Аллегория пещеры
Платоновская аллегория пещеры — это аллегория, представленная греческим философом Платоном в его работе «Республика» (514a–520a, Книга VII ) для сравнения «влияния образования ( παιδεία ) и его отсутствия на нашу природу ». Он написан как диалог между братом Платона Главконом и его наставником Сократом и рассказан последним. Аллегория представлена по аналогии с Солнцем (508b–509c) и аналогии разделенной линии (509d–511e).
В аллегории Платон описывает людей, которые провели свою жизнь прикованными в пещере лицом к глухой стене. Они наблюдают за тенями, отбрасываемыми на стену предметами, проходящими перед огнем позади них, и дают этим теням имена. Тени — это реальность заключенных, но не точное отображение реального мира. Тени представляют собой фрагмент реальности, который мы обычно можем воспринимать посредством наших органов чувств, в то время как объекты под солнцем представляют собой истинные формы объектов, которые мы можем воспринимать только посредством разума. Существуют три более высоких уровня: естествознание ; дедуктивная математика , геометрия и логика ; и теория форм .
Сократ объясняет, что философ подобен узнику, которого освободили из пещеры и который приходит к пониманию того, что тени на стене на самом деле не являются прямым источником видимых изображений. Философ стремится понять и воспринять высшие уровни реальности. Однако остальные обитатели пещеры даже не желают покидать свою тюрьму, ибо лучшей жизни им неведомо. [1]
Сократ отмечает, что эту аллегорию можно сопоставить с предыдущими произведениями, а именно с аналогией Солнца и аналогией разделенной линии.
Краткое содержание
[ редактировать ]Заключение в пещере
[ редактировать ]Платон начинает с того, что Сократ просит Главкона представить себе пещеру, в которой люди были заточены с детства. Эти заключенные прикованы цепями так, что их ноги и шеи зафиксированы, что заставляет их смотреть на стену перед собой, а не оглядываться на пещеру, друг на друга или на себя (514a–b). [2] Позади заключенных - костер, а между огнем и заключенными - приподнятый переход с низкой стеной, за которым ходят люди, неся предметы или куклы "людей и других живых существ" (514б). [2]
Люди ходят за стеной, чтобы их тела не отбрасывали тени для заключенных, а предметы, которые они несут («так же, как кукольные артисты имеют перед собой ширмы, на которых они управляют своими марионетками») (514а). [2] Заключенные не видят ничего из того, что происходит позади них; они могут видеть только тени, отбрасываемые на стену пещеры перед ними. Звуки разговоров людей эхом отражаются от стен; заключенные считают, что эти звуки исходят из тени (514c). [2]
Сократ предполагает, что тени являются реальностью для заключенных, потому что они никогда не видели ничего другого; они не осознают, что то, что они видят, — это тени объектов перед огнем, и тем более, что эти объекты вдохновлены реальными вещами за пределами пещеры, которых они не видят (514b–515a). [2]
Выход из пещеры
[ редактировать ]Тогда Сократ предполагает, что пленников отпустят. [3] : 199 Освобожденный заключенный оглядывался вокруг и видел огонь. Свет повредил бы его глаза и мешал бы ему видеть предметы, отбрасывающие тени. Если бы ему сказали, что то, что он видит, реально, а не другая версия реальности, которую он видит на стене, он бы не поверил. От боли, продолжает Сократ, освобожденный узник отворачивался и бежал обратно к тому, к чему он привык (то есть к теням переносимых предметов). Свет «... повредил бы его глаза, и он убежал бы, отвернувшись к вещам, на которые он мог смотреть, и которые, по его мнению, были более ясными, чем то, что ему показывали». [2]
Сократ продолжает: «Предположим... что кто-то должен потащить его... силой вверх по грубому подъему, по крутому пути вверх, и никогда не останавливаться, пока он не сможет вытащить его на свет солнца». [2] Узник будет злиться и испытывать боль, и ситуация будет только ухудшаться, когда лучистый свет солнца затмит его глаза и ослепит его. [2]
«Медленно его глаза приспосабливаются к солнечному свету. Сначала он может видеть только тени. Постепенно он может видеть отражения людей и предметов в воде, а затем позже видеть самих людей и предметы. В конце концов, он может смотреть на звезды и луна ночью, пока, наконец, он не сможет взглянуть на само солнце (516а)». [2] Только после того, как он сможет посмотреть прямо на солнце, «он сможет рассуждать о нем» и о том, что это такое (516б). [2] (См. также аналогию Платона с Солнцем , которая встречается в конце «Государства» , книга VI.) [4] [5]
Вернуться в пещеру
[ редактировать ]Сократ продолжает, говоря, что свободный заключенный подумает, что мир за пределами пещеры превосходит мир, который он испытал в пещере, и попытается поделиться этим с заключенными, оставшимися в пещере, пытаясь увлечь их в путешествие, которое он только что пережил; «он благословил бы себя за перемену и пожалел бы [других заключенных]» и захотел бы вывести своих товарищей-пещерных обитателей из пещеры на солнечный свет (516c). [2]
Возвращающийся заключенный, чьи глаза привыкли к солнечному свету, будет слеп, когда он снова войдет в пещеру, так же, как он был, когда он впервые оказался на солнце (516e). [2] Оставшиеся заключенные, согласно диалогу, по слепоте вернувшегося человека сделают вывод, что выход из пещеры причинил ему вред и что им не следует предпринимать подобное путешествие. Сократ заключает, что заключенные, если бы они могли, поэтому протянули бы руку и убили бы любого, кто попытался вытащить их из пещеры (517а). [2]
Темы аллегории встречаются и в других произведениях Платона.
