Church of Saint Panteleimon, Gorno Nerezi
Церковь Святого Пантелеймона | |
---|---|
41 ° 58'37 "N 21 ° 22'26" E / 41,977 ° N 21,374 ° E | |
Расположение | Gorno Nerezi |
Страна | Северная Македония |
Номинал | Восточно-православный |
История | |
Основан | 1164 |
Архитектура | |
Стиль | византийский |
Церковь Святого Пантелеймона ( македонский : Црква Свети Пантелеймон , латинизированный : Crkva Sveti Panteleimon ) в Горно Нерези , Северная Македония , — небольшая византийская церковь XII века, расположенная в монастырском комплексе. Церковь и монастырь посвящены святому Пантелеймону , покровителю врачей. Церковь была построена в 1164 году на фундаменте Алексиоса Ангелоса, сына Константина Ангелоса .
Церковь имеет куполообразное крестообразное ядро, три апсиды и прямоугольный притвор . Он построен из каменных блоков неправильной формы и кирпича, залитых толстыми слоями раствора. Окружающий монастырский комплекс окружен стенами.
Фрески в церкви являются известными образцами Комненской эпохи византийского искусства , изображающими сцены Страстей Христовых и различные агиографические иллюстрации. Подобные композиции появляются в монастыре Латому в Салониках . Церковь была повреждена землетрясением в 16 веке. В ходе последующей реставрации некоторые фрески в верхней средней части были перекрашены. Оригинальный мраморный иконостас пережил землетрясение, но утратил декоративную пластику.
При очередной попытке реставрации в 1885 году большая часть фресок наоса была закрашена довольно неумело. Во время уборки в 1923 году были восстановлены некоторые оригинальные фрески XII века.
Колорит, драматическая композиция и чистота выражения, отраженные во фресках, представляют собой выдающиеся образцы византийской средневековой монументальной живописи конца XII века.
Лепной декор церкви изображен на аверсе македонской банкноты номиналом 50 динаров , выпущенной в 1996 году. [1]
Истоки Возрождения
[ редактировать ]По словам Эндрю Грэма-Диксона , британского историка искусства и писателя, эти фрески своим «...физическим, электрическим присутствием...» [2] было нечто большее являются доказательством того, что в византийском искусстве , чем формальность и потусторонность его мозаичной и иконной традиции. В своей книге Грэм-Диксон подвергает сомнению Вазари убеждения XVI века о том, что Джотто ди Бондоне наконец отказался от первобытного влияния Византии в фресковой живописи. Фрески, содержащиеся в церкви Святого Пантелеймона в Нерези, не рассматриваются как статичные, они способны превращаться во что-то более явно человечное и реалистичное, что примерно на 150 лет предвосхищает акцент Запада на изображении Христа как человека из плоти и крови. На фреске « Оплакивание Христа» описывается как слияние жизни и смерти в одном изображении, когда Мария трогательно оплакивает Иисуса, укачивая его между своими ногами. Грэм-Диксон напоминает, что эти фрески 1160-х годов предшествуют аналогичным эмоциональным фрескам Джотто из капеллы Арены в Падуе, около 1305 года. Он заключает, что «...византийский восток сыграл гораздо более формирующую роль в развитии искусства эпохи Возрождения, чем был подготовлен Вазари. уступить». [2]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Национальный банк Республики Македония . Македонская валюта. Банкноты в обращении: 50 динаров. Архивировано 29 марта 2008 г. в Wayback Machine . - Проверено 30 марта 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Эндрю Грэм-Диксон, Возрождение . Би-би-си, Лондон (1999)
- Эй Джей Уортон: «Нерези». В: Оксфордский византийский словарь , Нью-Йорк/Оксфорд, 1991.
- К. Димче: «Нерези». В: Энциклопедия Югославии , 1-е изд., Загреб, 1965.
- В.Дж. Джурич: «Нерези». В: Лексикон средневековья , Штутгарт/Веймар, 1999.
Маттиас Брониш, Оплакуваньето во Св.Пантелеймоне - Нерези. В: Культурен Живот, 74, 8–9, стр. 18–22.
Книги
[ редактировать ]- Петар Милькович-Пепек: Нерези (памятники искусства Югославии) . Югославия, Белград, 1966 г.
- Ида Синкевич: Церковь Св. Пантелеймона в Нерези: Архитектура, программа, патронаж . Райхерт, Висбаден 2000, ISBN 3-89500-129-5 .
- Эндрю Грэм-Диксон: Возрождение . Лондон: Би-би-си, 1999. ISBN 0-563-38396-8 .