Форма блага
Форма Добра , или дословно переводимая «Идея Добра» ( ἡ τοῦ ἀγαθοῦ ἰδέα [а] ), — понятие в философии Платона . Платона В «Теории форм» , в которой формы определяются как совершенные, вечные и неизменные понятия, существующие вне пространства и времени, Форма Добра — это таинственная высшая Форма и источник всех остальных Форм. Это платоновский идеал .
Использование в Республике
[ редактировать ]Первые упоминания в «Государстве» формы блага встречаются в разговоре Главкона и Сократа (454 c – d). Пытаясь ответить на такие трудные вопросы, касающиеся определения справедливости , Платон указывает, что мы не должны «вводить все формы различия и сходства в природе», вместо этого мы должны сосредоточиться на «одной форме сходства и различия, которая имела отношение к природе». сами особые образы жизни», которые являются формой Добра. Эта форма является основой для понимания всех других форм; это то, что позволяет нам понять все остальное. В разговоре между Сократом и Главконом (508 a–c) Платон проводит аналогию формы Добра с солнцем, поскольку именно оно позволяет нам видеть вещи. Здесь Платон описывает, как солнце позволяет видеть. Но он делает очень важное различие: «Солнце — это не зрение», а «причина самого зрения». Как солнце находится в видимой сфере, так и форма Добра находится в умопостигаемой сфере. Это «то, что дает истину известным вещам и силу познания знающему». Это не только «причина познания и истины, но и объект познания».
Платон определяет, как форма Добра позволяет познанию понять такие сложные понятия, как справедливость . Он считает знание и истину важными, но через Сократа (508d – e) говорит: «Добро ценится еще больше». Затем он продолжает объяснять, что «хотя добро не является бытием», оно «превосходит его по рангу и силе», это то, что «обеспечивает знание и истину» (508e). [1]
Научный анализ
[ редактировать ]Платон пишет, что Форма (или Идея) Добра является источником познания, хотя сама по себе она не является знанием, а от Добра вещи справедливые и истинные приобретают свою полезность и ценность. Люди вынуждены стремиться к добру, но никто не может надеяться на успех без философских рассуждений. Согласно Платону, истинное знание связано не с теми материальными объектами и несовершенными разумными существами, с которыми мы встречаемся в нашем повседневном взаимодействии со всем человечеством, а, скорее, с изучением природы тех более чистых и совершенных образцов, которые являются моделями, по которым следуют все сотворенные существа. формируются. Платон предполагает, что эти совершенные типы существуют извечно, и называет их Формами или Идеями . [2] Поскольку эти Формы не могут быть восприняты человеческими чувствами, любые знания, которые мы получаем о Формах, должны рассматриваться мысленным взором (ср. Парменид 132а), в то время как идеи, полученные из конкретного мира потока, в конечном итоге неудовлетворительны и неопределенны (см. Теэтет ). . Он придерживается той степени скептицизма, которая отрицает всякую непреходящую авторитетность здравого смысла. По сути, Платон предполагает, что справедливость, истина, равенство, красота и многие другие в конечном итоге происходят из Формы Блага.
Критика Аристотеля
[ редактировать ]Аристотель несколько раз обсуждает формы добра в критических терминах в обоих своих основных сохранившихся этических трудах — « Эвдемовой» и «Никомаховой этике» . Аристотель утверждает, что форма добра Платона не применима к физическому миру, поскольку Платон не приписывает «добро» чему-либо в существующем мире. Поскольку Форма Добра Платона не объясняет события в физическом мире, у людей нет оснований полагать, что Форма Добра существует и, следовательно, Форма Добра не имеет отношения к человеческой этике. [3]
Другая критика
[ редактировать ]Платоновскую форму блага часто критикуют как слишком общую. [4] Форма добра Платона не определяет хорошие вещи в физическом мире и, следовательно, не имеет связи с реальностью. [5] Поскольку в Платоновской Форме Добра отсутствуют инструкции или способы, с помощью которых человек мог бы быть хорошим, Платоновская Форма Добра неприменима к человеческой этике, поскольку не существует определенного метода, с помощью которого можно было бы стремиться к добру. Через Сократа в «Государстве » Платон признает форму блага как неуловимую концепцию и предлагает принять форму блага как гипотезу, а не критиковать ее за ее слабости. По мнению Сократа в «Государстве» , единственная альтернатива принятию гипотезы — это опровержение всех возражений против нее, что контрпродуктивно в процессе созерцания. [4]
