Филитас из Коса
Филитас из Коса | |
---|---|
Бронза Филитаса, Философа ( ок. 250–200 до н.э. ) [1] | |
Родное имя | Филитас король |
Рожденный | в. 340 г. до н.э. [2] |
Умер | в. 285 г. до н.э. (55 лет) [3] |
Занятие | Ученый и поэт |
Национальность | Птолемеевское царство |
Жанр | Элегия , эпиграмма , эпиллион |
Предмет | Глоссарий , Гомер |
Литературное движение | Александрийская школа поэзии |
Известные работы | Деметра Беспорядочные слова |
![]() |
Филитас Косский ( / f ɪ ˈ l aɪ t ə s / ; греческий : Φιλίτας ὁ Κῷος , Philītas ho Kōos ; ок. 340 – ок. 285 до н.э. ), иногда пишется Филетас ( / fa aɪ ˈ l iː t ə s / ; Φιλήτας , Филетас ; см. Библиографию ниже), греческий ученый, поэт и грамматик раннего эллинистического периода Древней Греции . [4] [5] Его считают основателем эллинистической школы поэзии , процветавшей в Александрии примерно после 323 г. до н.э. [5] Филитас также считается наставником Птолемея II Филадельфа и поэта Теокрита . [5] Он был худым и хрупким; Позже Афиней изобразил его как ученого, настолько поглощенного учебой, что чахнул и умер. [6] [7]
Филитас был первым крупным греческим писателем, который был одновременно ученым и поэтом. [4] Его репутация сохранялась на протяжении веков, основанная как на его новаторском изучении слов, так и на его стихах элегическим размером. Его словарь «Беспорядочные слова» описывал значения редких литературных слов, в том числе и тех, которые употреблял Гомер . Его поэзия, особенно его элегическая поэма «Деметра» , пользовалась большим уважением у более поздних античных поэтов. Однако с тех пор почти все его работы были утеряны. [7]
Жизнь
[ редактировать ]О жизни Филитаса мало что известно. Древние источники называют его Коаном, уроженцем или давним жителем Коса . [3] один из островов Додеканеса в Эгейском море недалеко от побережья Азии. Его ученик Феокрит писал, что отцом Филета был Телеф (Τήλεφος, Tḗlephos ), а матерью, если предположить, что рукопись дополнена правильно, Евкциона (Εὐκτιόνη, Euktiónē ). [8] Судя по комментарию о Филите в Суде , исторической энциклопедии X века нашей эры, предполагается, что он родился ок. 340 г. до н. э. , и что он мог завоевать репутацию на Косе ок. 309/8 г. до н.э. Во время войн диадохов , которые последовали за смертью Александра Великого и разделили империю Александра, Птолемей захватил Кос у своего конкурирующего преемника Антигона в 310 г. до н. э.; его сын, Птолемей II Филадельф , родился там в 308 г. до н.э. Это было излюбленное место отдыха литераторов, уставших от Александрии. [9]

Филет был назначен наставником Филадельфа, что позволяет предположить, что он переехал в Александрию ок. 297/6 г. до н.э. [2] и вернулся в Кос в конце 290-х годов до нашей эры. [3] Возможно, он также обучал Арсиною II , старшую сестру Филадельфа и будущую жену. [10] Более поздние наставники царских отпрысков в Птолемеевском Египте обычно возглавляли Александрийскую библиотеку , но неизвестно, занимал ли эту должность Филитас. [4] Филитас также обучал поэтов Гермесианакса и Теокрита, а также грамматиста Зенодота , и после того, как он вернулся на Кос, он, кажется, провел по крайней мере десять лет, возглавляя братство интеллектуалов и поэтов, в которое входили Арат , Гермесианакс и Феокрит. [9] [11]
Гермесианакс писал о «Филитасе, поющей проворной Биттис», а Овидий дважды называет ее «Баттис». Принято считать, что Биттис или Баттис была любовницей Филита, а Гермесианакс относился к любовной поэзии; Другая возможность состоит в том, что ее имя означало «болтун» и что она была юмористическим олицетворением страсти Филитаса к словам. [7]
