Jump to content

Форма блага

(Перенаправлено с «Формы блага »)

Форма Добра , или дословно переводимая «Идея Добра» ( ἡ τοῦ ἀγαθοῦ ἰδέα [а] ), — понятие в философии Платона . Платона В «Теории форм» , в которой формы определяются как совершенные, вечные и неизменные понятия, существующие вне пространства и времени, Форма Добра — это таинственная высшая Форма и источник всех остальных Форм. Это платоновский идеал .

Использование в Республике

[ редактировать ]

Первые упоминания в «Государстве» формы блага встречаются в разговоре Главкона и Сократа (454 c – d). Пытаясь ответить на такие трудные вопросы, касающиеся определения справедливости , Платон указывает, что мы не должны «вводить все формы различия и сходства в природе», вместо этого мы должны сосредоточиться на «одной форме сходства и различия, которая имела отношение к природе». сами особые образы жизни», которые являются формой Добра. Эта форма является основой для понимания всех других форм; это то, что позволяет нам понять все остальное. В разговоре между Сократом и Главконом (508 a–c) Платон проводит аналогию формы Добра с солнцем, поскольку именно оно позволяет нам видеть вещи. Здесь Платон описывает, как солнце позволяет видеть. Но он делает очень важное различие: «Солнце — это не зрение», а «причина самого зрения». Как солнце находится в видимой сфере, так и форма Добра находится в умопостигаемой сфере. Это «то, что дает истину известным вещам и силу познания знающему». Это не только «причина познания и истины, но и объект познания».

Платон определяет, как форма Добра позволяет познанию понять такие сложные понятия, как справедливость . Он считает знание и истину важными, но через Сократа (508d – e) говорит: «Добро ценится еще больше». Затем он продолжает объяснять, что «хотя добро не является бытием», оно «превосходит его по рангу и силе», это то, что «обеспечивает знание и истину» (508e). [1]

Научный анализ

[ редактировать ]

Платон пишет, что Форма (или Идея) Добра является источником познания, хотя сама по себе она не является знанием, а от Добра вещи справедливые и истинные приобретают свою полезность и ценность. Люди вынуждены стремиться к добру, но никто не может надеяться на успех без философских рассуждений. Согласно Платону, истинное знание связано не с теми материальными объектами и несовершенными разумными существами, с которыми мы встречаемся в нашем повседневном взаимодействии со всем человечеством, а, скорее, с изучением природы тех более чистых и совершенных образцов, которые являются моделями, по которым следуют все сотворенные существа. формируются. Платон предполагает, что эти совершенные типы существуют извечно, и называет их Формами или Идеями . [2] Поскольку эти Формы не могут быть восприняты человеческими чувствами, любые знания, которые мы получаем о Формах, должны рассматриваться мысленным взором (ср. Парменид 132а), в то время как идеи, полученные из конкретного мира потока, в конечном итоге неудовлетворительны и неопределенны (см. Теэтет ). . Он придерживается той степени скептицизма, которая отрицает всякую непреходящую авторитетность здравого смысла. По сути, Платон предполагает, что справедливость, истина, равенство, красота и многие другие в конечном итоге происходят из Формы Блага.

Критика Аристотеля

[ редактировать ]

Аристотель несколько раз обсуждает формы добра в критических терминах в обоих своих основных сохранившихся этических трудах — « Эвдемовой» и «Никомаховой этике» . Аристотель утверждает, что форма добра Платона не применима к физическому миру, поскольку Платон не приписывает «добро» чему-либо в существующем мире. Поскольку Форма Добра Платона не объясняет события в физическом мире, у людей нет оснований полагать, что Форма Добра существует и, следовательно, Форма Добра не имеет отношения к человеческой этике. [3]

Другая критика

[ редактировать ]

Платоновскую форму блага часто критикуют как слишком общую. [4] Форма добра Платона не определяет хорошие вещи в физическом мире и, следовательно, не имеет связи с реальностью. [5] Поскольку в Платоновской Форме Добра отсутствуют инструкции или способы, с помощью которых человек мог бы быть хорошим, Платоновская Форма Добра неприменима к человеческой этике, поскольку не существует определенного метода, с помощью которого можно было бы стремиться к добру. Через Сократа в «Государстве » Платон признает форму блага как неуловимую концепцию и предлагает принять форму блага как гипотезу, а не критиковать ее за ее слабости. По мнению Сократа в «Государстве» , единственная альтернатива принятию гипотезы — это опровержение всех возражений против нее, что контрпродуктивно в процессе созерцания. [4]

