Leben des Orest
Leben des Orest | |
---|---|
Большая опера Эрнста Кренека | |
Либреттист | Кренек |
Язык | немецкий |
На основе | Орест |
Премьера | 19 января 1930 г. |
Leben des Orest ( «Жизнь Ореста» ) — грандиозная опера в пяти действиях (восьми сценах) со словами и музыкой Эрнста Кренека . Это его оп . 60 и первое его собственное либретто в античной обстановке. [1] На партитуре указаны даты написания: 8 августа 1928 г. - 13 мая 1929 г., и указаны рекомендуемые сокращения, сделанные для первой постановки. Премьера состоялась в Новом театре в Лейпциге . 19 января 1930 года [2] и открылся в оперном театре Кролла в Берлине в начале марта того же года (Leichtentritt 1930, 366).
История выступлений
[ редактировать ]Лебене де Оресте» К 1933 году, когда нацисты захватили власть и запретили Кренеку выступать на немецких сценах, в « было поставлено 13 постановок. Первое послевоенное возрождение произошло в 1947 году в Линце, за ним последовали выступления во Франкфурте (1951), Граце (1952), Дюссельдорфе (1954) и Висбадене (1961). [3] Выступления в Дармштадте 1961 года дирижировал сам Кренек, но они вызвали громкие демонстрации против предполагаемого музыкального консерватизма. Пьер Булез написал открытое письмо, в котором назвал действия руководства против сбоев «организованным террором», и преподаватели Sommerferienkurse встали на его сторону, назвав эту работу простым пережитком 1920-х годов.
Успешным возрождением стала « Портлендской оперы 1975 года Жизнь Ореста» в английском переводе композитора. [ нужна ссылка ]
Роли
[ редактировать ]
- Агамемнон , царь Греции ( тенор )
- Клитемнестра , его жена ( меццо-сопрано или контральто )
- Электра , их дочь
- Ифигения , их дочь
- Орест , их сын ( баритон )
- Эгист , родственник (тенор)
- Анастасия, королевская кормилица (контральто)
- слуга Эгиста
- Три старейшины
- Хромой аккордеонист
- Аристобулос, главный судья Афин
- Плакса
- Две уличные девушки
- Четыре уличных певца
- Пасти
- Маленькая девочка
- Тоас, северный король (бас)
- Тамар, его дочь (сопрано)
- Толпы, воины, стражники, афиняне, судьи, артисты, хор танцоров.
Краткое содержание
[ редактировать ]Опера открывается хором ( скрытым сеткой), воспевающим южную землю своей тоски. Занавес поднимается на оживленной площади перед дворцом Агамемнона. Анастасия сообщает толпе о надвигающейся войне . Входит Агамемнон и увещевает их отрывистыми фразами, но они громко требуют мира. «Уходите и позвольте мне решить», — приказывает он, и улица очищается вооруженной охраной. Пути назад нет, даже если его собственные дети будут принесены в жертву. Это кажется Эгисту, который следил за ним, очень хорошей идеей. Ведь ты все равно немного боишься своего сына! Он говорит ему, что будет легче убедить царицу, если имя Эгиста не будет упоминаться и план будет казаться собственным королем, и когда Агамемнон уходит, он выражает радость по поводу того, что оказался ближе к трону. Из дворца доносятся крики Клитемнестры; Агамемнон говорит ей, что как жрец всей Греции он исполняет волю богов. Клитемнестра приказывает Анастасии бежать с Орестом в Фокисланд и содрогается, когда под звуки труб вносятся орудия жертвоприношения. Когда люди снова собираются, Агамемнон объявляет свой план. Как только становится известно о бегстве Ореста, они кричат «предательство» и начинают бунтовать, но снова испытывают страх, когда король решает предложить Ифигению. Когда он поднимает топор, ребенок исчезает в громе и темноте. Когда ветер усиливается, люди поют прощание с мирным временем и уходят, а Клитемнестра отмечает, что оставшийся хромающий аккордеонист является подходящей эмблемой разоренной страны.
Хор альтов снова повествует о том, как Агамемнон за свою великую веру в богов был вознагражден чудом, и поднимается занавес над астрономической обсерваторией Тоаса. Он рассказывает, как, овдовев, он искал утешения в тайнах природы и чувствует, что луна вот-вот пошлет воплощение вожделенной южной земли. Тамар шевелится во сне и пытается предупредить, но он снова погружает ее в гипноз. Тоас приказывает приближающемуся видению заговорить, а Ифигения зовет своего отца. Оба выглядят испуганными и несколько разочарованными. После перерыва в хоре рассказывается, как Анастасия и Орест не смогли идти дальше, когда они достигли Афин в праздничный день, в который теперь поднимается занавес. [продолжение следует]
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Орфей и Эвридика 1923 года использовали либретто Оскара Кокошки [Боулз 2001])
- ^ Кренека сборника песенного цикла о путешествиях по Австрийским Альпам . Ранее в тот же день состоялась премьера
- ^ Грош: Современная опера, стилистический плюрализм и эпический театр с. 107
- Источники
- Боулз, Гаррет. 2001. «Кренек, Эрнст». Словарь музыки и музыкантов New Grove , изд. С. Сэди и Дж. Тиррелл. Лондон: Макмиллан.
- Кренек, Эрнст. 1929. Жизнь Ореста: большая опера в пяти действиях (восемь картин), соч. 60 , фортепианно-вокальная партитура. Вена: Универсальное издание. УЭ 9798 (1929)
- Кренек, Эрнст. 1995. «Кренек и античность: его мысли о жизни Ореста и плача Афины Паллады ». Информационный бюллетень Архива Эрнста Кренека 5, вып. 1 (осень): 13–15.
- Лейхтентритт, Хьюго. 1930. «Сводки из-за границы: Берлин». Музыкальные Таймс 71, вып. 1046 (1 апреля): 366.
- Молков, Вольфганг. 1980. «Прыжок через тень. Об оперном творчестве Эрнста Кренека в 20-30-е годы». Музыка 34, вып. 2: 132–35.
- Пуркис, Шарлотта. 1992. «Кренек, Эрнст. Оперный словарь New Grove , 4 тома, под редакцией Стэнли Сэди; ответственный редактор Кристина Бэшфорд. Лондон: Macmillan Press. ISBN 0-935859-92-6
- Рогге, Вольфганг. 1970. Оперы Эрнста Кренека — зеркала двадцатых годов . Вольфенбюттель: Мезелер.
- Шмидт-Денглер, Венделин. 2000. «Эрнст Кренек: Литературное произведение». В книге «Эрнст Кренек: Современник 20-го века» , публикации Венской городской и государственной библиотеки 6 под редакцией Маттиаса Шмидта; предисловие Питера Марбо, Моники Калисты, Вальтера Обермайера и Мартина Хазельбека, 106–18. Вена: Венская городская и государственная библиотека. ISBN 3-902053-02-Х
- Фогель, Джулиана. Эрнста Кренека 1990. «Спасенные Атриды: О жизни Ореста ». В «Древних мифах в музыкальном театре ХХ века: Сборник лекций Зальцбургского симпозиума 1989 года» , «Слово и музыка 7», под редакцией Питера Чобади. Аниф-Зальцбург: У. Мюллер-Шпейзер. ISBN 3-85145-008-6
Другие источники
- Стюарт, Джон Л., Эрнст Кренек: Человек и его музыка . Издательство Калифорнийского университета, 1991 г. ISBN 0-520-07014-3 ISBN 0-520-07014-3