбурга .

Позиция Тренделенбурга в дискуссии (позиция о том, что «Кант может установить, что пространство и время являются априорными и интуитивными условиями опыта в « Трансцендентальной эстетике », но это никоим образом не означает, что пространство и время не имеют ничего общего с объектами снаружи) возможного опыта») по-разному называли «заброшенной альтернативой», «разрывом Тренделенбурга» [ die tredelenburgische Lücke ], «разрывом Писториуса». die pistorische Lücke ]» (по имени Германа Андреаса Писториуса ), или «третья возможность» [ die dritte Möglichkeit ]. [ 15 ]

Его сын, Фридрих Тренделенбург , был выдающимся хирургом; в его честь названы несколько медицинских методов и материалов.

Работы (подборка)

[ редактировать ]

Тренделенбург также был автором следующих работ: [ 16 ]

  • Elementa Logices Aristotelicae (1836; 9-е изд., 1892; англ. пер. 1881), подборка отрывков из « Органона» с латинским переводом и примечаниями, содержащая суть логической доктрины Аристотеля, дополненная Erlauterungen zu den Elementen der Aristotelischen Logik ( 1842 г.; 3-е изд., 1876 г.).
  • Логические исследования , 2 т. (1840; 3-е изд. 1870 г.) и «Логический вопрос в системе Гегеля» (1843 г.), важные факторы реакции против Гегеля.
  • Исторические вклады в философию (1846–1867) в трех томах, первый из которых ( «История категорий ») содержит историю учения о категориях.
  • История теории категорий I: Теория категорий Аристотеля; II: Теория категорий в истории философии (1846, переиздание: Хильдесхайм, Олмс, 1979).
  • Естественное право на основе этики (1860).
  • Lücken im Völkerrecht (1870 г.), трактат о дефектах международного права, вызванных войной 1870 г.
  • Кляйне Шрифтен (1871 г.), статьи, посвященные нефилософским, главным образом национальным и образовательным предметам.
  • К истории слова «человек» , «Кантские исследования», том 13, Берлин, 1908 г.
  • Этические исследования: издание генетико-критических фрагментов . Под редакцией Кристиана Биля. Exempla Crita 5. Де Грюйтер, Берлин/Бостон, 2022 г.

Переводы

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Стивен Рокфеллер, Джон Дьюи: религиозная вера и демократический гуманизм , издательство Колумбийского университета, 1994, стр. 78: «Изучение [Мориса] у Тренделенбурга оставило у него прочное убеждение в том, что философия должна быть основана на научных методах установления истины, но Тренделенбург увел его от британского эмпиризма к аристотелевскому идеализму».
  2. ^ Бейзер 2013, с. 17.
  3. ^ Jump up to: а б с Бейзер 2013, с. 20.
  4. ^ Бейзер 2013, с. 122.
  5. ^ Фугали, Эдоардо (2009). «К возрождению аристотелевской психологии: Тренделенбург и Брентано» . Психология и философия . Исследования по истории философии разума. Том. 8. стр. 179–202. дои : 10.1007/978-1-4020-8582-6_10 . ISBN  978-1-4020-8581-9 .
  6. ^ «Технические концепции Фреге», в книге «Синтезированный Фреге: очерки философских и фундаментальных работ Г. Фреге , Л. Хаапаранты и Дж. Хинтикки», Synthese Library, Д. Рейдель, 1986, стр. 253–295.
  7. ^ Ричард Пуркартхофер, Следы глубокого и трезвого мыслителя в постскриптуме Кьеркегора . Ежегодник исследований Кьеркегора, 2005, стр. 192–207.
  8. ^ [1] Габриэль Феррейра, «Кьеркегор спускается в подземный мир: некоторые замечания по поводу присвоения Кьеркегором аргумента Ф.А. Тренделенбурга». Когнитио, 2013, стр. 235-246.
  9. ^ Иоахим Вах, теория типов Тренделенбурга и ее влияние на Дильтея: исследование философии и интеллектуальной истории (1917)
  10. ^ Рудольф А. Маккрил, Дилтей: философ гуманитарных исследований , Princeton University Press, 1975, стр. 48.
  11. ^ Моррис 1874, с. 289.
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж Чисхолм 1911 , с. 246.
  13. Журналы и статьи Сёрена Кьеркегора , VA 98, 1844 г.
  14. ^ «Книга участников, 1780–2010: Глава T» (PDF) . Американская академия искусств и наук . Проверено 23 сентября 2016 г.
  15. ^ Эндрю Ф. Шпехт, «Кант и забытая альтернатива» , декабрь 2014 г., с. 4.
  16. ^ Чисхолм 1911 , стр. 246–247.

Атрибуция:

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 08e273ca543c8478e03bcbb4adba0643__1714733640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/08/43/08e273ca543c8478e03bcbb4adba0643.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Friedrich Adolf Trendelenburg - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)