[ редактировать ]Аллегория связана с теорией Форм Платона , согласно которой высшим и наиболее фундаментальным видом реальности обладают «Формы» (или « Идеи »), а не материальный мир, известный нам через ощущения. Знание Форм представляет собой настоящее знание или то, что Сократ считает «Благом». [6] Сократ сообщает Главкону, что самые превосходные люди должны следовать высшему из всех учений, а именно созерцать Добро. Однако те, кто поднялся на этот высший уровень, не должны оставаться там, а должны вернуться в пещеру и жить с пленниками, разделяя их труды и почести.
Платоновский «Федон» содержит образы, аналогичные аллегории пещеры; философ признает, что до философии его душа была «настоящим узником, крепко связанным внутри своего тела... и что вместо того, чтобы исследовать реальность самой себя и в себе, она вынуждена заглядывать сквозь решетку тюрьмы». [7]
Научная дискуссия
[ редактировать ]Ученые обсуждают возможные интерпретации аллегории пещеры, рассматривая ее либо с эпистемологической точки зрения (основанной на изучении того, как, по мнению Платона, мы познаем вещи), либо через политическую ( политию ) призму. [8] Большая часть исследований аллегорий находится между этими двумя точками зрения, а некоторые совершенно независимы ни от одной из них. эпистемологическая и политическая точки зрения, широко представленные Ричардом Льюисом Неттлшипом и А.С. Фергюсоном соответственно. Чаще всего обсуждаются [8]
Неттлшип интерпретирует аллегорию пещеры как символ нашей врожденной интеллектуальной неспособности, чтобы противопоставить наше меньшее понимание пониманию философа, а также аллегорию о людях, которые неспособны или не желают искать истину и мудрость. [9] [8] Фергюсон, с другой стороны, основывает свою интерпретацию аллегории на утверждении, что пещера является аллегорией человеческой природы и символизирует оппозицию между философом и коррупцией преобладающей политической ситуации. [1]
Однако внутри этих мыслительных лагерей возникли расколы. Большая часть современных научных дебатов вокруг аллегории возникла в результате исследования Мартином Хайдеггером аллегории и философии в целом через призму человеческой свободы в его книге « Сущность человеческой свободы: введение в философию и сущность свободы». Истина: О пещерной аллегории Платона и Теэтете . [10] В ответ Ханна Арендт , сторонница политической интерпретации аллегории, предполагает, что посредством аллегории Платон «хотел применить к политике свою собственную теорию идей». [11] И наоборот, Хайдеггер утверждает, что сущность истины — это способ существования, а не объект. [12] Арендт раскритиковала интерпретацию аллегории Хайдеггером, написав, что «Хайдеггер ... неправильно использует сравнение с пещерой для интерпретации и «критики» теории идей Платона». [11]
Различные учёные также обсуждают возможность связи работы над аллегорией и пещерой с работой Платона, рассматривая аналогию разделенной линии и аналогию Солнца . Разделенная линия — это теория, представленная нам в произведении Платона «Государство » . Это отображается в диалоге между Сократом и Главконом, в котором они исследуют возможность видимого и понятного мира, причем видимый мир состоит из таких элементов, как тени и отражения (отображается как AB), а затем поднимается до самого физического объекта (отображается как BC), в то время как умопостигаемый мир состоит из математических рассуждений (отображаемых CD) и философского понимания (отображаемых DE). [3]
Многие видят в этом объяснение того, как узник в аллегории пещеры проходит свое путешествие: сначала в видимом мире с тенями, такими как те, что на стене, [3] затем реализация физического с пониманием таких концепций, как отделение дерева от его тени. Оно входит в умопостигаемый мир, когда заключенный смотрит на солнце. [13]
«Аналогия Солнца» относится к моменту в шестой книге, в котором Сократ, после того как Главкон убедил его дать определение добра, предлагает вместо этого аналогию через «дитя добра». Сократ раскрывает, что этим «дитя добра» является Солнце, предполагая, что подобно тому, как Солнце освещает, даруя способность видеть и быть увиденным глазом. [15] : 169 своим светом, поэтому идея добра освещает умопостигаемое истиной, что заставляет некоторых ученых полагать, что это образует связь Солнца и умопостигаемого мира в сфере аллегории пещеры.
