Аналогия разделенной линии
Аналогия разделенной линии ( греч . γραμμὴ δίχα τετμημένη , транслит. grammē dicha tetmēmenē ) представлена греческим философом Платоном в «Республике» (509d–511e). Он написан как диалог между Главконом и Сократом развивает непосредственно предыдущую аналогию с Солнцем , в котором последний по просьбе первого . Сократ просит Главкона не только представить себе эту неравномерно разделенную пополам линию, но и представить дальнейшее разделение каждого из двух сегментов пополам. Сократ объясняет, что четыре получившихся сегмента представляют собой четыре отдельных «аффекта» (παθήματα) психики. Говорят, что две нижние части представляют видимое, а две верхние — умопостигаемое . Эти привязанности последовательно описываются как соответствующие возрастающим уровням реальности и истины от предположения ( εἰκασία ) к вере ( πίστις ), к мысли ( διάνοια ) и, наконец, к пониманию ( νόησις ). Более того, эта аналогия не только развивает теорию психики, но и представляет метафизические представления. и эпистемологические взгляды.
Описание
[ редактировать ]Этот раздел может сбивать с толку или быть неясным для читателей . ( Май 2020 г. ) |
В «Государстве» (509d–510a) Сократ так описывает разделенную линию Главкону:
Теперь возьмите линию, разрезанную на две неравные части, и снова разделите каждую из них в той же пропорции: [2] и предположим, что два главных подразделения отвечают, одно на видимое, а другое на умопостигаемое, а затем сравните подразделения в отношении их ясности и недостаточности ясности, и вы обнаружите, что первый раздел в сфере видимого состоит изображений. А под образами я разумею, во-первых, тени, а во-вторых, отражения в воде и в твердых, гладких и полированных телах и тому подобное: понимаете?
Да, я понимаю.
Представьте себе теперь другой раздел, от которого это только сходство, включающий животных, которых мы видим, и все, что растет или создается. [3]
Видимый мир
[ редактировать ]Таким образом, AB представляет тени и отражения физических вещей, а BC — сами физические вещи. Они соответствуют двум видам знания : иллюзии ( eikasía ) нашего обычного, повседневного опыта и вере (πίστις pistis ) в дискретные физические объекты, отбрасывающие свои тени. [4] В « Тимее » в категорию иллюзий входят все «мнения, которыми наполнены умы простых людей», тогда как естественные науки включены в категорию веры. [4]
Термин eikasía ( древнегреческий : εἰκασία ), означающий догадку по-гречески, использовался Платоном для обозначения человеческого способа обращения с явлениями. [5] В частности, он идентифицируется как нижняя часть видимого сегмента и представляет собой изображения, которые Платон описывал как «сначала тени, затем отражения в воде и во всех уплотненных, гладких и блестящих материалах». [6] По мнению философа, eikasia и pistis составляют doxa , которая связана с генезисом (становлением). [7]
Эйкасия имеет несколько интерпретаций. Например, это неспособность понять, ли восприятие является образом чего-то другого. Поэтому оно мешает нам осознать, что сон , воспоминание или отражение в зеркале не являются реальностью как таковой. Другой вариант, предложенный такими учеными, как Янси Доминик, объясняет, что это способ понимания оригиналов, которые создают объекты, которые считаются эйкасией . [8] Это позволяет отличить изображение от реальности, например, не принять за дерево отражение дерева в луже. [8]
Понятный мир
[ редактировать ]Согласно некоторым переводам, [2] сегмент CE , представляющий умопостигаемый мир, делится в том же отношении, что и AC , давая подразделения CD и DE (легко проверить, что CD должен иметь ту же длину, что и BC : [9]
Есть два подразделения, в нижнем из которых душа использует в качестве образов фигуры, данные первым подразделением; исследование может быть только гипотетическим и вместо того, чтобы идти вверх к принципу, спускается к другому концу; в высшем из двух душа выходит из гипотез и восходит к принципу, который находится над гипотезами, не пользуясь образами, как в первом случае, а действуя только в самих идеях и через них (510b). [3]
Платон описывает CD , «низший» из них, как предполагающий математические рассуждения (διάνοια dianoia ), [4] абстрактные математические объекты, такие как геометрические линии где обсуждаются . Такие объекты находятся вне физического мира (и не следует путать их с рисунками тех линий, которые попадают в физический мир до н. э. ). Однако они менее важны для Платона, чем предметы философского понимания (νόησις noesis ), «высшего» из этих двух подразделений ( DE ):
