Феминистские взгляды на Эдипов комплекс
Часть серии о |
Феминизм |
---|
Портал феминизма |
Феминистки долгое время боролись с Зигмунда Фрейда классической моделью гендера и развития идентичности , в центре которой лежит Эдипов комплекс . Модель Фрейда, ставшая неотъемлемой частью ортодоксального психоанализа , предполагает, что, поскольку у женщин отсутствуют видимые мужские гениталии, они чувствуют, что им «не хватает» самой центральной характеристики, необходимой для обретения нарциссической ценности, и поэтому у них развиваются чувства гендерного неравенства и зависти к пенису . В своей поздней теории женского начала Фрейд признавал раннюю и длительную либидинальную привязанность дочери к матери на доэдипальных стадиях. Психоаналитики-феминистки столкнулись с этими идеями (особенно с женским отношением к реальному, воображаемому и символическому фаллосу ) и пришли к разным выводам. Некоторые в целом соглашаются с основными положениями Фрейда, модифицируя их посредством наблюдений за доэдиповой фазой. Другие более полно переформулируют теории Фрейда.
Хелен Дойч
[ редактировать ]Элен Дойч (1884–1982) была одной из первых учениц Фрейда и первым аналитиком, который провел комплексное хронологическое исследование психологического развития женщины. Короче говоря, Дойч утверждает, что женщины обладают пассивно-мазохистской сексуальностью, они рождены для воспроизводства и их развитие следует рассматривать как отличное от развития мужчин. [ 1 ]
Дойч считает развитие женщины чрезвычайно трудным и извилистым, потому что в какой-то момент она должна перенести выбор основного сексуального объекта от матери к отцу (и мужчинам), если она хочет достичь ожидаемой гетеросексуальной взрослости. [ 2 ] По словам Дойча, в отсутствии пениса девушка винит своего отца, а не мать; таким образом, она перестает идентифицировать себя со своим отцом и мужественностью. Из-за этих отношений с отцом у нее развиваются либидозные фантазии об изнасиловании. Таким образом, фантазия об изнасиловании универсальна и непатологична и является ключевой частью женской сексуальности. При этом девочка идентифицирует себя с матерью через желание « анального ребенка ». Когда она осознает свою неудачу, происходит спад на прегенитальную стадию : желание иметь более ранний активный ( фаллический ) клитор. В девушке преобладают мазохистские напряжения, и она жаждет, чтобы ее кастрировал отец. Желание ребенка также становится мазохистским.
Мелани Кляйн
[ редактировать ]Мелани Кляйн , создательница кляйнианской школы психоанализа, согласилась с базовой структурой эдиповой ситуации, но утверждала, что она возникла на 6-м месяце жизни, а впоследствии продолжала прорабатываться в течение времени, которое ранее сформулировал Фрейд. Она определила, что признание треугольных отношений возникло в это время с началом растущего осознания младенцем отношений матери с другими людьми.
Нэнси Чодороу
[ редактировать ]Нэнси Чодороу отметила, что Фрейд считал, что мужчины обладают физическим превосходством и что личность женщины неизбежно определяется отсутствием у нее пениса. Подобно Фрейду, но по другим причинам, Ходороу подчеркивает, что женский эдипов кризис не разрешается полностью, в отличие от мужского кризиса: девочка не может и не отвергает полностью свою мать в пользу мужчины, но продолжает отношения привязанности к ней. Сила и качество ее отношений с отцом полностью зависят от силы и качества ее отношений с матерью. Чодороу утверждает, что большинство женщин генитально гетеросексуальны, но у них есть другие, столь же глубокие отношения со своими детьми и с другими женщинами в результате первичной связи с матерью. [ 3 ] Таким образом, девочка не подавляет ни свою доэдипальную, ни свою эдипальную привязанность к матери, ни свою эдипальную привязанность к отцу. Это означает, что она растет с большей постоянной озабоченностью интернализованными объектными отношениями и внешними отношениями. Поскольку девочке не приходится подавлять свою доэдипальную и эдипальную привязанность к отцу и матери, она достигает большей чувствительности к отношениям, чем мальчики. Чодороу проиллюстрировал это исследованиями, показавшими, что мужчины любят (и влюбляются) романтически, тогда как женщины любят и влюбляются разумно и рационально. [ 4 ]
Люси Иригарай
[ редактировать ]В модели Фрейда нет места женственности , если она не связана с мужественностью . Люси Иригарей , ученица Жака Лакана , не согласна с мыслями о важности пениса и фаллоса для женщины. [ 5 ] Она предполагает, что причина, по которой пенис имеет преимущество в модели Фрейда, заключается в том, что он видим. Это также причина того, что в раннем лаканизме мужская сексуальность основана на наличии (пениса), а женская сексуальность основана на недостатке. В парадигме Фрейда женское желание — это желание ребенка заменить пенис, таким образом, женское удовольствие возникает в результате воспроизводства. [ 6 ] Иригарай не согласен: «Как мы можем признать, что вся женская сексуальность находится под контролем нехватки и зависти к пенису?» [ 7 ] Женская сексуальность связана не только с воспроизводством, но и не менее ценна в воспроизводстве, и поэтому она не должна обладать меньшей социальной властью. [ 8 ] Более того, она говорит, что Фрейд забывает об отношениях матери и дочери. [ 9 ] Чтобы войти в Эдипов комплекс, девочка должна ненавидеть свою мать. Иригарай говорит, что такая точка зрения лишает девушку возможности придать смысл отношениям с матерью. [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Фишер, Психоанализ и женская сексуальность , с. 103.
