Эклектизм
Эклектизм — это концептуальный подход, который не придерживается строго одной парадигмы или набора предположений, а вместо этого опирается на множество теорий, стилей или идей для получения взаимодополняющего понимания предмета или применяет разные теории в конкретных случаях. Однако зачастую при этом отсутствуют соглашения или правила, диктующие, как и какие теории объединялись.
Иногда это может показаться неэлегантным или лишенным простоты, а эклектиков иногда критикуют за отсутствие последовательности в их мышлении. Однако это распространено во многих областях обучения. Например, большинство психологов принимают определенные аспекты бихевиоризма , но не пытаются использовать теорию для объяснения всех аспектов человеческого поведения.
Эклектику в этике , философии , политике и религии часто сравнивают с синкретизмом , но эти две концепции различаются подходом к объединению элементов разных традиций. В то время как синкретизм в религии предполагает слияние или ассимиляцию нескольких различных традиций в новую единую систему, эклектизм заимствует элементы из различных систем, не обязательно интегрируя их в единую сплоченную структуру. Это различие позволяет использовать более широкий и инклюзивный подход к эклектизму, где выбор основан на индивидуальных достоинствах или предпочтениях, а не на попытке создать новую единую традицию.
Источник
[ редактировать ]Впервые было зарегистрировано, что эклектизм практиковался группой древнегреческих и римских философов , которые не привязывались ни к какой реальной системе, но выбирали из существующих философских верований те доктрины, которые казались им наиболее разумными. [1] На основе этого собранного материала они построили свою новую систему философии. Термин происходит от греческого ἐκλεκτικός ( эклектикос ), буквально «выбирающий лучшее». [2] [3] и это от ἐκλεκτός ( эклектос ), «отобрали, отобрали». [4] Известными эклектиками в греческой философии были стоики Панетий и Посидоний , новые академики Карнеад и Филон из Ларисы . Среди римлян был полностью эклектичным Цицерон , поскольку он объединил перипатетические , стоические и новые академические доктрины. Преемнику Филона и учителю Цицерона Антиоху Аскалонскому приписывают влияние на Академию, так что она окончательно перешла от скептицизма к эклектизму. [5] Другие эклектики включали Варрона и Сенеку Младшего .
Однако, по мнению Рошкера и Сухадольника, хотя эклектизм имел греческое происхождение, этот термин использовался редко, и историки греческой мысли даже придавали ему негативный оттенок, связывая его с описанием нечистого и неоригинального мышления. [6] Такие ученые, как Климент Александрийский, утверждали, что эклектизм имел долгую историю в греческой философии и подкреплен более глубоким метафизическим и теологическим убеждением относительно абсолютного Бога как источника всех благородных мыслей и что все части истины можно найти среди различные философские системы. [7]
Использование
[ редактировать ]Архитектура и искусство
[ редактировать ]Термин «эклектика» используется для описания сочетания в одном произведении элементов разных исторических стилей, главным образом в архитектуре и, как следствие, в изобразительном и декоративном искусстве. Этот термин иногда также широко применяется к общему стилистическому разнообразию архитектуры 19-го века после неоклассицизма ( около 1820 г. ), хотя возрождение стилей в этот период, начиная с 1970-х годов, обычно называют аспектами историзма . [9]
Эклектизм играет важную роль в критических дискуссиях и оценках, но как-то далек от реальных форм артефактов, к которым он применяется, и поэтому его смысл довольно неясен. Простейшее определение этого термина — что каждое произведение искусства представляет собой сочетание множества влияний — настолько просто, что от него мало пользы. В некотором смысле эклектизм напоминает маньеризм тем, что этот термин использовался уничижительно на протяжении большей части периода его распространения, хотя, в отличие от маньеризма, эклектизм никогда не представлял собой движение или определенный стиль: он характеризуется именно тем фактом, что он не было определенного стиля.
Боевые искусства
[ редактировать ]Некоторые боевые искусства можно охарактеризовать как эклектичные в том смысле, что они заимствуют техники из множества других боевых искусств.
Филология
[ редактировать ]В текстологии эклектизм — это практика изучения большого числа свидетелей текста и выбора варианта, который кажется лучшим. Результатом процесса является текст с показаниями многих свидетелей. При чисто эклектичном подходе теоретически не отдается предпочтение ни одному свидетелю. Вместо этого критик формирует мнение об отдельных свидетелях, опираясь как на внешние, так и на внутренние доказательства.