Аристотель вместе с другими учеными рассматривает Форму Добра как синоним идеи Единого. [6] Платон утверждает, что Добро — это высшая форма и что все объекты стремятся быть хорошими. [7] Поскольку Платон не дает определения добрым вещам, интерпретация Платоновской Формы Добра через идею Единого позволяет ученым объяснить, как Платоновская Форма Добра связана с физическим миром. Согласно этой философии, чтобы объект принадлежал Форме Блага, он должен быть Единым и иметь надлежащую гармонию, единообразие и порядок, чтобы находиться в своей надлежащей форме. [6]
Философ Рафаэль Фербер отверг точку зрения Аристотеля о том, что «Благо» есть «Единое», и написал, что Форма Добра внутренне противоречива. Фербер утверждал, что платоновская форма блага может быть одновременно определена и неизвестна и находиться в состоянии как «бытия», так и «небытия». [6]
Формы Платона также критикуют за то, что они рассматриваются как причина всех вещей, а не как сущность сама по себе. Некоторые ученые также полагают, что Платон считал Форму сутью существования вещей. Эти различные интерпретации намерения Платона относительно Формы можно объяснить идеей о том, что у Платона не было систематического определения самой Формы. [3]
Влияние
[ редактировать ]Сочинения Платона о значении добродетели и справедливости пронизывают западную философскую традицию. [8] Плотин , основатель неоплатонизма , имел принципы, на которые сильно повлияло Добро. Его концепция «Единого» эквивалентна «Благу», поскольку описывает высшую онтологическую истину. «Единое» является одновременно «беспричинным» и причиной существования всего остального во вселенной. Плотин сравнил свой принцип «Единого» с освещающим светом, как это сделал Платон с Формой Добра. В результате школы неоплатонизма Плотина основная часть понимания философии Платона до XIX века приходилась на ее интерпретацию Плотина. Многие теологи и философы иудаизма, христианства и ислама смотрели на идеи платонизма через призму Плотина. [9]
Амфис, афинский комический драматург, сказал одному из своих персонажей: «А что касается блага, которое вы можете получить от нее, то я знаю об этом не больше, господин, чем о благе Платона». [10] Существует древняя анекдотическая традиция, согласно которой Платон прочитал публичную лекцию под названием «О добре», которая так смутила аудиторию, что большинство ушло. В конце лекции Платон сказал оставшимся слушателям: «Добро есть Единое». [11]
См. также
[ редактировать ]- Алетейя (правда)
- Влияние Плотина
- Седьмое письмо
- Очень хороший
- Аллегория пещеры
- Разделенная линия
- Тот самый
- Теория форм
- трансцендентный
- Ценность (этика)
- Достоинство
Примечания
[ редактировать ]- ^ Транслитерация : hē toû agathoû idea
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рив, Платон; пересмотрено CDC (1992). Республика ([2-е изд.]. Ред.). Индианаполис, Индиана: Hackett Publ. компании ISBN 978-0-87220-136-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Идея» от греческого ἰδέα, которое в прошлом часто транслитерировалось, но теперь обычно переводится как «характер». Архаичный смысл следует отличать от современного смысла, означающего «мысль». См. Рассел: «Не следует предполагать, что «идеи» в его понимании существуют в умах, хотя они могут быть восприняты умами... Слово «идея» с течением времени приобрело множество ассоциаций, которые весьма вводит в заблуждение применительно к «идеям» Платона ( «Проблемы философии» , глава 9).
- ^ Перейти обратно: а б Хорошо, Гейл (2003). Платон о познании и формах . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 350. ИСБН 0-19-924559-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Рив, CDC (2013). Слепота и переориентация: проблемы в Республике Платона (1-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 165, 166. ISBN. 978-0-19-993443-0 .
- ^ Герман, Артур (2013). Пещера и свет: Платон против Аристотеля и борьба за душу западной цивилизации (Первое изд.). Нью-Йорк: Bantam Books. п. 46. ИСБН 978-0-553-80730-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с Джордан, RW (1986). "Platos Idee des Guten", обзор Рафаэля Фербера. Классический обзор . 36 : 65–67. дои : 10.1017/s0009840x00105001 . JSTOR 3064234 . S2CID 170977273 .
- ^ Банах, Дэвид. «Теория форм Платона» . Архивировано из оригинала 3 августа 2014 года . Проверено 2 мая 2014 г.
- ^ Фреде, Дороти (16 сентября 2003 г.). «Этика Платона: обзор» . Проверено 28 апреля 2014 г.
- ^ Стэнфордская энциклопедия философии Плотина .
- ^ Диоген Лаэртий 3.27
- ^ Аристоксен, Гармоники 30–31; дополнительные показания см. в AS Riginos, Platonica (1976), стр. 124 и далее.