Кастельсеприо (археологический парк)
Кастельсеприо был местом расположения римского форта в древности и важным городом Ломбардии в раннем средневековье, прежде чем был разрушен и заброшен в 1287 году. Сегодня он сохранился как археологический парк в современной коммуне Кастельсеприо , недалеко от современной деревни то же имя. Он находится на севере Италии, в провинции Варезе , примерно в 50 км к северо-западу от Милана .
Слава Кастельсеприо заключается в фресках раннего средневековья , содержащихся в апсиде небольшой церкви Санта-Мария-форис-портас , которые были заново открыты только в 1944 году. Эти фрески имеют исключительную редкость и художественное значение и демонстрируют сильное византийское влияние. Датировка фресок и происхождение их художника или художников остаются спорными, хотя наиболее вероятной датой считается первая половина IX века.
В 2011 году церковь — и кастр с башней Торба — стали объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО как часть группы из семи вписанных в список Лонгобардов в Италии, Места Силы (568-774 гг. н. э.) . В 2006 году Министерство культуры Италии в представлении в ЮНЕСКО заявило:
Фрески, украшающие центральную апсиду церкви Санта-Мария-форис-портас, представляют собой лучший по художественному качеству раннесредневековый живописный цикл и считаются уникальными в раннесредневековом европейском искусстве. [1]
История
[ редактировать ]Кастельсеприо возник как римский форт, который контролировал важный перекресток. В период раннего средневековья лангобарды заняли римский форт, превратив его в укрепленную цитадель или небольшой городок. Когда-то здесь чеканили монеты – знак его важности. Церковь Санта-Мария-форис-портас означает «за воротами» («foris portas» на латыни ), хранящая знаменитые фрески, расположена недалеко от стен цитадели. Раннее посвящение церкви Марии является предположением; Первое документальное упоминание о церкви Марии в Кастельсеприо (предположительно именно этой) относится к 13 веку.
Вся цитадель была полностью разрушена Оттоном Висконти , архиепископом Миланским , после того, как он захватил ее в 1287 году, чтобы предотвратить ее повторное использование его соперниками. Исследования церкви, начавшиеся в 1934 году, наконец, в 1944 году обнаружили знаменитые византийские фрески под поздней штукатуркой.
Вся территория теперь представляет собой археологическую зону, содержащую остатки стен и гораздо более крупную трехнефную базилику Сан-Джованни Евангелиста V века . Здесь же находится баптистерий V-VII веков, посвященный святому Иоанну Крестителю . Он имеет две купели, возможно, для использования в разных обрядах, и восьмиугольный с небольшой апсидой на востоке. Третья церковь Сан-Паоло имеет центральный шестиугольный план и была построена между VI и XII веками. От замка остались руины. Рядом находится большая башня, когда-то использовавшаяся как женский монастырь .
Фрески
[ редактировать ]Когда в 1944 году была исследована церковь Санта-Мария-форис-портас, было обнаружено, что она содержит, как и более поздние фрески, очень важный и сложный цикл фресок, демонстрирующий очень сильное византийское влияние.
Стиль
[ редактировать ]Некоторые ученые, в том числе Левето, полагают, что можно обнаружить две разные руки, но происхождение этих художников неясно и является предметом предположений. Фрески утонченны, выразительны и уверенны. Художники без надрыва и диспропорции адаптируют традиционные композиционные типы к конкретному месту. Позы естественны и ритмичны, и в целом есть «большой пыл и убежденность, интенсивный отклик на человеческое значение предмета» (Шапиро). Хотя некоторые аспекты фресок, особенно иконография , явно византийские, другие могут опираться на христианское искусство Сирии или Египта .
Фрески также имеют важные аспекты, которые наиболее тесно связаны с позднеантичным искусством Италии. Некоторые здания удачно укорочены, и отношения между зданиями и фигурами управляются более эффективно, чем в большинстве византийских картин. Картина написана с необычной свободой по сравнению с большинством византийских работ; именно эта особенность, в частности, относится к гораздо более ранним произведениям поздней античности, таким как картины, найденные в катакомбах Рима .