Влияние
[ редактировать ]Темы и образы пещеры Платона повлияли на гражданскую мысль и культуру. Например:
- Фрэнсис Бэкон использовал термин « Идолы пещеры » для обозначения ошибок разума, возникающих из-за идиосинкразических предубеждений и озабоченностей людей.
- В своей беседе 1658 года « Погребение в урне » Томас Браун утверждает: «Диалог между двумя младенцами в утробе матери о состоянии этого мира мог бы прекрасно проиллюстрировать наше незнание следующего мира, о котором, по моему мнению, мы все еще говорим у Платона, и являемся всего лишь эмбрионом». Философы».
- биолога-эволюциониста Джереми Гриффита Книга «Виды в отрицании» включает главу «Расшифровка пещерной аллегории Платона». [16]
В художественной литературе и популярных СМИ
[ редактировать ]- Фильмы «Конформист» , «Матрица» , «Тринадцатый этаж» , «Куб» , «Тёмный город» , «Шоу Трумэна» , «Мы и Город Эмбер» моделируют платоновскую аллегорию пещеры, как и телесериал «1899» . [17]
- Кульминацией «Пещеры» Хосе Сарамаго является открытие Пещеры Платона под центром, «огромного комплекса, сочетающего в себе функции офисной башни, торгового центра и кондоминиума». [18]
- Рэя Брэдбери Роман «451 градус по Фаренгейту» (1953) исследует темы реальности и восприятия, исследованные в аллегории Платона о пещере, а Брэдбери ссылается на работы Платона в романе. [19] [20]
- Релиз Orphaned Land 2018 года Unsung Prophets & Dead Messiahs представляет собой концептуальный альбом, основанный на этой аллегории. Назвав Платона «невоспетым пророком», фронтмен Коби Фархи объясняет, что «альбом протеста» описывает, как человечество принимает тьму и что люди боятся разорвать свои цепи и принять свет . [21]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Фергюсон, А.С. (1922). «Сравнение света Платона. Часть II. Аллегория пещеры (продолжение)» . Классический ежеквартальный журнал . 16 (1): 15–28. дои : 10.1017/S0009838800001956 . JSTOR 636164 . S2CID 170982104 . Архивировано из оригинала 28 декабря 2022 г. Проверено 06 сентября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Платон. Роуз, WHD (ред.). Республика Книга VII . Penguin Group Inc., стр. 365–401.
- ^ Перейти обратно: а б с Платон , Республика , Книга 6, перевод Бенджамина Джоуэтта , онлайн. Архивировано 18 апреля 2009 г. на Wayback Machine.
- ^ Джоуэтт, Б. (редактор) (1941). Платон «Республика» . Нью-Йорк: Современная библиотека. OCLC 964319 .
- ^ Малькольм, Джон (1 января 1962 г.). «Линия и пещера». Фронезис . 7 (1): 38–45. дои : 10.1163/156852862x00025 . ISSN 0031-8868 .
- ^ Ватт, Стивен (1997), «Введение: теория форм (книги 5–7)», Платон: Республика , Лондон: Wordsworth Editions, стр. xiv–xvi , ISBN 978-1-85326-483-2
- ^ Эллиотт, РК (1967). «Сократ и пещера Платона». Кант-Штудьен . 58 (2): 138. doi : 10.1515/kant.1967.58.1-4.137 . S2CID 170201374 .
- ^ Перейти обратно: а б с Холл, Дейл (январь 1980 г.). «Интерпретация пещеры Платона как аллегории человеческого состояния». Апейрон . 14 (2): 74–86. дои : 10.1515/APEIRON.1980.14.2.74 . JSTOR 40913453 . S2CID 170372013 . ПроКвест 1300369376 .
- ^ Неттлшип, Ричард Льюис (1955). «Глава 4. Четыре стадии интеллекта» . Лекции о Республике Платона (2-е изд.). Лондон: Macmillan & Co.
- ^ Макнил, Уильям (5 января 2003 г.). «Сущность человеческой свободы: введение в философию и сущность истины: о пещерной аллегории Платона и Теэтете» . Философские обзоры Нотр-Дама . Архивировано из оригинала 11 мая 2023 года . Проверено 6 сентября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Абенсур, Мигель (2007). «Против суверенитета философии над политикой: прочтение Арендт пещерной аллегории Платона». Социальные исследования: международный ежеквартальный журнал . 74 (4): 955–982. дои : 10.1353/sor.2007.0064 . JSTOR 40972036 . S2CID 152872480 . Гейл A174238908 Проект МУЗА 527590 ПроКвест 209671578 .