Филитас был худым и хрупким и, возможно, страдал и умер от изнурительной болезни . [12] Судя по всему, он умер в Косе где-то в 280-х годах до нашей эры. [3] установили его статую под платаном , изображая его «хилым со всеми блесками». Его ученик Гермесианакс писал, что жители Коса [7] Его современник Посидипп писал, что Филадельф в старости заказал скульптору Гекатею бронзу Филита, [1] [13] который «ничего не включал в себя от телосложения героев. Нет,... он навеял старика полным забот». [7] [14] Римский писатель III века нашей эры Элиан скептически передал историю о том, что Филитас был настолько худым, что вставлял свинцовые грузы в подошвы своих ботинок, чтобы его не унесло сильным ветром. [6] [15] Греческий писатель II века нашей эры Афиней из Навкратиса писал, что Филитас так интенсивно изучал ложные аргументы и ошибочное употребление слов, что чахнул и умер от голода, и что его эпитафия гласила: [16]
Оригинал | Транслитерированный |
---|---|
Пойдем, я Филитас, поэтому я лживый; Он также заботился о ночи и вечерах | Ксейн, Филитас Эйми. Вход в меня под псевдонимом hṓlese kaì nykton phrontides hespérioi |
Сент-Джордж Сток проанализировал эту историю так, что Филитас изучал мегарскую философскую школу , которая культивировала и изучала парадоксы, такие как парадокс лжеца : если кто-то говорит: «Я лгу», то, что он говорит, правда или ложь? [17] Сток писал, что Филитас так переживал из-за парадокса лжеца, что умер от бессонницы , и перевел эпитафию следующим образом: [6]
Более буквальный перевод предполагает, что придуманная эпитафия высмеивает стремление Филитаса использовать правильные слова:
Незнакомец, я Филитас. Ложное слово и ночные заботы погубили меня. [13]
Работает
[ редактировать ]
Филитас написал словарь, объясняющий значения редких литературных слов, слов из местных диалектов и технических терминов; вероятно, оно приняло форму лексикона. [6] [11] Словарь, получивший название «беспорядочные слова» (Ἄτακτοι γλῶσσαι, Átaktoi glôssai ), был утерян, и лишь несколько фрагментов цитировались более поздними авторами. [7] Один из примеров, приведенный у Афинея , заключается в том, что слово πέλλα ( pélla ) означало «чаша для вина» в древнегреческом регионе Беотия ; [20] это, очевидно, противопоставлялось тому же слову, означающему «ведро с молоком» в Гомера » «Илиаде . [7] «Герменея» , еще один научный труд, вероятно, содержал версии Филита и критические интерпретации Гомера и других авторов. [11]
Известно около тридцати фрагментов стихов Филитаса, а также четыре определенных названия: [6] [11]
- «Деметра» , самое известное произведение Филита, состояло из элегических куплетов , или куплетов в элегическом размере. [21] Немногочисленные сохранившиеся фрагменты позволяют предположить, что в нем рассказывается об охоте богини зерна Деметры за ее дочерью Персефоной . [22] Фрагменты описывают прибытие Деметры на Кос и теплый прием ее королевской семьи Меропидов, то есть людей, вдвое превышающих ее размер, представляя, таким образом, основополагающий миф местного культа Деметры на Косе. [11]
- Гермес представлял собой эпиллион , или краткое мифологическое повествование, написанное гекзаметром . Он имел структуру гимна , в центре которого рассказывалось о посещении Одиссеем острова царя Эола , хранителя ветров, и о тайном романе Одиссея с царской дочерью Полимелой. Также возможно, что «Гермес» представлял собой сборник таких историй, общей нитью которых было покровительство самого Гермеса. [11]
- У игрушек (Παίγνια, Paígnia ) были две более короткие коллекции. Эти стихотворения имели структуру эпиграмм и их тематика могла включать эротику . Единственное сохранившееся стихотворение содержит два элегических двустишия и имеет структуру головоломки или загадки, характерную для некоторых древнегреческих застольных песен . [11]
- только одна из эпиграмм . Полностью реконструирована [11]
Другое возможное стихотворение - Телеф , который, возможно, был спутником Деметры . [11]
Сохранилось не более пятидесяти стихов Филиты. [7] Ниже приведен пример фрагмента из двух стихов, который цитировался в « Сборнике парадоксальных рассказов» , предполагаемый автор которого Антигон (часто отождествляемый с Антигоном Каристским , [23] почти современник) не уточняется, из какого произведения они взяты; косвенные данные свидетельствуют о Деметре . [24] Эти два стиха показывают слияние интересов Филиты к поэзии и малоизвестным словам:
Оригинал | Транслитерированный |
---|---|
