Золотая лопата
Пала д'Оро ( итал главный алтарь . «Золотое панно») — базилики Сан-Марко в Венеции . Это общепризнанное одно из самых изысканных и совершенных произведений византийской эмали , украшенное как лицевой, так и задней стороной.
История
[ редактировать ]
Считалось, что Пала д'Оро был впервые введен в эксплуатацию в 976 году дожем Пьетро Орсеоло , где он был составлен из драгоценных камней и нескольких эмалей с изображением различных святых, а в 1105 году он был расширен дожем Орделафо Фальеро . [ 1 ] В 1345 году ювелир Джованни Паоло Бонезенья получил задание завершить алтарь от Андреа Дандоло , который в то время был прокуратором, а позже стал дожем. Бонезенья добавила к изделию рамку в готическом стиле и добавила больше драгоценных камней. [ 2 ] Дандоло также включил надпись, описывающую его собственные дополнения, а также дополнения его предшественников. [ 3 ]
Паоло Венециано было поручено изготовить деревянные панели для покрытия (Pala Feriale), когда алтарь не выставлялся напоказ. [ 4 ] Венециано было поручено сделать эту обложку между 1342–1342 годами, где она была датирована 1345 годом и подписана им вместе с его сыновьями Лукой и Джованни. [ 5 ] Чехол состоит из двух частей. На верхней доске в центре изображен Скорбящий муж , окруженный Богородицей и св. Джон , Джордж , Марк , Питер и Николас . [ 5 ] На нижней доске изображены повествования о жизни, мученичестве, погребении и переводе Святого Марка. [ 5 ] Деревянные панели открывались для публики только во время литургии. В 15 веке «внешний» алтарь Венециано был заменен деревянной панелью, которая сохранилась и сегодня, хотя Пала теперь всегда открыта.
В 1995 году деревянная обложка Pala Feriale Венециано прошла консервацию, финансируемую некоммерческой организацией Save Venice Inc.
Описание
[ редактировать ]
Алтарь имеет ширину 3 метра (9,8 фута ) и высоту 2 метра (6,6 фута). [ 6 ] Он сделан из золота и серебра, [ 7 ] 187 эмалевых пластинок, [ 5 ] и 1927 драгоценных камней. [ 2 ] В их число входят 526 жемчужин, 330 гранатов, 320 изумрудов, 255 сапфиров, 183 аметиста, 175 агатов, 75 рубинов, 34 топаза, 16 сердоликов и 13 яшм. [ 2 ]
Верхний раздел
[ редактировать ]Алтарь состоит из двух частей. Эмали в верхней части Пала д'Оро содержат Архангела Михаила в центре , а по обе стороны от него шесть изображений, изображающих Жизнь Христа , которые были добавлены в 1209 году. На них изображен Вход Христа в Иерусалим, Сошествие. в Лимб, Распятие, Вознесение, Пятидесятницу и Смерть Богородицы. [ 2 ] Обычно считается, что изначально они не были частью алтаря, поскольку по стилистическим особенностям они относятся к XII веку и, вероятно, были разграблены во время Четвертого крестового похода . [ 8 ]
Нижняя часть
[ редактировать ]В нижней части находятся эмали, рассказывающие о жизни святого Марка . Они были созданы в 1105 году в Константинополе по заказу дожа Орделаффо Фальера . [ 9 ] Раньше они располагались вдоль основания, но с тех пор были перемещены на свое нынешнее положение по бокам и в верхнем ряду этого раздела. [ 9 ]

Также в нижней части находится эмаль с изображением Христа в центре алтаря, а четыре круглые эмали вокруг него — изображения Четырех евангелистов . [ 9 ] Справа и слева от Христа расположены двенадцать апостолов, по шесть с каждой стороны. Над Христом находится пустой престол, символизирующий Страшный суд и Второе пришествие Христа , с ангелами и архангелами по обе стороны от него. [ 3 ] Под Христом и апостолами изображены двенадцать пророков с Богородицей, окруженной Фальером и императрицей Ириной , в центре. [ 9 ]
Дож Фальер и императрица Ирина
[ редактировать ]Две фигуры, окружающие Богородицу, — это изображения дожа Орделаффо Фальера и византийской императрицы Ирины. [ 10 ] Изображение Фальера кажется немного неправильным, поскольку его голова слишком мала по сравнению с телом. Есть свидетельства того, что оригинальная голова была снята и заменена новой. [ 10 ] На эмали также есть царапины, оставшиеся после снятия предыдущей головки, и для заполнения зазоров, в которые не совсем подошла сменная головка, использовался какой-то воск или паста. [ 11 ]
Хотя существовали теории, что предыдущая голова изображала императора, это объяснение не совсем подходит. Императоров обычно изображают в красной обуви, а эта фигура в черной обуви, без каких-либо признаков переделки. [ 11 ] Кроме того, на эмали написано имя Фальера, изменение которого потребовало бы больших усилий и оставило бы следы. [ 11 ] Наиболее вероятное объяснение состоит в том, что первоначальная голова на самом деле была головой Фальера, но без нимба. [ 11 ] Позже церковные чиновники — возможно, даже сам Фальер — решили заменить его, добавив нимб. Скипетр, который он держит, ограничивал возможности изменения, поэтому мастерам пришлось сделать новое изображение немного меньше. [ 11 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Паолетти и Радке 1997, с. 134.
- ^ Jump up to: а б с д Вио, 2000, с. 167.
- ^ Jump up to: а б Вио 2003, с. 300
- ^ Паолетти и Радке 1997, с. 135.
- ^ Jump up to: а б с д Гиббс 2014
- ^ Вио, 2000, с. 163.
- ^ Нагель, 2000.
- ^ Гоносова 1978, с. 332.
- ^ Jump up to: а б с д Вио, 2000, с. 166.
- ^ Jump up to: а б Бактон и Осборн 2000, с. 43.
- ^ Jump up to: а б с д и Бактон и Осборн 2000, с. 44.
Ссылки
[ редактировать ]- Беттини, Серджио, «Венеция, Пала д'Оро и Константинополь», Бактон, Дэвид и др., Сокровищница Сан-Марко в Венеции , 1984, Метрополитен-музей (полностью доступно онлайн или в формате PDF из MMA). ).
- Бактон, Дэвид и Джон Осборн. «Эмаль дожа Орделаффо Фальера на Пала д'Оро в Венеции». Геста 39 нет. 1 (2000): 43-4
- Гиббс, Роберт (2014). «Паоло Венециано». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета.
- Гоносова, Анна. «Исследование фрагмента эмали из коллекции Думбартон-Оукс». Документы Думбартон-Оукса 32 (1978): 327-333.
- Нагель, Александр. «Алтарь». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн . Издательство Оксфордского университета, 2014.
- Паолетти, Джон Т. и Гэри М. Радк (1997). Искусство в Италии эпохи Возрождения . Нью-Йорк: Х.Н. Абрамс.
- Вио, Этторе (2000). Базилика Святого Марка в Венеции . Лондон: Темза и Гудзон.
- Вио, Этторе (2003). Собор Святого Марка: искусство и архитектура церкви и государства в Венеции. Нью-Йорк: Riverside Book Co.
Фильмы
[ редактировать ]- Ромер, Джон (1997), Византия: Затерянная империя ; ABTV/Ibis Films/The Learning Channel; 4 серии; 209 минут. (В третьем эпизоде («Зависть мира») ведущий Ромер рассматривает Пала д'Оро .) подробно
