Дезис


В византийском искусстве и в более позднем восточном православном искусстве, как правило, деисис или деис ( / d eɪ ˈ iː s ɪ s / , day -ee -siss ; греческий : Δέησις , «молитва» или «мольба») является традиционным знаковым представлением Христа в величии или Христос Пантократор : выдвинут на пресс, несущую книгу и окруженную Девой Марии и Святым Иоанном Крестителем , а иногда и другими святыми и ангелами. Мария и Иоанн, и любые другие фигуры, показаны лицом к Христу с их руками, поднятыми в проклятии от имени человечества.
Ранние примеры часто появлялись на луче Templon в православных церквях или выше двери, хотя иконы и преданные слоновые кости также имеют Deesis.
После разработки полного экрана иконостаза было место для более крупного «ряд Deesis» или «Великой дезисей» полноразмерных фигур, и количество фигур расширилось, как в Византии, так и в России. Обычно этот ряд находится выше уровня дверей и обычно ниже (иногда выше) ряд, изображающий двенадцать великих праздников . Поэтому Центральный Христос находится над главной дверью на экране. Вскоре семь фигур, как правило, одна на панель, стали стандартными, в порядке близости ко Христу в центре: справа от левого (справа Христа) Мария, Архангел Майкл и Святой Петр , и справа Иоанна Крестителя, Архангел Габриэль и Святой Павел . Особенно в российских примерах, как позволяет пространство, часто включается ряд святых местных значений, как позволяет пространство. Ряд Андрея Рублв для собора общежития в Владимире составлял 3,14 метра (более десяти футов) высотой. [ 1 ] В греческой традиции апостолы с большей вероятностью будут занимать дополнительные панели.
Присутствие Марии и Иоанна и других фигур обеспечивает одно из различий с Западным Христом в величии , где четыре евангелиста и/или их символы чаще включены вокруг Христа. Композиция DEESES также обычно встречается на Западе, особенно в тех частях Италии, которые находились под византийским влиянием, но также и в остальной Европе. Это часто образует часть сцены последнего суждения . Использование изображения медленно снижалось в течение среднего века, и оно никогда не бывает так распространено, как западные формы Христа в величии.
В изображениях распятия Иисуса Христос на кресте также очень часто окружают девственница, стоящая с одной стороны, но святой Иоанн, евангелист с другой, не Иоанном Крестителем.
Галерея
[ редактировать ]-
Харбавиль Триптих , середина 10 -го века, слоновая кость, Константинополь, Лувр
-
Пятипанель Deesis Row (в центре), иконостаз в соборе Благовещения в Москве Кремль от Теофана Грека , 1405-первый пятирядный иконостаз
-
Более крупный российский роу; Улич собор
-
Мозаика Дезис, 13 век, Хагия София
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Мария Шереметеф в Леонг, Альберт Эд.; Тысячелетие: христианство и Россия, 988–1988 гг . с. 110–118; 1990; Семинарная пресса Святого Владимира; ISBN 0-88141-080-2