- ^ Юшка, Д.М. Феминизм в изучении религии , с. 88.
- ^ Чародов, Структура семьи и женская личность , стр. 87–89.
- ^ Чородов, Феминизм и психоаналитическая теория , стр. 73–74.
- ^ Иригарай, Этот секс, который не един , с. 73.
- ^ Иригарай, Этот секс не един , стр. 57, 34.
- ^ Иригарай, Этот секс, который не един , с. 58.
- ^ Иригарай, Этот секс, который не един , с. 59.
- ^ Иригарай, Этот секс, который не един , с. 119.
- ^ Иригарай, Этот секс, который не един , с. 120.
Ссылки
[ редактировать ]- Бенджамин, Дж. (1995). Как Субъект, Любите Объекты . Издательство Йельского университета.
- Борнхеймер К. и К. Кахане (1985). В случае Доры . Лондон: Вираго Пресс.
- Чародов, Нью-Джерси (2001). «Семейная структура и женская личность. В: Юшка, Д.М., Феминизм в изучении религии . Лондон и Нью-Йорк: Континуум.
- Чародов, Нью-Джерси (1989). Феминизм и психоаналитическая теория . Кембридж: Политическая пресса.
- Чародов, Нью-Джерси (1978). Воспроизведение материнства . Издательство Калифорнийского университета.
- Фишер А., В. Ван Хорн и Дж. Янс (1983). Психоанализ и женская сексуальность . Издательский бум, Meppel и Амстердам.
- Фрейд, С. (1931). «Женская сексуальность». Стандартное издание Зигмунда Фрейда . Лондон: Хогарт Пресс, 1961.
- Хорни, К. (1951). Невроз и рост человека . Лондон: Рутледж.
- Хорни, К. (1922–37). Женская психология . Нью-Йорк: Нортон. 1967.
- Иригарай, Л. (1977). Это секс, который не один . Париж: Editions de Minuit.
- Иригарай, Л. (1974). Зеркало другой женщины . 1985. Издательство Корнельского университета.
- Иригарай, Л. (2004). Ключевые сочинения . Нью-Йорк: Континуум.
- Иригарай, Л. (1993). Полы и генеалогии . Издательство Колумбийского университета.
- Кристева, Дж. (1982). Силы ужаса . Издательство Колумбийского университета.
- Лакан, Дж. (1973). Encore: О женской сексуальности . Нью-Йорк: Нортон и компания, 1998.
- Митчелл Дж. и Дж. Роуз (1982). Жак Лакан и Школа Фрейдиенн, Женская сексуальность . Нью-Йорк: Пантеон.
- Параллакс нет. 8. Спецвыпуск о Юлии Кристевой. Номер проблемы. 8 [Том. 4(3)].
- Пэрис, Би Джей (1994). Карен Хорни. Поиск психоаналитиком самопонимания . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета.
- Поллок, Г. (2006). «За пределами Эдипа. Феминистская мысль, психоанализ и мифические образы женского начала». В: Зайко В. и М. Леонард (редакторы), Смеясь с Медузой . Издательство Оксфордского университета.
- Ривьер, Ж. «Женственность как маскарад», Международный журнал психоанализа, вып. 10, 1929.