Но он старел, он был стар от жизни, я видел Гробница ὀxeiis какту охраняется | Gērýsaito de nebrós apót zōḕn olésasa oxeíēs что за команда phylaxaménē |
По словам Антигона, «кактус» (κάκτος, káktos ) был колючим растением из Сицилии, и «когда олень наступает на него и укалывается, его кости остаются беззвучными и непригодными для флейт. По этой причине Филитас говорил о нем». [7] Антигон цитирует еще один отрывок, а антолог V века нашей эры Стобей цитирует одиннадцать отрывков из Филита; остальные фрагменты взяты из древних комментаторов, которые цитировали Филита при обсуждении редких слов или имен, используемых другими авторами. [25]
Влияние
[ редактировать ]

Филитас был самой важной интеллектуальной фигурой в первые годы эллинистической цивилизации . [26] Он получил мгновенное признание как в поэзии, так и в литературоведении. [4] и, насколько известно, он был первым человеком, которого называли «поэтом и учёным» ( poiētḕs [h]áma kaì kritikós ). [27] Предполагается, что как наставник Филадельфа он оказал большое влияние на развитие Мусейона в Александрии, научного учреждения, в которое входила знаменитая Александрийская библиотека . Ему была воздвигнута статуя, возможно, в Мусионе в Косе. [28] и его работа была явно признана классической как Теокритом, так и Каллимахом . [25]
Его репутация ученого сохранялась как минимум столетие. В Афинах комический драматург Стратон шутил, предполагая, что зрители знают о словарном запасе Филита, и более века спустя этот словарный запас подвергся критике со стороны влиятельного гомеровского ученого Аристарха Самофракийского в его книге «Против Филитаса» (Πρὸς Φιλίταν, Pròs Philítan ). Географ Страбон три столетия спустя описал его как «одновременно поэта и критика». [7] [29]
Филитас был первым писателем, чьи произведения представляют собой сочетание качеств, которые сейчас считаются эллинистическими : разнообразие, ученость и использование гомеровских источников в неэпических произведениях . Он непосредственно повлиял на крупных эллинистических поэтов Каллимаха и Аполлония Родосского . [25] Его стихи упоминались или кратко цитировались Каллимахом и другими древними авторами. [30] и его поэтическая репутация сохранялась по крайней мере три столетия, поскольку поэты Августа отождествляли его имя с великими элегическими произведениями. [25] Проперций связал его с Каллимахом следующим известным двустишием:
Каллимах Манес и Кои священные Филеты, | Тень Каллимаха и святилище Коана Филитаса, |
Овидий также связал двух поэтов, призывая женщин, желающих поймать мужчину, читать Каллимаха и Филита, и, наоборот, советуя людям, желающим разлюбить, избегать этих двоих. [32] Ритор I века нашей эры Квинтилиан поставил Филита на второе место после Каллимаха среди элегических поэтов. [33] Влияние Филитаса обнаруживалось или подозревалось во многих древних письменах; [21] В романе Лонга II века нашей эры «Дафнис и Хлоя» есть персонаж, вероятно, названный в его честь. [34] Однако почти все, что он написал, похоже, исчезло в течение двух столетий, поэтому маловероятно, чтобы какой-либо писатель позднее II века до нашей эры читал какие-либо его строки, кроме нескольких. [25]
Библиография
[ редактировать ]Древние источники пишут его имя по-разному. Правильная форма Φιλίτας ( Pilítas ) древняя и была распространена на Косе, но дорический греческий цвет Φιλήτας ( Philḗtas ) также древний; акцентуация Φιλητᾶς ( Филетас ) до царских времен не существовала.
Фрагменты Филитаса отредактировал Спанудакис с комментариями на английском языке:
- Константинос Спанудакис (2002). Филитас из Коса . Мнемозина , Дополнения , 229. Лейден: Brill. ISBN 90-04-12428-4 . Отзыв от Хопкинсона [21] и Сенс. [36]
а также Деттори (за словарный запас) и Сбарделлы (за стихи) с комментариями на итальянском языке:
- Эмануэле Деттори (2000). Грамматическая Филита: Отзывы и фрагменты: введение, издание и комментарии (на итальянском языке). Рим: Квазар. ISBN 88-7140-185-9 .
- Ливио Сбарделла (2000). Филита: Свидетельства и поэтические фрагменты: введение, издание и комментарии (на итальянском языке). Рим: Квазар. ISBN 88-7140-182-4 .