- ^ Пауэлл, Салли (1 января 2011 г.). «Открытие нескрытого: хайдеггеровская интерпретация платоновской аллегории пещеры и ее значение для психотерапии». Экзистенциальный анализ . 22 (1): 39–50. Гейл А288874147 .
- ^ Рэйвен, Дж. Э. (1953). «Солнце, разделительная линия и пещера». Классический ежеквартальный журнал . 3 (1/2): 22–32. дои : 10.1017/S0009838800002573 . JSTOR 637158 . S2CID 170803513 .
- ^ «разделенная линия», Кембриджский философский словарь , 2-е издание, Cambridge University Press, 1999, ISBN 0-521-63722-8 , с. 239.
- ^ Пойман, Луи и Вон, Л. (2011). Классика философии . Нью-Йорк: Oxford University Press, Inc.
- ^ Гриффит, Джереми (2003). Вид в отрицании . Сидней: WTM Publishing & Communications. п. 83. ИСБН 978-1-74129-000-4 . Архивировано из оригинала 29 октября 2013 г. Проверено 1 апреля 2013 г.
- ^ «Матрица и философия: Добро пожаловать в пустыню реальности», Уильям Ирвин. Издательство «Открытый суд», 2002. ISBN 0-8126-9501-1 . «Написано для тех поклонников фильма, которые уже являются философами».
- ^ Китс, Джонатан (24 ноября 2002 г.). «Тени на стене» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 17 апреля 2016 года . Проверено 24 ноября 2002 г.
- ^ «Параллели между «451 градусом по Фаренгейту» Рэя Брэдбери и «Аллегорией пещеры» Платона » . Архивировано из оригинала 6 июня 2019 г.
- ^ Брэдбери, Рэй (1953). 451 градус по Фаренгейту . Издательская группа Random House. п. 151. ИСБН 978-0-758-77616-7 .
- ^ «Освободившаяся земля, невоспетые пророки и мертвые мессии, поэтапный распад» . Балаббермут . Архивировано из оригинала 02 декабря 2023 г. Проверено 1 декабря 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Ниже приводится список дополнительной научной литературы по аллегории пещеры, которая включает статьи с эпистемологических , политических, альтернативных и независимых точек зрения на аллегорию:
- Эккерт, Морин (2012). «Кинематографическое спелеологическое исследование пещеры Платона» . Обзорный журнал . 9 : 42–49.
- Ким, А. (2004). «Оттенки истины: феноменологические взгляды на аллегорию пещеры». Идеалистические исследования . 34 (1): 1–24. doi : 10.5840/idstudies200434118 . ИНИСТ 16811501 .
- Лемуан, Ребекка (2020). Пещеры Платона: освобождающее жало культурного разнообразия . Оксфорд УП. дои : 10.1093/oso/9780190936983.001.0001 .
- Малькольм, Дж. (май 1981 г.). «Возвращение в пещеру». Классический ежеквартальный журнал . 31 (1): 60–68. дои : 10.1017/S0009838800021078 . S2CID 170697508 .
- Макнил, Уильям (5 января 2003 г.). «Сущность человеческой свободы: введение в философию и сущность истины: о пещерной аллегории Платона и Теэтете» . Философские обзоры Нотр-Дама .
- Митта, Димитра (1 января 2003 г.). «Чтение платонических мифов с ритуалистической точки зрения: кольцо Гигеса и пещерная аллегория» . Кернос (16): 133–141. дои : 10.4000/kernos.815 .
- Мерфи, Северная Каролина (апрель 1932 г.). «'Сравнение света' в республике Платона». Классический ежеквартальный журнал . 26 (2): 93–102. дои : 10.1017/S0009838800002366 . S2CID 170223655 .
- Цабар, Вооз (1 января 2014 г.). « Бедность и находчивость: о формирующем значении эроса в образовательной практике». Исследования в области философии и образования . 33 (1): 75–87. дои : 10.1007/s11217-013-9364-5 . S2CID 144408538 .
- Замостье, Габриэль (2017). «Политическое значение аллегории Платона о пещере» . Идеи и ценности . 66 (165). doi : 10.15446/ideasyvalores.v66n165.55201 . ПроКвест 1994433580 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Аллегория пещеры в PhilPapers
- Анимированная интерпретация «Аллегории Пещеры» Платона.
- Тед-Эд: Аллегория Платона о пещере
- Платон: Республика, книга VII в Project Gutenberg
- Платон: Аллегория пещеры, из книги «Республика» – Вашингтонского университета факультет
- Платон: Книга VII «Государства» , Аллегория пещеры в Шиппенсбургском университете.