Некоторые искусствоведы считают, что этот стиль исходит из александрийской традиции , от которой не осталось ни одной другой картины подобного масштаба. Джон Беквит настроен несколько менее восторженно, чем некоторые искусствоведы, и описывает фрески как «полностью компетентные» и достойные сравнения с работами VII века в Риме. [2] Он считал, что «складки драпировки... сложная серия угловатых выступов, подчеркнутых бликами... производят явно металлическое впечатление и выдают переписчика, который тревожным образом предвещает манеры десятого века». [3]
Предметы
[ редактировать ]Византийские фрески расположены вокруг изогнутой стены апсиды и внутренней поверхности арки между апсидой и основным корпусом церкви. Состояние фресок варьируется; некоторые части хорошо сохранились, другие полностью отсутствуют или едва заметны. Большая часть окрашенной области покрыта ямками, чтобы обеспечить основу для последующей штукатурки (см. нижнюю часть в середине сцены «Презентация»).
Сюжеты недостающих или фрагментарных сцен являются предметом некоторых научных споров: некоторые авторы предполагают, что эти сцены составляют цикл о Жизни Богородицы , а другие - о Жизни Христа ; эти взгляды описаны ниже.
Фрески расположены в трех регистрах, средний регистр прерывается тремя арочными окнами. Они представляют собой цикл Рождества Христова , а также, возможно, представляли ранние аспекты жизни Марии или Христа. В самом нижнем регистре есть декоративный фриз , под которым в центре есть несколько руин с расписными перилами для штор и религиозными символами. Этот реестр мог не содержать цифр. Верхний и средний регистры содержат сюжетные картины. Цикл, возможно, был частью более крупной схемы украшения, которая когда-то включала внешнюю поверхность арки и другие стены церкви.
Верхний регистр повествований:
- 1) Над главной аркой, со стороны внутрь апсиды, а не в теле церкви, находится Хетоймасия , [4] или Трон Божий с символами на нем, в медальоне, с архангелами по обе стороны, летящими в «победной» позе.
Затем на изогнутой стене апсиды читаем слева направо:
- 2) Благовещение и Посещение – правая сторона неполная.
- недостающий медальон, в котором, возможно, находился бюст Марии.
- 3) Испытание горькой водой – левая сторона незавершена
- 4) Бюст Христа Пантократора в медальоне над центральным окном восточной апсиды. Под окном в самом нижнем регистре видны следы расписной экседры с Евангелием на подушке. [5]
- 5) Сон святого Иосифа
- недостающий медальон, в котором, возможно, находился бюст Иоанна Крестителя .
- 6) Путешествие в Вифлеем – справа незавершенное.
Средний регистр На изогнутой стене, читаем справа налево:
- 7) Рождество и . Благовещение пастухам
- 8) Представление Иисуса в храме
Фрагментарные остатки двух фресок, которые могли быть:
- 9) Бегство в Египет . [5] или (в Марианской интерпретации) Рождение Богородицы )
- 10) Избиение невинных или (в Марианской интерпретации) Введение Богородицы во храм )
На двух внутренних гранях апсидальной арки:
- 11) Поклонение волхвов , на внутренней стороне правой стороны арки.
- 12) на внутренней стороне левой стороны арки — остатки возможно из «Сна волхвов» или (в Марианской интерпретации) «Отвержения жертв Иоакима в храме »)
Хронологическая последовательность Альтернативная хронологическая последовательность десяти повествовательных сцен будет выглядеть следующим образом:
- Рождество Христово: 2,5,3,6,7,8,11,12,9,10.
- Жизнь Марии: 12,9,10,2,5,3,6,7,8,11
В версии Мариан три недостающие сцены происходят в начале истории, а не в конце. Ни одна из последовательностей не соответствует последовательной хронологической последовательности на стене. (Первый) сон Иосифа и испытание горькой водой происходят в хронологическом порядке между Благовещением и Посещением. Введение Иисуса в храм должно было, по мнению Левита, произойти на сороковой день после рождения. Время визита волхвов в Евангелиях не упоминается , а апокрифические сочинения помещают его между семью днями и двумя годами после Рождества Христова. Восточная церковь, а к периоду готики и западная церковь, по крайней мере в искусстве, помещала его очень скоро после рождения, так что волхвы, как и пастухи, включаются в сами вертепы. Однако западная церковь склонна относить прибытие волхвов к этой дате позже, хотя определенно до бегства в Египет и резни невинных. Некоторый отход от хронологии с целью подчеркнуть тематические или типологические связи — общая черта средневековых циклов картин.