Более ранние издания фрагментов включают Кайзера, [37] Бах, [38] Новацкий, [39] и Кухенмюллер; [40] см. также Маасс. [41]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Эндрю Стюарт (2005). «Посидипп и истина в скульптуре». В Гуцвиллере (ред.). Новый Посидипп . стр. 183–205.
- ^ Jump up to: а б Спанудакис. Филитас из Коса . п. 23.
- ^ Jump up to: а б с д Спанудакис. Филитас из Коса . п. 24.
- ^ Jump up to: а б с д Буллох, «Эллинистическая поэзия», с. 4.
- ^ Jump up to: а б с «Филитас Косский | Греческий поэт» . Британская энциклопедия .
- ^ Jump up to: а б с д и Чисхолм 1911 года .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Питер Бинг (2003). «Неуправляемый язык: Филитас Косский как ученый и поэт». Классическая филология . 98 (4): 330–48. дои : 10.1086/422370 . S2CID 162304317 .
- ^ Спанудакис. Филитас из Коса . п. 26.
- ^ Jump up to: а б Джон Эдвин Сэндис (1903). История классической науки: от шестого века до нашей эры до конца средневековья . Лондон: Издательство Кембриджского университета. стр. 118–9 . ОСЛК 2759759 .
- ^ Jump up to: а б Спанудакис. Филитас из Коса . п. 29.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Ливио Сбарделла (2007). «Филитас Кос». У Юбера Канчика; Хельмут Шнайдер; Кристин Ф. Салазар; и др. (ред.). Новый Поли Брилла - Античность, Том. 11 (Фи–Прок) . Лейден: Брилл. стр. 49–50. ISBN 978-90-04-14216-9 .
- ^ Алан Кэмерон (1991). «Насколько худым был Филитас?». Классический ежеквартальный журнал . 41 (2): 534–8. дои : 10.1017/S0009838800004717 . S2CID 170699258 .
- ^ Jump up to: а б Александр Сенс (2005). «Искусство поэзии и поэзия искусства: единство и поэтика статуй-поэм Посидиппа». В Гуцвиллере (ред.). Новый Посидипп . стр. 206–28. • Более ранняя версия появилась в: Александр Сенс (2002). «Новая статуя Филита Посидиппа, Асклепиада и Гекатея» (PDF) . Ежегодное собрание Американской филологической ассоциации . Архивировано из оригинала (PDF) 9 июля 2007 г.
- ^ Альтернативный перевод стихотворения Посидиппа находится на стр. 31 из Фрэнк Нисетич (2005). «Стихи Посидиппа». В Гуцвиллере (ред.). Новый Посидипп . стр. 17–66.
- ^ Элиан (тр. Томас Стэнли ). Разная история , 9.14 . Проверено 26 августа 2009 г.
- ^ Афиней (тр. CD Yonge ). Гастрономы , 9.401e . Проверено 26 августа 2009 г.
- ^ Пол Винсент Спейд (2009). «Нерастворимые» . В Эдварде Н. Залте (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 3 декабря 2009 г.
- ^ Святой Георгий Сток (1908). Стоицизм . Лондон: Арчибальд Констебль. п. 36 . ОСЛК 1201330 .
- ^ Спанудакис. Филитас из Коса . стр. 215–7.
- ^ Афиней (тр. CD Yonge). Гастрономы , 11.495e . Проверено 26 августа 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Н. Хопкинсон (2003). «Coi Sacra Philitae». Классический обзор . 53 (2): 311–2. дои : 10.1093/cr/53.2.311 .
- ^ С. Дж. Хейворт (2004). «Взгляд в реку: история литературы и интерпретация Каллимаха, гимны 5 и 6». В М. А. Хардере; РФ Регтуит; Г. К. Ваккер (ред.). Каллимах II . Hellenistica Groningana, 7. Левен: Петерс. стр. 139–60. ISBN 90-429-1403-3 .
- ^ Кэтрин Гацвиллер (2007). Путеводитель по эллинистической литературе . Молден, Массачусетс: Блэквелл. стр. 166–7 . ISBN 978-0-631-23321-3 .
- ^ Спанудакис. Филитас из Коса . стр. 209–13.
- ^ Jump up to: а б с д и Буллох, «Эллинистическая поэзия», с. 5.
- ^ Буллох, «Эллинистическая поэзия», с. 4. «Самой важной интеллектуальной фигурой в первые годы нового эллинистического мира был Филет с восточно-греческого острова Кос».