И когда я говорю о другом подразделении умопостигаемого, вы поймете, что я говорю о том ином роде познания, которого разум сам достигает силой диалектики, используя гипотезы не как первоначала, а только как гипотезы, т. е. скажем, как ступени и отправные точки в мир, который находится над гипотезами, чтобы она могла воспарить за их пределы к первому принципу целого (511b). [3]
Платон здесь использует знакомые отношения между обычными объектами и их тенями или отражениями, чтобы проиллюстрировать отношения между физическим миром в целом и миром идей (форм) в целом. Первое состоит из ряда мимолетных отражений второго, которое вечно, более реально и «истинно». Более того, знание, которое мы имеем об идеях – если оно у нас действительно есть – имеет более высокий порядок, чем знание просто физического мира. В частности, познание форм ведет к познанию Идеи (Формы) Блага . [1]
Табличная сводка разделенной линии
[ редактировать ]Сегмент | Корреляция | Поражение психики | Тип объекта | Метод психики или глаза | Относительная истина и реальность |
---|---|---|---|---|---|
ИЗ | Noesis (νόησιςНоэзис | Знание (понимание): понимание только понятного ( νοητόν ) | Только Идеи, которым все существование и истина даны самим Добром (τὸ αὐτὸ ἀγαθόν) | Психика исследует все гипотезы с помощью Диалектики, не прибегая к подобиям, всегда двигаясь к Первоначалу. | Самый высокий |
компакт-диск | Дианойя ( интеллект ) | Знание (мысль): мысль, которая распознает умопостигаемое, но не только принадлежит ему. | Некоторые идеи, особенно по геометрии и числу. | Психика предполагает гипотезы, используя подобия, всегда двигаясь к окончательным выводам. | Высокий |
до нашей эры | Pistis (πίστιςПистис | Мнение (Вера): вера относительно видимых вещей. | видимые вещи ( ὁρατά ) | Глаз делает вероятные предсказания, наблюдая видимые вещи | низкий |
АБ | Эйкасия ( εἰκασία ) | Мнение (Воображение): догадки о сходстве | подобия видимых вещей ( изображений ) | Глаз делает предположения, наблюдая за подобиями видимых вещей. | самый низкий |
Метафизическое значение
[ редактировать ]Аналогия разделенной линии является краеугольным камнем метафизической концепции Платона. Эта структура иллюстрирует грандиозную картину метафизики, эпистемологии и этики Платона в одном лице. Философу недостаточно понять Идеи (Формы), он должен также понять отношение Идеи ко всем четырем уровням структуры, чтобы вообще что-либо знать. [10] [11] [12] В республике философ должен понять идею справедливости, чтобы жить справедливой жизнью или организовывать справедливое государство и управлять им. [13]
Самый низкий уровень, который представляет «мир становления и исчезновения» ( «Республика» , 508d), является метафизической моделью гераклитовой философии постоянного изменения и протагоровой философии явлений и мнений. Второй уровень, мир фиксированных физических объектов, [14] [15] также стал Аристотеля метафизической моделью . Третий уровень может быть пифагорейским уровнем математики. реальность Платона Четвертый уровень — идеальная парменидова , мир Идей высшего уровня.
Эпистемологический смысл
[ редактировать ]Платон придерживается очень строгого понятия познания. Например, он не принимает ни знания о предмете, ни прямое восприятие (см. «Теэтет» ), ни истинную веру в физический мир (« Менон» ) как знание. Философу недостаточно понять Идеи (Формы), он должен также понять отношение Идеи ко всем четырем уровням структуры, чтобы вообще что-либо знать. [16] По этой причине в большинстве ранних сократических диалогов Сократ отрицает знание как себе, так и другим.
Для первого уровня, «мира становления и исчезновения», Платон категорически отрицает возможность познания. [17] Постоянное изменение никогда не остается неизменным, поэтому свойства объектов в разное время должны относиться к разным идеям. Обратите внимание: чтобы знание было возможным, как считал Платон, остальные три уровня должны быть неизменными. Третий и четвертый уровень, математика и Идеи, уже вечны и неизменны. Однако для того, чтобы второй уровень, объективный, физический мир, также был неизменным, Платон в «Государстве» , Книга 4 [18] знакомит с эмпирически полученными [19] [20] [21] аксиоматические ограничения, запрещающие как движение, так и изменение перспективы. [14] [22]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «разделенная линия», Кембриджский философский словарь , 2-е издание, Cambridge University Press, 1999, ISBN 0-521-63722-8 , с. 239.
- ^ Перейти обратно: а б Старые греческие тексты не отличают неравное от равного (ανίσα, αν ίσα).
- ^ Перейти обратно: а б с Платон , Республика , Книга 6, перевод Бенджамина Джоуэтта , онлайн. Архивировано 18 апреля 2009 г. на Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б с Десмонд Ли и Рачана Камтекар , Республика , Примечания к книге 6, Пингвин, 1987, ISBN 0-14-044914-0 .
- ^ «эйкасия» . ФОЛДОК . Архивировано из оригинала 20 июня 2006 года . Проверено 22 июня 2006 г.