Марианская интерпретация
[ редактировать ]Некоторые ученые, в частности П.Д. Левето, [6] интерпретировать цикл как «Марианский», то есть как часть Жития Марии, а не как конкретно представляющий те сцены, связанные с Рождеством. Свидетельством такой интерпретации является наличие редко изображаемой сцены «Испытание горькой водой». При такой интерпретации три недостающие повествовательные сцены имели бы разное содержание, а сама последовательность была бы иной упорядочена, переходя от левой части арки к первым двум сценам нижнего регистра, через верхний регистр и затем опустить правую сцену и закончить сценой волхвов на противоположной стороне арки. В предлагаемой композиции две сцены Рождения и Представления в храме Марии визуально уравновешены друг с другом, в то время как Представление и Испытание водой над ним посвящены девственности Марии. Также сбалансированы две сцены подношений по обе стороны арочной стены; в обоих случаях фигуры размещены так, чтобы приносить подношения вдали от пустого арочного пространства, чтобы зрительное внимание было сосредоточено внутри апсиды.
Встречаться
[ редактировать ]В 1950 году, вскоре после того, как фрески были впервые обнаружены, опрос ученых, присутствовавших на конференции в Кастельсеприо, показал грубое разделение между датами VII и X веков, хотя крайний предложенный диапазон дат простирается от VI до X веков. XIV век – почти беспрецедентный размах в истории средневекового искусства.
С этого времени диапазон возможных дат значительно сузился. Радиоуглеродное датирование древесины и термолюминесцентное датирование черепицы позволяют предположить, что церковь была построена в начале-середине девятого века. [7] Хотя это и дает достаточно обоснованную дату для церковной структуры, это может быть только «terminus post quem» для фресок, которые могли быть добавлены позже. Однако грубая отделка внутренней каменной кладки заставляет многих ученых полагать, что фрески были добавлены как часть первоначальной строительной программы.
«terminus ante quem» стало открытием граффити, процарапанных на фресковой штукатурке, с записью ряда священнических назначений, самое раннее из которых датировано (по имени председательствующего архиепископа Милана ) не позднее 948 года. Многие писатели считают, что после написания цикла должен был пройти определенный промежуток времени, прежде чем духовенство отнеслось к картинам таким образом.
Многие искусствоведы указывали на связь между фресками и двумя тесно связанными рукописями , а именно « Роллом Джошуа» ( Библиотека Ватикана , Палатинская гр. 431) и Парижской Псалтирью ( Национальная библиотека Франции , Грек. 139) [1] . Однако датировка обеих рукописей также спорна. Историки искусства Курт Вайцман и Мейер Шапиро согласились, что художественное качество фресок превосходит качество любой рукописи.
Курт Вейцман предпочитал дату незадолго до 945 года и постулировал связь с браком между лангобардской принцессой и византийским принцем , состоявшимся в 944 году. В качестве художника он отдавал предпочтение неизвестному константинопольскому художнику, обучавшемуся в той же мастерской, что и художники две рукописи во время визита в связи со свадьбой. Шапиро предпочел дату между 7 и 9 веками, а в 1957 году остановился на 8 веке.
Большинство последних авторов, опираясь на упомянутый выше анализ древесины и черепицы, отдают предпочтение первой половине IX века. Некоторые авторы полагают, что работа могла быть выполнена греческими беженцами, давно поселившимися в Италии, или итальянцами, обученными такими художниками. Другие полагают, что виноваты художники, только что приехавшие из византийского мира.
Аспекты работ
[ редактировать ]Почти каждый аспект фресок, от одежды до изображения нимба или нимба вокруг младенца Христа, был детально проанализирован и сравнен с другими работами. Некоторые примеры:
- Надписи с именами различных фигур выполнены на латыни и римским шрифтом, но акушерка Рождества Христова называется «EMEA», причем буква «Е» («H» в греческом алфавите ) является формой греческого слова «the». . В византийский период часто можно встретить греческие надписи, называющие фигуры на картинах, которые содержат определенный артикль. Греческая форма надписи будет: «H MAIA».
- Обработку архитектурных элементов на картинах сравнивают с эллинизированными работами, созданными для мусульманских покровителей в VIII веке в Великой мечети в Дамаске и других местах.
- Легенда о сомневающейся повивальной бабке , чья иссохшая рука чудесным образом исцелилась, показанная в вертепе, появляется, вероятно, только в западном искусстве этого периода.