- ^ Пфайффер, Рудольф (1955). «Будущее исследований в области эллинистической поэзии». Журнал эллинистических исследований . 75 : 69–73. дои : 10.2307/629171 . JSTOR 629171 . S2CID 163687758 .
- ^ Алекс Харди (1997). «Филитас и платан» (PDF) . Журнал папирологии и эпиграфики . 119 : 21–36.
- ^ Страбон . География , 14.2.19 (на греч.). А. Мейнеке (ред.). Лейпциг: Тойбнер. 1877. Проверено 23 февраля 2010 г.
- ^ Спанудакис. Филитас из Коса . стр. 85–346.
- ^ Проперций . Элегии , III.1 (на латыни). Проверено 26 августа 2009 г. Аллен утверждал, что Philetae — это искажение слова поэты , скорее ссылаясь на Philitas, чем называя его. Арчибальд Аллен (1996). «Проперций и Коан Филитас» . Классический ежеквартальный журнал . 46 (1): 308–9. дои : 10.1093/cq/46.1.308 .
- ^ Овидий, Ars Amatoria 3.329–330 и Remedia Amoris 759–760; см. Дамер, Э.З. (2014). «Гендерные изменения и интертекстуальность в Тибулле» . Классический мир , 493–514; страница 500.
- ^ Квинтилиан (тр. Джон Селби Уотсон). Институты ораторского искусства , 10.1.58. Архивировано 6 августа 2008 г. в Wayback Machine . Проверено 26 августа 2009 г.
- ^ Ричард Хантер (1996). «Лонгус, Дафнис и Хлоя ». В Гарете Л. Шмелинге (ред.). Роман в древнем мире . Мнемозина , Добавки ; Классическая традиция, 159. Лейден: Brill. стр. 361–86 . ISBN 90-04-09630-2 .
- ^ Спанудакис. Филитас из Коса . стр. 19–22.
- ^ Александр Сенс (2003). «Обзор К. Спанудакиса (ред.), Филитаса Коса » . Классический обзор Брин Мора (2003.02.38). • Константинос Спанудакис (2003). «Ответ автора» . Классический обзор Брин Мора (32 марта 2003 г.).
- ^ Чарльз Фил. (Карл Филипп) Кайзер (1793). Найденные фрагменты Philetae Coi (на латыни). Геттинген: Typis Barmeierianis. OCLC 79432710 .
- ^ Николаус Бахиус (Бах) (1829). Philetae Coi, Hermesianactis Colophonii и Phanoclis Relicia (на латыни). Галле: Библиотека Гебауэрия. OCLC 165342613 .
- ^ Адельберт (Адельберт) Новацкий (1927). Поэтические фрагменты Philitae Coi (на латыни). Мюнстер: Монастырь Вестфалия. ОСЛК 68721017 .
- ^ Вильгельм Кухенмюллер (1928). Реликвии Филет Кой (на латыни). Борна: Напечатано Робертом Носке. ОСЛК 65409641 .
- ^ Эрнест (Эрнст) Маасс (1895). О трех стихотворениях Филеты (на латыни). Марбург: Н.Г. Эльвертум. OCLC 9861455 .
Ссылки
[ редактировать ]- А. В. Буллок (1985). «Эллинистическая поэзия». В ЧП Истерлинг ; Бернард М.В. Нокс (ред.). Эллинистический период и Империя . Кембриджская история классической литературы. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 1–81. дои : 10.1017/CHOL9780521210423.019 . ISBN 0-521-35984-8 .
- Кэтрин Гацвиллер, изд. (2005). Новый Посидипп: книга эллинистической поэзии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-926781-2 .
- Спанудакис. Филитас из Коса . (См. Библиографию .)
Атрибуция
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Филе энциклопедия » Британская Том. 21 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 100-1 375–376. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Внешние ссылки
[ редактировать ]- энциклопедия Британская Том. 18 (9-е изд.). 1885. с. 742. »
- Древнегреческие поэты-элегики
- Ученые-гомеристы
- Древнегреческие педагоги
- Древние коаны
- Древнегреческие лексикографы
- Древнегреческие эпиграмматики
- Рождение в IV веке до нашей эры
- Смерти 280-х гг. до н.э.
- Греческий народ IV века до н.э.
- Греческий народ III века до н.э.
- Поэты III века до нашей эры
- Птолемеев двор