С середины 19 века эклектизм, в котором нет априорной предвзятости к одной рукописи, является доминирующим методом редактирования греческого текста Нового Завета (в настоящее время United Bible Society , 4-е изд. и Nestle- Аланд, 27-е изд.). Несмотря на это, самые старые рукописи, относящиеся к александрийскому текстовому типу , пользуются наибольшим предпочтением, а критический текст имеет александрийский характер. [10]
Философия
[ редактировать ]В эллинистической философии эклектики использовали элементы различных философий, текстов, жизненного опыта и собственных философских идей. Эти идеи включают жизнь, связанную с существованием, знаниями, ценностями, разумом, разумом и языком. Это движение тесно связано со средним платонизмом .
Антиох Аскалонский ( ок. 125 – ок. 69 до н.э. ) был учеником Филона Ларисского и учителем Цицерона . Под его влиянием платонизм перешел от академического скептицизма Новой Академии к эклектизму. [11] : 273 В то время как Филон придерживался учения о том, что не существует ничего абсолютно определенного , Антиох отказался от этого в пользу догматизма . Среди его возражений против скептицизма было соображение, что без твердых убеждений невозможно никакое рациональное содержание жизни. [11] : 273 Антиох указывал, что утверждение, что ничего нельзя утверждать, или доказательство того, что ничего нельзя доказать, является противоречием; что мы не можем говорить о ложных идеях и в то же время отрицать различие между ложным и истинным. [11] : 274 Он изложил академическую, перипатетическую и стоическую системы таким образом, чтобы показать, что эти три школы отклонялись друг от друга лишь в незначительных пунктах. [11] : 274 Антиоха интересовала главным образом этика , в которой он пытался найти средний путь между Зеноном Китийским , Аристотелем и Платоном . Например, он говорил, что достаточно добродетели для эвдемонии , но для высшей степени счастья необходимы также телесные и внешние блага. [11] : 274
Эта эклектичная тенденция стала возможной благодаря тому факту, что большинство работ Платона не были догматическими. [11] : 305 Среднему платонизму способствовала необходимость рассмотрения основных теорий постплатонических философских школ, таких как аристотелевская логика и стоическая психология и этика (теория благ и эмоций). [11] : 306 С одной стороны, средние платоники, как и более поздние перипатетики, занимались научной деятельностью, такой как изложение доктрин Платона и объяснение его диалогов; с другой стороны, они пытались систематически развивать платоновские теории. Поскольку оно было подвержено в этом влиянию неопифагореизма , оно имело немалое значение в подготовке пути неоплатонизму . [11] : 306
В современной философии Виктор Кузен был основателем современного эклектизма. [12]
Психология
[ редактировать ]Эклектизм признается в подходах к психологии , которые видят множество факторов, влияющих на поведение и познание или психику . В 1970-е годы психологи начали использовать те подходы и методы, которые они считали подходящими для своего клиента. [13] Они принимают во внимание множество точек зрения при выявлении, объяснении и изменении поведения клиента. [13]
См. также
[ редактировать ]- Эклектическая медицина
- Эклектика в искусстве
- Эклектика в музыке
- Эклектизм в текстологии
- Пастиш
- Перспективизм
- Полистилизм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 8 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 887.
- ^ Британская энциклопедия - в философии и теологии практика выбора доктрин из разных систем мысли без принятия всей родительской системы для каждой доктрины.
- ^ ἐκλεκτικός ,Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон , в цифровой библиотеке Персея
- ^ ἐκλεκτός , Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон , в цифровой библиотеке Персея
- ^ Целлер, Эдуард (2001). Очерки истории греческой философии, 13-е издание . Оксон: Рутледж. п. 253. ИСБН 9781315822976 .
- ^ Рошкер, Яна; Сухадольник, Наташа (2011). Результаты перехода: литература, искусство и философия в раннесредневековом Китае . Ньюкасл-апон-Тайн: Издательство Cambridge Scholars Publishing. п. 229. ИСБН 9781443827140 .
- ^ Ашвин-Сейковски, Петр (2008). Климент Александрийский: проект христианского совершенства . Лондон: Т&Т Кларк. п. 104. ИСБН 9780567032874 .
- ^ Гигеану, Мадалин (2022). Средиземноморское течение в межвоенной архитектуре . Погода. стр. 155. ISBN 978-606-081-135-0 .
- ^ Леонард К. Итон, Архитектура выбора: эклектизм в Америке, 1880-1910 , 1975 г.
- ^ Аланд, Б. 1994: 138.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Эдуард Целлер , Очерки истории греческой философии , 13-е издание.
- ^ Энциклопедия философии Рутледжа : от Брахмана до Дерриды , Тейлор и Фрэнсис, 1998, стр. 10: «Электика Виктора Кузена».
- ^ Перейти обратно: а б «Электизм в терапии | в главе 13: Терапия | из психологии: введение Расса Дьюи» . www.intropsych.com . Проверено 3 мая 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с эклектизмом в искусстве, на Викискладе?