- В остальном « Испытание горькой водой» крайне редко встречается в западной иконографии, и это одно из последних из немногих византийских изображений. [8] Легенда взята из апокрифического Протоевангелия Иакова и в полностью развитой истории происходит после сна Иосифа, в котором ангел успокаивает Иосифа, который встревожен, обнаружив беременность Марии, поскольку он знает, что не спал с ней. По легенде, беременность замечают и другие, и, чтобы развеять сплетни и обвинения, жрецы Храма (где Мария раньше была храмовой служанкой) заставляют пару пройти испытание питьем «горькой воды» — их реакция на которое докажет или опровергнуть свою невиновность. Естественно, они проходят. Идея суда явно основана на Числах 5, 11 и далее . [9] Легенда была частью некоторых западных средневековых религиозных драм , в которых «хулители» затем пили воду, что приводило к ужасным результатам. Примером может служить рукопись серии N-town Pageant в Британской библиотеке в Лондоне (BL MS Cotton Vespasian D.8), датированная серединой 15 века из Восточного Мидлендса в Англии. [10]
- Неопределенная сцена под судом
- Деталь Рождества : две повитухи купают Иисуса.
- Деталь Рождества Христова и Благовещения пастухам.
- Центр апсиды
- Шенсельная арка, со стороны апсиды
- Угол апсиды
Примечания
[ редактировать ]- ^ Веб-сайт ЮНЕСКО
- ^ Беквит, 156
- ^ Беквит, 157
- ^ От греческого ἑτοιμασία «приготовление»: иконографический мотив в христианском искусстве, изображающий пустой трон.
- ^ Jump up to: а б Веб-сайт Кастельсеприо
- ^ Левето, цит.
- ^ Левето. п.2 - Средняя расчетная дата плитки была 828, а древесина дала 865 +/- 87, то есть между 778 и 952.
- ^ Г. Шиллер, Иконография христианского искусства, Том. I , 1971 (английский перевод с немецкого), Лунд Хамфрис, Лондон, с. 56 и инжир, ISBN 0-85331-270-2 . Шапиро упоминает также фрески X века в Каппадокии. Шиллер описывает эту сцену как «неизвестную в западной иконографии» (стр. 57), но ее миниатюра есть во французском « Житии Богородицы в Санкт-Петербурге» XIII века (Fr.Fv.XIV.9 F8r), иллюстрированном Т. Вороновой. и А. Стерлигов, Западноевропейские иллюминированные рукописи (в Публичной библиотеке Санкт-Петербурга), 2003, Сирокко, Лондон.
- ^ Шиллер соч. цит. стр. 57
- ^ Модернизированная версия текста сцены из серии N-town Pageant в Британской библиотеке, Лондон (BL MS Cotton Vespasian D.8). Середина 15 века из Восточного Мидленда Англии. См. также Вводную страницу на сайте.
Ссылки
[ редактировать ]- Беквит, Джон, Раннее христианское и византийское искусство , История искусства Пингвина (ныне Йельский университет), 2-е изд. 1979, ISBN 0-14-056033-5
- Фрески Кастельсеприо (1952 и 1957) в книге Мейера Шапиро, Избранные статьи, том 3, Позднеантичное, раннехристианское и средневековое искусство , стр. 67–142, 1980, Chatto & Windus, Лондон, ISBN 0-7011-2514-4 , первоначально в The Art Bulletin , июнь 1952 г. и декабрь 1957 г.
- П.Д. Левето, Марианская тема фресок в церкви Санта-Мария в Кастельсеприо , PD Leveto Art Bulletin 72 (1990), 393-413 (JSTOR)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Цикл фресок Санта-Мария-ди-Кастельсеприо Курта Вайцмана, 1951, Принстон.
- М. Колаоне, Иль Сеприо. Места, история, тайна скрытого региона , Монца, Менареста Эдиторе, 2011. ISBN 978-88-96751-05-3 .
- На официальном сайте имеется очень полная библиография – страница «Библиография».
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт - одна страница на английском языке, но итальянская версия очень насыщена, с картами, историей, библиографией и т. Д. Чтобы увидеть фрески, нажмите «I Monumenti», затем «Il Ciclo di Pitture» в полосе меню ниже.
- Статья PD Leveto в JStor (подписка только после первой страницы, которая сама по себе содержит полезную информацию).
- Объекты всемирного наследия в Италии
- Византийское искусство
- Фрески в Ломбардии
- Римские города и поселки Италии.
- Здания и сооружения в Ломбардии
- Ломбардия: Парки
- Музеи Ломбардии
- Археологические музеи Италии
- Музеи под открытым небом в Италии.
- Археологические памятники в Ломбардии
- Города-призраки в Италии.
- Национальные музеи Италии