- ^ Дортер, Кеннет (2006). Трансформация республики Платона . Лэнхэм, Мэриленд: Lexington Books. п. 191. ИСБН 0739111876 .
- ^ Кромби, IM (2012). Исследование доктрин Платона: Платон о познании и реальности, Том 7 . Оксон: Рутледж. п. 91. ИСБН 9780415632171 .
- ^ Перейти обратно: а б Пейн, Эндрю (13 октября 2017 г.). Телеология действия в «Государстве» Платона . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780192536693 .
- ^ Пусть длина AE равна и переменного тока, равного , где (вслед за Сократом, однако, ; поскольку речь идет о равенстве длин BC и CD , последнее ограничение не имеет значения). Таким образом, длина CE равна . Отсюда следует, что длина BC должна быть равна , которая, как видно, равна длине CD .
- ^ Гейл Файн, Знание и вера в республике V-VII , в Г. Файне (ред.) Платон I (1990), также в С. Эверсоне (ред.) Кембриджские спутники древней мысли I: Эпистемология (Издательство Кембриджского университета: Новый Йорк, 1990), стр. 85–115.
- ^ Николас Денайер, Солнце и линия: роль Добра , в GRF Ferrari (ред.) The Cambridge Companion to Plato's Republic (Cambridge University Press: New York, 2007), стр. 284–309.
- ^ Республика 520c : «Однажды привыкнув... вы узнаете, что такое каждый из «идолов» и чем он является подобием, потому что вы увидели реальность прекрасного, справедливого и хорошего».
- ^ Рэйчел Г.К. Сингпурвалла, Платоновская защита справедливости в республике : «Справедливость - это добродетель, присущая как городам, так и отдельным людям, и природа или форма справедливости одинаковы в обоих случаях ( Республика , 435a)».
- ^ Перейти обратно: а б Джеймс Данахер, «Законы мышления » «Ограничения, которые Платон накладывает на законы мышления (т. е. «в одном и том же отношении» и «в одно и то же время»), являются попыткой изолировать объект мысли, удалив его из всех в другой раз, кроме настоящего, и со всеми отношениями, кроме одного».
- ^ Кратил 439d-e «Ибо если он когда-либо находится в одном и том же состоянии, то, очевидно, в это время он не меняется (реализм Платона); и если он всегда находится в одном и том же состоянии и всегда один и тот же, то как он может когда-либо измениться?» или двигаться, не отказываясь от своей формы (реализм Аристотеля)».
- ^ Республика 520c «Ибо, однажды привыкнув, вы сможете различать их гораздо лучше, чем местных жителей, и вы будете знать, что такое каждый из «идолов» и чем он является подобием, потому что вы видели реальность прекрасного, справедливого и хорошее».
- ^ Кратил 439d-e «Как же тогда то, что никогда не находится в одном и том же состоянии, может быть чем-то? ... и не может быть никем известно».
- ^ Республика 4.436b «Очевидно, что одно и то же никогда не будет действовать и подвергаться противоположностям в одном и том же отношении по отношению к одному и тому же предмету и в одно и то же время»
- ^ Республика 4.437a «давайте исходить из гипотезы , что это так, с пониманием того, что, если когда-либо окажется иначе, все, что вытекает из предположения, будет признано недействительным»
- ^ Также см. Тимей 29c об эмпирической «правдоподобности».
- ^ Интересно отметить, что современный логический анализ претендует на доказательство того, что потенциально фальсифицируемое «эмпирическое содержание теории точно фиксируется... аксиоматизацией... которая использует аксиомы, которые являются универсальными отрицаниями соединений атомарных формул» (К. Чемберс, Аксиоматическая структура эмпирического содержания ). Архивировано 27 июня 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Платона Принцип непротиворечивости ( Республика , 4.436b) для объективного, физического мира представлен тремя аксиоматическими ограничениями: одно и то же... не может действовать или подвергаться воздействию... противоположными способами... (1) в той же части (2) по отношению к тому же предмету (3) одновременно.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- В MIT .edu: Республика Платона : перевод Бенджамина Джоветта
- В проекте «Персей» : Республика Платона : перевод Пола Шори (1935), текст с аннотациями и гиперссылками (английский и греческий)
- Джеймс Данахер, « Законы мышления » , «Философ» , том LXXXXII, № 1.
- Аналогия Платона с разделенной линией : чтение на собраниях Восточного отделения Американской философской ассоциации, декабрь 1988 г.
- Сингпурвалла, Рэйчел Г.К. « Защита справедливости Платоном в республике » , в Сантас, Герасимос (ред.). Путеводитель Блэквелла по республике Платона (Оксфорд: Blackwell Publishing, 2006).
- Психология, философия и разделительная линия Платона . Полный текст, анализ и обширная библиография с гиперссылками по разделенной линии Платона.