Аристотель вместе с другими учеными рассматривает Форму Добра как синоним идеи Единого. [6] Платон утверждает, что Добро — это высшая форма и что все объекты стремятся быть хорошими. [7] Поскольку Платон не дает определения добрым вещам, интерпретация Платоновской Формы Добра через идею Единого позволяет ученым объяснить, как Платоновская Форма Добра связана с физическим миром. Согласно этой философии, чтобы объект принадлежал Форме Блага, он должен быть Единым и иметь надлежащую гармонию, единообразие и порядок, чтобы находиться в своей надлежащей форме. [6]

Философ Рафаэль Фербер отверг точку зрения Аристотеля о том, что «Благо» есть «Единое», и написал, что Форма Добра внутренне противоречива. Фербер утверждал, что платоновская форма блага может быть одновременно определена и неизвестна и находиться в состоянии как «бытия», так и «небытия». [6]

Формы Платона также критикуют за то, что они рассматриваются как причина всех вещей, а не как сущность сама по себе. Некоторые ученые также полагают, что Платон считал Форму сутью существования вещей. Эти различные интерпретации намерения Платона относительно Формы можно объяснить идеей о том, что у Платона не было систематического определения самой Формы. [3]

Сочинения Платона о значении добродетели и справедливости пронизывают западную философскую традицию. [8] Плотин , основатель неоплатонизма , имел принципы, на которые сильно повлияло Добро. Его концепция «Единого» эквивалентна «Благу», поскольку описывает высшую онтологическую истину. «Единое» является одновременно «беспричинным» и причиной существования всего остального во вселенной. Плотин сравнил свой принцип «Единого» с освещающим светом, как это сделал Платон с Формой Добра. В результате школы неоплатонизма Плотина основная часть понимания философии Платона до XIX века приходилась на ее интерпретацию Плотина. Многие теологи и философы иудаизма, христианства и ислама смотрели на идеи платонизма через призму Плотина. [9]

Амфис, афинский комический драматург, сказал одному из своих персонажей: «А что касается блага, которое вы можете получить от нее, то я знаю об этом не больше, господин, чем о благе Платона». [10] Существует древняя анекдотическая традиция, согласно которой Платон прочитал публичную лекцию под названием «О добре», которая так смутила аудиторию, что большинство ушло. В конце лекции Платон сказал оставшимся слушателям: «Добро есть Единое». [11]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Транслитерация : hē toû agathoû idea
  1. ^ Рив, Платон; пересмотрено CDC (1992). Республика ([2-е изд.]. Ред.). Индианаполис, Индиана: Hackett Publ. компании ISBN  978-0-87220-136-1 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  2. ^ «Идея» от греческого ἰδέα, которое в прошлом часто транслитерировалось, но теперь обычно переводится как «характер». Архаичный смысл следует отличать от современного смысла, означающего «мысль». См. Рассел: «Не следует предполагать, что «идеи» в его понимании существуют в умах, хотя они могут быть восприняты умами... Слово «идея» с течением времени приобрело множество ассоциаций, которые весьма вводит в заблуждение применительно к «идеям» Платона ( «Проблемы философии» , глава 9).
  3. ^ Перейти обратно: а б Хорошо, Гейл (2003). Платон о познании и формах . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 350. ИСБН  0-19-924559-2 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Рив, CDC (2013). Слепота и переориентация: проблемы в Республике Платона (1-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 165, 166. ISBN.  978-0-19-993443-0 .
  5. ^ Герман, Артур (2013). Пещера и свет: Платон против Аристотеля и борьба за душу западной цивилизации (Первое изд.). Нью-Йорк: Bantam Books. п. 46. ​​ИСБН  978-0-553-80730-1 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с Джордан, RW (1986). "Platos Idee des Guten", обзор Рафаэля Фербера. Классический обзор . 36 : 65–67. дои : 10.1017/s0009840x00105001 . JSTOR   3064234 . S2CID   170977273 .
  7. ^ Банах, Дэвид. «Теория форм Платона» . Архивировано из оригинала 3 августа 2014 года . Проверено 2 мая 2014 г.
  8. ^ Фреде, Дороти (16 сентября 2003 г.). «Этика Платона: обзор» . Проверено 28 апреля 2014 г.
  9. ^ Стэнфордская энциклопедия философии Плотина .
  10. ^ Диоген Лаэртий 3.27
  11. ^ Аристоксен, Гармоники 30–31; дополнительные показания см. в AS Riginos, Platonica (1976), стр. 124 и далее.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e099ef5767720829e169cd8737559109__1719878400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e0/09/e099ef5767720829e169cd8737559109.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Form of the Good - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)